На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Управление ресурсами

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Реферат
 
 
Государственное управление земельными ресурсами
Галимьянова Л.Ф.
Работа состоит из 48 страниц, использовано 28 источников.
 
 
ЗЕМЕЛЬНЫЙ ФОНД. СОСТАВ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА. Государственное управление земельными ресурсами. оРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ Государственное управление земельными ресурсами. ФУНКЦИИ ГосударственноГО управлениЯ земельными ресурсами. УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ.
Объектом исследования данной курсовой работы является государственное управление земельными ресурсами. Предметом курсовой работы являются отношения, возникающие с функционированием системы государственного управления земельными ресурсами.
Была рассмотрена и проанализирована практика применение земельного законодательства и контроля за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами.
 
 
 
 
 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
1.1 Понятие и состав земельного фонда
1.2 Понятие и характеристика государственного управления земельными ресурсами
1.3 Органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами
2 ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
2.1Основные функции государственного управления земельными ресурсами
2.2 Учет земель
2.3 Государственный земельный кадастр
2.4 Землеустройство
2.5 Государственный контроль за использованием и охраной земель
2.6 Государственный мониторинг земель
2.6 Разрешение земельных споров
3 Применение земельного законодательства и контроль за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами.
3.1Применение земельного законодательства и контроль за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами на примере Балашихинского района Московской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
        Необходимость управления в области регулирования общественных отношений исторически появилось одновременно с возникновением государства, которое наряду со многими другими функциями призвано было выполнять и функцию управления экономикой. Современное содержание управления общественным производством направлено на решение тех задач, которые стоят перед обществом, вступившим в новый век. В области государственного управления земельными ресурсами перед Российским государством стоят задачи организации цивилизованных рыночных отношений, что осложняется необходимостью преодоления устаревших стереотипов государственного управления прошлой советской эпохи.
Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, государство несет ответственность за их состояние, использование и охрану. Государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельным фондом: они организуют и осуществляют земельный кадастр и учет, землеустройство,  мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешают земельные споры.
      Основой государственного управления земельными ресурсами является принцип устойчивого развития, направленный на сбалансированное развитие экономики и улучшения состояния окружающей среды, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления.
      Целью курсовой работы является попытка исследования государственного управления земельными ресурсами в свете принятых законов, исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:
?                 определить понятие и состав земельного фонда;
?                 раскрыть понятие государственного управления земельными ресурсами;
?                 определить органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами;
?                 разобрать функции государственного управления земельными ресурсами: земельный кадастр и учет, землеустройство,  мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешение земельных споров.
?                 проанализировать   применение земельного законодательства и контроля за использованием и охраной земель органами управления земельными ресурсами на примере Балашихинского района Московской области.
?                 рассмотреть судебную практику по земельным спорам.
При решении поставленных задач разрешится цель моей курсовой работы.
Сложностью при написании данной курсовой является то, что источники, регламентирующие вопросы государственного управления земельными ресурсами, представлены в малом количестве. В связи, с чем мною были использованы материалы периодической печати, в частности, журналы «АПК.Экономика и управление», «Хозяйство и право».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.1 .Понятие и состав земельного фонда.
 
          Государственное управление земельным фондом, как часть государственного управления в целом отличается от других отраслей управления по объекту: его объектом является земля, организация ее рационального использования и охраны как объекта хозяйствования.
Согласно словарю Ожегова под землей понимается: 1. почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. 2.Территория с угодьями, находящиеся в чьем-нибудь владении, пользовании /26/.
С юридической точки зрения, земля представляет собой ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог; один из основных компонентов производства /20/.
Наиболее полное определение содержится в ст.1 ЗК РФ: представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Областью действия государственного управления является земля в широком смысле слова рационального использования и охраны как объекта хозяйствования.
Все земли, находящиеся в пределах Российской федерации, составляют единый земельный фонд России. Признание единства земельного фонда предопределяет собой наличие общего правового режима всех земель фонда независимо от форм собственности на землю и ее целевого назначения.
        Хотя отдельные части земельного фонда в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом он является единым природным объектом. И как таковой он обладает различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес ( почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т. п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т. е. в народнохозяйственных целях
С этой точки зрения важное правовое значение имеет классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения, позволяющая обеспечить дифференцированный подход к правовому регулированию земельных отношений в рамках общего правового режима всех земель.
Как отмечал С.А. Боголюбов  классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения позволяет государству, во-первых находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категорий в другую, а во-вторых осуществлять контроль за режимом земель в зависимости от их целевого назначения /21/.
       Единый земельный фонд подразделяется на 7 целевых категорий (см. таблицу 1) /24/, закрепленных в земельном законодательстве (ст. 7. ЗК РФ), а именно:
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
   Таблица 1  Состав земель.
Группа земель
Площадь (млн.га)
Удельный вес в площади РФ,%
земли лесного фонда
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли населенных пунктов
земли природоохранного назначения
земли водных объектов
земли запаса
земли сельскохозяйственного назначения
 
