На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предприятие основное звено промышленности. Его характеристика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬОНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
 
САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономики промышленности
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Экономика предприятия»
 
По теме: «Предприятие –  основное звено промышленности. Его  характеристика»
Выполнил студент 1 курса
 
Заочной формы обучения
 
Периферийного потока
 
Специальность – ЭУП (ОсНИ)
 
Ивановский А.С.
 
Научный руководитель
 
К.Э.Н., доцент
 
С.А. Ерошевский
САМАРА
 
2010
Содержание
Введение……………………………………………………………………..  3
1. Понятие субъекта предпринимательской  деятельности в промышленности. Характеристика основного звена  производственно-хозяйственных отношений.  …………………………………………………………………  4
 
1.1  Раскрытие термина  «предприятие» …………………………………..  4
 
1.2  Термин «предприятие»  с точки зрения права………………………...  6
 
1.3  Основные признаки, характеризующие предприятие………………..  9
 
1.4  Классификация предприятий………………………………………….  14
2. Организационно-правовые  формы предприятий (фирм), их возможности  и характеристика.  ……………………………………………………………  16
 
2.1  Понятие организационно-правовой  формы …………………………  16
 
2.2  Полное товарищество………………………………………………….  18
 
2.3  Коммандитное товарищество………………………………………….  20
 
2.4  Общество с ограниченной  ответственностью……………………….   20
 
2.5  Общество с дополнительной  ответственностью……………………    22
 
2.6  Открытое акционерное  общество……………………………………    22
 
2.7  Закрытое акционерное  общество……………………………………...  23
 
2.8  Унитарное предприятие……………………………………………….  23
 
2.9  Производственный кооператив……………………………………….  24
3.  Условия учреждения  и прекращения предприятий…………………..  26
 
3.1 Учреждение предприятия…………………………………………….  28
 
3.2  Ликвидация и реорганизация  предприятия…………………………... 32
Заключение………………………………………………………………….  33
Библиографический список………………………………………………..  34
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Постепенный переход России от централизованно-плановой системы  хозяйствования к рыночной по-новому ставит вопрос о методах ведения  экономики предприятия. В условиях рыночных отношений центр экономической  деятельности перемещается к основному  звену всей экономики - предприятию. Основой экономики любого государства  являются предприятия, которые производят продукцию, работы, услуги. Производство продукции осуществляется не для  удовлетворения собственных нужд, а  для того, чтобы ее реализовать  и получить прибыль. Реализовать  продукцию предприятие может  только в том случае, если на нее  имеется спрос. Следовательно, предприятие, с одной стороны, удовлетворяет  общественные потребности, а с другой делает это с целью получения  прибыли. Предприятия имеют конкретные названия - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п. Они отличаются размерами, организационно-правовыми  формами, относятся к разным отраслям и формам собственности. Тем не менее, любое предприятие является сложной  системой, объединяющей производственные ресурсы.
"Никакая теория, программа  или правительственная политика  не могут сделать предприятие  успешным; это могут сделать только  люди " А.Морита[1]
"Все хозяйственные  операции можно в конечном  счете свести к обозначению  тремя словами: люди, продукт,  прибыль. На первом месте стоят  люди. Если у вас нет надежной  команды, то из остальных факторов  мало что удастся сделать " Л.Яккока[2]
Предпринимательство — инициативная, самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли  или личного дохода, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под  свою имущественную ответственность  или от имени чьего-то и под  чью-то имущественную ответственность. На протяжении десятилетий в отечественной  экономике господствовал технократический подход к хозяйствованию на уровне промышленных предприятий, когда во главу угла ставились производственные планы, бюджеты, структуры, административные распоряжения.
Для современной экономики  характерна сложная комбинация различных  по масштабам производств - крупных, с тенденцией к монопольным структурам, и небольших, - складывающаяся под  влиянием многих факторов.
С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса  является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают  большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые  и определяют важнейшие технологические  сдвиги.
С другой стороны, в последнее  время выявился небывалый рост мелкого  и среднего предпринимательства, особенно в сферах, где пока не требуется  значительных капиталов, больших объемов  оборудования и кооперации множества  работников. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких видах  производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских  товаров.
Все вышесказанное и обусловило актуальность моего курсового исследования.
 
