На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Международный менежмент

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ              АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ИНСТИТУТ
 
 
 
 
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ (тезисная)
по предмету
“МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ ”
 
 
 
ТАШКЕНТ 2011
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 

 

 
Введение
1.
Введение в предмет. Понятие международного менеджмента
2.
Адаптация иностранной фирмы к условиям деятельности в принимающей стране
3.
Понятие международной компании и транснациональных компаний и корпораций, система их управления  
 
4.
Методология выбора условий выхода в сферу внешнеэкономической деятельности 
 
5.
Отношение международных компаний с государством 
6.
Влияние международной экономической интеграции на развитие зарубежного предпринимательства
 
7.
Особенности стиля менеджмента в зависимости от страны деятельности компании
 
8.
Кадровая политика в международном бизнесе и комплектование штата зарубежного филиала
9.
Управление людскими ресурсами в системе международного менеджмента
 
10.
Этика международного бизнеса и требования менеджеру по международным связям
 
 
Список литературы
Глоссарий
Приложения
 
 
 
 
 
 
 
Введение
              В настоящее время, реализация приоритетных направлений по либерализации экономики и ускорению экономических реформ, определённых Президентом Республики И.А. Каримовым, оказала позитивное влияние на социально-экономическое  развитие Узбекистана, тем самым, ставя большие задачи перед Высшей школой. [1]
Курс “Международный (глобальный) менеджмент” посвящен проблемам, существенно отличающимся от комплекса общих принципов менеджмента как способа управления национальными предприятиями. В частности, стратегический менеджмент, ориентированный на национальные условия, не позволяет определять стратегию принятия решений в условиях интернационализации и глобализации предприятий. Там, где компания осуществляет зарубежную предпринимательскую деятельность, возникает международное управление.
Глобальные менеджеры-профессионалы функционируют в сфере международного управления предприятиями, производственная и коммерческая деятельность которых осуществляется через государственные границы. Число таких предприятий в Узбекистане в последние годы постоянно растет. Так как только обладание природными ресурсами в начале XXI в. уже не обеспечивает стране экономический успех. Процветание страны достигается активным участием в международном обмене готовой продукцией, технологиями, услугами и капиталами.
              «Самая актуальная проблема сегодняшнего дня — это разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис, его воздействие и негативные последствия, поиск путей выхода из складывающейся ситуации. …Всемирный финансово-экономический кризис, разразившийся в 2008 году и приобретающий сегодня большие масштабы и глубину в оценках многих международных экспертов и специалистов, получает больше вопросов, чем ответов о причинах и прогнозах его дальнейшего развития, и …нет необходимости сегодня доказывать, что степень и глубина подверженности каждой страны воздействию мирового финансового кризиса, в первую очередь зависит от устойчивости и надежности финансово-экономической и банковской систем и от того, насколько сильны заложенные в них защитные механизмы»[2]. И одним из таких важных механизмов являются вопросы правильного понимания поведения людей в организациях, эффективной организации межчеловеческих отношений и   мотивации работников. В этих условиях ключевым вопросом в формировании национальной политики и стратегии является соответствующий баланс между государственным регулированием экономики и социальной сферы с одной стороны, и особым значением, которое придается рыночному механизму и приватизации, с другой стороны.
Для изучающих курс “Международный менеджмент” очень важен анализ факторов, влияющих на функционирование фирмы за рубежом. В условиях перехода к рыночной экономике наиболее динамичные узбекская предприятия все шире используют стимулы преобразования национальных компаний в международные и участвуют в процессе становления узбекских транснациональных корпораций (ТНК) и международных финансово-промышленных групп. Руководителям подразделений этих предприятий важно понимать разницу между условиями работы фирмы на местном рынке и за границей где на деятельность зарубежного филиала ТНК большое влияние оказывают национальные особенности принимающей страны.
         Изучение данного предмета основывается на теоретической и практической базе, представленной в трудах авторов западных стран и стран СНГ. Процесс обучения предполагает живое слово лектора, практические (семинарские) занятия, научная работа магистрантов, Кейс- стадии.    
Тема 1. Введение в предмет. Понятие международного менеджмента.
 
План:
1.Определение категории “международный менеджмент”. Концепции “абсолютных и   относительных преимуществ, международного жизненного цикла продукта и  прямых иностранных инвестиций”.
2. Повышенные риски в условиях зарубежного предпринимательства.
3. Классификация факторов влияющих на деятельность предприятий.
4. Основные аспекты конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке.
 
1.1 Определение категории “международный менеджмент”. Концепции “абсолютных и   относительных преимуществ, международного жизненного цикла продукта и  прямых иностранных инвестиций”.
Для того чтобы дать определение категории “международный (глобальный) менеджмент”, необходимо осмыслить понятие международного бизнеса как формы предпринимательства, в соответствии с которой товары и услуги производства и реализуются в разных странах. Базовыми принципами теории глобального менеджмента выступают концепции абсолютных преимуществ, относительных преимуществ, международного жизненного цикла продукта и прямых иностранных инвестиций.
Концепция абсолютных преимуществ предусматривает организацию производства товаров и услуг в той стране, где выше производительность труда и издержки производства ниже, чем в других странах. Такие условия дают возможность эффективно осуществлять экспорт товаров и услуг из страны с абсолютными преимуществами в другие страны. Абсолютные преимущества стимулируют развитие международного бизнеса, так же как и относительные.
Концепция относительных преимуществ дает основания для возможно организации в стране производства нескольких видов товаров и услуг. В этом случае менеджеру предстоит выбрать и сосредоточить усилия на выпуске и экспорте той продукции, которая обладает абсолютными преимуществами, а остальные товары и услуги могут быть предназначены только для внутреннего рынка, и часть потребностей в нем может быть удовлетворена за счет импорта.
Комбинация абсолютных и относительных преимуществ с присущей каждой нации организацией производства и государственной политикой обеспечивает фирмам разных стран преимущества в условиях конкуренции и высокую репутацию. Опыт показывает, что конкурентоспособность корпораций США несомненна в производстве пассажирских самолетов (компания “БОИНГ”), мощных компьютеров (компания “ИБМ”), компьютерных программ (компания “Майкрософт”), оборудования для охраны окружающей среды, удобрений. Высокой конкурентоспособностью на мировых рынках известны фирмы Германии с товарами, как автомобили, химикаты, сельскохозяйственные машины, оптические приборы, полиграфическое оборудование. На мировом рынке широко известны японские компании-производители углеродистых волокон, телекоммуникационного оборудования, морских судов, автомобилей, бытовой электроники. Итальянские фирмы - признанные производители керамических и текстильных изделий, спортивной обуви, упаковочного оборудования.
Концепция международного жизненного цикла продукта базируется на теории жизненного цикла продукта, выдвинутой американским экономистом Р. Верноном. Она разделят процесс сбыта любого товара на четыре стадии с целью акцентирования внимания предпринимателей на проблемах эффективности производства и сбыта товаров и услуг в условиях быстро меняющейся конъюнктуры и острой конкурентной борьбы на внутреннем и мировом рынках при выходе на них с новым товаром.
Первая стадия - нововведение. Когда конструктивные особенности и технические характеристики продукции еще не оценены покупателями в полной мере, спрос неустойчив, рынок не освоен, рост спроса на новый товар замедлен. На этой стадии покупатели присматриваются к новинке на рынке и, оценив ее преимущества, медленно, с риском ошибиться увеличивается объем закупок.
Вторая стадия - быстрый рост спроса, производства и объема закупок в связи с увеличением спроса на товар, в высоких потребительских свойствах которого покупатель уже убедился. Это время получения максимальных прибылей фирмам, первыми освоившими массовый выпуск продукции.
Третья стадия - насыщения рынка. Покупатели в основной массе удовлетворили свои потребности в этом товаре, к тому же его производство стали осваивать конкуренты и появились признаки соперничества.
Последняя стадия - спад. Чтобы продлить жизненный цикл продукта. Его производство передается в страны с более низкими издержками производства, чаще всего в развивающиеся государства, путем прямых иностранных инвестиций. Экспорт продукта в эти страны, как правило, осуществлялся еще до начала его производства в них. С развитием местного выпуска импорт продукта из страны его происхождения сокращается.
Прямые иностранные инвестиции - капиталовложения, рассчитанные на долговременные деловые отношения между предприятием страны -прямого инвестора и фирмы принимающей страны. Эти отношения отражают продолжительный интерес компаний друг к другу, где целью прямого инвестора является оказание существенного влияния на организацию управления предприятием в принимающей стране и контроль за его деятельностью.
1.2. Повышенные риски в условиях зарубежного предпринимательства.
 
