Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Обучение правильному звукопроизношению детей 5 лет

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Областное государственное образовательное  учреждение
среднего  профессионального образования
«Ангарский  педагогический колледж» 
 

Контрольная работа по дисциплине:
«Методика развития детской речи» 

Тема: «Обучение правильному звукопроизношению детей 5 лет» 
 
 
 

                                         Новикова Алена  Андреевна
                                         Специальность 050704
                                         «Дошкольное образование»
                                         Студентка 152 группы
                                         Заочного отделения 

                                         Преподаватель: Артемьева Е. Н.
                                         преподаватель высшей
                                         квалификационной  категории,
                                         магистр педагогики.
                                         Отметка «____________»
                                         ______________________
                                                  подпись преподавателя 
 
 
 

Ангарск, 2011
 

     Оглавление 

 

Введение

 
     Воспитание  звуковой культуры – одна из важнейших  задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
     В звуковой культуре речи выделяют два  раздела: культуру речепроизношения и  речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:
    Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
    Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).
     Для дошкольников в первую очередь особое значение имеет усвоение линейных звуковых единиц речи (звуко- и словопроизношение), так как самым трудным для  ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш). В фонетических и логопедических пособиях работа органов артикуляции описана детально. Участие просодем в модулировании звуков менее изучено.
     Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не умеют определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.
     Однако, несмотря на столь очевидное значение этого раздела работы, детские  сады не используют все возможности  для того, что бы каждый ребенок уходил в школу с чистой речью. По материалам обследования, 15-20 % детей  поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50%.
     Проблема  формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.
 

    Анатомо-физиологические  и психологические  предпосылки овладения  правильным произношением  звуков в дошкольном возрасте
 
     Для правильного решения проблемы воспитания звуковой культуры важное значение имеет рассмотрение анатомо-физиологических и психологических предпосылок овладения правильным произношением звуков в дошкольном возрасте. Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга.
     В основе звукопроизносительного процесса, как известно, лежат речевое дыхание  и деятельность речедвигательного  аппарата.
     Речь  формируется под контролем слуха. В исследованиях отмечается возможность очень раннего формирования деятельности слухового анализатора, что обеспечивает раннее развитие звуковой стороны речи.
     К концу второго года жизни ребенок  пользуется при понимании речи фонематическим восприятием всех звуков русского языка (Н. Х. Швачкин).
     Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного  анализаторов.
     Способствуют  формированию правильного звукопроизношения  особая восприимчивость детей к  звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением.
     Следовательно, важной предпосылкой овладения чистым звукопроизношением в дошкольном возрасте является соответствующее развитие слухового анализатора и фонематического  слуха, дополняемое особой восприимчивостью к звуковой стороне языка, любовью детей к звукам речи, стремлением овладеть ими.
     Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который  к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности.
