На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Исследование ощущений

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 35. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


6.1.Ощущения и их анатомо-физиологические  механизмы. 
 
 Жизнедеятельность человека  предполагает активное исследование  объективных закономерностей окружающей  действительности. Познание мира, построение  образа этого мира необходимы  для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.
 
 В познании принято выделять  два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится  познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.
 
 Ощущение — это процесс  первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.
 
 Ощущения являются наиболее  простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная  реакция нервной системы на  тот или иной раздражитель. Физиологической  основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:
 
 
Периферического отдела (рецептора), трансформирующего внеййннэю энергию  в нервный процесс;
 
 
Проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии);
 
 
Подкорковых и корковых отделов  анализатора, где происходит переработка  нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.
 
 
 Клеткам периферических отделов  анализатора соответствуют определенные  участки корковых клеток. Многочисленные  эксперименты позволяют четко  установить локализацию в коре  тех или иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен  главным образом в затылочных зонах коры, слуховой — в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине, и т.д.
 
 Для возникновения ощущения  необходима работа всего анализатора.  Воздействие раздражителя на  рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение — человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь описанный путь называется рефлекторным копытом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его существования.
6.2.Виды и свойства ощущений.
 
 Со времен Аристотеля в  сфере внимания многих поколений  ученых находились только пять  чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. В XIX в. знания о составе ощущений резко расширились. Это произошло в результате описания и изучения их новых видов — вестибулярных, вибрационных, мышечно-суставных, или кинестетических, и т.д., — а также вследствие уточнения состава некоторых сложных видов ощущений (например, научного осознания того факта, что осязание — это сочетание тактильных, температурных, болевых ощущений и кинестезии, а в тактильных ощущениях в свою очередь можно выделить ощущения прикосновения и давления). Увеличение количества видов ощущений вызвало необходимость в их классификации.
 
 Известны несколько попыток  классифицировать ощущения по  разным основаниям и принципам.  Наиболее удачной и продуманной  считается классификация, предложенная  английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Основанием для этой классификации стали характер отражений и место расположения рецепторов. Ч.Шеррингтон выделил три вида рецептивных полей: интероцептивные, проприоцептивные и экстероцептивные.
 
 Интероцептивные рецепторы  расположены во внутренних органах и тканях тела и отражают состояние внутренних органов. Это наиболее древние и наиболее элементарные ощущения, однако, они очень важны как сигналы о состоянии нашего организма. Проприоцепторы находятся в мышцах, связках и сухожилиях. Они поставляют информацию о движениях и положении нашего тела в пространстве, и отдельных частей тела относительно друг друга. Эти ощущения играют важнейшую роль в регуляции движения.
 
 Экстероцептивное рецептивное  поле совпадает с наружной  поверхностью организма и полностью открыто для внешних воздействий. Экстероцепторы представляют собой самую большую группу ощущений. Ч.Шеррингтон разделил их на контактные и дистантные. Контактные рецепторы (осязание, включая тактильные, температурные и болевые ощущения, а также вкусовые рецепторы) передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами. Дистантные ощущения (обоняние, слух, зрение) возникают, когда раздражитель действует с некоторой дистанции. В процессе эволюции именно дистантные экстериоцептивные ощущения начинают играть все большую роль в познании окружающего мира и в организации поведения, поскольку они обеспечивают важное преимущество, позволяя заблаговременно получать нужную информацию об изменениях в среде и реагировать на них.
 
 С точки зрения современной  науки, предложенное Ч.Шеррингтоном  разделение ощущений на внешние  (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы)  недостаточно. Некоторые виды ощущений  — например, температурные и болевые,  вкусовые и вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические рецепторы — можно считать внешне-внутренними.
 
 Ощущения — это форма отражения  адекватных раздражителей. Так,  например, зрительные ощущения возникают  при воздействии электромагнитных  волн длиной в диапазоне от 380 до 780 миллимикрон, слуховые ощущения — при воздействии механических колебаний частотой от 16 до 20 000 Гц, громкостью от 16—18 до 120 децибел, тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи, вибрационные порождаются вибрацией предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Тесно связана с адекватностью раздражителю ограниченность ощущений, обусловленная особенностями строения органов чувств. Человеческое ухо не улавливает ультразвуки, хотя некоторые животные, например дельфины, обладают такой способностью. Глаза человека чувствительны лишь к небольшому участку спектра. Значительная часть физических воздействий, не имеющих жизненного значения, нами не воспринимается. Для восприятия радиации и некоторых других воздействий, встречающихся на Земле в чистом виде и в количествах, угрожающих жизни человека, у нас просто нет органов чувств.
 
 К общим свойствам ощущений  относят их качества, интенсивность,  длительность и пространственную локализацию. Качества — это специфические особенности данного ощущения, отличающие его от других видов. Например, слуховые ощущения отличаются по тембру, высоте, громкости; зрительные — по насыщенности и цветовому тону вкусовые — по модальности (вкус может быть сладким, соленым, кислым и горьким).
 
 Длительность ощущения —  это его временная характеристика. Она во многом определяется  функциональным состоянием органов  чувств, но главным образом —  временем действия раздражителя  и его интенсивностью. Необходимо иметь в виду, что при воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным периодом. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых — 370 миллисекунд, вкусовые ощущения возникают спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя. Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно не исчезает с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.
 
 Пространственная локализация  раздражителя также определяет  характер ощущений. Пространственный  анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.
Ощущение, его психофизиологические основы
 
Ощущение - это простейший психический  процесс, состоящий в отражении  отдельных свойств предметов  и явлений материального мира, а также внутренних состояний  организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
      Отражение - всеобщее  свойство материи, заключающееся  в способности объектов воспроизводить  с различной степенью адекватности  признаки, структурные характеристики  и отношения других объектов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Рецептор - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри его и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д - и их преобразования в нервные электрические импульсы. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
      Ощущение составляет  ту исходную область сферы  психических познавательных процессов,  которая располагается у границы, резко разделяющей психические и допсихические явления. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
      Слово "ощущение" психологи традиционно использовали  для обозначения элементарного  перцептивного образа и механизма  его построения. Об ощущении в психологии говорят, когда человек отдает себе отчет в том, что какой-то сигнал поступил на его органы чувств. Элементарное изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других модальностей, психологически презентируется в виде ощущения. Ощущение - это первичное сознательное представительство бесформенного и беспредметного фрагмента реальности определенной модальности:
цвет,
свет,
звук,
неопределенное прикосновение.
 
