На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Нормативно-правовое обеспечение порядка оценки инвестиционных проектов инновационной направленности

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
 
Реферат
на тему:
«Нормативно-правовое обеспечение порядка оценки инвестиционных проектов инновационной направленности».
 
 
 
Выполнила:
Студентка 5 курса вечернего отделения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
МОСКВА 2011
Содержание.
1.       Введение.
2.       Теоретические аспекты инвестиционной деятельности.
3.       Инновационная деятельность и нормативно правовые акты, ее регулирующие.
4.       Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности.
5.       Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ.
6.       Заключение.
7.       Список использованной литературы.

Введение.
Формирование инновационной политики предприятия, адекватной современным экономическим условиям, является важнейшей задачей достижения конкурентных преимуществ в долгосрочной перспективе и повышения эффективности промышленного производства.
В современных условиях инновации становятся фактором, способным существенно влиять на формирование национальной конкурентоспособности. Полноценное использование инноваций для национального развития возможно только при условии целенаправленной инновационной политики, проводимой как в самой организации, так и на государственном уровне. Эта задача особенно актуальна для России, обладающей значительным инновационным потенциалом, который используется явно недостаточно, в частности, в связи с отсутствием адекватной национальной инновационной политики.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Место и роль инновационной и связанной с ней инвестиционной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Он в большой степени связан с товарно-денежными отношениями, опосредующими все стадии его реализации. Это обстоятельство вполне убедительно проявляется в условиях регулируемой рыночной экономики капиталистических стран. Основная масса инновационных процессов реализуется здесь частными компаниями разного уровня и масштаба, и такие процессы выступают, понятно, не как самостоятельная цель, а как средство лучшего решения производственных и коммерческих задач компании, добивающейся высокой прибыльности.
Теоретические аспекты инвестиционной деятельности.
Инвестиционный процесс представляет собой многостороннюю деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации. Это – явление сложное и многообразное, поэтому целесообразно рассмотреть сущность самого понятия «инвестиции» и их классификацию.
Среди ученых-экономистов нет единого мнения относительно самого понятия «инвестиции». Если говорить обобщенно, то инвестициями являются средства, вкладываемые в экономику, в экономические объекты и проекты, предназначенные для обеспечения производства экономическими ресурсами в будущем. Если же давать полное определение, то инвестиции – это любые имеющиеся средства, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное направление, приносящее выгоду.
Под инвестициями понимаются финансовые, имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Ели речь идет о реальных инвестициях, инвестициями являются долгосрочные вложения капитала в предприятия различных отраслей экономики.
В состав инвестиций входят:
?       денежные средства;
?       целевые банковские вклады;
?       акции;
?       паевые взносы и другие ценные бумаги;
?       движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и т.д.);
?       имущественные права, вытекающие из авторского права и других интеллектуальных ценностей;
?       совокупность технических, технологических, коммерческих знаний, «ноу-хау»;
?       право пользования природными ресурсами, другие права и ценности.
Совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций характеризуется как инвестиционная деятельность. Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды, оборотные средства, ценные бумаги, земля и так далее.
Инвестиционная сфера – это совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в роли инвестиций.
В состав инвестиционной сферы входят:
?       сфера капитального строительства;
?       инновационная сфера;
?       сфера обращения финансового капитала;
?       сфера реализации имущественных прав субъектов.
Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователи объектов, поставщики товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные компании, граждане государства и зарубежных стран.
В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности выделяются:
?       государственные инвестиции (средства бюджетов, внебюджетных фондов, заемные средства, средства государственных предприятий);
?       инвестиции граждан;
?       инвестиции негосударственных предприятий;
?       иностранные инвестиции;
?       совместные инвестиции.
В зависимости от оперируемых ценностей различают три типа инвестиций: реальные, финансовые и интеллектуальные.
Реальные инвестиции включают вложения средств в материальные активы (вещественный капитал: здания, оборудование, товарно-материальные запасы и др.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, «ноу-хау» и др.).
Под финансовыми инвестициями понимаются вложения в ценные бумаги (акции, векселя, облигации и др.), целевые банковские вклады, депозиты и т.д.
