Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Конституционное право РФ: предмет, методы, источники

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?«Институт правовой экономики»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Реферат по дисциплине
Правовые основы Российского государства.
Тема: «Конституционное право РФ: предмет, методы, источники».
 
 
 
 
                                                                                      Выполнила:
                                                                                                  студентка ?VІ курса
                                                                                         группы ГМУ
Мустафинова С. П.
 
 
Волгоград 2011г
 
                                                    Содержание
 
Введение……………………………………………………………………...3-5  
Глава 1. Конституционное право РФ……………………………………….6-8
Глава 2. Предмет, методы, источники конституционного права РФ…...9- 16
Заключение…………………………………………………………………....17
Список источников и литературы…………………………………………...18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
     Принятая 12 декабря 1993 г, конституция Российской Федерации - знаковая веха в многовековой истории нашего государства. Она не является преемницей раннее действовавших основных законов страны, так как ознаменовала собой утверждение иного государственного строя, с иными политико-правовыми ценностями и стратегическими ориентирами.
     Актуальность темы исследования. Конституционное право - одна из отраслей системы права Российской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право, представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязательных правил поведения людей, правил, соблюдение которых, в необходимых случаях, обеспечивается применением государственного принуждения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими признаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями общественных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль.
По сравнению с другими отраслями права предмет конституционного права имеет существенные особенности. Они выражаются в том, что конституционное право регулирует отношения, складывающиеся практически во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной, духовной и пр.
     Данную тему исследовали различные ученые. Среди них можно выделить таких, как: Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. И др.
     Особо следует упомянуть отечественных и зарубежных авторов, занимавшихся и занимающихся системными исследованиями: Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберга, А.А. Богданова, В.И. Вернадского, Н. Винера, Э.Г. Винограя, И. Пригожина, В.Н. Садовского, И. Стенгерса, М.И. Сетрова, А.И. Уемова, Г. Хакена, Г.П. Щедровицкого, У.Р. Эшби, Э.Г. Юдина и других.
     Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении предмета, метода конституционного права, а также источников конституционного права.
     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. рассмотреть предмет конституционного права;
2. рассмотреть метод конституционного права;
3. рассмотреть источники конституционного права;
     Объект исследования - предмет, метод конституционного права, а также источники конституционного права.
     Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением предмета, метода конституционного права, а также источников конституционного права.
     Что касается других отраслей российского права, то они воздействуют на общественные отношения, в какой-либо одной сфере этих отношений.
     Общественные отношения, регулируемые нормами определенной отрасли права в юридической лексике, именуется предметом, без знания которого невозможна правоприменительная деятельность. Поэтому, приступая к изучению конституционного права, необходимо, прежде всего, четко уяснить, какая сфера общественных отношений является его предметом. Иными словами, определить то, что подлежит регулированию нормами конституционного права Российской Федерации.
     Если, к примеру, предметом трудового права являются трудовые отношения, административного права - отношения в сфере управления, гражданского права - имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, то особенность предмета конституционного права выражается также в том, что регулируемые им отношения являются базовыми, основополагающими для всех отраслей российского права.
     Конституционное право Российской Федерации занимает особое место в системе отечественного права - это ведущая отрасль российского права, которая представляет собой совокупность установленных государством правовых норм, закрепляющих:
- Основы конституционного строя;
- Правовой режим отношений между личностью и государством;
- Федеральное и административно-территориальное устройство Российской Федерации;
- Организацию органов государственной власти и управления;
- Основные принципы организации местного самоуправления.
     Конституционное право формирует принципы народовластия и организации государственной власти, способствуя обеспечению своеобразного баланса между демократией, свободой и властью.
     Именно поэтому оно является базой и социально-правовым началом всех без исключения отраслей Российского права.
