На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Невербальная коммуникация, особенности проявления

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ 

Филиал  Волгоградский___________________________________
Представительство ________________________________________ 
 
 

Курсовая  работа
      по  дисциплине:  Социальная психология
                              Тема: «Невербальная коммуникация, особенности проявления
в конфликтных ситуациях»______________________________
______________________________________________________
______________________________________________________ 
 
 

Выполнил  студент (ка): Сиволобова А.В._____
                                         Фамилия, имя, отчество
№ контракта  04600070701041______
Направление  психоллгия__________
№ группы  ЗП-709_____________ 

Подпись студента __________ Дата сдачи работы «17 » апреля 2009 г. 

Нормоконтролер __________________________ _______________
               Ф.И.О.                    подпись
                     «___» __________ 200__ г. 

Работа  принята для передачи на аттестацию       Гришина Н.Н.____   _________________ Ф.И.О. ответственного лица, должность       подпись
«___» __________ 200__ г. 

Оценка _______________ Преподаватель-экзаменатор АЦ _______________ ______________
                                                      Ф.И.О.                                     подпись
«___» __________ 200__ г.
Форма НР-01
 

     

 
 

СовременнАЯ ГуманитарнАЯ АКАДЕМИЯ 

Филиал  Волгоградский___________________________________
Представительство ________________________________________ 
 
 

Задание на курсовую работу
по дисциплине Социальная психология_____________________________ 
 

      Студента  (ки) Сиволобовой Анжелики Витальевны
Фамилия, имя, отчество
№ контракта  04600070701041, группа ЗП-709, направление психология________ 
 

            1 Тема: «Невербальная коммуникация, особенности проявления в
конфликтных ситуациях»    ___________________________________________________________________
________________________________________________________________________
      2 Срок сдачи курсовой работы: ______________________________________
      3 Краткое содержание курсовой работы: __Введение  __________________
Вербальные и невербальные компоненты коммуникации Обмен невербальной информацией, особенности проявления в конфликтных ситуациях.        ____________________________________________Заключение________________
_____________________________________________Глоссарий_________________
_____________________________________________Библиографический список
                               Приложения
      4 Дата выдачи темы: _______________________________________________ 
 

Задание выдано ______________________________ _______________
                      Ф.И.О. ответственного  лица, должность                подпись
«___» __________ 200__ г.
 

Рецензия-рейтинг
курсовой  работы студента СГА 

Дисциплина Социальная психология_________________________________________________________
Тема  №  «Невербальная коммуникация, особенности проявления в
конфликтных ситуациях»          __________________________________________________________________________________________
Студент Сиволобова Анжелика Витальевна _____________________________________________
(Фамилия,  имя, отчество)
Учебный центр_______________________________ Группа ЗП709_____, № контракта 0400070701041
Руководитель  курсовой работы _________________________________________________________________
(Фамилия,  имя, отчество)
РАЗДЕЛ 1 Нормоконтроль 

Анализ  КР на соответствие требованиям методических указаний  

(Заполняется нормоконтролером* в учебном центре)
п/п
Объект  Параметры Соответствует: + Не соответствует: -
1 Наименование  темы работы Соответствует утвержденной базовым вузом  
2 Размер шрифта 14 пунктов  
3 Название шрифта Times New Roman  
4 Междустрочный интервал Полуторный  
5 Абзац 1,25 см   
6 Поля (мм) Левое, верхнее и нижнее – 20, правое – 10  
7 Общий объем  без приложений 20-25 стр. машинописного текста  
8 Объем введения 2-3 стр. машинописного текста  
9 Объем основной части 15-20 стр. машинописного текста  
10 Объем заключения 2-2,5 стр. машинописного текста (примерно  равен объему введения)
 
11 Нумерация страниц Сквозная, в  нижней части листа, посередине. На титульном листе номер страницы не проставляется  
12 Последовательность  приведения структурных частей работы Титульный лист. Задание на выполнение выпускной  квалификационной работы. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Глоссарий. Список использованных источников. Приложения  
13 Оформление  структурных частей работы Каждая структурная часть начинается с новой страницы. Наименования приводятся с абзаца с прописной (заглавной буквы). Точка в конце наименования не ставится.  
14 Структура основной части 2-3 главы, соразмерные по объему  
15 Наличие глоссария Обязательно. Не менее 10 понятий
 
16 Состав списка использованных источников Не менее 10 библиографических описаний документальных и литературных источников  
17 Наличие приложений Обязательно  
18 Оформление  содержания (оглавления) Содержание (оглавление включает в себя заголовки всех разделов, глав, параграфов, глоссария, приложений с указанием страниц начала каждой части  
*Нормоконтролер – это ответственное лицо учебного центра, осуществляющее контроль за правильностью оформления письменных студенческих работ на основе методических указаний СГА. 

