Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Конституционный процесс

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Введение
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio - установление, устройство) - в материальном смысле представляет собой писаный  акт, совокупность актов или конституционных  обычаев, которые прежде всего провозглашают  и гарантируют права и свободы  человека и гражданина, а равно  определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных  и местных органов власти, их компетенцию  и взаимоотношения; в формальном смысле представляет собой закон  или группу законов, обладающих высшей юридической силой по отношению  ко всем остальным законам. К - наивысшая  правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и  нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования  качественных общественных связей и  отношений гос. власти.
Однако для определения  конституции чисто формальной констатации  её основополагающего значения как  акта высшей юридической силы недостаточно. Ведь само по себе придание ей такого (формального значения) должно быть предопределено ее материальным содержанием, т.е. значимостью тех общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции по меньшей мере закрепляют два важных аспекта, которые составляют предмет конституционного регулирования:
1) провозглашение и гарантирование  прав и свобод человека и  гражданина;
2) организацию государственной  власти, а часто и определяют  основы конституционного строя,  форму государства (форму правления,  государственного устройства и др.).
Определение сущности конституции  имеет важное значение для понимания  этого документа, выявления тех  целей, к достижению которых должно стремиться общество и государство.
Важнейшей чертой и особенностью конституции является ее учредительный характер. Конституция учреждает:
основы государственного и общественного строя.
механизм осуществления государственной власти.
Конституция носит учредительный  характер еще и потому, что все  ее предписания (установления) являются первичными и им не могут противоречить  другие акты, издаваемые государственными органами.
Другими важнейшими чертами  и особенностями конституции  являются:
    легитимность;
    стабильность;
    реальность;
    верховенство.
Сущность конституции заключается в том, что она:
    является основным законом государства;
    обладает наивысшей юридической силой;
    является политическим и идеологическим документом.
Каждая конституция выполняет  следующие основные функции:
    юридическую;
    политическую;
    идеологическую.
Структура конституции - это ее организационное строение, внутренняя последовательность, расположения ее составных частей. По своей структуре конституции различны, что объясняется формой правления государства, политическим режимом, территориальным устройством, историческими условиями принятия конституции, ее формой и т.д.
Структуры большинства конституций  имеют общие характерные черты:
    Преамбулу (введение);
    Основную часть;
    Заключительные и переходные положения;
    Приложение.
 
 
 
                                                Понятие Конституционного процесса.
Конституционный процесс  – многозначное понятие; в числе  его значений следует назвать  следующие: конституционный процесс – это мировое историческое развитие, процесс развития цивилизованного государства; всемирное конституционное развитие, конституционная эволюция;  мировая конституционная история писаной конституции; процесс совершенствования конституционализма; процесс гармоничного развития государственно-правовых и политических институтов конкретных государств, который выражает и закрепляет тенденции мировой конституционной эволюции; процесс появления, формирования, развития и совершенствования конституций и конституционного права в целом.
Можно выделить во всемирной истории следующие этапы мирового конституционного процесса, которые подразделяются на четыре периода:
Протоконституционализм
- IV в. до н.э. – I-II в н.э.
Период стагнации 
- II – ХII вв.
Период неписаных конституций
- ХIII (1215г) – ХVIIIв.(1787г.)
Период писаных конституций
- 1787г. – современность