Интеллектуальные инвестиции – это вложения средств в творческий потенциал общества, объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из авторского, изобретательского и патентного права.
По характеру участия в инвестировании выделяют прямые, непрямые и портфельные инвестиции.
Под прямыми инвестициями понимается непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств без посредников.
Непрямые инвестиции – это инвестирование через посредников. Например, приобретение лицами инвестиционных сертификатов инвестиционного фонда, который размещает полученные средства в объекты инвестирования по своему усмотрению, участвует в управлении ими и распределяет часть прибыли среди клиентов.
Портфельные инвестиции – это вложения капитала в различные ценные бумаги
Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и инновациях.
Инвестиционная политика должна ориентироваться на:
?       определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;
?       выбор приоритетов;
?       повышение эффективности инвестиций.
Данное определение обрисовывает все составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкое трактование. Инвестиционная политика государства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечению необходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства. Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике.
В инвестиционной деятельности государство выступает в нескольких лицах:
?       организатора инвестиционно-финансового рынка;
?       участника инвестиционно-финансового рынка;
?       менеджера инвестиционных процессов.
Инновационная деятельность и нормативно правовые акты, ее регулирующие.

      Инновационный процесс базируется на инновационной деятельности человечества, которая представляет собой совокупность особого рода работ по созданию новшества и распространению его в хозяйственной системе. При этом деятельность по распространению новинки не менее важна в инновационном процессе, чем ее создание. 
      К инновационной относится вся деятельность в рамках инновационного процесса, включая маркетинговые исследования рынков сбыта и поиск новых потребителей, информационное обеспечение возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений, а также партнеров по внедрению и финансированию инновационного проекта.
Протекание инновационного процесса во многом обусловлено развитостью инновационной инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой следует понимать специфический комплекс видов деятельности совместно с их потенциалом, обслуживающих инновационный процесс. 
      Эта деятельность связана, прежде всего, с обслуживанием рынка научно-технической продукции. Последняя, превращаясь в товар, нуждается в создании специальной сети организаций, осуществляющих коммерциализацию разработок академической, вузовской и прикладной науки. Кроме того, на стыках различных стадий инновационного процесса зачастую требуются консультативные, информационно-посреднические, организационные, экспертные, инженерные, аудиторские, управленческо-координационные и патентные услуги. 
      Инновационная активность обусловлена инновационной восприимчивостью социально-экономической системы, т. е. способностью к быстрому и эффективному освоению новшеств. Инновационная восприимчивость (инновативность) зависит от разнообразных экономических, организационных, психологических, социальных и технических факторов. 
      Основными нормативными актами, регулирующими инновационную деятельность, являются: 
      Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 “О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998–2000 годы”. 
      Постановление формулирует основные понятия, связанные с инновационной деятельностью, и характеризует ее состояние в РФ. Основные направления государственной инновационной политики, согласно Постановлению, следующие:
?       разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения,
?       развитие производства и повышение конкурентоспособности продукции,
?       развитие инфраструктуры инновационного процесса,
?       развитие малого инновационного предпринимательства и оказания им государственной поддержки.
Основные методы реализации инновационной политики — формирование условий для изменений в инновационной сфере, государственная поддержка и стимулирование инвесторов, совершенствование законодательной базы, внешнеэкономическая поддержка и обеспечение зарубежных кредитных линий. 
      Постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 “О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности”. 
      Цель Постановления — дальнейшее развитие малого предпринимательства в сфере материального производства, содействие инновационной деятельности и обеспечение функционирования малых предприятий. Постановление утвердило поддержку малых предприятий одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов власти и предложило комплекс мер по развитию и государственной поддержке таких предприятий, а также определило приоритетные отрасли для поддержки: машиностроение, металлообработка, микробиология, медицина, электронная промышленность и др. 
      Постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1156 “Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок”. 
      Федеральные органы исполнительной власти и коммерческие организации могут создавать следующие внебюджетные фонды: Министерство науки и технологий РФ — Российский фонд технологического развития; федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти — фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти; коммерческие организации — фонды финансирования научных исследований и экспериментальных разработок соответствующих коммерческих организаций. Внебюджетные фонды создаются по согласованию с Министерством науки и технологий РФ, которое осуществляет их регистрацию и учет. Порядок регистрации и учета устанавливается Министерством науки и технологий по согласованию с Министерством финансов. 
      Постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. № 374 “О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу”. 
      Данное Постановление издано в целях создания условий, способствующих привлечению инвестиций в инновационную сферу, усиления государственного воздействия на процессы реформирования инновационного потенциала; для развития практики финансовой поддержки инновационной деятельности, направленной на реализацию конкурентоспособных видов техники и технологий. 
      Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. № 827 “О Федеральном фонде производственных инноваций”. 
      Федеральный фонд производственных инноваций создается для государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса, освоения конкурентоспособных технологий и производств новых видов продукции. Фонд должен оказывать содействие государственной, структурной, научно-технической и промышленной политике, участвовать в разработке, проведении конкурсного отбора и реализации инновационных проектов, оказывать поддержку инновационной деятельности, содействовать строительству и реконструкции наукоемких производств. 
      Постановление Госкомстата России от 3 сентября 1998 г. № 91 “Об утверждении формы Федерального государственного статистического наблюдения за инновационной деятельностью”. 
      Постановление утверждает по согласованию с Роспатентом годовую форму федерального государственного статистического наблюдения № 4-НТ (перечень) “Сведения об использовании объектов промышленной собственности” для наблюдения и контроля над инновационной деятельностью предприятий. [1]
Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности.
Регулирование инвестиционной деятельности должно быть рациональным по результатам и сбалансированным по степени гибкости.
Это невозможно без создания определенных правовых форм. Право устанавливает нормативную базу, определяет положение субъекта инвестиционной деятельности, устанавливает юридическую ответственность, определяет различное использование инвестиционной деятельности и контролирует отношения между участниками, в том числе и с государством.
Правовые нормы имеют несколько характеров: дозволяющий, запрещающий, обязывающий и стимулирующий.
В рыночной экономике основная роль экономико-правовых регуляторов – стимулировать и направлять инвестиционный процесс для сбалансированного развития национальной экономики.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляется двумя законодательствами.
Первое – это специальное инвестиционное законодательство, второе – гражданское и хозяйственное.
Инвестиционное законодательство контролирует и направляет порядок привлечения отечественных и иностранных инвестиций.
Основные правовые акты общего регулирования:
1) Гражданский кодекс Российской Федерации;
2) Земельный кодекс Российской Федерации;
3) Налоговый кодекс Российской Федерации;
4) Закон о недрах;
5) Закон о Центральном банке Российской Федерации;
6) Закон о банках и банковской деятельности;
7) Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий;
8) законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.
Несколько законов специального регулирования:
1) Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях Российской Федерации»;
2) Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
3) Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
4) Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
5) Федеральный закон от 25 февраля 1998 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений»;
6) Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;
7) Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
8) Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Специальное правовое регулирование инвестиционной деятельности представлено нормативно-правовыми актами, поэтому носит комплексный характер.
Три уровня нормативных актов нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности:
1) законодательные:
а) высшей юридической силы – федеральные конституционные и федеральные законы;
б) международные договоры;
в) законодательство субъектов федерации;
2) подзаконные акты:
а) указы Президента Российской Федерации;
б) межправительственные постановления;
в) правительственные постановления;
г) внешнеэкономические соглашения субъектов Российской Федерации;
д) ведомственные акты – приказы и постановления министерств и ведомств Российской Федерации;
е) постановления и решения органов местного самоуправления;
3) локальные, представленные системой актов индивидуального характера:
а) административные акты участников инвестиционной деятельности;
б) нормативно-правовые договоры (на основе международного публичного и частного права, гражданского и трудового права Российской Федерации).
Для субъекта инвестирования важно знать все основные положения законодательства для недопущения ошибок, которые могут впоследствии привести к плохим результатам.
Стимулировать инвестиционную деятельность необходимо в связи с высокими инвестиционными рисками и высокой стоимостью кредитных ресурсов. Действующая система стимулов реализуется в форме налоговых и таможенных льгот и имеет фискальный характер. Налоговые льготы, предоставляемые субъектами федерации инвесторам, распространяются на все налоги, составляющие бюджет инвесторов. Наиболее часто льготы предоставляются:
1) по налогу на прибыль;
2) налогу на имущество;
3) транспортному налогу;
4) налогу на операции с ценными бумагами;
5) акцизам в добывающих отраслях.
