Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
 
 
 
 

Курсовая работа

По дисциплине «Экономическая теория»

«Денежный рынок.
Спрос и  предложение на денежном рынке»
 

Содержание 
 
Введение
Глава 1. Понятие рынка
1.1 Денежный рынок
1.2 Масса денег в обращении
Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке

2.1 Спрос: понятие, факторы, эластичность

2.2 Денежный рынок и спрос на деньги

2.3 Предложение: понятие, факторы, эластичность

2.4 Предложение на денежном рынке

2.5 Рыночное равновесие и равновесная цена

Вывод
Библиография
Приложения
 
 

Введение
 
Тема  данной курсовой работы «Денежный рынок. Спрос и предложение на денежном рынке». Деньги – это неотъемлемая и существенная часть финансовой системы каждой страны. Называются ли они рублями, долларами, гривнами, фунтами или франками, деньги служат средством оплаты, средством сохранения стоимости и единицей счёта во всех экономических системах.
Деньги  являются частью нашей повседневной жизни и нельзя найти даже самой  примитивной цивилизации, где бы они не использовались. Они стимулируют  любой экономический и социальный процесс, но обесценивание денег  порождает несправедливость и беспорядки. Деньги свидетельствуют об изобретательности  человека.
Вся структура  современной экономики предопределена существованием денег. Они появились  благодаря торговле, а поскольку  торговля - одно из самых древних  занятий человечества, то в старину  уходят корни и денежной системы, хотя устройство её (как и вид  самих денег) многократно меняется на протяжении истёкших тысячелетий.
Царство денег - одна из сложнейших систем рынка, и нет человека, которого бы не затрагивали  каждый день процессы, происходящие в  этом особом мире.
В современных  условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные  с поставками материальных ценностей  и оказанием услуг, завершаются  денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и  регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота).
Встает  вопрос: сколько денег нужно государству для поддержания нормального развития экономики и как можно обеспечить этот объем; что является залогом стабильного и поступательного развития национального хозяйства.
Деньги  являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует  денежная система, во многом зависит  стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного  обращения, причин, последствий и  методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.
Таким образом, целью написания данной курсовой работы является рассмотрение и анализ роли денежного рынка, его сущность и структура. В следующих главах данной работы будут рассмотрены  взаимодействие спроса и предложения  на денежном рынке, а также денежная масса и денежные агрегаты.
 

Глава 1. Понятие рынка
 
В самом  общем виде рынок—это система  экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения  и распределения товаров, а также  движения денежных средств. Рынок развивается  вместе с развитием товарного  производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда. В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.
Более конкретно  рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного  производства в форме купли-продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.
Субъектами  рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей  выступают домохозяйства (в составе  одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов  рынка действуют одновременно и  как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно  взаимодействуют на рынке, образуя  взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает  не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег—все  финансовые средства, важнейшими из которых  являются сами деньги.
Хозяйственный механизм рыночной модели экономического развития состоит из трех основных элементов: предложения, спроса, цены. Наряду с этими элементами существует нечто, выступающее катализатором, «вечным двигателем», питательной  средой жизнедеятельности рынка, —  конкуренция.
Рынок как  самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров  и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих [16, с. 15].
 
1.1 Денежный рынок
 
Денежный  рынок – это рынок, на котором  продается и покупается особый товар  – деньги. Основными элементами рынка являются спрос на деньги, предложение денег, цена денег (ставка ссудного процента).
Деньги  играют исключительную роль в рыночной экономике, в основе функционирования которой лежат товарно – денежные отношения. Деньги часто называют языком рынка, так как с их помощью  осуществляется кругооборот товаров  и ресурсов. Поэтому рынок невозможен без денег, без денежного обращения.
Денежное  обращение – это непрерывное  движение денег, их функционирование в  качестве средства обращения или  средства платежа. Денежное обращение  обслуживает реализацию товаров, а  так же движение ссудного (в виде денежного капитала) и фиктивного (в виде ценных бумаг) капитала. Следовательно, денежное обращение состоит из совокупности безналичных денежных оборотов (безналичные  расчеты составляют до 75%) и обращения  денежных денег.
Организация денежного обращения, исторически  сложившаяся в стране и закрепленная в законодательном порядке, образует денежную систему.
Законодательством каждой страны определяется структура  денежной системы, которая включает:
- национальную  денежную единицу (рубль, доллар, франк, иена и т.д.), в которой  выражены цены товаров и услуг;
- систему  кредитных и бумажных денег,  разменных монет, которые являются  законными платежными средствами  в наличном обороте;
- регламентируемые  государством формы и условия  использования частных кредитных денег (векселей, чеков);
- систему  эмиссии денег, т.е. законодательно  закрепленный порядок выпуска  денег в обращение;
- порядок  обмена национальной валюты на  иностранную и фиксированный  государством валютный курс;
- государственные  органы, ведающие вопросами регулирования  денежного обращения. 
В зависимости  от вида обращаемых денег выделяют два основных типа денежных систем: система обращения металлических  денег; система обращения номинальных денежных знаков [5, с. 314].
 
