На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансы в системе рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Новосибирский государственный аграрный университет
                              Экономический факультет
                                    Кафедра финансов 
 
 
 

                            Курсовая работа
                                     По дисциплине: Финансы и кредит
На тему: Финансы в системе рыночной экономики 
 
 

                                                           
                                                      
 
 

                                    
 
 
 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3
1. Сущность  и структура финансовой системы………………………………5
1.1. Основные  составляющие финансовой системы…… ……………………..5
1.2. Сущность  и необходимость финансов………………………….………..13
2. Функции финансов …………………………………………………….……17
2.1. Распределительная  функция…………………………………………..…17
2.2. Контрольная  функция…………………………………………...……..…20
3. Состояние финансов в Российской Федерации……………………………22
3.1 Современная  финансовая система Российской  Федерации……….……22
3.2. Перспективы развития финансового рынка в Российской Федерации….30
Заключение………………………………………………………………………33
Библиографический список……………………………………………………35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
Рыночная  экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально ориентированное  хозяйство, дополняемое государственным  регулированием. Огромную роль как  в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования  со стороны государства играют финансы. Они -- неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной  политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем  управление при помощи денег, человечество пока не придумало.
Регулируя и направляя потоки денежных средств  для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды  общества, государство перераспределяет стоимость валового национального  продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.
Вот почему сегодня как никогда важно  хорошо знать природу финансов, глубоко  разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного  их использования в интересах  эффективного развития общественного  производства.
Между тем, отечественными и иностранными финансистами, как в устных выступлениях, так и в научных статьях  неоднократно отмечалась неэффективность  бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в  частности, в неспособности органов  власти всех уровней обеспечивать население  гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения -- полноценным  финансированием (причем вне зависимости  от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности  обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов  кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и  обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.
Таким образом, актуальность данной темы обусловлена, прежде всего, ценностью для общества самих финансовых отношений. Кроме  того, проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня абсолютно всех, потому что все происходящее в  настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом  связано с личным благополучием  каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование  и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера - такие вопросы  обсуждаются сегодня не только в  правительственных кругах, но и среди  обычных граждан России.
Целью данной курсовой работы является: выявление  основных экономических характеристик  финансов Российской Федерации, а также  определение основных направлений  совершенствования финансовых отношений.
Учитывая  сказанное, в задачи представленной работы входит:
- раскрытие  основных звеньев финансовой  системы;
- рассмотрение  главного звена финансовой системы  – государственного бюджета на  примере Российской Федерации;
- выявить  основной принцип формирования  финансовой политики государства; 
- раскрытие  процесса «финансизации» рыночной  экономики.
При написании  работы были использованы следующие  источники информации:
- монографические  статьи;
- журналы  периодической печати;
- всемирная  сеть Интернет.
     1. Сущность и система финансовой  системы

    