Раньше льготы предоставлялись осторожно и по весьма ограниченному спектру, в последнее время – практически повсеместно и с большим разнообразием. В этом заключается своеобразная тенденция со стороны региональных властей.
В основном схема предоставления субъектами Федерации налоговых льгот зависит от:
1) размера инвестиций;
2) рода деятельности субъекта;
3) длительности предоставления льгот;
4) целевого назначения инвестиций.
Есть три основных направления развития системы стимулирования инвестиционной активности:
1) предоставление бюджетных средств негосударственным структурам на возвратной основе;
2) реализация принципа права собственности (из федерального бюджета выделяются капитальные вложения на развитие федеральной собственности, а из муниципального бюджета – на развитие муниципальной);
3) равенство прав инвесторов – гарантии прав и защиты инвестиций предоставляются всем инвесторам.
Нормативно-правовые акты по своей сути направлены на обеспечение дополнительных налоговых льгот и предоставление бюджетных гарантий инвесторам.[2]
Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:
1.        установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;
2.        защиты интересов инвесторов;
3.        предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;
4.        расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
5.        прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
?        разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
?        размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов;
?        выпуска муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
?        вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности;
?        предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.
?        проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики.
Механизм государственного регулирования инвестиционных  процессов представляет собой совокупность инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.
В Постановлении Правительства РФ от 25.04.2006 N 239 «Об инвестиционном фонде российской федерации» устанавливаются критерии отбора инвестиционных проектов.
Отбор инвестиционных проектов осуществляется на основе следующих качественных критериев:
?        наличие коммерческой организации, подтвердившей готовность к участию в инвестиционном проекте;
?        соответствие решаемой задачи при реализации инвестиционного проекта приоритетам социально-экономического развития Российской Федерации и государственного инвестирования на среднесрочную перспективу, а также отраслевым стратегиям развития, одобренным в установленном порядке Правительством Российской Федерации;
?        наличие положительных социальных эффектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта;
?        обоснование невозможности реализации инвестиционного проекта без государственной поддержки;
?        соответствие сметной стоимости инвестиционных проектов минимальной стоимости инвестиционного проекта (5 млрд. рублей), установленной для получения государственной поддержки;
наличие положительного заключения инвестиционного консультанта по инвестиционному проекту.
Инвестиционные проекты, прошедшие отбор на основе качественных критериев, подлежат отбору на основе количественных критериев, основанных на показателях финансовой, бюджетной и экономической эффективности.
Показателями финансовой эффективности являются:
?        чистая приведенная стоимость инвестиционного проекта, определяемая как накопленный дисконтированный эффект реализации инвестиционного проекта за расчетный период. Чистая приведенная стоимость характеризует превышение суммарных денежных поступлений всех инвесторов, включая частных, над суммарными затратами с учетом дисконтирования;
?        внутренняя норма доходности инвестиционного проекта.
Показателем бюджетной эффективности является отношение дисконтированных налоговых поступлений и (или) экономии расходов федерального бюджета, обусловленных реализацией инвестиционного проекта, к суммарному объему планируемой государственной поддержки.
Показателем экономической эффективности является объем вклада инвестиционного проекта в увеличение валового внутреннего продукта или валового регионального продукта.
Методики применения критериев и расчета указанных показателей, а также их предельные значения разрабатываются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными министерствами и утверждаются совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.
Также в данном постановлении установлен порядок отбора инвестиционных проектов, срок его проведения, перечень документов, необходимых для получения заключения на инвестиционный проект, перечень заключений и соответствий, на основании которых Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации осуществляет отбор инвестиционных проектов.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ.
В настоящее время большое внимание уделяется вопросам инвестиционной политики как на макро -, так и на микроуровне. Государственная инвестиционная политика предусматривает создание реальной возможности и условий для инвестирования, активное участие государства на инвестиционном рынке стимулирует его развитие.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем проведения инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РФ, обеспечивается государственными органами управления РФ, республик в составе РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенции.
