На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности поведения людей в чрезвычайных ситуациях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание 

Введение 

1. Сущность и  содержание психологии поведения  в чрезвычайных ситуациях 

2. Психологическая  готовность людей к чрезвычайным  ситуациям 

3. Факторы выживания 

4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях 

4.1 Паника 

4.2 Профилактика панических реакций  

5. Информационно-психологические рекомендации воздействия на людей в чрезвычайных ситуациях 

Заключение 

Список литературы 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Чрезвычайная  ситуация – это положение, которое  сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной среды.  

С развитием  цивилизации, с применением всё  более новых технологий, прогрессом научных исследований постоянно  возрастает угроза техногенных катастроф. На территории страны имеется большое количество складов с запасами горючих, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ. Кроме того, имеется огромное количество химического и бактериологического оружия. Все эти запасы долгое время хранятся без надлежащей ревизии и утилизации, хранилища нередко находятся в аварийном состоянии. Износ оборудования часто превышает допустимые нормативы: так, например, отслужили свой срок 40% трубопроводов для перекачки газа и нефти. Зоной повышенной опасности являются транспортные коммуникации, объекты электроэнергетики. Считается, что в опасных зонах проживает 30% населения, в чрезвычайно опасных – 10%. В частности, город Дубна относится к такого рода опасным зонам: здесь имеются определённые запасы радиоактивных веществ, обеспечивающих работу ядерного реактора Объединённого Института Ядерных Исследований; имеется плотина, которая удерживает огромные запасы воды Московского моря (Иваньковского водохранилища). В условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки финансовых и материальных ресурсов для поддержания основных фондов в рабочем состоянии, возрастает вероятность массовых аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. 

Все чрезвычайные ситуации можно подразделить на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Критериями подобной классификации чрезвычайных ситуаций являются: численность пострадавшего населения, размер материального ущерба, а так же границы зон распространения поражающих факторов. Однако социальный резонанс зависит очень часто не от числа пострадавших, а от условий, при которых произошла катастрофа. В качестве примера можно привести атомную подводную лодку "Курск", затонувшую в августе 2000 года, в результате аварии, на которой погибло 118 человек. В результате многочисленных терактов, совершаемых на территории нашей страны, техногенных аварий и природных катаклизмов гибнет больше людей, однако эти события не получают столь широкого освещения в средствах массовой информации.
Вопросы психологии человека в чрезвычайных ситуациях  необходимо рассматривать в целях  подготовки населения, спасателей, руководителей  к действиям в экстремальных  ситуациях.
При рассмотрении вопросов поведения человека в условиях ЧС большое внимание уделяется психологии страха. В повседневной жизни, в экстремальных условиях человеку постоянно приходится преодолевать опасности, угрожающие его существованию, что вызывает (порождает) страх, т. е. кратковременный или длительный эмоциональный процесс, порождаемый действительной или мнимой опасностью. Страх — это сигнал тревоги, но не просто тревоги, а сигнал, вызывающий вероятные защитные действия человека.
Страх вызывает у человека неприятные ощущения —  это негативное действие страха, но страх — это и сигнал, команда к индивидуальной или коллективной защите, так как главная цель, стоящая перед человеком — это остаться живым, продлить свое существование.
Следует учитывать, что наиболее частыми, значительными  и динамичными являются необдуманные, бессознательные действия человека как результат его реакции на опасность.
Наибольшую опасность  для человека представляют факторы, которые могут вызвать его  гибель в результате различных агрессивных  воздействий — это различные  физические, химические, биологические факторы, высокие и низкие температуры, ионизирующие (радиоактивные) излучения. Все эти факторы требуют различных способов защиты человека и группы людей, т. е. индивидуальных и коллективных способов защиты к которым можно отнести: стремление человека удалиться за пределы действия поражающих факторов (убежать от опасности, защититься экраном и т. д.); энергичная атака человеком источника возможных поражающих факторов для ослабления их действия или уничтожения источника возможных поражающих факторов.
Особые условия, в которых может оказаться  человек, как правило, вызывают у  него психологическую и эмоциональную  напряжённость. Как следствие, у  одних это сопровождается мобилизацией внутренних жизненных ресурсов; у  других - снижение или даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, физиологическими и психологическими стрессовыми явлениями. Зависит это от индивидуальных особенностей организма, условий труда и воспитания, осведомлённости о происходящих событиях и понимания степени опасности.
Во всех трудных ситуациях решающую роль играет моральная закалка и психическое состояние человека. Они определяют готовность к осознанным, уверенным и расчётливым действиям в любых критических моментах.  
 