Международный менеджмент - это теория и практика рационального руководства предприятиями в условиях коллективной деятельности за рубежом во всех формах внешнеэкономических связей: экспорте, импорте, обмене технологиями, в совместных предприятиях (СП), производстве и предоставлении услуг за рубежом, осуществлении иностранных инвестиций, транснациональных корпорациях.
Международный              (глобальный)              менеджмент              предусматривает   управление
функционированием компаний в более чем одной стране, а специалист с квалификацией глобального менеджера должен осуществлять деятельность, связанную с широкими кругом вопросов - от экспортно-импортных сделок до производственных операций за границей. При этом он должен быть восприимчив к разным культурам и овладеть теорией, философией и психологией глобального менеджмента.
Изучение международного менеджмента способствует приобретению слушателями необходимых для руководителей международного класса качеств: инициативы, готовности к оправданному риску, уверенности в своих силах, умению мыслить в глобальных масштабах, владению принципами установления конструктивных связей с зарубежными партнерами.
Освоение материала данного курса покажет слушателям основные направления развития международного менеджмента в мире, к которым относятся:
-увеличение доли ответственности, возлагаемой на подчиненных;
-повышение внимания к запросам потребителей;
-возрастание роли маркетинга в деятельности предприятий;
      -непрерывное   совершенствование   технологии   производства   и   обновление ассортимента продукции и услуг;
-четкое разделение мероприятий с краткосрочным результатом и долгосрочными целями;
-соблюдение национальных интересов.
 
1.3 Классификация факторов влияющих на деятельность предприятий.
 
Фирма как хозяйственная единица, в функции которой входит производство и /или сбыт товаров и услуг, развивает свою деятельность и, следовательно, рискует в двух направлениях. Одно из них - вертикальное, предусматривающее выбор месторасположения предприятия, используемую технологию, логистику перемещения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Второе направление деятельности фирмы - горизонтальное, со своими стилем менеджмента, организацией производства и сбыта на базе концепции маркетинга, НИОКР и финансовой деятельности. На обоих этих направлениях неизбежно возникают риски.
Если же фирма распространяет свою деятельность за пределы государственных границ, то риски, связанные с предпринимательством, во много раз увеличиваются в условиях функционирования предприятия за границей из-за разницы в культуре (право, обычаи, мораль, этика), специфики спроса на товары и услуги, производственных и бытовых отношений между людьми, колебаний паритетов валют, распространения международного терроризма.
Для комплексной оценки рисков, связанных с зарубежным предпринимательством, целесообразно классифицировать факторы, влияющие на деятельность предприятий, функционирующих за пределами национальных границ. К этим факторам относятся:
•          Социокультурные - обычаи, нормы, язык, демография, уровень жизни, социальные институты, образ жизни, религия, отношение к иностранцам, уровень грамотности.
Последнее важно для менеджера, рассчитывающего привлекать к работе на своем предприятии в принимающей стране местный персонал;
•          Экономические - уровень экономического развития, доход на душу населения, климат, динамика и тенденции валового национального продукта (ВНП), финансовая
политика правительства, уровень безработицы (важен при расчете покупательной
способности населения и при определении возможности привлекать местных
специалистов к работе на фирме в принимающей стране), конвертируемость валюты,
уровень заработной платы, конкурентная среда, участие в экономических
ассоциациях и региональных интеграционных  организациях. Последнее ограничивает самостоятельность местных партнеров в принятии ими решений, так как участие в региональных интеграционных группировках подразумевает согласование принципиальных решений с партнерами по интеграционным объединениям;
•              Технологические -  правовые нормы обмена технологиями,  наличие  и  стоимость энергоносителей, природные ресурсы, транспортная сеть, квалификация рабочей силы, патентная защита, инфраструктура, потоки информации. Учитывая первостепенную важность информации в современных условиях, некоторые корпорации организуют свои отделения за границей с основной целью - получение информации о новых технологиях, состоянии дел у основных конкурентов, изменениях в законодательстве и т.д.;
•          Политика - правовые - форма правления государством, политическая идеология, налоговое законодательство, стабильность правительства, отношение правительства к иностранным компаниям, законодательство об иностранной собственности, влияние оппозиции, торговое законодательство, степень протекционизма, внешняя политика, активность террористов, правовая система. Политике -правовые факторы связаны с риском для иностранной фирмы потерять свои активы, контроль над своими предприятиями, долю на рынке из-за действий правительства принимающей страны.
 
1.4. Основные аспекты конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке.
Одна из главных задач глобального менеджера - обеспечение конкурентоспособности продукции зарубежного филиала международной компании на мировом рынке с использованием научных подходов и методов, концепции маркетинга и учета человеческого фактора. Можно выделить пять основных аспектов в подходе к достижению конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке:
1.              Эффективность системы глобального менеджмента, определяемая оптимальным
построением структуры управления внешнеэкономической деятельностью в международной
компании, содержанием и организацией внешних и внутренних связей системы ТНК.
2.              Степень подготовленности международной компании к выходу на внешний рынок с
новым   видом   товаров   или   услуг,   определяемым   качеством   результатов   НИОКР   по
определенному объекту с точки зрения новизны, оптимальности технических характеристик и
показателей надежности, соответствия нормам охраны окружающей среды (экологичности),
технологичности,   патентоспособности,  дизайна,  стандартизации  и унификации.
3.              Качество   товаров   или   услуг,   обеспечиваемое   применяемым   оборудованием,
технологией,    материалами,    системой    управления    качеством,    уровнем    организации  производства и труда.
4. Затраты основных потребителей на приобретение товаров или пользование услугами, транспортировку, эксплуатацию, ремонт и утилизацию за весь гарантируемый срок службы товара.
5. Степень удовлетворения основных и дополнительных потребностей покупателей с учетом специфики принимающей страны, которая определяется уровнем соблюдения правовых норм защиты интересов потребителя, соответствием рекламы действительным потребительским свойствам продукции, качеством упаковки, условиями хранения, продажи” поставки, послепродажным гарантийным обслуживанием.
Однако главный фактор достижения конкурентоспособности на мировом рынке — правильно выбранный ассортимент товаров и услуг на основе квалифицированного анализа конъюнктуры рынка. Для проведения такого анализа экономисты международных компаний нередко используют метод, разработанный Бостонской консультативной группой “Бостон консалтинг групп” и получивший название “бостонская матрица” (рис. 1.1). Использование этого метода подразумевает, что в отличие от национального рынка международная компания на мировом рынке находится под влиянием факторов, на которые она не может оказывать прямого влияния. Примерами таких объективных внешних факторов могут являться развитие технологии в данной отрасли, конвенции международных организаций по охране окружающей среды, изменения потребительского спроса (например, бум спроса на биопродукты в 90-е годы).
Доля на мировом рынке
 
Степень                                                “?”
роста            “ звезды ”      “ дикие кошки”
рынка                          

            
 
 
 
 
                 “ денежной                 “ собаки ”
                      коровы ”
 
