На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Организация управления в супермаркете

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ
Южно  – Уральский  Государственный  Университет
Заочный  инженерно – экономический  факультет 
 

КУРСОВАЯ   РАБОТА 

По  дисциплине: Мененджмент
Тема: Организация управления в супермаркете 
 
 
 

Выполнил  студент
Группы  ЗФ – 179С 
III семестр
Носиков  Евгений  Сергеевич
Преподаватель:
Кардапольцев  К. В 
 
 
 

г. Челябинск
2010 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Научные подходы и принципы менеджмента…………….……………4
1.1. Менеджмент  в условиях рыночной экономики…………………………….4
1.2. Субъекты  рыночных отношений……………………………………………7
1.3. Законы и закономерности менеджмента…………………………………..10
2. Экономические и  правовые основы  управления организацией………12
2.1. Имидж организации  (фирмы)………………………………………………12
2.2. Организационно-правовые  формы коммерческих фирм…………………15
2.3. Экономические  основы хозяйствования фирмы………………………….20
3. Экономические  методы  управления  в менеджменте…..…………….27
3.1. Хозяйственный  расчет в экономическом механизме менеджмента……..27
3.2. Ценовая политика…………………………………………………………...29
3.3. Финансовая  политика……………………………………………………….34
3.4. Экономические мотивы деятельности людей…………………………...38
4. Экономическая эффективность управления……………………….......44
4.1. Сущность, критерии  и показатели эффективности управления…………44
Заключение……………………………………………………………………….46
Приложения……………………………………………………………………...47
Список литературы………………………………………………………………48  
 

ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является теоретическое  изучение экономических механизмов деятельности предприятия торговли для приобретения дополнительных знаний и навыков анализа управленческой деятельности.
Предприятием, которое использовалось в данной работе в качестве базы, был выбран магазин «Старт». Его обширнейший  ассортимент и громадные торговые площади удовлетворяют требованиям, предъявляемым к супермаркету.
Магазин «Старт» является обществом с  ограниченной ответственностью. Челябинский супермаркет «СТАРТ» расположен в мебельно-интерьерном центре «ИНТЕРИО», на пересечении Троицкого тракта и ул. Дарвина  в Советском районе, на ул. Дарвина, д. 2.
Имеет обширные торговые площади на двух этажах и не менее обширные подсобные  помещения.
В первом разделе курсовой работы рассмотрены  научные подходы и принципы менеджмента, дана оценка роли менеджмента в условиях рыночной экономики, приведены сведения о субъектах рыночных отношений, с которыми приходится сталкиваться магазину «Старт» в процессе своей  работы. 

Во втором разделе работы приведены современные  взгляды на экономические основы управления организацией, а также  даны сведения о правовой стороне  жизнедеятельности организаций. Кроме  того, в этом разделе подробно рассмотрены  преимущества и недостатки различных  организационно – правовых форм предприятий. 

Третий  раздел работы посвящен экономическим механизмам в работе менеджера, которые позволяют эффективно вести торговую деятельность. 

В четвёртом разделе курсовой содержится информация о способах оценки эффективности управления и о применяемых для этого финансово-экономических показателях. 

В конце  работы приведены выводы, приложения и список использованной литературы.
3
1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА. 

1.1. Менеджмент в условиях  рыночной экономики. 

Понятие "МЕНЕДЖМЕНТ" в последнее время  все чаще и чаще употребляется  в русском языке. Открываются "школы  менеджеров", создаются
"клубы  менеджеров", проводятся "семинары  менеджеров", но редко люди  отдают себе отчёт в том,  что же именно скрывается за  этим красивым словом. 

Слова "менеджер" и "менеджмент" употреблялись  в английском языке ещё в прошлом  столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать  определённое значение, в соответствии с которым менеджером является человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами. 

В литературе менеджмент часто определяется как  управление производством, система  методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых  в развитых странах для повышения  эффективности производства или  иной общественной деятельности. 

Термин "менеджмент" ("management") американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. В англоязычных странах он употребляется довольно свободно в различных значениях, но всегда применительно к управлению хозяйственной деятельностью, тогда как для других значений используются другие слова. 

Итак, менеджмент — это самостоятельный вид  профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определённых намеченных целей путем  рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением  принципов, функций и методов  экономического механизма менеджмента.
4
Менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает: 

• ориентацию фирмы на спрос и потребности  рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех  видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме  намечаемую прибыль; 

• постоянное стремление к повышению эффективности  производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов, 

• хозяйственная  самостоятельность, обеспечивающая свободу  принятия решений тем, кто несёт  ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или её подразделений; 

• постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка; 

• конечный результат деятельности фирмы или  её хозяйственно самостоятельных подразделений  выявляется на рынке в процессе обмена; 

• необходимость  использования современной информационной базы с компьютерной техникой для  многовариантных расчётов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Менеджмент  как самостоятельный вид профессиональной деятельности предполагает, что менеджер независим от собственности на капитал  фирмы, в которой он работает. Он может владеть акциями фирмы, а может в не иметь их, работая  по найму на должности менеджера. Труд менеджера — это производительный труд, возникающий в условиях комбинирования высокотехнологичного производства с  высоким уровнем специализации  работников, обеспечивающий связь и  единство всего производственного  процесса. Поэтому менеджмент объединяет работников различных специальностей: инженеров, проектировщиков, маркетологов, экономистов, статистиков, психологов, плановиков, бухгалтеров и др., работающих под руководством менеджера, управляющего предприятием, производственным отделением или фирмой в целом.
5
Термин "менеджер" обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве управляющего фирмы независимо от уровня управления, а также его профессиональной подготовки и практического опыта  работы. 

