На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Сущность федерального бюджета

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 19.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 

1.Сущность  федерального бюджета
2. Доходы и расходы  федерального бюджета
3. Составление проекта  федерального бюджета
4. Рассмотрение и  утверждение федерального  бюджета
    4.1. Первое чтение  бюджета
    4.2. Второе чтение  бюджета
    4.3. Третье чтение бюджета
    4.4. Четвёртое чтение  бюджета
5. Внесение изменений  и дополнений в  федеральный бюджет
6. Основы исполнения  федерального бюджета
7. Отчётность об  исполнении федерального  бюджета 
                                          Сущность федерального бюджета

 
     Необходимо  отличать экономическое понимание  бюджета от юридического понимания. Нас интересует прежде всего первое из них.
Бюджет — экономическая категория, т. е. устойчивая общественная связь. По аналогии с финансами федеральный бюджет можно определить как общественные отношения по поводу формирования и использования централизованной федеральной властью фонда денежных средств. Структура доходов федерального бюджета определяется, во-первых, потребностями государства в финансовых ресурсах; во-вторых, возможностями государства по мобилизации этих ресурсов; в-третьих, особенностями проводимой экономической политики.
     Структура расходов федерального бюджета определяется функциями государства.
     С точки зрения экономической практики федеральный бюджет — важнейший элемент макроэкономической политики. Он обеспечивает аккумулирование финансовых ресурсов и их перераспределение.
За счет средств бюджета формируется  большая часть платежеспособного  спроса. Это достигается тем, что  из бюджета выплачиваются значительные объемы заработной платы, приобретаются  товары и услуги, осуществляются капиталовложения.
     Параметры бюджета непосредственно воздействуют на важнейшие макроэкономические показатели — объемы инвестиций и производства, доходы населения, уровень занятости, процентную ставку, валютный курс.
Таким образом, по своему содержанию федеральный  бюджет есть одновременно экономическая категория и инструмент политики.
     По  своей форме федеральный бюджет есть финансовый план государства, т. е. план сбора и использования финансовых ресурсов в целях обеспечения  государственных функций.
     С юридической точки зрения федеральный  бюджет представляет собой нормативный акт — закон. Он разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти.
     Федеральный бюджет — центральный элемент бюджетной системы.
 