Рис. 1.1. Бостонская матрица (штриховая линия - путь на схеме нового товара или услуг)
Конкуренция на мировом рынке более жесткая, чем на национальном, так как международная компания встречает на мировом рынке большее число и более сильных соперников. Доля на мировом рынке - это основной потенциал успеха того или иного товара или услуги. На бостонской матрице товары или услуги, с которыми международная компания выходит на мировой рынок, располагаются в четырех квадратах в зависимости от занимаемой ими доли на рынке. В левом верхнем квадрате находятся товары или услуги (их называют звездами), характеризующиеся особо высокими темпами роста продаж. Доля в продажах у них выше, чем у основного конкурента, следовательно, они прибыльнее для компании. Они производятся в значительных объемах, издержки их производства и сбыта — одни из самых низких на данном рынке (в том числе и за счет эффекта масштаба). Чтобы не допустить экспансии конкурентов на растущем рынке, следует осуществлять инвестиции и реинвестировать полученные доходы в производство и развитие рынка. В нижнем левом квадрате располагаются товары или услуги, которые продаются на рынке с низкими темпами роста, хотя они вполне конкурентоспособны и доля их в продажах на этом рынке выше, чем у основных конкурентов. Они прибыльны для компании, их называют “денежными коровами”. В то же время, поскольку темпы роста продаж невысокие, производителям не требуются большие инвестиции. Следовательно, эти товары или услуги приносят международной компании на мировом рынке высокую прибыль. Товары или услуги, находящиеся в правом верхнем квадрате, характеризуются тем, что объемы их продаж растут быстрее, чем в среднем на рынке, однако их доля в продажах ниже, чем у основного конкурента. Их называются “знаками вопроса” или “дикими кошками” (которые гуляют сами по себе). В связи с тем что темпы роста продаж этих товаров или услуг весьма высоки, но конкурент очень силен, компании придется осуществлять крупные капиталовложения в совершенствование потребительских свойств этих товаров или услуг и повышение их качества, если она хочет сохранить свой уровень конкурентоспособности. В то же время, поскольку доля этих товаров или услуг относительно невелика в общем объеме продаж, то особой прибыли они не приносят. Они поглощают деньги, но чистый результат от их сбыта невелик. Лучший вариант — добиться их перемещения в категорию “звезд”. В правом нижнем квадрате располагаются товары или услуги, объемы продаж которых растут медленнее, чем в среднем на рынке, а их доля в продажах ниже, чем у основного конкурента. Их называют “собаками”. На них распространяется правило 20:80, означающее, что эти товары или услуги, приносящие 20% прибыли, поглощают до 80% времени международных менеджеров. Поддержание производства этих товаров или услуг связано с немалыми инвестициями, а приносят они компании только убытки. Выход на мировой рынок с новым товаром или услугами по схеме бостонской матрицы начинается со “знака вопроса”, поскольку ассортимент товаров или услуг рационально подбирать для быстро развивающихся рынков. При благоприятной конъюнктуре рынка, когда товар или услуги отвечают запросам основных потребителей, они конкурентоспособны, объемы их продаж растут, доля на рынке оказывается больше, чем у основного конкурента, и они переходят в квадрат “звезд”. Когда спрос на товары или услуги данного типа достигает стадии зрелости, темпы роста объема сбыта сокращаются, эти товары или услуги переходят в квадрат “денежной коровы”, принося компании значительную прибыль. Когда же покупатели обнаруживают на мировом рынке новые, более привлекательные товары, прежние товары или услуги переходят из квадрата “денежной коровы” в квадрат “собаки” и снимаются из системы сбыта международной компании.Построение бостонской матрицы дает глобальному менеджеру возможность наглядно увидеть и осмыслить текущую ситуацию и перспективы сбыта на мировом рынке товаров или услуг, производимых зарубежным филиалом в принимающей стране. Матрица поможет менеджеру выбрать те товары или услуги для реализации на мировом рынке, повышением конкурентоспособности которых целесообразно заниматься в первую очередь. Кроме того, на основе бостонской матрицы международный менеджер может решить задачу координации усилий предприятий системы ТНК для повышения конкурентоспособности товаров и услуг на мировом рынке и рационального распределения финансовых ресурсов международной компании между ее зарубежными филиалами.
 
Одним из главных факторов успеха зарубежной деятельности международного менеджера является знание и соблюдение законов принимающей страны.
                                                                  Выводы
1.              Базовыми принципами теории глобального менеджмента являются концепции
абсолютных    преимуществ,    относительных    преимуществ, международного жизненного
цикла продукта и прямых иностранных инвестиций.
2.              Международный    (глобальный)    менеджмент    предусматривает    управление
функционированием компаний в более чем одной стране. Специалист с квалификацией
“глобальный менеджер” должен осуществлять деятельность, связанную с широким кругом
вопросов — от руководства заключением и исполнением экспортно-импортных сделок до
организации   производственных   операций   за   границей.       При       этом       необходима
восприимчивость к разным культурам, знание теории, философии и психологии глобального
менеджмента.
3.  К качествам, необходимым для глобального менеджера, относятся: инициатива, готовность к оправданному риску, уверенность в своих силах, умение мыслить в глобальных масштабах, владение принципами установления конструктивных связей с зарубежными партнерами, способности к иностранным языкам.
4.              Основные направления развития международного менеджмента в мире: увеличение
доли ответственности, возлагаемой на подчиненных (в том числе иностранцев); повышение
внимания к запросам потребителей; возрастание роли международного маркетинга в деятельности предприятий; непрерывное совершенствование и модернизация технологии производства и обновление ассортимента   продукции   и   услуг;   четкое   разделение   мероприятий   с   краткосрочным результатом и долгосрочными целями; соблюдение национальных интересов.
5.              Для комплексной оценки рисков, связанных с зарубежным предпринимательством,
целесообразно      классифицировать      факторы, влияющие на деятельность предприятий,
которые    функционируют    за пределами    национальных    границ,    на    социокультурные,
экономические, технологические и политико-правовые.
6.              Административные органы государства с рыночной системой хозяйства ведут
борьбу с действиями фирм, ограничивающими механизм конкуренции. В этом аспекте
государство проводит соответствующую экономическую      политику      (законодательство
против   ограничений конкуренции), особенности которой международный менеджер должен
учитывать.
                                                                      Ключевые слова
Международный бизнес
Международный менеджмент Предпринимательство
Бостонская матрица
Ограничительная деловая практика
Вопросы для самопроверки
1.  Дайте определение международного менеджмента.
2.  Назовите базовые принципы теории глобального менеджмента.
3.  Что такое абсолютные преимущества в производстве товаров или услуг в стране?
4.  Что такое относительные преимущества в производстве товаров или слуг в стране?
5.  В чем смысл концепции международного жизненного цикла продукта?
6.  Дайте определение прямых иностранных инвестиций.
        7. Что   входит   в   группу   социокультурных   факторов,   влияющих   на  деятельность предприятия за рубежом? Экономических? Технологических? Политико-правовых?
8.              Опишите процесс выхода на мировой рынок с новым товаром или услугами по
бостонской матрице.
Тема 2. Адаптация иностранной фирмы к условиям  деятельности
в принимающей стране
 
План:
2.1. Стимулы зарубежного предпринимательства в современных условиях.
2.3. Факторы (объективные и субъективные) адаптации к окружающей среде за границей.
2.3. Условия успешного и своевременного освоения импортных технологий и оборудования.
 
1.1  Стимулы зарубежного предпринимательства в современных условиях.
Повышенные риски зарубежной деятельности компенсируются открывающимися широкими возможностями маневрирования в функционировании предприятий за пределами национальных границ. Еще в начале XX в. к базовым концепциям абсолютных и относительных издержек производства с кредо “производить там, где ниже издержки производства” основатель американского автомобилестроения Генри Форд добавил соображение о рынке сбыта: “произвожу там, где продаю”. Этим он положил начало созданию международных производственных комплексов со сборочным производством в принимающих странах из узлов и деталей, изготовленных за рубежом. К стимулам зарубежного предпринимательства в современных условиях относятся:
•   повышенная прибыль по сравнению с деятельностью на внутреннем национальном рынке;
•   влияние более крупной и мощной фирмы (например, выступление в качестве ее
субпоставщика).     Типичным     примером     может     служить     широкое     строительство
автомобильных  предприятий  японских  компаний  в  США,  когда  вслед  за  основными
японскими автомобилестроительными компаниями в США стали обосновываться их более
мелкие фирмы-субпоставщики, изготовители комплектующих к автомобилям;
•   инициатива правительства и международных организаций. Часто правительственные кредиты развитых стран или международных финансовых организаций — Международного банка  реконструкции  и  развития   (МБРР),   Международного   валютного   фонда(МВФ), Международной  ассоциации  развития  (МАР)  и  т.д.  — развивающимся  страна дают возможность частным инвесторам из развитых стран строить в принимающих государствах предприятия на основе прямых иностранных инвестиций;
•   неблагоприятные условия на национальном рынке, вынуждающие компании переносить свою деятельность за границу. Примером может служить увеличение расходов, связанных с государственным регулированием (таких, как федеральные и региональные налоги, затраты на природоохранные мероприятия для достижения соответствия национальным нормам по охране окружающей среды). Ухудшают условия производства и сбыта товаров и услуг на
внутреннем  рынке  также  высокие  издержки  производства в  связи  с  отсутствием  или
истощением природных ресурсов и ухудшением горно-геологических условий их добычи, а
также обостряющаяся конкуренция на национальном рынке, который становится вялым по
мере насыщения его однородной продукцией.  Стремление к организации производства
товаров и услуг в странах с емкими, растущими рынками сбыта обусловлено принципом
стратегии динамичных компаний: “Создавать местное производство для местного рынка”;
•   емкость рынка, природные ресурсы и наличие квалифицированной недорогой рабочей
силы и “человеческого капитала” — высококвалифицированных специалистов, инженеров,
ученых в принимающем государстве. Предпринимателей привлекают за рубежом также
низкая стоимость земельных участков и благоприятные для организации промышленного
производства природные условия: климат, почва, энергоносители, обилие воды;
•   протекционистские барьеры на пути экспорта, которые создают условия, когда выгоднее организовать производство товаров или услуг в принимающей стране, чем ввозить туда готовые изделия;
•   наличие ценной информации в принимающей стране;
•   диверсификация рисков (например, при выходе на рынок с новой продукцией). В этом
случае целесообразно разделить риски с иностранным партнером;
•   возможность получения за рубежом новой технологии, иностранного капитала и опыта организации производства и сбыта;
•              диверсификация    производства    товаров    и    предоставления    услуг    в    связи    с неопределенностью долговременного  спроса и многочисленными  рисками,  вызванными
быстро меняющейся конъюнктурой рынков;
•   сохранение уровня конкурентоспособности путем выхода в сферу внешнеэкономической деятельности;
•   использование финансовых возможностей (низкого банковского процента, фондов и кредитов местных, иностранных и международных организаций) принимающей страны;
•   льготное налогообложение за рубежом, позволяющее повысить конкурентоспособность экспортных товаров в условиях обостряющейся конкуренции на мировом рынке.
Обзор мотивов, побуждающих к развитию зарубежного предпринимательства, свидетельствует о том, что помимо целей максимизации конечной прибыли с выходом за рамки узкого внутреннего рынка перенос производства динамичными компаниями за границу диктуется еще и необходимостью совершенствования и модернизации производительных сил. Краткая схема процесса принятия решения о вхождении в сферу внешнеэкономической деятельности приведена на рис. 2.1.
81
 