В области вкуса и запаха различие между ощущением и восприятием  значительно меньше, а иногда его фактически нет. Если на вкус мы не можем определить предмет (сахар, мед), значит, здесь есть только ощущения. Если запахи не идентифицируются с их предметными источниками, то они презентуются только в виде ощущений. Болевые сигналы почти всегда презентуются как ощущения, так как построить образ боли может только очень богатое воображение. Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
      Органы чувств  получают, отбирают, накапливают информацию  и передают в мозг, ежесекундно  получающий и перерабатывающий  огромный и неиссякаемый ее  поток. В результате возникает  адекватное отражение окружающего  мира и состояния самого организма.  На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т. п. И вся эта чрезвычайно сложная работа, состоящая из многих тысяч операций в секунду, совершается непрерывно (Т.П. Зинченко).
      Органы чувств - это  единственные каналы, по которым  внешний мир проникает в человеческое  сознание. Органы чувств дают  человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасности. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
      Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле этого слова, предполагает постоянно существующий некоторый информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоят информационная перегрузка и информационная недогрузка (сенсорная изоляция), которые приводят к серьезным функциональным нарушениям организма.
      Способность к  ощущениям имеется у всех живых  существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений (по поводу, источнику и качеству возникновения которых отдается отчет), то они есть только у человека. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
      Ощущения в своем  качестве и многообразии отражают  разнообразие значимых для человека  свойств окружающей среды. Органы  чувств, или анализаторы человека, с рождения приспособлены для  восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, механических, химических и иных). Раздражитель - любой фактор, воздействующий на организм и способный вызвать в нем какую-либо реакцию.
      Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него. Этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности. Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции, а сами органы чувств - продукт приспособления к воздействиям внешней среды, и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.
      Ощущение возникает как реакция  нервной системы на тот или  иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Реакция - ответ организма на какой-нибудь раздражитель. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
      Физиологической основой ощущения  является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор - понятие, предложенное И.П. Павловым, обозначающее совокупность афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.
Эфферентный - это процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.
Афферентный - понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной  системе в направлении от периферии  тела к головному мозгу.
 
Анализатор  состоит из трех частей:
Периферический  отдел (или рецептор), являющийся специальным  трансформатором внешней энергии  в нервный процесс. Рецептор - это  специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д - и их преобразования в нервные электрические импульсы. Различают два вида рецепторов:
контактные  рецепторы - рецепторы, передающие раздражение  при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами;
дистантные  рецепторы - т.е. рецепторы, реагирующие  на раздражения, исходящие от удаленного объекта.
Афферентные (центростремительные) и эфферентные (центробежные) нервы, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.
Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка  нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
 
В корковом отделе каждого анализатора имеется ядро анализатора, т. е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры. Ядерная часть анализатора состоит из большой массы клеток, которые находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора.
      Все виды ощущений возникают  в результате воздействия соответствующих  стимулов-раздражителей на органы чувств. Органы чувств - телесные органы, специально предназначенные для восприятия, переработки и хранения информации. Они включают рецепторы, нервные пути, проводящие возбуждения в мозг и обратно, а также центральные отделы нервной системы человека, перерабатывающие эти возбуждения.
 
(См. дополнительный  иллюстративный материал.)
 
Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Так, по характеру отражения и месту расположения рецепторов принято делить ощущения на три группы:
интероцептивные ощущения, имеющие рецепторы, расположенные  во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. Сигналы, поступающие из внутренних органов, в большинстве случаев менее заметны, за исключением болезненных симптомов. Информация интерорецепторов сообщает мозгу о состояниях внутренней среды организма: наличии в ней биологически полезных или вредных веществ, температуре тела, химическом составе имеющихся в нем жидкостей, давлении и многом другом;
проприоцептивные  ощущения, рецепторы которых расположены  в связках и мышцах - они дают информацию о движении и положении  нашего тела. Проприоцептивные ощущения отмечают степень сокращения или  расслабления мышц, сигнализируют о положении тела относительно направленности сил гравитации (ощущения равновесия). Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими.
экстероцептивные  ощущения, отражающие свойства предметов  и явлений внешней среды и  имеющие рецепторы на поверхности  тела. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
 
Экстероцепторы  можно подразделить на две группы:
контактные;
дистантные.
 
Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них  объектами; таковы осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют  на раздражения, исходящие от удаленного объекта; дистантными рецепторами являются зрительные, слуховые, обонятельные. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
      С точки зрения  данных современной науки, принятое  разделение ощущений на внешние  (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы)  недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся, например:
температурные и болевые,
вкусовые и вибрационные,
мышечно-суставные и статико-динамические.
 
Промежуточное положение между  тактильными и слуховыми ощущениями занимают вибрационные ощущения. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
      Как мы уже говорили  ранее, с ощущений начинается  психика. Они являются первичным  материалом психических образов,  которые формируются уже на  уровне восприятия.
ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ КАК ПЕРВИЧНАЯ ОСНОВА ПОЗНАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
 
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений и  представляют собой процессы отражения  отдельных свойств, признаков предметов  и явлений окружающего мира, непосредственно  воздействующих в данный момент на органы чувств. Ощущения выступают как осознаваемый или субъективно представленный (присутствующий в психике субъекта) результат переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей.
 
