На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности ценообразования в мирвой торговле

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение 2
Глава 1. Теория и методология формирования мировых  цен 3
1.1 Стоимость  товара и функции мировых цех 3
1.2. Интернациональная  цена производства и ее влияние  на формирование внешнеторговой  цены 7
Глава 2. Влияние  спроса и предложения на формирование внешнеторговых цен на современном  этапе развития мирового рынка. 12
2.1 Связь издержек  производства и цены на национальных  рынках  со спросом и предложением  на мировом рынке 12
2.2 Внешнеторговые  цены и их связь с эквивалентным  и неэквивалентным обменом товаров  на мировом рынке 19
2.3. Мировой  рынок золота и его особенности 23
Глава 3. Характеристика ценообразования на рынках стран  мира 31
3.1. Особенности  формирования мировых цен 31
3.2. Виды мировых  цен и специфика их формирования 35
Заключение 45
Список использованной литературы 46
Приложения 49
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Внешнеторговые операции осуществляются, как правило, на мировых или региональных товарных рынках. Торговля на них осуществляется по мировым ценам. На мировых товарных рынках конкуренция более жесткая нежели на внутренних (национальных) рынках. Поэтому на мировом рынке обращаются только те товары, которые отвечают двум основным условиям. Первое условие — относительно низкие цены по сравнению с внутренними (национальными) ценами. Второе условие — качество товара должно отвечать международным стандартам.
В мировой торговле существует множественность  мировых цен на один и тот же товар. Множественность мировых  цен связана с действием значительного  количества факторов. К ним относятся: наличие значительного количества мировых (региональных) товарных рынков; ценовая политика экспортеров и  импортеров; различные условия поставки; различие в валютных курсах и др.
Каждая группа товаров, обращающихся на мировых рынках, имеет свои особенности  при формировании мировых цен. Это  необходимо учитывать при выборе мировой цены для обоснования  цены конкретной внешнеторговой сделки. Условно все товары можно разделить  на две большие группы: сырье и  продукция обрабатывающей промышленности.
Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей ценообразования  в мировой торговле.
Задачи курсовой работы:
- проанализировать теорию и методологию формирования мировых цен;
- выявить влияние спроса  и предложения на формирование  внешнеторговых цен;
- дать характеристику товарных рынков мировой торговли
 

Глава 1. Теория и методология формирования мировых цен

1.1 Стоимость товара  и функции мировых цех

Согласно экономической  теории стоимость товара - это воплощенный  в товаре общественный труд товаропроизводителя. Стоимость создается в производстве, а проявляется в обмене, когда  изготовленный товаропроизводителем товар продается, приравниваясь  к другим товарам. Величина стоимости  товара определяется количеством овеществленного  и живого труда, необходимого для  его производства и  в целом  измеряется рабочим временем.
Так как разные товаропроизводители  затрачивают на производство одного и того же товара неодинаковое количество труда (времени), товары имеют различную  индивидуальную стоимость. Но поскольку  стоимость воплощает общественный труд, величина общественной (рыночной) стоимости не может определяться только индивидуальными затратами  труда. Общественная стоимость определяется общественно необходимым рабочим  временем, т.е. временем, затраченным  на изготовление товара, при данных общественно нормальных условиях производства и среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда, или временем, затраченным на производство основной массы товаров данного  вида [14, c. 43].
Регулирование обмена товаров происходит в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда на основании объективного экономического закона товарного производства - закона стоимости. Закон стоимости - по К. Марксу - экономический закон товарного производства, регулирующий обмен товаров в соответствии с количеством затраченного на их производство общественно необходимого труда, в соответствии с общественной стоимостью. В сфере обращения товаров для экономики с полным или частичным саморегулированием процессов производства и реализации товаров в условиях конкуренции, закон стоимости выступает как стихийный регулятор общественного производства, через механизм ценообразования, который сводится к тому, что экономическая категория цена товара служит денежным выражением стоимости товара и предназначена для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени.
Регулирующий механизм закона стоимости заключается в колебании  цен, в их отклонении от общественной стоимости в результате конкурентной борьбы под влиянием спроса и предложения  и сводится к следующему: превышение рыночной цены над стоимостью связано  с ростом потребления, а, следовательно, с ростом производства товаров; отклонение рыночной цены ниже стоимости вызывает сокращение производства; когда уменьшается  рабочее время, затрачиваемое на производство товара, цены падают, когда  оно увеличивается – повышаются при прочих равных условиях. И, таким  образом, рыночная стоимость товаров  является "центром тяготения", вокруг которого колеблются цены [8, c. 21].
Однако в общественном масштабе эти отклонения взаимно  погашаются, и сумма цен совпадает  с суммой стоимостей товаров. Тем  не менее, соотношение цен конкретных товаров устанавливаются с учетом различий в их потребительских свойствах. И с этой точки зрения следует  говорить уже о цене производства как превращенной форме стоимости  в условиях товарного производства. Это значит, что разность между ценностью продукции предприятия или отрасли, или общей выручкой, полученной от продажи этой продукции, и стоимостью затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, покупаемых для обеспечения выпуска этой продукции выражается в добавленной стоимости, величине, которую предприятие, фирма присоединяет к купленным материалам и услугам в процессе производства и реализации продукции. Таким образом, рыночная цена товара складывается из цены производства, в которую входит стоимость затрат сырья, комплектующих изделий и услуг, добавленной стоимости и затрат покупателя на приобретение и использование товара.
Цена, как экономическая  категория имеет огромное значение в управлении   и развитии всего  мирового хозяйства, взаимодействуя и  влияя на другие экономические категории. Роль цены в развитии  общественного  производства и установлении внешнеторговой стоимости товара проявляется в  ее пяти функциях: учетная, стимулирующая, распределительная, сбалансированная, рациональная.
Учетная функция определяет  сущность цены как денежного выражения  стоимости. Показывает во сколько обходится обществу  удовлетворение потребности товаром и определяет величину  затраченного труда, сырья и материалов на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек, но и размер прибыли. Как учетная функция, цена служит средством исчисления всех  стоимостных показателей, к которым относятся такие количественные показатели как ВВП, НД, объем капвложений, объем товарооборота и др., так и качественные – рентабельность, производительность, фондоотдача и т.д., которые в свою очередь служат  важнейшим инструментом  внутрифирменного планирования  и установления внешнеторговой цены [10, c.121].
Стимулирующая функция выражается в поощрительном  или сдерживающим  ее воздействии  на производство, оказывает влияние на производителя через величину  заключенной в ней прибыли и на потребителя посредством повышения (понижения) ее  уровня  за счет надбавок и скидок.
Распределительная функция  связана с отклонением цены от стоимости  под влиянием  рыночных  факторов, а также  с распределением    и перераспределением  национального  дохода между государствами,  отраслями  экономики, регионами, предприятиями  различных форм собственности, группами населения. При этом, когда требуются изменения приоритетов и пропорций в развитии  экономики страны, допускается государственное регулирование цен, а в крайних случаях и их прямое установления,  или косвенное регулирование путем введения (отмены)  таможенных пошлин и платежей,  установление (отмены) различных видов налогов, таких как НДС, акциз, а также манипуляции с налоговыми льготами.
Сбалансированная функция  выражается  в осуществлении связи  между спросом и предложением  и, следовательно, между  производством  и потреблением. В случае отклонения цены  от интернациональной стоимости возникающие диспропорции  в производстве и потреблении регулируются  ценой путем возврата к равновесию, что может быть  достигнуто  за счет изменения цен, издержек производства или объемов выпуска продукции. При этом ее балансирующая функция выражается не только в количественном измерении, но и в учете потребительной стоимости товара  на внешнем рынке.
Рациональная функция  проявляется в механизме размещения производства, вернее в его   рациональном размещении. Это связано, прежде всего,  с постоянно изменяющимся  уровнем  цен  как на внутреннем, так и на мировом уровне, и предопределяет в свою  очередь необходимость перелива капитала из одной отрасли в другую, что и происходит на национальном  и мирохозяйственном уровнях. Это способствует  установлению средней интернациональной цены  и заинтересованности  предприятий в рациональном использовании своего капитала [23, c. 67].
Следует отметить, что функции  цены  взаимосвязаны и взаимодействуют. Так, стимулирующая функция цены  усиливает функцию сбалансированности спроса и предложения, распределительная  взаимодействует с функцией цены, как средство рационального размещения производства,  рациональная с учетной  функцией  для установления нормальных количественных и качественных показателей  экономического развития   на различных  уровнях управления, в различных  государствах и в целом на международном  уровне.

