На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Анкетирование - как метод психологического иследования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


План.
 
 Введение
Актуальность вопроса
Цель
Задачи работы
Аналитический обзор
 
Специальная часть:
І. Общая характеристика метода анкетирования
 ІІ. Основные правила составления  анкет
2.1 Разработка анкеты
2.2 Проверка анкеты.
2.3 Обработка материала и оформление  выводов 
 
Заключение 
 Использованная литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Введение
 
На нынешнем этапе своего становления  как науки психология широко использует методы исследования, свойственные социологии и общей психологии (напр., анкетирование и интервьюрование, опрос общественного мнения, изучение документов и наблюдение в тестовых ситуациях). Методом исследования называют способ, путь получения необходимой информации о социально-психологических процессах. Существуют основные и не основные методы исследований.
 
Актуальность вопроса данного  исследования обусловленна тем, что современные представления о работе психолога связываются с проведением опросов населения по различным актуальным проблемам. Поскольку опрос, как метод отбора вербальной информации, наиболее распространенный метод исследования, с помощью которого добывается 90% данных, для будуйщего психолога очень важно овладение как общими знаниями о методе анкетирования, так и практическим умением составления анкет, для чего требуется детальное изучение правил составления анкет. Достаточно долгое время (если верить литературе, практически весь "советский" период) анкетирование являлось наиболее популярным методом опроса. Как видим этом метод актуален и сегодня.
 
Цель: Целью данной работы является изучение метода анкетирования.
 
Задачи работы:
              1. Ознакомиться с общей характеристикой метода анкетирования;
2. Рассмотреть основные правила  составления анкет, детально остановившись  на разработке анкет, проверке  анкет, обработке материала и  оформлении выводов
 
Аналитический обзор: Анкетирование, является одним из наиболее распространенных исследовательских методов в психологии (Большой толковый психологический словарь, 2003). Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования (Никандров В.В., 2002). При составлении анкеты необходимо соблюдать правила и принципы ее конструирования, а также знать особенности разных видов вопросов, уметь правильно их формулировать и рационально располагать, чтобы получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта (Новикова С., 1993; Шереги Ф.Э., Веревкин Л.П., 1985)
 
І. Общая характеристика метода анкетирования
 
Анкетирование (от франц. enquete, буквально - расследование), одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в психологических, социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях.
Анкетирование, является одним из наиболее распространенных исследовательских  методов в психологии. Анкетирование  обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с  данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.
Анкета - это структурно организованный набор вопросов, каждый из которых  логически связан с центральной  задачей исследования. Вопросы анкеты могут касаться профессиональной направленности (мотивов, интересов, увлечений), моральных  и психологических качеств личности, стиля общения и поведения, характерологических  особенностей и др.
 
По форме вопросы анкеты разделяются  на:
    открытые (свободный ответ, например: "Что вы думаете делать после службы в армии?")
    закрытые - ответ заключается в выборе из нескольких предлагаемых в анкете утверждений.
 
Открытые вопросы - когда опрашиваемый свободно отвечает на предложенный вопрос без каких-либо ограничений, например, биогра-фической анкеты. Данная форма вопросов предпочтительнее, когда психолог не знает каковы могут быть оценки изучаемого явления, хочет получить совет по какому-либо поводу, углубленную социально-психологическую характеристику военнослужащего, откровенные самостоятельные ответы.
Закрытые - это такая форма вопросов, на которые в анкете даются заранее  сформулированные варианты ответов. Преимуществами закрытых вопросов является возможность  исключить неверное понимание вопросов, сопоставимость ответов, сравнительно более легкая форма заполнения ответов  и обработка полученных данных. Этот вариант построения вопросов целесообразно  использовать при изучении солдат (матросов), а также когда исследователь  четко представляет себе, какие могут  быть ответы на предлагаемый вопрос.
Открытые вопросы дают более глубокие сведения, но при большом числе анкет приводят к значительным трудностям в обработке в связи с нестандартностью ответов.
 
По содержанию вопросы делятся  на:
    объективные (об образовании, возрасте, заработной плате и др. опрашиваемого (респондента); при этом следует учитывать субъективные искажения при ответе);
    субъективные, которые выявляют социально-психологическую установку опрашиваемого, его отношение к условиям своей жизни и определенным событиям.
 
