На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Бюджетная и социально экономическая эффективность инвестиционных проектов. Анализ бюджетной и социальной эффективности инвестиционны

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный
инженерно-экономический университет»
 
Кафедра финансов и банковского дела
 
 
 
Курсовая работа по дисциплине
 
Инвестиции
 
 
на тему: «Бюджетная и социально – экономическая эффективность инвестиционных проектов. Анализ бюджетной и социальной эффективности инвестиционных проектов»
 
 
 
Выполнила: Кравлева А.С.
Студентка 4  курса
группа № 3382
специальность 080105 «Финансы и кредит»
Подпись:____________
 
Преподаватель: Евстафьева И.Ю.
Должность:  доцент кафедры финансов и банковского дела, к.э.н.
Оценка:________________ Дата:______________
Подпись:_______________
 
 
 
Санкт-Петербург
2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1.   БЮДЖЕТНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
                     ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
                     ПРОЕКТОВ…………………………………………………5
1.1.             Эффективность инвестиционных проектов…………………………….....……..........................5
1.2.             Бюджетная эффективность……………………………….…7
1.3.             Социально-экономическая эффективность……………....11
ГЛАВА 2.    АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНО -
                      ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕТИКВНОСТИ
                      ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕТОВ……………………..17
            2.1.    Инвестиционные приоритеты Санкт-Петербурга……......17
            2.2.    Расчет бюджетной эффективности………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Под эффективностью обычно понимают полезное действие, отдачу, производительность, продуктивность, действенность и результативность, но рассматриваться она может с разных позиций, в зависимости от сферы, в которой она представлена и наиболее выражена.
Чаще всего при упоминании инвестиционного проекта мы ассоциируем его с вложение имеющихся свободных финансовых ресурсов для получения в будущем определенной гарантированной материальной выгоды. Выгода же может быть представлена не только в денежном выражении.
Некоторые реализуемые проекты ставят своей целью лишь извлечение прибыли, но для того, чтобы проект был успешным с любой точки зрения (для инвесторов, для авторов проекта, для бюджета, для общества и других) необходимо учитывать все аспекты его эффективности, ведь эффективность инвестиционных проектов может выражаться не только в прибыли инвесторов. Любой проект может работать и на пользу бюджета и способствовать  улучшению социально-экономической сферы. Для этих целей достаточно выстроить  рациональную инвестиционную политику, направив средства, вкладываемые инвесторами на пользу общества.
Целью моей курсовой работы является  изучение бюджетной и социально-экономической эффективности инвестиционных проектов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
•              определить понятие и сущность бюджетной и социально-экономической эффективности;
•              ознакомиться с инвестиционными проектами, приносящим социально-экономический эффект;
•              выявить показатели, необходимые для расчета бюджетной эффективности инвестиционного проекта;
•              изучить способ расчеты бюджетной эффективности проекта.
В качестве объекта моей курсовой работы можно выделить эффективность, которую получают инвесторы, государство и население в результате осуществления инвестиционного проекта.
Предметом является способ определения социально-экономической и бюджетной эффективности инвестиционных проектов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1.  БЮДЖЕТНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
                     ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
                    ПРОЕКТОВ
 
1.1.           Эффективность инвестиционных проектов
 
 
 
Эффективность инвестиционного проекта – это категория, отражающая соответствие проекта, целям порождающим этот проект и интересам участников проекта, под которыми понимаются субъекты инвестиционной деятельности и общество в целом.
Можно выделить следующие виды эффективности инвестиционного проекта:
?      эффективность проекта в целом;
?      эффективность участия в проекте.
Эффективность проекта в целом необходима для того, чтобы определить потенциальную привлекательность проекта, целесообразность его принятия для возможных участников. Она показывает объективную приемлемость проекта вне зависимости от финансовых возможностей его участников. Данная эффективность, в свою очередь, включает в себя:
?      общественную (социально-экономическую) эффективность проекта;
?      коммерческую эффективность проекта.
Общественная эффективность учитывает социально-экономические последствия реализации инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные затраты на проект и результаты от проекта, так и внешние эффекты – социальные, экологические и иные эффекты.
Эффективность участия в проекте. Она определяется с целью проверки финансовой реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех его участников. Данная эффективность включает:
1)   эффективность участия предприятий в проекте;
2)   эффективность инвестирования в акции предприятия;
3)   эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям – участникам инвестиционного проекта (народнохозяйственная, региональная, отраслевая и другие подобные эффективности);
4)   бюджетная эффективность (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
Для общественно значимых проектов оценивается сначала их общественная эффективность. Если такая эффективность неудовлетворительная, то проект не рекомендуется к реализации и не может претендовать на государственную поддержку. Если же общественная эффективность оказывается приемлемой, то оценивается коммерческая эффективность. При недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого инвестиционного проекта необходимо рассмотреть различные варианты его поддержки, которые позволили бы повысить его коммерческую эффективность до приемлемого уровня. Если условия и источники финансирования общественно значимых проектов уже известны, то их коммерческую эффективность в ряде случаев можно не оценивать.
 