Ощущения выступают как первооснова  для восприятия и познания разнообразных свойств окружающего мира. Благодаря ощущениям человеческое сознание обеспечивается прочной связью со всем многообразием и разносторонностью проявлений процессов окружающего мира. Через ощущения мы узнаем о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, гладкость, шероховатость и т.д. Ощущения позволяют судить и об изменениях, происходящих в нашем собственном теле, о движении и положении тела и его отдельных частей, о работе внутренних органов. Еще в XVII в. М.В.Ломоносов отмечал, что источником познания выступают показания органов чувств, проверяемые опытом.
 
Ощущения, их природа, законы формирования и изменения изучаются в специальной  отрасли психологии, называемой психофизикой. Она возникла в начале второй половины XIX в., и ее название связано с тем, что главным вопросом, который ставится и решается в этой области знаний, является вопрос о зависимости ощущений от физических характеристик стимулов, воздействующих на органы чувств.
 
 
 
Природа ощущений связана с рефлекторной деятельностью анализаторов в ответ на действие раздражителей (М. И. Сеченов, И.П.Павлов) и представляется сложным нейрофизиологическим процессом превращения энергии внешнего раздражения в факт сознания.
 
Не останавливаясь на особенностях механизма функционирования и строения физиологического аппарата анализатора, необходимо отметить два обстоятельства. Во-первых, само название «анализатор» не вполне точное, так как он производит не только анализ, но и синтез раздражителей в ощущения и образы. Во-вторых, анализ и синтез могут происходить вне сознательного контроля этих процессов со стороны человека. Многие раздражители он воспринимает, перерабатывает, но не осознает.
 
Развитие ощущений есть результат  совершенствования деятельности анализаторов в процессе эволюции под влиянием внешней среды. У человека тонкая дифференцировка в области ощущений бвязана с историческим развитием общества и с общением людей между собой. Так, последнее привело к возникновению сложных форм различения звуковых раздражителей, служащих звуками речи. Весьма важную роль в развитии ощущений играет трудовая деятельность человека. Процесс развития ощущений зависит от требований, которые предъявляются обучением, жизнью, трудом к работе органов чувств.
 
 
 
Классификация ощущений основывается на различиях в свойствах анализаторов. Уже древние греки выделяли пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека. В настоящее время насчитывается около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.
 
Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.
 
По физиологическому расположению рецепторов все анализаторы можно разбить на три группы.
 
Первую составляют внешние анализаторы. Имея рецепторы, вынесенные на поверхность  тела (экстероцепторы), они воспринимают внешние раздражители. На их базе формируются  экстерорецептивные ощущения, к которым  относят зрительные, слуховые, кожные (тактильные, или ощущения прикосновения и давления, температурные, вибрационные), вкусовые, обонятельные.
 
 
 
Вторая группа — внутренние анализаторы. Имея в качестве концевых аппаратов  рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях (интероцепторы), они воспринимают изменения, происходящие внутри организма. Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии организма (чувство голода, жажды и т. п.).
 
Промежуточное положение занимает третий — двигательный — анализатор. Его периферические окончания, расположенные в мышцах и связках (проприоцепторы), могут служить как для ощущения движения и положения органов тела, так и для определения свойств внешних предметов (например, при осязании предмета рукой). Проприорецептивные ощущения указывают на перемещения и положения тела и его частей в пространстве.
 
Общими для разных анализаторов являются болевые ощущения, сигнализирующие  о разрушительной силе раздражителя.
 
 
 
По наличию или отсутствию непосредственного  контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную и контактную рецепции. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — к контактной.
 
Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств, или их способность реагировать на минимальные, самые слабые воздействия раздражителей. Чем слабее раздражители, способные вызвать ощущение, т.е. чем меньше величина абсолютного порога, тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия, тем больше абсолютная чувствительность. Абсолютная чувствительность обратно пропорциональна абсолютному порогу ощущений.
 
 
 
Выделяется также относительный, или разностный, порог, отражающий минимальное  изменение интенсивности раздражителя в виде возникновения изменения качества ощущения. Эта чувствительность к различению, как отмечает Б. Г.Ананьев, является источником сложного мыслительного процесса — сравнения. В развитии различительной чувствительности исключительная роль принадлежит слову. Слово выделяет и закрепляет едва заметные различия в ощущениях, обращает внимание человека на качественно-количественную характеристику свойств отражаемого объекта и приводит к развитию наблюдательности. Поэтому совершенствование различительной чувствительности у детей неразрывно связано с развитием речи в процессе обучения. Представим краткую характеристику наиболее важных видов ощущений.
 
 
 
Зрительные ощущения. Аппаратом  зрения является глаз — орган чувств со сложным анатомическим строением. Световые волны, отражаемые предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и фокусируются на сетчатке в виде изображения. Глаз относится к дистантным рецепторам. Возможность отражать пространство обеспечивают парность зрительного анализатора, изменение размеров изображения на сетчатке при удалении или приближении к предмету, а также движение (сведение и разведение) осей глаз.
 
Выделяются две большие группы зрительных ощущений:
 
1) ахроматические — отражают  переход от белого к черному  через массу оттенков серого цвета;
 
2) хроматические — отражают  цветовую гамму с многочисленными  оттенками и переходами цветов.
 
 
 
Отражение цвета значительно обогащает  познавательные возможности человека. В цветовых ощущениях ярко выражен  и эмоциональный тон: неслучайно говорят о теплом и холодном цвете. Показано, что черный цвет сигнализирует опасность, угнетает, что выражается в трудности ориентировки в темноте. Зеленый цвет — цвет растений — успокаивает как сигнал живого, пищи. Голубой цвет связан с открытым пространством. Он может успокаивать, радовать, но может вызывать и тревожность. Красный цвет вызывает возбуждение, чувство тревоги (цвет крови).
 
Влияние цвета на эмоциональное  состояние человека учитывают при  окраске учебных помещений. Цвет стен класса должен соответствовать требованиям психологии и технической эстетики, вызывать бодрое, приподнятое настроение у школьников. Эмоциональное воздействие цвета широко используется в искусстве: в живописи, цветном кино, почти в любом из видов художественных изделий. Поэтому перед школой стоит задача широко использовать цвет в процессе обучения.
 