808,6
10,8
 
 
 
 
31,5
43,8
 
50,5
2,9
18,1
 
 
49,0
0,6
 
 
 
 
0,1
2,6
 
2,9
0,2
1,1
 
 
                   
       По экономическому значению и площади земель особое место среди всех категорий занимают земли сельскохозяйственного назначения, к которым относят земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для этих целей. Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют земли, занятые сельскохозяйственными угодьями (пашни, сенокос, выгон, сад, огород и др.), используемые в качестве главного средства сельскохозяйственного производства.
Второй категорией земель в земельном фонде являются земли населенных пунктов, находящиеся в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов, а также земли, переданные в ведение населенных пунктов за пределами их черты. Земли этой категории используются прежде всего как фундамент, пространственный (операционный) базис для строительства, а также удовлетворения культурно-бытовых и иных нужд населения.
Важное значение в земельном фонде составляют земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения, предоставленных в установленном порядке предприятиям,  учреждениям, организациям для их специальных целей. Состав земель этой категории очень подвижек, что связано с развитием и появлением новых видов деятельности, в связи с чем перечень земель данной категории является открытым.
        Земли природоохранного, природно-заповедвого, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения — это земельные участки, имеющие статус особо охраняемых территорий, в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан. Землям, составляющим эту категорию, присущи особая правовая охрана, исключение их из хозяйственного использования.
        Самой большой категорией земельного фонда по площади являются  земли лесного фонда, состоящие из земель, покрытых лесом и не покрытых лесом, но предназначенных для нужд лесного хозяйства. Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, является энергетическим источником, местом отдыха граждан, играет роль «легких» для населенных пунктов и т.п. и нуждается в связи с этим в установлении особого правового режима его использования.  Особенностью правового режима этих земель является то, что он полностью подчиняется правовому режиму лесов, произрастающих на этих землях.
       Следующая категория земель — земли водного фонда, к которым относятся земли, занятые водными объектами: водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другим и водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания. Их основное целевое назначение — удовлетворение питьевых, бытовых. оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей. Поскольку основным назначением этих земель является обеспечение использования и охраны вод, их правовой режим в значительной мере предопределяется правовым режимом вод.
    Последней, седьмой, категорией земель в составе земельного фонда являются земли запаса. К ним относятся все земли, не предоставленные в собственности пользование, аренду, а также земли, право собственности, пользования, аренды которыми прекращено в соответствии с законодательством. Они служат резервом для представления земель.
Хотелось бы отметить, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий выполняющие природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции. (ст.7 ЗК РФ ) .
     Структура земельного фонда не является неизменной и постоянной. Под влиянием разнообразных экономических, экологических и других факторов происходят изменения как в составе земельного фонда так и внутри категорий земель В земельном фонде появляются новые категории, которых ранее не было. Так категория земель водного фонда появилась в связи с расширением комплексного использования вод и возрастанием масштабов эксплуатации водопокрытых земель и земель, прилегающих к водным объемам. С обострением экологической ситуации в России и необходимостью обеспечить правильное сочетание хозяйственной деятельности с охраной природы была выделена категория земель особо охраняемых территорий.
      Изменения в категориях земель происходят при переходе земель из одной категории в другую, имеющих место в результате изъятия и предоставления земель, происходящих под влиянием процессов приватизации земель, разго -сударствления земельной собственности, развития предпринимательской деятельности, при изменении целевого назначения земельных участков в целях восстановления деградированных и загрязненных земель, прекращении добычи полезных ископаемых. Отнесение земель к категориям, порядок перевода их из одной категории в другую устанавливается ЗК РФ (ст.8) и федеральными законами (ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. От 10.05.2007) «О переводе земель  или земельных участков из одной категории в другую»).
 
 
  