1.2. Интернациональная цена производства и ее влияние на формирование внешнеторговой цены

Как известно, возникновение  и развитие торговли между различными странами объективно предопределено международным  разделением труда, необходимость в котором обусловлено разными условиями развития государств мира. Несовпадение уровней технической оснащенности хозяйствующих субъектов, различие в квалификации работников, природных условий приводит к существенным отличиям в среднем уровне производительности труда. Это означает в свою очередь различие затрат труда при изготовлении (производстве) одинаковой единицы продукции. В результате этого формируются различные величины национальной стоимости товара, а затраты труда в каждой отдельной стране выступают как индивидуальные [9, c.47].
             Международной практикой определена  степень обособления национальных  рынков от мирового, а именно, полное обособление (замкнутый  внутренний рынок), частичное обособление  и свободное движение товаров  между внутренним и мировым  рынком. При полном обособлении  национального рынка от мировой  торговли, проявляющемся в отсутствии  движения товаров между ними, ценообразование на внутреннем  рынке определяется внутренними  затратами и основой цен служат  национальные затраты товаров.  Наиболее часто встречаются случаи  частичного, неполного обособления.  При неполном обособлении процессы  ценообразования на внутренних  и мировых рынках протекают  во взаимодействии. Основным каналом  влияния условий мирового хозяйства  на внутренние цены отдельных  стран при таком положении  является импорт, который воздействует  на предложение товаров в рамках  национального рынка и таким  образом изменяет сложившееся  соотношение между предложением  и спросом на мировом рынке.
              Экспорт также участвует во  взаимодействии цен как альтернативная  возможность реализации и произведенных  товаров, то есть канал, который  может увеличивать спрос на  товары национального производства  и оказывает влияние на размеры  обращающейся на мировом рынке  товарной массы. Масштабы влияния  зависят от доли экспорта определенного  товара данной страны в общемировом  объеме экспорта.
             В случае частичной обособленности  внутренних рынков от мирового  по конкретным товарам рыночная  стоимость, которая регулирует  внутренние цены, формируется из  индивидуальных стоимостей национальных  производителей, реализующих товар  на внутреннем рынке, и интернациональной  стоимости мирового рынка с  учетом удельного веса национального  производства и импорта в объеме  внутреннего потребления.
            Наряду с частичной обособленностью  внутренних рынков от мировой  торговли, существенное влияние  на отрыв внутренних цен от  внешнеторговых оказывает также  торгово-политические и коммерческие  особенности мирового рынка, которые  проявляются в ряде моментов. В условиях, когда внутренний  рынок не ограждается от мирового, при отсутствии тарифных и  нетарифных барьеров, внутренняя  торговля сливается с мировой.  При этом национальные рынки   выступают как  части мирового, то есть по существу растворяются  в нем, а цена на национальном  рынке является интернациональной [5, c.18].
Мировой практикой установлены  также две тенденции в формировании уровней цен действующих  во внутренней и мировой торговле. Это – расхождение  и выравнивание цен.
Анализ тенденции превышения внутренними ценами внешнеторговых  при сравнении экспорта и импорта показывает, что особенно четко она проявляется по импорту. В преобладающем большинстве случаев внутренние цены выше импортных. Более высокий уровень экспортной цены по сравнению с внутренней допустим, так как не препятствует, а наоборот, создает дополнительные стимулы для вывоза товаров, и таким образом, отклонение уровня экспортных цен вверх от цен внутреннего рынка не только допустимо, но и экономически обоснованно (национальные издержки каких-либо товаров оказываются ниже их интернациональной стоимости).
В то же время  более высокий  уровень импортных цен, по сравнению  с внутренними, при прочих равных условиях, экономически необоснован и неприемлем для любой страны, поскольку означает неэффективность, убыточность соответствующего импорта. Превышение импортных цен над внутренними может иметь место лишь временно, в условиях либо дефицита товаров на внутреннем рынке, либо административного регулирования цен (установление лимитных цен, квотирование объемов национального производства и пр.).
По импорту, закономерным является существование более высокого уровня цен на внутреннем рынке по сравнению с мировым, особенно по продукции обрабатывающей промышленности. По экспортируемым товарам тенденция  превышения уровней внутренних цен  над внешнеторговыми выступает в значительно более сглаженной форме, так как при экспорте очень сильны процессы сближения (при сопоставимости условий поставки и нивелировании расходов на транспортировку) уровней внутренних цен с мировыми. Это объясняется тем, что страна выступает в качестве экспортера по наиболее конкурентоспособным товарам и поэтому не нуждается в обособлении от внешнего рынка [10, c. 89].
Таким образом, образование  мировых цен, как правило, на более  низком по сравнению с ценами внутренних рынков уровне связано с тем, что  интернациональная стоимость, регулирующая процессы на мировом рынке, обычно меньше национальной стоимости соответствующих  товаров.
Существенное значение при  этом имеет и более острая, чем  на внутренних рынках, конкуренция  в мировой торговле, действующая  в направлении понижения цен  товаров основных поставщиков. Кроме  того, осуществляя запродажи продукции  на внешний рынок, фирмы могут  использовать преимущества расширения рынка, заключающиеся в том, что  увеличение масштабов  реализации ведет  к расширению объемов производства, которое в свою очередь позволяет  снизить издержки производства. Именно наличие подобной зависимостью между  объемом и издержками производства является объективной основой широкого распространения в мировой торговой практике (особенно по продукции машиностроения) скидок с цены за увеличение количества, Размеры таких скидок по ряду видов машин и оборудования  достигают 15-30% и более.
И, наконец, различия в национальных нормах прибыли, а также большие  по сравнению с существующими  на внутренних рынках  препятствиями  для перелива капитала, рабочей силы, товаров и других производственных ресурсов, являющиеся одной из отличительных  черт формирования интернациональной  стоимости и цен мировой торговли, приводят к тому, что мировая цена образуется не путем усреднения затрат всех поставщиков мировой торговли, а путем выравнивания их на «лидера», то есть наиболее эффективного производителя. Такое положение характерно, например, для рынка пшеницы, где из пяти основных поставщиков (Канада, США, Австралия, Аргентина, Франция) экспорт без субсидий до последнего времени осуществляла практически лишь одна Канада; для рынка хлопка, где один из основных поставщиков США в широких масштабах субсидирует свой экспорт в связи с тем, что условия его производства у других поставщиков (Египет, Индия) менее благоприятны [18, c. 78].
Проявляющиеся в практике всех стран особенности соотношений  динамических рядов внутренних и  внешнеторговых цен в целом отражают стержневую, глобальную тенденцию их взаимного притяжения, выравнивания. В самом общем виде основой  такого выравнивания  является стремление к пропорции «внутренние цены – мировые цены», так же как  и любой другой действующей в  хозяйственной практике отдельных  стран пропорции, к равновесному, сбалансированному состоянию, поскольку  без этого невозможно нормальное функционирование экономики.  Их близость определяется двумя обстоятельствами:
- во-первых, условия производства  товаров у разных производителей  одной и той же страны имеют  тенденцию к выравниванию, что  объясняется стремлением предпринимателей  в условиях конкуренции действовать  таким образом, чтобы производственный  процесс и затраты на изготовление  товаров не отличались у них в худшую сторону от того, что есть у других  производителей;
- во-вторых, возможность  производителей реализовывать свою  продукцию не только на внутреннем, но и на внешнем рынке означает  конкуренцию, которая ведет к  выравниванию цен.
Механизм выравнивания состоит  в том, что при образовании  большой разницы во внутренних  и внешнеторговых ценах создаются  предпосылки для перераспределения  товарных масс. Часть товаров с  внешнего рынка, отличающегося более  низким уровнем цен, переориентируется  на внутренний рынок (импорт), что ведет  к такому изменению соотношений  спроса и предложения на обоих  рынках, следствием которого является сближение цен.
Связь между внутренними  и импортными ценами возникает через  потребление ввозимых  в страну товаров, выступающих в качестве основного и оборотного капитала (импортные цены участвуют в формировании оптовых цен тех товаров, при  производстве которых используются ввозимые из-за границы сырье, топливо, материалы, оборудование), т. е.  также, как и по экспорту, через перераспределение  товарных масс между внутренними  и мировыми рынками.
 