Зрительный анализатор позволяет  различать яркость цвета и  этим способствует вычленению предмета из фона. Черное на белом или белое  на черном очень хорошо заметно. Этот закон контраста лежит в основе различения плоскостных черно-белых изображений. Чем слабее освещен предмет и чем дальше расположен он от зрителя, тем большим должен быть контраст для безошибочного различения раздражителей. Закон контраста предъявляет определенные требования к схемам, плакатам, наглядным пособиям, выполненным как в ахроматическом, так и в хроматическом цвете (цветовой контраст).
 
 
 
Слуховые ощущения также относятся  к дистантным. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные  и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества звука: силу (громкий — слабый), высоту (высокий — низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность (время звучания) и, кроме этого, темпоритмический узор последовательно воспринимаемых звуков.
 
Возможность различения звуков речи обеспечивается фонематическим слухом. Он формируется прижизненно в  зависимости от речевой среды, в  которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Способность к обучению иностранным языкам в значительной мере определяется развившимся фонематическим слухом. Фонематический слух заметно влияет и на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе.
 
Музыкальный слух в не меньшей мере социален, чем речевой. Возможность эстетического наслаждения музыкой заложена в том эмоциональном тоне, который связан со звуком. Хорошо известно, что отдельный звук может быть приятным или неприятным. Но между этим элементарным эмоциональным состоянием и способностью наслаждаться музыкальными произведениями лежат века развития музыкальной культуры человечества. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой.
 
Третий вид звуковых ощущений —  шумы (и шорохи) — менее социален и значим для человека. Шумы могут вызывать определенный эмоциональный настрой (шум дождя, вой ветра), иногда служат сигналом опасности (шипение змеи, шаги приближающегося врага). В школьной практике приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он мешает выделять в сознании полезные сигналы — слова, утомляет нервную систему. Неслучайно в больших городах объявлена борьба с шумом на улицах.
 
 
 
Вибрационные ощущения примыкают  к слуховым. У них общая природа  отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». В жизни человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Познавательное значение вибрационной чувствительности возрастает в тех видах деятельности, где вибрации становятся сигналом неисправностей в работе машины. В жизни глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее действие, длительные и интенсивные — утомляют и способны вызвать болезненные явления.
 
 
 
Обонятельные ощущения также относятся  к дистантным. Они отличаются уже  не столь сильной развитостью  и стойкостью, о чем свидетельствует  отсутствие в языке специальных слов для их обозначения; ощущения не абстрагированы от предмета, который их вызывает. Говорят: «запах сена», «запах гнилых яблок», «запах ландышей». Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качество пищи. Обоняние предупреждает об опасной для организма воздушной среде, позволяет различать в ряде случаев химический состав веществ.
 
 
 
Вкусовые ощущения контактные, возникают  при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса  является язык. Особенность динамики вкусовых ощущений состоит в их тесной связи с потребностью организма в пище. При голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении — понижается. Пища доставляет определенные эмоциональные переживания.
 
 
 
Кожные ощущения вызываются несколькими самостоятельными анализаторными системами: тактильной (ощущение прикосновения), температурной (ощущение холода и тепла), болевой. Все виды кожной чувствительности относятся к контактной чувствительности. Тактильная чувствительность неравномерно распределена по всему телу. Наибольшее скопление тактильных рецепторов на ладони, на кончиках пальцев и на губах.
 
Тактильные ощущения руки, объединяясь  с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание — специфически человеческую, выработанную в труде систему познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении, по меткому определению И.М.Сеченова, является чувством, параллельным зрению.
 
 
 
Статические ощущения, или гравитационная чувствительность, отражают положение  нашего тела в пространстве. Соответствующие  рецепторы расположены в вестибулярном  аппарате внутреннего уха. Резкие и  частые изменения положения тела относительно плоскости земли (качание на качелях, морская качка) приводят к головокружению (например, «морской болезни»).
 
 
 
Кинестетические ощущения — это  ощущения движения и положения отдельных  частей тела. Рецепторы кинестетических  ощущений расположены в мышцах и  сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц. Большое количество двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке и губах, так как этими органами необходимо осуществлять точные и тонкие рабочие и речевые движения. Кинестетические ощущения, идущие от речевого аппарата, И. П. Павлов называл «базальными компонентами речи», т. е. считал их лежащими в основе деятельности второй сигнальной системы. Деятельность двигательного анализатора позволяет человеку координировать и контролировать свои движения.
 
Развитие кинестетических ощущений является одной из важнейших задач  обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного  анализатора детей. Не меньшее значение для овладения движениями имеет их эстетическая, выразительная сторона. Для ее воспитания необходимо упражняться в танцах, художественной гимнастике, фехтовании и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений.
 
Речевые кинестезии формируются в  преддошкольном и дошкольном периодах; перед преподавателем всегда стоит  задача — исправлять ошибочные речевые  кинестезии учащихся при произнесении слова. Формирование правильного моторного  образа слова повышает речевую культуру, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речевых кинестезий, которые не характерны для родного языка. С самого начала обучения задача педагога — следить за правильным произношением фонем, формировать звуки речи, соответствующие изучаемому иностранному языку.
 
 
 
Органические ощущения вызываются работой внутренних органов. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют и отдельные органические ощущения, как, например, чувство голода, жажды, болевые ощущения. Возникновение органических ощущений сопровождается яркими переживаниями отрицательных эмоций, а снятие ощущений связано с положительным эмоциональным гоном.
 
К основным свойствам ощущений относятся: интенсивность, качество, локализованность, продолжительность, латентный период (время от момента действия раздражителя до возникновения ощущения). В ощущении слиты в единое целое знания и переживания. Отсюда — еще одна особенность ощущений — их эмоциональный тон.
 
Выделяются также следующие  закономерности ощущений: адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.
 
