На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблема вступления России в ВТО

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


  МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  Федеральное агентство по образованию
  Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
  Российский  государственный  торгово-экономический  университет 
  Уфимский  институт (филиал)
  Факультет юриспруденции и заочного обучения (5,5) лет 

  Специальность:
                                                                       

  Курсовая   работа
      По дисциплине: Экономическая теория  
     Тема: Проблемы вступления России в ВТО. 
 
 
 

   Рецензировал
   ФИО рецензента: 
                         

  Выполнил:
  ФИО студента:
  Курс: 1
  Специальность: Экономика и управление на предприятии в туризме и гостиничном хозяйстве. 

                                                     
  Уфа  2010г.
Введение
           Требования увеличения объема  российского экспорта и улучшения  его структуры вызывают необходимость  укреплять экспортную базу страны, повышать конкурентоспособность российской продукции на мировых рынках, создавать благоприятные торгово-политические условия обеспечивающие доступ российской продукции на эти рынки. Вступив на путь экономической реформы, отказавшись от государственной монополии внешней торговли, создав реальную тарифную систему, Россия может и должна развивать связи со странами рыночной экономики на основе общих принципов, принятых в мировом хозяйстве. Поэтому Россия активно налаживает связи с международными экономическими организациями. В последние годы она стала полноправным членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых организаций, в частности Совета таможенного сотрудничества, Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития, Международной торговой палаты, а в настоящее время готовится к вступлению в одну из самых представительных - Всемирную торговую организацию. ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров
           Важность изучения системы ВТО и ее использования для России обусловливается также большими потенциальными возможностями в извлечении больших прибылей из проходящей под эгидой ГАТТ либерализации торговли товарами и услугами. Введение новых правил торговли и широкий доступ к рынкам различных стран, несомненно, будут способствовать ускорению хода экономических реформ в России при условии ее вступления в BTO. 
 
 
 
 
 
 

ВТО: история, основы функционирования, проблемы
      В современном мире активно развиваются процессы глобализации, характеризующиеся массовым перемещением товаров, услуг, капитала и быстрым распространением достижений научно-технического прогресса. В результате растёт зависимость стран и регионов друг от друга, складывается целостная система мировой экономики. С середины прошлого века возникла и активно совершенствуется система управления мировым хозяйством. Были созданы международные органы: ООН - политический аспект, ГАТТ/ВТО - внешнеторговый, ЮНЕСКО - культурный, Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ) - валютно-финансовый и другие многочисленные специализированные организации (ВОЗ, ФАО и др.). Широкое распространение получили региональные объединения разного уровня интеграции.
      Россия - одна из крупнейших стран мира, но её участие в мировых связях незначительно: удельный вес в мировом экспорте товаров составляет 1,7%, услуг - 0,7%, в импорте товаров - 0,8% и услуг - 1,2%. В накопленных объёмах прямых иностранных инвестиций (ПИИ) доля России -0,3%'. Структура производства ВВП и экспорта существенно смещена в область производства сырьевых товаров и товаров традиционных технологий в ущерб высокотехнологичным отраслям. Таким образом, Россия не использует в достаточной мере внешнеэкономические связи и выгоды от участия в международном разделении труда. Кроме того, не являясь членом Всемирной торговой организации (ВТО), страна не принимает участия в регулировании международных правил внешнеторговой деятельности. 