Курсовая  работа допускается  к аттестации после  устранения всех выявленных несоответствий
Нормоконтролер  _________________________________________________________________________
                                                                                                          (Фамилия, имя, отчество, должность)
«___» _____________ 200__ г.   Подпись ___________ 

С результатами нормоконтроля ознакомлен:
автор КР - студент                            ___________________________   
                                                                                                                                                             (Подпись)
Данная  информация печатается на обратной стороне  бланка
«Рецензия-рейтинг курсовой работы студента СГА») 
 

РАЗДЕЛ 2 РЕЙТИНГ РАБОТЫ 

             (заполняется преподавателем-экзаменатором Аттестационного центра по результатам аттестации курсовой работы студента)
№ п/п Наименование  показателя Шкала оценок (в баллах)
3 «уд.» 4 «хор.» 5 «отл.»
1  Соответствие содержания курсовой работы заявленной теме.  В случае, если содержание не соответствует заявленной теме, КР  
оценивается «неудовлетворительно»

   пп. 2-7 заполняются только при полном соответствии содержания и темы      
2  Степень раскрытия темы      
3  Последовательность и логика изложения материала, язык, стиль и  
грамматический уровень работы
     
4  Самостоятельность подхода к написанию курсовой работы      
5  Полнота охвата научной литературы      
6  Использование документальных источников (нормативных актов, архивных  
документов, материалов юридической практики (для юристов) и т.п.)
     
7  Качество оформления курсовой работы      
   

Всего баллов:

Общая оценка работы: от 18 до 21 балла   – «удовлетворительно»; от 22 до 26 баллов – «хорошо»; от 27 до 30 баллов – «отлично» 

РАЗДЕЛ 3 Дополнительные замечания
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________ 

Оценка (прописью)  _________________________________________________________________________
Преподаватель-экзаменатор  _________________________________________________________________
          (Фамилия,  имя, отчество, ученая  степень, ученое  звание)
                    ____________________                «____» _______________  _____ г.
                    (Подпись) 

С критериями рецензии-рейтинга курсовой работы ознакомлены:
Автор курсовой работы – студент  ___________________________________              _________________
                                                   (Фамилия, И.О.)                                                                                                    (Подпись)
Руководитель  курсовой работ________________________________________             _________________
                                                      (Фамилия, И.О.)                                                                                                  (Подпись) 

      Примечания
      1 Информационные  реквизиты рецензии заполняются  студентом
2 Раздел 1 заполняется непосредственно в учебном центре СГА нормоконтролером. Нормоконтролер осуществляет также проверку информационных реквизитов. Нормоконтролю подлежит чистовой вариант курсовой работы на соответствие требованиям к оформлению, установленным действующими в СГА методическими указаниями по курсовой работе. Заполненный бланк прикладывается к курсовой работе студента, представляется ответственному лицу учебного центра вместе с КР для получения допуска к аттестации, а в дальнейшем направляется в Отделение промежуточной аттестации СГА. При отсутствии формы НР-01 курсовая работа возвращается в учебный центр
3 Разделы  2 и 3 заполняются преподавателем-экзаменатором  Отделения промежуточной аттестации СГА. После выставления оценки рецензия-рейтинг отсылается в филиал СГА вместе с экзаменационной ведомостью группы 
 
 
 
 

Содержание
Введение  …………………………………………………………………………………3  
1.Вербальные и невербальные компоненты коммуникации………………………..…6
2.Обмен невербальной  информацией, особенности проявления  в конфликтных ситуациях.            
2.1.Жесты, движения. позы………………………………………………..…….……..11
2.1.1.Барьеры рук……………………………………………………………….......…...15
2.1.2.Барьеры ног…………………………………………………………………...…...16
2.1.3.Жесты агрессивности  и готовности к действиям……………………………….18
2.1.4.Сила ладони…………………………………………………………………….....23
2.1.5.Поклоны,ссутуливание………………………………………………...................25
2.2. Молчание  как вид реакции……………………………………………………...…26
2.3. Пространство……………………………………………………………………….26
2.3.1.Зональные  пространства…………………………………………………………27
2.3.2. Территориальные претензии………………………………………….………...29
2.3.3. Углы и  треугольники……………………………………………………...…….31
2.4. Визуальный  контакт……………………………………………………………….33                         Заключение………………………………………………………………….….........…36     Глоссарий…………………………………………………………………………….....40                                                    Список использованных источников…………………………………………..……..41             
Приложение 1…………………………………………………………………………..42
Приложение 2…………………………………………………………………………..46 
 
 
 
 
 