Инвестиционная политика государства – это совокупность мероприятий, проводимых государством по управлению инвестиционной деятельностью с целью создания оптимальных условий для активизации инвестиционного процесса. [3]
Основной целью инвестиционной политики государства является создание благоприятных условий для развития инвестиционного процесса.
Основными задачами государственной инвестиционной политики являются:
1) поддержка (стимулирование) отдельных отраслей экономики.
2) обеспечение сбалансированного развития отраслей хозяйствования и экспортного производства.
3) достижение конкурентоспособной отечественной продукции.
4) реализация социальных и экологических программ (развитие здравоохранение, образования, ЖКХ, охрана окружающей среды).
5) регулирование занятости населения.
6) обеспечение обороноспособности и безопасности государства.
Государственное регулирование инвестирования направлено на обеспечение максимальной эффективности инвестиционных вложений.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
В условиях рыночных отношений выделяют прямые и косвенные методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. К таким средствам можно отнести государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, установление квот на экспорт и импорт, управление государственными предприятиями и государственной собственностью, распорядительные процедуры и др. Прямое экономическое воздействие заключается в инвестировании в отдельные территории, отрасли, предприятия, которые по роду своей деятельности не могут выдержать жесткую конкуренцию рынка. Например, в наукоемких отраслях экономики велик риск вложения инвестиций, инвестиционный процесс протекает с интервалами, при этом проекты считаются долгосрочными и дорогостоящими.
Рассмотрим более подробно некоторые стороны прямого метода государственного регулирования инвестиционной деятельности.
Формы деятельности органов государственной власти в области прямого регулирования инвестиций заключаются в следующем[4]:
1) выделение средств на капитальные вложения из государственного бюджета;
2) на практике в качестве прямого регулирующего воздействия на инвестирование считается предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных регионов, отраслей, производств;
3) государственное воздействие на инвестирование выражается и путем проведения кредитной политики, политики ценообразования, амортизационной политики;
4) разработка (формирования) и реализация федеральных программ;
5) разработка и проведение единой государственной научно-технической политики;
6) стимулирование инвестиционной активности с помощью налогов, налоговых льгот, норм амортизации и ее индексации, регулирования учетной ставки банковского кредита.
Важным методом прямого государственного регулирования инвестиционной деятельности является контроль соблюдения государственных норм и стандартов, обязательных для всех предприятий и организаций, независимо от формы собственности.
Методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является экспертиза инвестиционных проектов. Порядок государственной экспертизы и утверждения инвестиционных проектов устанавливается Правительством России.[5]
Косвенные методы государственного регулирования предполагают только экономические средства воздействия на инвестиционные процессы. К ним относятся инструменты бюджетной, налоговой, денежно-кредитной политики. На субъекты инвестиционного процесса они оказывают опосредованное воздействие, стимулируя их к определенным действиям, направленным на решения задач государственной инвестиционной политики.
В настоящее время действует целый ряд федеральных целевых программ. По отдельным программам финансирование составляло лишь мизерную часть от декларируемого объема вложений. В настоящее время система мер государственной инвестиционной политики направлена на выделение приоритетных направлений использования инвестиций, исключающее распыление государственных средств.
Особое внимание сейчас уделяется национальным проектам. Они осуществляются в соответствии с приоритетами развития страны, под контролем ее президента, в более короткий период времени, чем требуется на реализацию федеральных целевых программ. Помимо этого учитывается принцип проектного финансирования с помощью специально созданной структуры, на основе сквозного планирования, отчетности и контроля.
Масштабные инвестиции в рамках национальных проектов необходимо направлять на развитие потенциальных преимуществ российской экономики, на создание новых продуктов, аналогов которых нет на мировом рынке, на повышение конкурентоспособности существующих предприятий на обеспечение достойных условий жизни и труда населения.
Эффективность государственной инвестиционной политики зависит не только от общего объема инвестиций, а от того, в какие именно отрасли были направлены инвестиционные потоки. Таким образом, инвестиционная политика государства должна обеспечить системный подход к управлению инвестиционной деятельностью, создавая оптимальные условия для активизации инвестиционного процесса.
Благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности создаются государством путем [6]:
?    совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
?    установления субъектам инвестиционной деятельности специальных
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.