 
 
 
81
 


                            Ха                      Ха                       Ха                        Ха                      Ха 
 
           
 
 
 
 
 
 
                               
 
Йў?                                Йў?                             Йў?                  Йў?
 
 
Рис. 2.1- Схема процесса принятия решения о целесообразности выхода фирмы в сферу внешнеэкономической деятельности
 
2.2. Факторы (объективные и субъективные) адаптации к окружающей среде за границей.
В  процессе своей деятельности за  рубежом иностранной фирме в принимающей стране приходится адаптироваться к условиям, имеющим, как правило, национальную специфику. При этом факторы адаптации делятся на две группы:
  -субъективные - зависящие от структуры организации и стратегии иностранной фирмы;
-объективные - на них фирма не может влиять, а вынуждена только приспосабливаться к ним.
Проанализируем объективные факторы (рис. 2.2).
Правовые нормы. Непременным условием эффективной деятельности иностранной компании за рубежом является соблюдение законов принимающей страны. К ним относятся федеральные, местные и региональные законодательные акты. При этом в отношении к правовым нормам встречаются национальные особенности. Например, в Японии бизнесмены предпочитают в контрактах не ссылаться на законодательные акты и не привлекать к переговорам юристов, что подчеркивает доверие к партнеру.
Национальная принадлежность персонала компании. Культурные, 'экономические и политические различия между этническими группами, населяющими нашу планету. оказывают прямое влияние на стиль менеджмента, адаптацию производства и сбыта в принимающей стране, отношения с местным персоналом и в конечном счете на производительность труда. Очевидно, использование за границей квалифицированных рабочих и служащих своей национальности, т.е. граждан государства, где расположена штаб-квартира головной компании, на первый взгляд надежнее для эффективной деятельности предприятия за рубежом. В то же время нанятые на месте специалисты принимающей страны обладают целым рядом преимуществ. Они легче налаживают отношения с местными региональными и федеральными правительственными организациями, лучше знают специфику своего национального рынка, особенности вкусов и запросов потребителей и в конечном счете помогают иностранной компании быстрее и легче адаптироваться к условиям принимающей страны. Этими обстоятельствами объясняется явно наметившаяся в 90-е годы тенденция к росту количества специалистов принимающих стран даже в высших эшелонах управления транс национальных корпораций.
Местные обычаи. Иногда обычаи принимающих стран резко отличаются от общепринятых норм ведения бизнеса и деловой этики в промышленно развитых государствах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.  2.2.   Основные факторы адаптации иностранной фирмы к  условиям деятельности в принимающей стране
 
 
 
Так, в некоторых развивающихся странах трудно осуществлять предпринимательскую деятельность без взяток официальным лицам (см. Тему “Этика международного бизнеса”). Производственные отношения. Перед началом предпринимательской деятельности за рубежом целесообразно изучить принципы сложившихся производственных отношений в принимающей стране, включая деятельность профсоюзов и трудовое законодательство.
Привлекательные стороны для акционеров. Акционеров в принимающей стране в первую очередь привлекают, конечно, высокие дивиденды на акции. Кроме этого, в годовых отчетах компании публикуются привлекательные для потенциальных акционеров данные о технологических достижениях и о мероприятиях, направленных на сокращение рисков в деятельности компании. Наибольшей популярностью пользуются акции компаний, входящих в первую пятерку предприятий отрасли.
Конкуренция. Менеджер международного класса должен учитывать, что с выходом на мировой рынок его ожидают дополнительные заботы, связанные с ростом числа конкурентов по сравнению с деятельностью на национальном рынке.
Потребители. Запросы и вкусы потребителей в разных странах весьма различны. К основным проблемам менеджера международного класса относится нахождение путей удовлетворения этих разнообразных потребностей. Значительно облегчает решение такой проблемы оптимальный подбор персонала для сбыта продукции и услуг в разных странах, включая наем местных специалистов из принимающих стран. Например, в США сбытом японских автомобилей, завоевавших свыше 20% американского рынка, как правило, занимаются не японцы, а нанятые ими американские менеджеры высокой квалификации.
Технология. Наиболее высок уровень научно-технического прогресса компаний, которые оперируют на международном рынке. Они быстрее осуществляют модернизацию оборудования, технологии и ассортимента продукции за счет обмена технологиями с наиболее преуспевающими в разных странах фирмами. Естественно, что менеджеру международной компании необходимо постоянно изучать законы об охране авторских прав и патентов в разных странах. При этом следует иметь в виду, что обмен технологиями все чаще происходит в форме образования совместных предприятий или Стратегических альянсов. Например, лидер пассажирского самолетостроения — корпорация “Боинг” (США) для создания модели лайнера 767, рассчитанного на беспосадочный полет до 7000 миль с 260 пассажирами на борту, объединила усилия при проведении НИОКР с японскими компаниями “Кавасаки” и “Фуджи”.
Экономика. Основная сложность адаптации к окружающей среде за границей в экономическом аспекте - неравномерный уровень и темпы развития народного хозяйства разных стран: в то время как в одной стране спад, в другой возможна стабилизация, в третьей - бум.
Чтобы добиться успеха на мировом рынке, международному менеджеру следует провести серьезные мероприятия по подготовке к выходу на новый рынок с учетом вышеизложенных факторов адаптации. В первую очередь необходимо провести рекламную кампанию. С этой целью партнеры и основные потребители продукции зарубежного филиала международной компании в принимающей стране должны заблаговременно получить печатные материалы и образцы продукции, предназначенной для производства и сбыта в принимающей стране, поскольку как потенциальные покупатели, так и партнеры и местные консультанты захотят узнать заранее технико-экономические характеристики продукции зарубежного филиала международной компании.
Полезно направить им сведения о специализации, истории, положении международной компании на мировом рынке. По этим материалам партнеры в принимающей стране и основные потенциальные покупатели получат возможность хотя бы предварительно судить о степени реализуемости и качестве намеченных к производству и сбыту на рынке принимающей страны товаров и услуг, а также о стабильности и надежности международной компании.
Качество рекламных материалов должно быть высоким, так как в известной степени именно по ним потенциальные потребители будут судить о предназначенных к производству и сбыту товаре и услугах, а также о компании в целом. Информационные материалы должны быть легко понимаемы (желательно, чтобы они были написаны на языке принимающей страны), чему способствуют рациональная компоновка и простота текста.
Рекламные материалы для потенциальных партнеров в принимающей стране в случае сложности с переводом на местный язык следует подготовить по крайней мере на английском языке. Они должны включать общее резюме о деятельности международной компании на мировом рынке и полную информацию о намечаемых к производству и сбыту товарах и услугах. Наличие материалов на местном языке становится особенно большим преимуществом в период переговоров с потенциальными партнерами в принимающей стране. Для перевода материалов на местный язык можно воспользоваться содействием коммерческого отдела посольства страны головной компании в принимающем государстве или торговой палаты принимающей страны, которые могут порекомендовать компетентную переводческую компанию с хорошим компьютерным оборудованием.
На стадии переговоров нелишне иметь короткий наглядный видеофильм на английском языке об истории международной компании, ее продукции и процессе производства. В состав печатных информационных материалов обычно включают:
•          фирменную брошюру с четкой и краткой информацией об активах международной компании, структуре управления, обслуживающих банках, финансовом положении, историей создания и деятельности компании;
•          ясную и компактную информацию о предназначенных к производству и сбыту товарах и услугах, а также о передовых технологиях их производства;
•          краткие резюме директоров, менеджеров и других лиц, направляемых на работу в зарубежный филиал международной компании в принимающей стране.
Такие материалы являются подтверждением искренности и стабильности международной компании, а также показывают уважение к партнерам и покупателям в принимающей стране.
Визитные карточки международного менеджера и его ближайших сотрудников должны быть на английском языке на одной из сторон и с эмблемой международной компании с обеих сторон. Указание имени, должности, адреса и номера телефона на визитной карточке поможет Представителям местных компаний развивать контакты с зарубежным филиалом ТНК в будущем. Наиболее распространенный размер визитных карточек 5,5х9,0см.
Международному менеджеру следует иметь в виду, что первые шаги деятельности в принимающей стране принесут весьма скромные финансовые результаты из-за небольшого начального объема товарооборота, низкого уровня цен, а также необходимости непрерывного вложения капитала до тех пор, пока на новом рынке стабилизируются производство и сбыт продукции зарубежного филиала международной компании.
Практика показывает, что в течение приблизительно первых двух лет после выхода с новым товаром на новый рынок объем продаж и уровень цен оказываются несколько ниже ожидавшихся. После этого происходит некоторое повышение цен под влиянием растущего спроса со стороны покупателей, оценивших потребительские свойства нового товара или услуг. Для того чтобы утвердиться на рынке, обычно требуется два — четыре года. На все это время необходимо иметь средства на инвестиции, для того чтобы освоить свою долю нового рынка. При этом ошибки в стратегии и тактике адаптации фирмы на новом рынке и попытки их преодолеть потребуют дополнительных затрат денежных и трудовых ресурсов.
Во время освоения нового рынка обычно происходит формирование постоянного штата зарубежного филиала международной компании в принимающей стране командированными руководителями из страны головной компании и квалифицированными и добросовестными специалистами из местного населения. В течение этого периода необходимо гибко приспосабливать производство и систему сбыта продукции в соответствии с требованиями местного рынка. В это время складывается репутация фирмы в зависимости от ее способности организовать предпродажные рекламу и консультации, а также гарантийное обслуживание проданной продукции.
Установление и поддержание конструктивных и добрых деловых отношений с местными партнерами и потребителями ускорит освоение рынка. При этом следует учитывать вероятность возникновения проблем общения, культурных или языковых барьеров. В этом случае международному менеджеру помогают оптимизм, настойчивость и терпение в преодолении проблем на незнакомом формирующемся рынке. Рынок не прощает ошибок — слух о них стремительно распространяется и может осложнить последующие попытки упрочить на нем позицию фирмы.
 
