Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Отрицательные психические явления

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ И  ЭКОНОМИКИ

Факультет  социального управления

                                Кафедра   социально-культурный сервис и туризм 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
 
 
 
Дисциплина:  Психология и педагогика          

Тема:1. Отрицательные психические явления
      2. Общение: его функции, виды, формы,  барьеры
      3. Поощрения и наказания 
 
 
 
 

                                                            Выполнила студентка
                                                            Группы № 4-6531/1-1
Савченко  Дарина Вадимовна
                                                            Специальность:
Социально-культурный сервис и туризм 
 
 
 
 

Проверил: преподаватель Томашевич Е.А.                    

Подпись: _____________________________

Кириши

2011 г.

 


СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Понятие психических состояний……………………………………. 3
      Отрицательные психические состояния…………………………. 3
      Причины психических состояний……………………………….. 5
 
Глава 2. Общение: функции, виды, формы, барьеры……………………….. 6
      2.1. Функции……………………………………………………………… 6
      2.2. Виды………………………………………………………………….. 7
      2.3. Формы……………………………………………………………….. 9
      2.4. Барьеры……………………………………………………………… 10 

      Глава 3. При воспитании широко используются поощрения и
        наказания. Чему стоит отдавать  предпочтение?
      Объясните и проиллюстрируйте свое мнение на примерах…………………12 

      Список  литературы……………………………………………………………. 14 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

ВВЕДЕНИЕ 

Задач психологии достаточно много: они возникают  во всех областях, где есть человек, недаром существует такое понятие  как человеческий фактор - широкий  круг социально-психологических, психологических  и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или  иначе, проявляются в их деятельности.
Психологические знания нужны везде, где возникает  необходимость научной организации  труда и эффективного использования  ресурсов человеческой психики. Психологи  плодотворно работают в школах, клиниках, на производстве, в центрах подготовки космонавтов, в управленческих структурах, в правоохранительной системе и  аналитических центрах социального  развития. Современная научная психология всё глубже познаёт закономерности психической деятельности человека - закономерности психического отражения  действительности и психической  регуляции поведения, выявляет условия  и средства оптимизации человеческой деятельности.
Цель  данной работы состоит в рассмотрении таких задач психологии, как психические  состояния личности, общение и  воспитания. 

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:  

    рассмотреть отрицательные психические состояния человека
    рассмотреть общение, его виды, функции, формы, барьеры;
    рассмотреть систему воспитания «поощрение и наказание» ;
 
 
 
    ПОНЯТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ
 
     Состояния являются важнейшей частью всей психической  регуляции, играют существенную роль в любом виде деятельности и поведения.
Психическое состояние — это сложное и многообразное достаточно стойкое, но сменяющееся психическое явление, повышающее или понижающее жизнедеятельность в сложившейся ситуации. 
Нетрудно понять психическое состояние, например, учащегося, проявляющего на теоретическом занятии неуверенность в решении заданной преподавателем задачи. Лицо выражает подавленность, взгляд блуждает по учебным пособиям и товарищам, поза скованная, пальцы слегка дрожат. Пробует разные варианты решения, случайно, может быть, находит что-то рациональное, поспешно производит действия. Преподаватель, заметив удачу учащегося, похвалил его за находчивость. И состояние отвечающего резко меняется: неуверенность сменяется уверенностью, исчезают подавленность и напряженность, появляется чувство удовлетворенности и бодрость. Следующую учебную задачу он решает уже в другом состоянии: смелее, активнее, энергичнее и, конечно, увереннее и успешнее. 
Но могло произойти и противоположное. Заметив какую-то ошибку уверенно решающего задачу учащегося, преподаватель упрекнет его в бездарности. Психическое состояние впечатлительного юноши резко изменится. Появятся чувство обиды, неуверенность и подавленность, а может быть, и состояние растерянности, и он уже не сможет решать дальше задачу так же энергично и успешно, как действовал до этой случайной ошибки и психической травмы, нанесенной неосторожным упреком преподавателя. 
На этом примере видно, что психические состояния представляют собой весьма сложные структуры различных мыслей, чувств, побуждений и отношений к себе, окружающим и к делу. А все это в совокупности приводит к успеху, если общее психическое состояние положительное для выполняемой деятельности, или же к неудачам, срывам и провалам, если появилось отрицательное для нее состояние психики.
 