1.2. Понятие и общая характеристика государственного управления земельными ресурсами.
      Управление как способ организации систем есть стремление упорядочить что-либо. Управление также рассматривается как вид деятельности (функция), воздействующая на элементы системы для поддержания или достижения ее (системой) такого качественного состояния, которое определяется целями управления.
     Управление земельным фондом представляет собой распорядительную деятельность соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, направленную на обеспечение рационального использования и охраны единого земельного фонда страны.
       Практически управление земельным фондом проявляется в виде регулирования земельных отношений посредством правовых норм и обеспечения соблюдения требований земельного законодательства путем осуществления систематического контроля за использованием и охраной земель и принятия необходимых мер воздействия на нарушителей земельного законодательства. Таким образом, функции государственного управления земельным фондом в данном случае являются и функциями государственного регулирования земельных отношений, т.е. они совпадают. Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением о том, что эти понятия («государственное регулирование земельных отношений» и «государственное управление земельным фондом») не следует отождествлять, когда речь идет о пределах в объемах этой деятельности. Государственное регулирование земельных отношений может выходить за пределы, рамок деятельности государственных органов по обеспечению рационального использовании и охраны земель в той мере, в какой регулирование отношений включает в себя не только правоприменительный,  но а правотворческий процесс, т.е. установление необходимого с точки зрения государства поведения всех субъектов, сопричастных к нормальному функционированию земельных отношений для достижения цели лучшего использования земель. Следует также иметь ввиду, что под правовым обеспечением рационального использования и охраны земель нельзя понимать лишь выявление правонарушений и применение к виновным лицам установленных законом мер наказания. В процессе управления государство оказывает также помощь и содействие субъектам земельных отношений в реализации их прав на землю (безвозмездное улучшение земель, агротехнические содействия, обеспечение земельно-кадастровой информацией и т.п.).
    В зависимости от классификационных признаков различают несколько видов управления. По направлениям деятельности оно включает социально-экономическое, политическое, экологическое управление. Последнее, в свою очередь, включает управление в области охраны и использования окружающей среды и отдельных ее компонентов, основными из которых является земля. Выступает в виде государственного, муниципального, общественного управления, управления в хозяйствующих субъектах (производственное управление). В то же время государственное и муниципальное управление достаточно близки по своей природе поскольку, во-первых, и то и другое по праву можно объединить понятием публичного управления (властного, действующего в интересах большинства населения, проживающего на определенной территории) и, во-вторых, органам местного самоуправления передан ряд функций государственного управления, что само по себе не позволяет противопоставлять эти два вида управления
      Участие органов местного самоуправления в общей системе управления земельным фондом не меняет его государственного характера, т.к. деятельность этих органов осуществляется в пределах, установленных государством при сохранении общих целей и задач этого мероприятия.
     По характеру управления и объему его функций различают общее и отраслевое (межотраслевое) государственное управление земельным фондом.     Общее государственное управление имеет территориальный характер, т. е. охватывает определенные территории (чаще всего- территории в пределах границ образований) без каких-либо изъятий или перерывов. Например: в пределах границ: Российской Федерации в целом, области, края, сельского населенного пункта,  в пределах административных границ района и т. д. Осуществляется государственными органами общей и специальной компетенции.
       Отраслевое (межотраслевое) управление имеет отраслевой характер, т. е, распространяется на земли только отдельных отраслей или групп отраслей народного хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения, земли промышленности транспорта и т. д.). Осуществляется министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, учреждений, организаций, которым предоставлены земли, и не зависит от, территориального размещения земель. Действующее под контролем органов общего государственного управления, Отраслевое (межотраслевое) управление землями является по сравнению с первым более узким по объему и ставит целью обеспечить выполнение задач, стоящих перед соответствующей отраслью народного хозяйства.
         Таким образом, общее и отраслевое (межотраслевое) управление взаимосвязаны как общностью задач (обеспечение рационального использования и охраны земель), содержанием функций управления (распорядительные, контрольные, правоохранительные и др. функции), так и методом регулирования отношений (как правило, он имеет императивный, властный характер). В то же время они отличаются по объему правомочий соответствующих органов управления и их соподчиненностью и по охвату управляемых территорий.
          В обеспечении рационального использования и охраны земельного фонда помимо государственного управления существенное значение имеет также внутрихозяйственное управление им, т. е. управление, осуществляемое конкретными субъектами права на землю: собственниками земельных участков и землепользователями. В соответствии с действующим земельным законодательством рациональное использование земли и ее охрана входят в перечень их обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе хозяйственной деятельности. Законодательство предусматривает и меры правовой ответственности субъектов права на землю за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей (например, изъятие земельных участков). В связи с этим внутрихозяйственное управление земельным фондом следует рассматривать как неотъемлемое звено общей цепи государственного управления земельным фондом.
         Говоря о государственном управлении земельным фондом в современных условиях, нельзя не обратить внимание на одну особенность, связанную с ликвидацией монополии государственной собственности на землю и установлением иных форм права собственности на нее. В этих условиях значительно более резко, чем раньше, проявляется разграничение государственного управления по признакам:
а) управление, когда государство выступает в роли собственника земли как недвижимого имущества;
б) управление, когда государство выступает в роли органа власти, т.е. суверена, обладает территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности.
        В первом случае - это хозяйственное государственное управление, суть которого заключается в принятии решений по поводу сделок с землей (приватизация, сдача в аренду и др.). Земля здесь выступает, прежде всего, как объект хозяйственной деятельности государства, осуществляемой через соответствующие государственные органы, оставаясь одновременно и объектом государственного управления.
        Во втором случае земля выступает в качестве пространственного фактора для осуществления властных функций государства, т.е. территории, на которую распространяется государственная власть.
       Не следует, однако чрезмерно разграничивать эти две стороны государственного управления земельным фондом. Они всегда являются составными частями одного и того же управленческого процесса, в котором та и другая сторона могут выступать одновременно или порознь, взаимно заменяться, усиливаться или ослабляться в зависимости от характера земельных отношений.
        Как отмечалось раннее, государственное управление земельными ресурсами основывается на праве территориального верховенства государства как суверена, но и необходимости обеспечивать баланс общегосударственных и частных интересов.
       Формы и методы этой деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важный инструмент земельного права. В настоящее время центр тяжести перемещается от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли — граждан и юридических лиц.
        Государственное управление предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйственную деятельность.
        Так, незаконное вмешательство в деятельность сельскохозяйственного предприятия влечет за собой отмену незаконных решений виновных государственных органов и должностных лиц с взысканием с них убытков, причиненных этим незаконным вмешательством (ст. 61 и 62 ЗК РФ).
 
