На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Пути повышения эффективности краткосрочной финансовой политики промышленного предприятия

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?103
 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
МОСКОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
при Правительстве Москвы
Ростовский – на – Дону филиал
 
 
Кафедра: Финансов и кредита
Специальность: 080105.65 Финансы и кредит
Специализация: Финансовый менеджмент
 
 
Допущен к защите:____________________
Зав. кафедрой к.э.н. доцент А.А. Сидорня
«____»_________________________2009 г.
 
Защитился с оценкой__________________
Зав. кафедрой к.э.н., доцент А.А. Сидорня
   «____»_________________________2009 г.
 
 
 
 
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему
«пути повышения эффективности краткосрочной финансовой политики промышленного предприятия»
(На примере ЗАО «Трест Южстальконструкция»)
 
 
 
Дипломник:
Студент 5 курса
Экономического факультета
Очного отделения                                                                                _____________Н.С. Медведева
 
Руководителя дипломной работы:
К.э.н.,                                                                                                   _____________О.Л. Коледова
 
 
 
Ростов-на-Дону
2009
ОГЛАВЛЕНИЕ
С.
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоритеческие основы краткосрочной финансовой политики предприятия
1.1 Общая характеристика системы управления финансами предприятия
1.2 Сущность краткосрочной финансовой политики предприятия и основные направления ее разработки
1.3 Финансирование текущей деятельности предприятия и управление оборотными активами
2. ХАРАКТЕРИСТИКА деятельности ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ТРЕСТ ЮЖСТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ»
2.1 История создания предприятия и основные направления его деятельности
2.2 Анализ системы управления финансами предприятия ЗАО «Трест Южстальконструкция»             
2.3 Анализ относительных показателей финансового состояния предприятия ЗАО «Трест Южстальконструкция»
2.4 Анализ абсолютных показателей финансового состояния предприятия ЗАО «Трест Южстальконструкция»
3. пути повышения эфективности краткосрочной ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ зАО «ТРЕСТ ЮЖСТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ» на основе данных финансового анализа
3.1 Пути совершенствования системы управления финансами предприятия ЗАО «Трест Южстальконструкция»
3.2 Основные направления оптимизации деятельности предприятия выявленные на основе финансового анализа ЗАО «Трест Южстальконструкция»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение 1
Введение
 
Цель дипломной работы – разработка системы управления финансами предприятия ЗАО «Трест Южстальконструкция», направленной на достижения стратегических и тактических целей его деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить теоретические аспекты краткосрочной финансовой политики;
2.Проанализировать основные направления разработки финансовой политики;
3.Рассмотреть краткосрочную финансовую политику в сфере текущей деятельности предприятия;
4.Проанализировать финансовое состояние предприятия ЗАО «Трест Южстальконструкция», основные факторы влияющие на него, и разработать рекомендации по улучшению финансового состояния;
5.Разработать предложения по улучшению финансовой политики данного предприятия.
Дипломная работа состоит из 3 глав: первая глава посвящена теоретическим аспектам финансовой политики, ее целям и задачам; во второй главе проводиться анализ финансового состояния предприятия; в третьей главе представлены основные направления оптимизации деятельности предприятия выявленные на основе финансового анализа и рекомендации по оптимизации финансовой политики предприятия ЗАО «Трест Южстальконструкция»
Информационная база - бухгалтерская отчетность предприятия, годовой баланс предприятия - форма 1, отчет о финансовых результатах - форма 2, положение об учетной политике. Программное обеспечение – Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point
 
1. Теоритеческие основы краткосрочной финансовой политики предприятия
 
1.1 Общая характеристика системы управления финансами предприятия
 
Финансы организаций и предприятий, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном создаются совокупный общественный продукт и национальный доход.
Финансовые условия хозяйствования претерпели существенные изменения, которые выразились в либерализации экономики, изменении форм собственности, проведении широкомасштабной приватизации, изменении условий государственного регулирования, введении системы налогообложения организаций и предприятий. Все это привело к повышению роли распределительных отношений. Конечной целью предпринимательской деятельности для всех предприятий и организаций, независимо от форм собственности, стало извлечение прибыли при сохранении собственного капитала.[1]
В ходе предпринимательской деятельности организаций и предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с организацией производства и реализацией продукции, оказанием услуг и выполнением работ, формированием собственных финансовых ресурсов и привлечением внешних источников финансирования, их распределением и использованием.
Материальной основой финансовых отношений являются деньги. Финансовые отношения - часть денежных отношений и возникают лишь при реальном движении денежных средств, сопровождаются формированием и использованием собственного капитала, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансы организаций в совокупности являются основным звеном финансовой системы. По признаку характера обслуживаемых сфер общественного производства различают финансы предприятий сферы материального производства и финансы организаций непроизводственной сферы.
Одним из основных компонентов финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются денежные отношения, сопутствующие практически всем другим аспектам этой деятельности: поставка сырья сопровождается необходимостью его оплаты, продажа продукции - получением денег в обмен на поставленную продукцию, уплата налогов- платежами в бюджет, получение (погашение) банковского кредита- движением денежных средств по счетам предприятия и т.п. все подобные денежные отношения как раз и реализуются в рамках финансовой системы предприятия.[2]
Таким образом, финансы предприятий - совокупность денежных или финансовых отношений, возникающих у субъектов хозяйствования по поводу формирования фактических и (или) потенциальных фондов денежных средств, их распределения и использования на нужды производства и потребления. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а отношения, возникающие на основе образования и использования этих ресурсов.[3]
Сферы проявления финансовых отношений:
1. отношения между предприятиями по поставкам сырья, материалов, комплектующих изделий, реализации продукции и услуг;
2. отношения между предприятиями и банками, возникающие при получении и погашении кредита, при покупке и продаже валюты, по расчётам за банковские услуги;
3. отношения со страховыми компаниями и организациями по страхованию имущества, коммерческих и финансовых рисков;
4. отношения с товарными, сырьевыми, фондовыми биржами по операциям с производственными активами;
5. отношения с инвестиционными фондами и компаниями по размещению инвестиций, приватизации;
6. отношения с филиалами и дочерними фирмами;
7. отношения с персоналом по выплате заработной платы, дивидендов, с акционерами, если они не являются членами трудового коллектива;
8. отношения с налоговой службой при уплате налогов, с аудиторскими фирмами, с внебюджетными организациями.

Финансы, как общеэкономическая категория выполняют множество функций. Основными из них являются: инвестиционно-распределительная, фондообразующая, доходо-распределительная, обеспечивающая и контрольная.

Первая функция проявляется в распределении его ресурсов исходя из различных классификационных группировок, основными из которых являются: а) структурные подразделения предприятия и (или) виды деятельности; б) виды активов.[4]

Распределение совокупного ресурсного потенциала предприятия среди подразделений (видов деятельности) в наиболее синтезированном виде выражается в рамках инвестиционной политики, когда относительно большее или меньшее внимание уделяется тому или иному подразделению, дивизиону, технологической линии и др. Основным критерием в этом случае, как правило, является прогнозируемая рентабельность инвестиций. Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса.

Фондообразующая функция реализуется в ходе оптимизации правой (то есть пассивной) стороны баланса. Любое предприятие финансируется из нескольких источников, причем их много, и они, как правило, не бесплатны. Здесь возникает естественное желание выбрать наиболее оптимальную их комбинацию. Особенно значим этот аспект при необходимости мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в крупных объемах, что имеет место при реализации стратегических инвестиционных программ.