2 

     Введение
     «Сигналы личности» - это нее совсем обычное словосочетание. НО оно точно описывает то, что мы (по большей части бессознательно) ежедневно познаем и применяем в повседневной практике, а именно: молниеносное восприятие и оценку личности встречающегося нам человека по многим и разнородным знакам, признакам, символам или сигналам. Они применяются отчасти неосознаваемо, а от части - совершенно преднамеренно. И точно также в полутьме сознания мы понимаем их завуалированные намерения и тренируемся в этом сигнальном языке в процессе нашей повседневной жизни.
     Люди  часто не могут найти слов, чтобы  выразить свои чувства, или предпочитают не говорить о них. Любая коммуникация, осуществляемая без слов, считается  невербальной коммуникацией. Сочиняете  ли вы симфонию, зеваете, надеваете нелепую шляпу, смотрите кому-то в глаза или просто молчите – все это невербальные сообщения. Чувства, также как информация, могут быть переданы при помощи одного или нескольких невербальных способов.1 Это именно та часть коммуникации, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому – как.
     Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Чарльзом Дарвином, который считал, что выражения  лица, которые служат для  передачи  различных эмоций, едины для всех человеческих существ  вне  зависимости  от культурной среды. При этом он исходил из своей теории об эволюции  человеческого рода. Американские нейропсихологи  Экман, Фризен (из  Нейропсихиатрического института Лэнгли Портера в штате  Калифорния)  и  Соренсон (из Национального института неврологических заболеваний и слепоты) обнаружили свидетельства, которые подтвердили положение Дарвина. Они провели свои исследования в Новой Гвинее, на Борнео, в  Соединенных Штатах, Бразилии и Японии, среди представителей культур сильно отличающихся друг от друга на трех различных континентах и пришли к  выводу о том, что: "Показ одного набора фотографий человеческих лиц, на которых были  запечатлены различные эмоциональные выражения, вызвал  среди  представителей всех исследуемых культур одинаковые оценки".
     По  мнению этих трех исследователей, их вывод  противоречит теории, исходящей из того, что выражения лица являются результатом заученного  поведения. Исследователи считали, что мозг человека запрограммирован                                                                                                                               
таким образом, чтобы поднимать уголки губ вверх, когда он испытывает 
удовлетворение, опускать уголки вниз, когда он чем-то недоволен и так далее – в зависимости от эмоций, которые генерируются в мозгу.
      Мы рождены с элементами бессловесной связи. Мы можем сделать так, что ненависть, страх, веселое настроение, печаль и другие наши эмоции благодаря нашей мимике, становятся известны другим людям, хотя нас не обучают этому.
 Альберт Мейерабиан  установил, что передача информации  происходит за счет вербальных  средств (только слов) на 7 %, за  счет звуковых средств (включая  тон голоса, интонацию звука) на 38%, и за счет невербальных средств на 55%. Профессор Бердвиссл проделал аналогичные исследования относительно доли невербальных средств в общении людей. Он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10-11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения.2.
        Эти данные заставляют нас задуматься о значении «невербалики» для психологии общения и взаимопонимания людей, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка – языка телодвижений, на котором все мы с вами разговариваем, даже не осознавая это.
     Невербальное  общение может либо дополнять  и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Это наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов.
         К невербальной коммуникации  относятся воспринимаемый внешний  вид и выразительные движения  человека - жесты, мимика, позы, походка  и т. д. Они во многом являются  зеркалом, проецирующим эмоциональные  реакции человека, которые мы как бы "считываем" в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз. Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части "коммуникативного айсберга" - в области невербального общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего   прибегает человек при передаче  обратной                                                                                                     
связи партнёру по общению. Через систему  невербальных средств транслируется  и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу "невербалики" мы прибегаем в  тех случаях, когда не доверяем словам партнёров. Тогда жесты, мимика и  контакт глазами помогают определить искренность другого.
          Невербальная коммуникация – не так сильно структурирована, как вербальная. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика) жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Это творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра.  
 
 

                                                                                                                                                                                             
 

                                                              5 

     1.Вербальные  и невербальные  компоненты коммуникации 

     Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют ввиду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, представлениями, чувствами, установками и т.д. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс общения и может быть понят как процесс обмена информацией.
         Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.
            При этом под прямым общением понимается естественный контакт "лицом к лицу" при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.
           Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизни человека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился вне общения, вне взаимодействия с другими субъектами.
     Средства  общения можно определить как  способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации - это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и
                                                       6                                                                      усовершенствованы им самим. Это - язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля.
     Передача  любой информации возможна лишь посредством  знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.
       Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык.
       В структуру речевого общения входят:
   1. Значение  и смысл слов, фраз («Разум человека  проявляется в ясности его  речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
   2. Речевые  звуковые явления: темп речи (быстрый,  средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи
      3. Выразительные качества голоса:
     • характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки — это кашель;
     • нулевые звуки — паузы;
      • звуки назализации—«хм-хм», «э-э-э» и др.        
                                                                                                                
     Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы:
       1.оптико-кинетическую, которая включает в себя жесты, мимику и
                                                                   7
антомимику;
      2.паралингвистику  и экстралингвистику ( паралингвистическая – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая – включение в речь пауз, плача, смеха) ;
      3.организация пространства и времени коммуникативного процесса (также выступает особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации);
      4.визуальный контакт («контакт глаз», имеющий место в визуальном общении). 
     Невербальная  коммуникация – вся совокупность этих средств призвана выполнять  следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных  состояний партнёров по коммуникативному процессу.
         Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстаёт как более или менее отчётливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.
       Например, в исследованиях М. Аргайла  изучались частота и сила жестикуляции  в разных культурах (в течение  одного часа финны жестикулировали  1 раз, итальянцы - 80, французы - 120, мексиканцы - 180).
     Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также "добавки" к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую
                                                            8
     информацию, но не посредством дополнительных речевых  включений, а "околоречевыми" приёмами.
     Пространство  и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определённое значение отрицательного порядка. Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл назвал её "пространственной психологией" . Холл зафиксировал нормы приближения к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние (45-120 см); социальное расстояние (120-400 см); публичное расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения
      Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это "контакт глаз", имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с общепсихологическими разработками в области зрительного восприятия -движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, "длительность" их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д. Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить её, поощряет партнёра к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее своё "Я", или, напротив, скрыть его.
     Как и семантические барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные преграды для понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать ее и усвоить. Если вы положите ее в карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной
                                                           9
     коммуникации  — склонность американцев с недоумением  реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время как улыбка не часто гостит на лицах русских и немцев.

     2. Обмен невербальной информацией. Особенности проявления в конфликтных ситуациях

 
     Большинство исследователей разделяют мнение, что  словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать мужчине убийственный взгляд, и она совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.3
     В данной работе я постараюсь выделить именно этот аспект- негативного отношения  контактирующих субъектов из всего  многообразия невербальных взаимодействий.
В обществе всегда возникали и проявлялись различного рода конфликты между людьми: от межличностных и семейных до социально-классовых и межгосударственных.
     Конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни. Когда две стороны находятся в контакте, то, независимо от причины их взаимодействия, всегда существует вероятность возникновения конфликта: они могут согласовывать свои противоречивые позиции при достижении совместной цели; иметь разногласия по поводу самих целей, к которым им следует вместе стремиться; или оказаться в разладе из-за каких-то личностных противоречий, агрессивных нападок друг на друга, предшествующего негативного опыта 

     2.1.Жесты,  движения, позы                                               
     Строение  тела и черты лица ничего не говорят  о человеке. Все попытки установить взаимосвязь между внешностью личности и ее характером не увенчались успехом и не отвечают требованиям научной достоверности. Психологические интерпретации черт лица иногда звучат просто наивно. В то же время "кинесика" - раздел психологии, изучающий мимику и жесты, - одна из наиболее достоверных методик, позволяющих диагностировать поведение, в частности, в ходе деловых переговоров. Кинесика почти всегда выдает человека, даже если он пытается скрыть свое истинное отношение к предмету разговора или собеседнику. Словом, как говорил классик, учитесь не смотреть, а видеть.
     Владеющий кинесикой человек знает, что  собеседник сравнительно легко контролирует то, что говорит, но много труднее  следить за выражением лица, за нечаянными движениями рук, которые выдают его  отношение к происходящему. Интерпретировать жесты следует осторожно. Во-первых, один жест нельзя вырывать из контекста поведения подчиненного, он обязательно связан с ситуацией в целом. И, во-вторых, нельзя забывать, что жесты зависят от национальной, профессиональной, возрастной принадлежности человека, от его социального статуса.
     Одной из наиболее серьезных ошибок, которую  могут допустить новички в  деле изучения языка тела, является стремление выделить один жест и рассматривать  его изолированно от других жестов и обстоятельств. Например, почесывание затылка может означать тысячу вещей - перхоть, блохи, выделение пота, неуверенность, забывчивость или произнесение неправды - в зависимости от того, какие другие жесты сопровождают это почесывание, поэтому для правильной интерпретации мы должны учитывать весь комплекс сопровождающих жестов.
     Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а  слово может иметь несколько  различных значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме "предложений" и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные
                                                         11
     предложения и сравнить их со словесными предложениями  говорящего.
          Рис.1 показывает совокупность жестов, обозначающих критически оценочное отношение. Главным здесь является жест подпирание щеки указательным пальцем", в то время как другой палец прикрывает рот, а большой палец лежит под подбородком. Следующим подтверждением того, что слушающий относится к вам критически, является то, что ноги его крепко скрещены, а вторая рука лежит поперек тела, как бы защищая его, а голова и подбородок наклонены (враждебно). Это невербальное предложение говорит вам приблизительно следующее: "Мне не нравится, что вы говорите, и я с вами не согласен".
     Если  бы вы были собеседником человека, показанного на рис.1, и попросили его выразить свое мнение относительно того, что вы только что сказали, на что он бы ответил, что с вами не согласен, то его невербальные сигналы были бы конгруэнтными, т.е. соответствовали бы его словесным высказываниям. Если же он скажет, что ему очень нравится все, что вы говорите, он будет лгать, потому что его слова и жесты будут не конгруэнтными. Исследования доказывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные, и в случае, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее словесной.
                                  Рисунок 1- Критическая оценка
     Ключом  к правильной интерпретации жестов является учитывание всей совокупности жестов и конгруэнтность вербальных и невербальных сигналов.
          Кроме учета совокупности жестов и соответствия между словами и телодвижениями, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором живут эти жесты. Если вы, например, в холодный зимний день увидите на автобусной остановке человека, сидящего со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенной вниз головой, то это скорее всего будет означать, что он замерз, а вовсе не его критическое отношение к чему-либо. Однако, если человек в точно таком же положении будет сидеть напротив вас за столом переговоров о заключении сделки, то его жесты совершенно определенно следует трактовать как имеющие негативное или оборонительное отношение в сложившейся ситуации. 