 
 
 
 

Глава 2. Влияние спроса и предложения на формирование внешнеторговых цен на современном этапе развития мирового рынка.

2.1 Связь издержек производства и цены на национальных рынках  со спросом и предложением на мировом рынке

Интернациональная цена производства, представляющая собой превращенную форму интернациональной стоимости, является основой цены со стороны  предложения. Но в рыночном хозяйстве  цена складывается под влиянием спроса и предложения. Продавец всегда заинтересован  в повышении цены, в то время  как покупатель стремится  купить товар по более низкой цене. Когда  спрос и предложение уравновешивают друг друга, устанавливается равновесная  цена, которая приемлема и для  продавца, и для покупателя. Цена равновесия соответствует точке  пересечения кривых спроса и предложения  на графике. Эту точку  иногда по имени  английского экономиста, сформулировавшего  эту зависимость, называют « крестом  Маршала».
На уровень каких издержек будет ориентироваться цена в зависимости от соотношения спроса и предложения? Если спрос весьма велик, то мировая цена может быть на уровне наихудших национальных условий производства (даже если их доля на рынке незначительна), что позволит производителям  выходить на мировой рынок и получать прибыль. Если же масса товаров на мировом рынке значительно превышает спрос на них, тогда мировую цену определяют товары, изготовленные в странах с лучшими условиями производства. Производители в странах с худшими и даже средними условиями производства будут вынуждены уйти с мирового рынка [4, c. 37].
Влияние спроса и предложения  на формирование внешнеторговых мировых  цен рассмотрим на следующем примере. Пусть две страны — Россия и  Бразилия — производят один и тот  же товар – зерно. На рис. 1 изображены кривые внутреннего предложения зерна в Бразилии и в России, показывающие соотношение между объемами производства и уровнем цен, которые в свою очередь определяются предельными издержками и прочими факторами.


                                                 