Надо  отметить, что в последние годы подходы ко многим аспектам деятельности менеджера претерпели довольно сильные  изменения и продолжают меняться далее. Что же является наиболее характерным  для управленческой мысли - и в  теоретическом, и в практическом плане - сегодня, в конце 90-х годов? Как представляется, наиболее заметны  две новые тенденции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6
1.2. Субъекты рыночных отношений. 

Любое предприятие, всякая организация не могут функционировать сами по себе, в отрыве от окружающего мира, от всей экономики страны. Они вынуждены  работать в определённом экономическом, правовом пространстве.
Экономика нашей страны классифицируется как  рыночная. 

Рынок - место, где происходит купля-продажа товаров по свободно складывающимся ценам. Ещё одно определение рынка: рынок – совокупность клиентов, способных и желающих произвести обмен, которая позволит или удовлетворит нужду. Размер рынка зависит от численности людей, которые имеют желание приобрести товар, имеют необходимые ресурсы, чтобы его произвести и способны обменять эти ресурсы на товар. 

Рыночная  экономика - это система экономических  отношений по поводу купли-продажи  товаров и услуг, осуществляемой с помощью денег в условиях плюрализма всех форм собственности, свободной  конкуренции и ценообразования, обеспечивающая эффективность решения  социально- экономических проблем. 

Рынки можно классифицировать по различным  характеристикам:
1) По  объектам приложения различают:  рынок товаров, рынок услуг,  строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный  рынок, фондовый рынок, рынок  рабочей силы.
2) В  пространственном отношении различают:  локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных  стран, мировой рынки.
3) По  механизму функционирования различают:  свободный, монополизированный, государственно-регулируемый  и планово-регулируемый рынки.
4) По  уровню насыщенности различают:  равновесный (по объёму и структуре), дефицитный и избыточный. 

7
Надо  также отметить, что в процессе регулирования общественного воспроизводства  рынок выполняет шесть основных функций:
1) Информационная, т.е. распространение различной информации, необходимой человеку в рыночных условиях.
2) Посредническая. В условиях развитого разделения  труда экономически обособленные  производители могу обмениваться  результатами своего труда.
3) Стимулирование  эффективного хозяйствования, рационального  использования органических ресурсов  человеком и обществом. С помощью  механизма равновесных цен: а)  максимально оптимально формируются  структурные пропорции и объём  производства; б) обеспечивается  рациональное распределение органических  производственных ресурсов; в) вырабатываются  наиболее технологические способы  производства и достигается минимизация  издержек при высоком качестве  продукции.
4) Распределения  и обмена. Обеспечивается распределение  и обмен между группами общества.
5) Функция  пропорциональности. Рынок способствует  установлению соответствия между  производством и потреблением.
6) Функция  санирования. Через механизм конкурентной  борьбы происходит очищение рынка  от неконкурентоспособных предприятий. 

В условиях рынка действующие лица практически  всегда можно грубо разделить  на три большие группы: покупатели, продавцы и государство, как контролирующая сторона. Каждая сторона имеет свои определённые цели и задачи. В общем  виде естественно покупатель желает приобрести какую-либо продукцию, услугу; продавец – реализовать свое предложение; что касается государства, то у него есть несколько целей – это и обеспечение доходной части бюджета (за счет фискальных мер), это и установление контроля за происходящим для обеспечения стабильности и правопорядка (и в экономическом смысле также), что совершенно необходимо для заполняемости госбюджета (за счёт жесткого надзора и мер принуждения), а также государство имеет некоторые другие цели. 

Необходимо  заострить внимание на том, что государство  является не единственным фактором, определяющим функционирование экономики страны. 

8
Любая фирма функционирует в определённых социально-политических условиях и  испытывает воздействие имеющейся  экономико-правовой базы,
научно- технических факторов и специфической  культурно-этической среды. Силы макросреды представляют собой “не поддающиеся  контролю со стороны фирмы” факторы, за которыми фирма должна внимательно  следить и на которые должна реагировать. Главные факторы, которые действуют  в макроокружении:
1. Демографический.
1. Экономический.
1. Природный.
1. Технологический.
1. Политико-законодательный  или правовой.
2. Культурный. 

Все эти  факторы в совокупности определяют законы и закономерности менеджмента, которые могут несколько различаться  в различных условиях.
В конце  данного пункта, думается, необходимо дать информацию о некоторых субъектах  экономической жизни города, с  которыми рассматриваемый магазин  сталкивается в процессе своей деятельности.
Во-первых, это поставщики. К их числу относятся  как сочинские организации, так  и иногородние (Краснодар, Санкт-Петербург).
Вторая  группа субъектов – это покупатели. К их числу можно отнести практически  все население города Сочи, а также  определенную часть гостей курорта.
Третья  группа. К ней относятся различные  проверяющие и фискальные органы, как то: налоговая инспекция, санэпиднадзор, пожарная инспекция,
ОБЭП  т.д.
Можно также выделить четвёртую группу субъектов, с которыми приходится общаться фирме. Это собственные работники  магазина. 
 
 

9
1.3. Законы и закономерности менеджмента. 