2.3. Условия успешного и своевременного освоения импортных технологий и оборудования
 
В современном мире нет страны, даже самой развитой, которая не импортировала бы технологии и оборудование, так как ни одно государство не в состоянии производить все виды машин и электронно-вычислительной техники для своей промышленности. К Узбекистану это относится в первую очередь, так как для выхода из экономических трудностей потребуется модернизация всей отечественной материально-технической базы, которая будет осуществляться, очевидно с привлечением новейших иностранных технологий и оборудования.
Изучением проблемы адаптации импортных технологий и оборудования к условиям принимающих стран занимаются многие исследовательские центры. Так, ученые английского Института экономики пришли к выводу, что основным условием успешного и своевременного освоения импортных технологий и оборудования является заблаговременное проведение необходимых технико-экономических мероприятий. Опыт компаний-импортеров современных технологий и оборудования показывает, что требования к поставщикам агрегатов и электронно-вычислительных систем должны сводиться к обеспечению максимальной производительности труда, экономичности, соблюдению экологических норм и стандартов.
В частности, технические характеристики поставляемого оборудования должны обеспечивать:
-длительную бесперебойную эксплуатацию (введение амортизационных норм становится предметом промышленной политики многих государств);
-повышение производительности труда с использованием скоростных технологических процессов путем оптимизации режимов обработки с применением электронно-вычислительных систем;
-минимальное количество отходов;
-возможность последующей утилизации расходуемых материалов и внедрения технологических процессов, при которых отходы производства проходили бы полную утилизацию;
-сокращение потребления энергии и сырья на единицу продукции по сравнению с морально устаревшими видами оборудования;
-сокращение производственных площадей.
Кроме того, требования, которые предусмотрительные импортеры предъявляют к приобретаемым технологиям и оборудованию, сводятся к следующему:
1.   Технологические процессы должны быть запатентованы и испытаны на заводах
промышленно развитых стран.
2.   Передаваемые технологии должны быть приспособлены к адаптации в местных
условиях, в частности к местным сырьевым ресурсам. Помимо этого, импортер должен иметь
возможность в дальнейшем совершенствовать приобретенные технологии и оборудование,
чтобы   обеспечивать   выпуск   продукции,   соответствующей   по   количеству   и   качеству
требованиям заказчиков на внутреннем и внешнем рынках;
3.   Издержки производства должны быть минимальными, по крайней мере ниже, чем
на морально устаревших видах оборудования.
4.     Приобретаемые   технологии   и   оборудование   должны   быть   совместимы   с
агрегатами, установленными ранее на заводе покупателя.
5.     Предложение  поставщика оборудования должно  содержать рабочие чертежи
быстроизнашивающихся деталей для возможного изготовления их на местных предприятиях,
а также перечень соответствующих услуг и технологий для установки и эксплуатации
оборудования.
 
 
Опытные импортеры на переговорах одновременно с ценами, техническими условиями и сроками поставки оговаривают с поставщиком условия финансирования, которые в ряде случаев для импортера важнее цены сделки.
Необходимым условием для успешного функционирования импортных технологий и агрегатов выступает наличие на заводе покупателя производственной инфраструктуры и определенного минимума квалифицированных специалистов с достаточным уровнем технической культуры. Опыт показывает, что новая технология осваивается в самое короткое время на старых, функционирующих долгое время предприятиях с налаженным производством товаров и услуг и опытным персоналом. И наоборот, наиболее продолжительное время, как правило, занимает освоение новых технологических процессов в условиях предприятий, организованных на новом месте и укомплектованных новыми сотрудниками.
Во многих случаях значительные задержки в освоении импортных технологий и оборудования происходят из-за недостаточно налаженного взаимодействия между поставщиком и покупателем технологии или вследствие нехватки ресурсов у покупателя, не рассчитавшего свои возможности перед заключением контракта. Тогда импортная технология и оборудование длительное время не находят применения в результате ориентации управленческого персонала импортера на решение краткосрочных задач без учета перспективных направлений развития производства и его не расположенности к риску внедрения в производство принципиально новых технологических процессов.
В то же время известны случаи, когда неоправданная поспешность в приобретении новой технологии приводит к тому, что импортер, подписывая контракте поставщиком, не полностью понял возможности оборудования. В результате импортер показывает свою некомпетентность и остается с несбывшимися надеждами.
Количество персонала, привлекаемого к работе по приемке, монтажу, пуску в эксплуатацию импортных технологий и оборудования, сокращается по мере приближения гарантийных испытаний (рис. 2.3).
На первом этапе, после заключения контракта к работам по адаптации закупленной технологии и оборудования к местным условиям, обучению кадров покупателя, приемке оборудования на заводах поставщика за границей, подготовке площадки для монтажа оборудования привлекается максимальное число инженеров, проектировщиков и технологов из местных и иностранных исследовательских институтов и университетов, специалистов строительных компаний (основание треугольника на рис. 2.3).
В этот период обычно изготовители оборудования играют главную роль в обучении персонала покупателя, а научно-исследовательские институты, университеты, проектные и строительные организации в стране импортера предоставляют услуги по подготовке к приемке импортного оборудования. В последние годы в связи с усложнением технологических процессов и конструкций компьютеризированных агрегатов опытные импортеры уделяют повышенное внимание обучению специалистов по эксплуатации закупленного оборудования и приемке его на месте изготовления.
Обучение проводится как на месте установки агрегатов, так и на зарубежных предприятиях-изготовителях. В курс обучения входит освоение теротехнологии — системы обслуживания и ремонтов оборудования, организации бесперебойного снабжения агрегатов исходными материалами, энергией, запчастями. Специалисты импортера осваивают нормы техники безопасности, охраны окружающей среды, методы контроля за качеством продукции. Желательно, чтобы в объем поставки входило оборудование неразрушающего контроля качества — рентгеновские, изотопные, ультразвуковые установки и приборы спектрального анализа.
Задолго до поставки оборудования на предприятие заказчика на месте эксплуатации агрегатов проводятся научно-технические исследования и разработка мероприятий по адаптации импортных технологических процессов к местным условиям с учетом имеющейся инфраструктуры, местных сырьевых материалов, климатических условий, технической грамотности персонала. На основе выполненных исследований и технической документации, заранее полученной от поставщика технологии и оборудования до срока поставки основных агрегатов составляются технологические инструкции, объединяющие технические требования к сырьевым материалам, номенклатуре и качеству продукции.
 