 
 
 
 
 
 
1.2.           Бюджетная эффективность
 
Бюджетная эффективность проекта отражает влияние реализации проекта на доходы и расходы федерального, регионального или местного бюджетов [3].
Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Выбор инвестиционного проекта, предусматривающего государственную поддержку, производится исходя из максимального интегрального эффекта, учитывающего коммерческую, бюджетную и народнохозяйственную экономическую эффективность.
Основным показателем бюджетной эффективности при обосновании предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки является бюджетный эффект.
Бюджетный эффект осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами в связи с осуществлением данного проекта.
Бюджетный эффект (1) [3] для временного шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета над расходами  в связи с осуществлением данного проекта:
 
                                         Бt = Дt – Рt,                                                  (1)
 
где  Дt – доходы соответствующего бюджета
Рt – расходы, связанные с осуществлением данного проекта
К притокам средств для расчёта бюджетной эффективности можно отнести:
1)   притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
2)   доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
3)   платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
4)   платежи в погашение налоговых кредитов;
5)   поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;
6)   поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;
7)   поступления в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, платы за недра, лицензии на право ведения геологоразведочных работ и прочего в части, зависящей от осуществления проекта;
8)   эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;
9)   комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
10)                       дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией инвестиционного проекта.
11)                       штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.
К притокам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и социального страхования - в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.
К оттокам бюджетных средств относятся:
1)   предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления проекта;
2)   кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;
3)   предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
4)   предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
5)   бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов;
6)   прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;
7)   выплаты пособий для лиц, остающихся без работы, в связи, с осуществлением проекта (в том числе - при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
8)   выплаты по государственным ценным бумагам;
9)   государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;
10)                       средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта
Составляются денежные потоки для определения бюджетной эффективности и рассчитываются обобщающие показатели бюджетной эффективности проекта. Для каждого уровня бюджета расчёты проводятся раздельно.
К показателям бюджетной эффективности относятся [8]:
1)   чистый доход бюджета - это разница между накопленной суммой притоков денежных средств в бюджет от реализации проекта и накопленной суммой оттоков бюджетных средств за весь срок реализации проекта;
2)   чистый дисконтированный доход бюджета - накопленное сальдо дисконтированного денежного потока бюджета;
3)   внутренняя норма доходности бюджета - этот показатель можно рассчитать только в том случае, если на первых шагах расчёта сальдо денежного потока бюджета от реализации проекта было отрицательным;
4)   индекс доходности гарантий - этот показатель рассчитывается в том случае, если инвестиционный проект реализуется за счёт заёмных средств, предоставленных под гарантии бюджета. Рассчитывается как отношение чистого дохода бюджета к сумме гарантий.
На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности [3]:
1)     внутренняя норма бюджетной эффективности;
2)     срок окупаемости бюджетных затрат;
3)     степень финансового участия государства (региона) (2) в реализации проекта, рассчитываемая по формуле:
 
                                             d=Ринт/Зинт,                                                 (2)
 
где Ринт - интегральные бюджетные расходы,
Зинт - интегральные затраты по проекту, рассчитываемые на уровне государства и региона.
По проектам, предусматривающим бюджетное покрытие расходов в иностранной валюте и (или) валютные поступления в бюджет, определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального). Расчет производится в соответствии с учетом расходов и доходов только в иностранной валюте, пересчитываемой в валюту Российской Федерации по установленным курсам. При этом необходимо учитывать, что стоимость иностранной валюты не всегда правильно определяется валютным курсом, а цена товаров, входящих во внешнеторговый оборот и не входящих в него, нередко оказывается различной.
Показатель бюджетного эффекта отражает лишь ту часть эффекта, которая поступает в бюджет. Другая часть эффекта поступает в распоряжение инвесторов и предприятия, реализующего инвестиционный проект. Она характеризуется показателями коммерческой эффективности. Поэтому наряду с показателями коммерческой и бюджетной эффективности необходимо определять показатели социально - экономической эффективности инвестиционного проекта в хозяйственной системе.
 