                                                                              
Рис 1. Кривые внутреннего предложения зерна в Бразилии и России
              Р- уровень цены, Q-объем производства и реализации
Кривые спроса на зерно(Dр в России и DБ в Бразилии), показывающие соотношение между объемом спроса и уровнем цен, определяются вкусами и предпочтениями потребителей при данном уровне дохода. Предположим, что при отсутствии внешней торговли характеристики спроса и предложения таковы, что равновесие на рынке зерна (пересечение кривых спроса и предложения) в России устанавливается при цене 120 долл. США за 1 тонну, а в Бразилии –  при цене 200 долл. США за 1 тонну. Цена на зерно в Бразилии выше, чем в России, поэтому российским производителям выгодно экспортировать свою продукцию, а потребителям в Бразилии – покупать более дешевое импортное зерно. Таким образом, первоначальная разница в ценах создает возможности для экспорта и импорта, но все зависит от того, на каком уровне установится мировая цена.
Зная характеристики внутреннего  спроса и предложения, т.е. конъюнктуру в обеих странах, можно определить размеры предложения зерна на экспорт, спроса на импортное зерно и, следовательно, уровень равновесной мировой цены.
Российским производителям будет выгодно расширять производство зерна и экспортировать его, если мировая цепа будет выше первоначальной внутренней цены в России (Рэ > 120). Чем выше будет мировая цена, тем больше производители в России будут расширять предложение зерна, но одновременно будет расти и внутренняя цена, и потребители в России будут сокращать предъявляемый на рынке спрос. Таким образом, размеры предложения зерна ни мировом рынке будут определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке России, возникающей в условиях роста цен на зерно: .
С другой стороны, бразильским  потребителям будет выгодно приобретать импортное зерно, если мировая цена на него будет ниже первоначальной внутренней цены в Бразилии (Ри < 200). Чем ниже будет мировая, а следовательно, в условиях свободной торговли и внутренняя цена, тем больше потребители в Бразилии будут увеличивать спрос на зерно, но одновременно бразильские производители будут сокращать объем предложения. Таким образом, величина спроса на зерно на мировом рынке (Dм) будет определяться разницей между спросом и предложением на внутреннем рынке Бразилии, возникающей в условиях падения цен на зерно: .
Итак, по мере налаживания  тортовых связей цена на зерно в России растет и его предложение для продажи на внешнем рынке увеличивается, а цена в Бразилии снижается и спрос на импорт растет. На рис. 1 б) показаны кривые спроса на импорт и экспортного предложения, которые пересекаются в точке, соответствующей цене равновесия. В приведенном примере равновесие на мировом рынке достигается при цене 150 долл. США за 1 тонну зерна. При такой цене избыточный спрос в Бразилии (80 - 20 = 60) соответствует избыточному предложению в России (90 - 30 =60)
При более высокой цене предложение зерна на мировом  рынке превысит спрос, что будет  способствовать снижению цены. При  более низкой цене, наоборот, спрос  превысит предложение, а мировая  цена будет расти, пока не достигнет равновесного значения.
Теория международной  торговли, в частности теория сравнительных  преимуществ, утверждает, что в результате развития внешнеторговых отношений все участвующие в них страны получают выигрыш в виде прироста общего благосостояния, вместе с тем одним из ключевых является вопрос, как распределяется этот выигрыш. С одной стороны, очевидно, что он не может распределяться равномерно между странами, поскольку его размер зависит от того, на каком уровне установятся мировые цены. С другой стороны, выигрыш от внешней торговли, который получает страна в целом, распределяется внутри страны между потребителями и производителями, экспортерами и импортерами также не поровну. Распределение выигрыша от международной торговли как внутри страны, так и между странами в конечном итоге определяется тем, на каком уровне устанавливаются цены на те товары, которыми страны торгуют между собой, каковы объемы торговли, поскольку уровень цены и объем продаж на мировом рынке являются результатом установления равновесия между предложением и спросом [11, c. 90].
Рассматривая влияние  внешней торговли на интересы потребителей, можно сделать вывод, что в  результате развития международной  торговли потребители в стране-импортере выигрывают, поскольку имеют возможность покупать больше необходимого им продукта по более низкой цене. С другой стороны, в стране-экспортере потребители проигрывают, так как в результате роста цены вынуждены сокращать объем закупок. В то же время производители в импортозамещающих отраслях проигрывают, поскольку конкуренция со стороны более эффективных иностранных производителей вынуждает их снижать цены и сокращать объемы производства, производители в экспортных отраслях получают возможность расширить производство и продавать продукцию по более высоким ценам.
В целом, рассмотрение рыночного  равновесия с использованием модели «спрос-предложение» еще раз подтверждает вывод о том, что развитие международной торговли дает выигрыш всем странам. Однако если в стране-импортере этот чистый выигрыш возникает в результате того, что выгоды потребителей намного превосходят потери производителей продукции, конкурирующей с импортом, то в стране-экспортере, наоборот, общий прирост благосостояния обеспечивается за счет большого выигрыша производителей, хотя потребители несут потери. Этот вывод принципиально важен для объяснения причин государственного вмешательства в сферу внешней торговли. Однако расчеты показывают, что больше выигрывает та страна, в которой цены изменились в большей степени. Другими словами, чем ниже эластичность спроса на импорт или экспортного предложения, тем больше выигрыш от торговки [17, c. 22].
Для оценки того, насколько  выгодна стране внешняя торговля, используется показатель «условия торговли»  –  соотношение экспортных цен  рассматриваемой страны к ее импортным  ценам (Рэ / Ри). В общем случае, рост этого показателя (улучшение условий торговли) означает повышение благосостояния нации, а его падение (ухудшение условий торговли) свидетельствует о снижении уровня жизни. В самом деле, если цены на экспортные товары данной страны на мировом рынке увеличиваются по сравнению с ценами на ту продукцию, которую она импортирует, это означает, что на единицу своего экспорта страна может приобрести больше импортных товаров. Сами условия торговли, в свою очередь, зависят от спроса как на мировом, так и на внутреннем рынках; от изменений в технологиях и условиях производства; от степени монополизации рынков отдельных товаров.
Развитие свободной международной  торговли приводит к изменению цен, объемов спроса и предложения  на рынке и к специализации, то есть увеличению производства в отраслях, ориентированных на экспорт, и сокращению производства в отраслях, конкурирующих с импортом.
На соотношение спроса и предложения на данный товар  оказывает влияние предложение  на рынке других товаров с теми же потребительскими свойствами. В  данном случае это может быть замена зерна на комбикорма, силос и др.
Поскольку в мировом хозяйстве  возможности для перелива капитала и рабочей силы относительно ограничены, на мировом рынке периоды превышения спроса над предложением (или наоборот) могут быть более  длительными, чем  в национальном хозяйстве. В условиях довольно устойчивого спроса на тот или иной товар страна, добивающаяся повышения национальной производительности труда и  снижения издержек, будет реализовывать этот товар на мировом рынке в соответствии с ранее  сложившейся мировой ценой, регулируемой низкими, средними или даже худшими условиями  производства, и таким  образом получать более высокие доходы [20, c. 101].
Своеобразие мирового рынка  с точки зрения соотношения спроса предложения состоит в том, что  отдельные страны, у которых производство товаров осуществляется с высокими в мировом масштабе издержками, могут (и это широко практикуется) путем  применения тарифных  или нетарифных барьеров, ограничить и даже закрыть  доступ на свой рынок товаров, произведенных  при более низких издержках. Это означает, что мировой спрос на товары, произведенные при более благоприятных условиях, снижается, что скажется и на мировой цене. Поэтому страны, производящие товары с более низкими издержками, не смогут в полной мере использовать свои преимущества на мировом рынке. Страны с более низкой  производительностью труда стремятся к ее повышению с тем, чтобы их затраты приблизились к общественно необходимым. В свою очередь, страны, уже имеющие более высокую производительность по сравнению со среднемировой, заинтересованы в дальнейшем ее росте, так как, реализуя свои товары по мировой цене, они получают добавочную прибыль. Однако интернациональная цена производства, являясь оружием действия законов товарного производства, вместе с тем ведет к острой конкурентной борьбе между производителями разных стран, к разорению неконкурентоспособных производителей, за счет изменений в потребительной стоимости товара, так как покупателя товара интересуют прежде всего его потребительские свойства, и при прочих равных условиях он предпочтет товар с лучшими свойствами.
В процессе конкурентной борьбы на мировом рынке  складывается таким образом общественно необходимая потребительная стоимость товара, которая представляет собой нормальную, при данных  условиях  производства, способность товара удовлетворять потребности человека в процессе личного или производственного потребителя. Например, если речь идет о продовольственных товарах, то существенное значение имеют вкусовые качества, возможность хранения, внешний вид и т.п. Для многих видов сырья важно содержание в них определенных веществ. Так, для металлических руд важнейшим показателем качества является процент содержания металла, для топлива – теплотворная способность и т.д. Весьма разнообразны требования, предъявляемые потребителем к машинам и оборудованию. Машины, имеющие одинаковую конструкцию и даже одинаковую производительность, могут различаться с точки зрения надежности, долговечности, ремонтоспособности, веса, портативности и т.д. При данных условиях производства мировой технический уровень, или мировой уровень качества, складывается  на каждую машину или станок [24, c. 89].
В практике ценообразования  цены на товары, не отвечающие общественно  необходимым на мировом рынке  качествам (современному техническому уровню), устанавливаются на более  низком уровне. Фирмы, которые приступают к выпуску товаров с качествами,  превышающие  мировой технический уровень, продают их по более высоким ценам, и, следовательно, получают избыточную  прибыль.
В современных условиях, когда уровень техники постоянно  усложняется, для ее потребителей важное значение приобретает качество не только самой техники, но и услуг, оказываемых производителем при продаже и в процессе ее функционирования, а именно условия поставки и монтажа, техническое обслуживание, гарантийный ремонт и т.д. На мировом рынке складываются  общепринятые  (общественно необходимые)  условия поставки товаров, технического обслуживания, гарантийного ремонта и т.п. Затраты производителя, связанные с этими работами, учитываются в мировой цене товара. Если производитель не в состоянии обеспечить мировой уровень условий поставки  и обслуживания оборудования, он не может претендовать на получение мировой цены за свой товар.