     
      Отрицательные психические состояния
 
     Психические состояния классифицируются по степени  активации организма как положительные (стенические) состояния, так и отрицательные (астенические) состояния. 
 

     Рассмотрим  астенические состояния. К типично отрицательным  психическим состояниям относятся как состояния, полярные типично положительным (горе, ненависть, нерешительность), так и особые формы состояний. К последним относятся стресс, фрустрация, состояние напряженности.
     Стрессы бывают не только отрицательными, но и положительными – состояние, вызванное мощным положительным воздействием, сходно по своим проявлениям с отрицательным стрессом. Например, состояние матери, узнавшей, что ее сын, считавшийся погибшим на войне, в действительности жив, – это положительный стресс. Психолог Г. Селье, исследователь стрессовых состояний, предлагал положительные стрессы называть евстрессами, а отрицательные – дистрессами. Однако в современной психологической литературе термин «стресс» без уточнения его модальности употребляется для обозначения отрицательного стресса.
     Фрустрация  – состояние, близкое к стрессу, но это более мягкая и специфичная  его форма. Специфичность фрустрации заключается в том, что это  реакция лишь на особого рода ситуации. Обобщенно можно сказать, что это ситуации «обманутых ожиданий» (отсюда и название). Фрустрация – это переживание отрицательных эмоциональных состояний, когда на пути к удовлетворению потребности субъект встречает неожиданные помехи, в большей или меньшей степени поддающиеся устранению. Например, в знойный летний день человек, вернувшись домой, хочет принять прохладный освежающий душ. Но его ждет неприятный сюрприз – вода отключена на ближайшие сутки. Состояние, возникающее у человека, нельзя назвать стрессом, поскольку ситуация не представляет угрозы жизни и здоровью. Но очень сильная потребность осталась неудовлетворенной. Это и есть состояние фрустрации. Типичными реакциями на воздействие фрустраторов (факторов, вызывающих состояние фрустрации) являются агрессия, фиксация, отступление и замещение, аутизм, депрессия и др.
Психическая напряженность – еще одно типично  отрицательное состояние. Оно возникает как реакция на личностно сложную ситуацию. Такие ситуации могут вызываться каждым в отдельности или совокупностью следующих факторов.
1. Человек не обладает достаточным количеством информации, чтобы выработать оптимальную модель поведения, принять решение (например, юноша любит девушку, но слишком мало знаком с нею, чтобы спрогнозировать ее реакцию на его попытки ухаживания или объяснения, поэтому при встрече с ней он будет испытывать состояние напряженности).
2. Человек выполняет сложную деятельность на пределе концентрации и максимально актуализируя свои способности (например, одновременно требуются состояние бдительности, решение интеллектуальной задачи, сложные моторно-двигательные действия – ситуация выполнения боевого задания).
3. Человек находится в ситуации, вызывающей противоречивые эмоции (например, стремление помочь пострадавшему, страх навредить ему и нежелание принимать на себя ответственность за чужую жизнь – этот сложный комплекс эмоций вызывает состояние напряженности).
Персеверация  и ригидность – два сходных  отрицательных психических состояния. Сущность обоих состояний – склонность к стереотипному поведению, пониженная адаптация к изменениям ситуации. Отличия заключаются в том, что персеверация – пассивное состояние, близкое к привычке, податливое, стереотипное, а ригидность – более активное состояние, близкое к упрямству, неуступчивое, сопротивляющееся. Ригидность в большей степени характеризует личностную позицию, чем персеверация, она показывает непродуктивное отношение человека к любым изменениям.
 