     Умение  произносить звуки и слова  развивается постепенно, в ходе накопления ребенком жизненного опыта. Как известно, процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связей между ощущениями, вызываемыми сокращением  мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения (от восприятия артикуляции говорящего). Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем сам уточнять свои собственные движения (Ф. Ф. Рау).
     Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка  к подражанию.
     Фонетической  стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие  речевой подражательности отмечают многие исследователи.
     Подражание  звукам речи возникает во втором полугодии  первого года жизни, особенно интенсивно оно развивается на втором году. В 8 – 9 месяцев можно развить такое  подражание, когда ребенок, способен повторить за взрослым произносимый им звук. В 10 – 11 месяцев возникает умение повторять за взрослым новые звуки, которые ребенок сам еще не произносил в лепете.
     Таким образом, в дошкольном возрасте имеются  все предпосылки для успешного  овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. Способствуют овладению звуковым составом речи и такие особенности ребенка – дошкольника , как высокая пластичность нервной системы, повышенная подражательность, особая восприимчивость к звуковой стороне языка, любовь детей к звукам речи.
     По  мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным  для окончательного становления  всех звуков родного языка.
     Всякое  отступление от правильного произношения в возрасте свыше пяти лет, утверждает Е. Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие.
     Причины речевых нарушений у детей  можно классифицировать как:
    Органические – прирожденные и приобретенные в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией. Обратному развитию они не подлежат;
    Функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжелых болезненных процессов в речевых органах и в отделах  центральной нервной системы.
     В зависимости от локализации дефекты  нарушения делятся на:
    Центральные – поражение какого – либо отдела центральной нервной системы;
    Периферические – повреждение или врожденные аномалии периферического органа или нерва.
     В возрасте до пяти лет причиной неправильного  произношения (при отсутствии органических нарушений) является недостаточное развитие речевого аппарата, как его центрального отдела, так и периферического. У детей недостаточно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательным аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат (голосовые связки и гортань короче, чем у взрослого; язык менее гибкий и подвижный, занимает большую, чем у взрослого, часть полости рта и т.д.). Здесь следует говорить о возрастных, функциональных несовершенствах речи детей.
     В 4- 5 лет ребенок овладевает более  тонкой координацией речевых движений, он начинает правильно произносить  все звуки родной речи. Однако артикуляционные  движения ребенка еще не совершенны, этим объясняется неустойчивость произношения, которая присуща детям среднего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте совершенствуется, закрепляются основные речевые движения - ребенок приобретает стойкую привычку говорить ясно, внятно, правильно (речевые движения ребенка автоматизируются).
     После пяти лет недостатки звукопроизношения объясняются педагогической запущенностью детей, отсутствием надлежащего воспитания.
     Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также  неблагоприятной обстановки, среди  которой живет ребенок в период развития речи (шум, крики, суета, утомляющие и мешающие четко воспринимать речь).
     Одной из причин неправильной речи детей  М. Е. Хватцев называет также «недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка  к усвоению речи окружающих» (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению).
     Непосильная для ребенка речевая нагрузка, с другой стороны, ведет к переутомлению  физиологических механизмов речи и  недостатки звукопроизношения еще  более закрепляются.
 