2.2 Внешнеторговые цены и их связь с эквивалентным и неэквивалентным обменом товаров на мировом рынке

Внешнеторговые цены  связаны с такими понятиями как  эквивалентный и не эквивалентный  обмен товаров исходя из складывающегося  уровня цен на мировом рынке [19, c. 45].
Поскольку интернациональная  стоимость (цена производства) товаров  выше, чем национальная стоимость(цена производства) в промышленно развитых странах, и ниже, чем в  развивающихся, то при обмене на основе интернациональной стоимости промышленно развитая страна  получает некоторый избыток стоимости  по сравнению со своей национальной  стоимостью, в то время как  развивающаяся страна получает меньше своей национальной стоимости. Таким  образом, страны с высоким уровнем развития экономики получают от развивающихся стран в процессе внешнеторговых операций большее количество овеществленного труда, чем отдают им взамен, однако,  как утверждают отдельные экономисты-международники, такой не эквивалентный обмен приводит к положительным результатам.
Действительно, если мировая  цена товаров, реализуемых  отставшей  в экономическом отношении страной, ниже, чем их национальные издержки, то мировая цена товаров, приобретаемых  этой страной на мировом рынке  также ниже  и часто значительно, чем стоимость их производства  в такой стране. В данном случае, приобретая товары на мировом рынке, страна экономит часть национального труда. К тому же  многие виды продукции, которые может купить на мировом рынке экономически отсталая страна, в ее национальном хозяйстве вообще не  производятся, а организация собственного их производства потребовала бы  огромных затрат национального труда.
Таким образом,  при обмене товаров по ценам,  ориентирующимся   на интернациональную цену  производства, страна с более низкой производительностью  труда  теряет часть стоимости  как продавец товаров, но выигрывает как покупатель. Т. е. при обмене по интернациональной стоимости, когда в нем  участвуют страны  с различными  национальными уровнями  производительности труда, может принципиально  выигрывать  и та и другая сторона, потому, что специализируясь на производстве  одного - двух  товаров, развивающаяся страна  вынуждена экспортировать эти товары  на любых условиях, ибо только путем их экспорта  она может получить средства для приобретения  жизненно-необходимых товаров, в том числе продовольствия.
Определенное значение  для занижения цен имеет односторонняя  направленность  внешнеэкономических  связей многих развивающихся стран, учитывая их привязанность в области  внешней  торговли  к бывшим метрополиям. Фактором снижения цен на товары  развивающихся стран  является и  то, что часто крупным  международным  компаниям – скупщикам  их продукции  противостоят   мелкие  разрозненные  торговые компании  развивающихся  стран. Для снижения цен  международные  компании  широко используют  так  же конкуренцию между развивающимися странами – производителями  одной  и той же  продукции.
Важным  элементом  не эквивалентного   обмена между  промышленно развитыми и развивающимися странами  является завышение цен  на продукцию, импортируемую последними. Речь идет о том, что существует разница  в ценах на одинаковые промышленные товары, экспортируемые в обе  группы стран. При  продаже своих товаров  на рынках промышленно- развитых стран, промышленные компании  сталкиваются с конкуренцией национальных монополий, что часто вынуждает их  снижать  цены. Реализуя же продукцию в развивающихся  странах, промышленные компании не встречают  подобного рода конкуренции и  поэтому продают товары по более  высоким ценам. Следствие этого  цены на мировых ценах  при продаже, например, оборудования в развивающиеся  государства  выше, чем цены на то же самое  оборудование  при продаже  в промышленно развитые страны.
Одним из факторов усиления не эквивалентного обмена в современных  условиях является и то, что определенную часть товаров развивающиеся  страны получают в счет  помощи других стран. Предоставляя развивающимся  странам займы и кредиты, промышленно-развитые страны вынуждают их покупать  в  счет  этих средств  товары по ценам, существенно превышающим цены мирового рынка [8, c. 29].
Все это говорит о том, что  не эквивалентный обмен на мировом рынке  продолжает существовать. Однако борьба развивающихся стран  за экономическую независимость,  против неоколониализма является в  настоящее время  фактором, противодействующим не эквивалентному обмену. Для  ослабления неэквивалентности важное значение  имеет,  проводимая многими развивающимися странами, политика  по диверсификации экспорта, расширению круга торговых партнеров, развитию сотрудничества между странами-экспортерами сырья. Развивающиеся страны в настоящее время имеют возможность выбрать наиболее выгодных партнеров, покончить с односторонней ориентацией торговли на метрополию, использовать в своих интересах конкуренцию между странами, крупными компаниями. В укрепление позиций молодых государств на мировых рынках отдельных товаров важный вклад может внести  сотрудничество развивающихся стран- производителей определенных видов  продукции на  базе заключения товарных соглашений.
Уровень издержек экспортера, связанных с производством и  экспортом товара, определяет нижний предел рыночной цены. Производить  и продавать товар имеет смысл  только в том случае, если сумма  выручки, по крайней мере, возмещает  затраты экспортера. Это значит, что цена не может быть меньше издержек продавца, а так же его налоговых  обязательств, определяемых структурой капитала и размером данной цены. Отсюда вытекает, что технология расчета  цены базируется на затратах на производство продукции, которые являются основой  для себестоимости единицы продукции.
В зависимости от ситуации в термин "издержки" вкладывается разный смысл. Различают явные и  неявные издержки, связанные с  оплатой наличными и не связанные  с оплатой наличными, переменные и постоянные, прямые и косвенные, средние и предельные, а также  издержки связанные производством  и реализацией товара на внутреннем и внешнем рынках.
Особое значение приобретает  при этом соотношение в составе  общих затрат условно-постоянных и  условно-переменных затрат, что предполагает необходимость в установлении различных  уровней на товары,  предельного  размера цены, а так же скидок с цены, что особенно актуально  в сфере материального производства [6, c. 11].
В частности, при калькулировании себестоимости продукции методом покрытия затрат, а также при рассмотрении вопроса о предоставлении скидки за счет экономии на условно-постоянных расходах (при условии сохранения прежнего уровня рентабельности) используются следующие зависимости:
СКО=УПР-УПР:И
(1),
 СКОЕ= СКО?К
(2),
СКОВ= СКО:К
(3),