        
1. Понятие субъекта предпринимательской  деятельности в промышленности. Характеристика основного звена  производственно-хозяйственных отношений.
В обыденной жизни мы часто  используем слово предприятие, чаще всего мы имеем в виду некоторую  организацию, в рамках которой осуществляется промышленное производство товаров, предприятие  имеет ещё и значение некоторого плана действий. Предприятие - такое  намерение, которое значимо для  индивида и требует планирования и концентрации его усилий.
Существует огромное количество определений предприятий, которые  сильно рознятся по своему содержанию. Эти различия объясняются просто -каждая наука исследует различные  стороны предприятий и его  деятельности, что, естественно находит  выражение в терминологическом  аппарате каждой конкретной науки. Рассмотрим основные из концептуальных точек зрения на предприятие.
 
        
 
Первое определение наиболее очевидное, оно скорее основано на "здравом  смысле", и предназначено в  первую очередь для общего понимания  этого явления.
"Предприятие, фирма,  компания, корпорация - все эти понятия  можно определить как экономический  субъект, организующий производство  материальных благ или услуг  с целью получения прибыли".[1]
Приведённое выше определение  страдает рядом недостатков, которые  не позволяют принять данное определение.
Начнём с того, что предприятие, фирма, компания и корпорация, действительно, являются экономическими субъектами, в рамках которых осуществляется процесс производства, конечная цель которых является реализация продукции  с прибылью, т.е. цель деятельности всех перечисленных субъектов является получение прибыли. Это все перечисленные  признаки, которые объединяют перечисленные  в определении объекты, и только на их основании подобное определение  имеет право на жизнь.
Но следует отметить, что  в определении указывается на то, что предприятие, фирма, компания и корпорация организуют производство товаров и услуг, этот признак  никак не относится ни к одному перечисленному объекту.
Дело в том, что ни одно предприятие в классическом его  понимании не организует производства продукции. Как с позиции классической политэкономии, так и других экономических  школ, предприятие выступает только как форма организации производства, а ведущей, организующей силой выступает  предприниматель с его капиталом  и способностью соединить ресурсы  таким образом, что бы можно было получить прибыль. Строго говоря, мотив  прибыли присущ не предприятию как  таковому, а предпринимателю, а не его предприятию, предприятие является только средством достижения этой цели, что будет рассмотрено ниже.
Предприятие и фирма могут  функционировать как на базе частного единоличного капитала, акционерного или государственного, компания и  корпорация это организационно-правовые формы предприятий и фирм, работающих на основе коллективного капитала, поэтому понятия предприятия  и фирмы отнюдь не идентичны понятиям компания и корпорация, это частные  случаи предприятий и фирм.
Таким образом, существенными  элементами определения являются: предприятие  и фирма - экономические субъекты, являющиеся формами организации  производства материальных благ или  услуг с целью получения прибыли.[3]
В юридической практике любое  предприятие трактуется как экономический  субъект, в принципе, в рамках юридических  наук определение предприятия как  такового нет. В праве определяется не предприятие, а именно "экономический  субъект" через определение физического  и юридического лиц, абстрагируясь  от форм и видов. Детализация необходима в законодательных актах, которые  отражают сложившуюся хозяйственную  практику и не опережают её, в  этом проявляет инертность права.
В российском праве используется следующее определение: "Юридическим  лицом признаётся организация в  собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении которой  находится обособленное имущество  и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и  ответчиком в суде".[2] Также необходимо отметить, что юридическое лицо обязательно  должно быть зарегистрировано в органах  государственной регистрации, должно иметь обособленный баланс или смету.[4]
В это определение не входят предприятия, основанные на индивидуальной частной собственности, т.е. те, в  которых капиталом выступает  имущество (в денежной форме, вещественной, а также не материальной форме) предпринимателя  того человека, который предпринимательской  деятельность посредством данного  предприятия.
Данная форма предприятий  трактуется правом как предпринимательская  деятельность гражданина, которую он может осуществлять только с момента  государственной регистрации.
Следующая особенность юридического определения предприятия состоит  в том, что оно формально, т.е. в  определении перечисляется ряд  формальных, внешних признаков с  помощью которых можно безошибочно  определить, что перед нами юридическое  лицо, это прежде всего обособленное имущество, правоспособность (способность  приобретать и использовать необходимые  для его деятельности права: имущественные  и личные неимущественные), способность  нести обязанности и отвечать перед судом за неисполнение или  ненадлежащие их исполнение перед судом. Важная характеристика предприятия - государственная  регистрация, только в этом случае официально признаётся его существование, хотя на практике существуют и другие формы  предприятий.
В экономике работают предприятия, которые с юридической точки  зрения назвать предприятиями: юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями  назвать нельзя, поскольку они  не имеют государственной регистрации. Это так называемые теневые структуры  и криминальные образования. Последние  нарушают нормы уголовного права.
Существование первых обусловлено, прежде всего, стремлением избежать воздействия неблагоприятной макросреды среды предприятия. Макросреда может  оказаться неблагоприятной или  даже губительной для предприятия  в силу законодательных пробелов, недостатков в экономической  политике государства.[5]
Предприятие — имущественный  комплекс, используемый для осуществления  предпринимательской деятельности. Включает в себя все виды имущества, используемые для этой деятельности, в том числе:
 