 
 
1.3.           Социально – экономическая эффективность
 
В наше время проекты, предназначенные для получения социального эффекта, не являются какой-то редкостью. Они имеют место, прежде всего, при реализации государственных и муниципальных программ, однако и в крупных компаниях подобные проекты можно встретить достаточно часто. Эта сфера не предприятиях сейчас  активно развивается.  В качестве примера можно использовать проекты, связанных с повышением квалификации работников компаний, строительством центров отдыха и физического развития.
Оценка социальных результатов проекта предполагает, что проект должен соответствовать социальным нормам, стандартам и условиям соблюдения прав человека. Предусматриваемые проектом мероприятия по созданию работникам нормальных условий труда и отдыха, обеспечению их продуктами питания, жилой площадью и объектами социальной инфраструктуры являются обязательным условием его реализации и какой-либо самостоятельной оценке в составе результатов проекта не подлежат. Когда реализация проекта предполагает улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников (например, предоставление бесплатно или на льготных условиях жилья), затраты по сооружению или приобретению соответствующих объектов включаются в состав затрат по проекту и учитываются в расчетах эффективности в общем порядке.
Доходы от этих объектов (часть стоимости жилья, оплачиваемая в рассрочку, выручка предприятий бытового обслуживания и другие) учитываются в составе результатов проекта. В расчетах эффективности учитывается и самостоятельный социальный результат подобных мероприятий, получаемый при увеличении рыночной стоимости жилья, обусловленном вводом в действие дополнительных объектов социально-бытового назначения.
Социальные инвестиции — вложения в объекты социальной сферы с целью получения дохода и повышения уровня и качества жизни людей посредством удовлетворения их материальных, духовных или социальных потребностей [7].
Субъекты социальных инвестиций — органы государственной власти, государственные и муниципальные предприятия, российские и иностранные частные коммерческие и некоммерческие организации, физические лица.
Для государства целями социальных инвестиций могут быть повышение национального дохода и уровня (качества) жизни одновременно, для коммерческих структур, иностранных инвесторов и физических лиц – прибыль, для некоммерческих организаций – повышение уровня и качества жизни посредством удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей.
Существуют четыре основных показателя эффективности социального инвестирования:
• социальный эффект, характеризующий степень удовлетворенности населения качеством жизни;
• социальная эффективность — показатель, определяющий повышение уровня жизни людей;
• социально-экономическая эффективность — показатель, дающий представление об экономической эффективности инвестиционных вложений в социальную сферу с учетом достигнутого социального эффекта;
• экономическая эффективность — показатель, отражающий экономическую эффективность проекта на основе соотношения результатов к затратам
Социальный эффект определяется как экономическими или статистическими, так и социологическими показателями: изменением соотношения бюджетов домохозяйств от потребления к сбережению, ростом количества детей в семьях, повышением образовательного уровня населения, удовлетворенностью социальным статусом или финансовым положением. Основной показатель — повышение качества жизни людей в результате социальной инвестиционной деятельности.
Показатели социальной эффективности дают представление о количественной стороне достигнутых социальных целей, ради которых социальный инвестиционный проект разрабатывался и осуществлялся: возникновение дополнительных социальных услуг, изменение индекса потребительских цен, обеспеченности жильем, уменьшение безработицы, увеличение рождаемости и снижение смертности.
Показатели социально-экономической эффективности определяются вслед за социальным эффектом через увеличение физического объема услуги, уменьшение стоимостной оценки услуги, снижение текущих затрат организаций социальной сферы, увеличение числа посещений развлекательных мероприятий, снижение выплат по безработице - спектр показателей огромен.
Экономическая эффективность социальных инвестиций основывается на минимизации затрат по их разработке и осуществлению: абсолютные (разность между суммой капиталовложений и денежной оценкой его результатов), относительные (отношение денежной оценки результатов и совокупных затрат), временные (период возврата инвестиций).
Для повышения эффективности инвестиционных проектов зачастую необходима поддержка государства. Государственная помощь в  регулирование социального - экономического эффекта инвестирования обычно следует двум государственным принципам: принципу социальной справедливости и принципу социально-экономической эффективности. Экономический смысл государственного регулирования социальных инвестиций заключается в выполнении четырех основных функций государства и его структур: производства и перераспределения необходимых социальных товаров, работ или услуг; финансирования социальной инвестиционной деятельности; стимулирования социального инвестиционного процесса и информационного сопровождения социального инвестирования. Цель государственного регулирования социальной инвестиционной деятельности — достижение оптимального варианта взаимодействия государства, инвесторов и потребителей в процессе повышения уровня и качества жизни в стране.
Наиболее актуальным в настоящее время вариантом социального эффекта инвестиционного проекта могут служить социальные инвестиции в области здравоохранения - повышение квалификации медиков через возрождение курсов повышения квалификации, учебы с отрывом от врачебной деятельности, получения дополнительного образования.
Для более эффективного обеспечения занятости населения необходимо внедрение социального инвестиционного проекта, направленного на создание новых рабочих мест в социальной сфере и малом бизнесе.
В области культуры и искусства актуальным социальным инвестиционным проектом может стать развитие культурного образования детей и юношества. Это не столько музеи и концерты классической музыки, сколько художественное воспитание молодежи.
В области социального обеспечения (персональных социальных услуг) основной проблемой, для решения которой может быть разработан социальный инвестиционный проект, является обеспечение занятости инвалидов.
Государственное поддержка социально значимых инвестиционных проектов может осуществляться в тех отраслях социальной сферы, где присутствие государства необходимо: в образовании, здравоохранении, физкультуре и спорте, культуре и искусстве, в области социальных услуг и занятости. Другие отрасли социальной сферы могут обходиться частными инвестициями, для развития социальной инвестиционной деятельности в этих отраслях достаточно других, нефинансовых, вариантов госрегулирования: налоговых послаблений, юридических методов, информационной поддержки. Очень важно в государственной поддержке— следовать выбранным показателям эффективности. Это может быть и снижение заболеваемости, увеличению рабочих мест, улучшение условий труда и другое.
Социально – экономическая  эффективность инвестиционных проектов может выражаться в росте ВВП страны, создании новых рабочих мест, увеличении налоговых поступлений, уменьшении выплат из фондов социального страхования, повышении средней продолжительности жизни, сохранении и развитии физического и душевного здоровья детей и молодежи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2.    АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОЙ И СОЦИАЛЬНО -
                      ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕТИКВНОСТИ
                      ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕТОВ
 