 
    Конституционный процесс - это система правовых норм и процедур, регулирующих порядок подготовки, разработки, принятия и вступления в силу конституции (основного закона), изменения, пересмотра и прекращения действия конституции, а также обеспечения эффективного функционирования основных конституционных институтов в течение всего срока действия конституции. Средствами и методами конституционного процесса обеспечивается эффективное функционирование прежде всего таких основных конституционных институтов, как государственный строй, права и свободы человека и гражданина; государственное устройство; законодательная власть, государственное управление, судебная власть и местное самоуправление. Конституционный процесс как институт конституционного права может быть исследован с позиций как теории права и государства, так и конституционного права.
         Теоретическая модель конституционного процесса строится на основе анализа историко-правовых, социально-экономических, социально-политических факторов, влияющих на его развитие. Конституционный процесс охватывает законодательный, избирательный, правотворческий и парламентский процессы, но не сводим ни к одному из них. В основе конституционного процесса лежит категория деятельности. Именно конституционная деятельность выступает решающим фактором в разработке, обсуждении и принятии конституции, именно ее результатом является эффективное функционирование основных конституционных институтов. В теории конституционного процесса необходимо учитывать особенности правовой культуры той или иной страны. Демократический конституционный процесс предполагает формирование культуры прав и свобод человека и соответствующих культурных ориентации личности, социальных групп, общества в целом.
На конституционный процесс  влияли и влияют различные внутренние и внешние факторы, важнейшими из которых являются: конституционные  обычаи, судебные прецеденты, исторический путь государства, общая, политическая и правовая культура, международное  положение, национальные факторы, религия, этнический состав государства.
На конституционный процесс, как  и на процесс развития государства  и права отдельной страны, также  оказывают влияние нормы «отложенного действия» или программные нормы.
Конституционный процесс для создания конкретной Конституции включает следующие стадии:
    Осознание обществом (правящими кругами, элитой, лидерами государства) необходимости принятия новой конституции.
    Создание конституционной комиссии (рабочей группы, нескольких конкурирующих групп, представляющих разные партии, общественные организации).
    Разработка проекта (проектов).
    Публикация проекта (проектов).
    Агитация (пропагандирование, рекламирование) за проект. Если проектов несколько – борьба за привлечение общественного мнения на свою сторону.
    Выбор одного из вариантов в качестве основного.
    Обсуждение и переработка проекта.
    Общественные дискуссии по поводу проекта (проектов).
    Доработки и переработки проектов.
    Выработка окончательного (почти окончательного) варианта проекта, утверждение этого проекта как окончательного варианта.
    Выбор способа утверждения проекта конституции.
    Голосование по проекту в парламенте.
    Вынесение утвержденного парламентом текста конституции на всенародное голосование.
    Вынесение утвержденного федеральным парламентом текста конституции на утверждение субъектами федерации:
    а) законодательными органами субъектов;
    б) иным способом.
    Объявление о вступлении конституции в силу.
    Опубликование текста конституции.
    Проведение в жизнь мероприятий, предусмотренных «Переходными положениями».
    Окончательное перестроение государственного механизма, государственного устройства согласно новой конституции.
    Осознание необходимости поправок и дополнений, проведение мероприятий по введению в текст конституции этих поправок и изменений.
    Выработка (принятие) судебных решений (верховные суды, конституционные суды), содержание которых уточняет, дополняет, развивает и (возможно) в чем-то изменяет текст конституции.
    Осознание обществом (правящими кругами, элитой, лидерами государства) необходимости принятия новой конституции.
 
           Историко-правовая характеристика первой Конституции ССРБ.
Принятие и характеристика Конституции ССРБ 1919 года
 Первая Конституция Беларуси  была принята 3 февраля 1919 г.  Первым Всебелорусским съездом  Советов. Ее содержание было  пронизано идеей диктатуры пролетариата, которая и была прямо закреплена  в Конституции. Провозглашено  полновластие Советов, создана  принципиально новая система  государственных органов Беларуси. Была отменена частная собственность  на землю, произошла передача  в национальное достояние образцовых  поместий и сельскохозяйственных  предприятий, вводилась всеобщая  трудовая повинность. Были и прогрессивные нормы, которые на практике, к сожалению, не всегда исполнялись. Провозглашена свобода религиозной и антирелигиозной (получившей на деле приоритет) пропаганды. На территории БССР объявлялись государственными языками белорусский, русский, польский и еврейский языки. В соответствии с принятой Конституцией Белоруссии, высшей государственной властью в республике объявлялся Всебелорусский Съезд Советов, а в период между съездами, вся полнота власти закреплялась за ЦИК Белоруссии как высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом республики, всецело ответственным перед Съездом Советов.
Первая Конституция юридически закрепила образование республики и ее классовую сущность - диктатуру  пролетариата и беднейшего крестьянства; подтвердила основные принципы социалистического  строя и советской формы власти.
В Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных  органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете  республики.
Конституция декларировала права  трудящегося и эксплуатируемого народа, исходя из классового принципа; определила структуру органов власти и управления: Всебелорусский съезд  Советов, Центральный Исполнительный Комитет, Малый президиум, Большой  президиум, которые формировались  ЦИКом. На Большой президиум возлагались  функции правительства (ст. 27, 29), так  как Конституция не предусматривала  создания СНК. В Конституции не регламентировалась структура и компетенция местных  органов власти, ничего не говорилось об избирательном праве и бюджете  республики. В 1920 г. Конституция 1919 г. была дополнена и действовала до 1927 г.
Структура Конституции  ССРБ 1919 года
Раздел первый 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ
Раздел второй 
КОНСТРУКЦИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Раздел третий 
О ГЕРБЕ И ФЛАГЕ
 