 
Доходы  и расходы федерального бюджета
     Доходы  федерального бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В доходы федерального бюджета зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
  Налоговые доходы федерального бюджета составляют:
    федеральные налоги и сборы, установленные налоговым законодательством;
    таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
    государственную пошлину.
  Неналоговые доходы федерального бюджета формируются  за счет:
    доходов от использования имущества;
    доходов от продажи имущества;
    части прибыли унитарных предприятий.
  В доходах федерального бюджета также  учитываются:
    прибыль Банка России;
    доходы от внешнеэкономической деятельности;
    доходы от реализации государственных запасов и резервов.
  Доходы  федерального бюджета могут передаваться бюджетам субъектов Федерации и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым законом о федеральном бюджете на очередной год.
  Из  федерального бюджета финансируются  следующие расходы:
    обеспечение деятельности президента РФ, Федерального собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;
    функционирование федеральной судебной системы;
    осуществление международной деятельности;
    национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
    фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
    государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
    государственная поддержка атомной энергетики;
    ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
    исследование и использование космического пространства;
    формирование федеральной собственности;
    обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
    компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
    федеральная инвестиционная программа;
    официальный статистический учет.
  При формировании бюджетов всех уровней  предусматривается создание резервных  фондов. Резервный фонд в федеральном  бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета.
  Размер  резервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливается органами законодательной власти субъектов Российской Федерации при их утверждении на очередной финансовый год.
  Резервные фонды используются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
  Порядок расходования из этих фондов определяется правительством. Кроме того, федеральным  бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда президента Российской Федерации в размере не более 1% утвержденных расходов федерального бюджета. Бюджетным кодексом РФ установлено, что средства резервного фонда президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами президента РФ.
  Не  допускается расходование средств  резервного фонда президента РФ на проведение выборов, референдумов, освещение  деятельности президента РФ.
  За  последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетные доходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычу полезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008 году федеральный бюджет России на 50 % сформирован нефтегазовыми доходами (в2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишь четверть в общей массе поступлений).[1][2][3]
  В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание внешнего долга).
  Федеральный бюджет на 2005 был принят по доходам  в сумме 3 трлн 326 млрд руб., по расходам — 3 трлн 48 млрд руб. Реальное исполнение составило 5 трлн 125 млрд руб. по доходам  и 3 трлн 539 млрд руб. по расходам. Доходы федерального бюджета в 2005 составили 23,7 % ВВП, что стало рекордным значением за последние 8 лет (доходы консолидированного бюджета РФ составили 35,1 % ВВП, а с учётом доходов пенсионного и др. внебюджетных фондов — 42 % ВВП).
  Согласно  федеральному закону от 01.12.2006 № 197-ФЗ, параметры федерального бюджета  на 2006 были скорректированы; в соответствии с данными изменениями, бюджет утвержден  по расходам в сумме 4 431 076 807,1 тыс. рублей, по доходам — в сумме 6 170 484 600,0 тыс. рублей. Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 составляет 1 739 407 792,9 тыс. рублей.
  19 декабря 2006 г. Президент РФ  подписал Федеральный закон от 19.12.2006 N 238-ФЗ «О федеральном бюджете  на 2007 год», по которому расходы федерального бюджета должны иметь показатель 5463,5 млрд руб., доходы — 6965,3 млрд руб. Уровень инфляции установлен в размере 6,5 — 8,0 %.
  23 ноября 2007 г. был принят Федеральный  закон 267-ФЗ «О внесении изменений  в Федеральный закон «О федеральном  бюджете на 2007 год», который значительно скорректировал доходы и расходы бюджета 2007 года. Расходы увеличивались до 6531,4 млрд руб. (на 19,6%), доходы — до 7443,9 млрд руб (на 6,9%).
  В 2007 году был впервые сформирован  так называемый «трехлетний» бюджет на 2008 — 2010 гг. 24 июля 2007 года был подписан Федеральный закон № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Он содержал основные характеристики бюджетов последующих трех лет.
  В частности, в законе указывались  следующие прогнозируемые характеристики федерального бюджета:
    2008
      Доходы — 6644,4 млрд руб.
      Расходы — 6570,3 млрд руб.
    2009
      Доходы — 7465,4 млрд руб.
      Расходы — 7451,2 млрд руб.
    2010
      Доходы — 8090,0 млрд руб.
      Расходы — 8090,0 млрд руб.
   3 марта 2008 года был принят Федеральный закон № 19-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"», изменяющий в сторону увеличения доходы и расходы бюджета:
    2008
      Доходы — 8056,9 млрд руб. (^ 21,2%)
      Расходы — 6901,6 млрд руб. (^ 5%)
    2009
      Доходы — 8706,1 млрд руб. (^ 16,6%)
      Расходы — 8282,8 млрд руб. (^ 11,2%)
    2010
      Доходы — 9408,2 млрд руб. (^ 16,3%)
      Расходы — 9034,6 млрд руб. (^ 11,7%)
   24 ноября 2008 года был принят Федеральный  закон № 204-ФЗ «О федеральном  бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», устанавливающий параметры бюджета на 2009 год:
    2009
      Доходы — 6 713 821 033,0 тыс. рублей.
      Расходы — 9 845 217 590,3 тыс. рублей.
   02 декабря 2009 года был принят  Федеральный закон № 308-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:
    2010
      Доходы — 6 950 010 032,5 тыс. рублей.
      Расходы — 9 886 920 940,1 тыс. рублей.
    2011
      Доходы — 7 455 722 139,7 тыс. рублей.
      Расходы — 9 389 835 706,5 тыс. рублей.
    2012
      Доходы — 8 069 646 923,2 тыс. рублей.
      Расходы — 9 681 000 321,0 тыс. рублей.
  Основными расходными статьями федерального бюджета  являются:
    обслуживание государственного долга (20% всех расходов),
    национальная оборона (19,0%),
    финансовая помощь бюджетам других уровней (15,6%).