1.1 Основные  составляющие финансовой системы

 
     Финансовая  система – это совокупность финансовых отношений. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости  осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды  целевого назначения в зависимости  от того, какую роль они играют в  общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или  осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации  финансовых отношений. В современных  условиях роль и значение государства  во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства  в обществе.
     Если  причина создания государства –  стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная  задача государства та, ради чего оно  первоначально создавалось: оно  должно обеспечить наиболее эффективное  разделение труда. Оно должно создать  систему, обеспечивающую удобное и  эффективное разделение труда с  низкой долей затрат на осуществление  товарообмена. Доля затрат на осуществление  товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие  с момента производства товара до того, как он был потреблен.
     Наиболее  известная и эффективная форма  реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при  помощи денег – финансовая система.
     Финансовая  система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных  с товарообменом – это и  банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства.
     Система разделения труда может быть не только денежной, но и любой другой. Если мы сможем придумать метод, при помощи которого разделение труда будет  реализовано более эффективно, нежели при помощи денег, то наверняка мы можем заменить ей денежную систему. Например, в условиях войны государство  практически полностью мобилизует промышленность на военные нужды  и вводит директивное управление экономикой. Ясно, что в таких  условиях нет места свободному товарообмену, а деньги играют чисто номинальную  роль.
     Стало быть, механизм разделения труда, который  применяется в государстве зависит  от конкретной ситуации, в которой  находится государство.
     Различные формы реализации финансовой системы  по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в  течение короткого времени, а  другая система действует наоборот – позволяет совершить быстрый  скачок в короткое время, но не создает  конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант  финансовой системы на достаточно небольшой  срок. После совершения рывка в  объемах производства, тогда, когда  потенциал этой системы «выдохнется», мы должны применить первый вариант  на неопределенный исторический срок.
     Если  мы придумаем какую-либо иную систему, хорошо обеспечивающую разделение труда, то она может быть вполне приемлемой. Единственным критерием ее приемлемости может быть лишь то, насколько удобно при этом осуществляется товарообмен, насколько велики издержки, возникающие при этом, насколько она стимулирует технический прогресс.
     Например, в сегодняшней России доля производственных затрат в розничной цене продукции  зачастую составляет 20-30 % . Известны случаи, когда она доходит до 5-10 %. Остальное  есть непроизводственные затраты: надбавленная стоимость создаваемая предпринимателем, вложившим в дело капитал, перепродавцами продукции. Все это можно включить в издержки обращения. Они по порядку  величины равны или превышают  в несколько раз сами производственные затраты. Факт того, что издержки обращения  велики, говорит о том, что главная  задача государства исполняется  плохо.
     В любой системе важен любой  фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней  слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем  порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать  систему и достигнуть разрушения всей системы.
     В современных условиях финансовая система  состоит их четырех звеньев –  государственного бюджета, муниципальных  финансов, финансов государственных  предприятий и специальных правительственных  фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической  деятельности государства.
     Разные  звенья финансовой системы обслуживают  разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами  предприятий, внутриотраслевое – финансами  предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными  фондами.
     Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый  крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
     В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она  производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным  фондам.
     Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных  и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего  из своих доходов. Расходная часть  показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
     Структура бюджетных расходов и доходов  и доля отдельных статей в государственном  бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующие, %:
     Расходы
     Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти  цели.40 – 50
     Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным  предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных  программ.10 – 20
     Расходы на вооружение и материальное обеспечение  внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы  иностранным государствам 10 – 20
     Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.5 – 10
     Платежи по государственному долгу. до 7 – 8
     Доходы
     Налоги (в том числе акцизные сборы  и таможенные пошлины, гербовый сбор) 75 – 85
     Налоговые поступления: доходы от государственной  собственности, государственной торговли 5 – 8
     Взносы  в государственные фонды социального  страхования, пенсионный, страхования  от безработицы 10 – 12
     В каждой стране структура бюджета  имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью  государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом  других факторов.
     На  уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется  за счет местных денежных фондов –  местных финансов. Как правило, они  не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.
     В современных условиях во всех странах  наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению  с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как  в экономических, так и политических процессах общества.
     Составными  частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды  специального назначения и финансы  муниципальных предприятий.
     Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов  власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.
     Доходная  часть местного бюджета формируется  за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.
     Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые  используются исключительно для  формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой  системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей  и выдачу лицензий.
     Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей  им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.
     Доходная  часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных  органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением  местных задач, но и участием в  выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И  субсидия, и субвенция – это  государственная дотация местному бюджету.
     Несмотря  на юридическую самостоятельность  бюджета, тем не менее, получая из центрального бюджета 30-40% доходов, местные  органы власти вынуждены в своей  деятельности постоянно принимать  во внимание решения центрального правительства. В противном случае дотации могут  быть сокращены либо совсем прекращены.
     Несмотря  на проводимую во многих странах приватизацию, государственный сектор в экономике  продолжает играть большую роль.
     Основной  источник финансов государственных  предприятий определяется их взаимоотношениями  с центральным правительством. С  одной стороны, они, как и все  фирмы и компании страны, обязаны  платить налоги в государственный  и местный бюджет, с другой –  получают субсидии из центрального бюджета  для финансирования своей деятельности. Во многих странах в целях обеспечения  формирования финансов государственных  предприятий центральные правительства  законодательно уменьшают им налоги (или совсем освобождают от уплаты налогов).
     Главной особенностью государственных предприятий  является их обычно невысокая рентабельность, хотя в отдельных фирмах эффективность  производства не уступает частным предприятиям.
     Разные  уровни рентабельности отражаются на формировании финансов государственных  предприятий. Те государственные предприятия, которые в состоянии действовать  рентабельно, то есть не только возмещает  свои издержки производства, но и получают прибыль, имеют самостоятельный, автономный бюджет; в центральном государственном  или местном бюджетах фиксируются  лишь финансовые результаты их деятельности. Те предприятия, деятельность которых  нельзя определять с точки зрения эффективности (поскольку производят социально значимую продукцию), финансируются  из государственного бюджета, т.е. находятся  на бюджетном финансировании. В государственный  бюджет включаются их доходы и расходы.
     Специальные правительственные фонды – важнейшее  звено финансовой системы современных  государств. По своей сущности они  представляют собой денежные фонды  специального назначения.
     Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку  каждая страна имеет свои специфические  задачи, постольку нет единой классификации  правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в  каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются.
     Правительственные фонды отличаются друг от друга в  зависимости от срока действия, цели использования, правового положения.
     Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными.
     В зависимости от цели использования  государственные специальные фонды подразделяют на следующие:
    научно-исследовательские;
    экономические;
    социальные фонды;
    фонды личного и имущественного страхования;
    военные фонды;
    инвестиционные фонды.
     Основная  часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные  специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или  отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

