ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
реферат Российская философия 19-20вв |
Информация: |
Тип работы: реферат.
Добавлен: 19.10.2012.
Год: 2011.
Страниц: 4.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
МАСКВЫ
ГОУ СПО КОЛЛЕДЖ АВТОМАТИЗАЦИИ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ №20
РЕФЕРАТ
ПО
ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ
ФИЛОСОФИИ»
НА
ТЕМУ: «РОССИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 19-20
ВВ»
ВЫПОЛНИЛ:
ОБУЧАЮЩИЙСЯ
3 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА
И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Т.И.
ВЕТРОВА
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
В.Ф. ЛУКАШЕНКОВ __________________________________
МОСКВА,
2011
План:
1. Введение
2. Российская философия
19-20 вв.
3. Список используемой
литературы
Введение
Своеобразие
российской истории философии связывают
с несколькими факторами. В первую очередь,
надо заметить, что географическое положение
нашей родины на протяжении всей нашей
истории бытия находилось на пересечении
Западной и Восточной цивилизаций. Создание
самобытной культуры проистекало не только
в обстоятельствах благотворного обогащения
национальных принципов идеологическими
и материальными достижениями других
народов, но и через насильственное приживление
иностранных стандартов и идеологий, директивами
и воспрещениями, разгромами и карами.
Тем не менее, русская культура смогла
сформировать свой неповторимый тип мышления
и самочувствия, который воплотился в
целом народе, который нельзя однозначно
отнести ни к восточному, ни к западному
вариантам. Как раз эта "загадочная
русская душа" дала силу выстоять в
беспредельных исторических проверках,
подпитывала национальные чувства гордости,
чести, достоинства и патриотизма, оберегала
самобытность русского человека на чужбине
(как принадлежность к России, независимо
от национальности). Значительным считается
следующий момент: Русь (а затем и Россия)
все время была многонациональным и поликультурным
социальным организмом. Эта масса на протяжении
столетий сложилась в особый культурно-национальный
феномен. В данной работе будет рассмотрена
русская философия
19- 20 века.
Российская
философия 19-20 вв
Философия
есть не только продукт деятельности
чистого разума не только итог изысканий
узкого круга специалистов. Она представляет
собой выражение духовного опыта нации,
ее интеллектуального потенциала, воплощающегося
в разнообразии творений культуры. Синтез
философского и исторического знания,
ставящей своей целью не описание исторических
фактов и событий, а раскрытие их внутреннего
смысла. Центральной идеей русской философии
был поиск и обоснование особого места,
и роли России в общей жизни и судьбе человечества.
И
это важно для понимания русской
философии, которая действительно
обладает своими особенными чертами, как
раз благодаря своеобразию исторического
развития.
Чтобы
понять особенности русской философии
рубежа Х1Х-ХХ, нужно заглянуть в историю
развития философской мысли в России.
Начальный
период становления русской философии
- Х1-ХУ11 века. С самого начала своего зарождения
она характеризуется связью с мировой
философией, но вместе с тем, ей присуща
самобытность. Она возникает в Киевской
Руси и тесно связана с процессом христианизации,
начало которому было положено крещением
Руси в 988 году. В своем возникновении она,
с одной стороны, восприняла ряд черт и
образов славянского языческого мировоззрения
и культуры, с другой - принятие христианства
тесными узами связало Древнюю Русь с
Византией, от которой она получила много
образов и идей античной философии. Кроме
этого через Византийское посредничество
Россия восприняла многие положения восточно-христианской
философии. Таким образом, русская философия
возникла не в стороне от столбовой дороги
развития философской мысли, а впитала
в себя идеи античной, византийской, древнеболгарской
мысли, хотя и не в чистом, а христианизированном
виде. При этом она с самого начала использовала
свой собственный письменный язык, созданный
в 1Х веке Кириллом и Мефодием.
Философское
знание выполняло функцию не только
мировоззренческую, но и функцию мудрости,
а так как именно монастыри были концентрацией
духовной жизни Древней Руси, то это, прежде
всего и повлияло на характер философских
учений. Философская и историческая мысль,
в общем, основывалась на принципе христианства.
В
философском осмыслении судеб человечества
и русского народа с самого начала
присутствует патриотизм и историческая
глубина. Уже первый древнерусский философ
- киевский митрополит Илларион (Х1 век)
создает ''Слово о законе и благодати'',
в котором развивает богословско-историческую
включенность ''русской земли'' в общемировой
процесс торжества божественного ''света''.