Составление проекта федерального бюджета

     Составление проекта федерального бюджета —  исключительная прерогатива правительства  РФ. Оно начинается не позднее чем  за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
  Проект федерального бюджета основывается на следующих документах:
    бюджетном послании Президента РФ;
    прогнозе социально-экономического развития на очередной год;
    основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год;
    прогнозе сводного финансового баланса на очередной год по всей территории РФ;
    плане развития государственного сектора экономики.
1. Бюджетное  послание Президента РФ направляется  Федеральному собранию РФ не  позднее марта года, предшествующего  очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ формулируется бюджетная политика на очередной год. Она определяется на основе приоритетных задач развития экономики и социальной сферы.
2. Прогноз  социально-экономического развития  разрабатывается на основе данных статистики за последний отчетный период и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый год.
     Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета  являются: объем валового внутреннего  продукта на очередной финансовый год и темп его роста; уровень инфляции.
  При разработке прогноза социально-экономического развития используются следующие методы:
    метод экономического анализа, в основе которого лежит исследование отклонений фактических показателей бюджета от ранее запланированных;
    метод экстраполяции, состоящий в определении сложившихся тенденций в бюджетных доходах и расходах за ряд лет и предложения о неизменности этих тенденций на будущий период.
3. Основные  направления бюджетной и налоговой  политики на очередной финансовый год представляют собой документ, содержащий план изменений в бюджетной и налоговой политике и соответственно в бюджетном и налоговом законодательстве. В частности, в этом документе могут быть предусмотрены изменения ставок некоторых налогов и распределения налогов между бюджетами.
4. Прогноз  сводного финансового баланса  — это прогноз доходов и  расходов всех бюджетов по  территории РФ. Он составляется  на основе отчетного баланса  за предыдущий год и прогноза  социально-экономического развития  на будущий период. Этот баланс отражает общий объем финансовых ресурсов, имеющихся в стране, и их распределение между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и бюджетами местного самоуправления. Сводный финансовый баланс позволяет принимать решения об изменениях в распределении ресурсов между бюджетами.

  План  развития государственной экономики  включает:

    сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных предприятий;
    программу приватизации государственного имущества;
    данные о штатной численности государственных служащих по главным распорядителям бюджетных средств.
  Одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год составляются:
    прогноз консолидированного бюджета на очередной финансовый год;
    перспективный финансовый план;
    адресная инвестиционная программа на очередной финансовый год;
    программа внутренних и внешних заимствований;
    программа предоставления государственных гарантий на очередной финансовый год.
  Из  перечисленных документов следует  отметить перспективный финансовый план. Он составляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и содержит данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию основных расходов.
  Перспективный финансовый план законодательно не утверждается. Он разрабатывается в целях информирования законодательных органов о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы. Этот план разрабатывается на три года, из которых: первый год — это год, на который составляется бюджет; следующие два года — плановый период.
  Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного  среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Он составляется по укрупненным показателям бюджетной классификации.
  Обратимся теперь непосредственно к процессу составления бюджета. В Бюджетном  кодексе РФ выделены два этапа  этого процесса. Для учебных целей  мы разобьем их на подэтапы.
  Первый этап — это разработка на основе плана-прогноза экономики основных характеристик проекта федерального бюджета. Данный этап имеет следующие подэтапы:
    Министерством экономики разрабатывается план-прогноз развития страны, содержащий основные макроэкономические показатели;
    правительство РФ рассматривает и утверждает план-прогноз;
    Министерство финансов разрабатывает на основе плана-прогноза основные характеристики проекта федерального бюджета. Причем уже на этом подэтапе бюджетные расходы распределяются в соответствии с разделами функциональной классификации;
    правительство РФ утверждает основные характеристики федерального бюджета, а Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным министерствам и ведомствам. Последние составляют на их основе предварительное распределение средств по конкретным получателям. Кроме того, Министерство финансов уведомляет субъекты Федерации о методике формирования межбюджетных отношений на очередной финансовый год.
  Второй этап формирования федерального бюджета — это распределение объемов финансирования в соответствии с детализированной функциональной классификацией, а также в соответствии с экономической и ведомственной классификациями. Он имеет следующие подэтапы:
    Министерство финансов формирует бюджетные расходы в соответствии с тремя классификациями;
    Министерство финансов согласует планируемые расходы с министерствами и ведомствами. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов. Разработка и согласование проекта бюджета на очередной финансовый год завершается не позднее 15 июля.
  Одновременно  завершается разработка законопроектов, принятие которых должно быть учтено в проекте бюджета. К ним относятся  законопроекты о минимальном  размере оплаты труда и минимальном размере пенсии;
    с 15 июля по 15 августа каждого года правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития на очередной год, уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и проект федерального бюджета. Правительство утверждает проект закона о федеральном бюджете и вносит его в Государственную думу.

Рассмотрение  и утверждение  федерального бюджета

     Составленный  правительством РФ проект федерального бюджета рассматривается и утверждается Государственной думой.
Проект  федерального бюджета должен поступить  в Государственную думу не позднее 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно проект бюджета предоставляется президенту РФ для ознакомления.