Время от подписания контракта
до гарантийные испытания

 
                                                                                                 _________ гарантийные испытания
                                                                                                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
              Начало приёма
оборудования и  их монтажа                                                                                 Количество персонала
                                                                        
 
Рис.  2.3. Динамика изменения численности персонала импортера, занятого выполнением контракта на поставку технологии и оборудования
 
В то же время на основании условий контракта на заводы — изготовители оборудования командируются инспекторы заказчика для приемки оборудования на месте его изготовления. Желательно, чтобы эти же инспекторы участвовали и в проектировании оборудования, чтобы потом на своем предприятии они могли участвовать в модернизации и усовершенствовании импортных агрегатов. Импортер должен позаботиться о своевременном командировании своих инспекторов на заводы — изготовители оборудования.
По мере приближения срока ввода импортного оборудования в эксплуатацию круг привлеченных организаций и специалистов сужается, и к моменту ввода агрегатов в эксплуатацию остается только обученный персонал и небольшое число иностранных специалистов — представителей фирмы — поставщика оборудования и технологии (вершина треугольника — точка проведения гарантийных испытаний — см. рис. 2.3).
Опыт показывает, что в период начала эксплуатации импортных технологий и оборудования на предприятии импортера должны находиться представители фирмы-поставщика, так как в канун гарантийных испытаний, как правило, выясняется не укомплектованность импортного оборудования некоторыми необходимыми компонентами и наличие дефектов в механизмах и электронных системах.
Чаще всего это относится к вспомогательным агрегатам, загрузочным устройствам и транспортным системам. Необходимо тут же на месте предъявить претензии о недопоставках и дефектах представителям фирмы-поставщика. В то же время неполадки в оборудовании и технологических процессах в период гарантийных испытаний свидетельствуют о том, что руководители технической службы объекта с импортным оборудованием при заключении контрактов и соглашений на его поставку не уделили должного внимания согласованию сроков поставки комплектующих из-за границы и от местных субпоставщиков и не предусмотрели заказ дополнительного количества узлов и деталей в качестве страховки от непредусмотренных дефектов и срыва контрактных сроков поставки.
На первом этапе эксплуатации импортных агрегатов обычно выявляются недостатки технического обслуживания, нехватка запасных частей, плохая организация диагностики причин выхода из строя отдельных узлов, а также систем и механизмов. Такие сбои в функционировании нового оборудования обычно являются следствием недостаточного числа обученных за границей квалифицированных специалистов.
Во многих случаях часть из обученных за границей специалистов импортера остается работать на заводах изготовителей оборудования, ругая часть переходит на работу на другие национальные предприятия, соблазнившись высокой заработной платой. Во избежание такой ситуации в контракте на поставку оборудования следует предусматривать обучение на заводах изготовителя агрегатов и на предприятиях, эксплуатирующих аналогичные агрегаты, обучение специалистов с учетом непредвиденных обстоятельств.
Важно, чтобы на первой стадии эксплуатации импортных технологий и оборудования соблюдались сроки поставки, оговоренные в соглашениях с местными субпоставщиками, на отгрузку сырья соответствующего качества, комплектующих изделий, материалов, запасных частей, изготовление которых освоено в стране импортера. При этом наиболее успешно осваивают иностранную технологию те предприятия, специалисты которых на базе знаний и опыта, полученных при освоении первой стадии производства, в состоянии самостоятельно спроектировать и организовать расширение производства и модернизацию технологических процессов с учетом местных условий.
Анализ конфликтных ситуаций, возникающих между зарубежным поставщиком технологии и оборудования и покупателем, показывает, что причинами разногласий обычно становятся следующие упущения представителей обеих сторон при заключении контракта на поставку оборудования:
•              нечеткие формулировки в тексте контракта гарантий поставщика по техническим
характеристикам оборудования и технологий;
•              ошибки поставщика в проектировании оборудования, не учитывающие местные условия
эксплуатации агрегатов в стране покупателя;
• фактические издержки производства превышают показатели,  которые  поставщик
гарантировал при заключении контракта;
• нечеткие условия в контрактах о числе обучающихся специалистов покупателя на
заводах продавца и о критериях качества их обучения.
Чтобы сократить количество ошибок лицензиатов — приобретателей лицензий при заключении контрактов на импорт технологий и оборудования, международные организации (ЮНИДО, ЮНКТАД) подготовили ряд рекомендаций для развивающихся стран, импортирующих средства производства. В частности, импортерам лицензий на технологии рекомендуется избегать в лицензионных соглашениях таких условий, как:
- обязательные закупки у лицензиара (поставщика лицензий) различных материалов и компонентов;
- ограничение объема производства, продаж продукции, уровня цен, ассортимента выпускаемых изделий;
-запрещение без согласования с лицензиаром использовать другие технологические процессы или усовершенствовать существующие;
-обязательный экспорт продукции только через сбытовую сеть лицензиара.
Эксперты ЮНИДО подготавливают по просьбам правительств государств с неокрепшей экономикой технико-экономические обоснования закупки за границей технологий и оборудования с анализом возможностей той или иной страны в освоении импортных технологий; подсчитывают объем технических и финансовых средств, необходимых для освоения комплектов импортных технологий и оборудования; подготавливают развернутые программы строительства, монтажа и ввода в эксплуатацию объектов на базе импортных технологий и оборудования; содействуют в обучении национальных специалистов; налаживают кооперацию и прямые научно-производственные связи между заинтересованными предприятиями разных стран.
Опыт участников мирового рынка технологий и оборудования показывает, что чаще всего разногласия между экспортерами и импортерами возникают в вопросах комплектации оборудования, методики проведения гарантийных испытаний, ответственности за дефекты в поставленном оборудовании, несоответствии местных сырьевых материалов техническим требованиям закупленной технологии.
Во многих случаях конфликты между сторонами могут быть предотвращены оговоренным в контракте условием об обязательстве обеих сторон информировать друг друга о любых технологических нововведениях. Импортеры в этом случае имеют возможность выгодно использовать усовершенствования, вносимые в технологические процессы поставщиками, а поставщики оборудования и технологий получают гарантию того, что покупатели не будут применять никаких технических нововведений, не проинформировав об этом поставщиков. И, пожалуй, основное правило, которому должны следовать импортеры технологий и оборудования: после любых разногласий и конфликтов расставаться с поставщиками следует дружелюбно, так как в будущем, возможно, возникнет необходимость обращаться к ним за консультациями, запасными частями, технической помощью и т.д.
Выводы
1.              Зарубежное   предпринимательство   характеризуется   повышенными   рисками,
которые компенсируются такими побудительными мотивами, как повышенная прибыль по
сравнению с деятельностью на внутреннем рынке, влияние более мощной фирмы, инициатива
правительств и международных организаций,  неблагоприятная ситуация на внутреннем
рынке, низкие издержки производства и сбыта за рубежом, протекционистские барьеры на
пути   экспорта,   наличие   ценной   информации   в   принимающей   стране,   использование
финансовых возможностей принимающей страны, льготное налогообложение за рубежом.
2.              К объективным факторам (на них иностранная фирма не может влиять) адаптации
к   зарубежным   условиям   относятся;   правовые   нормы,   национальная   принадлежность
персонала,   местные  обычаи,   производственные   отношения,   конкуренция,   потребители,
технология, экономика принимающей страны.
3.     Первые шаги деятельности в принимающей стране обычно приносят весьма
скромные  финансовые результаты из-за небольшого  начального  объема товарооборота,
низкого уровня цен, также необходимости непрерывного вложения капитала до тех пор, пока
на новом рынке стабилизируются производство и сбыт продукции зарубежного филиала
международной компании.
В современном мире нет страны, которая не импортировала бы технологии и
оборудование, так как ни одно государство не в состоянии эффективно   производить   все
виды оборудования и электронно-вычислительной техники для своей промышленности. К
Узбекистану это относится в первую очередь, так как для выхода из экономических
трудностей   потребуется  модернизация  всей  узбекской   материально-технической   базы, которая будет осуществляться, очевидно, с привлечением новейших иностранных технологий и оборудования.
5.              Основным условием успешного и своевременного освоения импортных технологий
и оборудования является заблаговременное проведение комплекса необходимых технико-
экономических мероприятий.
6.    Предусмотрительные импортеры предъявляют к приобретаемым технологиям и
оборудованию    следующие    требования:    технологические    процессы    должны    быть
запатентованы   и   испытаны   на   заводах   промышленно   развитых   стран;   передаваемые
технологии должны быть приспособлены к адаптации в условиях покупателя (в частности, к
местным сырьевым ресурсам); издержки производства на импортном оборудовании должны
быть   ниже,   чем   на   морально   устаревших   машинах;   приобретаемые   технологии   и
оборудование  должны  быть  совместимы  с  агрегатами,  уже  установленными  ранее  на
предприятии покупателя; предложение поставщика оборудования должно содержать рабочие
чертежи быстроизнашивающихся деталей для возможного изготовления их на местных
предприятиях.
7.    Опытные импортеры на переговорах с поставщиками одновременно с ценами,
техническими условиями и сроками поставки оборудования и технической документации
согласовывают условия финансирования сделки, которые в ряде случаев для импортера
важнее цены оборудования и технологии.
8.              Причинами   разногласий,   возникающих   между   зарубежным   поставщиком
оборудования (технологии) и покупателем, становятся следующие упущения представителей
обеих  сторон  при  заключении  контракта:  нечеткие  формулировки  в  тексте  контракта
гарантий поставщика по техническим характеристикам оборудования и технологий; ошибки
поставщика в проектировании оборудования, заключающиеся в отсутствии учета местных
условий эксплуатации агрегатов в стране покупателя; фактические издержки производства
превышают  показатели,   которые  поставщик  гарантировал  при  заключении  контракта;
нечеткие контрактные условия об обучении специалистов покупателя на заводах продавца и о
критериях качества их обучения.
9.              Любые разногласия и конфликты не должны мешать дружелюбному расставанию с
поставщиком,  так  как  в  будущем,  возможно,  возникнет необходимость  обращаться  к
поставщику за консультациями, запасными частями и технической помощью.
Ключевые слова
Человеческий капитал
Финансовые возможности принимающей страны
Субъективные факторы адаптации иностранной фирмы в принимающей
стране
Объективные факторы адаптации иностранной фирмы к условиям
принимающей страны
Лицензиар
Лицензиат
Вопросы для самопроверки
1.   Назовите побудительные мотивы зарубежного предпринимательства.
2.   Что относится к субъективным и объективньм факторам адаптации иностранной
фирмы к условиям принимающей страны?
3.              Раскройте  содержание таких  объективных  факторов  адаптации  иностранной
фирмы    к    условиям    принимающей    страны,    как    правовые    нормы,    национальная
принадлежность         персонала,         местные         обычаи, производственные отношения, привлекательные    стороны    для    акционеров,    конкуренция,    потребители,    технология, экономика.
4.      Что входит в состав печатных информационных материалов,  направляемых
потенциальным партнерам в принимающей стране?
5.      Что   является   основным   условием   успешного   и   своевременного   освоения
импортных технологий и оборудования?
6.      Какие типичные требования предъявляют импортеры к приобретаемым  ими
оборудованию и технологиям?
7.      Какова динамика численности персонала, занятого подготовкой и  вводом в
эксплуатацию импортных технологий и оборудования?
8.      Назовите   основные   причины   конфликтных   ситуаций,   возникающих   между
зарубежным поставщиками оборудования (технологий) и покупателями.
9.      Каких  условий  в  контрактах  на  закупку  лицензий  рекомендуется  избегать
лицензиату?
 