Раздел первый содержал общие положения  Конституции.
По конституции власть принадлежала народу, церковь отделялась от государства, уничтожалась зависимость печати от капитала и предоставляет «в руки рабочего класса и крестьянской бедноты», декларировалась свобода собраний, митингов, шествий, объявлялась свобода  союзов.
В целях обеспечения за трудящимися  действительного доступа к знанию ставилась задача предоставить рабочим  и беднейшим крестьянам полное и  всестороннее бесплатное образование.
Вводилась всеобщая воинская обязанность. Предоставлялось право убежища  всем иностранцам, подвергающимся преследованию  за политические и религиозные преступления.
Признавались равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности, «объявлялось противоречащим основному закону Республики установление или допущение каких-либо привилегий или преимуществ на этом основании, а равно какое бы то ни было угнетение  национальных меньшинств или ограничение  их равноправия».
Раздел второй именовался «Конституция советской власти» и содержал информацию о съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских  депутатов Белоруссии, о Центральном  Исполнительном Комитете.
Раздел третий - посвящен государственной  символике.
 
              Историко-правовая характеристика Конституции БССР 1927г.
История разработки и принятие Конституции БССР 1927 года
Вначале предполагалось рассмотреть  проект Конституции БССР и принять ее на VII Всебелорусском съезде Советов, но на этом съезде вопрос о принятии новой Конституции не обсуждался, так как часть внесенных в проект при обсуждении предложений требовала дополнительного изучения.
В связи с необходимостью доработки проекта Конституции ЦК Компартии Белоруссии 15 января 1927 г создал комиссию в составе 5 человек (А.Г. Червякова (председатель), А.И. Кривицкого, И.А. Адамовича, М.А Сегаля и А.И. Бейлина). В марте 1927 г. Бюро ЦК КПБ (б) рассмотрело основные положения проекта Конституции и внесло в проект ряд поправок. Окончательное редактирование с учетом поправок, предложенных на заседании Бюро ЦК КПБ (б), было поручено Конституционной комиссии.
Проект Конституции БССР обсуждался также комиссией фракции ВКП (б) в Президиуме ЦИК Союза ССР под председательством А.С. Енукидзе. Комиссия сделала ряд замечаний и подчеркнула особую важность обстоятельного обсуждения основных положений Конституции БССР на сессии ЦИК БССР и широкими массами трудящихся.
Конституционная комиссия с  учетом замечаний отредактировала проект Конституции БССР и внесла его на рассмотрение VIII съезда Советов, делегаты которого после обсуждения 11 апреля 1927 г. приняли новую Конституцию Белорусской Советской Социалистической Республики.
Структура Конституции БССР 1927 года
13 глав.76 статьи
 