Ответы  на вопросы носят, как правило, анонимный  характер.
 
Анкетирование может проводиться несколькими  способами:
    анкета заполняется в присутствии сборщика индивидуально;
    групповое заполнение в присутствии сборщика;
    опрашиваемые самостоятельно заполняют и для сохранения анонимности одновременно сдают анкеты;
    "почтовое" анкетирование, когда анкета раздаётся или рассылается на дом, а затем опрошенным возвращается по почте.
 
С целью повышения эффективности  опроса перед массовым анкетированием, как правило, проводятся пробные  опросы (50-100 анкет) для выбраковки неудачных ("неработающих") вопросов.
 
Известно несколько типов анкет. Анкеты, основанные на самооценке опрашиваемыми своих свойств и качеств. Форма ответа - оценка в баллах степени выраженности того или иного личностного свойства, черт характера (инициативности, общительности, тревожности, самостоятельности и пр.). Отметим три основных типа анкет (рис. 1), применяемых в психологии:
это анкеты, составленные из прямых вопросов и  направленные на выявление осознаваемых качеств испытуемых. Например, в  анкете, направленной на выявление  эмоционального отношения школьников к своему возрасту, использован такой  вопрос: "Предпочитаете стать  взрослым теперь же, сразу, или хотите остаться ребенком и почему?";
это анкеты селективного типа, где испытуемым на каждый вопрос анкеты предлагается несколько готовых ответов; задачей  испытуемых является выбор наиболее подходящего ответа. Например, для  определения отношения учащегося  к различным учебным предметам  можно использовать такой вопрос: "Какой из учебных предметов - самый интересный?". А в качестве возможных ответов можно предложить перечень учебных предметов: "алгебра", "химия", "география", "физика" и т.д.; это анкеты - шкалы; при ответе на вопросы анкет-шкал испытуемый должен не просто выбрать наиболее правильный из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность предложенных ответов. Так, например, вместо ответов "да" или "нет" испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:
 •  5 - уверенно да;
 •  4 - больше да, чем нет; 
 •  3 - не уверен, не знаю;
 •  2 - больше нет, чем да;
 •  1 - уверенно нет. 
 

 Рис. 1. Типы анкет, применяемых в психологии.
 
 
Между этими тремя типами анкет  не существует принципиальных различий, все они являются лишь различными модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов отработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
 
При использовании данного метода необходимо учитывать и такой  его существенный недостаток: высокую  степень субъективности ответов  вследствие стремления человека показать себя с лучшей стороны и скрыть недостатки. Используя закрытую форму вопросов с несколькими вариантами ответов (например, ранжированных по степени согласия: “Нет, это совсем не так,” “Пожалуй, так”, “Верно”, “Совершенно верно”), можно повысить информативную ценность ответов.
 
Оценка социально-психологических, личностных качеств может проводиться  группой экспертов. Достоинство  этого метода анкетирования заключается  в большей объективности получаемых данных, поскольку в состав группы экспертов включаются люди, давно  и с разных сторон знающие человека. Однако опрос нескольких человек  является трудоемким и порой сложно определить компетентность экспертов.
 
Анкетирование - это средство первой ориентировки, средство предварительной  разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с  использованием более содержательных исследовательских методов, а также  проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные  цели опросов и т.д.
 
Еще одной разновидностью метода анкетирования  являются анкеты, вопросы которых  направлены на оценку опрашиваемыми  своих действий в конкретных жизненных  ситуациях. В результате обработки данных специалист-психолог делает вывод о наличии и уровне развития у опрашиваемого индивидуально-личностных свойств.
 
 
 
Сущность еще одного метода, очного анкетирования, состоит в том, что  заполнение анкет производится экспертом  в присутствии анкетирующего. Недостатком  этого метода является возможность  оказания влияния анкетирующего  на ответы эксперта, которое может  происходить почти невольно под  влиянием личности психолога или  другого офицера, проводящего опрос.
 