Эффективность менеджмента определяется прежде всего обоснованностью подходов и методов. В настоящее время к менеджменту применяются только некоторые научные подходы, что объясняется «узостью» его понятия. Если руководствоваться «широким» понятием, то автоматически добавляются функциональный, комплексный, динамический и интеграционный подходы. 

Анализ  теории и практики управления различными объектами позволяет установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов. 

ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТУ:
    Административный. При административном подходе регламентируются функции, права, обязанности, элементы системы менеджмента в нормативных актах.
    Воспроизводственный – подход  ориентирован на постоянное возобновление производства товара для удовлетворения потребностей рынка с меньшими затратами.
    Динамический. При динамическом подходе объект управления рассматривается в диалектическом развитии, в причинно-следственных связях и соподчинённости.
    Интеграционный. При интеграционном подходе устанавливаются взаимосвязи между отдельными подсистемами и элементами системы менеджмента, уровнями, субъектами управления.
    Количественный. Сущность количественного подхода заключается в использовании количественных оценок при помощи математических, статистических, инженерных расчетов и т.д.
    Комплексный. При комплексном подходе учитываются технические, экономические, социальные и другие аспекты менеджмента.
    10
    Маркетинговый. Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы на потребителя
    Нормативный. При нормативном подходе устанавливаются нормативы в  управлении.
    Поведенческий подход заключается в том, чтобы помочь работнику осознать собственные возможности.
    Процессный. При процессном подходе управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных функций.
    Системный. При системном подходе любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов
    Ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией.
    Функциональный.  Сущность функционального подхода состоит в том, что потребность рассматривается как совокупность функций, которые нужно выполнять  для  её  удовлетворения.
 
Данные  подходы относятся к основным принципам управления. Принципы управления можно определить как основные правила, вытекающие из объективных экономических  законов и закономерностей общественного  развития. 

Следует сказать, что законы менеджмента  для всех фирм в общем и целом  одинаковы. Эти законы общие. Существуют лишь некоторые нюансы в различных  отраслях народного хозяйства. 
 

11
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 

2.1. Имидж организации  (фирмы) 

Прежде  чем говорить об имидже рассматриваемого предприятия, постараемся разобраться, что теоретически сегодня представляет собой имидж фирмы и какова его роль. 

Имидж организации, то есть её образ, складывающийся у клиентов, партнёров, общественности, представляется сегодня одной из важнейших её характеристик. Его основу составляют: существующий стиль внутренних и внешних деловых и межличностных отношений персонала и официальная атрибутика — название, эмблема, товарный знак. Рассмотрим их подробнее. 

Вопрос  о наименовании организации настолько  серьёзен, что он специально рассматривается  законодательством, правда, только в  отношении отражения в нём  организационно-правовых форм, о сути которых мы будем говорить подробно ниже. 

Так, наименование полного товарищества (товарищества на вере) должно содержать либо имена (наименования — если речь идёт о  юридических лицах) всех его участников и слова "полное товарищество", либо имя (наименование) одного или  нескольких из них с добавлением  слов "и компания" и "полное товарищество" („товарищество на воре"). Например: "Иванов и компания" —
„Полное товарищество". 

В наименование обществ помимо собственного названия включаются слова
"с  ограниченной ответственностью", "с дополнительной ответственностью",
"акционерное  общество". Аналогичное требование  предъявляется законодательством  к наименованию кооперативов, которое  должно содержать слова "производственный  кооператив" или "артель".
12
Наименование  государственных и муниципальных  предприятий обязательно включает ссылку на собственника их имущества, например "государственное предприятие", "муниципальное предприятие", "казённое предприятие". 

С содержательной точки зрения название может быть именным, предметным или комбинированным. В первом случае речь идёт об имени  владельца или собственном наименовании, например, завод "Манометр", "Завод  имени
Бадаева". Предметное название содержит указание на вид деятельности —
"Второй  московский часовой завод". Комбинированное же совмещает оба эти подхода, скажем АЗЛК "Автомобильный завод имени Ленинского комсомола", первая часть которого указывает на характер выпускаемой продукции.
Считается, что третий подход более удачен, так как, во-первых, сразу же ясно с какой организацией приходится иметь дело, а Во-вторых, даётся её дополнительный отличительный признак в виде собственного наименования. 

Конечно, выбор наименования организации  — дело вкуса её владельца, но теория и практика управления выработали в  данной области опредёленные принципы, которые целесообразно учитывать. 

Первый  принцип состоит в том, что  наименование должно быть по возможности  кратким, красивым, оригинальным, однако не содержать чрезмерных претензий (например, производных от слов держава, империя и пр.), зачастую сегодня  могущих вызвать лишь улыбку или  недоверие. Кроме того, оно ни непосредственно, ни при подстановке или перестановке букв не должно ассоциироваться со словами, несущими негативный или уничижительный смысл.  

Второй  принцип предполагает осторожное отношение  к разного рода сокращениям и аббревиатурам. Чем меньше известна организация, тем меньше шансов у неё составить удачное сокращение на основе полного наименования. В качестве удачного варианта здесь можно привести пример наименование  "Инкомбанк".
13
Третий  принцип наименования организаций  требует избегать употребления без  надобности иностранных слов, особенно если в родном языке имеются их полные соответствия. С другой стороны, к русским наименованиям фирм, ведущих широкую внешнеэкономическую  деятельность, также необходимо относиться крайне осторожно. Они должны хорошо воспроизводиться с помощью латинских  или иных букв и не вызывать у  иностранных партнёров негативных ассоциаций. Кстати, именно такие сложности  привели к появлению второго  названия автомобиля "Жигули"-"Лада". 