Глава ?.Общие положения.
Глава II.О предметах ведения Всебелорусского Съезда Советов и Центрального Исполнительного Комитета Белорусской Социалистической Советской Республики.
Глава III.О Всебелорусском Съезде Советов.
Глава IV.О Центральном Исполнительном Комитете Белорусской Социалистической Советской Республики.
Глава V.О Совете Народных Комиссаров Белорусской Социалистической Советской Республики.
Глава VII.О предметах ведения местной власти. О народных комиссариатах Белорусской Социалистической Советской Республики.
Глава VIII.О съездах советов.
Глава IX. Об исполнительных комитетах.
Глава X.О советах рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 
Глава XI. Об избирательном праве.
Глава XII.О производстве выборов.  
Глава ХIII.О гербе, флаге и столице Белорусской Социалистической Советской Республики.
 
Характеристика  Конституции БССР 1927 года
В Конституции четко определялся  классовый характер Советского государства. В ст. 2 записано. «Белорусская Советская Социалистическая Республика есть социалистическое государство диктатуры пролетариата, осуществляющее свои задачи на основе союза рабочих и крестьян». Носителем верховной власти являлся Всебелорусский съезд Советов, а в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет БССР (ст. 3)
Закрепляя принцип всевластия Советов, Конституция провозглашала: «Вся власть в пределах БССР принадлежит Советам рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».
Подтверждая социалистический характер государства. Конституция в ст. 5 закрепляла государственную собственность на все земли, леса, недра, воды, фабрики и заводы, железнодорожный, водный и воздушный транспорт и средства связи.
Оговорен в Конституции  и вопрос о статусе БССР в связи  с образованием СССР В ст. 4 записано, что БССР, «как союзная республика, передает Союзу полномочия, определенные ст. 1-й Конституции Союза Советских Социалистических Республик» и сохраняет «право свободного выхода из Союза» согласно ст. 4 Конституции СССР.
Четко определяет Конституция  и суверенные права БССР: принимать  и изменять Конституцию республики, решать вопрос об изменении границ (ст. 24), создавать свои органы власти и управления (ст. 3, 31, 45, 53 и др.). Большое внимание в Конституции уделено вопросам системы, структуры и компетенции высших органов власти и управления. Отражая особенность сложившейся системы органов власти и управления, Конституция БССР 1927 г. закрепляет, что носителями верховной власти в республике являются Всебелорусские съезды Советов, а в период между съездами Советов - ЦИК БССР (ст. 3).
Высокое положение занимает и Президиум ЦИК, который согласно ст. 34 Конституции является «высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом».
Для общего управления БССР согласно ст. 40 Конституции образуется СНК, который через народные комиссариаты, исполнительные комитеты и Советы осуществляет свою деятельность. Конституция 1927 г., как и Конституция ССРБ 1919 г. и Конституция СССР 1924 г., наделяет этот орган управления правом издавать «декреты и постановления, обязательные к исполнению на всей территории Белорусской Советской Социалистической Республики» (ст. 41). Совет народных комиссаров согласно ст. 42 ответственен перед Всебелорусским съездом Советов и ЦИКом БССР. Постоянный контроль за его текущей деятельностью осуществляет ЦИК БССР и его Президиум. Именно эти органы могут отменить или приостановить согласно ст. 43 «всякое постановление» СНК.
Отраслевыми органами, с  помощью которых СНК БССР осуществляет руководство отдельными отраслями управления, являются народные комиссариаты, перечень которых дан в статье 45.
Не все народные комиссариаты имели равный правовой статус, ибо 5 из них (народные комиссариаты финансов, труда, торговли, рабоче-крестьянской инспекции и Высший Совет Народного Хозяйства, в целом подчиняясь ЦИКу БССР, его Президиуму, СНК БССР, должны были осуществлять «в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик» (ст. 46). Кроме того, при СНК БССР находились уполномоченные народных комиссариатов СССР: по иностранным делам, по военным и морским делам, путей сообщения, почт и телеграфов. Это означает, что Конституция БССР предусматривает в силу образования СССР и Конституции СССР 1924 г. 3 вида народных комиссариатов: республиканские, союзно-республиканские и союзные.
К сожалению, не все вопросы, касающиеся высших органов власти и  управления, нашли отражение в  Конституции. Так, в ней ничего не сказано о периодичности созыва сессий ЦИК, о составе Президиума вообще не упомянуто.
Местным органам власти и  управления в Конституции посвящено четыре главы, в которых раскрываются их система, структура, порядок комплектования. Что же касается компетенции, то она не получила должного отражения и дана в общем плане. Законодатель в ст. 54 дает перечень шести направлений работы местных Советов (окружных и районных съездов Советов, их исполкомов, а также городских, местечковых и сельских Советов), которые называет «задачами Советов».
При комплектовании как высших, так и местных органов власти и управления Конституция закрепляет ярко выраженный классовый принцип. Так, в главе XI, где речь идет об избирательном праве, в ст. 71 указывается семь категорий лиц, которые не могут избирать и не могут быть избранными. Этот перечень не нов: он абсолютно идентичен тому, который содержался в Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 65). В ст. 70 отмечается, что «все, добывающие средства жизни производительным и общественно полезным трудом, а также лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающие для первых возможность производительного труда, могут избирать и быть избранными». Лица, состоящие в Красной Армии и Красном флоте, также не ограничивались в избирательных правах.
По Конституции БССР 1927 г. избирательное право не только не было всеобщим, но оно было и неравным, и непрямым (ст. ст. 26,57).
Вывод
В отличие от Конституции  СССР 1924 г., которая не содержит ни раздела, ни главы о правах и свободах граждан СССР, Конституция БССР 1927 г. в первой главе «Общие положения» закрепляет демократические права и свободы, устанавливает обязанности граждан БССР. Из 23 статей этой главы 17 посвящено правам, свободам и обязанностям. Так, не только провозглашается, но и гарантируется право на создание организаций, право на проведение митингов, шествий, свобода выражения мнений, свобода совести, равенство прав граждан независимо от расовой и национальной принадлежности, право свободного пользования родным языком и другие права и свободы. И лишь две обязанности возлагаются на граждан БССР - обязанность трудиться (ст. 7) и всеобщая воинская повинность (ст. 13).
До принятия новой Конституции  БССР в 1937 г., т.е. за 10 лет, в Конституцию БССР 1927 г. были внесены отдельные изменения, коснувшиеся прав и свобод граждан, органов управления и административно-территориального деления республики.
              Историко-правовая характеристика Конституции БССР 1937г.
 