1.2 Масса денег в обращении
 
Современные деньги – это неразменные кредитные  деньги. Наличные деньги (банкноты) –  это долговые обязательства центрального государственного банка, безналичные  – долговые обязательства коммерческих банков.
Сегодня денежный оборот в любой развитой стране представлен не только купюрами и монетами, но и средствами на банковских счетах, которые можно или обратить в наличные, или беспрепятственно осуществить ими безналичный платеж. Поэтому экономисты часто используют вместо термина «деньги» понятие «денежная масса». Для измерения ее состава и структуры используются денежные агрегаты: М1, М2, М3 (в зависимости от сложности перемещения средств, их «скованности» в процессе трансформации в наличные деньги). Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам.
Согласно  классификации, используемой в США, денежные агрегаты представлены следующим  образом (в порядке убывания степениликвидности):
Ml — наличные  деньги (банкноты и монеты), депозиты  до востребования, дорожные чеки, прочие чековые депозиты;
М2 — Ml плюс нечековые сберегательные депозиты, срочные вклады (до 100 тыс. дол.);
МЗ —  М2 плюс срочные вклады свыше 100 тыс. дол., депозитные сертификаты и др.
В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты Ml и М2. Иногда выделяется показатель наличности МО или С (от англ, currency) как часть Ml.
В российской практике по методике Банка России агрегат МО включает в себя наличные деньги, т.е. металлические монеты и банкноты, непосредственно обращающиеся в государстве. В составе агрегата Ml учитывается агрегат МО, а также:
а) депозиты до востребования частных лиц  в Сбербанке России;
б) вклады в коммерческих банках;
в) средства на расчетных и специальных счетах нефинансовых агентов.
Денежный  агрегат М2 охватывает более широкое  пространство в экономической системе и отражает деньги как достаточно ликвидное средство накопления, пригодное для использования в расчетах. Кроме активов агрегата Ml он включает активы, имеющие фиксированную номинальную стоимость и способные превращаться для совершения платежей в наличные деньги или транзакционные депозиты. В отличие от активов агрегата Ml активы этой группы не могут непосредственно переводиться от одного лица к другому, хотя обладают достаточно высокой ликвидностью. По методике Банка России в этот агрегат добавляются срочные вклады, хранящиеся в Сбербанке России.
Денежный  агрегат МЗ включает в себя агрегат  М2, а также депозитные сертификаты, долгосрочные ценные бумаги и срочные  депозиты длительного хранения (от 90 до 360 дней).
Еще одним  важным показателем количества денег  в обращении является денежная база ("сильные деньги") – это  деньги, находящиеся под непосредственным контролем центрального государственного банка (наличные деньги в обращении и деньги на счетах коммерческих банков, в центральном государственном банке) [11, с.30].
Данные о количестве денег в экономике России представлены на рисунке 1.
 

Рис. 1. Годовые  приросты денежной массы (М2), наличного  компонента (М0) и потребительской  инфляции в России [17]
 
Денежные  агрегаты позволяют определить количество денег, находящихся в обращении. Но от чего оно зависит? Сколько денег  должно быть в экономике?
Ответ на этот вопрос дает уравнение обмена И. Фишера, согласно которому количество денег в обращении должно быть таким, чтобы соблюдался баланс между  ними и стоимостью производимых в  стране товаров и услуг с учетом их цен:
М Ч V = Р  Ч Q,     (1)
 
где М – количество денег (или денежная масса) в обращении;
V – скорость  обращения денег (среднегодовое  количество раз, которое денежная  единица расходуется на приобретение  товаров и услуг);
Р – уровень  цен (индекс средневзвешенных цен товаров  и услуг);
Q – реальный  объем национального производства.
Простые преобразования позволяют получить формулу количества
денег, необходимых  для обращения:
 