Наконец, несколько слов нужно сказать  о символике фирмы, которая включает в себя эмблему и цветовую гамму. В эмблеме, как и в названии, необходимы вкус и чувство меры; они должны быть современными, а  также отражать хотя бы в общих  чертах то, чем занимается фирма. 

Что касается магазина «Старт», то его имидж складывался довольно значительное время. К данному моменту это предприятие имеет устойчивую положительную репутацию магазина с широким ассортиментом и приятным обслуживанием. Ассортимент магазина постоянно меняется, но приоритетные представлены традиционно широко. Кроме того, магазин выигрывает за счёт относительно низких цен и широкой известности. 
 
 
 
 

14
2.2. Организационно-правовые  формы коммерческих  фирм. 

В российской правовой практике существует несколько  различных типов предприятий, каждый из которых имеет свои недостатки и достоинства.
Рассмотрим  вкратце основные организационно-правовые формы предприятий. 

Первым  рассмотрим хозяйственное товарищество, чей уставной капитал складывается из отдельных долей, находящихся  в собственности учредителей.
Им же принадлежит и имущество организаций, представленное этим капиталом, а также  приобретаемое впоследствии в процессе хозяйственной деятельности. В связи  с этим учредители имеют возможность  управлять движением не только капитала, но и имущества. 

Российским  законодательством предусмотрено  существование двух видов товариществ, о которых мы уже упоминали: полного  и на вере (коммандитного). 

Участники полного товарищества в соответствии с заключенным между собой  учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью  и несут ответственность за принятые ими решения и возникшие в  связи с этим обязательства всем своим имуществом. Это касается как  тех, кто вступил в товарищество позже других, так и тех, кто  вышел из товариществ, но в течение  двух лет после выхода несёт ответственность  за решения, которые были приняты  при его участии за время пребывания в товариществе. Такое положение, с одной стороны, дисциплинирует членов общества, а с другой —  заставляет воздерживаться от риска, в  том числе оправданного, сковывает  деловую активность. Все члены  полного товарищества обязаны непосредственно  участвовать в его делах и, как правило, по общему согласию совместно  решать основные вопросы, связанные  с его деятельностью (либо предоставить на это своим товарищам письменные доверенности), что, понятно, существенно  снижает оперативность и гибкость процесса управления им. 
 

15
Поскольку прибыли и убытки распределяются в полном товариществе пропорционально  вкладу в уставной капитал, а не затратам труда, здесь объективно сдерживается деловая активность тех, чей пай  относительно невелик, и усиливается  незаинтересованность крупных инвесторов. Это противоречие в какой-то степени  преодолевается в товариществах  на вере. 

Товарищество  на вере, или коммандитное, представляет собой объединение, в котором  наряду с участниками, осуществляющими  от имени организации предпринимательскую  деятельность и отвечающими по ее обязательствам всем своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько членов-вкладчиков, или коммандитистов, которые, в отличие  от полных товарищей, называемых еще  комплиментариями, несут ответственность только в пределах величины своего вклада, не принимая участия в предпринимательской деятельности и управлении и доверяя это тем, кто имеет соответствующие способности и желание. 

При кажущейся  бессмысленности товарищество на вере предоставляет на деле довольно широкие  возможности для управления, маневра  ресурсами и т.п.
Например, в качестве комплиментария в нём может состоять организация, ответственность которой в соответствии с её уставом является ограниченной, а в качестве коммандитистов с ограниченной ответственностью — физические лица. Иногда предоставление в пользование денежных средств может осуществляться анонимно, и тогда имеет место так называемое негласное товарищество. 

Другим  видом предпринимательских организаций  являются общества, которые в России получили гораздо большее распространение, видимо, в связи с неопределенностью  экономической, правовой и политической ситуации. 

В отличие  от товариществ общества могут создаваться  одним лицом, что, конечно, значительно  облегчает управление ими. Российское законодательство допускает существование  четырёх видов обществ: с ограниченной или дополнительной ответственностью; открытых или закрытых акционерных. 

16
Наиболее  распространённым предпринимательским  объединением является общество с ограниченной, ответственностью. Его уставной капитал  образован из доли каждого участника, что определяется в учредительном  договоре. В пределах своей доли участники несут ответственность  за деятельность общества. Это удобно, поскольку обеспечивает необходимую  свободу действий и возможность  смело идти на оправданный риск. 

Высшая  власть в организациях подобного  типа принадлежит общему собранию участников, к компетенции которого относится  решение вопросов о реорганизации  или ликвидации общества, изменении  устава, величины капитала, утверждении  годовых отчетов и бухгалтерских  балансов, распределении прибылей и  убытков. 

Текущее управление обществом осуществляется избираемым общим собранием исполнительным органом или единоличным руководителем, который вовсе не обязан состоять его членом. Общим собранием избирается также ревизионная комиссия, силами которой контролируется деятельность организации в целом и ее руководства. 

Члены общества вправе продать, уступить, завещать свою долю в уставном капитале другим физическим лицам в том числе и посторонним. По письменному заявлению она выдается в натуре или в денежном эквиваленте. 