                                                               13
     2.1.1.Барьеры   рук
Укрытие за какой-нибудь перегородкой есть естественная реакция человека, которую он усваивает  еще в раннем детстве для самосохранения. Детьми мы прятались за столами, стульями, мебелью и маминой юбкой, как только мы оказывались в опасной для себя ситуации. Подрастая, мы стали более изощренными в средствах самообороны и, достигнув шестилетнего возраста, когда укрытие за мебелью стало бы уже нелепым, мы научились складывать руки и тесно переплетать их у себя на груди при любых признаках опасности. В подростковом возрасте мы научились делать этот жест менее явным, немного расслабляя переплетение рук и сочетая этот жест с перекрещиванием
     Взрослея, мы стали так искусно применять  этот жест, что его очевидность стала незаметной для окружающих. Помещая одну или обе руки у себя на груди, мы образуем барьер. Это, в сущности, попытка отгородиться от надвигающейся угрозы или нежелательных обстоятельств. В одном можно быть уверенным, если человек нервничает или принимает критическую или защитную позу, он скрещивает руки у себя на груди. Это является явным сигналом того, что он чувствует опасность или угрозу.
         Многие люди утверждают, что у них привычка складывать руки на груди, потому что это удобная поза. Любой жест будет удобным, если он соответствует вашему настроению; то есть, если у вас нервозное, критически-настроенное состояние, этот жест покажется вам очень удобным для вашего настроения
         Руки в замок на груди выражают попытку спрятаться от неблагоприятной ситуации. Положение рук при этом жесте может быть самым разнообразным, в этой книге мы обсудим три наиболее характерных положения. Типичное, стандартное скрещивание рук является универсальным жестом, почти повсюду обозначающим оборонное или негативное состояние человека, проделывающего этот жест. Его всегда можно увидеть, наблюдая за человеком в толпе незнакомых людей на общественных собраниях, в очереди, в кафетериях, в лифтах и в других местах, где
люди  чувствуют себя неуверенно и небезопасно. 

                                                                                              14
       Если кроме скрещивания рук на груди, человек еще сжимает пальцы в кулак - это говорит о его враждебной и наступательной позиции. Часто это сопровождается стиснутыми зубами и покрасневшим лицом, и в таком случае может последовать словесное или физическое нападение. Необходим успокаивающий жест, с применением открытых ладоней, чтобы обнаружить причину, приведшую к таким враждебным жестам (если вы ее еще не знаете). Человек, использующий серию этих жестов, находится в атакующем положении 
 

                        Рисунок 2- Кулаки говорят о  враждебности 

Люди, носящие  пуленепробиваемые жилеты, редко  используют жесты со скрещиванием рук, как средство самозащиты, потому что их оружие или защитный жилет обеспечивает надежное средство защиты. Полицейские, вооруженные пистолетами, например, очень редко используют скрещивание рук на груди, за исключением тех случаев, когда они стоят на посту, при этом они сжимают пальцы в кулаки, чтобы показать, что никто не пройдет там, где они стоят.
      