      История создания
      Всемирная торговая организация была учреждена в 1994 г. как преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Разработка последнего началась в конце второй мировой войны и завершилась в 1947 г. подписанием 23 странами многостороннего межправительственного соглашения о режиме торговли и торговой политики, которое определяло правила международной торговли и процедуры разрешения торговых конфликтов.
      За время существования ГАТТ было проведено восемь раундов международных торговых переговоров. Последний, так называемый «Уругвайский раунд» (1986-1994 гг.), завершился разработкой пакета документов, ставших правовой базой современной международной торговли. На его основе ГАТТ было преобразовано во Всемирную торговую организацию, которая начала функционировать с 1995 г. Странами-учредителями стали все участники ГАТТ (128 государств), которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.
      Наряду с постоянными членами в ВТО присутствуют так называемые наблюдатели. Статусом наблюдателя обладают как отдельные страны (например, Россия), так и более 60 международных организаций, в том числе ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР и др., региональные группировки, товарные ассоциации.
      ВТО, в отличие от ГАТТ, имеет статус юридического лица. Существенно расширилась сфера ее деятельности: новые соглашения касаются торговли услугами и торговых аспектов интеллектуальной собственности. ВТО имеет более отлаженный механизм принятия решений и контроля за их выполнением.
      Были внесены изменения и во взаимоотношения с развивающимися странами. При вступлении в ВТО им предоставляются относительно более мягкие условия и более продолжительный период реализации их обязательств. Кроме того, они могут повышать таможенные тарифы для защиты своей экономики, а развитые страны обязуются снижать свои тарифы на товары из развивающихся стран.
      Новые правила определили более жёсткие условия для стран-членов ВТО. По новым правилам необходимо привести национальное законодательство, нормативные акты и административные правила в соответствие с соглашениями, составляющими правовую основу ВТО.
      Пакет документов, на основе которого строится деятельность ВТО, включает более 50 «Международных торговых соглашений». Помимо решения о преобразовании ГАТТ в ВТО, пакет содержит четыре приложения.
      1-А. Многосторонние соглашения по торговле товарами (Генеральное соглашение по тарифам и торговле; соглашения по сельскому хозяйству, по применению санитарных и фитосанитарных мер, по техническим барьерам в торговле, по инвестиционным мерам, связанным с торговлей, по таможенной оценке товаров и др.)-
      1-В. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
      1-С. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
      2. Понимание в отношении правил и процедур разрешения 
споров.

      3. Механизм обзоров торговой политики.
      4. Необязательные многосторонние торговые соглашения (по торговле гражданской авиацией и по правительственным закупкам).
      Кроме того, в систему соглашений входят секторальные соглашения (тарифные инициативы): по гармонизации торговли химическими товарами, по информационным технологиям и др. 

      Система «щитов» и «мечей»
      Система соглашений основывается на уравновешивании так называемых «мечей» и «щитов». Первые (правила) -это обязательства по открытию рынка, снижению торговых барьеров, ограничения для правительства вмешиваться в рыночную экономику, поддерживать национальных производителей. Вторые (исключения из правил) - меры по защите национального рынка, необходимые для стимулирования экономического роста, защиты национальной экономики. Реальное значение каждого обязательства проявляется лишь при рассмотрении его в комплексе взаимодействия «меча» и «щита».
      Принципы, на основе которых строятся торговые соглашения ВТО, следующие.
      • Взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования. Это означает, что, если для какой-либо страны снижаются пошлины, это распространяется на все страны ВТО. Это правило называют также торговлей без дискриминации.
    Взаимное предоставление национального режима: режим для иностранных компаний должен быть не менее благоприятным, чем для отечественных (в том числе и в области налогообложения).
    Регулирование торговли преимущественно тарифными методами, отказ от количественных ограничений (за исключением особых случаев).
    Развитие международной торговли путём специализации на производстве конкурентоспособных товаров.
    Обеспечение предсказуемости и прозрачности (транспарент ности) торгового режима путём мониторинга торговой политики и обязательности уведомления (нотификации) о вводи мых торговых мерах.
    Запрещение или ограничение использования субсидий для производства отечественных товаров, поскольку они создают конкурентные преимущества и искажают нормальный процесс ценообразования1.
    Применение специального и дифференцированного режима для развивающихся стран.
    Разрешение торговых споров путём консультаций и переговоров.
      ВТО осуществляет по отношению к членам организации следующие функции:
    контроль за соблюдением торговых соглашений и договоренностей;
    проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций;
    наблюдение за торговой политикой;
      разрешение торговых споров;
      техническое содействие развивающимся государствам по
    вопросам, касающимся компетенции ВТО;
       сотрудничество с другими международными организациями;
    прием новых членов.
      Осуществляя государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, каждая страна-член ВТО должна соблюдать принятые правила игры и обязательства, которые не всегда соответствуют её интересам и проводимой торговой политике. Способом как-то разрешить эти противоречия являются упомянутые выше «щиты», т. е. исключения из правил, закрепленные в соглашениях.
      Так, принципы режима наибольшего благоприятствования и национального режима содержат ряд исключений, которые касаются интеграционных объединений (таможенные союзы и зоны свободной торговли); помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой; государственных закупок товаров и услуг для нужд государства; мер, направленных на защиту безопасности страны; мер, направленных на защиту общественной морали, жизни и здоровья людей, животных и др. (эти меры, в отличие от государственных закупок, могут быть опротестованы). Обязательства по предоставлению национального режима, например по услугам, должны быть зафиксированы в Перечне специальных обязательств. При этом особо должны быть оговорены изъятия из национального режима. В противном случае член ВТО обязан будет такую услугу предоставить.
      Принцип отказа от количественных ограничений (квоты, импортные или экспортные лицензии и др.) имеет исключения, если возникает необходимость ликвидировать нехватку продовольствия или других основных товаров на внутреннем рынке или обеспечить платежный баланс (в случае его серьезного дефицита). 
 