ІІ. Основные правила составления  анкет
 
Процесс создания анкеты можно сравнить с игрой на музыкальном инструменте. Только упорядоченная определенная гамма звуков будет давать стройную мелодию. При составлении анкеты необходимо соблюдать правила и  принципы ее конструирования, а также  знать особенности разных видов  вопросов, уметь правильно их формулировать  и рационально располагать, чтобы  получить более полную и точную характеристику изучаемого объекта.
 
2.1 Разработка анкеты
 
В существующих словарях под анкетой  подразумевается упорядоченный  список вопросов. Но указания, как следует  их упорядочить, даются не везде. Поэтому  рассмотрим подробнее именно этот вопрос.
 
Анкета должна состоять из трех частей:
1. Вводная  часть. 
2. Основная  часть. 
3. Паспортичка.
 
Вводная часть. Главная функция вводной части - пробудить желание респондента отвечать на вопросы анкеты. Вводная часть начинается с обращения к опрашиваемому и содержит:
    Обращение (уважаемый школьник, житель, гражданин и т.д.).
    Данные организации (учреждения), проводящей опрос.
    Цель и задачи исследования, а также практическое значение решения этих задач.
    Значимость роли респондента для решения этих задач.
    Гарантию анонимности (главное здесь не то, что будет или не будет фиксироваться фамилия респондента, а то, что полученные от анкетируемого сведения не станут публичным достоянием других без соответствующего его на это согласия).
    Указание о технике заполнения анкеты (часто эти указания еще располагаются и непосредственно в тексте вопросов или на полях анкеты).
    Выражение благодарности, высказываемое авансом опрашиваемому, которое побуждает его заполнить анкету.
 
Вводная часть не должна быть очень  большой, но обязательно ясной и  понятной для любого респондента, мотивирующей его на участие в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важная. От того, как  составлено обращение, зависит отношение  к анкете респондента.
 
Основная  часть. Это самая важная часть анкеты. Первыми обычно идут так называемые "контактные вопросы", основная цель которых заинтересовать респондента, облегчить ему процесс включения в проблему. Эти вопросы должны быть сформулированы просто, то есть предполагать легкие ответы. Именно благодаря постановке в начале анкеты таких более простых вопросов респондент подготавливается к наиболее важным. Переход от простых к сложным вопросам носит название "Правило воронки". Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать навыки, необходимые для заполнения анкеты.
 
 После контактных вопросов  ставятся основные. Это самые важные и трудные. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание вопросов должно соответствовать цели и задачам исследования.
Для каждой отдельной задачи лучше  разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут  следовать один за другим, а могут  быть расположены между вопросами  других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в  середине содержательной части анкеты.
 
На последнем месте ставятся заключительные вопросы, основная функция  которых - снять психологическое  напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. В связи с возможной  усталостью респондента, это должны быть наиболее простые вопросы, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти, внимания и т.п.
 
Паспортичка. В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: пол, возраст респондента, образование, профессия, социальное и семейное положение. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено. Правильно составить паспортичку не так просто. Нельзя переносить ее структуру из одной анкеты в другую.
Паспортичка может располагаться как в начале, так и в конце анкеты. Хотя по этому вопросу до сих пор есть различные мнения. Одни специалисты считают, что если она будет расположена в начале анкеты, то у респондента появится сомнение в том, что анкетирование анонимное, тем более если в анкете речь будет идти о выяснении внутреннего состояния или знаний опрашиваемого. Они считают, что начинать анкету с паспортички не только неэтично, но и нецелесообразно, так как эти вопросы могут насторожить респондента, что повлияет на достоверность информации или даже оттолкнуть от заполнения анкеты.
Но, с другой стороны, начинать разговор, не представившись, тоже не принято. Сначала  человек говорит о себе несколько  слов (то есть заполняет паспортичку), а потом уже переходит к другим серьезным вопросам. А как "снять" настороженность респондента? Просто предложив ему только по своему усмотрению (оговорив еще раз, что это необязательно) заполнять строку "Фамилия, имя, отчество" или вместо этого ставить определенный код (сочетание различных букв и цифр), который будет знать только сам респондент.
Любой вежливый человек в конце  общения, которое происходило по его инициативе и удовлетворило  его какие-то личные интересы, выражает благодарность. Поэтому в конце  анкеты желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут  быть высказывания разного типа: "Благодарим за участие в исследовании", "Спасибо  за помощь", "Благодарим вас за то, что, несмотря на занятость, вы нашли  время и возможность ответить на вопросы нашей анкеты" и  т.п.
В конце анкеты можно поставить  вопрос о полезности проведенного опроса. Например: "Насколько важным вы считаете проведение данного опроса?" А  также предложить участвовать в  последующих опросах.
 