М = (Р  Ч Q) : V.     (2)
 
Из этой формулы ясно, что чем больше созданный в стране национальный продукт, тем больше денег должно находиться в обращении. С увеличением физического количества товаров приходится наращивать и денежную массу.
Поскольку скорость обращения денег определяется неденежными факторами, то она может  рассматриваться как постоянная величина. Разделив обе части уравнения  на V и выразив величину (1/V) через k, получим формулу, которая называется кембриджским уравнением:
 
М= k Ч  Р Ч V,     (3)
 
где k – коэффициент пропорциональности между номинальным доходом (Р Ч V) и желаемым денежным запасом, т.е. частью дохода, которую хозяйствующие субъекты хотят хранить в денежной форме.
Коэффициент k называют коэффициентом монетизации, так как он характеризует насыщенность экономики деньгами. На практике коэффициент монетизации (k) рассчитывается как отношение М2 к ВВП, умноженное на 100%.
Из рассматриваемой  формулы видно, что уровень цен  и количество денег в обращении  находятся в прямой зависимости: рост цен вызывает необходимость увеличения денежной массы и, наоборот, увеличение денежной массы приводит к росту цен. Однако роста цен не будет, если одновременно с ростом денежной массы будет происходить расширение объема выпуска товаров и услуг в той же или большей степени [8, с.225)].
 

Глава 2. Спрос и предложение на денежном рынке

Спрос и предложение образуют диалектическое единство противоположностей. Их единство вытекает из того, что спрос может  быть удовлетворен только предложением, а предложение может быть реализовано  только в спросе. Противоречивость этих категорий проявляется в  противоречии между стоимостью и потребительной стоимостью, между продавцами и покупателями, между производителями и потребителями. Предложение оказывает воздействие на размеры и структуру спроса; спрос, в свою очередь, «побуждает» предложение приспосабливаться к требованиям рынка [6, с.173].