      Субсидии достаточно широко применяются, особенно развитыми странами, для защиты внутреннего рынка в случаях:
    резкого  роста  импорта  (специальные  защитные  меры -увеличение импортных тарифов, введение импортных квот);
    импорта по демпинговым ценам (антидемпинговые меры -антидемпинговые пошлины, принятие ценовых обязательств);
    использования неразрешенных субсидий (компенсационные меры - компенсационные пошлины, обязательства).
      Для применения селективных мер защиты требуется Доказать резкий рост импорта и существенный ущерб или его угрозу, а также провести расследование. Эти меры всегда вводятся на определенный срок, необходимый для устранения ущерба или его угрозы.
      Что касается введения антидемпинговых мер (сам демпинг не запрещен), то здесь необходимы:
    обоснованная жалоба промышленности страны-импортера по результатам специального расследования;
    доказательства того, что демпинг наносит материальный ущерб (или создает его угрозу) национальной промышленности или ведет к замедлению становления соответствующей отрасли.
      Компенсационные меры призваны нейтрализовать влияние специфических субсидий (предоставляются выборочно какому-либо предприятию, отдельной отрасли) иностранного государства, если они наносят или создают угрозу материального ущерба отечественным предприятиям либо сдерживают развитие отечественного производства. Процедура определения необходимости введения таких мер аналогична антидемпинговой процедуре. Компенсационные меры вводятся на определенный срок (не более пяти лет).
      В отношении всех специфических субсидий обязательно уведомление ВТО по достаточно подробной форме, в которой указываются: наименование программы субсидирования; период, за который предоставляются данные; цель субсидирования; основания для его предоставления; описание формы субсидий (грант, кредит, налог и др.); кому и каким образом предоставляется субсидия; её объем на единицу товара; срок действия; данные по эффекту, оказываемому на торговлю.
      Меры регулирования в сельском хозяйстве мягче, чем в промышленности. Они касаются главным образом регулирования субсидий и широко используются развитыми странами (США, Японией, ЕС), поскольку сельское хозяйство рассматривается как фактор, определяющий социальное спокойствие и национальную безопасность.
      Приведенные примеры не претендуют на сколько-нибудь подробное изложение защитных мер государственного регулирования, не говоря уже о регулировании торговой деятельности в целом. Задача ставилась другая, а именно, показать:
        сложную систему взаимосвязи правил и исключений;
        определенную размытость формулировок («существенный ущерб», «угроза существенного ущерба», «материальный ущерб», «защита нравственности, морали» и др.);
        необходимость подробного и регулярного уведомления ВТО о вводимых мерах (специфических субсидиях и др.).
      Представляется, что все эти моменты ставят вопрос о необходимости организации серьезного обучения широкого круга специалистов, представителей деловых кругов, чиновников, связанных по роду своей работы, как с экспортной деятельностью, так и с защитой внутреннего рынка. 