 
 
 
 
Тема 3. Понятие международной компании и транснациональных компаний и корпораций, система их управления.
 
План:
3.1. Определение и сущность международной компании, многонациональной компании и ТНК.
3.2. Стимулы национальных компаний для перехода их в статус международных.
3.3. Долгосрочные контракты, их преимущества для экспортёров и импортёров.
3.4. Цели создания консорциумов.
3.5. Международные СП.
3.6. Определение национальности ТНК
 
3.1. Определение и сущность международной компании, многонациональной
компании и ТНК
 
Международные компании - организации, осуществляющие вывоз национального капитала за границу с целью приложения его и осуществления предпринимательской деятельности в других странах. Подавляющее большинство современных международных компаний представляют собой транснациональные корпорации, а по организационной форме — концерны. Они существенно отличаются от своих предшественников, простых объединений капитала разных стран — картелей, синдикатов, трестов, участники которых оставались собственниками своих капиталов. В противоположность им типичный концерн XX в. — единый собственник капитала, обычно диверсифицированного по различным отраслям и регионам. Современные международные компании могут быть транснациональными, т.е. имеющими свою национальность, или многонациональными. Транснациональные корпорации представляют собой систему предприятий, включающую головную компанию (она, как правило, определяет национальность ТНК) и ее зарубежные филиалы. Головная компания контролирует активы своих зарубежных филиалов в других странах и обычно владеет долей капитала в них.
В многонациональных компаниях происходит объединение капиталов разных наций. Первая многонациональная компания “Юнилевер” возникла в 1929 г. путем объединения фирм “Маргарин Юни” (Дания) и “Левер Бразерз” (Великобритания). С тех пор она разрослась до масштабов одной из крупнейших международных компаний с более чем 500 зарубежными филиалами в почти 60 странах. У компании “Юнилевер” две штаб-квартиры — одна в Лондоне, другая в Роттердаме.
 
3.2. Стимулы национальных компаний для перехода их в статус международных.
 
Можно выделить три основных стимула национальных компаний для перехода их в статус международных:
1.    Увеличение товарооборота и, следовательно, прибыли. В этом случае компания имеет
возможность увеличить производственные мощности и использовать  эффект масштаба.
Кроме того, она может использовать связи с иностранными партнерами для раздела рисков.
2.    Снижение издержек производства и сбыта за счет более дешевых сырья и рабочей
силы в принимающей стране. Помимо этого, расширение рынков сбыта и возможностей
приобретения   новых   эффективных   технологий   путем   образования   СП   с   местными
предприятиями.
3.    Использование промышленности, кредитно-финансовой системы, каналов сбыта и
инфраструктуры принимающей страны.
Типичной для многих международных компаний стала определенная последовательность их внешнеэкономической деятельности на пути от национальной фирмы к транснациональной корпорации (рис. З.1.).
Первая стадия - контрактные отношения между партнерами из разных стран, выражающиеся в разовых экспортно-импортных сделках. На этой стадии партнеры еще недостаточно знают финансовые возможности, научно-производственный потенциал и деловой стиль друг друга.
 
 
 
 
 
Показателем дальнейшего расширения и углубления отношений между партнерами из разных стран на пути ко второй стадий может служить заключение долгосрочных контрактов сроком на два года и более. В ряде случаев такие контракты предусматривают вывоз капитала в виде кредитов, поставок оборудования, передачи технологии, также научно-техническое сотрудничество.
 
3.3. Долгосрочные контракты, их преимущества для экспортёров и импортёров.
Для экспортеров долгосрочные контракты привлекательны с точки зрения обеспечения стабильности рынков сбыта товаров и услуг, качество которых прекрасно известно покупателю. Кроме того, экспортеры экономят средства за счет сокращения транспортных расходов путем долговременных регулярных соглашений с транспортными компаниями. Все это дает возможность снизить коммерческие расходы без рекламы, поиска покупателей, затрат на подготовку многочисленных разовых контрактов.
Для импортеров долгосрочные контракты обеспечивают стабильность поставок хорошо известных и зарекомендовавших себя с лучше и стороны товаров и услуг. В случае импорта сырьевых товаров из развивающихся стран импортеры имеют возможность ссужать капитал экспортерам, а впоследствии возвратить его в овеществленной форме со значительными процентами, стабильно обеспечивая свои потребности в топливно-сырьевых материалах в течение длительного периода.
Следующая стадия партнерства — прямые иностранные инвестиции, лицензионные соглашения, консорциумы (временные объединения партнеров-участников, связанных между собой конфиденциальными соглашениями для достижения определенных целей, чаще всего для совместных выступлений на внешнем рынке). На этой стадии партнеры из разных стран оценили друг друга, убедились в надежности друг друга и целесообразности продолжения деловых контрактов.
Подписание лицензионных соглашений, обмен технологиями, международное научно-техническое кооперирование позволяют полнее использовать производственный, коммерческий, исследовательский потенциал друг друга. При этом лицензионные соглашения  широко  используются  в  качестве  инструмента для  обмена  технологиями, бартерных и компенсационных сделок.
 