где    СКО – «скидка  на объем» - скидка, в процентах, на весь объем выпускаемой продукции;
              УПР – доля условно-постоянных расходов в структуре себестоимости предприятия, в процентах;
              И – индекс роста объема  выпускаемой продукции, рассчитанный  на основе базисных цен;
            СКОЕ – «скидка с объема  на единицу» - скидка в процентах,  рассчитанная на весь объем,  но применительная только к одному изделию;
            СКОВ – «скидка с объема  на все» - скидка в процентах,  рассчитанная на весь объем  и в равных долях применяется  ко всем изделиям.
            Аналогичная ситуация, но без  изменения объема выпуска продукции,  предусматривается при расчете  скидки за счет изменения структурных  сдвигов.

2.3. Мировой рынок золота и его особенности

 
Рынки золота - это центры торговли золотом, где концентрируется спрос  и предложение этого металла  и осуществляется его регулярная купля-продажа. Мировой рынок золота в широком плане охватывает всю  систему циркуляции этого драгоценного металла в масштабах мира - производство, распределение, потребление. Иногда это  понятие рассматривается и в  более узком плане - в качестве рыночного механизма, обслуживающего куплю-продажу золота как товара на национальных и международном уровнях. При этом следует иметь в виду, что, когда речь идет об основных особенностях и параметрах рынков золота обычно подразумевается, во-первых, купля-продажа наличного металла в слитковой форме и, во-вторых, оптовые методы торговли этими слитками. Соответственно, особенности торговли так называемым "бумажным золотом" анализируются в рамках деятельности золотых бирж.
Особенностями рынка золота является то, что, во-первых, золото используется фактически всеми  государствами в качестве страхового и резервного фонда. Учтенные государственные  запасы золота, сосредоточенные в Центральных банках и резервах МВФ, составляет сегодня более 31000 т. значительная часть этих запасов может быть выставлена на продажу (табл. 1). Во-вторых, еще большие объемы золота имеются у населения (ювелирные украшения, монеты и др.). Часть этого золота – по крайней мере, в виде лома – также поступает на рынок. В результате вырисовывается следующая картина. Основная доля в предложении золота приходится на его добычу. Но объемы добычи обладают значительной инерционностью, соответственно предложение добытого золота из года в год имеет относительно небольшую вариацию – значительно меньшую, чем предложение золотого лома, продажа золота банками и инвесторами.
Таблица 1.
Запасы золота в отдельных  странах (декабрь 2010 г.) [1].
Страна

Золотой запас

США
8135,4
Германия
3439,5
Франция
3024,8
Италия
2451,8
Швейцария
1666,2
Нидерланды
800,5
Япония
765,2
Китай
600,3
Испания
523,4
Португалия
517,2
Тайвань
423,6
Россия
388,2
Индия
357,7
Венесуэла
335,0
Австрия
317,5
Великобритания
313,2
Ливан
286,8
Филиппины
262,4
Бельгия
257,8
Швеция
185,4
Алжир
173,6
Ливия
143,8
Саудовская Аравия
143,0
Остальные страны мира
2713,6
Итого
28225,9
Резервы МВФ
3217
Банк  международных расчетов
193,7
Учтенное золото всего
31636,6

 
Основным потребителем наличного  золота является ювелирная промышленность, спрос в которой в значительной степени определяется ценой золота: чем ниже цена, тем выше спрос. Но эта закономерность действует в  периоды мирового экономического подъема, а в периоды спада спрос  в ювелирной промышленности уменьшается  и при относительно низких ценах.
По данным GFMS, к концу 2010 мировые запасы добытого золота составили около 150,4 тыс. тонн.
Эти запасы распределены следующим  образом:
    государственные ЦБ и международные финансовые организации - около 30 тыс. тонн;
    в ювелирных изделиях - 79 тыс. тонн;
    изделия электронной промышленности и стоматологии - 17 тыс. тонн;
    инвестиционные накопления - 24 тыс. тонн. [2]
Анализ  мировых тенденций развития добычи и разведки золота за последние 25 лет  показывает, что активно проявляются  тенденции, как на увеличение, так  и на уменьшение производство золота. Многократное повышение рыночной цены на золото в семидесятые годы кардинально  повлияло на активность его производителей в большинстве стран мирового сообщества. Стало выгодным перерабатывать бедные и труднообогатимые руды; вовлекать в эксплуатацию забалансовые запасы (прежде считавшиеся непригодными к добыче по технико-технологическим и экономическим причинам); возобновлять эксплуатацию ранее заброшенных и "законсервированных" карьеров и полигонов, рудников и шахт; перерабатывать техногенные отвалы многих горно-обогатительных комбинатов, содержащих определенное количество металлов (в качестве попутных компонентов или неполностью извлеченных при первичной обработке). Коренные изменения в технологии извлечения металла за счет кучного, кучного с цианированием и биологического выщелачивания в колоннах, метода "уголь в пульпе", усовершенствования других пиро- и гидрометаллургических методов (например, автоклавного обогащения тугоплавких руд) сделали рентабельной вторичную переработку бедных руд и сохранившихся "хвостов" золотоизвлекательных фабрик с содержанием золота на уровне 1,0-0,3 г/т и менее.
Географическая структура  добычи золота в мире за последние  два десятилетия радикально изменилась. Так, в 1980 г. суммарное производство золота в западных странах составляло 944 т, причем в ЮАР производилось 675 т, или более 70 %. Уже к 1990 г. произошли  резкие перемены. ЮАР продолжала оставаться крупнейшим в мире продуцентом, но ее производство снизилось до 605 т (35 % суммарного выпуска золота в западных странах). В то же время производство золота в западных странах возросло на 83 % по сравнению с 1980 г. – до 1755т. Повышалось быстрыми темпами производство золота в США – до 294 т (в 10 превысило  уровень 1980 г.), в Австралии – до 244 т (в 14 раз), в Канаде-до 169 т (почти  в 3,5 раза). Возникли новые крупные  продуценты золота в юго-западной части  бассейна Тихого океана – Филиппины, Папуа - Новая Гвинея и Индонезия. Быстро росла добыча золота в Латинской  Америке. [3]
Существенные сдвиги в  территориальной структуре золотодобычи имели место и на протяжении 90-х  годов. В таблице 2 приведены данные по всем крупным продуцентам золота.
Таблица 2.
Добыча золота основными  странами-продуцентами. [4, 5].
1992 г.,
кг.
Страна
2002 г.
кг
% к 1992 г.
Доля в мировой добыче, %
ЮАР
614071
399234
65,01
15,57
США
330000
298000
90,30
11,62
Австралия
243000
273010
112,35
10,65
Китай
125000
190000
152,00
7,41
Канада
161402
148860
92,23
5,81
Индонезия
37983
135000
355,42
5,26
Перу
20582
157013
762,87
6,12
Россия
146091
170872
116,96
6,66
Узбекистан
70000
90000
128,57
3,51
Гана
31032
69707
224,63
2,72
Папуа-Новая Гвинея
71190
65200
91,59
2,54
Чили 
33774
40000
118,43
1,56
Бразилия
85862
50500
58,82
1,97
Аргентина
1106
32486
2937,25
1,27
Филиппины
25609
40000
156,20
1,56
Зимбабве
18278
15469
84,63
0,60
Южная Корея
23263
26181
112,54
1,02
Мали
5700
57964
1016,91
2,26
Мексика
9891
20617
208,44
0,80
Казахстан
24000
27000
112,50
1,05
Кыргызская Республика
1000
17000
1700,00
0,66
Колумбия
32118
20799
64,76
0,81
Итого
2110952
2344912
111,08
91,45
Другие страны
143266
219335
153,10
8,55
Всего в мире
2254218
2564247
113,75
100,00