      Организационная структура ВТО
      Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Она проводится не реже одного раза в два года на уровне, как правило, министров торговли или министров иностранных дел стран-членов ВТО. Принимаются решения по наиболее важным вопросам, связанным с пакетом соглашений Уругвайского раунда.
      Конференция утверждает специализированные комитеты, основные из них - Комитет по торговле и развитию; Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса; Комитет по торговле и окружающей среде; Комитет по региональным торговым соглашениям.
      Текущим управлением деятельностью ВТО между сессиями Министерских конференций занимается Генеральный совет. В его состав входят послы или главы представительств стран-членов при ВТО.
      Генеральный совет отвечает за проведение обзоров торговой политики, разбирает торговые споры между членами ВТО, а также контролирует деятельность подчиненных ему органов - советов, которые осуществляют наблюдение за реализацией Генеральных соглашений по торговле товарами, услугами; по торговым аспектам интеллектуальной собственности и др. В рамках этих советов учреждены комитеты по соглашениям и переговорные группы, в состав которых могут входить любые члены ВТО.
      Министерская конференция (или Генеральный совет) назначает Генерального директора ВТО.
      В состав ВТО входят также десятки специализированных комитетов, рабочих и экспертных групп, которые занимаются такими вопросами, как проработка торговых аспектов окружающей среды, инвестиции, правила конкуренции, действия региональных торговых соглашений, развитие электронной торговли, а также прием новых членов.
      Исполнительным органом ВТО является секретариат. В его подразделениях занято 500 штатных сотрудников. Он оказывает техническую поддержку различным советам и комитетам, техническое содействие развивающимся странам в анализе мировой торговли; консультирует правительства стран, желающих вступить в ВТО, и т. д. 
 
 
 

      Механизм функционирования
      Финансирование деятельности ВТО странами-участницами осуществляется путем взносов, которые зависят от удельного веса страны в мировой торговле. На 2003 г. бюджет организации составил 143,1 млн швейцарских франков, или ориентировочно 96 млн дол. США.
      Обращает на себя внимание процедура принятия решений. В международных организациях, например в МВФ, число голосов у той или иной страны зависит от её веса в мировой экономике и от взносов в эти организации. Так, США имеют в МВФ 17% голосов, а Камбоджа - 0,05%. Иначе обстоит дело во Всемирной торговой организации. Все соглашения и договоренности являются результатом переговоров между членами организации и, как правило, принимаются на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам и по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, а также освобождение от принятых обязательств (вейвер) - принимаются при 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, принимаются консенсусом).
      Добиться согласия сторон очень не просто, особенно когда участников переговорного процесса - почти полторы сотни. Поэтому механизмам согласования в ВТО всегда уделялось самое серьезное внимание. Некоторое представление об организации переговорного процесса можно составить по рассмотрению следующих процедур. 

      Урегулирование торговых споров
      Главным органом по решению споров является Генеральный совет; основной способ разрешения конфликтов - метод консультаций и переговоров, обычно на уровне министерства иностранных дел или министерства торговли. Используются также так называемые процедуры содействия примирению и посредничества, которые оказывает Генеральный совет в лице его директора.
      Если стороны не приходят к согласованному решению (на что даётся 60 дней со дня подачи жалобы), создаётся Арбитражная комиссия из трех независимых высокопрофессиональных экспертов в области торговли..Комиссия после определения наличия ущерба и его масштабов выносит в течение 3-6 месяцев решение судебного характера.
      Любая из участвующих в споре сторон может подать апелляцию в Апелляционный орган, который состоит из семи специалистов в области международного права, избираемых сроком на 4 года. Решения последнего рассматриваются Генеральным советом и в случае одобрения обязательны для исполнения. В случае невыполнения применяются ответные меры, которые всегда носят временный характер.
      Вся процедура строго регламентирована и выглядит достаточно сложной, но практика доказала её результативность. Примером является вынужденная отмена США в конце 2003 г. повышения таможенных тарифов на импорт стали в ответ на угрозу санкций со стороны ЕС, Японии и ряда других стран-членов ВТО. Последние опирались на решение Арбитражной комиссии и отклонение апелляции США Арбитражным органом. 