Суть доходо-распределительной функции в том, что решающую роль в создании и функционировании предприятия несут его собственники; они могут ликвидировать компанию, поддерживать величину вложенного капитала на уровне, не предусматривающем расширение ее деятельности, изымая избыточную прибыль в виде дивидендов, или могут, напротив, воздержаться от получения дивидендов в надежде, что реинвестированная прибыль принесет большую отдачу в будущем. Аргументы в пользу того или иного решения формируются в рамках дивидендной политики, когда определенная часть ресурсов предприятия изымается из него и выплачивается в виде дивидендов.[5]

Смысл обеспечивающей функции финансов определяется, во-первых, целевым предназначением предприятия и, во-вторых, системой сложившихся расчетных отношений. Целевое предназначение предприятия состоит в регулярном генерировании прибыли в среднем, благодаря чему капитал собственников возрастает, что при необходимости проявляется в получении ими дополнительных денежных средств по сравнению с исходными инвестициями. В чисто процедурном плане горазд значимее второй аспект- система расчетных отношений, поскольку в современной экономике любые отношения в системах «предприятие-государство», «предприятие-предприятие», «предприятие - работники», «предприятие-собственник» и т.п. чаще всего выражаются в форме денежных отношений. Финансы предприятий поэтому как раз и предназначены для обеспечения этой текущей, рутинной деятельности.

Контрольная функция финансов предприятий проявляется в контроле за обоснованностью формирования доходов, за затратами предприятия, рациональным использованием денежных фондов, уплатой налогов в бюджет и отчислениями во внебюджетные социальные фонды. Финансовый контроль осуществляется в процессе использования денежных фондов по целевому назначению. Реализация этой функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений.

Финансовые отношения коммерческий организаций строятся на определенных принципах, связанных с основами хозяйственной деятельности. Эти принципы находятся в постоянном развитии и совершенствовании.

Выделяют следующие принципы финансов предприятий:

Принцип хозяйственной самостоятельности

Принцип хозяйственной самостоятельности не может быть реализован без самостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.[6]

Рынок стимулирует коммерческие организации к поиску все новых и новых сфер приложения капитала, созданию гибких производств, соответствующих потребительскому спросу. Коммерческие организации для получения дополнительной прибыли, приращения капитала и повышения благосостояния их владельцев могут осуществлять финансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в форме приобретения ценных бумаг других предприятий, государства, участия в деятельности других хозяйствующих субъектов.[7]

Принцип самофинансирования. Реализация этого принципа - одно из основных условий предпринимательской деятельности, которое обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.[8]

В развитых рыночных странах на предприятиях с высоким уровнем самофинансирования удельный вес собственных средств достигает 70% и более. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. К ним относятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, оборонной промышленности, добывающих отраслей. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе.

Самофинансирование имеет целый ряд преимуществ:

- исключаются расходы по займам (оплата процентов и погашение кредита);

- предприятие становится более независимым от внешнего капитала;

- за счет дополнительного собственного капитала повышается надежность и кредитоспособность предприятия;

- облегчается процесс принятия решения по дальнейшему развитию за счет дополнительных инвестиций.

Принцип материальной заинтересованности. Смысл принципа материальной заинтересованности, или принципа финансового стимулирования (поощрение/наказание) заключается в том, что именно в рамках системы управления финансами разрабатывается механизм повышения эффективности работы отдельных подразделений и организационной структуры управления предприятием в целом. Достигается это путем установления мер поощрения и наказания. Наиболее эффективно данный принцип реализуется путем организации так называемых центров ответственности. Смысл выделения центров ответственности- в поощрении инициативы у руководителей среднего звена, повышении эффективности работы подразделений, получении относительной экономии издержек производства и обращения.

Принцип обеспечения финансовыми резервами диктуется условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками не возврата вложенных в бизнес средств. Реализацией этого принципа является формирование финансовых резервов и других аналогичных фондов, способных укрепить финансовое положение предприятия в критические моменты хозяйствования.

Финансовые резервы могут формироваться предприятиями всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет.

Важным принципом организации финансов предприятий является сочетание финансового планирования и коммерческого расчета. Имеются точки зрения о том, что коммерческий расчет несовместим с планированием финансов. Однако в мировой и отечественной практике общепризнанным рычагом финансового управления являются целевые комплексные программы как элемент планирования. В инвестиционной деятельности ни одна фирма не начинает дело до тех пор, пока нее разработает проект (план) с обоснованием финансирования и конечным финансовым результатом.

Принцип материальной ответственности. В любом предприятии складывается система мер поощрения и критериев оценки деятельности структурных единиц и отдельных работников. Составным элементом такой системы является идея материальной ответственности, суть которой состоит в том, что отдельные лица, имеющие отношение к управлению материальными ценностями, отвечают рублем за неоправданные результаты своей деятельности. Формы организации материальной ответственности могут быть различными, однако, основные их них две: индивидуальная и коллективная материальная ответственность.

Принцип экономической эффективности. Смысловая нагрузка принципа экономической эффективности определяется тем обстоятельством, что, поскольку создание и функционирование некоторой системы управления финансами предприятий с неизбежностью предполагает расходы, эта система должна быть экономически целесообразной в том смысле, что прямые расходы оправданы прямыми или косвенными доходами. Поскольку далеко не всегда можно дать однозначные количественные оценки, аргументирующие или подтверждающие эту целесообразность, оптимизация организационной структуры осуществляется на основе экспертных оценок в динамике - иными словами, она формируется постепенно и всегда субъективна.

Принцип финансового контроля. Деятельность предприятия в целом, его подразделений и отдельных должна периодически контролироваться. Системы контроля могут быть построены по-разному, однако практика показывает, что финансовый контроль является наиболее эффективным и действенным.

Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующие три ключевые вопроса:
1) каковы должны быть величина и оптимальный состав активов предприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
2) где найти источники финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
3) как организовать текущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающее платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия?
Решаются эти вопросы в рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общей системы управления предприятием.[9]
Логика ее функционирования представлена на рисунке 1.1.
 