2.1 Спрос: понятие, факторы, эластичность

 
Спрос —  это денежная форма выражения  потребности, т.е. это количество товаров  и услуг, которое покупатели желают и могут (готовы) купить по некоторой  цене в течение определенного  периода времени. Величина спроса зависит  от разных факторов: цен на товары, доходов  и вкусов покупателей, числа покупателей  и т.д. Одним из главных факторов является цена. Максимальная цена, за которую  покупатели готовы купить единицу товара в данный момент, есть цена спроса. Связь  между ценой товара и объемом  покупательского спроса на этот товар  отражает закон спроса, суть которого: чем выше цена товара, тем меньше покупателей, готовых его приобрести, и тем ниже спрос. И напротив, при  прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему росту  величины спроса. Следовательно, существует отрицательная, или обратная связь  между ценой и величиной спроса.
Эту зависимость  можно объяснить следующими причинами:
1. Высокая  цена отбивает у потребителей  желание купить товар, а низкая  усиливает число покупателей  и количество покупок, что означает  увеличение спроса.
2. Потребление  подвержено действию принципа  убывающей предельной полезности, согласно которому последующие  единицы данного продукта приносят  все меньше и меньше удовлетворения, а поэтому потребители покупают  дополнительные единицы продукции  лишь при условии, что цена  его снижается.
3. Закон  спроса можно объяснить эффектами  дохода и замещения. «Эффект  дохода» указывает на то, что  при более низкой цене человек  может позволить купить больше  данного продукта, не отказывая  себе в приобретении каких-либо  альтернативных товаров.
«Эффект замещения» выражается в том, что  покупатель стремится приобрести подешевевший товар вместо аналогичного товара, цена на который осталась прежней, т.е. заменить дорогие продукты более  дешевыми.
Взаимосвязь между ценой продукта и объемом (величиной) спроса можно выразить в  табличной форме в виде шкалы  спроса или изобразить в виде нисходящей кривой на графике (Приложение 1).
Изменение объема (величины) спроса при изменении  цены товара означает передвижение с  одной точки на другую на постоянной кривой спроса.
Вместе  с тем, на спрос влияют и другие факторы:
1. Изменение  вкусов покупателей (физическое  здоровье становится все более  популярным, а это повышает спрос  на кроссовки и велосипеды).
2. Изменение  числа покупателей (снижение уровня  рождаемости уменьшает спрос на детское питание).
3. Изменение  дохода (увеличение доходов повышает  спрос на мясо, фрукты и снижает  спрос на картофель, хлеб и  т.д.).
4. Изменение  цен на сопряженные товары (снижение  тарифов на пассажирские авиаперевозки  сокращает спрос на поездки  автобусным транспортом).
5. Изменения  в ожиданиях потребителей (предполагая,  что закупки импортного сахара сократятся, и это вызовет повышение цен на него, население расширяет текущий спрос на сахар).
6. Изменения  в экономической политике государства  (уменьшение налоговых ставок  ведет к увеличению доходов  потребителей, а, следовательно,  к увеличению спроса).
Изменение одного или более из этих факторов вызывает изменение спроса: при увеличении спроса кривая спроса смещается вправо вверх, а уменьшение — влево вниз.
Таким образом, закон спроса является одним из величайших законов рыночной экономики, ибо  он придает поведению покупателей  и продавцов объективную экономическую  логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.
Однако  на практике бывают ситуации, которые  представляются как бы исключением  из закона спроса. Например, когда:
    при повышении цен на товары первой необходимости (хлеб, соль, картофель, мясо и т.п.) спрос на них продолжает расти. Но в этом случае повышение цены на продукты показывает наметившуюся тенденцию роста цен в будущем. Покупатели, ожидая еще большего роста цен, расширяют сегодня закупку этих товаров. Это так называемый «эффект Гиффена» (по имени английского экономиста);
    при понижении цен на высококачественные товары роскоши спрос на них не растет, а снижается. Оказывается, эти товары покупают не только ради их потребительских свойств, а иногда, чтобы подчеркнуть свой высокий социальный статус, и поэтому снижение цены уменьшает их привлекательность и спрос на них. Это так называемый «эффект Веблена» (по имени американского экономиста);
    в кратковременном периоде с ростом цены на товар увеличивается и объем спроса на него. Здесь срабатывает механизм потребительских ожиданий. Поэтому покупатели не склонны сокращать покупки при увеличении цены, если они ожидают в ближайшее время нового роста цен.
Изменение величины спроса под влиянием динамики цены характеризуется показателем  эластичности спроса по цене (Приложение 2).
В зависимости  от степени эластичности кривые спроса будут иметь различную конфигурацию (Приложение 3).
Эластичность  спроса, как правило, велика при высоких  ценах, а при снижении цен она  сокращается и может вообще исчезнуть, если падение цен настолько сильно, что достигается уровень насыщенности спроса.
На динамику спроса на тот или иной товар при  неизменном доходе может оказывать  воздействие и изменение цен  на другие товары. Силу такого воздействия  определяют перекрестным коэффициентом  эластичности спроса по цене. Он показывает, насколько процентов изменится  спрос на товар Х при однопроцентных колебаниях цены товара У: К.эл.с.ц. = изменение величины спроса (в %) : изменение цены (в %). Величина этого коэффициента зависит от того, в каком отношении друг к другу находятся товары. Они могут быть взаимосвязанными (К.эл.с.ху > 0), взаимодополняемыми (К.эл.с.ху < 0) и нейтральными (К.эл.с.ху = 0).
Спрос испытывает влияние и со стороны дохода покупателя. Количественно взаимосвязь дохода и спроса отражает коэффициент эластичности спроса по доходу, показывающий, что  будет со спросом при однопроцентном изменении дохода.
К.эл.с.д. = изменение объема спроса (в%) : изменение  дохода (в%).
Если  этот коэффициент величина отрицательная, то товары называются недоброкачественными, а если — величина положительная, то товары нормальные. Товары могут  относиться к предметам первой необходимости, когда 0 < К.эл.с.д < 1; второй необходимости, когда К.эл.с.д. = 1 и к предметам  роскоши, когда К.эл.с.д. > 1 [4, с. 159].
 
2.2 Денежный рынок и спрос на деньги
 
Денежный  рынок — это рынок, на котором  в результате взаимодействия спроса на деньги и их предложения устанавливается равновесная ставка процента, представляющая собой «цену» денег. Этот рынок имеет в своем составе институты, обеспечивающие взаимодействие спроса и предложения.
Спрос на деньги определяется функциями денег  и их ликвидностью. Согласно классической количественной теории денег спрос  на деньги находится в прямой зависимости  от уровня цен и реального объема производства и в обратной зависимости  от скорости денежного обращения:
 
MD=PQ/V,      (4)
 