2.2 Проверка анкеты.
 
После того как составлена анкета, ее необходимо проверить. Анкета должна отвечать определенным правилам. Приведем некоторые из них.
 
Проверка формулировок вопросов:
    Следует избегать неясных формулировок, специальных терминов. Если такие есть, их необходимо объяснить или заменить.
    Система используемых категорий должна быть понятна всем респондентам.
    Вопросы не должны содержать установок. Пример: "Чем вам не нравится однообразная работа, наверное, тем, что не заставляет думать...".
    Если вопрос связан с оценкой не одобряемого в обществе поведения или деятельности, надо дать понять респонденту, что ответ не вызовет осуждения. Для этого используйте примерно такое начало вопроса: "Одни считают, что... Другие считают, что... А как вы считаете?"
    Не следует допускать, чтобы конструкция вопроса склоняла опрашиваемого к ответу. "Вы ведь не думаете?.." - "Нет, не думаю...", "Разве вы не хотите ?.." - "Да, хочу...".
    Если на один вопрос много вариантов ответов, то их нужно разделить на тематические блоки и вместо одного задать несколько.
    При ответе обычно внимание респондента фиксируется на первом и последнем варианте ответа (с перевесом к первому), и больше всего положительных ответов бывает на первый. Поэтому, если есть возможность, то располагайте варианты не последовательно, а в случайном порядке.
    Чтобы повысить достоверность ответов, необходимо обеспечить респонденту возможность уклониться от них, если у него появится такая необходимость. Используйте вариант ответа: "Затрудняюсь ответить".
    Проверить закрытые вопросы (то есть с конкретным перечнем ответов). Их целесообразно превратить в полузакрытые, дав возможность респонденту дописать свой вариант.
    Вопросы не должны задевать самолюбия, достоинства респондента, каких-то его престижных представлений. "Почему вам не нравится работа ...(далее указывается конкретный государственный или общественный орган или человек)?" Такого типа вопросы лучше не использовать. Респондент может негативно отреагировать на такой вопрос, и дальнейшее его мнение будет искажено. Попросите его оценить работу нескольких организаций, например, по 5-балльной шкале. Разумеется, респондент должен иметь представление об их деятельности.
 
Проверка  композиции анкеты.
    Необходимо проверять не только отдельные вопросы, а всю композицию анкеты и ее графическое оформление. Вот основные требования:
    Необходимо проконтролировать, достаточно ли ясно объяснена респонденту техника ответов на вопросы.
    Вопросы в начале анкеты должны быть наиболее простыми ("контактными"), в середине - наиболее сложные и содержательные, а в конце - опять простые.
    Для перехода от одного блока вопросов к другому надо использовать переходные.
    Основные и контрольные вопросы лучше не располагать друг за другом. Если респондент поймет, что ему не доверяют и его проверяют, то это может отразиться на достоверности последующей информации.
    Если есть подозрение, что не все респонденты могут быть достаточно в чем-то компетентны или что они не все будут относиться к той группе, для которой предназначен вопрос, то надо поставить вопрос-фильтр.
    Вопрос-фильтр должен иметь указатель перехода для разных групп респондентов. Например: "На следующий вопрос отвечают только пенсионеры".
    Не следует задавать вопросы, которые превышают возможности памяти респондентов. Это могут быть события, которые давно произошли, или которые хотя и имели место недавно, но для респондента не играли принципиальной роли и поэтому были забыты. Например, вопрос "Напишите фамилию депутата вашего района" может поставить в тупик многих респондентов не только младшего возраста. Вместе с тем этот вопрос, заданный после выборов, в известной мере выявляет активность электората.
    Нельзя допускать скопления однотипных вопросов (ряд альтернативных, закрытых, открытых вопросов или вопросы табличной формы и т.п.). Это приводит к утомлению респондента, вызывая ощущение монотонности. В этом случае надо шире использовать все многообразие возможных вопросов.
    Существует понятие компетентности общественного мнения. Например, не следует спрашивать о проекте того или иного закона, если он не опубликован, или о тех явлениях, с которыми респондент не сталкивался.
 