      Процедура присоединения к ВТО
      Членом ВТО может стать любое суверенное государство или таможенный союз. Главные условия вступления - согласование с членами ВТО условий присоединения и приведение к моменту вступления национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с обязательствами, вытекающими из норм ВТО.
      Сроки присоединения зависят от многих факторов. В первую очередь - от степени соответствия национального законодательства нормам и правилам ВТО, от жесткости переговорной позиции партнеров (которая, в том числе, зависит от баланса выгод и уступок). Немалую роль играет и политический фактор.
      Процедура присоединения проходит в несколько этапов.
    Страна-соискатель направляет в Генеральный совет заявление о намерении присоединиться к ВТО.
    Генеральный совет рассматривает заявление и формирует Рабочую группу по присоединению. В нее входят заинтересованные в переговорах с кандидатом представители правительств стран-членов ВТО.
    Кандидат, по требованию Рабочей группы, представляет:
    меморандум о торговом режиме с подробной характеристикой системы регулирования торговли товарами и услугами;
    копии законодательных и нормативных актов (по вопросам, подпадающим под действие соглашений ВТО);
    информацию о заключенных международных торговых соглашениях.
       После изучения меморандума и ответа на вопросы Рабочей группы начинаются переговоры об условиях присоединения по следующим направлениям: доступ на рынок товаров; обязательства в области сельского хозяйства; доступ на рынок услуг; системные вопросы.
      Цель переговоров по доступу на рынок товаров - обеспечить нормативные конкурентные условия для действия национальных и иностранных экономических операторов. При этом присоединяющаяся сторона стремится обеспечить максимальные возможности для защиты внутреннего рынка2 и создать резерв для будущих тарифных переговоров, а ее оппонент - добиться наиболее благоприятных условий для доступа на рынок своих товаров и минимизировать переговорный резерв для присоединяющейся страны.
      Основное направление либерализации рынка - согласование максимального уровня импортного тарифа по каждому товару (так называемое связывание импортного тарифа) и последующее его снижение.
      Обязательства по доступу на рынок товара фиксируют начальный уровень тарифа, с которым страна вступает в ВТО, и его уровень, которого она должна достичь в течение фиксированного переходного периода.
      Член ВТО может выбыть из обязательств по связанному тарифу при условии, что другие члены согласны и что он предоставит соответствующую компенсацию пострадавшим торговым партнерам, например, более низкую ставку тарифа по другому товару или другую льготу.
      В ходе переговоров по обязательствам в области сельского хозяйства должны быть согласованы максимальные объемы государственной поддержки сельскохозяйственным производителям и максимальный уровень экспортных субсидий, которые могут быть предоставлены новым членам для поддержки сельскохозяйственного экспорта после присоединения.
      В целом положительный эффект от либерализации рынка товаров достаточно очевиден, однако на региональном или отраслевом уровнях результаты могут быть диаметрально противоположными.
      Сложность переговоров по доступу на рынок услуг состоит в том, что их результаты, в отличие от переговоров по товарному рынку, трудно оценить количественно. Поэтому суть переговоров сводится к согласованию перечня ограничений, которые кандидат на вступление может применять для регулирования доступа на рынок конкретных услуг и определения перечня изъятий из режима наибольшего благоприятствования (перечень преференций), которые страна сможет применять после присоединения по отношению к отдельным членам ВТО.
      В разных странах-членах ВТО степень защиты национальных рынков услуг существенно различается. Последнее обстоятельство определяется целями промышленной и макроэкономической политики. Каждая страна согласует их с учетом требований ВТО и приоритетов своей национальной политики.
      Переговоры по системным вопросам - наиболее трудные. Здесь нет исчерпывающего перечня обязательств.
      Основными задачами переговоров являются:
    приведение национального законодательства в соответствие с международными правилами ВТО;
    обеспечение среды, в рамках которой будет осуществляться доступ на рынки (последнее реализуется через таможенное регулирование, таможенное администрирование, санитарные нормы и правила и др.).
      Как правило, эти переговоры проходят не на двухсторонней основе, а в Рабочей группе. Их результатом должен стать Доклад Рабочей группы, который содержит следующие разделы, характеризующие присоединяющуюся страну:
        Описание ее торгового режима и законодательства;
        обязательства, которые страна будет выполнять после присоединения (например, что в течение пяти последующих лет новый член сократит до определенного уровня число товаров, по которым цены устанавливаются государством).
        Результаты всех переговоров по либерализации доступа товаров и услуг на рынки и по условиям вступления в ВТО страны-соискателя оформляются следующим набором документов:
        Протоколом о присоединении (2-3 страницы) - констатирует завершение переговоров и содержит рекомендацию Рабочей группы принять кандидата в члены ВТО;
        Приложением к Протоколу о присоединении, которое включает Доклад Рабочей группы; Обязательства по доступу на рынок товаров и по сельскому хозяйству; Обязательства по доступу на рынок услуг, включая перечень специфических обязательств и список изъятий из РЫБ.
      После обсуждения материалов, представленных Рабочей группой, Генеральный совет 2/3 голосов или консенсусом принимает решение о приеме нового члена.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.