 1. История разработки и принятия Конституции БССР 1937 года 
 
Причины:
1. Глубокие преобразования  в экономике
2. Глубокие преобразования  в социальной структуре общества
3. Принятие Конституции  СССР 1936 г. 
Источники:
1. Конституция БССР 1927 г.
2. Конституция СССР 1936 г. 
История разработки
    26 июня 1936 г. Президиум ЦИК БССР создал Конституционную комиссию
    31 января 1937 г. проект новой Конституции БССР был опубликован в печати
    15-17 февраля 1937 г. проект новой Конституции БССР обсуждался на XII Всебелорусском съезде Советов
    19 февраля 1937 г. текст новой Конституции БССР, представленный редакционной Комиссией, созданной на съезде 15 февраля, утверждается XII Всебелорусским съездом Советов
    19 февраля 1937 г. принята Конституция БССР.
Конституция БССР полностью соответствовала  Конституции СССР. В ней были четко определены экономические и политические основы советского общества: социалистическая собственность на орудия и средства производства; Советы депутатов трудящихся. Закреплялись  важнейшие принципы социализма: полное политическое и социальное равноправие всех граждан БССР независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, их права и свободы. Высшим органом власти в БССР являлся Верховный Совет, а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета БССР. Верховный Совет осуществлял законодательную власть, избирал Президиум Верховного Совета БССР, формировал и утверждал правительство – СНК БССР и контролировал их деятельность. Впервые Конституция содержала разделы о бюджете республики, суде и прокуроре.
Основной особенностью Конституции БССР   1937 г. можно назвать широкий каталог  прав и свобод перенесенный из Конституции  СССР и введение всеобщего избирательного права. Важным моментом была и демократизация судебной системы (раздел VII), постепенная ликвидация «троек» и других несудебных органов, избрание судей гражданами, открытое слушание дел, право на приглашение переводчика и др. Формальным, но важным моментом было и закрепление отчетов депутатов перед гражданами (ст.117 Конституции).  
  