 
 
 

    1. Сущность и содержание психологии поведения в чрезвычайных ситуациях. 

Психология состояний  объединяет огромный опыт мировой психологической  науки в области исследования психических состояний. Проблему оптимальных  состояний человека рассматривал Е.П. Ильин. А.О. Прохоров занимается разработкой  психологии неравновесных состояний. Психология состояний включает и рассмотрение отдельных видов состояний, в том числе, возникающих в чрезвычайных ситуациях. Тензионные состояния (состояния напряжения) изучали Т.А. Немчин, Л.П. Гримак В.И. Лебедев. Эмоциональные состояния, возникающие в чрезвычайных ситуациях, исследовал А.О. Прохоров, А Кемпински и др.
 Среди психических  явлений психическим состояниям  принадлежит одно из основных  мест. В то же время, несмотря  на интенсивное изучение проблемы  психических состояний, очень многое в ней остается неясным. По мнению Т.А. Немчина, «необходима успешная разработка этой проблемы потому, что психические состояния существенно определяют характер деятельности человека».
И.П. Павлов считал, что психология является наукой о  наших состояниях, и что благодаря ей можно представить всю сложность субъективного.
На фоне разногласий  и большого разнообразия мнений по поводу определения, состава, структур, функций, механизмов, классификаций  и других проблем, связанных с  психическим состоянием, многие авторы остаются, едины во мнении о большом, если не решающем, значении исследований данного психического явления для психологии. Так, Н.Д. Левитов, впервые поставивший понятие «психическое состояние» в статус психологической категории, считал, что решение данной проблемы восполняет имеющуюся брешь в психологии – разрыв между учением о психических процессах и психических свойствах личности. По этому поводу Ю.Е. Сосновикова пишет: «Нельзя понять психику в целом, не исследуя ее конкретных интегральных проявлений в форме психических состояний».
 Итак, пролистаем  работы разных авторов. Встречается  термин «напряженные ситуации»  - М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А.  Пономаренко, «крайние условия» - Л.Г. Дикая, «сложные ситуации»  - А.В. Либин, «стрессовые ситуации» - Г. Селье, Китаев-Смык, «острособытийные ситуации - В.В. Авдеев, «чрезвычайные ситуации» - А.Ф. Майдыков, «нештатные условия» - В.Д.Туманов, «особые условия» - С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая. Термином «экстремальные ситуации» оперируют следующие авторы: Т.А. Немчин, В.Г. Анд-росюк, В.И.Лебедев, Г.В. Суворов, М.П. Мингалиева, Т.С. Назарова и В.С. Шаповаленко и другие.
Украинские ученые М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Пономаренко  также указывают на важность субъективного  восприятия чрезвычайной (в их тезаурусе сложной) ситуации: «Напряженная ситуация – это такое усложнение условий деятельности, которое приобрело для личности особую значимость. Другими словами, сложные объективные условия деятельности становятся напряженной ситуацией тогда, когда они воспринимаются, понимаются, оцениваются людьми как трудные, опасные и т.д. Любая ситуация предполагает включенность в нее субъекта. Это тем более относится к напряженной ситуации, объединяющей определенное содержание объективной деятельности с потребностями, мотивами, целями, отношениями человека. Следовательно, напряженная ситуация, как и всякая ситуация воплощает в себе единство объективного и субъективного. Объективное – это усложненные условия и процесс деятельности; субъективное – состояние, установки, способы действий в резко изменившихся обстоятельствах. Общее, что характеризует напряженные ситуации, - это возникновение достаточно сложной для субъекта задачи, «трудного» психического состояния».
В.Г. Андросюк в  своей книге «Педагогика и  психология» приходит к такому выводу: «чрезвычайная ситуация – это такое состояние системы жизнедеятельности, которое опасно для жизни и здоровья, неблагоприятно для функционирования психики человека и может вызвать напряженность».
 Исходя из  всего вышесказанного, перечислим основные характеристики чрезвычайной ситуации:
1. Это ситуация  крайняя, с очень большим по  силе воздействием, выходящим за  пределы диапазона возможностей  человека.
2. Это усложненные  условия деятельности, которые субъективно  воспринимаются, понимаются и оцениваются человеком как трудные, опасные и т.д.
3. Ситуация вызывает  возникновение достаточно сложной  для субъекта задачи, «трудного»  психического состояния.
4. Чрезвычайная  ситуация ведет к появлению  состояния динамического рассогласования  и требует максимальной мобилизации ресурсов организма.
5. Такая ситуация  вызывает негативные функциональные  состояния, нарушения психологической  регуляции деятельности, и, тем  самым снижает эффективность  и надежность деятельности.
6. Человек сталкивается  с невозможностью реализации своих мотивов, стремлений, ценностей, интересов.
Чрезвычайная  ситуация опасна для жизни и здоровья, неблагоприятна для функционирования психики человека. Факторы, порождающие  психическую напряженность, могут  в одних случаях оказывать положительное мобилизующее влияние на человека, а в других – отрицательное, дезорганизующее воздействие. Нас интересует ресурсное состояние в экстремальных ситуациях, поэтому рассмотрим положительные, мобилизующие изменения в эмоциональной, познавательной и поведенческой сфере личности, вызываемые воздействием таких ситуаций.
По мнению В.Г. Андросюк, к таким изменениям относятся:
-снижение порогов  ощущений, ускорение чувствительных  и двигательных реакций. Человек  проявляет способность к более  точной оценке раздражителей, быстро реагирует на все изменения условий окружающей обстановки; понижение утомляемости - исчезновение или притупление чувства усталости. У человека повышается выносливость и работоспособность, проявляется неприхотливость в дискомфортных ситуативных условиях;
- повышение готовности  к решительным и смелым действиям.  Проявляются волевые качества, этап  принятия решения сокращается,  прогнозирование развития ситуации  оптимально сочетается со здравым  риском;
- активизация  деловых мотивов, чувств долга. У человека возникает деловое возбуждение, конечная и промежуточная цели деятельности определяются отчетливо и однозначно;
- активизация  познавательной деятельности. Человек  проявляет остроту восприятия, активно  включает резервы оперативной  и долговременной памяти. Актуализируются творческие способности, мышление характеризуется динамичностью, гибкостью, гибкостью, активным и успешным поиском нестандартных решений. Широко применяется интуиция;
-проявление  интереса, энтузиазма. В решении  задач человеком мобилизуются его психологические возможности и специальные способности).
Возможность противостоять  чрезвычайной ситуации включает три  составляющие:
1. физиологическую  устойчивость, обусловленную состоянием  физических и физиологических  качеств организма (конституционные особенности, тип нервной системы, вегетативная пластичность);
2. психическую  устойчивость, обусловленную подготовкой  и общим уровнем качеств личности (специальные навыки действий  в экстремальной си-туации, наличие  положительной мотивации и др.);
3. психологическую  готовность (активнодеятельностное  состояние, мобилизованность всех  сил и возможностей на предстоящие  действия)». 
 Различные  авторы дают разные определения  понятия «психическое состояние». Некоторые из них, например, Джемс,  идентифицируют понятия «состояние» и «процесс», другие сводят понятие «психическое состояние» к понятию «состояние сознания», третьи, так или иначе, связывают психическое состояние с характеристиками эмоциональной сферы.
 Нам представляется  наиболее полным определение психического состояния Д.Н. Левитова: «это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующих состояний и психических свойств личности». Анализ поведения и состояния человека в экстремальной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является неполнота информации.
П.В. Симонов  разработал информационную теорию эмоций, согласно которой, при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации. Положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и психическое состояние личности, открывают доступ к внутренним ресурсам человека.
 «Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий». Преодоление человеком препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно - психического напряжения, мобилизующего его физические, интеллектуальные и моральные силы. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.
 Поскольку  состояние – многомерное явление, то любое состояние может быть описано широким спектром параметров. Тот или иной параметр может быть ведущим. Какие параметры состояния выходят на первый план в чрезвычайной ситуации? Прежде всего – напряжение.
Напряжение в  словаре психологии Дж. Древера определено как чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором. Такими факторами может быть повышенная нагрузка, дефицит времени, недостаток информации и др. По мнению Л.В. Куликова именно эти факторы являются действительной причиной напряжения, а не вызванные ими переживания, являющиеся закономерной реакцией на ситуацию. Поэтому с трактовкой эмоций как причины напряжения, по мнению Л.В. Куликова, трудно полностью согласиться. Роль эмоции достаточно точно определена А.В. Запорожцем, писавшим, что эмоция представляет собой не самый процесс активации, а особую форму отражения действительности, при посредстве которого производится психическое управление активацией или, вернее было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Психологическая  готовность людей  к чрезвычайным  ситуациям 