 
 
Проверка графического оформления анкеты:
 
    Шрифт текста не должен быть "слепым", то есть трудночитаемым (иначе многие респонденты, прежде всего слабовидящие, не ответят на анкету).
    Текст вопроса и возможные варианты ответов на него лучше печатать разным шрифтом, выделяя текст вопроса более крупным или жирным шрифтом, а варианты ответов - курсивом, то есть наклонным шрифтом или просто более мелким.
    Пояснения к смысловым вопросам лучше также набрать особым шрифтом, чтобы респондент смог обратить на них внимание.
    Для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно чистых строк. Не стоит на этом экономить бумагу, респонденту может не хватить места для ответа.
    Вопросы в табличной форме рекомендуется разлиновать, чтобы при ответе на них у респондентов не возникло путаницы. Это облегчит и обработку ответов на эти вопросы.
    На ответы влияет и длина вариантов, поэтому их необходимо графически уравновесить, проставить ряд точек.
    Нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.
 
    Кроме того, необходимо учитывать  еще и такой существует ряд  правил, которые определяют особенности  создания любого типа анкет:
    перед разработкой анкеты для повышения ее прогностичности необходимо четко представлять цель и задачи предстоящего исследования;
    вопросы анкеты должны соответствовать уровню развития и жизненному опыту опрашиваемых (возрасту, образованию, социальному происхождению, национальным особенностям и т.п.);
    анкета не должна быть монотонной и стереотипной. Количество вариантов ответов в предъявляемых вопросах, как правило, не должно быть более 5-6, а расчетное время заполнения анкеты - не более 30 минут. При разработке анкеты используются закрытые либо открытые вопросы.
 
Внимание! Чтобы окончательно оценить качество составленной анкеты, необходимо провести пробное (или пилотажное) исследование. Для этой цели достаточно опросить небольшую группу людей. Проведение пробного исследования помогает уточнить понятность формулировок и содержание вопросов, полноту набора вариантов ответов, а также последовательность их расположения.
 
Проверка позволяет не только выявить  и исключить лишние вопросы, которые  являются общеизвестными или не имеющими прямого отношения к исследуемой  проблеме, но и определить, какие  вопросы будут наиболее сложными для респондентов и постараться  сделать их более доступными. Помните, что качественно разработанная  анкета - необходимое условие успешного  проведения социологического исследования.
 
2.3 Обработка материала и оформление  выводов 
 
Одной из проблем обработки материала  является определение необходимого и достаточного размера выборочной совокупности. Исследовательская практика доказывает, что использование аппарата математической статистики позволяет  снизить неопределенность, но не решить проблему.
 
Следует взять за правило следующие  требования: «объем выборки должен обеспечивать не менее 100 наблюдений для  каждой первостепенной и не менее 20-50 наблюдений для каждой второстепенной классификационной составляющей». Первостепенные классификационные составляющие соответствуют наиболее критичным, а второстепенные – наименее критичным ячейкам перекрестной классификации, принятой в данном исследовании.
Необходимо определить кого и в каком количестве необходимо опросить, чтобы результаты опроса были пригодны для анализа. Однако необходимо учитывать, что утверждение: чем больше человек опрошено, тем лучше результаты, не совсем соответствует действительности. Точность и достоверность результатов зависят, прежде всего, не от объема выборки, а от ее состава или структуры. Состав (структура) выборки определяется способом ее формирования. Способ формирования гораздо более значимая характеристика выборки, чем объем.
 
Полученный в ходе анкетирования  материал необходимо обработать, то есть систематизировать содержание ответов  в соответствии с программой исследования. Если проводится ручная обработка информации, то необходимо заранее приготовить  вспомогательные таблицы и матрицы, использование которых значительно  ускоряет и облегчает процесс  обработки первичных материалов. Например, для обработки данных "паспортички" (разделы "Пол" и "Возрастная группа") можно использовать следующую таблицу.
 