1.2. Причины психических состояний

 
Человек всегда осознает свое психическое состояние, если обратит на него внутринаправленное внимание. Но далеко не всегда понимает причины его возникновения, хотя без причин, как известно, ничего не бывает. 
Ощутил человек, например, приятное тепло — возникли сначала эмоциональный процесс, а потом и состояние удовлетворенности, а если боль — появится состояние озабоченности; вспомнил свою неудачу, задумался над ней — надолго появилось состояние недовольства собой или теми, кто помешал добиться желаемого; подумал о трудностях предстоящей работы — возникло состояние тревоги. Так во всех случаях возникновения того или иного психического состояния причинами служат те или иные психические процессы: ощущения, восприятия, память, мышление, эмоции, чувства или воля. Однако и психические процессы не возникают сами по себе, а являются лишь отражением воздействующей на человека внешней или внутренней среды. Значит, причины психических состояний, как и других психических явлений, заключаются в действии среды на человека, но либо более сильном, либо более длительном, чем вызывающее психический процесс. 
В конкретных условиях практической деятельности причинами того или иного психического состояния могут быть: состояние здоровья; ожидание приятного или неприятного; хорошее или плохое впечатление от окружающего; радостные или печальные воспоминания; настроение окружающих (руководителя или товарищей); характер работы (темп, ритм, усилия и т.д.); успешность или безуспешность работы; тон общения с окружающими. Но все эти конкретные причины сводятся к трем основным: в каком состоянии находится организм человека; удовлетворяются или не удовлетворяются его потребности; как переживает он воздействия среды. 
Выявление и устранение проявлений отрицательных психических состояний уже относится к функциям их контроля и регулирования.

Оптимальное психическое состояние может быть создано успешным удовлетворением главной потребности и уверенностью в удовлетворении других потребностей. Ведь «пока потребность человека не удовлетворена, он находится в состоянии недовольства своими потребностями, а стало быть, и самим собой».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ОБЩЕНИЕ: ФУНКЦИИ, ВИДЫ, ФОРМЫ, БАРЬЕРЫ.
    Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает  самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным  речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда  бы он находился вне общения, вне  взаимодействия с другими субъектами. В общении выделяются: функции, формы, виды, барьеры.
      Функции общения
    Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают  четыре основные функции общения. Сочетаясь, они придают процессам общения  конкретную специфику в конкретных формах.
    Инструментальная  функция характеризует общение  как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой  для исполнения действия.
    Интегративная функция раскрывает общение как  средство объединения людей.
    Функция самовыражения определяет общение  как форму взаимопонимания психологического контекста.
    Трансляционная  функция выступает как функция  передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.
    Разумеется, этими четырьмя функциями вовсе  не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения  можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.
      Виды общения
Кроме стратегий общения (открытое — закрытое, монолог — диалог, ролевое — личностное), можно выделить еще и несколько распространенных видов общения, отражающих многообразие наших контактов с людьми. Например, следующие:
     «контакт  масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять собеседника и особенности его личности, интересы, внутреннее состояние; при таком поверхностном общении используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости, внимания и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Когда в троллейбусе с Вами заговорит словоохотливая старушка и начнет рассказывать о своих проблемах, то, не особенно вслушиваясь в ее слова, Вы с вежливым видом киваете в ответ, будто слушая ее. Такое общение часто встречается при поверхностных, быстрых контактах с незнакомыми людьми или в самом начале знакомства. Живя в большом городе, контакт масок порой просто необходим, так как встречаешься со многими людьми и нет необходимости со всеми общаться; иногда полезно «отгородиться» маской, чтобы не задевать друг друга без надобности. Совсем по-другому ведут себя люди в деревне, где все друг друга знают, поэтому скрывать что-либо или вводить в заблуждение бесполезно. 
     При примитивном общении оценивают другого человека как нужного или мешающего: надо что-то от него — активно вступаешь в контакт, мешает он тебе — отталкиваешь безразличием или грубостью. Если получил от собеседника желаемое, то теряешь интерес к нему и не скрываешь этого. Это элементарное использование другого.  
     В формально-ролевом общении содержание и форма общения четко определены и известны обеим сторонам и определяются социальными ролями контактирующих. При этом никого не интересует личность собеседника. Придя в магазин, Вы говорите продавщице те же слова, что и тысячи других покупателей, а она отвечает Вам как все другие продавцы; есть определенная схема взаимодействия. Вас совершенно может не интересовать, какой она человек и как живет, а ее не интересует Ваша жизнь — ее интересует, что Вы хотите купить. Если же Вас заинтересовало что-то в ее облике, Вам захотелось узнать, почему она такая радостная или грустная сегодня, то Вы выходите на другой, личностный, уровень контакта. Все мы являемся носителями множества ролей: примерный ученик, строгий учитель, добрая мама, требовательный папа, грубый хулиган, модная девчонка и т. п.. 
     При деловом общении учитываются те особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, которые влияют на дело, которым вы заняты.  Зачастую коллеги по работе и не подозревают, что их всегда строгий, «непробиваемый» шеф обожает на выходных возиться с цветами в саду, а Ваша неприметная соседка по кабинету на днях победила на конкурсе дизайнеров веб-сайтов.
     Духовное или межличностное общение возможно между друзьями или людьми, хорошо знающими друг друга, близкими людьми. При таком контакте можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет Вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Почти любая предлагаемая тема будет встречена с интересом и пониманием, ведь у Вас общие интересы, Вы интересуетесь жизнью другого человека. Такое общение очень приятно, так как Вы знаете интересы, убеждения, характер собеседника, можете предвидеть его реакцию, не обидеть его.
     Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов: лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты, заботы и т. д. .  Манипулятивное общение намного глубже и изощреннее, чем примитивное; часто манипулятор очень хорошо знает особенности личности собеседника, хорошо его понимает, проявляя при этом чудеса проницательности и ума.  
     Суть  светского общения — в его беспредметности, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что принято говорить в подобных случаях, этакая легкая болтовня ни о чем. Точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения. Подобное общение обычно на приемах, презентациях, на отдыхе, если вы решили просто приятно провести время, а не решать какие-то дела, при легких знакомствах. В светском общении существуют неписаные правила поведения, характерные для данной обстановки: 
— вежливость, такт («соблюдай интересы другого», «не лезь в душу») ; 
— одобрение, согласие («не порицай другого», «избегай возражений») ; 
— симпатия («будь доброжелателен, приветлив, улыбайся») . 
Принципиально отличаются правила делового общения, призванного как можно быстрее и лучше решить какие-то проблемы: 
— делай все, что в твоих силах, для совместного решения проблемы; 
— говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент; 
— не лги; 
— не отклоняйся от темы, ищи решение; 
— выражай мысль ясно и убедительно, понятно для собеседника; 
— умей слушать и понять нужную мысль — никто не будет повторять дважды; 
— умей приспособиться к собеседнику ради интересов дел
 