Стихийные бедствия, крупные аварии и катастрофы, их трагические последствия вызывают у людей большую эмоциональную возбуждённость, требуют высокой морально - психологической стойкости, выдержки и решительности, готовности оказать помощь пострадавшим, спасти гибнущие материальные ценности.
Тяжёлая картина  разрушений и опустошений, непосредственная угроза жизни отрицательно воздействуют на психику человека. В некоторых случаях могут нарушить процесс нормального мышления, ослабить или полностью исключить контроль над собой, что приводит к неоправданным и непредсказуемым действиям.
Как правило, преодолению  страха способствует, прежде всего, чувство  личной ответственности, осознание  значимости дела, которое делают. Опасность  и риск для здоровья, важность выполняемых  работ - всё это поднимает значимость совершаемого в собственных глазах и во мнении общества в целом.
У неподготовленных психологически, не закалённых людей  появляется чувство страха и стремление убежать из опасного места, у других - психологический шок, сопровождаемый оцепенением мышц. В этот момент нарушается процесс нормального мышления, ослабевает или полностью теряется контроль сознания над чувствами и волей. Нервные процессы (возбуждение или торможение) проявляются по-разному. Например, у некоторых расширяются зрачки - говорят, "у страха глаза велики", нарушается дыхание, начинается сердцебиение "сердце готово вырваться из груди", спазмы периферических кровеносных сосудов - "побелел как мел", появляется холодный пот, слабеют мышцы - "опустились руки или колени подогнулись", меняется тембр голоса, а иногда теряется дар речи. Известны даже случаи смерти при внезапном страхе от резкого нарушения работы сердечно- сосудистой системы.  