      2.1.2.Барьеры ног
     Подобно защитным барьерам, сформированным с  помощью рук,  
 

                                                                               15
     перекрещивание ног является признаком негативного или оборонного отношения человека.
     Скрещивание рук на груди первоначально было связано с функцией защиты области  сердца и грудной клетки, а скрещивание  ног является попыткой защитить область  гениталий. Кроме того, скрещивание рук свидетельствует о более негативном настрое человека, чем скрещивание ног, и скрещенные руки более явно бросаются в глаза. С осторожностью нужно подходить к интерпретации этого жеста у женщин, поскольку в детстве их учили так сидеть потому, что "так сидят леди". К сожалению, эта манера может быть истолкована, как попытка обороны.
Одна  нога аккуратно лежит на другой, обычно правая на левой (рис.3) - это нормальное положение скрещенных ног, используемое
 
 

                                     Рисунок 3- Барьер ног 
 
 
 
 
 

                                                               16
 
                                   Рисунок 4- Отключение от разговора
европейцами, и может использоваться для выражения  взволнованного состояния, сдержанной или защитной позиции. Это, однако, - один из вспомогательных жестов, который  сопровождается другими негативными жестами, и не должен интерпретироваться в отрыве от контекста. Например, люди часто сидят, закинув нога на ногу во время лекций или во время долгого сидения на неудобных стульях. Часто люди используют этот жест в холодную погоду. Когда закинутая нога на ногу сопровождается еще и скрещиванием рук на груди (рис.4), это означает, что человек "отключился" от разговора. Эта поза очень популярна у женщин во всем мире, особенно если они хотят выразить свое недовольство мужем или другом.
     Скрещенные  или сложенные на груди руки, закинутая  нога на ногу предполагают, что человек  находится в оборонном или  негативном состоянии, но то же самое  может быть выражено с помощью  сведенных вместе лодыжек. У мужчин прижатые лодыжки обычно сочетаются с крепко стиснутыми кулаками, лежащими  

                                                                17
     на  коленях, или руки могут впиваться  в подлокотники стула. Женский вариант  слегка отличается: колени сведены  вместе, ноги могут быть наклонно отведены в одну сторону, руки лежат или параллельно друг другу на коленях, или одна рука поверх другой .
     Более чем десятилетняя практика общения  с людьми во время бизнес - переговоров показала, что когда ваш собеседник зажимает свои лодыжки, это равнозначно его "закусыванию губы". С помощью этого жеста сдерживается негативное отношение, неприятные эмоции, страх или взволнованность.  

     2.1.3. Жесты Агрессивности  и Готовности к  Действиям
     Какие жесты используются в следующих  ситуациях: ребенок, спорящий со своими родителями, спортсмен, ожидающий начала соревнований, и боксер в раздевалке в ожидании начала раунда?
     В каждом случае человек стоит в  позе "руки на пояс", поскольку  это один из наиболее характерных  жестов, используемых человеком для  передачи агрессивного отношения. Некоторые исследователи обозначают этот жест как "готовность", что в некотором отношении правильно, но основное значение этого жеста - агрессивность. Эта поза также называется стойкой "пробивалы", имея в виду целенаправленного человека, принимающего такую позу в случае, когда он готов добиваться своей цели. Эти наблюдения верны, потому что в обоих случаях человек готов действовать, но эта готовность все же является агрессивной, наступательной. Мужчины часто используют этот жест в присутствии женщин, чтобы продемонстрировать свое сексуально-вызывающее намерение.
     Интересно отметить, что птицы нахохливают  перья, чтобы стать больше, когда  они дерутся или ухаживают за самкой, люди используют жест "руки на пояс" с той же целью, т.е. чтобы стать 
 
 
 
 
 

                                                               18

                                     Рисунок 5- «Готов и агрессивен»
крупнее. Мужчины используют это как невербальный вызов другим мужчинам, нарушающим их территориальное право.
     Чтобы сделать правильные выводы относительно намерений человека, поставившего руки на пояс, необходимо рассматривать  обстоятельства, при которых это  происходит, и понаблюдать за предшествующими жестами. Ряд последующих жестов может укрепить вас в своем мнении. Например, расстегнут ли пиджак и откинуты ли полы пиджака на спину, или он застегнут в тот момент, когда человек ставит руки на пояс? Агрессивная поза при застегнутом пиджаке показывает сильное расстройство, в то время как расстегнутый пиджак и откинутые фалды (рис.5) есть чисто