Российским  законодательством предусмотрено, что общество с ограниченной ответственностью не может быть большим по размерам, ибо в противном случае оно  принудительно преобразуется в  акционерное или прекращает свое существование. 

Близкой к предыдущей формой организации  предпринимательской деятельности является общество с дополнительной ответственностью. Эту ответственность, называемую еще субсидиарнои, все участники в необходимых случаях несут дополнительно в кратном размере по отношению к величине своего взноса в уставной капитал. Так, например, происходит при банкротстве одного из членов общества, когда его долги распределяются между всеми остальными. 

17
Несмотря  на то, что общества с ограниченной ответственностью получили в России широкое распространение вследствие простоты создания и незначительного  размера минимального уставного  капитала, основным видом организации  предпринимательства являются все  же акционерные общества.
Капитал их разделен уже не на паи, а на акции. Если владельцы могут свободно отчуждать  их без согласия других всем желающим, речь идет об открытом акционерном  обществе. Если акции распространяются только среди участников или узкого круга доверенных лиц, а посторонним  реализуются лишь с общего согласия и число членов общества ограничено, оно считается закрытым. 

Учредители  акционерного общества заключают между  собой договор, в котором определяется величина уставного капитала, виды и порядок размещения акций. Однако более подробно вопросы организации  деятельности акционерных обществ, в частности права и обязанности  их членов, определяются уставом. 

Высшим  органом управления такого рода организациями  является общее собрание участников, к исключительной компетенции которого относятся такие вопросы, как  изменение устава или уставного  капитала, избрание членов совета директоров (наблюдательного совета), если число  членов общества превышает 50, ревизионной  комиссии или прекращение их полномочий, реорганизация или ликвидация общества; утверждение годовых отчетов  и бухгалтерских балансов; образование и досрочное прекращение полномочий исполнительных органов и т.п. В то же время решение вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания, не может быть передано ни при каких обстоятельствах исполнительным органам. Руководство текущей деятельностью акционерного общества осуществляет исполнительный орган, подчиненный совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию, и представленный как одним лицом, так и коллективом (президент, правление). 

Каждое  общество как юридическое лицо является формально самостоятельной организацией, имеющей право суверенно действовать  от своего имени и принимать соответствующие  хозяйственные, административные и  иные решения. Однако это имеет место  далеко не всегда, поскольку ряд  предпринимательских объединений  фактически относится к категории дочерних пли зависимых.
18
Общество  считается зависимым, если другое общество или товарищество на основании заключенного договора или преобладания в его  уставном капитале имеет возможность  в той или иной степени диктовать  ему свои решения.
Дочернее  общество не отвечает по долгам основного, но последнее, в соответствии с российским законодательством, отвечает солидарно  по сделкам дочернего, заключенным  в соответствии с его указаниями, а если такие сделки привели к  банкротству дочернего общества — субсидарно по его долгам. Это сделано для пресечения различного рода спекуляций, примерами которых полна хозяйственная история Запада. 

Зависимым же является общество, если другая организация, называемая преобладающей или участвующей, держит более 20% его акций или  уставного капитала, что сегодня  вполне достаточно для влияния на хозяйственные процессы или контроля за ними. 

Если  в своей деятельности товарищества и общества могут применять как  наемный, так и собственный труд их членов, то кооперативы (артели) допускают  использование лишь собственного труда  на основе принадлежащего всем имущества, образованного за счет паевых взносов. Доход среди участников кооператива, которых по российскому законодательству не должно быть меньше пяти, а также  имущество при его ликвидации после удовлетворения претензий  кредиторов, распределятся в соответствии с трудовым вкладом, а не паем, что  имеет место в товариществе. 

Высшим  органом управления кооператива  считается общее собрание его  членов, избирающее для текущего руководства  исполнительный орган — правление  или председателя. Кроме того, в  ведении собрания находятся вопросы  изменения устава, утверждение годовых  отчетов и бухгалтерских балансов, распределения прибылей и убытков, реорганизации и ликвидации, преобразования в другие организационно- правовые формы — общества, товарищества и т.п. 

Наше  предприятие является обществом  с ограниченной ответственностью, учредителями которого являются физические лица. Общество с ограниченной ответственностью, как  уже отмечалось выше, имеет свои плюсы и минусы, но повторно останавливаться  на этом мы не будем.
19
2.3. Экономические основы  хозяйствования фирмы. 

Помимо  организационно-правовых моментов особенности  управления фирмой во многом обусловливаются  типом хозяйственной деятельности, который зависит от формы собственности  и способа привлечения рабочей  силы. Теперь настал момент рассмотреть  эти обстоятельства более подробно. 

Экономисты  рассматривают собственность не в статике, а в динамике, как  процесс, или, вернее, совокупность процессов, связанных с присвоением, то есть превращением в свои, условий и  результатов хозяйственной деятельности. Если такие процессы осуществляются суверенно, независимо от какой бы то ни было внешней силы неэкономического характера (например, государства), речь идет о частном характере присвоения, а соответственно о частной собственности. 

Если  процесс присвоения осуществляется совместно с другими субъектами, координируется с ними или, тем более, подчиняется им, то речь идёт об общем, совместном присвоении, и тогда субъект  становится сособственником общей  собственности, например государственной. 

В современных  условиях всё большее распространение  получает смешанная собственность  и смешанное присвоение, когда  часть связанных с ним процессов  осуществляются суверенно, а часть  совместно. Например, члены акционерного общества совместно присваивают  общую собственность, согласовывая свои действия в этой области на собраниях. Однако судьбой своей  акции и получаемыми дивидендами  они распоряжаются самостоятельно. 