Такое состояние  бывает довольно продолжительным - от нескольких часов до нескольких суток. При ликвидации последствий землетрясений и аварий приходится иногда наблюдать людей, которые находятся в состоянии душевной подавленности, могут длительное время бесцельно бродить по развалинам.
Неожиданность возникновения опасности, незнание характера и возможных последствий  стихийного бедствия или аварии, правил поведения в этой обстановке, отсутствие опыта и навыков в борьбе со стихией, слабая морально-психологическая подготовка - все это причины такого поведения людей.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Факторы выживания 

Существует ряд  причин объективного и субъективного  характера, способствующих или препятствующих жизнедеятельности человека в условиях автономного существования в экстремальной ситуации, которые носят название факторов выживания. Они объединены по ряду сходных признаков в 4 группы: антропологические, природно-средовые, материально-технические и «экологические».
1-я группа  охватывает факторы, характеризующие  состояние здоровья человека, постоянство его внутренней среды (гомеостаз), резервные возможности организма. К этой группе относятся: психологическая подготовленность, воля к жизни, морально-волевые качества, активно-преобразовательная деятельность, от которой зависит преобладание положительных или отрицательных эмоций, а также обученность действиям в условиях автономного существования.
Благоприятный исход автономного существования  во многом зависит от психофизио­логических  качеств человека: воли, решительности, собранности, изобретательности, физи­ческой  подготовленности, выносливости, психо-эмоциональной  устойчивости. Но, как показывает опыт, только эти качества порой не спасают человека в экстремальной ситуации и люди погибают от зноя и жажды в трех шагах от источника воды или от голода в лесу, где полно дичи и лесных ягод, замерзают в тундре, не умея построить укрытие из снега или погибают от укуса ядовитых насекомых, змей, не умея оказать первую медицинскую помощь при такой ситуации.
Поэтому основа успеха в борьбе за жизнь в экстремальной  обстановке - это умение выживать. Что  это такое?
Под выживанием понимают активные целесообразные действия, направленные на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Эти действия заключаются в преодолении стрессов, проявлении находчивости, изобретательности, в эффективном использовании аварийного снаряжения и подручных средств для защиты от неблагоприятного воздействия факторов природной среды и обеспечении организма водой и пищей.
Человек может  и должен сохранить жизнь и  здоровье в самых суровых природных условиях, если он сможет воспользоваться всем тем, что дает окружающая среда. Но это достигается при наличии определенных теоретических знаний и практических навыков.
Неподготовленный  человек находится в постоянном тревожном напряжении, так как  не знает, откуда ждать опасность, а  если и знает, то не способен правильно оценить степень опасности. Такое состояние может длиться от минуты до многих суток, и чем менее осведомлен человек об условиях, в которых он оказался волею случая, тем оно продолжительнее. Таким образом, не менее важная задача обучения - это морально-психологическая подготовка человека к преодолению возможной экстремальной ситуации, умению правильно оценивать сложившуюся обстановку и принимать адекватные решения, повышение его эмоционально-волевой устойчивости.
2-я группа охватывает факторы природной среды: температура и влажность воздуха, солнечная радиация, осадки, уровень атмосферного давления, ветер и др. К ним следует также отнести рельеф местности, источники воды, флору и фауну, фотопериодизм (полярные день и ночь), колебания магнитного поля Земли и др. Эти факторы существенно влияют на деятельность человека в условиях автономного существования. Часто они оказываются экстремальными, т.е. воздействующими на организм «на грани переносимости и могут вызывать нарушения функциональной деятельности организма, поставив его на грань катастрофы».
Опыт показывает, что люди способны переносить даже самые суровые природные условия  в течение длительного времени. Но человек, впервые и случайно попавший в такие условия, гораздо менее приспособлен к существованию в незнакомых условиях, чем постоянные обитатели этой среды. Поэтому чем жестче условия внешней среды, тем короче сроки автономного существования, тем большего напряжения требует борьба с природой.
3-я группа  объединяет факторы, обеспечивающие защитные функции, способствующие нормальной жизнедеятельности людей в условиях их автономного существования - одежда, аварийное снаряжение, средства сигнализации и связи, добывания воды, аварийные плавательные средства и другие подручные средства, используемые для различных целей, обеспечивающих выживание.
4-я группа - это  факторы, возникающие в результате  взаимодействия человека с окружающей  средой. К ним относятся термические  поражения, горная болезнь, природно-очаговые  инфекции, отравления растительными и животными ядами, укусы ядовитых насекомых и животных, травмы и т.п. К экологическим факторам также можно отнести: холод, жару, голод, жажду, переутомление, одиночество, физическую боль, страх. Эти факторы приобретают особое значение при определенных обстоятельствах. Степень неблагоприятного воздействия таких стрессорных факторов настолько высока, что ведет к развитию стрессового состояния. Поэтому их называют еще стрессорами выживания 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Групповое поведение людей в чрезвычайных ситуациях 