      Формы общения
    Общение чрезвычайно разнообразно по своим  формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и  межличностном.
    При этом под прямым общением понимается естественный контакт "лицом к  лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично  передается одним из его участников другому.
    Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения "дополнительного" участника как посредника, через  которого происходит передача информации.
    Непосредственное  общение осуществляется с помощью  естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые  связки и т. п. Непосредственное общение  является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают  различные виды опосредствованного общения.
    Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение  может рассматриваться как неполный психологический контакт при  помощи письменных или технических  устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи  между участниками общения. Опосредствованное  общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и  обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).
    Далее различают межличностное и массовое общение.
    Массовое  общение - это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также  коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
    Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.  

      Барьеры общения
    Можно говорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного  различия и барьеров отношения.
    Возникновение барьера непонимания может быть связано с рядом причин как  психологического, так и иного  порядка. Так, он может возникать  из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это так называемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когда участники  общения говорят на различных  языках и диалектах, имеют существенные дефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьер фонетического непонимания порождает  также невыразительная быстрая  речь, речь-скороговорка и речь с  большим количеством звуков-паразитов.
    Существует  также семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, с различиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, прежде всего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той же культуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё "поле значений", характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений, ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смысл таких ценностей как "красота", "долг", "естество", "приличие" и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-язык общения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и обороты речи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантический барьер непонимания.
    Не  меньшую роль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может  сыграть стилистический барьер, возникающий  при несоответствии стиля речи коммуникатора  и ситуации общения или стиля  речи и актуального психологического состояния реципиента и др. Так, партнёр  по общению может не принять критическое  замечание, так как оно будет  высказано в несоответствующей  ситуации панибратской манере, или  дети не воспримут интересный рассказ  из-за сухой, эмоционально не насыщенной или наукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствовать состояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, с тем, чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.
    Наконец, можно говорить о существовании  логического барьера непонимания. Он возникает в тех случаях, когда  логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором, либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной, противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можно говорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Для одних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для других то, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании "женской" и "мужской" психологической логики, о "детской" логике и т. д. От психологических пристрастий реципиента зависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт её не убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системы доказательств всегда является открытой проблемой.
    Как уже отмечалось выше, причиной психологического барьера могут служить социально-культурные различия между партнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, которые приводят к различной  интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера может выступать  и само восприятие партнёра по общению  как лица определённой профессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромное значение для возникновения  барьера играет авторитетность коммуникатора  в глазах реципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. Само нежелание  прислушиваться к мнению того или  иного человека часто объясняется  его низкой авторитетностью (например, знаменитое "яйца курицу не учат").
    Барьеры общения – это уже чисто  психологический феномен, возникающий  в ходе общения коммуникатора  и реципиента. Речь идёт о возникновении  чувства неприязни, недоверия к  самому коммуникатору, которое распространяется и на передаваемую им информацию.  
 