  Проект  бюджета представляется в Государственную  думу вместе со следующими документами  и материалами:

    предварительными  итогами социально-экономического развития РФ в текущем году;
    прогнозом социально-экономического развития РФ на будущий год;
    основными направлениями бюджетной и налоговой политики на будущий год;
    планом развития государственного сектора экономики;
    прогнозом Сводного финансового баланса по территории страны на очередной год;
    прогнозом консолидированного бюджета РФ на очередной год;
    проектом федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
    проектом программы приватизации государственных предприятий на очередной финансовый год;
    проектом структуры государственного внешнего долга;
    проектом структуры государственного внутреннего долга.
  Государственная дума рассматривает проект закона о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год в первом чтении в  течение 30 дней со дня его внесения.
 
Первое чтение бюджета
  При рассмотрении Государственной думой  проекта закона о федеральном  бюджете в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития страны, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, проект программы государственных внешних заимствований. При первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета:
    доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
    распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;
    дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной год и источники покрытия этого дефицита;
    общий объем расходов федерального бюджета на очередной год (рис. 1).
  При утверждении в первом чтении основных характеристик проекта федерального бюджета, поступившего из правительства РФ, Государственная дума не имеет права увеличивать его доходы и дефицит без согласия правительства РФ.
  В случае отклонения проекта закона о  федеральном бюджете на очередной год в первом чтении Государственная дума обладает полномочиями:
    передать указанный законопроект в согласительную комиссию из представителей Государственной думы, Совета Федерации и правительства РФ для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
    вернуть указанный законопроект в правительство РФ на доработку;
    поставить вопрос о доверии правительству РФ.
  По  итогам рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете принимается  постановление Государственной  думы об одобрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении.
 
Второе чтение
     При рассмотрении Государственной думой  проекта закона о федеральном  бюджете во втором чтении утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, а также общий объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
     Комитет по бюджету разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной думой  проекта постановления о принятии проекта закона о федеральном  бюджете во втором чтении
Государственная дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.
     Если  Государственная дума отклоняет  во втором чтении проект закона о федеральном  бюджете на очередной год, она  передает указанный законопроект в  согласительную комиссию.
 
Третье чтение
     При рассмотрении Государственной думой проекта закона о федеральном бюджете в третьем чтении утверждаются расходы по подразделам функциональной классификации и главным распорядителям средств по всем четырем уровням функциональной классификации, а также распределяются средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам Федерации, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной год и Программы государственных внешних заимствований РФ на очередной год.
Государственная дума рассматривает в третьем  чтении проект закона о бюджете на очередной год в течение 25 дней со дня принятия этого законопроекта во втором чтении.
     Общая сумма ассигнований по каждому разделу  функциональной классификации с  учетом принятых поправок не должна превышать  сумму расходов по соответствующему разделу, утвержденному во втором чтении проекта закона о федеральном бюджете на очередной год.
 
Четвертое чтение
     Государственная дума рассматривает в четвертом  чтении проект закона о федеральном  бюджете в течение 15 дней со дня  принятия указанного законопроекта в третьем чтении.
При рассмотрении в четвертом чтении законопроект о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.
     Принятый  Государственной думой закон  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации рассматривает закон о федеральном бюджете на очередной год в течение 14 дней со дня представления Государственной думой. Совет Федерации обладает правом либо принять, либо отклонить закон о федеральном бюджете. Но он не может вносить в него изменения или дополнения.
     В случае отклонения закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год Советом Федерации указанный  федеральный закон передается в  согласительную комиссию.
     При несогласии Государственной думы с  решением Совета Федерации закон  о федеральном бюджете на очередной  год считается принятым, если при  повторном голосовании за него проголосовало  не менее двух третей общего числа  депутатов Государственной думы.
     В случае отклонения президентом РФ федерального закона о бюджете на очередной  год этот закон передается в согласительную комиссию. В состав этой комиссии включается представитель Президента РФ.
     Если  закон о федеральном бюджете  не принят в установленный срок, то правительство РФ имеет право осуществлять в следующем году расходы, руководствуясь бюджетом на предшествующий год, но в размерах не более 1/12 прежних ассигнований в расчете на месяц.
  Если закон о федеральном бюджете не принят в течение 3-х месяцев нового финансового года, то правительство РФ продолжает осуществлять текущие расходы, но теряет право:
    предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
    предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
    предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
    осуществлять заимствования в размере более 1/8 объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.