ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск учебного материала на сайте<
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
контрольная работа Роль философии в развитии и жизни человека и общества |
Информация: |
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 19.10.2012.
Год: 2012.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
План
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Философия
как вид знания………………………………………………………4
2.Проблемы
философии……………………………………………………….8
3.Роль
философии в развитии и жизни человека
и общества………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Библиографический
список…………………………………………………..
Введение
«Философия…
одна только отличает нас от дикарей
и варваров и … каждый народ
тем более цивилизован и образован,
чем лучше в нем философствуют;
поэтому нет для государства
большего блага, как иметь истинных
философов».1
Философия
( с греч.– любовь к истине, мудрости)
– форма общественного сознания; учение
об общих принципах бытия и познания, об
отношении человека к миру; наука о всеобщих
законах развития природы, общества и
мышления.
Философия
вырабатывает обобщенную систему взглядов
на мир, место человека в нем; она исследует
познавательные ценности, социально-политическое,
нравственное и эстетическое отношение
человека к миру.
Философствует
каждый и каждый решает для себя
жизненно важные поистине философские
проблемы: об отношении к миру, о смысле
и цели жизни, выборе профессии, о добре
и зле. Благодаря философии человек начинает
ощущать себя гражданином мира, становится
как бы вровень с человечеством и даже
с миром в целом. Философия помогает человеку
осознать себя в полном смысле человеком.
Не мужчиной или женщиной, не представителем
той или иной национальности, религиозной
конфессии или специалистом-профессионалом,
а именно человеком.
Философия
прошла длительный путь развития, в
процессе которого менялась как ее форма,
так и ее содержание. И, тем не менее, она
всегда сохраняла свой собственный характер,
свою специфику. Философия настолько сложна
и многообразна, что дать ей однозначное
определение не возможно.
1.Философия
как вид знания
Термин
«философия» происходит от греческих
слов phileo – любовь и Sophia – мудрость, что
означает любовь к мудрости. Однако любовь
к мудрости не делает человека ее обладателем,
хотя и является важным условием, чтобы
стать философом. Философия есть определенная
способность думать о вечных вопросах,
о человеческой жизни и смерти, о предназначении
человека, и в таком своем качестве она
возникла вместе с появлением человеческого
рода, философия имеет дело с предельными,
вековечными вопросами. Наука, конечно,
тоже пытается выстроить относительно
целостную картину мира.
Первым,
кто объяснил слово «философ», был Пифагор.
Согласно Пифагору, смысл философии –
в поиске истины. Разделял это мнение и
древнегреческий философ Гераклит.2
Однако
совсем другого мнения придерживались
софисты. Главная задача философа, считали
они, - научить своих учеников мудрости.
Мудрость они отождествляли не с достижением
истины, а с умение доказывать то, что каждый
сам считает правильным и выгодным. Для
этого признавались приемлемыми любые
средства, вплоть до различного рода уловок
и ухищрений.
Знаменитый
древнегреческий мыслитель Платон
полагал, что задача философии заключается
в познании вечных и абсолютных истин,
что под силу лишь философам, которые от
рождения наделены соответствующей мудрой
душой.
По
мнению Аристотеля, задача философии
– постижение всеобщего в самом
мире, а ее предметом являются первые
начала и причины бытия.
Таким
образом, одни мыслители видели суть философии
в отыскании истины, другие – в том, чтобы
ее утаить, исказить, приспособить к собственным
интересам; одни устремляют свой взор
к небу, другие – на землю; одни обращаются
к богу, другие – к человеку; одни утверждают,
что философия самодостаточна, другие
говорят, что она должна служить обществу
и человеку. Все это доказывает, что философию
отличает разнообразие подходов и пониманий
к своему собственному предмету и свидетельствует
о ее множественном характере.
Философию
можно определить как учение об общих
принципах бытия, познания и отношений
человека и мира. Прежде всего, философия
всегда оформляется в виде теории, формулирующей
свои категории и их систему, закономерности,
методы и принципы исследования. Специфика
философской теории заключается в том,
что ее законы, категории и принципы носят
всеобщий характер, распространяются
одновременно на природу, общество, человека
и само мышление.
Когда
речь идет о месте философии в
системе культуры имеется в виду
ее взаимосвязь с другими элементами
культуры: воздействие философии
на элементы культуры и обратное воздействие.
Это взаимодействие во многом определяет
и функции философии в системе культуры.