Преимущества  частного присвоения состоят в том, что собственник, следуя лишь общим "правилам игры", установленным  действующим законодательством, волен  поступать так, как диктует экономическая  целесообразность, быстро приспосабливая своё  хозяйствование к изменению  текущих и перспективных потребностей рынка, что позволяет поддерживать его высокую эффективность. 
 

20
Руководитель  государственного, особенно унитарного предприятия, большую часть своих  действий он обязан согласовывать с  чиновниками. В результате теряется драгоценное время, и любые, даже самые хорошие решения могут  оказаться запоздавшими. 

На проблему присвоения можно взглянуть не только с точки зрения его характера, но и числа его субъектов. Если собственность находится в руках  одного лица, то присвоение будет индивидуальным, если же нескольких — коллективным, и тогда неминуемо возникает  острейшая проблема согласования интересов  отдельных членов такого коллектива. Особенно остро она стоит в  кооперативах, о чем мы поговорим  несколько позже. 

Если  обобщить сказанное, с точки зрения особенностей хозяйствования можно  выделить пять основных типов фирм: 

- частные,  основанные на индивидуальной  собственности владельца и личном  труде его и членов его семьи; 

— частные, основанные на индивидуальной собственности  и наёмном труде, обычно называемые частнокапиталистическими; 

— частные, основанные на совместной собственности  группы людей и их личном труде; этот тип хозяйствования в основном представлен  кооперативами; 

— частные, основанные на совместной собственности  группы лиц и наёмном труде; речь идёт прежде всего об акционерных обществах и товариществах; 

— государственные  и муниципальные, основанные на совместной собственности всех жителей страны или региона, представителями которых  являются центральные или местные  органы власти, и наёмном труде. 
 

21
Выбор и использование перечисленных  форм хозяйствования не произвольны, а  предопределены масштабами и характером производственной деятельности, её ролью  в жизни страны или региона, традициями и многими другими обстоятельствами — главное, чтобы была обеспечена максимальная для данных условий  эффективность. 

Рассмотрим  достоинства и недостатки всех перечисленных  форм хозяйствования, начав с предприятий, находящихся в индивидуальной собственности  и основанных на личном труде владельца. Именно такие предприятия обычно обеспечивают наивысшую результативность живого труда и использования  имеющихся ресурсов. 

Собственник, одновременно являющийся и работником, прекрасно понимает, что судьба его  самого и предприятия всецело  зависит от него. В случае успеха он единолично присваивает весь результат; в случае неудачи — в одиночку "платит по всем счетам". Поскольку  помощи ждать неоткуда, он, не щадя себя, работает порой без выходных и  отпусков по 12—15 часов в сутки, тем  более что сам вправе устанавливать  для себя такой режим труда  и отдыха.
Помимо  высочайшей материальной заинтересованности и ответственности за хозяйственные  результаты к достоинствам такого рода предприятий можно отнести простоту создания, возможность обойтись небольшим  первоначальным капиталом, а то и  вовсе без него.
Кроме того, владелец предприятия, одновременно являющийся его главным управляющим, абсолютно самостоятелен во всех своих начинаниях. Подобную независимость  многие ценят столь высоко, что  готовы мириться с остальными недостатками, которых у этой формы хозяйствования весьма много. Прежде всего для предприятий такого рода не существует выгод от разделения труда и специализации деятельности. Их владельцы едины во всех лицах: им приходится заниматься не только производством, но сбытом, снабжением, финансами, бухгалтерией и т.п., что понятно, отвлекает от основной работы и негативно влияет на конечные результаты.
К недостатком  индивидуального предприятия относится  неограниченная экономическая и  правовая ответственность, которую  приходится нести его владельцу  перед законом и партнёрами, что безусловно сковывает его инициативу, вынуждает трудиться "с оглядкой", воздерживаться от предпринимательского риска, без которого невозможен деловой успех. 

22
Едва  ли главным недостатком индивидуального  хозяйствования, основанного на личном труде, являются ограниченные возможности  быстро накапливать необходимые  для расширения дела ресурсы и  диверсифицироваться, то есть проникать  в другие сферы деятельности.
Наконец, владелец небольшой фирмы не располагает, как правило, возможностями для  эффективного управления ею — прежде всего организаторскими способностями  и необходимой информацией. Именно по этой причине сегодня разоряется большинство таких фирм, общая "выживаемость"  которых  составляет  не  более  20%. 

Правда, все предприниматели-труженики надеются на лучшее, и кое-кому это удается. Правдами или неправдами сколотив необходимый  капитал, они расширяют дело, нанимают работников и превращаются в тех, кого принято называть  капиталистами.
Использование наёмного труда позволяет получать дополнительный доход, приобретающий  форму прибыли, за счёт чего ускорить накопление капитала, внедрять научно-технические  достижения, проникать в другие отрасли, и таким образом в целом  существенно укреплять своё положение.
Но за всё приходится платить, и здесь "разменной монетой" становится проблема привлечения к труду  наёмных работников. Сам собственник  заинтересован в результатах  хозяйственной деятельности, поскольку  ему достаётся остаточный или  предпринимательский доход. Эта  величина теоретически ничем не ограничена, и вполне понятно, что собственник  готов приложить все усилия для  её роста.
Работники находятся в обратной ситуации, ибо  их заработная плата, даже с учётом премий, ограничивается аппетитами собственника и реальными условиями рынка  труда. Поэтому они не будут работать с такой же отдачей, как собственник, и таким образом возникает  вопрос целенаправленного стимулирования их трудовой активности и доведения  её до приемлемого уровня.
Таким образом, высокий производственный потенциал предприятий, основанных на наёмном труде, в виде передовой  техники, высококвалифицированных  специалистов, сравнительно большого числа рабочих рук и т.п. всегда будет использоваться с меньшим  эффектом, чем у единоличных предприятий, базирующихся на собственном, чаще всего  ручном труде их владельцев. Казалось бы, эта проблема может быть успешно решена путём перехода к предприятиям, основанным на коллективной  