 
 
 
 
 
 
 

    ПРИ ВОСПИТАНИИ ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ. ЧЕМУ СТОИТ ОТДАВАТЬ ПРЕДПОЧТЕНИЕ? ОБЪЯСНИТЕ И ПРОИЛЛЮСТРИРУЙТЕ СВОЕ МНЕНИЕ НА ПРИМЕРАХ.
     Каждый, кому приходится иметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений  и наказаний воспитатель добивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этом важно  учитывать, что в воспитании детей  в школе и семье, как и в  обществе, «мы имеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который  лишает людей уверенности, порождает  нечестность - речь идёт о дисциплине, построенной на высокой сознательности и ответственности людей».
Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным, если родители неумело и грубо  используют по отношению к нему методы наказания и поощрения.     
  Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. « Я очень довольна твоими успехами», - говорит мама дочке. « Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы  поддержать позитивное поведение ребёнка. Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера. Важно « вызвать» чувство удовлетворения, чтобы всё, что связано с использованием норм и правил высоконравственного поведения, сопровождалось положительными переживаниями. Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и ласковый взгляд, и поощрительный, легкий кивок головы, и одобряющий жест, и доброе слово, и похвала, и подарок…     
 Поощрение  ребенка, за что-то хорошее, примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявить себя с хорошей стороны.     
 Особенно  важно поощрять ребёнка за  умение находить и выполнять  дела, нужные и полезные для  семьи. Например, ребёнок, не дожидаясь  указания родителей, по своей  инициативе оказал помощь престарелым  родственникам, самостоятельно прополол  огород, принёс воды. Эти факты  положительного поведения ребёнка следует одобрить, используя следующие высказывания – « Ты стал совсем взрослым, или же какой ты молодец и. т. д.»     
 Не  всегда и не всё нужно поощрять. То, что вошло в жизнь и быт,  превратилось в привычку, стало  традицией, не требует поощрения.  Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги. Поощрение  следует применять с учетом  индивидуальных особенностей ребёнка.      
 Многообразие  форм и методов поощрения позволяет  родителям не повторяться при  их выборе. Это очень важно,  так как адаптационные механизмы  привыкания к часто повторяющимся  воспитательным приёмам и методам  снижают эффективность их влияния  на процесс развития личности  ребёнка. Вместе с тем не  следует слишком увлекаться поощрениями.  При частом повторении они  перестают служить стимулом дисциплинирования. Дети привыкают к ним и не ценят поощрения.      
 В  процессе воспитания дисциплинированности  приходиться прибегать и к наказаниям.     
  Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности. Педагогической совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм. Аналогично поощрению существует немало способов демонстрации взрослыми  своего отрицательного отношения к поступкам сына или дочери: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т. д. « Не ожидала от тебя», - говорит грустно мама, и для ребёнка это уже является наказанием, ибо из уст самого родного человека прозвучала отрицательная оценка его поведения.   
   Но надо помнить, чем больше родители используют такие авторитарные методы воздействия, как приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это оказывает влияние на поведение их детей. Если же вдобавок взрослые разгневаны, раздражены, настроены враждебно или вовсе впадают в истерику, то не следует ожидать положительного результата.     
 Разумеется, не следует увлекаться наказаниями.  Но в то же время нельзя снисходительно, примиренчески относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность. А.С. Макаренко правильно указывал: « Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство. Умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их».     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.