4.1 Паника
Под групповым  поведением людей в ЧС понимают поведение  большинства лиц, входящих в группу и оказавшихся перед лицом  внезапного и опасного происшествия или угрозы такого происшествия, которые  затрагивают интересы всех людей. Это сопряжено с реальными или потенциальными материальными потерями, человеческими жертвами и характеризуется заметной дезорганизацией общественного порядка.
Групповое поведение  людей связано с одним и  тем же внешним событием и зависит  от таких эмоциональных факторов, которые связаны с групповым умонастроением, а не с индивидуальными свойствами психики человека. Об этом говорит статистика катастроф, судьбы пострадавших, действия спасателей и поведение окружающего населения, которое само по себе не пострадало от действия чрезвычайных ситуаций.
Поведение людей  в экстремальных ситуациях делится  на две категории.
Случаи рационального, адаптивного поведения человека с психическим контролем и  управлением эмоциональным состоянием поведения. Во многих экстремальных  ситуациях не наблюдалось патологического поведения людей и отмечалась адаптация людей к обстановке, сохранялось спокойствие и выполнялись меры защиты, взаимопомощи, проводились мероприятия, восстанавливающие нарушенный порядок жизни. Такое поведение является следствием точного выполнения инструкций и распоряжений руководства в случаях ЧС. Следует помнить, что выполнение распоряжений и инструкций предупреждает распространение тревоги и беспокойства и вместе с тем не препятствует проявлению личной инициативы в области своей защиты.
Случаи, носящие  негативный, патологический характер, отличаются отсутствием адаптации  к обстановке, когда люди своим  нерациональным поведением и опасными для окружающих действиями увеличивают  число жертв и дезорганизуют  общественный порядок. В этом случае может наступить “шоковая заторможенность”, когда масса людей становится растерянной и безынициативной, а то и просто обезумевшей. Частным случаем “шоковой заторможенности” является паника, когда страх перед опасностью овладевает группой людей. Обычно паника проявляется как дикое беспорядочное бегство, когда людьми руководит сознание, низведенное до примитивного уровня (примитивная реакция человека на страх). Оно может сопровождаться настоящим неистовством, особенно, если на пути встречаются препятствия, преодоление которых сопровождается большим количеством человеческих жертв.
Панические реакции  могут наблюдаться и у группы людей в замкнутых помещениях с неизвестной планировкой, когда  человек ощущает угрозу своей  жизни. Многие в этих случаях считают, что спастись почти нельзя, мгновенно подвергаются чувству массового страха, особенно, если в группе есть неуравновешенные люди, а таких может быть не более 2 % от числа всей группы. В психологическом плане паника очень заразительна, так как связана с проявлением “стадного инстинкта”. Необходимо знать, что заранее принятые меры предосторожности не могут полностью гарантировать возможности возникновения паники, но могут ее существенно уменьшить, поэтому принятие таких мер обязательно. 

4.2 Профилактика панических реакций 

1) Основу профилактики  любых психологических явлений  составляет анализ особенностей  возникновения и течения различных  форм индивидуальных и коллективных  реакций страха (паники).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.