    Изучение  особенностей фонетической стороны речи у детей
 
     Задачи  и содержание обучения правильному  произношению звуков различны на разных возрастных этапах и обусловлены особенностями фонетической стороны речи детей.
     К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их еще несовершенна в фонетическом отношении. Для нее характерна общая смягченность («зюк» - жук, «сюба» - шуба, «петь» - нет и т.п.); замена заднеязычных звуков – к, г переднеязычными – т, д («тутолка» вместо куколка, «дуси» вместо гуси), иногда замена звонких звуков глухими.
     Значительная  часть трехлетних детей не умеет  произносить шипящие звуки, чаще всего заменяя их свистящими («сапка», «коска», «зук»). Отмечается неумение произносить  звук – р (пропуск или замена его), искажение звука – л.
     Словопроизношение младших дошкольников тоже имеет  свои особенности, к ним можно  отнести: сокращение (элизия) слов («тул»  вместо стул, «весипед» вместо велосипед), перестановки (метатезы) слов и звуков («шапля» вместо шляпа, «гофли» вместо гольфы, «корвик» вместо коврик); уподобление (ассимеляция) одного звука другим («баба-ка» вместо собака); слияние (контаминация) двух слов в одно («Мафеда» вместо Мария Федоровна); добавление звуков (реблята», «иржавая») и преждевременное произнесение последующего звука (антиципация).
     К началу четвертого года жизни ребенок  при благоприятных условиях воспитания усваивает звуковую систему языка. Значительная часть детей овладевает многими звуками; совершенствуется словопроизношение; речь ребенка становиться  понятной для окружающих. Вместе с тем в речи детей имеется еще ряд несовершенств. В речевых нарушениях детей наблюдаются индивидуальные различия.
     Заметим, в практике распространено мнение, что к четырем годам произношение детей соответствует возрастным особенностям и требованиям программы, больших отклонений от нормы не наблюдается. Несовершенства произношения детей младшего дошкольного возраста принято рассматривать как возрастную закономерность, которая изживается сама собой. Отсюда и недооценка необходимости обучения в сфере формирования звуковой стороны речи на этом этапе.
     На  самом деле это кажущееся благополучие, потому что к пяти годам без  специального обучения около 50% детей  не усваивает всех звуков родного  языка.
     Овладение правильным произношением в младшем  дошкольном возрасте затрудняется недостаточным развитием моторики речевого аппарата и фонематичекого слуха, недостаточной устойчивостью нервных связей. У детей пока еще отсутствует сознательное отношение к несовершенствам своего произношения. Вместе с тем положительными факторами являются большая подражательность, стремление детей к игровым действиям, к подражанию, эмоциональность при восприятии звуков.
     Особенности возраста определяют и содержание обучения: преодоление общей смягченности произношения; воспитание правильной артикуляции и внятного произношения гласных звуков: а, у, и, о, э; уточнение и закрепление произношения согласных звуков: л, б, м, т, д, и, г, ф; в свистящих звуков: с, з, ц развитие у детей речевого дыхания, слухового внимания и фонематического слуха, моторики речевого аппарата; подготовка артикуляционного аппарата к произношению шипящих и сонорных (л, р) звуков.
     Дети  среднего дошкольного возраста овладевают произношением всех звуков родного  языка, в том числе и трудными в артикуляционном отношении звуками. Процесс овладения звуками сложный, для него характерна неустойчивость произношения, когда в одном звукосочетании ребенок правильно произносит звуки, а в другом – неправильно. Типичны «обратная замена» звуков или «переупотребление звука» (вместо старого заменителя ставится вновь усвоенный звук – «шлон», «шобака»).
     У части детей наблюдается несовершенное  произношение свистящих, шипящих и  сонорных (р, л) звуков в силу недостаточного развития речедвигательных механизмов.
     В развитии звуковой стороны речи у детей на пятом году наблюдается своего рода противоречивость. С одной стороны – особая чувствительность, особая восприимчивость к звукам речи, в достаточной степени развитый фонематический слух; с другой стороны – недостаточное развитие артикуляционного аппарата и полное безразличие к артикуляции.
     В этом возрасте у ребенка формируется  осознание своих произносительных умений. Под влиянием обучения значительная часть детей начинает правильно  оценивать произношение товарищей  и свое собственное.
     В программе детского сада стоит задача к пяти годам научить детей правильно произносить все звуки родного языка. Однако у части дошкольников в возрасте пяти лет наблюдаются дефекты в произношении свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Вызывает беспокойство, что эти несовершенства присущи значительному числу детей пяти лет, несмотря на имеющиеся возможности для их преодоления.
     Содержанием обучения являются закрепление произношения гласных и согласных звуков, отработка  произношения свистящих, шипящих и  сонорных звуков. Продолжается работа над дикцией, а также развитие фонематического слуха и интонационной выразительности речи.
     Несовершенства  произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановке работы дети к этому времени  могут овладеть произношением всех звуков.
     Звукопроизношение совершенствуется, но у части детей  еще окончательно не сформированы трудные  в артикуляционном отношении  звуки (шипящие и р). Процесс становления  этих звуков даже при условии целенаправленного  систематического обучения идет медленно, так как навык неправильного произношения становиться более прочным, а особая восприимчивость к звуковой стороне языка в силу перестройки умственной деятельности и переключения внимания на смысловое значение слов до некоторой степени угасает ( со звуком ш дети подбирают слова – шкаф, стол, сервант).
 