-земельные участки
 
-здания, сооружения, автомобильные  дороги и железнодорожные пути
 
-оборудование
 
-инвентарь
 
-сырьё
 
-продукцию
 
-права требования
 
-долги
 
-исключительные права  (фирменное наименование, товарные  знаки, знаки -обслуживания)[6]
Предприятие — обособленная специализированная единица, основанием которой является профессионально  организованный трудовой коллектив, способный  с помощью имеющихся в его  распоряжении средств производства изготовить нужную потребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующего значения, профиля  и ассортимента. Производственное предприятие  также называют производством[1].
Предприятие — самостоятельный  хозяйственный субъект, использующий экономические ресурсы для производства товаров и оказания услуг, с целью  удовлетворить общественные потребности. Может являться объектом купли и  продажи. В этом случае предприятие  является объектом деятельности. [7]Предприятия  существуют в различных экономических  системах. Можно выделить основные признаки, характеризующие пред­приятия, и как зависящие, так и независящие  от особенностей той или иной системы (табл. 1.1).
Существенными признаками, объединяющими  предприятие в единое целое, выступают  также единая территория, общее вспомогательное  хозяйство и т.п.
Являясь субъектом хозяйствования, предприятие выступает как юридическое  лицо, поскольку имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество, самостоятельный  баланс или смету, несет ответственность  по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные  права, исполнять обязанности, быть
 
Каждое предприятие производит продукцию, реализует тов оказывает  услуги, осуществляет определенную деятельность удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли наиболее эффективным способом. В этом состоит  его главная цель.
Основные признаки, характеризующие  предприятие (табл. 1.1)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Независящие от экономической  системы 
Зависящие от экономической  системы
 
Рыночная экономика 
Плановая экономика
 
Использование
 
производственных
 
факторов 
Автономность 
Подчиненность центральному органу
 
Экономичность 
Прибыльность по фактическому результату 
Выполнение плана любой  ценой
 
Частная собственность 
Общественная собственность
 
Финансовое равновесие 
Рыночная цена 
Государственная цена
 
Избыток рабочей силы 
Недостаток рабочей силы
 
 
 
 
В то же время существует целый спектр целей предприятия, которые лежат в русле достижения его главной цели. Они могут  быть дифференцированы по степени важности. К таким целям относятся:
 
• максимизация объема выпуска  продукции, работ, услуг;
 
• обеспечение конкурентоспособности  продукции на основе использования  достижений научно-технического прогресса;
 
• устойчивость и стабильность функционирования;
 
• удержание позиций на рынке (завоевание новых рынков) и  обеспечение высокой эффективности  производства;
 
• достижение комплексности  производства и др.
Каждая из перечисленных  целей является также и средством  достижения основной цели предприятия. Выбор предприятием целей деятельности зависит от разнообразных факторов, характеризующих, с одной стороны, обеспеченность предприятия собственными ресурсами, а с другой - внешнюю  среду и рыночную ситуацию.
 
В зависимости от направленности воздействия на экономическую систему  предприятия факторы подразделяются на позитивные и негативные.
 
Кроме того, в зависимости  от места возникновения факторы  классифицируются на внутренние, которые  в свою очередь можно г 23делить на объективные (их возникновение не зависит от субъекта управления), субъективные (например, связанные с особенностями  и личностью руководителя, ценовой  политикой предприятия и др.) и  внешние (например, связанные с инфляционными  процессами, деятельностью государства, изменением конъюнктуры внутреннего  и мирового рынка и др.).
 