 
За 10 лет производство золота выросло: в Перу почти на 763 %, в  Индонезии – на 355%, в Китае  – на 52 %, в Мексике – на 108 %, в Мали добыча золота увеличилось  в 10 раз, были созданы золотодобывающие отрасли в Аргентине и Кыргызской Республике и это при росте в мире всего 14 %. В то же время продолжала снижаться добыча в ЮАР, за десять лет почти на 35 %, хотя в 2009 г. впервые за 9 лет производство металла увеличилось на 1 % по отношению к 2008 г. и составил 15,57 % от всей мировой добычи золота.
В период сильного и длительного (1996-2001 гг.) падения цен на золото золотодобывающие компании значительно снизили удельные затраты - как текущие, так и капитальные. Это достигалось путем уменьшения объемов геологоразведочных работ, закрытия нерентабельных рудников, внедрения  капитало – и трудосберегающих технологий, ускоренного развития золотодобычи в странах с дешевой рабочей силой. Если в 1980–х годах основной прирост добычи золота за рубежом обеспечивали США, Австралия и Канада, то с середины 1990–х годов добыча в этих странах стабилизируется, а затем и снижается. В то же время быстро росла добыча в Китае, Индонезии, Перу, Гане. Все последние годы идет слияние золотодобывающих компаний. Крупные компании имеют преимущества по возможностям мобилизации средств, проведению научно–технической политики, диверсификации политических и экономических рисков.
Рис. 1. Динамика среднегодовых цен  на золото в Лондоне (рынок наличных контрактов), долл. за тройскую унцию.
Структурные сдвиги последних  лет с более развитых западных стран в страны с развивающей  экономикой, преимуществами которых  является дешевый труд, дешевая электроэнергия и т.д. говорит о повышении конкурентной среды в сфере добычи и производства золота.
Через несколько лет после отмены в 1971 г. золотого обеспечения доллара  динамика цен на золото стала выглядеть  так же, как и динамика цен на цветные металлы: цикличный характер, при котором быстрый рост цен  сменяется их затяжным падением (рис. 1).
При анализе динамики цен на золото за последние 20 лет вырисовывается следующая картина. 80-90-е годы прошлого столетия для мирового рынка золота прошли под знаком снижения цен на этот металл. Продолжительность спада  цен может составлять от 2 (1984-1985 гг.) до 4-5 (1988-1992 и 1997-2001 гг.) лет. Величина спада по сравнению с достигнутым до этого пиком несколько превышает 100 долл./тр. унцию: 424 долл./тр. унцию в 1983 г. и 317,66 долл./тр. унцию в 1985 г.; 477,95 долл./тр. унцию в 1987 г. и 344,97 долл./тр. унцию в 1992 г.; 389,08 долл./тр. унцию в 1996 г. и 271,04 долл./тр. унцию в 2001 г. Последний из выделенных периодов характеризуется самыми низкими ценами и максимальной длительностью падения.
Фиксация лондонских котировок  на 400-долларовом рубеже в январе-феврале 1996 года была весьма кратковременной, после чего цена золота практически  все время шла вниз, достигнув 20 июля 1999 года самого низкого уровня за последние 20 лет – 252,8 доллара  за тройскую унцию. Хотя к концу 1999 года цены несколько повысились, в целом тенденция к их снижению сохранялась вплоть до апреля 2001 года, когда среднемесячная цена составила 260,5 доллара за унцию. Это обусловлено многими факторами, среди которых основными были три:
-высокие объемы производства золота, как первичного, так и вторичного;
-длительный рост курса доллара по отношению практически ко всем валютам мира;
-продажа золота центральными банками некоторых стран из своих запасов.
В нормальных условиях падение цен  на товар влечет за собой рост спроса (для золота – в первую очередь в ювелирной промышленности), за которым следует нехватка предложения с соответствующим повышением цен. Но финансовый кризис 1997 г. в Юго-Восточной Азии довольно неожиданно и существенно повлиял на рынок золота, удерживая цены на низком уровне. В данной ситуации основные факторы, влияющие на изменение цен – нетто-продажи запасов центральных банков и деинвестиции отошли на второй план.
В течение последних 10 лет  центральные банки ряда западных стран являются крупными нетто-продавцами золота. Частичные продажи золота из государственных резервов осуществили  Нидерланды, Бельгия, Австрия, Канада, Австралия, Великобритания, Швейцария. Заявления Швейцарии, а затем  Австралии и Аргентины о присоединении  к числу стран-продавцов резервного металла ускорили падение цен  на него в 1997 году. Опубликование планов английского казначейства о продаже на аукционах 415 тонн золота вызвало летом 1999 году обвал лондонских котировок.
Стремясь переломить данную тенденцию, 26 сентября 1999 года 15 центральных  банков Европы (Великобритании, Швейцарии, Швеции, Европейского центрального банка (ЕЦБ) и 11 стран еврозоны) договорились, что стороны-участницы соглашения не входят на рынок в качестве продавца, кроме оговоренных продаж, которые  в течение последующих пяти лет  не будут превышать 400 тонн, после  чего соглашение будет пересмотрено. В результате уже в конце сентября стоимость тройской унции золота превысила 300 долл. Продажи золота по Вашингтонскому соглашению (Соглашение Центральных банков по золоту) приведены в табл. 3.
Таблица 3.
Продажи золота по Вашингтонскому соглашению, тонны. [6]
Страны/Годы
Великобритания
150
135
60
0
0
345
0
345
Нидерланды
100
27
9
39
36
211
59
270
Австрия
30
30
30
0
0
90
0
90
Швейцария
120
200
283
283
41
927
243
1170
Германия
0
12
11
6
0
29
6
35
Португалия
0
0
0
90
0
90
0
90
Итого
400
404
393
418
78
1692
308
2000