 
 
ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ И ИХ КОМПЕТЕНЦИИ.
 
      Общее государственное управление земельным фондом осуществляют представительные и исполнительные органы власти, наделенные соответствующими властными полномочиями по организации и обеспечению рационального использования и охраны земель.
Представительные органы государственной Власти: Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума РФ, а также соответствующие органы субъектов РФ.
     Органы исполнительной власти, как субъекты управления земельным фондом, подразделяются на 2 вида: органы общей и специальной компетенции,
      К органам общей компетенции относятся: Правительство РФ и соответствующие органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления городские, районные, поселковые и сельские администрации.
      Каждый из них в пределах своей компетенции осуществляет функции по управлению земельным фондом на всей территории данного административно территориального образования независимо от того, в чьей собственности, пользовании или ведомственном управлении находится земля.
      Высшим органом управления общей компетенции выступает Правительство РФ, компетенция которого, наряду с Конституцией РФ, установлена Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», законодательными актами, регулирующими земельные отношения. Правительство, в частности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования. Оно распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о них; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Надо отметить, что наряду с правотворческой компетенцией Правительство выполняет и отдельные управленческие функции, в том числе правоприменительные. Так, согласно Федеральному закону  от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» Правительство рассматривает ходатайства о переводе соответствующих земель или земельных участков в другую категорию (ст. З); до разграничения государственной собственности на землю принимает решение о переводе земель, находящихся в государственной собственности из одной категории в другую. Согласно Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю» утверждает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает право собственности.
     
    Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжния землей и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению РФ и ее субъектами.    
      Компетенция высшего органа исполнительной власти субъекта РФ и его высшего должностного лица определяется рядом нормативно-правовых актов и, в первую очередь, ст. 21 Федерального закона от 6.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», законодательными актами субъектов РФ, определяющими правовой статус и полномочия указанных органов, а также актами, составляющими земельное законодательство, включая законодательство субъектов РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 10 ЗК РФ субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности.      
        К компетенции исполнительных органов общей компетенции субъектов Российской Федерации по регулированию земельных отношений следует отнести:
       разработку и принятие нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений в соответствии с федеральным законодательством;
      установление границ и правового режима особо охраняемых территорий в границах субъектов РФ;
      отмену противоречащих земельному законодательству административных актов органов местного самоуправления
      установление предельных норм предоставления земельных участков;
      установление (утверждение) и изменение административных границ районов на территории субъекта РФ;
      установление (утверждение) и изменение городской и поселковой черты, а также генеральных планов городов и поселков окружного, областного, краевого и республиканского подчинения; я определение размеров и порядка взимания платы за землю и установление региональной нормативной цены земли;
       определение порядка изменения целевого назначения земель и перевода их из одной категории в другую;
      утверждение региональных программ и схем рационального использования и охраны земель;
      установление льгот по налогам за землю;
      выкуп земель для государственных нужд;
      организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу и контролю за использованием и охраной земель.
        Значительный объем компетенции возложен и на органы местного самоуправления, которые в соответствии с ч.2 ст. 11 ЗК РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Земельная управленческая компетенция этих органов закреплена также в Федеральном законе от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»  Наряду с органами общей компетенции управление в области охраны и использования земель осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти и местного самоуправления.
       К компетенции органов местного самоуправления в административных границах соответствующих муниципальных образований отнесены:
      предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам в собственность или пользование;
      изъятие (в т. ч. выкуп) и предоставление земельных участков для
государственных и муниципальных нужд;
     планирование использования земель и контроль за правильностью их использования;
     организация проведения работ по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, реализации генеральных планов и проектов планировки и застройки населенных пунктов;
     установление размеров платы за землю и льгот по земельному налогу для отдельных плательщиков, а также базовых ставок арендной платы за землю;
    взимание платы за землю;
     установление (корректировка) зональной нормативной цены земли в соответствии с действующим законодательством;
     установление предельных норм наделения граждан земельными участками в установленных законодательством случаях;
     организация работ по проведению государственного контроля за использованием и охраной земель;
     охрана права собственности на землю и права землепользования.
Конкретные виды и объемы деятельности муниципальных органов по управлению земельным фондом устанавливаются федеральным законодательством или законодательством субъектов РФ.
      Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно распорядительным органам общей компетенции и в свою очередь подразделяются на функциональные и отраслевые (ведомственные) органы,
        К функциональным органам специальной компетенции относятся: Госкомзем Госкомэкология, Федеральная санитарно-эпидемиолооогическая служба и Федеральная архитектурно-градостроительная служба.
        Государственный комитет по земельной политике (Госкомзем) и его органы на местах, как органы специальной компетенции, являются основными исполнителями конкретной работы по управлению земельным фондом на всех уровнях государственной административно- территориальной системы. Они работают в тесном взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. К их компетенции относятся:
        подготовка предложений и материалов по изъятию и предоставлению земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а также для граждан и их объединений;
       организация, методическое руководство и непосредственное исполнение работ, связанных с ведением государственного земельного кадастра, землеустройства и мониторинга земель;
      организация и непосредственное осуществление обследовательских, поч- венно-геоботанических, землеустроительных и иных работ;
      оформление и выдача лицензий на право проведения землеустроительных работ и работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;
      установление на местности границ земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам на праве собственности или пользования, подготовка соответствующих материалов для выдачи правоустанавливающих документов;
     контроль за правильностью использования и охраной земель, за соблюдением всеми собственниками земли и землепользователями земельного законодательства;
      рассмотрение земельных споров между субъектами права на землю в случаях, предусмотренных законодательством;
      привлечение к административной ответственности за нарушение земельного законодательства;
      создание районного фонда перераспределения земель, планирование и осуществление его использования;
      практическое осуществление мероприятий, связанных с земельной реформой;
      выполнение других работ по регулированию земельных отношений совместно с местной администрацией.
     Отраслевыми (ведомственными) органами являются различные министерства и ведомства, в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения (Министерство экономического развития и торговли, Министерство сельского хозяйства, Федеральная служба лесного хозяйства, Министерство природных ресурсов и др.)
Наибольшим объемом полномочий в области государственного управления земельными ресурсами наделено Министерство экономического развития и торговли, в чьем ведении находится Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, а также Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.
    В полномочия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости входят:
         создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов градостроительной деятельности;
        проведение территориального землеустройства в соответствии с решениями органов государственной власти, а также территориального землеустройства на землях, находящихся в федеральной собственности;
       подготовка землеустроительных материалов для установления государственной границы Российской Федерации, границ субъектов РФ и муниципальных образований;
       осуществление технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности;
        государственная кадастровая оценка земель и представление ее результатов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
        ведение государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства;
        государственный мониторинг земель в Российской Федерации;
        ведение государственного технического учета объектов градостроительной деятельности;
        создание и ведение государственного кадастра объектов недвижимости;
        утверждение заключений экспертных комиссий при проведении экспертизы землеустроительной документации;
        предоставление заинтересованным лицам сведений государственного земельного кадастра и сведений об объектах градостроительной
деятельности;
       государственный земельный контроль;
         утверждение карт (планов) и материалов межевания объектов землеустройства.
         Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом является  уполномоченным органом исполнительной власти в области приватизации и наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти.
         Собственно в области управления и распоряжения землями, находящимися в федеральной собственности, Федеральное агентство по по управлению федеральным имуществом:
         а) осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, наодящихся в федеральной собственности и в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и  привлечению виновных лиц к ответственности;
        б) подготавливает и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации:
      -предложения об установлении публичных сервитутов на земельные участки;
      -предложения об утверждении перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности;
       в) осуществляет в отношении федеральных государственных унитарных предприятий согласование сделок с недвижимым имуществом;
       г) принимает меры для обеспечения поступления в федеральный бюджет средств от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, а также от продажи права на заключение договора аренды земельного участка на торгах (аукционах, конкурсах);
        д) принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, включая земельные участки (кроме земельных участков из земель сльскохозяйственного назначения;
        е) при продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков:
        принимает решение о проведении торгов в форме аукциона или направляет в установленном порядке в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации для внесения в Правительство предложения о проведении торгов в форме конкурса и об условиях конкурса;
         определяет на основании отчета независимого оценщика, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, начальную цену земельного участка или начальный размер арендной платы, величину их повышения («шаг аукциона») при проведении аукциона, открытого по форме подачи предложений о цене или размере арендной платы, а также размер задатка;
        определяет существенные условия договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам аукциона;
        заключает договоры аренды земельных участков по результатам торгов
     ж) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, в том числе в случае:
     предоставления земельных участков органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), государственному унитарному предприятию, а также государственному учреждению, другой некоммерческой организации, созданным органами государственной власти Российской Федерации;
    предоставления органу государственной власти Российской Федерации (его территориальному органу), юридическому и физическому лицу земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности либо находившиеся в федеральной собственности до отчуждения;
     прекращения прав указанных органов, юридических и физических лиц на земельные участки;
     предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от продажи или аренды которых поступают в федеральный бюджет;
      з) принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта при предоставлении земельного участка федеральному органу исполнительной власти, федеральному государственному учреждению и федеральному государственному унитарному предприятию или органу государственной власти субъекта РФ, государственному учреждению субъекта и государственному унитарному предприятию субъекта;
     и) согласовывает проекты договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков, которые предоставляются в установленном порядке федеральному государственному унитарному предприятию или на которых расположены объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности или находившиеся в федеральной собственности до приватизации, а также земельных участков, арендная плата за которые поступает в федеральный бюджет;
      к) принимает решение о приватизации земельных участков, па которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность юридическими и физическими лицами, в случае приобретения объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности;
     л) выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Федерации на недвижимое имущество, составляющее государственную казну Федерации, и сделок с ним, а также права собственности Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами;
      м) осуществляет в порядке, установленном федеральными законами, разграничение государственной собственности на землю.
      Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору делит функцию экологической экспертизы с Федеральной службой надзора в сфере природопользования, последний, кроме того, уполномочен осуществлять: государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий.
     В связи с включением земли в перечень объектов недвижимого имущества и введением ее в гражданский оборот, а также в связи с отнесением к компетенции судов таких функций, как разрешение земельных споров и привлечение к ответственности за нарушение земельного законодательства, правомерно говорить об участии судебных органов наравне с государственными в процессе управления земельным фондом.
     Государственные органы, осуществляют свои функции определенными методами: экономическими, административными и организационо-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений.
Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, (совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.
     К административным методам правового управления землепользованием относятся: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.
К организационно-правовым методам управления землепользованием следует относить: обеспечение безопасного использования земли.
 