     «Реализация Конституции, - подчеркивает в своем исследовании Судья Конституционного Суда Российской Федерации В.О. Лучин, - непосредственно связана с характером и особенностями юридической природы ее предписаний, оценкой их нормативности. Нормативность ее проявляется в том, что она исполняет активную роль в создании не только единой, но и длительной во времени, устойчивой системы урегулированности и порядка. Конституция - это правовой учредитель, своеобразный «координатор системы законодательства». Конституционные положения отвечают требованиям нормативности права, представляющей такое его свойство, которое выражает общеобязательность правовых требований, закрепляет масштаб поведения людей. Будучи неотъемлемой частью права, конституционные нормы обладают его основными свойствами, равно как и общесистемными признаками, присущими социальным нормам в целом».
     Конституционные нормы имеют особые связи с государством, потому что как установление, так и обеспечение их реализации, в конечном итоге невозможно без его участия. Хотя требования конституционных предписаний преимущественно исполняются добровольно, они не утрачивают своего государственного принудительного характера, который, разумеется, нельзя абсолютизировать.
     Конституционные нормы определяют меру поведения социальных субъектов, меру их прав и обязанностей, и меру государственного регулирования общественных отношений.
     Конституционное право в целом может быть как «двигателем», так и «тормозом» в развитии общества и государства, так как является основным инструментом политических решений и следствием борьбы политиков различного толка и законодателей за различную редакцию конституционных норм.
     При этом необходимо иметь в виду, что Конституция Российской Федерации 1993 г. была принята в переходный период, отличающийся политической и экономической нестабильностью, в условиях резкого расслоения общества, обострения политического противоборства, социальных и национальных конфликтов, резкой смены всего уклада общественной жизни в стране.
     Изучение конституционного права позволит рационально осмыслить историю нашего Отечества, уяснить причины прогресса, застоев и революций, понять сущность состояния современного положения России.
     С учетом того, что основным источником конституционного права Российской Федерации является Конституция РФ, программа курса изложена на основе ее структуры, включая в содержание каждой главы соответствующие нормативные акты, так или иначе развивающие положения Основного Закона. При этом учитывались требования образовательного стандарта высшего профессионального образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Конституционное право РФ
 
  Конституционное право - 1) в правовых системах подавляющего большинства государств мира - отрасль права, представляющая совокупность юридических норм, регулирующих сферу отношений, имеющих основополагающее значение для общества, государства и личности. Эти нормы находят выражение, прежде всего в конституциях (основных законах государств), а также в иных законах, указах главы государства, постановлениях правительства, решениях органов конституционного контроля и других источниках права.
     Как особая отрасль права, Конституционное право выделилось в правовой системе позже ряда других отраслей. Это связано с тем, что в отличие от актов комплексного характера, регулирующих, например, гражданско-правовые или уголовно-правовые отношения, конституций, как особых документов, долгое время не существовало. Хотя еще в Древнем Риме конституциями назывались некоторые виды декретов императоров, но с современным понятием конституции они ничего общего не имели. Выдвижение идей конституции и конституционализма, теоретическое обоснование необходимости таких актов, принятие первых писаных конституций (США в 1787, Франции и Польши в 1791) было связано с борьбой населения против феодальных порядков, абсолютизма, феодального права — «права-привилегии», за права личности. Наряду с термином «Конституционное право» в Германии, например, употребляется понятие «государственное право», в котором, как считается, основной акцент делается на изучение государства и его деятельности. Понятие «государственное право» использовалось в дореволюционной России. После принятия манифеста царя 1905 и Основных законов 1906 в российской науке стал употребляться термин «Конституционное право», но в советский период вернулись к понятию «государственное право», что соответствовало установившемуся тоталитарному строю, огосударствлению общественной жизни, отказу от концепций местного самоуправления, официальному отрицанию естественных прав человека.