Квалифицировать факторы  необходимо для того, чтобы все  наиболее значимые были системно учтены при разработке и реализации стратегии  и тактики развития предприятия.
 
Задача указывает в  общих чертах на направление реализации конкретной цели. Исходя из этого можно  выделить следующие задачи создания и функционирования предприятия:
 
• разработка технико-технологической, организационной и коммерческой политики, позволяющей учитывать  конъюнктуру рынка и обеспечивать адаптивность к внешней экономической  среде;
 
• обоснование варианта реализации выбранной политики для воздействия  на рынок в нужном направлении;
 
• максимально возможное  удовлетворение спроса покупателей;
 
• увеличение рынка сбыта;
 
• создание условий для  аккумулирования достаточных денежных средств для самоокупаемости  и самофинансирования;
 
• насыщение рынка высококачественными  товарами и услугами;
 
• содействие повышению культурного  уровня и моральному оздоровлению общества;
 
• создание условий для  реализации творческого потенциала своп сотрудников и т.д.
Обоснованная и тщательно  разработанная технико-экономическая  стратегия и рыночная тактика  помогают предприятию утвердить  свои позиции на рынке и сформировать благоприятный имидж.
 
Стратегия рассматривается  как главное направление усилий, общая политика предприятия. Она  относится к типу крупномасштабного  долгосрочного планирования, имеющего своей целью эффективно решать поставленные задачи в течение длительного  периода. Например, определить:
 
• какую продукцию вводить  на рынок, в каком ассортименте и  по каким ценам;
 
• на какого потребителя  она рассчитана и каких потенциальных  потребителей можно привлечь в дальнейшем;
 
• какие условия необходимы для продажи продукции на запланированном  уровне;
 
• каких экономических  результатов ожидает предприятие  и какие для этого требуются  затраты и др.
Переход к рынку влечет за собой коренные изменения в  формах хозяйствования, отношениях между  собственниками, организаторами производства и наемными работниками. Предприятие  предоставляет рабочие места, выплачивает  заработную плату. Путем выплаты  налогов оно участвует в реализации государственных программ, развитии экономики страны. Это означает, что в условиях рыночных отношений  предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений.
Из этого следует, что  предприятия - это обособленные экономические  структуры. Их обособленность обусловливается  товарным характером общественного  производства.
В силу обособленности предприятия  самостоятельны:
 
в производственной деятельности (что и сколько производить, как  производить);
 
в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять);
 
в распределении производственного  продукта (что идет на собственные  нужды, а сколько на обмен и  накопление и т.д.).
Из вышеизложенного следует, что предприятия - это основное звено  экономики. Эффективная работа предприятий - важнейшее условие успешного  развития экономики страны.
Предприятие представляет собой  производственно-технологическое, организационное  и экономическое единство. Организационно оно является производственной единицей. Как правило, это завод, фабрика, шахта, электростанция, предприятие  транспорта, связи, капитальное строительство, совхоз, оно может включать и несколько  заводов или фабрик (комбинат, производственное объединение, концерн и т.д.).
Предприятие имеет собственное  название, фирменный знак (марку), самостоятельный  баланс, расчетный счет в банке. Оно  несет имущественную ответственность  по своим обязательствам, т.е. является юридическим лицом. Часто в хозяйственной  практике используется понятие "фирма". Как правило, фирма представляет собой объединение однородных или  смешанных предприятий.
Каждое предприятие в  условиях рынка стремится производить  те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время  в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все  это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных  желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее  зависит от производительности системы, НТП. уровня организации производства и труда, степени конкуренции  и т.п. Это требует от каждого  предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, своих  форм хозяйствования.
Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными  параметрами выступают численность  работников и годовой оборот капитала.
В соответствии с критерием  численности занятых выделяют:
 
малые предприятия, или малый  бизнес (до 100 человек);
 
средние предприятия, или  средний бизнес (до 500 человек);
 
крупные предприятия, или  крупный бизнес (свыше 500 человек).
Следует отметить, что именно малый бизнес играет значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин "малое  предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления  об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и  государственное, и другое предприятие). В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности  для широкого развития конкуренции.
Значительный процент  банкротств среди предприятий малого бизнеса позволяет держаться  на плаву только тем, кто функционирует  наиболее эффективно. Роль малого бизнеса  в современной экономике весьма многообразна. Он как бы связывает  экономику в единое целое и  образует своего рода фундамент, на котором  вырастают более сложные и  высокие ее этажи.[8]
Стратегия предприятия определяет направления и методы его деятельности, а также его стиль и поведение. Она может быть ориентирована  на сочетание экономических интересов  собственников и наемных работников; обеспечение и поддержку высокого качества выпускаемой продукции  и др.
 