 
 
Адаптация — приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или  повышении порогов. В жизни явление адаптации хорошо известно каждому. В первую минуту, когда человек входит в реку, вода кажется ему холодной. Затем ощущение холода исчезает, вода кажется достаточно теплой. Подобное наблюдается во всех видах чувствительности, кроме болевой. Различают темновую и световую зрительную адаптацию.
 
 
 
Взаимодействие ощущений — это  изменение чувствительности одной  анализаторной системы под влиянием деятельности другой. Общая закономерность здесь такова: слабые раздражители в одной анализаторной системе  повышают чувствительность другой системы, сильные — понижают. Например, слабые вкусовые ощущения (кислое) повышают зрительную чувствительность, взаимное влияние отмечается между звуковыми и зрительными ощуще ниями. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов, а также систематических упражнений называется сенсибилизацией.
 
Поддерживая в классе температурный  режим, чистоту воздуха, организуя  дисциплину, преподаватель должен помнить  не только о гигиенической и педагогической стороне этих мероприятий, но и о том влиянии, которое они оказывают на уровень чувствительности учащихся.
 
 
 
Контраст ощущений — это изменение  интенсивности и качества ощущений под влиянием предшествующего или  сопутствующего раздражителя. При одновременном  действии двух раздражителей возникает одновременный контраст. Такой контраст хорошо прослеживается в зрительных ощущениях. Одна и та же фигура на черном фоне кажется светлее, на белом — темнее. Зеленый предмет на красном фоне кажется более насыщенным. Широко известно явление последовательного контраста. После холодного — слабый тепловой.
 
 
 
Синестезия — возбуждение возникшими ощущениями одной модальности ощущений другой модальности. Это выражается в устойчивых словосочетаниях: бархатный  голос, темный звук, холодный цвет и  т. д. Проявления синестезии индивидуальны. Есть люди с очень яркой способностью к синестезии и люди, у которых она почти не наблюдается.
 
 
 
Сенсорная организация личности как  одна из существенных черт индивидуальности отражает уровень развития отдельных  систем чувствительности и способ их объединения в комплексы. Отмечается зависимость развития чувствительности от социальных факторов: воспитания, профессии, среды и т. п. Формирование социально значимой личности может протекать на крайне ограниченной сенсорной основе, даже при потере двух ведущих дистантных рецепций — зрения и слуха. Тактильная, вибрационная и обонятельная чувствительности становятся в этих условиях ведущими в развитии личности. Пример слепоглухонемой О. И. Скороходовой — ученого-психолога — убедительное свидетельство того, каких высот творческой активности может достигнуть индивид, опираясь в своем развитии на неведущие (у других людей) модальности ощущений.
 
Различные виды чувствительности могут  быть развиты в результате специально организованных упражнений. В этой связи школа призвана решать важную проблему. С одной стороны, для всестороннего развития личности необходимо целенаправленное воспитание различных систем чувствительности каждого ученика. Этому способствуют многие предметы, важнейшее место среди которых занимают пение, рисование, труд, физкультура. Через развитие органов чувств происходит приобщение человека к эстетическим ценностям, развиваются дремлющие эстетические потребности личности. С другой стороны, перед школой возникает задача отбирать детей с выраженными задатками. С такими детьми необходима более глубокая работа, направленная на приобщение их к творческой деятельности, она может осуществляться в школьных кружках, а в дальнейшем — в специальных художественных школах, спортивных обществах и т.д.
 
 
 
Формирование системы чувствительности. Всестороннее развитие ощущений у детей  связано с разнообразными видами деятельности: с рисованием и лепкой, в которых развиваются зрительные и двигательные ощущения, с занятиями  музыкой, воспитывающей наиболее сложные и совершенные формы слуховых ощущений, спортом как средством развития проприоцептивной чувствительности, играющей важную роль в жизни человека, и т.д.
 
Условия обучения и формирования деятельности ребенка приводят к тому, что по мере взросления у него складывается система чувствительности с выделением ведущего анализатора. Например, установлено, что прижизненно складывающийся тип сенсорной ориентации в пространстве зависит от характера воспитания. Дети, которых стимулировали к самостоятельности в раннем детстве, ориентируются в пространстве на основе гравитационного чувства. Дети, которых лишали активности, чересчур опекали, ориентируются зрительно. Следует подчеркнуть, что различные типы пространственной ориентации оказывают влияние на чувственное познание в целом. Испытуемые, опирающиеся на гравитационную чувствительность, значительно лучше справляются с заданиями на выделение фигуры из фона, на выделение из контекста существенных элементов, но эти различия в сенсорной организации не влияют на общее умственное развитие, на решение математических задач, понимание словесных текстов.
 
Собранные факты показывают не только зависимость развития некоторых  сторон интеллекта от сенсорной организации  личности, но и влияние этого фактора  на поведение. Индивид с ориентацией на гравитационное поле показывает большую независимость от окружающего, меньшую внушаемость.
 
Органические ощущения во взаимодействии с кинестезией и дистантной чувствительностью  образуют ощущения схемы тела (соразмерности  его частей), ощущения здоровья, силы, которые вызывают у ребенка бодрость, уверенность в себе, стимулируют активную деятельность. Болезненные ощущения, связанные с понижением тонуса жизнедеятельности, могут породить апатию, безразличие, озлобленность.
 
 
 
В подростковом возрасте особое значение обретает развитие половых ощущений. Этот период связан с появлением необычных ощущений и специфического восприятия лиц иного пола, с перестройкой отношений между мальчиками и девочками, что актуализирует вопрос о половом воспитании личности.
 
Процесс обучения во многом базируется на определенных системах чувствительности, оказывающих влияние на потребности  и устойчивость интересов, познавательную деятельность и поведение, и в  то же время формирует эти системы.
 