3.4.  Цели создания консорциумов.
 
Совместные выступления с товарами и услугами на рынках третьих стран в составе консорциумов позволяют партнерам предлагать более широкий ассортимент разрозненных изделий и комплектного оборудования, распределить риски между собой, расширить возможности по освоению новых рынков, по обмену на взаимной основе технологиями и ноу-хау, а также обеспечить необходимое финансирование своей деятельности за счет объединения финансовых ресурсов.
Часто в консорциумы объединяются небольшие компании, не имеющие возможности в одиночку выходить на внешний рынок или не оснащенные необходимым оборудованием для экспортного производства. Эти проблемы они решают путем объединения усилий и ресурсов с подобными компаниями на отечественном рынке для совместного осуществления внешнеэкономической деятельности. Иногда они создают объединенные маркетинговые группы для сбыта своих товаров. Наиболее распространены объединения предприятий аграрное сектора по сбыту фруктов, мяса, вина, молочных продуктов.
Третья стадия - совместные предприятия (СП) - привлекательна для партнеров из разных стран тем, что они могут начать совместную деятельность в стране партнера, располагающего действующим производственным или коммерческим предприятием, сразу же, без сооружения необходимых помещений и установки в них оборудования Правда, несмотря на многочисленные преимущества и открывающиеся возможности совместного международного предпринимательства партнеры теряют долю своей самостоятельности и все действия вынуждены согласовывать друг с другом, что осложняет и удлиняет процесс принятия решений. Кроме того, СП — временная форма международного сотрудничества. Исследования консультационных фирм специализирующихся на   совместном   предпринимательстве,   показывают,   что   средний   срок   существования совместного предприятия — четыре года.
 
3.5. Международные СП.
 
В процессе функционирования СП обычно один партнер становится более могущественным и поглощает слабого. Правда, в официальных документах, как правило, фигурирует формулировка “слияние фирм”, а не “поглощение”, так как последнее может унизить национальную гордость слабой фирмы. По мнению ряда консультационных фирм, объединение компаний рационально начинать не с производства, а с инжиниринга, маркетинга и коммерческих операций. При этом эффективность от объединения этих сфер может в два раза превышать эффективность объединения производственных мощностей.
Решение о слиянии фирм принимается после тщательных расчетов и переговоров, которые делятся месяцами. Согласование объединения происходит в такой последовательности:
1.              Определение стратегического плана действий.
2.              Согласование  управленческой  структуры  с  определением  сбалансированного
распределения мест в правлении, расположения штаб-квартиры и центров НИОКР.
3.   Оценка активов партнеров, объединяющихся в одну компанию.
4.   Согласование слияния со штатом объединяющихся компаний.
Показателем успешного слияния фирм служит увеличение объема производственных и коммерческих операций и сокращение издержек производства и сбыта продукции на 10— 20%.
Результат слияния партнеров из разных стран в одну компанию — образование ТНК (IV этап на рис. 3.1). Степень транснационализации компании характеризуется индексом транснационализации.
 
 
Схема
 
где Т— индекс транс национализации;
ЗА — зарубежные активы;
ОА — общие активы;
ЗП — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;
ОП — объем общих продаж товаров и услуг;
ЗШ— зарубежный штат;
ОШ— общий штат.
 
 
Распространение ТНК в мире и их влияние на мировую экономику весьма существенно. К началу XXI в. зарегистрировано уже свыше 60 тысяч головных компаний, контролирующих около 500 тысяч своих зарубежных филиалов. Под контролем ТНК. находится приблизительно 30% частных производственных фондов, около 50% международной торговли. Почти вся торговля сырьем на мировых рынках контролируется транснациональными корпорациями, в том числе 90% мировой торговли пшеницей, кофе, кукурузой, лесоматериалами, табаком, джутом, железной рудой; 85% — медью, бокситами; 80% — чаем, оловом; 75% — бананами, натуральным каучуком, сырой нефтью. На них приходится 80% патентованных нововведений во всех областях науки и техники.
Совокупные валютные резервы ТНК в несколько раз больше резервов всех центральных банков мира, вместе взятых. Перемещение 1— 2% массы денег, находящихся в частном секторе, способно изменить взаимный паритет любых двух национальных валют.
Международные компании рассматривают весь мир как единый рынок, осуществляют предпринимательскую деятельность во многих странах, выступают локомотивами иностранных инвестиций и принимают стратегические решения вне зависимости от национальных границ.
В конце 90-х годов на первом месте среди ТНК по стоимости зарубежных активов стоял англо-голландский концерн “Ройял Датч Шелл”. В первую десятку крупнейших ТНК входили пять американских компаний, две — японские, одна — ФРГ, одна — швейцарская. } 1995 г. впервые в списке 100 наиболее могущественных ТНК мира явились две из развивающихся стран — “Дэу Корпорейшн” (Южная Корея) и “Петролеос де Венецула” (Венесуэла).
Крупнейшие ТНК чаще всего сосредоточивают свою деятельность в быстро развивающихся отраслях промышленности, определяющих научно-технический прогресс. Весьма активный интерес проявляют они и к электронной промышленности, на которую в конце 90-х годов приходилось свыше 15% зарубежных активов компаний, фигурирующих в списках 100 крупнейших ТНК. Видное место в этих списках занимают корпорации химической, добывающей и автомобильной промышленности.
Осуществляя беспрецедентный размах международных экономических сделок, ТНК выступают в них как:
1)      торговцы (коммерсанты);
2)      прямые и портфельные инвесторы;
3)      распространители эффективных технологий;
4)      стимуляторы международной трудовой миграции.
Укрепляя связи между национальными рынками, ТНК организуют процесс интернационализации производства, размещая предприятия по всему миру под единым руководством. Они объединяют технологические циклы предприятий, расположенных в разных странах, осуществляют внутри фирменное разделение труда.
Каждое предприятие, входящее в ТНК, функционирует в рамках согласованной политики и единой общей стратегии. В различных ТНК имеются один или более центров, принимающих решения. Активы ТНК связаны общей собственностью. В рамках каждой ТНК согласовано    распределение    результатов    НИОКР,    ресурсов    и    ответственности    между родственными предприятиями.
Эффективность деятельности ТНК базируется на трех источниках:
1)   владении природными ресурсами в разных странах, крупным капиталом и абсолютным
большинством патентов на нововведения в науке и технике;
2)   использовании преимуществ расположения предприятий по всему миру с оптимальной
комбинацией природных ресурсов, плодородных земель, благоприятного климата и дешевой
рабочей силы;
3)   опыте международного менеджмента в организации интернационального производства,
разработке новых, пользующихся спросом во всем мире товаров и услуг с использованием
концепции международного маркетинга.
В финансовом аспекте ТНК с сетью филиалов в разных странах находятся в выгодном положении по сравнению с национальными компаниями, поскольку:
•          аккумулируют капитал всей своей международной системы и перемещают его в ту
страну, где это наиболее выгодно;
•          обладают информацией о состоянии мировых финансовых рынков 24 часа в сутки,
действуя в направлении с востока на запад. Например, в конце дня головная компания в
Нью-Йорке передает по электронной связи ситуацию на мировом финансовом рынке
своему родственному предприятию в Гонконге. На следующее утро головная компания
получает из Гонконга информацию о событиях на рынке за предыдущие 12 часов и
анализ ситуации. Таким же образом в непрерывном режиме в рамках одной ТНК
организуется функционирование НИОКР, программирование и т.д.;
•          распределяют инвестиционные риски между своими филиалами в зависимости от
колебаний  паритетов  валют  в  принимающих  странах  и  степени  либерализации
инвестиционного климата. Так, снижение паритета валюты в принимающей стране
создает  выгодные  условия  для  ТНК  приобретать  в  этой  стране  недвижимость.
Либерализация   в   условиях   приватизации   также   привлекает   капиталы   ТНК   в
принимающую страну;
•          пользуются   заемными   средствами   национальных   и   международных   финансовых
институтов на наиболее выгодных условиях в странах расположения зарубежных
филиалов.
Одним из основных конкурентных преимуществ зарубежных филиалов ТНК пере
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.