 
Тактика определяет формы  и способы конкретных действий по реализации стратегии. Это более  детализированное планирование развития конкретной стратегии в течение  ограниченного периода (тактика  подчинена стратегии). Например:
 
• выработка предварительных  коммерческих предложений для потребителей и партнеров;
 
• организация рекламной  кампании с целью продвижения  на рынок новой продукции;
 
• конкретизация позиции  администрации предприятия во время  заключения контрактов с работниками  и др.
 
Предприятие - первичный и  самостоятельный элемент экономической  системы.
Первичным звеном экономики  предприятие является потому, что  при всем многообразии целей его  создания, видов деятельности именно в рамках предприятия происходит непосредственная связь работника  со средствами производства и предметами труда, что обеспечивает создание продукции.
 
Предприятие является самостоятельным  звеном экономической системы, так  как действует на основе использования  принадлежащего ему обособленного  имущества. Оно от своего имени вступает в договорные отношения и принимает  на себя соответствующие обязательства.
 
 
Характеристика предприятия  предполагает определение основных черт, выделяющих его как самостоятельный  субъект рыночных отношений.
 
Такими чертами являются:
 
• производственно-техническое  единство, отражающее общность производства, капитала, технологии;
 
• организационное единство, выражающееся в наличии единого  руководства плана;
 
• экономическое единство, выражающееся в общности материальных, финансовых и технических ресурсов, а также экономических результатов  работы.
 
В настоящее время часто  отождествляют понятия «предприятие»  и «фирма», что недопустимо. Под  фирмой понимается торговая марка, используемая при заключении договоров, позволяющая  индивидуализировать предприятие, отличать его от других субъектов  хозяйствования, производящих однородную продукцию.
 
Когда речь идет о предприятии, чаще всего имеют в виду производственное или промышленное предприятие, что  является довольно узким подходом. Предприятия можно классифицировать по разным признакам или параметрам (табл. 1.2).
Классификация предприятий
 
 
 
Классификационный признак 
Виды предприятий
 
Отраслевая принадлежность 
Промышленные 
 
Сельскохозяйственные 
 
Транспортные 
 
Предприятия связи 
 
Предприятия торговли
 
Предприятия здравоохранения  и др.
 
 
 
 
 
 
Форма собственности 
Государственные:
 
• в республиканской (федеральной) собственности
 
• в коммунальной собственности (в собственности административно-территориальных  единиц)
 
Частные
 
Организационно-правовая форма 
Предприятия-товарищества:
 
• полные товарищества
 
• коммандитные товарищества Предприятия-общества:
 
• открытые акционерные общества
 
• закрытые акционерные общества
 
• общества с ограниченной ответственностью
 
• общества с дополнительной ответственностью Единоличные (унитарные) предприятия:
 
• основанные на праве хозяйственного ведения
 
• основанные на праве оперативного управления (казенные)
 
Производственные кооперативы  Некоммерческие организации:
 
• потребительские кооперативы
 
• общественные и религиозные  организации (объединения)
 
• фонды
 
• учреждения
 
• объединения юридических  лиц (ассоциации и союзы)
 
Цель деятельности 
Коммерческие 
 
Некоммерческие
 
Вид деятельности 
Предприятия материального  производства:
 
• добывающие
 
• перерабатывающие
 
• предприятия грузового  транспорта
 
• складские
 
• торговые (оптовая и  розничная торговля) и др. Предприятия  сферы услуг:
 
• банки
 
• страховые компании
 
• предприятия пассажирского  транспорта
 
• консалтинговые фирмы
 
• учреждения (здравоохранения
 
• учреждения образования
 
• предприятия организации  досуга и др.
 