где MD —  спрос на деньги;
Р — уровень  цен;
Q — реальный  объем производства;
V — скорость  обращения денег. 
Кейнсианская  теория спроса на деньги отличается от классической тем, что в теории Кейнса главная роль отводится ставке процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно  было бы получить, положив деньги в  банк или использовав их на покупку  других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем  выше альтернативная стоимость хранения денег в виде наличности, а значит те ниже спрос на наличные деньги [5, с. 314].
Дж.М.Кейнс  назвал свою модель спроса на деньги теорией  предпочтения ликвидности. Он считал, что люди сохраняют свое богатство, или активы, в форме денег прежде всего вследствие их высокой ликвидности  либо возможности использовать их в  качестве средства платежа. По мнению Кейнса, люди стремятся хранить часть  своего богатства в виде денег  по трем причинам:
1) возможность  использовать деньги для платежей  по текущим сделкам. Эту причину или, точнее, мотив он называет трансакционным мотивом. В переводе с английского этот термин означает деловой, связанный со сделками и платежами;
2) желание  обеспечить будущие платежи. Кейнс  называет это мотивом предосторожности, обеспечивающим реализацию неожиданных  потребностей или возможностей  в будущем. Например, вам. могут  потребоваться деньги для ремонта  дома, приобретения вещи при распродаже и т.п.;
3) желание  избежать в будущем потери  капитала, помещенного в ценные  бумаги. Когда курс на ценные  бумаги повышается, владелец, продавая  их, увеличивает свой капитал.  Предвидя в будущем понижение  курса, он может заблаговременно  продать их и тем самым избежать  финансовых потерь. Такой мотив  Кейнс называет спекулятивным. 
В модели Кейнса спрос на деньги зависит от величины номинального дохода и процентной ставки. С увеличением дохода спрос  на деньги возрастает, а с уменьшением  — падает. При прочих равных условиях увеличение номинального дохода вызывает увеличение спроса на деньги, которое  определяется трансакционным мотивом  и мотивом предосторожности, проще  говоря, мотивами текущих и будущих  платежей.
Снижение  нормы ссудного процента увеличивает  спрос на деньги, обусловленный спекулятивным  мотивом. Действительно, если процентная ставка на рынке ценных бумаг снижается, то это приводит к повышению курса  этих бумаг, но со временем он понизится  и, следовательно, держатели бумаг  больше не будут получать того дохода, который имели раньше. Как раз  в таких условиях важно вовремя  угадать момент, когда ценные бумаги можно продать и оказаться  в выигрыше. Именно это обстоятельство характеризует спекулятивный мотив.
Современная модель спроса на деньги во многом отличается от кейнсианской. Отличия эти состоят  в том, что современная модель рассматривает также другие формы  денежных активов, а не только наличные деньги и вклады до востребования. Кроме того, современная теория считает богатство определяющим фактором спроса на деньги. Если увеличивается общее богатство, то скорей всего будет возрастать и денежная масса. Сомнению подвергаются и мотивы, обусловливающие спрос на деньги, которые выдвигал Кейнс. Наконец, современная теория спроса на деньги учитывает инфляцию, поскольку она подрывает полезность денег как средства сбережения. Поэтому функцию спроса в этой теории можно выразить следующей формулой:
 
MD = f(y,r,p),     (5)
 
где у  — номинальный национальный доход;
r — ожидаемая реальная норма процента;
р — ожидаемый  темп инфляции.
Учитывая, что номинальная норма процента равна сумме ожидаемой реально  нормы процента и ожидаемого темпа  инфляции, приведенную формулу можно  записать так:
 
MD = F(Y, R),     (6)
денежный рынок спрос равновесие
где R —  ожидаемая номинальная норма  процента.
Эту зависимость  можно представить графически. Номинальная норма процента на рисунке 2 отложена по оси ординат, а предполагаемый спрос на деньги — по оси абсцисс. По мере снижения ставки процента с r1 до r2 спрос на деньги возрастает с М1 до M2. При увеличении номинального национального дохода происходит сдвиг кривой спроса вправо [13, с.472].
 