Условием развития ощущений во всех видах деятельности является наличие разнообразных раздражителей, воздействующих на органы чувств. Однако одного этого недостаточно. Развитие чувствительности будет продуктивным только тогда, когда от различения или неразличения предметов существенно зависит успешность деятельности ребенка, имеющей для него важное значение (А. Н.Леонтьев, А. В. Запорожец). В этих условиях даже такая относительно простая функция, как острота зрения, заметно развивается. Развитие органов чувств ребенка требует, чтобы различение тех или иных особенностей предметов было необходимым условием выполнения интересующей ребенка или в каком-либо ином отношении значимой для него деятельности. Только при такой организации деятельности ребенка осуществляется сенсорная культура, т. е. подлинное развитие ощущений ребенка.
Ощущение — отражение свойств  предметов объективного мира, возникающее  при их непосредственном воздействии  на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова  были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущение является целостным рефлексом, объединяющим прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализатора. В настоящее время проблематика ощущения интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах физиологии. Английский физиолог Ч. Шеррингтон выделил три основных класса ощущений: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами. Данная классификация не учитывает, однако, известную независимость функции ощущения от морфологической локализации рецепторов. Так, зрительные ощущения могут выполнять важную проприоцептивную функцию. Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял английский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю — протопатическую и более молодую — эпикритическую чувствительность. Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают точной локализации источника раздражения ни во внешнем пространстве, ни в пространстве тела, характеризуются постоянной аффективной окрашенностью и отражают скорее субъективные состояния, чем объективные процессы. Ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимости как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения, отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды.
Ощущения – это основной источник знаний о внешнем мире и о собственном теле. Это отражение психики человека, отдельных свойств предметов и явлений:
- громкость;
- цвет;
- величина;
- форма;
- температура.
 
 Ощущения воспринимаются с  помощью органов чувств, как на  сознательном, так и бессознательном  уровне.
 
            Благодаря ощущениям человек может воспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира и состояний организма. Ощущения связывают человека с внешним миром, являясь одним из главных, источником познания и важным условием его психического развития.
 Разделившиеся во мнении  с психологами, философы-идеалисты  считали, что основным источником  нашей сознательной жизни являются  не ощущения, а внутреннее состояние  сознания, способность, которая заложена  от природы – разумно мыслить.  Все это легло в основу философии «рационализма».
 
 
Классификация ощущений
 
           Еще  давно различали пять основных  видов (модальность) ощущений  – это обоняние, вкус, осязание, слух  и зрение.
 
           Судя  по основным «модальностям» эта  классификация правильная, но не полная.
 
            Для исчерпывающего ответа, учтем,  что классификацию можно провести  по двум главным принципам:  систематический и генетический.
 
 
   
   
  
 
 
Систематическая классификация ощущений
 
 
           Из  самых крупных и существенных групп выделим три основных типа:
1. интроцептивный тип;
2. проприоцептивный тип;
3. экстрацептивный.
 
          Интероцептивные  ощущения сигнализируют о состоянии  внутренних процессов организма,  доводят до мозга раздражения,  которые исходят из стенок желудка, кишечника, сердца, кровеносной системы и других.
 
          Проприоцептивный  тип ощущения обеспечивает сигналы  о положении тела в пространстве  и, естественно, о положении  в пространстве опорно-двигательного  аппарата. Ощущения составляют афферентную (приносящую) основу движений человека и участвуют в их регуляции.
 
          Самая  большая группа ощущений –  это экстероцептивные. Эти ощущения  доставляют до человека информацию, которая поступает из внешнего  мира, являясь основной группой  ощущений, и связывает человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения разделяют на две подгруппы: контактные (вкус, осязание) и дистантные (слух, зрение, обоняние) ощущения.
Система тактильной чувствительности (ощущения давления, прикосновения, фактурности и вибрации) охватывает все человеческое тело. Наибольшие скопления тактильных клеток наблюдаются на ладони, на кончиках пальцев и на губах. Тактильные ощущения рук вместе с мышечно-суставной чувствительностью образуют осязание, благодаря которому отражаются форма и пространственное положение предметов. Тактильные и температурные ощущения представляют собой один из видов кожной чувствительности, дающей информацию о положении тел, с которыми непосредственно контактирует человек (гладкое, шероховатое, липкое, жидкое и т. п.), а также информацию о температурных параметрах этих тел и всей окружающей среды.
 
 
 
Если прикоснуться к поверхности  тела, а затем надавить на него, то это может вызвать болевое  ощущение. Таким образом, тактильная чувствительность предоставляет знания о качествах предмета, а болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости отдалиться от раздражителя и сопровождаются ярко выраженным эмоциональным тоном.
 
Третий вид кожной чувствительности — температурные ощущения. Он связан с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение рецепторов тепла и холода на коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь.
 
О положении тела в пространстве сигнализируют статические ощущения. Рецепторы статической чувствительности расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела относительно плоскости земли могут приводить к головокружению.
 
Особая роль в жизни и деятельности человека отводится интероцептивным (органическим) ощущениям, которые возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах, и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.
 
К органическим ощущениям относят  в первую очередь чувства голода, жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Чувство голода появляется при возбуждении пищевого центра мозга, расположенного в гипоталамусе. Электростимуляция этого центра (при помощи вживленных туда электродов) вызывает у животных стремление к непрерывному приему пищи, а разрушение — к отказу от нее, т. е. к гибели от истощения.
 
 
 
Анализаторы имеют ряд характеристик, среди которых отметим следующие:
 
1. Нижний порог ощущений —  минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается J0). Сигналы, интенсивность которых меньше J0, человеком не ощущаются. Верхний порог — максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интервал между J0 и Jmax носит название диапазон чувствительности.
 
2. Дифференциальный (разностный) порог  — наименьшая величина различий  между раздражителями, когда они  еще ощущаются как различные  (Д < 1). Величина AJ пропорциональна  интенсивности сигнала J; AJ/J = К  — закон Вебера. Для зрительного анализатора К = 0,01; для слухового — К = 0,1.
 
3. Оперативный порог различимости  сигналов — та величина различия  между ними, при которой точность  и скорость различения достигают  максимума. Оперативный порог  в 10-15 раз выше дифференциального.
 
4. Интенсивность ощущения (Е) прямо  пропорциональна логарифму силы  раздражителя J (закон Вебера—Фехнера): Е = klogJ + с.
 