    Содержание  и методика работы по обучению детей  правильному произношению звуков
 
     Обучение  звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.
     I этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвиготельного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.
     Правильное  произношение звуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельности органов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координации артикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесения звук р требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящие звуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика», округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.
     Поэтому необходимо систематически упражнять  органы артикуляции, проводить упражнения направленные на тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижность губ, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.
     С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.
     Развитию  моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто как кричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания  шуму ветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади и др. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро – ру) быстро утомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку не надоедает щелкать языком «как кучер», жужжать «как пчела», гудеть «как паровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражая людям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подрожание звукам животных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.
     Для развития речевого дыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты), поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразу справляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдуть лежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к более сложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, - детям предлагают подуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образования брызг.
     В процессе дыхательных упражнений ребенок  учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох и длительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать чтобы дети напряглись и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 минут (начиная с 0,5 мин.).
     Для развития речевого слуха, слухового  внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай, что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.
     В индивидуальной работе используется артикуляционная  гимнастика: облизывание языком верхней  и нижней губы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.
     II этап – становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.
     Постановка  звуков начинается с легких по артикуляции  звуков и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы (шипящие, свистящие, р, л).
     При полном отсутствии звука или при  его неустойчивом произношении, что  часто наблюдается у дошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это так называемая постановка звука по подражанию или вызывание звука. Обучение здесь основано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука. Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксация внимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, более длительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенком в этот момент его звучания и артикуляции.
     Если  невозможно поставить звук на основе подражания, используют объяснение артикуляции  нужного звука и образец его  произношения, сопровождаемые упражнением  детей.
     Доступно  для детей объясняется положение  зубов, губ и языка при произношении какого-либо звука. Дается образец, он повторяется детьми индивидуально, вначале теми, кто произносит его хорошо (дополнительный образец произношения), а затем теми, у кого наблюдаются недостатки. Наконец звук повторяют все хором.
     В период становления звука надо быть внимательным к его появлению. Следует постоянно поддерживать новый звук, создавать необходимые условия. Воспитателю нужно прислушиваться к произношению детей. При нарушениях звука напоминать существенные моменты его артикуляции, давать образец правильной речи.
     Для упражнений необходимо давать детям  новый речевой материал, так как  хорошо знакомые ребенку стихи, картинки вызовут у него старое, привычное  произношение звука.
     III этап – закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно. (О. В. Правдина).
     Работу  на этом этапе можно рассматривать  как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку  новых.
     Это трудная для нервной системы  работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.
     В этот период полезно сочетание нового материала со старым. Важны контроль за детской речью и контрольные упражнения (пересказ рассказов, рассказывание по картине). Для закрепления и автоматизации нового звука требуются систематическая тренировка, создание таких условий, чтобы в течение дня ребенок произносил его не менее 10-20 раз. Воспитатель показом артикуляции, напоминанием о своих прежних указаниях помогает ребенку овладеть речевым навыком.
     Вновь появившийся звук надо поддерживать всеми средствами (одобрение ребенка, поощрение и т.д.). Большую устойчивость звука обеспечивает использование  разных анализаторов: слухового –  как ведущего, зрительного (показ  артикуляции), тактильно-вибрационного (ощущение рукой дрожания гортани), осязательного (ощущение пальцами вытянутых губ), кинестетического (ощущение дрожания кончика языка при звуке р).
     IV этап – этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.
     Дети  не отличают новый звук от некоторых  сходных с ним звуков и путают их (вместо сушка – «шушка», вместо Саша – «Шаша»).
     Для дифференциации звука эффективен прием сравнения двух артикуляционных укладов и установление их различия. При сопоставлении двух звуков не следует сравнивать правильный звук с его искаженным вариантом.
     Рекомендуется проводить занятия по дифференциации звуков с использованием доступного детям игрового материала. Так, можно  подобрать картинки по категориям: одежда, обувь, игрушки, цветы, овощи  и т.д. В названиях предметов  чередуются смешиваемые звуки (вишня – слива). Сначала детям дают две картинки, потом, усложняя игру, количество картинок доводят до трех – четырех (шуба – сапоги – шапка; кошка – собака – лошадь – свинья). Далее детям предлагают отдельные пары слов, которые обозначают предметы, не принадлежащие к одной группе. Фонетически эти слова различаются по одному звуку (усы – уши, мышь – мыс). Вначале в слове один из дифференцируемых звуков, затем оба звука (руль, орел, стрела, Лариса), далее – словосочетание, предложение (У Веры ручка лучше, чем у меня), потешки, пословицы, стихи («Прилетели голуби, сели возле проруби», «Зайка летом серый, зимой белый»). Можно проводить упражнения и без картинок, на одном только словарном материале (нос – нож, коза – кожа, Юра – юла, коробка – колобок). Использование этих слов возможно в игре или разговоре:
     Как позовешь кошку? – Кис-кис!
     Как прогонишь воробья с огорода? – Кыш-кыш!
     Благодаря таким упражнениям дети начинают быстрее и лучше улавливать смысловую  разницу между словами. Затем  переходят к заучиванию стихов, чистоговорок, содержащих те или другие звуки нужные для дифференциации.
     На  всех этапах обучения звукопроизношению  рекомендуется упражнение в форме  игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетомвозраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.  

     Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи 

     Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.