Функции
философии распределяются на:
Интегративная
– осуществляя анализ различных элементов
культуры, стремясь обосновать определенный
тип культуры, философия вместе с тем содействует
и установлению более тесных взаимосвязей,
интегрированию различных элементов культуры.
В свою очередь различные элементы культуры
воздействуют на философию: философия
опирается на обобщение знаний, достигнутых
в различных элементах культуры. Причем
разные элементы культуры нередко своими
объективными запросами, потребностями
существенно влияют на развитие философии,
выдвигая на первый план разработку философских
проблем; кроме того они играют особую
роль в своем воздействии на философии;
Логическая
– которая заключается в разработке понятийного
аппарата культуры, особенно в разработке
общекультурных понятий;
Методологическая
– философия вырабатывает наиболее общие
методы, способы деятельности человека,
исходя из познаний общих связей действительности
и общечеловеческих познавательных способностей
и возможностей;
Культурно-гуманитарная
– являясь обобщением культуры, выявляя
типичные тенденции, особенности определенного
типа культуры, философия при ее изучении
позволяет более сжато познакомиться
с этой культурой, усвоить эту культуру.
Благодаря
своей логической и методологической
функции философия способствует
развитию культуро-мыслительной деятельности
человека, что способствует и
развитию самосознания личности.
Таким
образом, можно сказать и о
значении философии для личности:
развитие
общей культуры;
развитие
самосознания;
развитие
мышления.
Философия
многогранна, многообразны проблемные
пласты, области исследования.
Выделяются
следующие области философского
изучения разных сфер культуры (их
может быть больше или меньше в зависимости
от концепций): философия техники, философия
природы, философия истории, философия
политики, философия права, философия
искусства, философия религии, философия
морали.
2.
Проблемы философии
В
обыденном сознании в течение многих
веков существовало, да нередко встречается
и в наши дни, представление, будто философия
не имеет собственных реальных проблем.
Не случайно символом философа был медведь,
сосущий собственную лапу. К примеру, на
титульном листе книги Я. Бруккера "Критическая
история философии", изданной в 40-х годах
XVIII в., имелось такое изображение, под
которым был помещен афоризм: Ipse alimenta sibi
(сам себе пропитание).
В
современной философии существует
целое течение - позитивизм, объявляющее
проблемы философии бессмысленными, беспредметными.
Однако проблемы философии не менее реальны,
чем в любой науке.
Основная
проблема (или основной вопрос) мировоззрения
- отношение человека к миру в
целом. Мировоззрение есть общая
картина мира, т. е. более или менее
сложная и систематизированная совокупность
образов, представлений и понятий, в которой
и через которую осознают мир в его целостности
и единстве.
Несмотря
на то, что состав проблем и их
выражение у философов разных
эпох и народов различен, в них
в той или иной мере есть и общее,
и уже одно это обстоятельство говорит
о том, что они не случайны, а порождены
какими-то глубокими причинами.
Исходный
пункт мировоззрения неотделим
от особенностей человеческого существования,
от потребности человека в осмыслении
своего места в мире. Для индивида весь
мир оказывается расколотым на две части:
на мое "Я" и остальное "не - Я",
включая природу, общество, других людей.
Вопрос об отношении человека к миру является
главным, основным вопросом всякого мировоззрения.
С ним соотносятся другие - проблемы смысла
жизни, счастья, возможности личного бессмертия
и т.п. Все эти вопросы - "экзистенциальные",
поскольку неразрывно связаны с существованием
человека, с его духовной потребностью
в осмыслении мира и своего отношения
к нему. В этом плане только те проблемы
материального бытия составляют проблематику
мировоззрения, которые неотрывны от бытия
человека, без которых невозможно представление
о мире в целом, невозможно целостное видение
мира и места в нем человека. Поэтому понимание
жизни человека составляет важную сторону
мировоззрения, а проблема человека выступает
не только в явном виде, но и в неявном
- во всех так называемых онтологическо-"метафизических"
проблемах.
Широким
источником философских проблем
является естествознание и научно-технический
прогресс. В науках о природе коренятся,
в конечном счете, проблемы первоосновы
мира, бесконечности (или конечности) пространства,
проблемы субъектно-объектных отношений
при познании микромира и т.п. Обилие проблем
мировоззрения, рождаемых естествознанием,
побудило, например, А. Эйнштейна признать,
что "всякая физика есть метафизика".