                               Рисунок 6- Агрессивная готовность
агрессивная поза, потому что человек открывает  область сердца и горла, выказывая  невербальное бесстрашие. Это поза может быть более усилена, если человек расставляет широко ноги или сжимает пальцы в кулаки.
     Жесты агрессивной готовности используются профессиональными манекенщицами, чтобы передать, что их одежда предназначена для современной, агрессивной, предприимчивой женщины. Иногда этот жест проделывают только одной рукой на бедре, другая рука принимает иное положение (рис.6). При этом жесте часто наблюдаются жесты критической оценки.
     Сексуальная агрессивная поза выражается следующим  жестом - большие пальцы рук затыкаются за пояс или за прорези карманов. Это один из наиболее популярных жестов, используемых актерами телевизионных вестернов, чтобы показать мужественность любимых героев-гангстеров (рис. 7). Руки находятся в положении готовности и служат центром притяжения внимания, акцентируя область гениталий. Мужчины используют этот жест, чтобы отметить свою территорию или показать другим мужчинам, что они их не боятся. Когда жест используется в присутствии женщин, он может истолковываться так: "Я мужчина. Я над тобой властвую".
     Этот  жест в сочетании с расширенными зрачками и, если при этом, носок 
                     20
     одной ноги направлен в сторону женщины, хорошо понятен многим женщинам.
       Именно благодаря этому жесту  все намерения мужчины становятся  явными, т.к. они таким невербальным  способом недвусмысленно сообщают  женщине о том, что у них  на уме. Эти жесты всегда  считались чисто мужскими, но  когда женщины стали носить  джинсы и брюки, они тоже стали пользоваться этим жестом (рис. 8), хотя они это делают только тогда, когда одеты в брюки или джинсы. Когда на женщине платье или что другое, сексуально настроенная женщина закладывает большой палец руки за ремешок или за прорезь кармана .

                            Рисунок 7, 8- Сексуально–агрессивная, доминантная поза 

На рис. 9 показаны двое оценивающих друг друга мужчин, использующих характерные жесты - руки на бедрах и пальцы за пояс. Учитывая, что они оба несколько отвернулись друг от друга, и нижние половины их тел не напряжены, можно предположить, что мужчины подсознательно оценивают друг друга, и что нападение

                               Рисунок 9- Оценивание друг друга
маловероятно. Их беседа может быть нейтральной  или дружественной, но полностью  доверительней она не станет до тех  пор, пока не исчезнут жесты "руки на бедрах", и не появятся жесты открытых ладоней.

                               Рисунок 10- Возможно нападение  с обоих сторон
Если  бы эти мужчины стояли прямо друг против друга, а ногами они плотно
                                                              22
упирались бы в землю, драка была бы более вероятна (рис. 10).
      
          2.1.4.Сила Ладони
     Одним из наименее заметных и в то же время наиболее значительных невербальных сигналов, является сигнал, передаваемый ладонью человека. Если правильно использовать силу ладони, то она может придать человеку больше авторитета и возможности командовать другими.
     Существует  три основных командных жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указывающего перста.
Различие  между этими тремя положениями  видны из следующего примера: допустим, вам нужно попросить кого-либо поднять коробку и переставить  ее на другое место в комнате. Допустим также, что использовать при этом мы будем одни и те же слова, говорить их одним тоном голоса и с одним выражением лица. Меняться будет только положение ладони.
     Положение открытой ладони вверх есть доверительный, не-угрожающий жест, напоминающий просящий жест нищего на улице. Человек, которого мы попросили передвинуть коробку, не почувствует никакого давления, и в условиях субординации он воспримет это как просьбу с вашей стороны.
     Когда ладонь повернута вниз, в вашем  жесте немедленно появится оттенок начальственности. У человека, которому вы адресовали свою просьбу, появится ощущение, что он получил приказ передвинуть коробку, и может даже возникнуть чувство враждебности к вам, в зависимости от ваших с ним взаимоотношений. Например, если это ваш коллега одинакового с вами положения, то он может не выполнить вашу просьбу, но если бы вы его попросили с другим жестом, когда ладонь смотрит вверх, то он бы это сделал. Если человек, которому вы адресуете свою просьбу, ваш подчиненный, то он выполнит ее без возражений, потому что в таком случае вы имеете право использовать этот жест.
На рис.13 изображен перстоуказующий жест. Пальцы руки сжаты в кулак, и вместе с 
                                                              23
выставленным  указательным пальцем вся конфигурация становится похожей на своеобразную дубинку, с помощью которой человека принуждают к подчинению. Жест "указующего перста" является одним из наиболее раздражающих используемых человеком в процессе речи, особенно если он совпадает по смыслу со сказанными словами. Если у вас есть привычка указывать пальцем, постарайтесь заменить этот жест, изменив положение ладони вверх или вниз лицом, и вы увидите, что добьетесь больших успехов в отношениях с другими.