5. Временной порог — минимальная  длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения  ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения — способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле: tga/2 = h/2L, где а — угловой размер объекта, h — линейный размер, L — расстояние от глаза до объекта.
 
 
 
У людей с нормальным зрением  пространственный порог остроты  зрения равен 1 угловой минуте, минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальными условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40 угловых минут. Объем зрительного восприятия — число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (одного взгляда) — при предъявлении не связанных между собой объектов; объем восприятия составляют 4—8 элементов.
 
6. Латентный период реакции —  промежуток времени от момента  подачи сигнала до возникновения  ощущения. После окончания воздействия  раздражителя зрительные ощущения  исчезают не сразу, а постепенно (инерция зрения равна 0,1-0,2 с). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должны быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 с. В противном случае замедлится скорость и точность реагирования, поскольку во время поступления нового сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего.
 
Понятие ощущений.
 
 
Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. С житейской  точки зрения трудно представить  себе что-то более естественное, чем  видеть, слышать, чувствовать прикосновение предмета... Скорее, утрату одного из них мы способны воспринять как нечто непоправимое. Явления ощущений настолько примитивны, что, пожалуй, в житейской практике для них нет конкретного определения. Психология имеет вполне конкретное определение ощущений. С ее точки зрения они представляют собой осознаваемый, субъективно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внутренней или внешней среде. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, т. е. чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. По своему происхождению, ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
 
Ощущения в своем качестве и  многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы  человека, с рождения приспособлены  для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий). Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, которые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различными видами энергии,вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обонятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие степень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.
 
Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее заметны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних органов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температура тела, химический состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение.
 
По современным данным мозг человека представляет собой сложнейшую, самообучающуюся  вычислительную аналоговую машину, работающую по генотипически обусловленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей информации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека принимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.
 
Далеко не все существующие виды энергии, даже если они жизненно значимые, человек воспринимает в виде ощущений. К некоторым из них, например радиационной, он психологически нечувствителен вообще. Сюда же можно отнести инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, радиоволны, находящиеся за пределами диапазона, вызывающего ощущения, незначительные, не воспринимаемые ухом колебания давления воздуха. Следовательно, человек в виде ощущений получает небольшую, наиболее значимую часть той информации и энергии, которые воздействуют на его организм.
 
Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, находящиеся в пределах значительного  диапазона - от коротких космических  лучей до радиоволн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные волны, которые отражает зрительная система, располагаются в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупности занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения различного цвета.
 Ухо человека реагирует, в  отличие от глаза, на механические воздействия, связанные с изменениями атмосферного давления. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости.
 Заметим, что длительные и  сильные воздействия физических  стимулов на наши органы чувств  способны вызывать определенные  нарушения в их функционировании. Например, глаз, подвергаемый воздействию  сильного света в течение длительного времени, слепнет; при воздействии на орган слуха длительных и сильных звуков, амплитуда колебаний которых превышает 90 дб, может наступить временная потеря слуха. Такое нарушение встречается у любителей и исполнителей современной музыки.
 
Обоняние - вид чувствительности, порождающий  специфические ощущения запаха. Это  одно из наиболее древних, простых и  жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства  живых существ в наиболее выгодном месте -- впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.
 
Следующий вид ощущений - вкусовые - имеет четыре основные модальности: слэдкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса  представляют собой разнообразные  сочетания этих четырех основных.
 
Кожная чувствительность, или осязание,- это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновении какого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарного осязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности. Специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось.
 
Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно  предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или  тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от состояния одного и того же рецептора, а также от специфики воздействующего на него свойства. Известно только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны. Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожи теплой водой ее температура воспринимается по-разному в зависимости от того, какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи.
 
Далеко не все ощущения являются осознаваемыми. Например, в нашем  языке нет слов, ассоциируемых с ощущением равновесия. Тем не менее такие ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценку направления и скорости движения, величину расстояния. Они формируются автоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательном уровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия "движение",- кинетика, и их поэтому называют кинестетическими. Рецепторы для работы этих ощущений расположены в мышечных тканях. Без этих рецепторов мы испытывали бы большие трудности, связанные с согласованием (координацией) движений.
 