Таблица 1. - Данные о половой принадлежности и возрасте респондентов
 
Муж.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Жен.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Итого
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 Возможна  и другая разбивка по возрасту.
 
Если в анкете много открытых вопросов, то сначала следует выписывать в столбик полученные ответы, а  потом их систематизировать, подсчитав  количество примерно одинаковых по содержанию ответов. Обычно суммируют ответы по каждому пункту анкеты и вычисляют  их процент от числа опрошенных. Проценты рассчитываются не менее чем  от 100 человек, десятые процента - от 1000 и более.
 
В том случае, когда вы хотите изучить  мнение разных категорий респондентов, подготовка к опросу и обработка  результатов сложнее, лучше выполнять  ее на компьютере. Если для обработки  материалов анкет предполагается использовать компьютер, нужно предварительно составить  или приобрести специальную программу, которая систематизирует введенные  в компьютер данные по заданным критериям. В случае использования компьютерной технологии необходима соответствующая  форма анкеты, в которой респондент будет отмечать свои ответы. Это  облегчает кодирование информации и ее ввод в компьютерную базу данных.
 
Не следует, опросив небольшую  группу людей, обобщать результаты, считая, что выявлено мнение всего населения. Но тем не менее вы получили представление о том, что думают респонденты, и вы можете использовать полученные данные. Например, вы направляете письмо в какую-либо инстанцию и как аргумент отмечаете, что 2/3 из трехсот опрошенных вами граждан считают следующее...
 
На этапе оформлению выводов  обработанные и систематизированные  данные представляются в виде различных  документов, отчетов, таблиц и т.д. Такой  способ оформления позволяет проанализировать обобщенные материалы и сделать  корректные выводы. Кроме того, полученные после обработки материалы могут быть отражены в статьях, докладных записках в соответствующий комитет местной администрации или иные ведомства.
 
Посылая данные опросов в те или  иные инстанции, используя их во время  переговоров, обязательно укажите, сколько человек опрошено и как  распределились ответы (в процентах  к числу опрошенных). Очень важны  оценки жителей, полученные с помощью  анкет или интервью, дополнять  объективной информацией.
 
Заключение
 
В данной работе была рассмотрена тема : «Анкетирование». В ходе работы рассматривались общие характеристики метода анкетирования. В заключение рассмотрения этого пункта, следует отметить, что бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений ,например, в зависимости от характера учебно-воспитательного процесса и т.п. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психологии (рис.2).
 
 
 
Рис.2 Достоинства и недостатки метода анкетирования.
 
Второй пункт специальной части  был посвящен основным правилам составления  анкет. Следует отметить, что для  разработки качественной анкеты Специалист должен обладать теоретическими знаниями, опытом работы и способностями. Пути решения проблемы разработки анкет  достаточно подробно изложены в литературе, которую необходимо найти и освоить. Но теоретические знания никоим образом  не компенсируют недостаток или отсутствие опыта.
 
  На большинство вопросов можно получить ответы, но реальная проблема состоит в том, будут ли они что-то значить. Чтобы не получить бесполезных ответов, надо задавать респонденту те вопросы, которые для него имеют смысл..
 
Согласно изложенному, основные правила  построения анкеты заключаются в  следующем: логическая последовательность тем, затрагиваемых вопросами; интерес  опрашиваемого должен расти от вопроса  к вопросу; отсутствие слишком сложных  или интимных вопросов; соответствие формулировки вопросов образовательному уровню опрашиваемой группы; в закрытых вопросах должны быть предусмотрены  все возможные варианты ответов; общее количество вопросов не должно быть слишком большим - анкетирование не должно утомлять или раздражать опрашиваемого.
 
 
Использованная литература
 
    Большой толковый психологический  словарь: В 2 томах том 1: А – П / Перевод с английского Ребер А., - М.: «Сфера», 2003, - 559стр.
    Грушин Б. А., Мнения о мире и мир мнений, М., 1997;
    Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985.
    Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии (беседа и опрос)., - М.: "Речь" - 2002
    Новикова С. Методика составления анкеты. - М.: МПА, 1993. - 58 с.
    Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999.
    Шереги Ф.Э., Веревкин Л.П. Подготовка и проведение исследований. (Методическое пособие). - Ашхабад, 1985. - 127 с
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.