В его работе содержатся глубокие размышления
о судьбе России и большом значении и предназначении
русского народа и русского государства
в мире. Дальнейшее развитие русской философской
мысли проходило в русле развития нравственно-практических
наставлений и обоснования особого предназначения
православия Руси для развития мировой
цивилизации. Идея об особой миссии России
привела к появлению в начале ХУ1 века
доктрины ''Москва-Третий Рим'', изложенной
монахом. В доктрине утверждалось, что
высшим призванием советской власти является
сохранение православного христианства
как подлинно истинного учения.
Первые
два Рима пали прекратил свое существование
''Старый Рим'', он пал в1У в под натиском
варваров и, следовательно, погиб и как
Центр христианского учения. ‘'Новый''
или ''второй Рим'' как продолжатель (христианских
идей) - Константинополь пал вместе с падением
Византии под натиском турок в 15 в.
Россия
как преемница Христианства, ощущала
себя наследницей первого и второго Рима,
то и отразилось в доктрине ''Москва- третий
Рим'', согласно которой два Рима пали,
Москва - третий, а четвертому не быть.
Филарет объясняет гибель двух первых
Римов изменой истинной вере - православию
за что они и были подвергнуты божьей каре.
Эта доктрина была ведущей доминантой
государственного самосознания.
Оригинальные
поиски русской философской мысли
продолжались на протяжении ХУ1-ХУ111 вв.
И проходили в атмосфере противоборства
двух тенденций. Первая акцентировала
внимание на самобытности русской мысли
и связывала эту самобытность с неповторимым
своеобразием русской духовной жизни.
Вторая же тенденция выражала стремление
вписать Россию в процесс развития Европейской
культуры. Представители этой тенденции
считали, что поскольку Россия встала
на путь развития позже других стран Европы,
то она должна учиться у Запада и пройти
тот же исторический путь.
Итак,
особенности русской философии
рубежа Х1Х-ХХ веков заключались
в том, что с самого начала своего возникновения
она провозглашала идею самобытности
развития России, в ключе исконно русских
традиций. Отличительной чертой русской
философии явилось и то, что самобытность
России видится так называемой ‘’ русской
идеи’’ - провозглашение особой мессианской
роли России, которая должна объединить
на основе христианства, в частности православия,
весь христианский мир. Другими словами
- русская философия развивала идею самобытности
и как условие этой самобытности, ее религиозное
начало
Одна
из особенностей русской философской
мысли - это ее религиозная направленность,
идущая еще с Киевской Руси, тесно связанная
с процессом христианизации. В дальнейшем,
в теории ‘’ Москва - Третий Рим’’. Эта
религиозная направленность отчетливо
проявилась в идеи русского религиозного
мессианства, особой миссии русского царства
и народа - идея ‘’Святой Руси’’.
В
Х1Х начале ХХ веков религиозные
мотивы в русской философии были
выражены в уже установившейся ‘’Русской
идее’’. А так же религиозный мотив проходит
через всю философию славянофилов, которые
брали на вооружение взгляды Чаадаева.
Определяющим
фактором общественного развития является
по Чаадаеву ‘’Божественное проведение’’.
Божественная воля, лежащая в основе истории,
с наибольшей полнотой воплощается в христианстве.
Итак, русская религиозная традиция сложилась
не случайно, а в силу особого исторического
развития России в направлении мистическом
необходимо в первую очередь выделить
В.С.Соловьева.
Соловьев
В.С. попытался создать целостную
мировоззренческую систему, которая
связала бы воедино запросы религиозной
и социальной жизни человека. Основой
такого мировоззрения, по замыслам Соловьева,
должно стать христианство.
Религиозные
мыслители до и после Соловьева не раз
высказывали эту идею, но они, говоря о
христианстве, как основой мировоззрения,
подразумевали какую-то одну христианскую
концессию: православие, католицизм или
протестантизм.
Особенность
подхода Соловьева заключается в том,
что он ратовал за объединение всех христианских
концессий. Поэтому его учение носит не
узко направленный, а межконцессиальный
характер. Другой важной особенностью
Соловьева является то, что он попытался
включить христианское мировоззрение
новейшие достижения естествознания,
истории и философии, создать синтез религии
и науки.
Центральная
идея философии Соловьева - идея всеединства.
При
разработке этой идеи он отталкивался
от славянофильской идеи соборности, но
придает ей всеохватывающее, космическое
значение. Низшие и высшие уровни бытия
взаимосвязаны, так как низшее обнаруживает
свое тяготение к высшему, а каждое Высшее
‘’ вбирает в себя ‘’ низшее. Вот как
выступает всеединство у Соловьева:
’’Божественная
Троица в ее связи со всеми божественными
творениями и главное с человеком. Основной
принцип всеединства: ‘’Все едино в Боге’’.