Иногда  под действием одного раздражителя, могут возникать ощущения, характерные  для другого. Данное явление называется синестезией. Например, у ряда людей  звуки музыки способны вызвать ощущение цвета (так называемый цветной слух). Напротив, сочетания красок у ряда людей порождают музыкальные ассоциации. Подобного рода явления нередко используются в современном искусстве.
Контрольная работа
по психологии.
Тема: “Ощущения”.
План:
1.      Определение ощущения.
2.      Виды ощущений.
3.      Свойства ощущений.
4.      Чувствительность и её изменение.
5.      Анализатор.
6.      Отбор информации в ощущениях.
7.      Адаптация.
8.      Взаимодействие ощущений.
9.      Синестезия.
10.  Сенсибилизация.
О богатстве  окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре,
величине  и о многом другом мы узнаем благодаря  органам чувств. С помощью
органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную
информацию  о состоянии внешней и внутренней среды.
Ощущение  – это простейший психический  процесс, состоящий в отражении
отдельных свойств предметов и явлений  материального мира, а также внутренних
состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на
соответствующие рецепторы.
Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в
мозг, ежесекундно получающий и  перерабатывающий этот огромный и неиссякаемый
поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и
состояния самого организма.
Поскольку ощущения возникают в результате воздействия определенного
раздражителя на соответствующий  рецептор, классификация ощущений исходит  из
свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые
воздействуют эти раздражители. По характеру отражения и месту расположения
рецепторов принято делить ощущения на три группы:
1.      экстероцептивные, отражающие свойства предметов  и явлений внешней
среды и имеющие рецепторы на поверхности тела;
2.      интероцептивные,  имеющие рецепторы, расположенные  во внутренних
органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов;
3.      проприоцептивные, рецепторы которых расположены  в мышцах и связках и
дающие информацию о движении и  положении нашего тела. Подкласс проприоцепции,
представляющий собой чувствительность к движению, называется также
кинестезией, а соответствующие  рецепторы – кинестетическими.
Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные
рецепторы. Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном
контакте с воздействующими на них объектами. К ним относятся: осязательный и
вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы  реагируют на раздражения, исходящие
от удаленного объекта. К ним  относятся зрительный, слуховой и  обонятельный.
Мною названы всего пять рецепторов, соответствующих видам ощущений, но в
действительности их гораздо больше.
В состав осязания, наряду с тактильными  ощущениями (ощущениями
прикосновения), входит вполне самостоятельный  вид ощущений – температурных.
Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и
самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и
теплообмена между организмом и  окружающей средой. Промежуточное положение
между тактильными и слуховыми  ощущениями занимают вибрационные ощущения.
Большую роль в общем процессе ориентировки человека в окружающей среде играют
ощущения равновесия и ускорения. Сложный системный механизм этих ощущений
охватывает вестибулярный аппарат, вестибулярные нервы и различные  отделы
коры, подкорки и мозжечка.
С точки зрения данных современной науки принятое разделение ощущений на
внешние и внутренние недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать
внешне-внутренними. К ним относятся  температурные и болевые, вкусовые и
вибрационные, мышечно-суставные и  статико-динамические.
Ощущения – это форма отражения  адекватных раздражителей. Адекватным
возбудителем зрительного ощущения является электромагнитное излучение,
характеризующееся длинами волн в  диапазоне от 380 до 770 миллимикрон, которые
трансформируются в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий
зрительное ощущение. Слуховые ощущения – результат воздействия на рецепторы
звуковых волн с частотой колебаний  от 16 до 20000 Гц. Тактильные ощущения
вызываются действием механических раздражителей на поверхность  кожи.
Вибрационные, приобретающие особое значение для глухих, вызываются вибрацией
предметов. Свои специфические раздражителя имеют и другие ощущения
(температурные, обонятельные, вкусовые). Однако различные виды ощущений
характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К
таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность  и
пространственная локализация.
Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от
других видов ощущений и варьирующая  в пределах данного вида. Слуховые
ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные – по
насыщенности, цветовому тону и  т.п. Качественное многообразие ощущений
отражает бесконечное многообразие форм движения материи.
Интенсивность ощущения является его  количественной характеристикой и
определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием
рецептора.
Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также
определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом
временем действия раздражителя и  его интенсивностью. При воздействии
раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое
время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Латентный
период для различных видов  ощущений неодинаков: для тактильных ощущений,
например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых – 370 миллисекунд.
Вкусовое ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения химического
раздражителя на поверхность языка.
Подобно тому, как ощущение не возникает  одновременно с началом действия
раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением его  действия. Эта
инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.
Зрительное ощущение обладает некоторой  инерцией и исчезает не сразу после
того, как перестает действовать  вызвавший его раздражитель. На инерции
зрения, на сохранении зрительного  впечатления в течении некоторого времени
основан принцип кинематографа.
Подобное явление происходит и  в других анализаторах. Например, слуховые,
температурные, болевые и вкусовые ощущения также продолжаются некоторое  время
после действия раздражителя.
Для ощущений также характерна пространственная локализация раздражителя.
Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам
сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения
(тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся  той частью теля, на которую
воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает
разлитой и менее точной, чем  тактильных.
Различные органы чувств, дающие нам  сведения о состоянии окружающего  нас
внешнего мира, могут отображать эти явления с большей или  меньшей точностью.
Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем,
который в данных условиях оказывается  способным вызвать ощущение. Минимальная
сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним
абсолютным порогом чувствительности.
Раздражители меньшей силы, так называемые подпороговые, не вызывают
возникновения ощущений, и сигналы  о них не передаются в кору головного  мозга.
Кора в  каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов
воспринимает  лишь жизненно актуальные, задерживая все остальные, в том числе
импульсы от внутренних органов. Такое  положение биологически целесообразно.
Нельзя представить себе жизнь  организма, у которого кора больших  полушарий
одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала на них реакции. Это
привело бы организм к неминуемой гибели.
Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного
анализатора. Между абсолютной чувствительностью  и величиной порога существует
обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность
данного анализатора.
Наши анализаторы обладают различной  чувствительностью. Порог одной
обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает
8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое  ощущение, требуется, по крайней  мере, в 25
000 раз больше молекул, чем  для создания обонятельного ощущения.
Очень высока чувствительность зрительного и слухового анализатора.
Человеческий глаз, как показали опыты С.И. Вавилова, способен видеть свет при
попадании на сетчатку всего 2 – 8 квантов  лучистой энергии. Это значит, что
мы способны были бы видеть в полной темноте горящую свечу на расстоянии до 27
километров. В то же время для  того, чтобы мы ощутили прикосновение,
необходимо в 100 – 10 000 000 раз больше энергии, чем при зрительных или
слуховых ощущениях.
Абсолютная чувствительность анализатора  ограничивается не только нижним, но и
верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности
называется максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает
адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы
раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает в них лишь болевое
ощущение (например, очень громкий  звук, слепящая яркость).
Величина абсолютных порогов, как  нижнего, так и верхнего, изменяется в
зависимости от различных условий: характера деятельности и возрасти человека,
функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.
С помощью органов чувств мы можем  не только констатировать наличие или
отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их
силе и качеству. Минимальное  различие между двумя раздражителями, вызывающее
едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или  разностным
порогом.
Порог различения характеризуется  относительной величиной, постоянной для
данного анализатора. Для зрительного  анализатора это отношение составляет
приблизительно 1/100, для слухового - 1/10, для тактильного - 1/30.
Экспериментальная проверка этого  положения показала, что оно справедливо
только для раздражителей средней  силы.
Основываясь на экспериментальных  данных Вебера, немецкий физик Г. Фехнер
(1801-1887) выразил завис
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.