Продолжительность производственного  цикла 
С постоянным (перманентным) технологическим циклом
 
С прерывным (дискретным) технологическим  никлом
 
Потребляемое сырьё 
Сельскохозяйственное 
 
Природное
 
Повторное
 
Количество видов (структура) производимой продукции (состав типов  продукции) 
Многопрофильные (универсальные)
 
Специализированные
 
Комбинированные (смешанные)
 
Узкоспециализированные (производящие ограниченное число товаров)
 
Степень концентрации (размер) 
Крупные
 
Средние
 
Малые
 
Характер воздействия  на предмет труда
 
Добывающие
Перерабатывающие (обрабатывающие):
 
• перерабатывающие сырье  промышленного происхождения
 
• перерабатывающие сырье  сельскохозяйственного происхождения
 
Экономическое назначение продукции 
Производственные (производящие средства производства)
 
Непроизводственные (производящие ТИП)
 
Устойчивость производственного  процесса во времени (возможность круглогодичной работы) 
Сезонные
 
Несезонные (круглогодичного  действия)
 
Характер продукции 
Товар (материальное изделие)
 
Работа (ремонт помещений, предметов  домашнего обихода и т.д.)
 
Услуга (медицинское обслуживание, организация спортивных мероприятий  и т.д.)
 
Доминирующий фактор осуществления  деятельности (вид затрат) 
Трудоемкие 
 
Материалоёмкие 
 
Энергоёмкие
 
Капиталоёмкие
 
Наукоёмкие и т.д.
 
Участие иностранного капитала 
Совместные 
 
Иностранные
 
 
[9]
2. Организационно-правовые  формы предприятий (фирм), их возможности  и характеристика.
Наиболее важным при классификации  предприятий в условиях рыночной экономики является организационно-правовой признак.
 
Выбор организационно-правовой формы предприятия осуществляется с учетом его характеристик, которые  регламентируются государством через  Гражданский кодекс и специальные  законы.
 
Сюда относятся такие  вопросы, как:
 
• правоспособность;
 
• состав учредителей и  участников;
 
• порядок учреждения;
 
• капитал и вклады;
 
• отношения собственности  и имущество учредителей;
 
• ответственность;
 
• органы управления предприятием;
 
• управление делами, представительство  предприятия;
 
• распределение прибылей и убытков;
 
• ликвидация и др.
 
После государственной регистрации  предприятие признается юридическим  лицом и может участвовать  в хозяйственном обороте. Оно  обладает следующими признаками:
 
- предприятие должно иметь  в своей собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении  обособленное имущество; 
 
- предприятие отвечает  своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во  взаимоотношениях с кредиторами,  в том числе и перед бюджетом;
 
- предприятие выступает  в хозяйственном обороте от  своего имени и имеет право  заключать все виды гражданско-правовых  договоров с юридическими и  физическими лицами;
 
-предприятие имеет право  быть истцом и ответчиком в  суде;
 
- предприятие должно иметь  самостоятельный баланс и своевременно  представлять установленную государственными  органами отчетность;
 
- предприятие должно иметь  свое наименование, содержащее указание  на его организационно-правовую  форму. Предприятия можно классифицировать  по многим признакам: 
 
- по назначению готовой  продукции предприятия делятся  на производящие средства производства  и производящие предметы потребления; 
 
- по признаку технологической  общности различают предприятие  с непрерывным и дискретным  процессами производства;
 
- по признаку размеров  предприятия делятся на крупные,  средние и мелкие;
 
- по специализации и  масштабам производства однотипной  продукции предприятия делятся  на специализированные, диверсификационные  и комбинированные. 
 
- по типам производственного  процесса предприятия делятся  на предприятия с единичным  типом производства, серийным, массовым, опытным. 
 
- по признакам деятельности  различают промышленные предприятия,  торговые, транспортные и другие.
 