 
Основные функции государственного управления земельным фондом
      
 
      Деятельность по управлению землями раскрывается через функции, каждая из которых представляет собой обособленный вид деятельности, имеющий свою непосредственную цель, порядок осуществления.
     Под функциями государственного управления земельным фондом понимаются основные направления деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по обеспечению рационального использования и охраны земель.
     Виды и содержание функций управления землями определяются законодательством в соответствии с социальными, экономическими, научно-техническими требованиями, предъявляемыми к организации рационального использования и охраны земель.
     Основными функциями государственного управления земельным фондом являются: ведение государственного земельного кадастра и учета земель, планирование использования и охраны земель, предоставление и изъятие земель, землеустройство, проведение государственного контроля за использованием и охраной земель, разрешение земельных споров.
      Функции управления землями различаются между собой системой органов, их осуществляющих, местом и значением в управлении, юридическими последствиями. Так, если функция предоставления и изъятия земель порождает возникновение, изменение, прекращение земельных прав и имеет правонаделительный (правопрекращающий) характер, а функция по землеустройству, способствуя закреплению прав и обязанностей по использованию земель, имеет правообеспечительный характер, то функции по разрешению земельных споров, проведению государственного контроля за использованием и охраной земель имеют правоохранительный характер.
       Выполняя важную роль в организации рационального использования охраны земель, некоторые функции имеют служебную роль по отношению к другим функциям. Это относится, в частности, к учету земель, ведению государственного земельного кадастра, мониторингу земель, которые обеспечивают такие функции, как предоставление и изъятие земель, землеустройство, разрешение земельных споров необходимыми сведениями о состоянии, использовании, принадлежности земель, без которых эти функции не могут быть надлежащим образом реализованы.
 
 
 
 
 