     В современный период принят термин «Конституционное право», так как кардинально изменилось содержание правового регулирования и подход к его изучению. На базе признания общечеловеческих ценностей сложились основные принципы российского Конституционного права: власть народа, личность и ее права, как высшая ценность; демократия; политический и идеологический плюрализм; свобода и взаимная ответственность личности, коллектива, государства, общества; демократическое, правовое, социальное, светское, федеративное государство с республиканской формой правления; разделение властей; местное самоуправление и др. Действующее Конституционное право регулирует основы правового статуса личности, социально-экономического порядка в обществе, его политическую систему и принципы духовной жизни. Регулируя права человека и гражданина, способы защиты конституционных прав, обеспечение выполнения конституционных обязанностей, в социально-экономической сфере общественной жизни Конституционное право устанавливает правовые основы отношений собственности, регулирования производства и распределения, социальную роль государства и т.д., в политической сфере - порядок создания и деятельности политических партий и других общественных объединений, организацию важнейшего политического института общества - государства, политический режим и др. В духовной сфере Конституционное право может допускать идеологический плюрализм, а может закрепить одну из идеологий (например, марксизм-ленинизм) в качестве господствующей или даже единственной. Таким образом, Конституционное право регулирует систему основных связей в отношениях: личность - коллектив - общество - государство. Эти отношения устанавливаются на основе применения государственной власти в соответствии с конституцией, существо этих отношений составляет осуществление, участие в осуществлении, мирная борьба за осуществление государственной власти, давление на нее.   Следовательно, для общества Конституционное право носит системообразующий характер, а отношения в Конституционном праве - это, в конечном счете, властные отношения в основополагающих сферах жизни общества.
     В нормах Конституционного права, речь идет, прежде всего, об основах регулирования главных сфер общественной жизни - экономики, социальных отношений, политики, положения личности в обществе, хотя некоторые стороны этих отношений Конституционное право регулирует детально (например, организацию и деятельность парламента, основные права и обязанности граждан, гарантии прав, основы обеспечения выполнения обязанностей, принципы организации общественных объединений, включая партии, принципы общественного строя, форму государства, избирательную систему, организацию и деятельность законодательной, исполнительной, судебной власти, основы местного самоуправления). Поскольку Конституционное право закрепляет основы регулирования главных сфер общественной жизни, оно имеет ведущий характер по отношению к иным отраслям права. Положения этих отраслей права опираются на нормы Конституционного права, исходят из них (например, регулирование права собственности в гражданском праве, регулирование права на труд - в трудовом праве, земельных правоотношений - в земельном, права обвиняемого на защиту - в уголовном процессе и т.д.).
     Субъектами конституционно-правовых отношений являются стороны, между которыми в результате юридических фактов (событий, состояний, действий) возникают конституционно-правовые отношения, т.е. индивидуализированные, конкретные правовые взаимосвязи, выражающиеся, прежде всего в правах и обязанностях сторон. Именно через такие правоотношения реализуются нормы Конституционного права. Субъекты Конституционного права - не только физические и юридические лица, как в частном праве. В обобщенном виде, к числу субъектов Конституционного права относятся: социальные и национальные общности (народ, нации и другие этнические группы, классы в конституциях стран тоталитарного социализма и др.), государство и его составные части (например, субъекты федерации или автономные образования), основные государственные органы и должностные лица, общественные объединения и определенные коллективы граждан (например, при выдвижении кандидатов в представительные органы), депутаты, индивиды (граждане, иностранцы, лица без гражданства, имеющие конституционные права и выполняющие конституционные обязанности).
     Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства - в обязанности предоставить эту защиту.
     Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового. Конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности и лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права. Конституция лишь устанавливает принципы, на которых должно строиться текущее законодательство.
     Итак, конституционные права и свободы человека и гражданина - неотъемлемые наиболее важные права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.
     Основные фундаментальные права и вытекающие из них иные права и свободы, обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим ведущие элементы права и свободы принято классифицировать на три группы:
1) личные;
2) политические;
3) социальные, культурные, экономические.
     Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит чисто условный характер.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Предмет, метод, источники конституционного права РФ
 
     Основные, определяющие критерии любой отрасли права - самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования.   Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.
     В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:
1) связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;
2) связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.
     Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права - статус Президента РФ, палат Федерального Собрания - Парламента РФ, законодательный процесс и др.
Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.
Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). Говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя, но следует подчеркнуть, что отличительной чертой метода конституционно-правового регулирования является его императивность, преобладание жестких, властных предписаний и правил.
     Таким образом, конституционное право России - ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.
     Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе развитого отраслевого законодательства РФ.
Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли. Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, во-первых, в отличие от «бинарных» отраслей (гражданское право - гражданский процесс, уголовное право - уголовный процесс, административное право - административный процесс и др.) в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть. Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. п.
Во-вторых, в системе конституционного права, в отличие от многих других отраслей национальной системы права (гражданского, административного, уголовного, трудового, земельного и др.), сложно выделить общую и особенную части. Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты. При этом четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет: в частности, сложно соотнести по объему и содержанию институт государственной власти, с одной стороны, и подотрасли парламентского права и избирательного права, институт главы государства - с другой.
В то же время с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части. 
     Источники конституционного права - это внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Теория права, в качестве основных источников права, называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай, наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.
     Можно утверждать, что в российской правовой системе имеют место все основные источники права. Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нормотворческой деятельности различных властных институтов - нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов - это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.
     Наиболее общее деление нормативных правовых актов - это их деление на законы и подзаконные акты. Закон - понятие собирательное, правовой системе современной России известны следующие виды законов:
1) Конституция РФ - Основной Закон государства;
2) федеральные конституционные законы. Данный вид законов появился в России только с принятием Конституции РФ 1993 г. По своей сути российские федеральные конституционные законы - это органические законы, они принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, в развитие ее положений. Конституция РФ не всегда однозначно определяет, один или несколько федеральных конституционных законов должны (или могут) быть приняты в соответствующей сфере общественных отношений; Основной Закон предусматривает порядка двух десятков вопросов, по которым должны приниматься федеральные конституционные законы.
     Они должны регулировать важные сферы общественных отношений: судебную систему страны, статус Конституционного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции, Правительства РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, режимы военного и чрезвычайного положений, порядок проведения референдума и др. Федеральные конституционные законы отличаются от иных законов не только большей юридической силой (федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам - ч. 3 ст. 76 Конституции РФ), но и более сложным порядком их принятия: для принятия этих законов требуется одобрение квалифицированным большинством палат Федерального Собрания РФ (не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы); в отношении принятых парламентом федеральных конституционных законов Президент РФ не обладает правом вето;
3) федеральные законы. Это самый многочисленный вид источников конституционного права. Однако здесь необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.
     Во-первых, в отличие от федеральных конституционных законов источниками конституционного права являются не все принимаемые в России федеральные законы, а лишь те из них, содержание которых подпадает под предмет конституционно-правового регулирования (в частности, регулирующие вопросы гражданства, статус главы государства, депутата представительного органа власти, порядок формирования палат парламента и т. п.).
     Во-вторых, приниматься такие законы могут только по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72 Конституции РФ).
     В-третьих, федеральные законы (равно как и законы субъектов РФ) как правило, являются нормативными актами, но возможно принятие закона и особого, индивидуального, по сути, распорядительного характера (например, о роспуске представительного органа муниципального образования, о передаче иностранному государству конкретного имущества, представляющего культурную ценность, в соответствии с положениями Федерального закона от 15.04.1998 № 64-ФЗ «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»). Такие федеральные законы, по своему содержанию, также являются конституционно-правовыми, но рассматривать их в качестве источника права нельзя, поскольку они не содержат правовых норм как таковых (исходя из того, что правовая норма есть общеобязательное правило поведения, распространяющее свое действие на неопределенный круг лиц).