 
 
 
                                   Информационный поток
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                              Денежный поток
 
       Информационный поток
 
                                                                                    Материальный поток
 
       Информационный поток
 
 
 
 
 
    Денежный поток
 
 
 
Рисунок 1.1. Структура и процесс функционирования системы финансового управления на предприятии
Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. Для крупной компании наиболее характерно обособление специальной службы, руководимой вице-президентом по финансам (финансовым директором) и, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел.
Существуют различные подходы к трактовке понятия “финансовый инструмент”. В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.
Финансовые активы включают: денежные средства; контрактное право получить от другого предприятия денежные средства или любой другой вид финансовых активов; контрактное право обмена финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально выгодных условиях; акции другого предприятия.
К финансовым обязательствам относятся контрактные обязательства: выплатить денежные средства или предоставить какой-то иной вид финансовых активов другому предприятию; обменяться финансовыми инструментами с другим предприятием на потенциально невыгодных условиях (в частности, такая ситуация может возникнуть при вынужденной продаже дебиторской задолженности).[10]
Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).
Существует и более упрощенное понимание сущности понятия “финансовый инструмент”. В соответствии с ним выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта), кредитные инструменты (облигации, форвардные контракты, фьючерсы, опционы, свопы и др.) и способы участия в уставном капитале (акции и паи).
Методы финансового управления многообразны. Основными из них являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система финансовой помощи, система финансовых санкций, система амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, залоговые операции, трансфертные операции, факторинг, аренда, лизинг.
Составным элементом приведенных методов являются специальные приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, акциз, дисконт и другие. Основу информационного обеспечения системы финансового управления составляет любая информация финансового характера:
- бухгалтерская отчетность;
- сообщения финансовых органов;
- информация учреждений банковской системы;
- информация товарных, фондовых и валютных бирж;
- прочая информация.
Техническое обеспечение системы финансового управления является самостоятельным и весьма важным ее элементом. Многие современные системы, основанные на безбумажной технологии (межбанковские расчеты, взаимозачеты, расчеты с помощью кредитных карточек и др.), невозможны без применения сетей ЭВМ, персональных компьютеров, функциональных пакетов прикладных программ.
Функционирование любой системы финансового управления осуществляется в рамках действующего правового и нормативного обеспечения. Сюда относятся: законы, указы Президента, постановления правительства, приказы и распоряжения министерств и ведомств, лицензии, уставные документы, нормы, инструкции, методические указания и другие.
 
1.2 Сущность краткосрочной финансовой политики предприятия и основные направления ее разработки
 
Предприятие может выбирать между двумя формами управления финансами – это реактивная форма управления финансами и управление финансами на основе разработки финансовой политики. Реактивная форма означает, что управленческие решения принимаются как реакция на текущие проблемы, то есть по принципу «латания дыр».
Вполне естественно, что при таком образе действий неизбежны просчеты, потери, повышенные риски. Управление финансами на основе тщательно продуманной финансовой политики позволяет в значительной мере избежать скоропалительных решений, добиться более рационального использования финансовых ресурсов.[11]
Финансовая политика – это общая финансовая идеология организации, подчиненная достижению основной цели ее деятельности. В рамках общей финансовой идеологии организации выделяются также ее стратегия и тактика. Финансовая стратегия- это искусство ведения финансовой политики, а тактика – является составной частью этого искусства, это совокупность конкретных приемов и способов действия в конкретной ситуации.
Цель финансовой политики – построение эффективной системы управления финансами, направленной на достижения стратегических и тактических целей его деятельности.[12]
Стратегические задачи финансовой политики предприятия:
- максимизация прибыли;
- оптимизация структуры капитала предприятия и обеспечение его финансовой устойчивости;
- достижение прозрачности финансово- экономического состояния предприятия для собственников (участников, учредителей), инвесторов и кредиторов;
- создание эффективного механизма управления финансами предприятия;
- использование предприятием рыночных механизмов привлечения финансовых ресурсов.
К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся;
- анализ финансово-экономического состояния предприятия;
- разработка учетной и налоговой политики;
- выработка кредитной политики предприятия;
- управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
- управление издержками, включая выбор амортизационной и дивидендной политики.
Долгосрочная финансовая политика охватывает весь жизненный цикл предприятия или инвестиционного проекта, который делится на множество краткосрочных периодов, равных по длительности одному финансовому (календарному) году.
По итогам года финансового года производятся окончательные определение финансового результата деятельности предприятия, распределение прибыли, расчеты по налогам, составление финансовой отчетности.
Успешность работы предприятия в краткосрочном периоде в решающей степени зависит от качества разработанной им краткосрочной финансовой политики, под которой понимается система мер, направленных на обеспечение бесперебойного финансирования его текущей деятельности.
Между долгосрочной и краткосрочной финансовой политикой имеются существенные различия, которые представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика краткосрочной и долгосрочной финансовой политики
Характеристики
Краткосрочная финансовая политика
Долгосрочная финансовая политика
1.Область применения
Текущая деятельность, кратко-срочные финансовые вложения
Инвестиционная деятельность: капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения
2.Временные рамки
Один финансовый год, равный одному обороту оборотного капитала
Жизненный цикл предприятия
3.Связь с рыночной стратегией
Маневрирование предложением товара (работ, услуг) в рамках года
Изменение положение фирмы на рынке за счет значительного изменения количества, качества и ассортимента товаров (работ, услуг)
4.Основной объект управления
Оборотный капитал
Основной капитал в совокупности с оборотным капиталом
5. Цели
-обеспечение производства в пределах имеющихся производственных мощностей и основных фондов;                             -обеспечение гибкости текущего финансирования;
-генерирование собственных источников финансирования капитальных вложений
Обеспечение прироста производственных мощностей и основных фондов в соответствии с долгосрочной рыночной стратегией
6.Критерий эффективности
Максимизация текущей прибыли
Максимизация отдачи от предприятия
 
Между краткосрочной и долгосрочной финансовой политикой существует и органическая связь: краткосрочная финансовая политика встроена в долгосрочную – средства для расширения производства, увеличение количества основного капитала, генерируются именно в процессе текущей деятельности, которая создает, как источник простого воспроизводства основных средств, так и источник их расширенного воспроизводства. В тоже время именно денежные потоки от текущей деятельности формируют и общий результат, отдачу от предприятия за весь период его жизненного цикла.[13]
Предварительным этапом разработки финансовой политики предприятия является анализ его финансово-экономического состояния, который позволит выявить сильные и слабые стороны финансов предприятия. Анализ должен опираться на показатели квартальной и годовой бухгалтерской отчетности предприятия. В то же время следует помнить, что отчетность по своей природе исторична, то есть фиксирует результаты событий, произошедших в прошлом, кроме тог, стоимостные показатели искажаются под влиянием инфляции. При анализе отчетности применяются такие методы, как горизонтальный и вертикальный анализ, трендовый анализ, расчет финансовых коэффициентов.
Качество краткосрочной финансовой политики напрямую зависит от принятой предприятием учетной политики. Учетная политики, которая представляет собой совокупность принятых организацией способов ведения бухгалтерского учета, может существенным образом повлиять на процесс формирования финансового результата и оценку финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В учетной политике организации закрепляются способы амортизации основных средств, нематериальных активов, способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции, способы списания производственных запасов на издержки производства.
Такие образом, изменения учетной политики могут оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты организации.
Краткосрочная финансовая политика должна быть скоординирована и с налоговой политикой предприятия. Налоговая политика предполагает управление налогами в целях оптимизации налогообложения в рамках соблюдения действующего налогового законодательства- предупреждение излишних налоговых платежей, исключение двойного налогообложения. Необходимо также использовать разнообразные налоговые льготы, предусмотренные законодательством РФ по различным основаниям:[14]
- по номенклатуре продукции (товары первой необходимости);
- по направлению расходования средств (благотворительность);
- по составу работников (льготы для предприятий, в которых трудятся инвалиды);
- по численности работников (малые предприятия).
Налоговая политика связана с учетной политикой, так как выбор методов отнесения затрат на себестоимость может влиять на величину налогооблагаемой базы налога на прибыль.
Финансовая политика предусматривает:
- получение прибыли в целях экономического роста;
- оптимизацию структуры и стоимости капитала, обеспечение финансовой устойчивости, деловой и рыночной активности предприятия;
- достижение финансовой открытости организации для собственников (акционеров), инвесторов и кредиторов;
- использование рыночных механизмов привлечения капитала с помощью эмиссии ценных бумаг, финансового лизинга;
- разработку механизма управления финансами (финансового менеджмента) на основе диагностики финансового состояния с учетом стратегических целей деятельности предприятия, адекватных рыночным условиям.
В рамках краткосрочной финансовой политики целесообразно выделить уровни финансового менеджмента по степени конкретизации ее объектов и характеру решаемых задач.[15]
Таблица 1.2
Ранжирование объектов и задач финансового менеджмента в рамках реализации краткосрочной финансовой политики
Уровень финансо-вого менеджмента
Объект финансового менеджмента
Решаемые задачи
Краткосрочная финансовая политика
Выработка общей линии поведения в отношении формирования источников финансирования текущей деятельности организации
Выбор модели управления оборотным капиталом
Определение размера заемного капитала в допустимой зависимости от кредиторов
Стратегия текущего финансирования
Создание условий для гибкого текущего финансирования
Определение круга кредиторов
Определение форм займов
Подготовка условий для размещения свободных средств
Поддержание оптимального уровня ликвидности и риска
Рациональное распределение долговой нагрузки организации
Тактические задачи
Оперативное обеспечение гибкости текущего финансирования
Увеличение или уменьшение объемов заимствования в соответствии с потребностями
Переключение на альтерна-тивные источники заимство-ваний
Контроль за погашением дебиторской и кредиторской задолженностей
Выбор конкретных форм краткосрочных финансовых вложений в соотношении риск и доходность
 