Всеединство - это прежде всего, единство
творца и творения’’.
Окружающий
мир, не может рассматриваться как совершенное
создание, исходящее из творческой воли
одного божественного художника. Для правильного
понимания Бога, мало признавать абсолютное
существо, необходимо принимать внутреннюю
противоречивость. ‘’Абсолютное , чтобы
быть всем, требует многого’’.
Соловьев
был сторонником диалектического
подхода к действительности. По его
мнению действительное нельзя рассматривать
в застывших формах. Самый общий признак
всего живущего состоит в последовательности
изменений. Для того, чтобы обосновать
непрерывную динамику бытия, он наряду
с активными идеями, вводит такое активное
начало как мировая душа , она выступает
субъектом всех изменений в мире. Но она
действует не самостоятельно, деятельность
ее нуждается в божественном импульсе.
Этот импульс проявляется в том, что Бог
дает мировой душе идею всеединства как
определяющую форму всей ее деятельности.
Эта
вечная идея в системе Соловьева получила
название Софии - мудрости.
София
- ключевое понятие системы Соловьева.
Поэтому его учение носит также
название софилогия. Понятие Софии вводится
Соловьевым для того, чтобы заявить, что
мир - это не только творение Бога. Основой
и существом мира является ‘’ душа мира’’
- София, которую следует рассматривать
как связующее звено между творцом и творением,
придающее общность Богу, миру и человечеству.
Механизм
сближения Бога, мира и человечества
раскрывается в философском учении Соловьева
через концепцию богочеловека. Реальным
и совершенным воплощением богочеловечества,
по Соловьеву, выступает Иисус Христос,
являющийся , согласно христианскому догмату
и полным Богом , и полным человеком. Его
образ служит не только идеалом, к которому
должен стремиться каждый индивид, но
и высшей целью развития всего исторического
развития исторического процесса.
На
этой цели базируется история, София Соловьева.
Целью и смыслом всего исторического процесса
является одухотворение человечества,
соединение человека с богом, воплощение
богочеловечества.
Недостаточно,
считает Соловьев, чтобы совпадение
божественного с человеческим произошло
только в лице Иисуса Христа, т.е. через
посредство ‘’божественного слова’’.
Необходимо, чтобы соединение состоялось
практически, притом не в отдельных людях
(в ‘’святых’’), а в масштабах всего человечества.
Первичным условием на пути к богочеловечеству
является христианское обращение, то есть
принятие вероучения христианства, человек,
не просветленный божественной истиной
, противостоит людям, как чуждая и враждебная
сила. Христос открыл человеку всеобщие
моральные ценности, создал условия для
его нравственного совершенствования.
Приобщаясь к учению Христа, человек идет
по пути своего одухотворения. Этот процесс
занимает весь период жизни человечества.
Человечество
придет к торжеству мира и справедливости,
правды и добродетели , когда его объединяющим
началом станет воплощенный в человеке
Бог. Философия нравственности у Соловьева
переходит в философию любви. По сравнению
с высшей любовью всё является второстепенным,
поэтому только любовь нуждается в бессмертии.
Через божественную любовь происходит
утверждение отдельной индивидуальности.
Вот
мысль Соловьева по поводу Божественности
мира: Божественный мир - это есть самый
что ни на есть действительный мир, этот
мир и есть сама истина, совпадающая с
Богом, это идеальное единство, к которому
стремится весь мир. Истинному бытию противостоит
вещественное. Задача мирового процесса
состоит в том, чтобы сделать естественное
бытие сообразным истинному, божественному
бытию и всеединству идеи ‘’
Следует
отметить, что Соловьев внес значительный
вклад в развитие такого феномена
национального самосознания, как ‘’ русская
идея’’. О ‘’русской идее’’ уже упоминалось
выше, как об идее, в которой выразилась
самобытность русской философской мысли.
Особенности еще и в том, что эта самобытность
видится в Христианстве. Соловьев приходит
к выводу, что русская идея и долг России
заключается в осуществлении (по аналогии
с божественной) социальной Троицы - органического
единства церкви, государства и общества.
Христианская Россия, подражая самому
Христу, должна подчинить ‘’Вселенской
церкви’’. В таком образе ‘’русской
идеи’’ Соловьев хорошо соединил то содержание,
которое было выработано в рамках этой
концепции на протяжении всей истории
России, а именно: идея ‘’Святой Руси’’
(концепция Москва-Третий Рим ‘’), идея
‘’Великой Руси’’ связанная с реформами
Петра Великого и идея ‘’Свободной Руси’’
(начало которой положили декабристы). и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|