     В-четвертых, все федеральные законы обладают одинаковой юридической силой, однако, федеральный законодатель вправе установить приоритет отдельных федеральных законов (прежде всего речь идет о кодифицированных актах) перед другими федеральными законами в определенной сфере общественных отношений (соответствующую правовую позицию изложил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 29.06.2004 № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы). Применительно к сфере конституционно-правового регулирования такая ситуация имеет место, в частности, в избирательном законодательстве - п. 6 ст. 1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и устанавливает приоритет указанного Федерального закона перед иными федеральными законами (важно иметь в виду, что устанавливаемый законодателем приоритет одного федерального закона перед другими не является безусловным, а ограничен рамками специального предмета регулирования). Принимаются федеральные законы по более простой (обычной) по сравнению с федеральными конституционными законами процедуре;
4) законы о поправках к Конституции РФ. Эти законы необходимо выделять в самостоятельную группу не только на основании специфики их содержания, но и в силу особой процедуры принятия. Общие положения о принятии законов о поправках содержатся в ст. 136 Конституции РФ, а детализация - в Федеральном законе от 04.03.1998 № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». Путем принятия рассматриваемых законов могут быть внесены изменения не во все главы Основного Закона, а только в гл. 3–8, изменение других глав возможно только в порядке пересмотра, т. е. принятия новой Конституции. Процедура принятия законов о поправках значительно усложнена, по сравнению с принятием обычных федеральных законов. Пока в России практики принятия законов о поправках к Конституции не было;
5) законы субъектов РФ. Данный вид источников конституционного права также относительно нов. Конституция РФ 1993 г. предоставила субъектам РФ достаточно широкие полномочия, включая право принятия собственных законов. Российские регионы весьма активно пользуются этим правом, и количество данных нормативных правовых актов чрезвычайно велико. Место этих законов в иерархической системе нормативных правовых актов РФ однозначно определить невозможно, здесь необходимо учитывать сферу правового (законодательного) регулирования. Дело в том, что приниматься они могут как по предметам собственного ведения субъектов РФ, так и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, 73, ч. 4 ст. 76 Конституции РФ), причем в последнем случае региональные законы должны соответствовать федеральным (в том числе и принятым позднее), а в первом случае приоритет имеет региональный закон.       Источниками конституционного права являются не все региональные законы, а только регулирующие общественные отношения, подпадающие под предмет конституционно-правового регулирования.
     Многочисленную группу нормативных правовых актов - источников конституционного права составляют подзаконные акты. При этом источниками конституционного права являются не все они, а лишь те, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет ведущей отрасли права. К ним относятся:
1) указы Президента РФ. Следует уточнить, что указы главы государства, входящие в сферу конституционно-правовых отношений, но носящие индивидуальный, а не нормативный характер (например, о предоставлении гражданства, о награждении государственными наградами, о помиловании, об отрешении от должности главы региона и т. п.), равно как и распоряжения Президента РФ, которые нормативный характер носят крайне редко, в качестве источников права рассматривать нельзя, поскольку они не содержат общеобязательных правил поведения. Примерами рассматриваемых источников права, в частности, являются Указы Президента РФ от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации», от 14.11.2001 № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», от 21.04.2000 № 706 «Об утверждении военной доктрины Российской Федерации», о введении чрезвычайного положения в определенных местностях и др.;
2) постановления Правительства РФ. Данные акты не должны противоречить не только Конституции РФ и федеральным законам, но и указам Президента РФ, который вправе отменять правительственные постановления в случае их противоречия правовым актам большей юридической силы;
3) ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила), изданные органами исполнительной власти в пределах своей компетенции. Данные акты не должны противоречить, в том числе и постановлениям Правительства РФ. Правительственными и ведомственными актами (Министерства внутренних дел РФ, Министерства юстиции РФ и др.) могут быть, в частности, утверждены правила рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, регистрационного учета граждан, регистрации политических партий и иных общественных объединений, особенности реализации отдельных конституционных прав (избирательных, на свободу передвижения, на труд и на отдых, на свободу переписки и др.) гражданами, отбывающими уголовные наказания, и т. п.;
4) акты палат Федерального Собрания (кроме законов), имеющие нормативный характер. Здесь, прежде всего, имеются в виду регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, имеющие важное значение в регулировании порядка реализации полномочий палат парламента (иногда эти акты выделяются в качестве самостоятельной группы источников конституционного права).
5) иные, (кроме законов) нормативные правовые акты субъектов РФ (прежде всего акты органов исполнительной власти регионов: президентов республик, губернаторов и глав администраций иных субъектов РФ, региональных правительств, администраций, их департаментов, управлений, отделов и т. п.), а также акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).
     Отнесение к источникам конституционного права России иных форм права является небесспорным и диску
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.