Основные направления краткосрочной финансовой политики предприятия
К основным направлениям разработки финансовой политики предприятия относятся:[16]
-·анализ финансово-экономического состояния предприятия;
-·разработка учетной и налоговой политики;
-·выработка кредитной политики предприятия;
-·управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;
-·управление издержками, включая выбор амортизационной политики;
-·выбор дивидендной политики.
Большую роль при формировании финансовой политики предприятия играет выбор амортизационной политики. Предприятие может применить метод ускоренной амортизации, увеличивая тем самым издержки, произвести переоценку основных средств с учетом рыночной стоимости либо по рекомендуемым коэффициентам, что опять повлияет на издержки производства, на сумму налога на имущество, а, следовательно, на уровень внереализационных расходов. Кроме того, сумма амортизации влияет и на налогооблагаемую прибыль предприятия. Информационной базой для расчетов по определению вышеупомянутых групп затрат и разработки амортизационной политики являются бухгалтерские группировочные ведомости по учету затрат, журналы-ордера, отчеты цехов и структурных подразделений.
В целях управления издержками и выбора амортизационной политики рекомендуется использовать данные финансово-экономического анализа, которые дают первоначальное представление об уровне издержек предприятия, а также уровне рентабельности. При разработке учетной политики предприятия рекомендуется выбрать такие методы калькулирования себестоимости, которые обеспечивают наиболее наглядное представление о структуре издержек производства, уровне постоянных и переменных затрат, доле коммерческих расходов. Экономическим службам целесообразно периодически проводить анализ структуры издержек производства, производя сравнение с различного рода базовыми данными и изучая природу отклонений от них.
Значение анализа финансово-экономического состояния предприятия трудно переоценить, поскольку именно он является той базой, на которой строится разработка финансовой политики предприятия. На основе данных итогового анализа финансово-экономического состояния осуществляется выработка почти всех направлений финансовой политики предприятия, и от того, насколько качественно он проведен, зависит эффективность принимаемых управленческих решений. Качество самого финансового анализа зависит от применяемой методики, достоверности данных бухгалтерской отчетности, а также от компетентности лица, принимающего управленческое решение в области финансовой политики. Основными компонентами финансово-экономического анализа деятельности предприятия являются:
- анализ бухгалтерской отчетности;
- горизонтальный анализ;
- вертикальный анализ;
- трендовый анализ;
- расчет финансовых коэффициентов.
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчетности. В процессе анализа бухгалтерской отчетности определяется состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оценивается объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить фактические показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.
Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов. Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются: простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений; анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем, итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
Трендовый анализ основан на расчете относительных отклонений показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года. При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов. Для предварительной оценки финансово-экономического состояния предприятия ряд показателей следует разделить на первый и второй классы, имеющие между собой качественные различия.
В первый класс входят показатели, для которых определены нормативные значения. К их числу относятся показатели ликвидности и финансовой устойчивости.
Во второй класс показателей входят ненормируемые показатели, значения которых не могут служить для оценки эффективности функционирования предприятия и его финансово-экономического состояния без сравнения со значениями этих показателей на предприятиях, выпускающих продукцию, аналогичную продукции предприятия, и имеющих производственные мощности, сравнимые с мощностями предприятия, или анализа тенденций изменения этих показателей. В эту группу входят показатели рентабельности, характеристики структуры имущества, источников и состояния оборотных средств. По данной группе показателей целесообразно опираться на анализ тенденций изменения показателей и выявлять их ухудшение или улучшение.
Учетная политика. На основании проведенного анализа финансово-экономического состояния необходимо просчитать варианты тех или иных положений учетной политики, поскольку от принятых в этой части решений напрямую зависит количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, структура баланса, значения ряда ключевых финансово – экономических показателей. При определении учетной политики у предприятия существует выбор, который касается, главным образом, методов списания сырья и материалов в производство, вариантов списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов, методов оценки незавершенного производства, возможности применения ускоренной амортизации, вариантов формирования ремонтных и страховых фондов и т.д. Наибольший эффект оптимизация учетной политики дает на этапе маркетинговых исследований конкретных видов продукции, освоения их производства, а также планирования новых производств и участков, технологических схем и создания новых структур.
Налоговая политика. В целях повышения ликвидности бухгалтерского баланса и уровня платежеспособности предприятия целесообразна разработка вариантов налоговых схем. Наибольший эффект разработки налоговых схем можно получить при планировании новых технологических схем и создании новых структур. Т.е. фактически нужно рассчитать несколько вариантов налоговых планов.
В целях выработки кредитной политики предприятия рекомендуется провести анализ структуры пассива баланса и уровень соотношения собственных и заемных средств. На основании этих данных предприятие решает вопрос о достаточности собственных оборотных средств либо об их недостатке. В последнем случае принимается решение о привлечении заемных средств, просчитывается эффективность различных вариантов. В отдельных случаях предприятию целесообразно брать кредиты и при достаточности собственных средств, так как рентабельность собственного капитала повышается в результате того, что эффект от вложения средств может быть значительно выше, чем процентная ставка.