Таким
образом, главные истоки проблем
мировоззрения:
1) индивидуально-экзистенциальные,
2) социально-классовые,
3) внутринаучные,
4) художественно-эстетические.
Проблемы
философского мировоззрения являются
порождением многообразных потребностей
человека и детерминируются многообразной
его деятельностью. Фактически любая
сфера деятельности человека есть источник
проблем мировоззрения, в то время
как естествознание ограничено познанием
неживой и живой природы и природного
в человеческом существе. Эти проблемы
не случайны, а необходимы, причем не в
меньшей мере, чем проблемы физики, политэкономии
или медицины. Философские проблемы возникали
в прошлом, рождаются они и сейчас, особенно
в социальной сфере. Много новых проблем,
связанных с перспективами человеческой
цивилизации (например, глобальные проблемы),
требуют своего глубокого осмысления
со стороны философов.
Все
множество проблем философского
мировоззрения может быть сведено в
пять больших групп:
1) онтологическую,
2) антропологическую
(жизневоззренческую),
3) аксиологическую,
4) гносеологическую
5) праксеологическую.
Но
как бы ни была велика роль основного
вопроса философии в формировании
картины мира и в ориентировке
человека в мире, его значение не абсолютно,
и считать его основным в смысле "единственности",
как это делают некоторые философы, вряд
ли правомерно, так как это лишило бы относительной
самостоятельности множество других важных
проблем философии.
3.
Роль философии
в развитии и
жизни человека
и общества
Философия
по самому своему предназначению пытается
проникнуть в самое существо мироздания
и в своих исканиях соприкасается со всеми
областями науки и искусства, с религией,
помогает человеку в познании мира и самого
себя. Современная философия получила
новую форму за счет расширения всех своих
основных функций, придания им актуального
творческого и практического содержания.
Важнейшими достижениями современной
философии является цивилизованный подход
к анализу общественных явлений и мировоззренческий
принцип, содержанием которого является
понимание мира в связи с включением в
него человека как сознательно - деятельного
фактора. В развитии философии проблема
человека в окружающем мире всегда являлась
ведущей, а в настоящее время она играет
решающую роль в понимании современного
мира.
Современный
мир уходит от капитализма и социализма,
но надо сохранить все позитивное,
что создали люди на предыдущих этапах
развития общества, обогатить анализом
новых реалий жизни.
Человек
как мыслящая материя все глубже
осознает себя активно действующим
фактором социальной и окружающей его
природной среды, всего бытия
в масштабах мироздания. Это определяет
представление о человеке как
сознательном соучастнике мировой
эволюции, делает ответственным за результаты
своей деятельности, предъявляет повышенные
требования к уровню субъективного фактора
в целом, выдвигает на первый план профессиональные,
нравственные и духовные качества личности.
Возрастающее значение приобретают его
самопознание и самосознание, определение
механизмов регулирования и саморегулирования
духовной сферы, овладение знаниями функционирования
интеллекта, установление контроля за
результатами своей деятельности.
Формирующаяся
современная научная картина мира
включает в себя и достижения технических
наук, которые в настоящее время дают наибольший
прирост новых знаний. Достижения технических
наук в области информационных процессов,
микроэлектроники, кибернетики искусственного
интеллекта, биотехнологии и других современных
научных направлений отражают глубокую
структурную революцию не только в технике
и технологии, но и во всей системе материальной
и духовной культуры. Научно - технический
прогресс, определяя качественно новое
состояние науки в целом, одновременно
характеризует и становление новой формы
философского мышления - современной философии.
Овладение современной философской культурой
повышает уровень профессиональных знаний,
дает ориентир в научной деятельности,
позволяет вырабатывать механизмы реализации
деятельности общества в соответствии
с требованиями времени.
Переход
человечества на качественно новый
виток развития в социальном, духовном,
культурном отношениях - на сегодняшний
день лишь реальная возможность выхода
его из глобального кризиса, но далеко
еще нереализованное состояние. Трудности
и опасности в осуществлении этой задачи
проистекают в основном от самого человека:
невысокого уровня сознания, непонимания
обществом причин и механизмов функционирования
природных, антропологических и социальных
явлений в их взаимодействии как специфически
особых элементов единого мирового бытия.
Человечество должно овладеть в полном
объеме достижениями духовной культуры,
наукой разумного управления и регулирования
мировыми процессами. Эта задача не может
быть решена вне современного философского
знания о мире. и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|