        Государственный мониторинг земель
     
       Мониторинг земель, является составной частью экологического мониторинга, представляющего собой комплексную систему наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
      В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. №177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)» он включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов живодного мира, уникальной экологической системы озера Байкал, континентального шельфа Российской Федерации, состояния недр, исключительной экологической  зоны Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации.
      Собственно мониторинг земель регламентируется ст. 67 ЗК РФ, постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. №846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель», нормативными правовыми и иными правовыми актами субъектов РФ, органов местного самоуправления (например, целевыми программами).
      В качестве примера программного обеспечения проведения мониторинга земель можно привести краевую целевую программу «Мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения Ставропольского края (2002—2005 год)»  
      Ведение государственного мониторинга земель в Российской Федерации возложено на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, находящееся в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ, а также при участии Министерства сельского хозяйства, Государственным комитетом по строительству и жилищнокоммунальному комплексу, Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, и других заинтересованных министерств и ведомств.
     Базовый и периодический мониторинг земель ведется в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, городах комитетами по земельным ресурсам, землеустройству республик в составе Российской Федерации, органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и другими заинтересованными министерствами и ведомствами
     Оперативный (дежурный) мониторинг земель ведется комитетами по земельным ресурсам и землеустройству районов, городов и автономных образований с использованием данных базового и периодического мониторинга.
Указанные органы ежегодно, не позднее 1 марта, представляют соответствующие органы исполнительной власти доклады о состояниё земель в регионе.
       В соответствии со ст. 67 ЗК РФ задачами мониторинга земель являются:
1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
      В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории он может быть федеральным, региональным и локальным и осуществляться на основе федеральных, региональных и местных программ.
В соответствии с постановлением Правительства от 28 ноября 2002 г. №846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» он включает в себя:
     сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;
     непрерывное наблюдение, за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования
     анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
земель.
     Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливаются федеральным законом и законами субъектов РФ, а до их принятия Правительством РФ и государственными органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 67 ЗК РФ).
     В содержание мониторинга земель входят систематические наблюдения (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель, выявление изменений и оценка состояния землепользований, угодий, полей, участков, а также процессов, связанных с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие водной и ветровой эрозий, потери гумуса, ухудшение структуры почв, заболачивание и засоление, зарастание и закустаривание сельскохозяйственных угодий, загрязнение земель пестицидами, тяжелыми металлами, радионуклидами, другими токсичными веществами).
    Оценка состояния земель выполняется путем анализа ряда последовательных наблюдений (периодических, сезонных, суточных), направленности и интенсивности изменений и сравнения полученных показателей с нормативными.
       Мониторинг, будучи мероприятием по наблюдению за  состоянием земель, повышает эффективность деятельности органов государственного управления земельными ресурсами. Полученные материалы объективно характеризуют физические химические, биологические процессы в окружающей природной среде уровень загрязнения почв, водных объектов, последствия его влияния на растительный и животный мир. Это дает возможность органам государственного управления предъявлять определенные требования к землепользователям по устранению правонарушении в области использования и охраны земель, а также привлечению к ответственности лиц, виновных в этих нарушениях
 
УЧЕТ ЗЕМЕЛЬ
 
     Выделяют такие составляющие разновидности учета земель (учетной функции государственного управления земельными ресурсами):
    а) экологическая учетная функция выражается в осуществлении мониторинга земель, который согласно п. 2 постановления Правительства от 28 ноября 2002 г. №846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» представляет собой систему сведений о состоянии земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. При этом мониторинг земель является составной частью мониторинга за состоянием окружающей среды.
     Экологический характер данной регулирующей функции является в том, что объектом ее являются не столько земли, сколько состояние как экологических систем. Так, в содержание мониторинга входит учет процессов, связанных с изменением почв, вызванных образованием оврагов, состояния земель поселений и т.п.;
    б) экономическая учетная функция выражается в ведении государственного земельного кадастра, представляющего собой систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и ценности земель.
        Помимо установленного законом правового механизма учета земель и их состояния, учетная информация формируется в сводном документе — докладе о состоянии и использовании земель, который ежегодно, не позднее 30 апреля, представляется в Правительство РФ (п. 18 Положения о порядке ведения земельного кадастра).
      Система учета земель совершенствуется по мере развития земельного дела. Так, по мере повышения уровня учета классификационные единицы учета укрупняются (п. 9 Положения о порядке ведения государственного земельного кадастра).
      Объективный учет способствует проведению так необходимого для Российской Федерации земельного кадастра.
                     