                          Рисунок 11, 12, 13- Три основных командных жеста ладони                                            
Доминантное рукопожатие есть наиболее агрессивный  вид рукопожатия, т.к. оно дает человеку мало шансов на установление отношений равнопартнерства. Этот тип рукопожатий характерен для агрессивного, властного мужчины, который всегда является инициатором рукопожатия и жестом руки, с ладонью направленной вниз, заставляет .человека подчиняться, потому что ему приходится отвечать рукой, повернутой ладонью вверх Во время властного рукопожатия ваша рука захватывает руку другого человека ) таким образом, что ваша ладонь развернута вниз . Совсем необязательно, чтобы ваша рука была развернута горизонтально, но важно, чтобы она была повернута вниз относительно руки другого человека. Тем самым вы сообщаете ему, что хотите главенствовать в процессе общения с этим человеком. Мы исследовали поведение 54 преуспевающих, высокопоставленных представителей административного звена, и эти исследования выявили, что 42 из них не только первыми протягивали руку для рукопожатия, но и пользовались властным способом рукопожатия. 
 

                                                                24
         2.1.5.Поклоны, ссутуливание

           Издавна стремление уменьшить свой рост перед другими использовалось как средство установления отношений субординации. Мы обращаемся к членам Королевской династии как "Ваше Высочество", а лица, совершающие непристойные деяния, называются "низкими". Оратор на митинге протеста встает на ящик, чтобы быть выше других, судья возвышается над остальными членами суда. Тот, кто живет в фешенебельной квартире на крыше небоскреба, имеет больше власти, чем тот, кто живет на первом этаже, а в некоторых странах общество делится на два социальных класса - высшее общество и низшее общество.

          Хотим мы этого или нет, но высокие люди пользуются большим влиянием, чем невысокие люди, однако высокий рост может навредить вам в беседе один на один, где вам необходимо говорить на равных. Также трудно провести беседу с глазу на глаз, будучи неодинакового роста со своим собеседником.
     Женщина присядет в реверансе, когда приветствует монарха, а мужчины склоняют голову или снимают шляпы, чтобы представить себя ростом ниже, чем царственная особа. В современном ритуале приветствия сохранились признаки старинного коленопреклонения. Чем ниже, скромнее ощущает себя человек по отношению к другим, тем сильнее сгибает он свою спину. В сфере бизнеса тех, кто постоянно кланяется перед администрацией, называют такими пренебрежительными именами как "лизоблюды" и "пресмыкающиеся".
К сожалению, мало-что может увеличить или уменьшить рост человека, Посредством преднамеренного ужимания своей фигуры можно сознательно избежать недовольства со стороны других.
      Интересно отметить, что существуют  случаи, когда уменьшение тела  может быть когда, будучи в  гостях, вы, сжавшись в комочек,  устроились no-удобнее в кресле, а  в это время хозяин стоит.  Такое бесцеремонное поведение на территории другого человека говорит об отношении превосходства или враждебности. 

                                                           25
     2.2.Молчание  как вид реагирования 
     Молчание  как вид реагирования, обычно используется в общении неосознанно, нецеленаправленно. И, тем не менее, отсутствие словесной реакции – само по себе есть форма реакции и может быть весьма эффективной, особенно, когда партнер по общению испытывает потребность остаться как бы наедине с собой, или когда он обсуждает, рассматривает, анализирует свои мысли и чувства в ходе разговора. Эффективное использование молчания во многом зависит от того, что в данный момент переживает собеседник.
    Наше  молчание может восприниматься по-разному, в зависимости от содержания и  чувственного тона разговора. Например, он может воспринять наше молчание положительно, как форму его принятия нами, если невербальные компоненты нашего поведения (кивания, внимательный взгляд, мигание глазами и т.д. и т.п.) как бы подтверждают ему, что мы понимаем необходимость оставить его наедине со своими мыслями и чувствами. Или, наоборот, партнер может воспринять наше молчание отрицательно, как его неприятие. Если наше молчание воспринимается именно так, то оно может стать источником замешательства, раздражения или даже гнева со стороны собеседника, это будет блокировать развитие психологического контакта.
     Можно еще добавить, что «прием молчания»  в беседе на самом деле не такая уж простая реакция для большинства из нас, поскольку речевая активность человека считается одним из социально одобряемых качеств и воспитывается с детства. Обычно наше естественное побуждение при общении – стремится заполнять возникающие паузы словами. И особенно трудно оставаться молчаливым тогда, когда собеседник переживает очень сильные чувства. Субъективно возникает дискомфорт, почти неосознанно побуждает нас сказать что-либо партнеру, чтобы сгладить его переживания, или, если мы совершенно не умеем настраиваться на волну собеседника, отвергнуть эти переживания
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.