Принимая решение о привлечении заемных средств, предприятию целесообразно составить план их возврата, рассчитать за период кредита процентную ставку и определить суммы процентов по данному кредитному договору, а также источники их выплаты с учетом порядка и условий налогообложения прибыли. Следует также учитывать порядок налогообложения курсовых разниц в том случае, если кредит взят в валюте. Предприятию может быть выгодно взять вексельный кредит, при этом следует сравнить процентные ставки по векселю и кредиту. Финансовым службам рекомендуется учитывать все возможные выгоды и затраты по привлечению финансовых ресурсов как через систему кредитования, так и через инструменты рынка ценных бумаг, а также разработать схему обеспечения их погашения с учетом всех возможных источников получения предприятием средств.[17]
Финансовой службе предприятия рекомендуется: рассчитать потребность в заемных средствах (при ее отсутствии - возможную выгоду от их привлечения); правильно выбрать кредитную организацию (учитывая наличие лицензии, размер процентной ставки, способы ее расчета - сложным процентом или простым процентом, сроки погашения, формы выдачи, репутацию на рынке ценных бумаг и т.д.); составить план погашения заемных средств и расчет процентной суммы с учетом особенностей налогообложения прибыли.
Управление оборотными средствами (денежными средствами, рыночными ценными бумагами), дебиторской задолженностью, кредиторской задолженностью, начислениями и другими средствами краткосрочного финансирования (кроме производственных запасов), а также решение вопросов по этим проблемам требует значительного количества времени, и на этом направлении наиболее ярко проявляется основная проблема управления финансами: выбор между рентабельностью и вероятностью неплатежеспособности (стоимость активов предприятия становится меньше его кредиторской задолженности).
Финансовой службе предприятия целесообразно постоянно контролировать очередность сроков финансирования активов, выбирая один из нескольких существующих на практике способов: хеджирование (компенсация активов обязательствами при равном сроке погашения); финансирование по краткосрочным ссудам; финансирование по долгосрочным ссудам; финансирование преимущественно по долгосрочным ссудам (консервативная политика); финансирование преимущественно по краткосрочным ссудам (агрессивная политика). В настоящих условиях предприятие может поддерживать обеспеченность взятых ссуд следующими методами: увеличение доли ликвидных активов; удлинение сроков, на которые выдаются ссуды предприятию.
Однако следует учесть, что эти методы ведут к снижению прибыльности: в первом - путем вложения средств в малоприбыльные активы; во втором - посредством возможности выплаты процентов по ссуде в период наличия собственных средств. Кроме того, может быть применен метод финансирования за счет откладывания выплат по обязательствам, однако существуют пределы, установленные законодательством, до которых предприятие может относить сроки платежей.
В результате анализа оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности с учетом их нормативных значений рекомендуется провести следующие мероприятия: принятие решения о замене не денежных форм расчетов или по крайней мере об установлении их оптимального критического уровня на основе анализа эффективности вексельных расчетов или операций по переуступке прав требования долга; составление программы по ликвидации задолженности по выплате заработной платы (при наличии такой задолженности); рассмотрение возможности реструктуризации задолженности по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные государственные фонды.
В результате такого анализа целесообразно провести полную инвентаризацию задолженности в целях реализации возможности взаимного погашения задолженности либо ее реструктуризации или провести анализ и списание безнадежных долгов и невостребованных сумм. В ряде случаев предприятию следует начать претензионную работу или обращаться с исками в арбитражный суд.
При этом предприятию рекомендуется делать анализ влияния курсовых разниц на систему показателей отчетности и уровень налогообложения в том случае, если имеется задолженность в валюте, причем при выработке налоговой политики и учетной политики предприятия следует учитывать, что степень влияния курсовых разниц по дебиторской и кредиторской задолженности различна. Финансовым службам целесообразно рассмотреть и задолженность, выраженную в векселях, рассчитав при этом дисконтные суммы по векселям как к получению, так и к уплате. Эту работу следует проводить совместно с бухгалтерией предприятия и его аналитическими службами.[18]
При разработке учетной политики службам, осуществляющим планирование деятельности предприятия, совместно с бухгалтерией следует правильно выбрать базу для распределения косвенных расходов между объектами калькулирования либо выбрать метод отнесения косвенных расходов на себестоимость реализованной продукции. В целях создания предпосылок для эффективной аналитической работы и повышения качества принимаемых финансово-экономических решений необходимо четко определить и организовать раздельный управленческий учет затрат по следующим группам:
-переменные затраты, которые возрастают либо уменьшаются пропорционально объему производства. Это расходы на закупку сырья и материалов, потребление электроэнергии, транспортные издержки, торгово-комиссионные и другие расходы;
- постоянные затраты, изменение которых не связано непосредственно с изменением объемов производства. К таким затратам относятся амортизационные отчисления, проценты за кредит, арендная плата, затраты на содержание аппарата управления, административные расходы и др.;
- смешанные затраты, состоящие из постоянной и переменной части. К таким затратам относятся, например, затраты на текущий ремонт оборудования, почтовые и телеграфные расходы и др.
Следует учесть, что на ряде предприятий провести определенную границу между переменными и постоянными затратами достаточно сложно. Например, в затратах на электроэнергию может быть как переменная составляющая, непосредственно зависящая от объемов производства, так и постоянная связанная, например, с освещением помещений, работой охранных систем, компьютерных сетей и т.п. Во всех случаях руководству предприятия целесообразно стремиться к такой организации учета, при которой вся совокупность затрат четко разделена по названным группам. В случае решения этой проблемы на предприятии возникнут условия для проведения углубленного операционного анализа (анализ безубыточности, текущий функционально-стоимостный анализ и функционально-стоимостный анализ на будущие периоды).
 