 2. Структура Конституции БССР 1937 г. 
 
9 глав. 122 статьи.
1 глава. “Общественное  устройство” 
2 глава. “Государственное  устройство” 
3 глава.“Высшие органы государственной власти” 
4 глава.“Органы государственного управления” 
5 глава.“Местные  органы государственной власти” 
6 глава. “Бюджет  БССР” 
7 глава. “Суд  и прокуратура” 
8 глава. “Основные  права и обязанности граждан” 
9 глава. “Избирательная  система” 
Она состояла из 9 глав и 122 статей. В третьей Конституции впервые  БССР обозначалось как социалистическое государство рабочих и крестьян, а не государство диктатуры пролетариата как было ранее. Впервые введены  категории политическая основа БССР и экономическая основа БССР. Первую составляли Советы депутатов трудящихся, а вторую – социалистическая система  хозяйствования и социалистическая собственность на производство. Закреплялся  факт победы социализма.
Разделы 2-5 посвящались  государственному строю, высшим и местным  органам власти и управления, регулированию  отношений БССР с СССР. Высшим органом  власти стал Верховный Совет БССР. Равноправие белорусского  и русского языков. Особенность Основного Закона 1937 года состояла в том, что работа Верховного Совета концентрировалась  не на его сессиях, а  предоставлялась Президиуму. На территории БССР действовало 43 министерства и ведомства. В Конституции появился новый раздел, посвященный бюджету, прокуратуре и суду. В выборах могли принимать участие лица, достигшие 18 лет, а быть избранными могли лица, достигшие 21 года. Выборы объявлялись равными, прямыми, всеобщими, тайными.  Определялись обязанности граждан: исполнять законы, дисциплину труда, беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, нести воинскую повинность. Лица, которые посягали на социалистическую собственность, объявлялись врагами народа.
Конституция БССР 1937 года четко формулирует место  Советов. Политическую основу составляют Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения  власти помещиков и капиталистов и завоевания диктатуры пролетариата. Существенные изменения произошли  в организации местных органов  государственной власти. Вместо съездов  Советов рабочих, крестьянских, красноармейских  депутатов в губерниях, уездах, волостях местными органами власти, по Конституции 1937 года стали Советы депутатов трудящихся краев, областей, автономных областей, округов, районов, городов, сел в  соответствии с новым административно-территориальным  делением. Местные органы государственной  власти различаются по объему полномочий, осуществляемым функциям, структуре  аппарата и т. п. Однако эти различия действуют в рамках единства основных принципов организации и деятельности всех местных органов государственной  власти. Исключительно важное место  в системе местных органов  государственной власти принадлежит  областным Советам. Районные Советы депутатов трудящихся руководили сельскими  и поселковыми Советами, а также  и городскими Советами тех городов, которые согласно законодательству республики отнесены к городам районного  подчинения.
В Конституция  БССР 1937 года провозглашалось, что вся  власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов  депутатов трудящихся, но наиболее важные вопросы государственной  жизни были отнесены к компетенции СССР. Существенным образом менялась избирательная система. Провозглашалось, что выборы депутатов во все Советы депутатов трудящихся (Верховный Совет БССР, окружные, районные советы депутатов и т.д.) осуществляются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Организация высших органов государственной власти претерпела значительные изменения. Прекратила существование система съездов Советов. Законодательная власть стала принадлежать Верховному Совету БССР.
Верховный Совет  работал в сессионном порядке  и не являлся постоянно действующим  органом. Сессии созывались два раз  в год. Постоянно действующим  высшим органом государственной  власти стал Президиум Верховного Совета.
В случае необходимости  в период между сессиями Верховного Совета БССР его Президиум имел право  внести изменения в действующее  законодательство с последующим  утверждением на очередной сессии Верховного Совета.
 