 
Рис. 2. Зависимость спроса на деньги от нормы процента

2.3 Предложение: понятие, факторы, эластичность

 
Предложение — это количество товаров или  услуг, предложенное для реализации на рынки, или которое в данное время и в данном месте могут  получить люди, желающие их купить. На объем предложения влияет множество  факторов, но одним из главных является цена.
Существует  положительная или прямая зависимость  между ценой и количеством  предлагаемого продукта или услуги: с повышением цены соответственно возрастает и величина предложения; со снижением  — сокращается предложение. Эта  специфическая связь называется законом предложения (Приложение 4).
Минимальная цена, по которой продавец согласен продать свой товар, называется ценой  предложения. Ниже этой цены товар не может быть продан, ибо в данном случае его производство будет убыточно.
Закон предложения  можно выразить в форме таблицы  или изобразить на графике в виде кривой (Приложение 5).
Однако, не следует смешивать понятия  «изменение величины (объема) предложения» и «изменение предложения». Первое может быть выражено путем передвижения на постоянной кривой от одной точки  к другой результате изменения цены данного товара. А «изменение предложения» означает, что кривая предложения может изменять свое положение, сдвигаясь влево вверх (предложение уменьшается) или вправо вниз (предложение увеличивается). На смещение кривой предложения оказывают влияние следующие неценовые факторы:
Изменение цен на ресурсы, что сказывается  на изменении издержек производства, а в итоге и на предложении (снижение цен на минеральные удобрения  увеличивает предложение пшеницы; повышение цен на дождевальные установки  сокращает предложение кукурузы).
    Изменение технологии (создание более эффективного средства против колорадского жука увеличивает предложение картофеля).
    Изменение налогов и дотаций (повышение акцизного налога на сигареты сокращает их предложение; увеличение дотаций фермерам приведет к росту предложения сельскохозяйственной продукции).
    Изменение цен на другие товары (снижение цен на баранину и свинину увеличивает предложение говядины).
    Изменение ожиданий (ожидание снижения в будущем цен на алкогольные напитки заставит их производителей увеличить текущее предложение этой продукции).
    Изменение числа поставщиков (увеличение количества фирм, проводящих обувь, увеличит предложение данной продукции).
Предложение, подобно спросу, можно разграничить на «эластичное» и «неэластичное». Эластичность предложения по цене — это степень реагирования объема (величины) предложения на изменения цены единицы товара или услуги. Коэффициент эластичности предложения по цене рассчитывается по формуле:
 
К.эл.п.ц. = процентное изменение объема предложения : процентное изменение цены.
 

Следует отметить, что более привлекательная  для продавца ситуация неэластичного  предложения, гарантирующая стабильность производства при резком изменении  цены. Поэтому они стремятся стать  монополистами в производстве данного  товара и искусственно ограничить объем  выпуска, а следовательно, и величину предложения.
Эластичность  предложения зависит от трудности  перераспределения ресурсов между  альтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильность  ресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжении производителей для того, чтобы приспособиться к  данному изменению цены. Чем больше времени имеется в распоряжении производителя, чтобы отреагировать  на изменения в спросе, тем сильнее  будут соответствующие изменения  в области производства.
В пределах текущего (мгновенного) рыночного периода  производителю не хватает времени, чтобы изменить объем производства, поэтому реализуется уже произведенный  товар по установившейся рыночной цене, т.е. предложение подстраивается под  спрос. Так что предложение оказывается  совершенно неэластичным, т.е. К.эл.п.ц. = 0, а кривая предложения будет  иметь вертикальный вид.
В пределах краткосрочного периода производственные мощности остаются неизмененными, однако объем производства может быть изменен  за счет интенсивности их использования  и за счет изменения переменных факторов производства (интенсификации труда, количества материалов, товарных запасов и т.д.). Поэтому предложение становится боле эластичным (К.эл.п.ц > 0) и кривая предложения отклоняется от вертикального  положения.
На протяжении долгого (долгосрочного) периода могут  быть приняты все желательные  меры (включая изменения мощности предприятия), направленные на приспособление к изменившемуся спросу, и предложение  становится еще более эластичным, достигая максимальной величины, а  кривая предложения принимает более  пологое, и наконец, горизонтальное положение (Приложение 6) [4, с.165].
 
2.4 Предложение на денежном рынке
 
Нормальное  функционирование рынка обеспечивается, когда предложение денег Ms соответствует  спросу на них. Любое отклонение от равновесия дестабилизирует не только сам денежный рынок, но и все национальное хозяйство в целом.
Предположим, что спрос на деньги не удовлетворяется, т.е. спрос на деньги Md превышает предложение денег Ms (Md > Ms). В этом случае сокращается кредитование, уменьшаются покупки, так как владельцы дохода не получают своих ликвидных средств. Последующее сокращение объема реализации ведет к падению производства и сокращению ВНП.
При другой ситуации, когда Ms превышает Md, избыток  денег попадает на рынок, увеличиваются  спрос и цены: в стра
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.