- по формам собственности  различают частные предприятия,  коллективные, государственные, муниципальные  и совместные предприятия (предприятия  с иностранными инвестициями).[10]
 
 
 
Организацио?нно-правова?я  фо?рма хозяйствующего субъекта —  признаваемая законодательством той  или иной страны форма хозяйствующего субъекта (то есть юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или  организаций, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица), фиксирующая способ закрепления  и использования имущества хозяйствующим  субъектом и вытекающие из этого  его правовое положение и цели деятельности.
Организацио?нно-правова?я  фо?рма — под организационно —  правовой формой понимается способ закрепления  и использования имущества хозяйствующим  субъектом и вытекающие из этого  его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.[11]
К хозяйствующим субъектам  в ОКОПФ относятся любые юридические  лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования  юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
 
        
 
В общероссийском классификаторе организационно — правовых форм (ОКОПФ) (ОК 028-99(в ред. изменения N 1/99)) каждой организационно — правовой форме  соответствует двух — разрядный  цифровой код, наименование организационно — правовой формы, алгоритм сбора.
 
Организационная форма характеризует  порядок первоначальны о создания имущества предприятия и процесс  использования Полученной прибыли. Данный порядок включает в себя перечень учредителей предприятия, форму  объединения их капиталов, способы  распределения прибыли и др.
 
Под правовой формой подразумевается  комплекс юридических, правовых, хозяйственных  норм, определяющих характер отношений  между собственниками, а также  между предприятием и другими  субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти. Правовая форма характеризует права  и ответственность собственников  в ходе функционирования, ликвидации  или реорганизации предприятия.
 
Рассмотрим некоторые  особенности коммерческих предприятий  различных организационно-правовых форм.
 
Полное товарищество (ПТ) — участники (как физические, так  и юридические лица) занимаются предпринимательской  деятельностью от имени товарищества, солидарно несут субсидиарную ответственность  всем своим имуществом по обязательствам товарищества. Полное товарищество - самая  старая из всех организационно-правовых форм хозяйственных товариществ  и обществ. В этой форме наиболее ярко выражен личный элемент и, напротив, отсутствует ограничение ответственности  участников по обязательствам товарищества. Поэтому использование формы  полного товарищества сопряжено  для его участников с повышенным риском.
 
Однако именно с этим недостатком  тесно связаны достоинства полного  товарищества, которые делают его  весьма привлекательной формой предпринимательства. Поскольку требования кредиторов полного  товарищества гарантированы не только складочным капиталом, но и личным имуществом товарищей, оно, как правило, не испытывает особых трудностей в получении кредита; вызывает доверие у коммерческих партнеров, т.к. имущественный риск, принимаемый на себя его участниками, говорит о серьезности их намерений  и солидности предприятия. Немаловажно  и то, что в отношении полных товариществ законодательство содержит относительно немного императивных предписаний, позволяя участникам урегулировать  свои взаимоотношения наиболее приемлемым для них образом. Организационная  структура полного товарищества предельно проста и практически  не требует управленческих расходов. Наконец, к полным товариществам  не предъявляется никаких требований относительно публикации результатов деятельности и отчетных документов. Решения, касающиеся деятельности полного товарищества, принимаются его участниками единогласно, если учредительным договором не предусмотрены случаи, когда решения принимаются большинством голосов. Предполагается, что каждый участник имеет один голос. Однако учредительный договор может установить и иной порядок определения количества голосов каждого участника.
 
В частности, количество голосов  может ставиться в зависимость  от доли участника в складочном капитале товарищества, определяться непосредственно  в учредительном договоре или  устанавливаться отдельным соглашением. Вместе с тем участник полного  товарищества не может быть вовсе  лишен голоса.
Новый ГК впервые после  ГК РСФСР 1922 г. подробно урегулировал правовое положение полных товариществ, которое  до введения ГК в действие определялось единственной статьей в Законе РСФСР  от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (Ведомости РСФСР, 1990, N
 
30, ст.418), причем она противоречила  некоторым другим статьям того  же
 
Закона и содержала  внутренние разночтения[1]. Полному  товариществу были также посвящены  отдельные отрывочные положения  Закона РСФСР от 7 декабря
 
1991 г. "О регистрационном  сборе с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью,  и порядке их регистрации" (Ведомости  РФ,
 
1992, N 8, ст.360) и Положение  о порядке государственной регистрации  субъектов предпринимательской  деятельности.
 