1.3 Финансирование текущей деятельности предприятия и управление оборотными активами
 
Источники формирования оборотных средств неразличимы в процессе кругооборота капитала. В ходе производства информация о том, за счет каких средств приобретались потребляемые сырье и материалы, никак не используется. Но характер источников формирования и принципы различного режима использования собственных и заемных средств являются решающими факторами, влияющими на эффективность использования как оборотных средств, так и всего капитала, а также на ход производства, на финансовые результаты и финансовое состояние предприятия.
Источниками формирования оборотных средств являются собственные, заемные и дополнительно привлеченные средства. Информация о размерах собственных источников средств представлена в основном в разделе III пассива баланса. Информация о заемных и привлеченных источниках представлена в разделе V пассива баланса.
Формирование собственных оборотных средств происходит в момент создания предприятия, когда образуется его уставный фонд. Источником формирования в этом случае служат инвестиционные средства учредителей предприятия. В дальнейшем минимальная потребность предприятия в собственных оборотных средствах покрывается за счет собственных источников: прибыли, резервного капитала, фонда накопления. [19]
Однако в силу ряда объективных причин у предприятия возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах. В этом случае финансовое обеспечение хозяйственной деятельности сопровождается привлечением заемных источников: банковских и коммерческих кредитов, займов, инвестиционного налогового кредита, инвестиционного вклада работников предприятия, облигационных займов и пр.
Кроме того, используются источники, приравненные к собственным средствам – так называемые устойчивые пассивы. Это средства, которые не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в его обороте. Такие средства служат источником формирования оборотных средств в сумме их минимального остатка. К ним относятся:
- минимальная переходящая из месяца в месяц задолженность по оплате труда работникам предприятия;
- резервы на покрытие предстоящих расходов;
- минимальная переходящая задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- средства кредиторов, полученные в качестве предоплаты за продукцию;
- переходящие остатки фонда потребления и др.
Наряду с банковскими кредитами, источниками финансирования оборотных средств являются также коммерческие кредиты других организаций, оформленные в виде займов, векселей, товарного кредита и авансового платежа.
Правильное соотношение собственных, заемных и привлеченных источников формирования оборотных средств играет важную роль в укреплении финансового состояния предприятия.
Взаимосвязь долгосрочного и краткосрочного финансирования. Выбор оптимальной стратегии финансирования оборотных средств.
Наличие у предприятия (корпорации) чистого оборотного капитала определяет уровень ликвидности его баланса и эффективность использования оборотных активов. Поэтому любые изменения в составе образующих его элементов (оборотных активов и краткосрочных обязательств) влияют на величину чистого оборотного капитала. Разумный рост его объема рассматривают как положительную тенденцию в деятельности предприятия.[20]
В теории финансового менеджмента принято различать неадекватные стратегии финансирования оборотных активов исходя из отношения финансового директора к выбору источников покрытия мобильной их части.
В условиях стабильной и предсказуемой экономической ситуации, когда объем продаж, издержки, период реализации заказа и сроки платежей точно известны, любая корпорация предпочитает поддерживать оборотные активы на минимально необходимом уровне. Превышение такого минимума приводит к росту потребностей во внешних источниках финансирования оборотных активов без адекватного увеличения прибыли. Необоснованное сокращение оборотных активов ниже минимальной потребности в них приводит к падению объема продаж и прибыли, замедлению выплат персоналу и другим негативным последствиям.
Для осторожной стратегии правильно обратное утверждение. С позиции соотношения ожидаемого уровня риска и доходности умеренная стратегия занимает промежуточное положение (находится посередине). С точки зрения влияния на период обращения оборотных активов ограничительная стратегия приводит к ускорению их оборачиваемости (запасов, дебиторской задолженности и денежных средств). Обратную тенденцию имеет осторожная стратегия, которая допускает более высокие уровни всех элементов оборотных активов и как следствие замедление их оборачиваемости.
Выбор соответствующей стратегии финансирования оборотных активов (в формализованном виде) сводится к определению объема долгосрочных пассивов и расчету на этой основе чистого оборотного капитала (ЧОК).
Каждой стратегии, выбранной финансовым директором корпорации, соответствует свое балансовое уравнение. Для удобства введем следующие обозначения:
ВОА — внеоборотные активы;
ОА — оборотные активы;
СЧ — стабильная (постоянная) часть оборотных активов;
ВЧ — варьирующая (переменная) часть оборотных активов;
ДО — долгосрочные обязательства;
СК — собственный капитал («Капитал и резервы»);
ДП — долгосрочные (фиксированные) пассивы (ДО + СК).
Идеальная модель краткосрочного финансирования базируется на экономической природе оборотных активов и краткосрочных обязательств, их взаимном соответствии. В соответствии с данной моделью оборотные активы совпадают по величине с краткосрочными обязательствами, а чистый оборотный капитал равен нулю (ЧОК = 0).
Агрессивная модель означает, что долгосрочные пассивы служат источником покрытия внеоборотных активов и стабильной части оборотных активов, т. е. того их минимума, который необходим для осуществления текущей (операционной) деятельности предприятия. В этом случае чистый оборотный капитал равен данному минимуму: ЧОК = СЧ
Варьирующая часть оборотных активов в полном объеме покрывается краткосрочной задолженностью. С позиции ликвидности эта стратегия очень рискованна, поскольку в реальной жизни ограничиться только минимумом оборотных активов очень сложно.
Балансовое уравнение имеет вид: ДП = ВОА + СЧ
Консервативная модель предполагает, что варьирующую часть оборотных активов также покрывают долгосрочными пассивами. В данном случае краткосрочная задолженность отсутствует, поэтому и нет риска потери ликвидности: ЧОК = ОА, КО = 0.
Данная модель имеет искусственный характер. Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, определяемом балансовым уравнением:
ДП = ВОА + СЧ + ВЧ
Умеренная (компромиссная) модель наиболее жизнеспособна. Эта модель предполагает возмещение внеоборотных активов, стабильную часть оборотных активов и примерно 50% варьирующей их части за счет долгосрочных пассивов. Чистый оборотный капитал равен по величине стабильной части оборотных активов и половине их варьирующей части: ЧОК = СЧ + 0,5хВЧ
В отдельные периоды жизненного цикла предприятие может иметь излишние оборотные активы, что отрицательно влияет на уровень их доходности и оборачиваемости. Однако такая ситуация минимизирует риск потери ликвидности, что позволяет сохранять нормальную платежеспособность в течение производственного цикла.
Умеренная стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, определяемом следующим балансовым уравнением:
ДП = ВОА + СЧ + 0,5ВЧ
Таким образом, выбор соответствующей модели финансирования оборотных активов зависит от положения предприятия на товарном и финансовом рынках, его финансовой устойчивости (равновесия), квалификации специалистов финансовой службы, денежно-кредитной политики государства и от иных факторов объективного и субъективного характера.
Управление оборотными активами.
Оборотные средства – это денежные средства, авансируемые предприятием для осуществления непрерывности процесса производства и реализации готового продукта. Оборотные средства имеют двойственную экономическую природу. С одной стороны, они представляют часть активов (имущества): материально-производственные запасы, незаконченные расчеты, остатки денежных средств и финансовые вложения. С другой стороны, это часть капитала (пассивов), обеспечивающего бесперебойность производственного процесса.
Оборотные активы (средства) как часть авансированного капитала предприятия (корпорации) характеризуются следующим:
1) они должны быть вложены заранее, т. е. авансированы до получения дохода (выручки от продаж);
2) оборотные средства в качестве наиболее ликвидных ресурсов не расходуются и не потребляются, но они должны постоянно возобновляться в хозяйственном обороте;
3) абсолютная потребность в оборотных средствах зависит от объема хозяйственной деятельности, условий снабжения и сбыта и поэтому должна регулироваться.
При недостатке или неэффективном использовании оборотных активов (средств) финансовое состояние предприятия ухудшается, что непосредственно сказывается на его платежеспособности и в конечном итоге приводит к несостоятельности (банкротству).[21]
Управление оборотными средствами включает:
- учет всех составляющих оборотных средств на каждую отчетную дату (наконец квартала);
- анализ состояния и причин, в силу которых у предприятия сложилось негативное положение с оборачиваемостью оборотных средств;
- разработку и внедрение в практику экономических служб предприятий современных методов управления оборотными средствами (система бюджетирования, нормирования расхода сырья и материалов, маркетинга и др.), контроль над текущим состоянием важнейших статей оборотных средств в процессе производственно-коммерческой деятельности (запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и финансовых вложений).
Анализ состояния оборотных средств, их отдельных элементов (запасов, дебиторской задолженности и т. д.), а также их оборачиваемости позволяет:
- повысить эффективность использования денежных ресурсов в текущей деятельности предприятия;
- определить ликвидность его баланса, то есть. возможность своевременно погасить краткосрочные обязательства;
- выяснить, во что вкладывается чистый оборотный капитал (собственные оборотные средства) в течение финансового цикла для оценки избытка или недостатка отдельных элементов оборотных средств (чистый оборотный капитал определяется разницей между оборотными активами и краткосрочными обязательствами).