 
Государственный земельный кадастр
    
 
      Наиболее распространенной формой информационного обеспечения служат кадастры природных объектов (в переводе с французского - свод сведений о чем-либо). Центральное место государственного земельного кадастра в системе правовых документов, содержащих сведения о состоянии природных объектов, предопределено значением (или как связующего звена природной системы, ее экономической и социальной ценностью. В правовой системе земле отведена главенствующая роль в идентификации объектов недвижимости, большинство ‚из них подпадают под эту категорию только в связи с наличием главного отличительного признака — связи с землей, что закреплено в ст. 130 ГК РФ. Учитывая все эти обстоятельства, законодатель счел необходимым урегулировать отношения, связанные с ведением государственного земельного кадастра, не только в Земельном кодексе РФ, но и в Федеральном законе от 29.07.2002 №301 «О государственном земельном кадастре» .
      В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества, а также о субъектах прав на земельные участки.
      Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
государственного контроля за использованием и охраной земель;
мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
землеустройства;
экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
установления обоснованной платы за землю;
иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
              Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования участков.
      Сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа. Органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, обязаны предоставлять сведения кадастра заинтересованному лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу — документы, подтверждающие государственную регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
      Объектами кадастрирования выступают земельные участки, территориальные зоны, земли и границы территорий муниципальных образований, земли и границы субъектов РФ, земли и границы Российской Федерации.                   
      Документы государственного земельного кадастра подразделяются на основные — Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы); вспомогательные — книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети; производные — документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, производные кадастровые карты (планы), иные справочные и аналитические документы.
      Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках, включая кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю;качественные характеристики, включая показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
      Моментом возникновения или прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.
       Сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
      В отношении каждой категории земель применяется определенный перечень сведений о земельных участках.
      .Ведение государственного земельного кадастра возложено на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные подразделения, за счет средств республиканского бюджета, бюджетов субъектов и за счет средств, получаемых за предоставление сведений государственного земельного кадастра.
     Учитывая социальную и экономическую значимость информации о земельных ресурсах, законодательство предусматривает юридическую ответственность за ее искажение. Наряду с общими нормами, содержащимися в Кодексе об административных правонарушениях (ст. 8.5 «Сокрытие или искажение экологической информации») и в Уголовном кодексе (ст. 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей»), существуют и специальные нормы, в частности, установленные в ст. 170 УК и предусматривающие уголовную ответственность за искажение учетных данных государственного земельного кадастра.
      В развитие Федерального закона «О государственном земельном кадастре» принят ряд подзаконных актов, в частности: постановление Правительства РФ от 25 августа 1999 г. № 845 «О государственной кадастровой оценки земель» Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель», приказ Росземкадастра от 13 июня 2001 № П/115, утвердивший Требования к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет приказ Роскомземкадастра от 15 июня 2001 г. № П/117, утвердивший Требования к кадастровому делению приказ Росземкадастра, утвердивший Методику государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений; приказ Росземкадастра от 2 октября 2002 г.№ П/327, утвердивший Требования к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет письмо Росземкадастра от 12 мая 2004 г. № СС/618 «О направлении новой редакции документов для проведения работ но определению кадастровой стоимости земельных участков» (вместе с  «Правилами оформления кадастрового плана территории для расчета кадастровой стоимости земельных участков», «Требованиями к оформлению документов, предоставляемых для внесения в Государственный земельный кадастр сведений об экономических характеристиках земельных участков»).
     В настоящее время, как и следовало ожидать, земельная реформа ,начатая  с 1990года, идет со значительными пробуксовками. Несмотря на многочисленные «подстегивающие» нормативные акты, поскольку нет пока у нас достоверных знаний об объекте воздействия (о земле).
       Чтобы действовать хоть с какими-то шансами на успех, надо знать тот объект, на который предстоит воздействовать, поскольку размер такого успеха прямо пропорционален объему знаний об объекте нашего воздействия.
       Что же необходимо сделать для выхода из кризиса?
1. Необходимо коренное изменение ведения земельного , кадастра, который должен изменить свою функцию и  вместо производственной роли играть правовую роль, обеспечивая надлежащую информацию о правовом положении каждого земельного участка (какие права и обязанности у лиц, использующих данный земельный участок, должны возникать; какие мероприятия они должны осуществлять на этом участке по регулированию водного, соленого, питательного режима почв, по охране смежных природных объектов, по охране почв от каких-либо неблагоприятных процессов и т.п.).
2. Необходимо изменение земельно-кадастровой единицы учета, на смену абстрактным земельным массивам должны прийти конкретные участки с точно обозначенными границами, с однородными почвенными особенностями, т.е. угодьями
      3. Необходимо изменение критериев учета земельных участков, поскольку для земельно-правового регулирования важна не столько информация о земле как о природном теле, сколько знание об участке как о средстве производства: о недостатках (низкое состояние гумуса в почве, недостаток влаги, наличие эрозионных процессов и тп.) и достоинствах его (высокое плодородие, нахождение питательных веществ в усвояемой для растений форме и т.п.); об экологических взаимосвязях участка с другими природными объектами; о состоянии в агроландшафте и т.п.
      Учет земли по агроландшафтам и другим экологическим показателям должен прийти на смену категорированию земель, поскольку последнее базируется на голом экономическом расчете без учета экологических условий и особенностей той или иной местности, а игнорирование этих условий сводит на нет все усилия в обеспечении рационального использования земель. Такие примеры история административно-командной экономики СССР показала нам в изобилии.
      Данное требование вытекает из положений ст. 36 Конституции РФ, которые допускают владение, пользование и распоряжение землей лишь такими способами, которые не наносят ущерба окружающей среде.
5. Нужно сменить рутинный способ ведения земельного кадастра рукописным способом, пусть даже и с применением машинописного. Необходима компьютеризация ведения кадастрового учета земель, позволяющая оперативно внедрять в память ЭВМ и получать и необходимую информацию. При этом компьютеризация должна быть полной и единой, а для этого должны быть утверждены новые методики, единые для всех государственных органов, ведущих земельный кадастр, единая терминология, введенная в законодательство и обязательная к применению.
     Однако разработанные мероприятия по совершенствованию земельного кадастра могут оказаться, как это уже было, выполненными частично, а кадастр только тогда можно считать созданным, когда он представляет собой систему. Несоблюдение хотя бы одного элемента земельно-када
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.