23
собственности и личном труде владельцев. И действительно, здесь имеются все возможности  для этого: необходимые людские  и материальные ресурсы,
соединение  в одном лице собственников и  работников. Однако на практике дело обстоит  совсем не так гладко.
Дело  в том, что если при единоличном  хозяйствовании результат труда  полностью достается собственнику, то при коллективном он сначала должен поступить в "общий котёл", а  затем уже распределяться среди  участников организации, причём преимущественно  пропорционально затратам их труда. 

Но поскольку  каждый имеет собственный взгляд на меру труда и вознаграждения, причём не одинаковый по отношению  к себе и другим, в результате распределения доходов всегда найдутся субъективно, а то и объективно обделенные. Аналогичная ситуация будет иметь  место в случае распределения  потерь.
В итоге  члены такой организации оказываются  незаинтересованными повышать эффективность  своей деятельности, так как считают, что не могут получить сполна всего  ими заработанного. Зато они заинтересованы в том, чтобы, пока другие не опередили, урвать от организации всё, что возможно, ибо контроль за собственностью здесь ослаблен. Уравниловка, стремление к увеличению текущих доходов в ущерб перспективному развитию обрекает такого рода предприятия на технический, а затем и экономический застой.
Управлять коллективными (кооперативными) предприятиями  также весьма сложно, так как важнейшие  решения должны приниматься здесь  совместно, а следовательно, обычно оказываются компромиссными, а поэтому — слабыми.
Избранные руководители вынуждены действовать  с оглядкой на коллектив, угождать ему, даже вопреки его же перспективным  интересам, чтобы сохранить свои должности. Призвать к порядку работников здесь крайне трудно, поскольку как  собственники, они обладают теми же правами, что и сами руководители.
Все три  перечисленные формы хозяйствования имеют, хотя и в различной степени, объективные ограничения величины привлекаемых ресурсов, которая обусловлена  возможностями накопления дохода. Эти  ограничения, понятно, являются реальным препятствием их техническому и экономическому развитию и нуждаются в преодолении, что возможно путём перехода к  корпоративным организациям — открытым акционерным обществам, имеющим  возможность быстро аккумулировать необходимые средства с помощью выпуска акций. Последние позволяют наращивать
24
капитал независимо от личных возможностей учредителей  и темпов накопления текущей прибыли  и одновременно ограничить риск лишь величиной акционерного капитала.
Корпорации  управляются обычно профессиональными  менеджерами, что существенно повышает гибкость, эффективность их функционирования. Здесь легко осуществляются процессы слияния, поглощения, преобразования в  соответствии с потребностями рынка. Таким образом, корпорации оказываются  на деле весьма мобильными образованьями.
В то же время корпоративная форма хозяйства  испытывает двойной налоговый гнет: сначала происходит обложение прибылей, а затем личных доходов участников. Она создаёт возможность многочисленных злоупотреблений со стороны руководства, имеющего собственные интересы. 

Но самая  главная проблема состоит в огромной бюрократизации управления корпорацией, его неповоротливости. Руководство  непосредственными исполнителями  осуществляется с помощью корпоративных  чиновников и формализованных процедур, что вполне естественно ослабляет  и так не очень высокое воздействие  на людей и обеспечивает раскрытие  их способностей в гораздо меньшей  степени, чем в предыдущих случаях.
К тому же корпорации не свободны и от чисто  экономических недостатков. Их возможности  привлекать капитал отнюдь не безграничны  и лимитируются желанием потенциальных  покупателей акций их приобрести.
Поскольку последнее обусловлено ожидаемой  прибыльностью и риском, корпорации готовы работать только в таких сферах деятельности, которые принесут необходимый  минимум прибыли и будут достаточно безопасными.
В то же время сегодня существует множество  видов деятельности по сути своей  являющихся бесприбыльными или малоприбыльными  — наука, здравоохранение, транспорт, городское хозяйство и т.п. При  всей их важности и необходимости  для жизни людей частный бизнес их избегает. И здесь-то оказываются  необходимыми государственные предприятия  и организации. Они обладают огромным производственным и экономическим  потенциалом, могут длительное время  функционировать в режиме бесприбыльности  или убыточности.
Но эффективность  использования их потенциала оказывается  еще ниже, чем у корпораций, что  связано с гораздо большей  бюрократизацией управления
— ведь к собственным менеджерам добавляется  слой государственных чиновников, еще  больше тормозящих процесс выработки  и принятия решений.
25
Таким образом, одновременно с ростом масштабов  хозяйствования, увеличения производственного  потенциала прослеживается тенденция  падения эффективности его использования, ухудшения управляемости, снижения заинтересованности в труде и  его результатах практически  у всех категорий работников.
ООО «Магазин «Старт» является, как это видно  из названия, частной организацией. Персонал, работающий в магазине, - в  основном наёмный.
Руководство магазина составляют в основном участники ООО. Участники общества с ограниченной ответственностью «Магазин «Старт» получают дивиденды в конце года из прибыли в соответствии с долями в уставном капитале, которые отражены в Уставе ООО. После выплаты всех сопутствующих налогов, оставшаяся в распоряжении предприятия прибыль облагается налогом на прибыль (35 %). Затем из оставшихся средств выделяются средства на дальнейшее развитие. Оставшаяся после этого сумма делится между участниками 