     1.2. Сущность и необходимость финансов

 
     Финансы являются одной из важнейших экономических  категорий, отражающей экономические  отношения в процессе создания и  использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства  к регулярному товарно-денежному  обмену и было тесно связано с  развитием государства и его  потребностей в ресурсах.
     Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и  отражение финансовых отношений  реальным движением денежных средств.
     Реальное  движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.
     На  второй стадии движение стоимости в  денежной форме происходит обособленно  от движения товаров и характеризуется  ее отчуждением (переходом из рук  одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости  здесь не происходит.
     Таким образом, на второй стадии воспроизводства  имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной.
     Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые  обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.
     Областью  возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение  стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам  хозяйствования, каждый из которых  должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.
     Финансы существенно отличаются от других экономических  категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.
     Первоначальной  сферой возникновения финансовых отношений  являются процессы первичного распределения  стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается  на составляющие ее элементы и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между  субъектами хозяйствования и конкретизация  целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.
     Распределение и перераспределение стоимости  с помощью финансов обязательно  сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую  форму финансовых ресурсов. Они формируются  у субъектов хозяйствования и  государства за счет различных видов  денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы  выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет  выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном  распределении. Это происходит вне  зависимости от общественно-экономической  формации, хотя формы и методы, с  помощью которых образуются и  используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.
     Использование финансовых ресурсов осуществляется в  основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и  не фондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы  относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.
     На  основании всего вышеизложенного  можно дать следующее определение: финансы - это денежные отношения, возникающие  в процессе распределения и перераспределения  стоимости валового общественного  продукта и части национального  богатства в связи с формированием  денежных доходов и накоплений у  субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное  воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
     Условием  функционирования финансов является наличие  денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.
     Финансы незаменимы потому, что позволяют  приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая  в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных  потребностей. Это происходит с помощью  формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава  и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.
     С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов  общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.
     Финансы объективно необходимы, так как обусловлены  потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную  необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы  их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.
     Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру  экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Функции финансов 

2.1. Распределительная  функция 

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значения зависят  от того, какое место денежные отношения  занимают в экономических отношениях. Однако финансы отличаются от денег  не только по содержанию, но и по выполняемым  функциям, в которых проявляется  их сущность. Под функциями понимается та «работа», которую выполняют финансы.
Никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что  является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ, как  правило, бывает один - валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения  ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством.
Если  говорить о финансах в целом, то, видимо, следует считать, что они  выполняют две основных функции: распределительную и контрольную. Та часть финансов, которая функционирует  в сфере материального производства и участвует в процессе создания денежных доходов и накоплений, но и функцию формирования денежных доходов (регулирующая).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.