Оборотные средства рекомендуется поддерживать на минимальном, но достаточном уровне. Это обеспечивает снижение доли наименее ликвидных элементов оборотных активов (запасов сырья и материалов, незавершенного производства и др.). Наличие чистого оборотного капитала — необходимое условие финансовой устойчивости предприятия.
Оборотный капитал: понятие, сущность, кругооборот. Понятие чистого оборотного капитала.
Оборотный капитал представляет собой средства, вложенные в оборотные производственные фонды и фонды обращения, которые совершают непрерывный кругооборот в процессе хозяйственной деятельности предприятия.
Элементы оборотного капитала являются частью непрерывного потока хозяйственных операций. Покупка приводит к увеличению производственных запасов и кредиторской задолженности, производство ведет к росту готовой продукции, реализация ведет к росту дебиторской задолженности и денежных средств в кассе и на счетах. Этот цикл операций многократно повторяется и в итоге сводится к денежным поступлениям и платежам. Период, в течение которого совершается оборот денежных средств, представляет собой длительность производственно-коммерческого цикла.
Структура оборотных средств определяется соотношением отдельных элементов и отражает специфику операционного цикла, а также показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных средств и долгосрочных кредитов, а какая – за счет краткосрочных источников. Деление оборотных средств на собственные и заемные указывает на источники происхождения и формы предоставления предприятию оборотных средств в постоянное или временное пользование.
Осуществляя текущую хозяйственную деятельность, предприятие закупает сырье и материалы, оплачивает транспортные и иные услуги, несет расходы по хранению материальных запасов, предоставляет отсрочки платежей покупателям (клиентам). Поэтому постоянно возникает потребность в ликвидных денежных средствах, т.е. в собственных оборотных средствах Собственные оборотные средства определяются разницей между оборотными активами и краткосрочными пассивами, т. е. это свободные денежные средства, постоянно находящиеся в обороте корпорации. Собственные оборотные средства (СОС) часто называют чистым оборотным капиталом (ЧОК) или чистым рабочим капиталом, а также финансово-эксплуатационными потребностями (ФЭП). Их минимальная величина должна составлять не менее 10% общего объема оборотных активов, чтобы предприятие не утратило платежеспособность.
Управление оборотными средствами сводится к решению 2-х проблем:
- определение оптимального размера и структуры оборотных средств,
- нахождение источников формирования и покрытия и соотношение между ними (структура), достаточного для обеспечения долгосрочной производственной программы и эффективной деятельности предприятия.
Существуют 3 стратегии формирования оборотных средств:[22]
Осторожная. Она предполагает высокий уровень денежных средств на предприятии, техническо-материальных запасов (с учетом высоких резервов на случай сбоев в обеспечении предприятия), сырья, материалов и так далее. При этом объем реализации стимулируется политикой активного предоставления кредитов покупателям, что приводит к высокому уровню дебиторской задолженности. Такой подход гарантирует минимизацию рисков относительно обеспечения предприятия оборотными средствами, но обязательно скажется на эффективности их использования, так как эта стратегия создает бездействующие активы, увеличивает издержки, следовательно, снижает оборачиваемость и прибыль предприятия.
Ограничительная. Она предполагает, что денежная наличность, ценные бумаги, технико-материальные ценности и дебиторская задолженность сведены до минимума. При отсутствии сбоев в производстве и в условиях, когда объем реализации, все затраты, период реализации заказа, сроки платежей точно известны – любое предприятие предпочло бы такой порядок формирования оборотных средств, так как он обеспечивает наиболее эффективный уровень использования оборотных средств. Однако ситуация резко меняется в условиях неопределенности, так как любой сбой в осуществлении деятельности предприятия приведет к существенным потерям.
Умеренная. Она оптимальна с точки зрения соотношения дохода и риска. Характеризуется тем, что обеспечивает наиболее полное удовлетворение текущих потребностей во всех видах оборотных активов и создание нормальных страховых запасов на случай только наиболее типичных сбоев в ходе деятельности предприятия. В этом смысле она противоположна осторожной стратегии. Умеренная стратегия обеспечивает среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективного использования оборотных средств.
Управление запасами.
Для большинства предприятий запасы технико-материальные ценности представляют собой важнейшие активы. Запасы представляют собой или товары, приобретенные для последующей реализации, или запасы, используемые для производства новой продукции или других товаров. Структура запасов технико-материальных ценностей: производственные (сырье и материалы на складе, незавершенное производство), запасы готовой продукции.
Управление запасами подразумевает:
- обеспечение общего размера необходимых технико-материальных ценностей,
- обеспечение оптимальной структуры запасов,
- минимизация затрат по их обслуживанию и обеспечению эффективного контроля за запасами.
Процесс управления запасами состоит из следующих этапов:
1.              Анализ запасов технико-материальных ценностей в предшествующем периоде.
2.              Определение целей формирования запасов.
3.              Оптимизация общей суммы запасов и отдельных их групп.
4.              Построение эффективной системы контроля за движением запасов.
Первый этап подразумевает анализ оборачиваемости запасов и их достаточности (недостаточности) для обеспечения непрерывности производственного процесса.
На втором этапе все запасы необходимо сгруппировать соответствующим образом с целью: обеспечения производственной деятельности, обеспечения непрерывного процесса реализации готовой продукции или запасов для перепродажи, накопления сезонных запасов.
Третий этап, управление запасами текущего хранения – это минимизация затрат, связанных с текущими запасами. Создание запасов обуславливается двумя обстоятельствами: за маленькие партии товаров приходится платить высокие цены, существует риск остановки в производственном процессе в случае нарушения сроков поставок сырья и материалов  в соответствии с заключенными договорами.
На четвертом этапе ставится задача построения эффективной системы контроля за движением запасов – своевременное выявление излишков ТМЦ или запасов. Широкое распространение получила «система ABC»: разделение всей совокупности запасов ТМЦ на 3 категории, исходя из их стоимости, объема, частоты расходования в процессе производства и отрицательных последствий на конечные результаты деятельности предприятия.
Дебиторская задолженность: содержание и формы управления.
Виды дебиторской задолженности. Ее уровень и факторы, его определяющие.
Дебиторская задолженность включает:
- задолженность покупателей перед организацией за поставленную, но не оплаченную продукцию;
- задолженность по претензиям или спорным долгам при нарушении договорных обязательств и возникновении судебного дела;
- задолженность подотчетных лиц при получении средств под отчет на командировки и другие цели;
- задолженность налоговых органов предприятию при переплате в бюджет налогов и платежей и другие виды.
Для целей управления финансами под дебиторской задолженностью понимается, как правило, только задолженность покупателей перед организацией.
Дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции (кредитной политики).
Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, то, в принципе, она невыгодна предприятию – с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена к минимуму, однако это не происходит, в первую очередь – из-за принятого обычаями коммерческого оборота предоставления покупателям торгового кредита.
Таким образом, эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает: 1) качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит; 2) определение оптимальных условий кредитования; 3) разработку четкой процедуры предъявления претензий; 4) контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
Основной задачей анализа состояния дебиторской задолженности на предприятии является определение ее уровня и состава, динамики, а также эффективности инвестирования в нее финансовых средств. Выявляется величина дебиторской задолженности как разница между ее суммой на начало и конец периода. Если она растет, то следует уделить ее анализу серьезное внимание, выявив причины и факторы этого роста.
Методы управления денежными потоками предприятия.
Денежные средства являются наиболее ограниченным ресурсом в экономике, переходной к рыночной. Успех предприятия в хозяйственно-финансовой деятельности определяется способностью руководства мобилизовать эти средства и эффективно использовать.
Денежный поток — это параметр, отражающий результат движения денежных средств корпорации за определенный период времени. Иными словами, это распределенные во времени и пространстве суммы поступлений и выплат денежных средств, образуемых в производственно-торговом процессе.
Управление денежными потоками предприятия (корпорации) включает:[23]
- идентификацию денежных потоков по их отдельным видам;
- определение общего объема денежных потоков разных видов в рассматриваемом периоде;
- распределение общего объема денежных потоков разных видов по отдельным интервалам исследуемого периода;
- анализ и оценку факторов внутреннего и внешнего характера, которые влияют на формирование денежных потоков.
- иметь четкую классификацию доходов и расходов, прибыли и убытков, чтобы определить, из какого источника получена сумма доходов за отчетный период и на какие цели она будет направлена;
Следовательно, для оценки финансового состояния предприятия (корпорации) в первую очередь требуется информация о состоянии его финансовых ресурсов и их движении во времени и пространстве, то есть о денежных потоках.[24]
2. ХАРАКТЕРИСТИКА деятельности ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ТРЕСТ ЮЖСТАЛЬКОНСТРУКЦИЯ»
 