 Главной особенностью Конституции БССР 1937 года является широкий спектр прав, свобод и обязанностей граждан.
К таким правам относятся:
    Право на  труд (ст.93). Является важнейшим социально-экономическим правом. От того, насколько оно обеспечивается, часто зависят мир и стабильность в обществе.
    Право на  отдых (ст. 94). Рассматривается как непременное условие высокопроизводительного труда граждан, имеет своей целью охрану труда людей, обеспечение им свободного времени для активного участия в общественно-политической и культурной жизни.
    Право на материальное обеспечение в старости, а также в случае потери  трудоспособности (ст.95).
    Право на образование  (ст. 96). Это право обеспечивается всеобщим обязательным восьмилетним образованием, широким развитием среднего общего политехнического образования, профессионально технического образования, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством, всемерным развитием вечернего и заочного образования, бесплатностью всех видов образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического образования трудящихся.”
    Статья 97 предоставляет  равные права женщине с мужчиной. Это конституционное положение выравнивало статус одного пола по статусу другого - мужского. Вряд ли есть основание говорить о гендерной идее равенства двух полов, поскольку стандарты, заложенные в Конституции был однобокими - мужскими. Это не стандарт в современном понимании, в основе которого лежит идея уважения прав человека независимо от пола, будь то мужчина или женщина. Но это был важный шаг в понимании того, что женщина должна быть равной с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни хотя и в условиях ограниченной свободы, границы которой определялись государством.
    Статья 98 закрепляет равноправие граждан БССР, независимо от их национальности и расы.
    Статья99 Конституция предусматривает  право на свободу совести и  религии. Свобода совести  и религии исключает какие-либо ограничения, которые могут налагаться на человека в связи с его отношением к религии. Церковь отделена от государства, а школа от церкви .
Символика БССР по Конституции 1937 года.
Государственный герб Белорусской Советской Социалистической Республики состоит из изображения  в лучах восходящего солнца серпа  и молота, окруженных венком, состоящим  слева из ржаных колосьев, переплетенных  клевером, а справа - из дубовой ветки; внизу между обеими половинами венка  находится часть земного шара. Обе половины венка перевиты красной  лентой, на которой помещены надписи  на белорусском, русском, еврейском  и польском языках: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", и ниже - инициалы БССР. Наверху герба имеется пятиконечная звезда (ст. 119).
Государственный флаг Белорусской Советской Социалистической Республики состоит из красного полотнища  с изображением на его верхнем  углу у древка золотых серпа, и  молота и над ними - красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой, а внизу серпа и молота золотые  буквы - БССР. Отношение ширины к  длине 1 : 2(ст. 120).
Столицей Белорусской  Советской Социалистической Республики является город Минск (ст. 121).
Вывод 
 
Конституция БССР 1937 года внесла значительные изменения в систему  высших органов власти и управления, в избирательную систему. В известном  смысле она была демократичнее Конституции 1919 г., и вместе с тем она стала  прикрытием бескомпромиссной реакции  и режима личной власти. Конституция БССР 1937 года провозглашала завершение строительства основ социализма принадлежность власти трудящимся, союз рабочего класса с крестьянством, интеллигенцией и другими слоями народа. В Конституции 1937 г. впервые достаточно полно были урегулированы вопросы общественного, государственного устройства, определена система высших органов власти и управления, суда и прокуратуры. Выделялись главы, посвященные правам и обязанностям граждан, избирательная система. Основой общественного  строя провозглашалась социалистическая система хозяйствования и социалистические методы управления экономикой, непосредственная демократия. Вводилось всеобщее восьми классовое образование, бесплатное медицинское обслуживание, семичасовой рабочий день. Хотя социалистическая идеология пронизывали Конституцию БССР 1937 года, в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Данная конституция  заложила основы командно-административной системы управления,
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.