 
 
 
 
 
 

Глава 3. Характеристика ценообразования на рынках стран мира

3.1. Особенности формирования мировых цен

 
При анализе процессов, связанных  с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
В условиях рыночной экономики  ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп.
Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:
    экономический цикл;
    состояние совокупного спроса и предложения;
    инфляция.
Конкретно экономические, т.е. определяемые особенностями данной продукции, условиями ее производства и реализации. К ним относятся:
    издержки;
    прибыль;
    налоги и сборы;
    предложение и спрос на этот товар или услугу с учетом взаимозаменяемости;
    потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность.
Специфические, т.е. действующие только в отношении некоторых видов товаров и услуг:
    сезонность;
    эксплуатационные расходы;
    комплектность;
    гарантии и условия сервиса.
Специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов:
    государственное регулирование;
    валютный курс.
Внеэкономические, политические; военные.
Как отмечалось выше, цены определяются условиями конкуренции, состоянием и соотношением спроса и предложения. Однако на международном рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие перечисленных выше групп ценообразующих факторов. Взять к примеру спрос и предложение. Известно, что соотношения спроса и предложения в условиях мирового рынка ощущаются субъектами внешней торговли гораздо острее, нежели поставщиками продукции на внутреннем рынке. Участник международной торговли сталкивается на рынке с большим числом конкурентов, чем на рынке внутреннем. Он обязан видеть перед собой мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с мировыми. Производитель-продавец товара на внешнем рынке находится в режиме постоянного «ценового стресса». Значительно больше на международном рынке и покупателей. Во-вторых, в рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны. Никто не будет оспаривать тот факт, что свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравниванию затрат и прибыли. Естественно, что все это не может не отражаться на формировании мировых цен. Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключаемых на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли. Понятие «мировой товарный рынок» означает совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже данных товаров и услуг, имеющих организационные международные формы (биржи, аукционы и т.д.), или выражающиеся в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей. И в мировой торговле к факторам, под воздействием которых складываются рыночные цены, прежде всего естественно относится состояние спроса и предложения.
Практически на цену предлагаемого  товара влияет:
    платежеспособный спрос покупателя данного товара, т.е. попросту говоря, наличие денег;
    объем спроса - количество товара, которое способен приобрести покупатель;
    полезность товара и его потребительские свойства.
На стороне предложения составляющие ценообразующие факторы:
    количество товара, предлагаемого продавцом на рынке;
    издержки производства и обращения при реализации товара на рынке;
    цены на ресурсы или на средства производства, используемые в производстве соответствующего товара.
Общим фактором является замещаемость предлагаемого к реализации товара другим, удовлетворяющим покупателя. На уровень мировых цен воздействуют валюта платежа, условия расчета и некоторые другие, как экономические, так и внеэкономические факторы.
На мировом рынке возможны случаи «искажения соотношения спроса и предложения». В случае громадного спроса на товар может возникнуть ситуация, при которой на рынок будет выброшен товар, произведенный в наихудших условиях по национальной цене, которая по существу и будет какое-то время определять мировую цену и которая наверняка будет весьма высокой. И наоборот, нередко предложение значительно превышает спрос. Тогда основной объем продаж приходится на те субъекты международной торговли, условия производства в которых наилучшие, а цены ниже.
При работе с ценами рынка, в том числе внешнеторговыми, следует учитывать различия в  них с учетом позиций отдельных  сторон и рыночной ситуации. Во-первых, существуют понятия «цены продавца», т.е. предлагаемые продавцом, а значит, относительно более высокие, и «цены покупателя», т.е. принимаемые и уплачиваемые покупателем, а значит, относительно более низкие. Во-вторых, в зависимости от рыночной конъюнктуры, «рынок продавца», на котором из-за преобладания спроса коммерческие показатели и цены диктует продавец и «рынок покупателя», на котором из-за преобладания предложения господствует покупатель и ситуация в части цен противоположная. Но эта рыночная ситуация все время изменяется, что находит отражение в ценах. А это значит, что она должна быть предметом постоянного наблюдения и изучения. В противном случае в определении цен возможны очень серьезные ошибки.
В последние два-три десятилетия  важную роль в ценообразовании на товары, в особенности в мировой  торговле, занимают сопутствующие услуги, оказываемые производителем и поставщиком какого-либо товара импортеру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техническое обслуживание, гарантийный ремонт, другие специфические виды услуг, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. Данный аспект особенно важен в современных условиях, в период развития высоких технологий, усложнения машин и оборудования.
Развитие науки и технологии, оказывая влияние на совершенствование качественных характеристик товара, с другой стороны воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий повышает производительность труда, эффективность производства, снижает затраты труда. В условиях НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров. Однако с учетом т.н. полезного эффекта (например, возрастает скорость, надежность и т.д.) относительная стоимость товара, а значит, и его цена для потребителя снижается.

3.2. Виды мировых цен и специфика их формирования

 
Мировые цены на отдельные товары и товарные группы могут выступать в различных формах или видах, что образует информационный массив по ценам. По возможности получения ценовую информацию можно разделить на:
• публикуемую;
• получаемую по специальным каналам, то есть на основе запросов или расчетов.
В особую группу выделяют цены фактических  сделок, которые публикуются сравнительно редко. Однако в немецком источнике "Ргеisе" регулярно приводятся цены по 150 видам импортируемых товаров. При этом публикуемые цены и цены, получаемые по специальным каналам, дополняют друг друга. В результате товарооборот любой продукции обеспечен ценовой информацией.
По всем товарам, являющимся объектами  мировой торговли, имеется несколько  видов цен, что дает возможность  осуществлять взаимную проверку ценовой информации с целью повышения надежности и объективности конкурентных материалов.
Среди публикуемых и полученных по специальным каналам цен выделяют следующие их виды: справочные; цены прейскурантов, каталогов, проспектов; торгов; аукционов; посреднических рынков; бирж; фактических сделок.
Справочные цены. Справочными являются цены на товары, реализуемые по каналам внутренней оптовой и международной торговли, которые публикуются в периодических изданиях объединениями производителей, информационными агентствами, консультационными или брокерскими фирмами.
Справочные цены отражают уровень  цены производства соответствующего товара, а следовательно, на их динамику главным образом влияет научно-технический прогресс в отрасли. Эти цены не отражают изменений конъюнктуры рынка, поэтому могут существенно отличаться от цен реальных сделок (на величину скидок или надбавок).
Разновидностью справочных цен  являются базисные цены на товары с фиксированными качественными характеристиками. Базисные цены устанавливаются на некоторые цветные металлы, пиломатериалы, синтетический каучук, отдельные виды машинотехнической продукции (автомобили, трактиры). Базисные цены на машины и оборудование по существу являются прейскурантными.
Специфическим видом базисных цен  являются цены-индикаторы, которые рассчитываются н
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.