2.1 История создания предприятия и основные направления его деятельности
 
Общество создано в 1998 году реорганизацией ОАО “Южстальконструкция” и является его правопреемником. ОАО “Южстальконструкция”, в свою очередь, было создано в 1992 году преобразованием государственного специализированного строительно-монтажного треста “Южстальконструкция” в акционерное общество.
Уставный капитал общества составляет 4 миллиона рублей, он разбит на 4000 штук обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая. 100% акций общества размещены среди физических лиц и полностью оплачены, на балансе общества собственных акций нет.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис.2.1 «Организационная структура предприятия ЗАО «Трест ЮСК»»
 
Общество (трест) за время своей производственной деятельности с 1959 года принимали участие в строительстве объектов на всей территории бывшего СССР и за рубежом.
Это такие стройки как: Объекты объединения “Ростсельмаш” в Ростове, Таганроге, Белой Калитве, завод “Атоммаш”, Краснодарский и Невинномысский химические заводы, Прикумский завод пластмасс, Таганрогский и Красно-Сулинский металлургические заводы, Волжский трубный завод, Грозненский нефтеперерабатывающий завод, завод глубоководных оснований в городе Баку, гостиничные и санаторные комплексы на Черноморском побережье Кавказа, многоцелевые здания модульного типа.
Сотрудничество с зарубежными партнерами выразилось в работе с фирмами: “Италимпианти” в городе Волжск на строительстве трубного завода; “Штандардкессель” в городах Богучар и Краснодар на строительстве котельных; “Центросталь” на строительстве цеха по производству металлоконструкций в городе Быгдош (Польша); АО Контексим (Финляндия) на строительстве МАПП Нижний Зарамаг.
Специалисты общества работали по контракту на строительстве металлургических заводов в Нигерии и Индии. Силами специалистов общества выполнялись работы по строительству резервуаров в Невинномысске по заказу турецкой фирмы “Идиль”.
Уставный капитал общества составляет 4 миллиона рублей, при этом стоимость чистых активов на 1 января 2003 года составила более 24 миллиона рублей. Общество имеет лицензию на строительную деятельность. Лицензия выдана Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. Лицензия разрешает строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с Государственным стандартом Лицензией разрешается осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений высотой до 100 и более метров.
Состав деятельности разрешенной лицензией:
1. Общестроительные работы: геодезические работы, выполняемые на строительных площадках включая: геодезическая разбивочная основа для строительства, разбивочные работы в процессе строительства, геодезический контроль точности геометрических параметров зданий (сооружений), исполнительная геодезическая съемка, геодезическое измерение деформаций оснований, конструкций зданий (сооружений) и их частей подготовительные работы, включая: расчистка территорий и подготовка их к застройке, разборка и демонтаж зданий и сооружений, строительство временных дорог, инженерных сетей и сооружений, укладка рельсовых путей; монтаж бетонных и железобетонных конструкций включая: монтаж элементов конструкций надземной части зданий (колонн, ригелей, ферм, балок, плит, панелей стен); монтаж легких ограждающих конструкций, включая: металлические конструкции, и так далее.
2. Специальные работы: монтаж стальных конструкций, включая: конструкции зданий и сооружений, конструкции транспортерных галерей, резервуарные конструкции антенно-мачтовые сооружения, башни, вытяжные трубы, технологические металлоконструкции; возведение специальных сооружений межотраслевого хозяйства, радиовещания и телевидения, резервуары, газгольдеры, промышленные печи, дымовые трубы, стены силосов, водонапорные башни, градирни, вантовые конструкции выполнение функций заказчика-застройщика, осуществление технического надзора. Территория действия лицензий - Российская Федерация.
На Юге России только ЗАО “Трест Южстальконструкция” (далее ЗАО «Трест ЮСК») владеет уникальным методом вертолетного монтажа, которым в последнее время смонтирован купол на колокольне Ростовского кафедрального собора и переходная опора ЛЭП высотой 100 метров.
Благодаря сохранившимся высококвалифицированным специалистам и преемственности поколений ЗАО «Трест ЮСК» имеет возможность монтировать металлоконструкции уникальных зданий и сооружений с качеством, соответствующим мировым стандартам. Для осуществления своей деятельности ЗАО "Трест ЮСК" имеет значительные производственные и складские площади, владеет мобильными монтажными кранами большой грузоподъемности, автотранспортом и другой техникой.
В кооперации с бывшими подразделениями треста, а также используя собственные производственные мощности и мощности дочернего предприятия, ЗАО «Трест ЮСК» готово выполнять подрядные работы на крупных комплексах промышленного и гражданского строительства в любом регионе Российской Федерации и за ее границами.
Специалисты ЗАО "Трест ЮСК" имеют большой опыт строительства резервуаров для хранения нефтепродуктов большой емкости – до 50000 кубических метров. Владеют методами их монтажа, как по листовой, так и рулонной сборки.
Только “Южстальконструкция” силами Азовского филиала на Юге России производит утеплитель из базальтового волокна и профилированный настил из оцинкованной стали. Общество имеет дочернее общество «СМУ Южстальконструкция» в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области с долей участия в его уставном капитале 40%. ЗАО
ЗАО «Трест ЮСК» выполняет на условиях генерального подряда и в качестве субподрядчика следующие виды работ:
?                    изготовление и монтаж металлоконструкций зданий и сооружений различного назначения, в том числе высотных и уникальных, поставка и монтаж конструкций зданий модульного типа и сельскохозяйственного назначения;
?                    монтаж металлоконструкций башен, антенно-мачтовых сооружений, дымовых и вентиляционных труб, используя как традиционные методы монтажа, так и монтаж с помощью вертолета;
?                    монтаж металлоконструкций резервуаров для хранения нефти, продуктов из нее и других продуктов емкостью до 50000 кубических метров;
?                    обследование металлоконструкций зданий и сооружений, в том числе резервуарных конструкций, с выдачей заключения об их техническом состоянии и рекомендаций по исправлению дефектов или реконструкции;
?                    ремонт и реконструкция зданий и сооружений различного назначения, включая резервуары различной емкости;
?                    контроль качества сварных соединений, как в стадии производства работ, так и смонтированных конструкций различными методами. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.