ООО. Полученные дивиденды также подлежат налогообложению  в соответствии с «Законом о подоходном налоге». С января 1999 года предприятие должно было перейти на более простую систему расчётов с бюджетом – с применением единого налога на вменённый доход, но этого не произошло, так как предприятие имеет большие площади, а налог рассчитывается как раз исходя из площадей и его сумма в данном случае оказывается больше реально получаемой магазином прибыли. 
 
 
 

26
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ.
3.1. Хозяйственный расчёт  в экономическом механизме менеджмента.
В настоящее  время, с переходом экономики  к рыночным отношениям, повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая  ответственность.
В условиях рынка от предпринимателя требуется  умение — и даже предрасположенность  — действовать в союзе с  другими предпринимателями и  вести постоянный поиск наиболее эффективных партнёрских связей, в ходе которого предприниматель  осуществляет переориентацию своей  деятельности таким образом, чтобы  она была безубыточной, а еще лучше  – приносила прибыль. Для этого  предприятию необходима самостоятельность  в принятии решений. Предприятий  должно быть независимым и находиться на самофинансировании, иначе у него пропадает стимул к безубыточному  функционированию.
Партнёрские связи (реальные и потенциальные) играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает  возможность установления необходимых  партнёрских связей.
Целью предпринимательской активности является производство и предложение рынку  такого товара, на который имеется  спрос и который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек  доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого  предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в  отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или  скрытый спрос потребителя.
Прибыль предприятие оставляет в своём  распоряжении только в случае собственной  независимости, когда оно находится  на хозрасчёте и самофинансировании.
Поскольку финансы предприятия как отношения  являются частью экономических отношений, возникающих в процессе хозяйственной  деятельности, принципы их организации  определяются основами хозяйственной  деятельности предприятий. Исходя их этого, принципы организации финансов можно  сформулировать следующим образом: самостоятельность в области  финансовой деятельности, самофинансирование, заинтересованность в итогах финансово - хозяйственной деятельности, ответственность  за её результаты, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью предприятия. 

27
Самофинансирование  – обязательное  условие успешной хозяйственной деятельности предприятий  в условиях рыночной экономики. Этот принцип базируется на полной окупаемости  затрат по производству продукции и  расширению производственно – технической  базы предприятия, он означает, что  каждое предприятие покрывает свои текущие и капитальные затраты  за счёт собственных источников. При  временной недостаточности в  средствах потребность в них  может обеспечиваться за счёт краткосрочных  ссуд банка и коммерческого кредита, если речь идёт о текущих затратах, и долгосрочных банковских кредитов, используемых на капитальные вложения.
Хозяйственная деятельность предприятия неразрывно связана с его финансовой деятельностью. Предприятие самостоятельно финансирует  все направления своих расходов в соответствии с производственными  планами, распоряжается имеющимися финансовыми ресурсами, вкладывая  их в производство продукции в  целях получении прибыли.
Финансовые  ресурсы предприятия, направляемые на его развитие, формируются за счёт: амортизационных отчислений; прибыли, получаемой от всех видов хозяйственной  и финансовой деятельности; дополнительных паевых взносов участников в товариществах; средств, получаемых от выпуска облигаций; средств, мобилизуемых с помощью  выпуска и размещения акций в  акционерных обществах открытого  и закрытого типов; долгосрочного  кредита банка и других кредиторов (кроме облигационных займов); других законных источников (например, добровольных безвозмездных взносов предприятий, организаций, граждан).
Принцип самофинансирования пока не может быть обеспечен на предприятиях, выпускающих  необходимую потребителю продукцию  с высокими затратами на её производство и не обеспечивающих достаточный  уровень рентабельности по разным объективным  причинам. К ним относятся предприятия  жилищно - коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, сельскохозяйственные и другие предприятия, получающие ассигнование из бюджета. То же характерно и для предприятий оборонного значения, хозяйственная деятельность которых не может считаться предпринимательской и финансируется за счёт средств, полученных от реализации продукции. 

Общество  с ограниченной ответственностью «Магазин «Старт» является примером самостоятельной  организации, которая действует  на свой собственный страх и риск. 
 

28
3.2. Ценовая политика.
Взаимосвязь понятий “цена” и “прибыль”  очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый  товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени  они будут продаваться в большем  объёме, чем дорогие аналоги. Таким  образом, важно установить взаимосвязь  между ценой продукта и количеством  продаваемых его единиц.
Существуют  два основных способа установления цены на продукцию: исходя из издержек на производство и сбыт продукта и  из возможностей рынка (покупательной  способности). Первый способ называется ценообразование по издержкам, второй — ценообразование по спросу. Третьим, менее распространенным, но тоже важным способом является ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию.
Можно выделить несколько факторов, под  воздействием которых наход
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.