           2.1.     Инвестиционные приоритеты Санкт-Петербурга
 
 
 
В Санкт-Петербурге действует закон от 03.12.2008 № 742-136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга». Согласно этому закону необходимым условием отнесения инвестиционных проектов к числу стратегических является их соответствие принципу стратегической важности для Санкт-Петербурга. Стратегическая важность означает следующее: в  результате реализации таких проектов должно наблюдаться существенное улучшение социально-экономических и культурных условий жизни горожан, в том числе развития в Санкт-Петербурге инвестиционного рынка, промышленности, туризма, науки, культуры и образования, информационных технологий и инноваций, логистики, финансовых институтов и прочего.
Для отнесения инвестиционного проекта к разряду стратегических он должен удовлетворять следующим условиям [2]:
1)              на территориях, прилегающих к зоне реализации проекта, происходит стимулирование инвестиционной и деловой активности, в том числе в сфере жилищно – коммунального хозяйства;
2)              с точки зрения окупаемости проект экономически эффективен;
3)              совокупный объем инвестирования в развитие промышленности, транспортно-логистического комплекса составляет не менее 3 млрд. руб., а в иные инвестиционные проекты – не менее 15 млрд. руб.;
4)              в случае, когда проект связан с промышленным производством, используются и внедряются высокоэкономичные технологии;
5)              целесообразность проекта подтверждена соответствующим исполнительным органом государственной власти.
Одним из основных подходов проведения инвестиционной политики в Санкт-Петербурге является кластерный подход, то есть разделение на совокупность идентичных объектов (табл. 1). В соответствии с этим на территории города формируются три кластера [2]:
1)              транспортно-логистический кластер;
2)              автомобильный кластер;
3)              туристический кластер.
Таблица 1
Стратегические инвестиционные проекты Санкт-Петербурга
Кластер
Объект
Объем инвестиций
1)              Транспортно-логистический
?                  Развитие аэропорта «Пулково» и прилегающих территорий.
?                  Строительство нового Морского пассажирского терминала.
?                  Строительство платной автомагистрали «Западный скоростной диаметр».
?                  Строительство Орловского тоннеля под р. Невой
30 млрд. руб.
 
 
 
31,26 млрд. руб.
 
 
 
83,644 млрд. руб.
 
 
 
26,361 млрд. руб.
2)              Автомобильный кластер
?                  Строительство автомобильного завода компании «Тойота Мотор Корпорейшн».
?                  Открытие завода компании «Ниссан
100 млн. евро
 
 
 
200 млн. долларов США
 
Окончание Таблицы 1
Кластер
Объект
Объем инвестиций
 
Мотор Ко».
•              Строительство автомобильного завода компании «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус».
 
400 млн. долларов США
 
 
 
•              Строительство завода автокомпонентов компании «MAGNA International Europe AG»
80 млн. евро
3)              Туристический кластер
?                  Развитие гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга.
?                  Развитие территории острова Новая Голландия.
 
 
 
 
378 млн. долларов США
 
Цель проекта развития гостиничной инфраструктуры – развитие рынка гостиничных услуг и туристической отрасли Санкт-Петербурга. В работе находится 155 гостиничных проектов на 13 021 номеров. «Программа размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге» включает в себя адресный перечень 170 зданий и земельных участков, предназначенных исключительно для размещения гостиничных комплексов. Формы реализации проекта – целевое предоставление участков для реализации гостин
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.