Определение полного товарищества включает пять его существенных характеристик: 1) в основе полного товарищества лежит договор между его участниками; 2) полное товарищество создается для  предпринимательской деятельности, т.е. является коммерческой организацией (что прямо отражено в ст.66 ГК) и обладает, таким образом, общей  правоспособностью в соответствии со ст.49; 3) в деятельности полного  товарищества предполагается личное участие  всех товарищей; 4) предпринимательская  деятельность осуществляется от имени  товарищества - юридического лица; 5) участники  товарищества несут по его обязательствам ответственность принадлежащим  им имуществом (характер и объем  этой ответственности определяется ст.75). Его наименование должно содержать  слова «полное товарищество»  и имена (наименования) всех участников либо имя (наименование) одного или  нескольких участников и слова «и компания» и «полное товарищество». Минимальное количество  участников - двое. Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими  предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
На момент регистрации  должно быть оплачено 50 % уставного  фонда, оставшаяся часть - в течение  года со дня регистрации.
 
Учредительный документ - учредительный  договор.
 
Управление осуществляется по договоренности всех участников товарищества. Если в товариществе остается один участник, оно может быть преобразовано  в унитарное предприятие либо ликвидировано. Важнейшей особенностью правового положения участника  полного товарищества является его  неограниченная ответственность по долгам товарищества всем своим личным имуществом, с учетом которой установлено  также правило о невозможности  отстранения кого-либо из товарищей  от участия в прибылях и убытках.[12]
 
 
Коммандитное товарищество (КТ) - имеет две группы участников (как юридических, так и физических лиц) - полных товарищей и вкладчиков (коммандитов), которые несут риск убытков товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов и  не принимают участия в осуществлении  товариществом предпринимательской  деятельности. Его наименование должно содержать имена (наименования) всех полных товарищей и слова «коммандитное  товарищество» либо имя (наименование) не менее чем одного полного товарищества с добавлением слов «и компания»  и «коммандитное товарищество».
 
Порядок формирования уставного  фонда, учредительные документы, управление, основания реорганизации и ликвидации аналогичны полному товариществу.
 
 
Общество с ограниченной ответственностью (ООО)[13] - учреждается  двумя или более лицами. Экономический  смысл общества с ограниченной ответственностью: Общество с ограниченной ответственностью наряду с иными видами хозяйственных  обществ, а также хозяйственных  товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных  унитарных предприятий является коммерческой организацией, то есть организацией, преследующей извлечение прибыли в  качестве основной цели своей деятельности и распределяющей полученную прибыль  между участниками.
В отличие от государственных  и муниципальных унитарных предприятий, на имущество которых их учредители не имеют право собственности  или иное вещное право, общества с  ограниченной ответственностью (равно как и иные виды хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ и производственных кооперативов) характеризуются тем, что их участники имеют в отношении них обязательственные права.
 
        
 
В частной экономической  практике ООО является наиболее востребованной организационно-правовой формой среди  коммерческих организаций.
При этом общество с ограниченной ответственностью характеризуется  тем, что текущее (оперативное) управление в обществе (в отличие от товариществ) передается исполнительному органу, который назначается учредителями либо из своего числа, либо из числа  иных лиц. За участниками общества сохраняются  права по стратегическому управлению обществом, которые осуществляются ими путем проведения периодических  общих собраний участников. В отличие  от акционерных обществ компетенция  общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью может  быть расширена по усмотрению самих  участников; также отдельным участникам могут быть предоставленные дополнительные права.
В отличие от акционерных  обществ прибыль общества с ограниченной ответственностью может делиться между  участниками общества не только пропорционально  их долям в уставном капитале общества, но и иным образом в соответствии с Уставом, общества (если иной порядок  предусмотрен Уставом).
В отличие от участников акционерного общества (акционеров) участник общества с ограниченной ответственностью может  не только продать (или иным образом  уступить) свою долю в уставном капитале общества, но и выйти из общества, потребовав выплаты стоимости части  имущества, соответствующей его  доле в уставном капитале общества, если это предусмотрено Уставом  общества. Участники общества с ограниченной ответственностью, а также само общество могут иметь преимущественное право  покупки доли одного из участников, в случае его намерения продать  свою долю третьим лицам. Также Уставом  общества может быть предусмотрен запрет на отчуждение доли участников третьим  лицам.
Законодательство Российской Федерации предъявляет гораздо  меньшие процедурные требования к деятельности общества с ограниченной ответственностью (в том числе  в том, что касается созыва общих  собраний, раскрытия информации и  др.), чем к деятельности акционерного общества. Это связано с тем, что  количество участников ООО не может  быть слишком велико (не более пятидесяти человек в соответствии с
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.