На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности и формы государственного предпринимательства: теоретические аспекты и современная практика

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Кафедра региональной экономики и территориального управления 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

по дисциплине «Государственное регулирование экономики» 

на тему «Особенности и формы государственного предпринимательства: теоретические аспекты и современная практика» 

Дневное отделение 
 

Выполнила студентка
2 курса  5 группы                                                                                         Батурина Д.В.
 
Научный руководитель
к. э. н., доцент                                                                                            Соколова О.Л.  
 

Воронеж 2008
СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические  основы государственного предпринимательства…………...........5
 1.1. Сущность и особенности государственного предпринимательства……….......5
 1.2. Основные формы государственного предпринимательства………………..…..9
2 Современные  тенденции развития государственного предпринимательства…...18
 2.1. Зарубежный опыт государственного предпринимательства…….……………18
 2.2. Государственное предпринимательство в современной экономике России.23
 2.3. Основные направления совершенствования государственного предпринимательства…………………………………………….…………………………….....….30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...………………………………...36
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………….38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ 

        Необходимость участия  государства в современной экономике  обусловлена рядом причин, которые возникают по мере развития рынка и проявления его «ограниченности». К ним можно отнести: во-первых, необходимость получения дополнительного источника получения финансов в государственный бюджет (прибыль от осуществления государством предпринимательской деятельности); во-вторых, незаинтересованность рынка в производстве так называемых общественных товаров и услуг, затраты и результаты производства которых невозможно измерить в денежной форме (оборона, система образования, фундаментальная наука); в-третьих, неспособность рынка устранять побочные эффекты от производства частными фирмами некоторых видов продукции (например, загрязнение окружающей среды); в-четвертых, неспособность рыночного саморегулирования преодолевать экономические кризисы, спады производства, рост безработицы, что требует от государства выступать стабилизатором экономики.
        Вмешательство государства  в экономику можно рассматривать  через функционирование государственной  собственности, ведение государственной  предпринимательской деятельности, создание федеральных унитарных предприятий и пр.
        Непременным атрибутом  современной экономики является наличие государственного сектора, доля которого достаточно велика и в среднем составляет 20-25% всего национального имущества страны. Государство на свои средства создает различные экономические объекты, приобретает акции частных компаний, а часть предприятий перешла к нему в результате национализации. В последние десятилетия появились смешанные государственно-частные предприятия. Таким образом, государственная собственность оказывает влияние на поведение других экономических субъектов.
        Курсовая работа посвящена конкретному аспекту  государственного управления – государственному предпринимательству.
        Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов и современной практики государственного предпринимательства в России и зарубежных странах. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
        - раскрыть сущность и особенности государственного предпринимательства;
        - исследовать основные формы государственного предпринимательства;
        - проанализировать зарубежный опыт государственного предпринимательства;
        - исследовать состояние и основные проблемы государственного предпринимательства в современной экономике России;
        - выявить основные направления совершенствования государственного предпринимательства.
         Объектом исследования является Россия и зарубежные страны.
         Предмет курсовой работы можно определить, как экономические отношения в сфере государственного предпринимательства в России и за рубежом.
 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

        1.1. Сущность и  особенности государственного предпринимательства
        Государство в современной  рыночной экономике, являясь владельцем и распорядителем огромных материальных и денежных средств, вовлечено в разнообразные сферы хозяйственной деятельности.
        При всей развитости рыночных механизмов (конкуренции, ценообразования и др.) ряд проблем современного воспроизводственного процесса не в состоянии решаться продуктивно. Для продуктивного решения этих проблем государство берет на себя функцию дополнения и усиления организующего воздействия рынка, например, включение в его инфраструктуру недостающих или слабо развитых компонентов, формирование государственных консалтинговых, информационно-правовых, маркетинговых структур.
        Можно выделить два основных способа управляющего воздействия на предприятия и их объединения.
        Одним из них является государственное регулирование, которое включает установление нормативной базы рыночной экономики ("правил игры") и применение косвенных, экономических методов управления по отношению к предприятиям всех форм собственности (включая государственные).
        Второй способ воздействия - государственное предпринимательство, то есть непосредственное воздействие на управление предприятиями и их объединениями, когда государство выступает в качестве собственника имущества или пакета акций акционерных обществ.
        Надо сказать, что  государственное всеобъемлющее  руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Однако при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.
        В экономической  литературе даются различные определения  государственного предпринимательства. Так, В.П.Бочаров определяет государственное предпринимательство как один из трех видов вмешательства государства в производство. Государственная монополия коммерческого характера служит фискальным целям и устанавливается на продажу таких видов продукции, как взрывчатые вещества, спички, соль, спирт и т.д.1 
        Прямые государственные  субсидии и займы частному сектору  применяются в тех случаях, когда рыночные силы сами не в состоянии обеспечить достижение целей развития отдельным предприятием, отраслью, районом или народным хозяйством в целом.
        О.И.Кириков обращает внимание в определении предпринимательской деятельности на то, что это инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли, осуществляется непосредственно собственником имущества или управляющим, которому собственник предоставляет право хозяйственного ведения на основе договора (контракта).2
        В.И. Кушлин показывает, что государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного: государственными органами управления, которые уполномочены управлять государственным имуществом; органами местного самоуправления.3
        В справочной литературе4 государственное предпринимательство определяется как расширение форм и масштабов непосредственного участия государства в экономике в качестве субъекта хозяйствования, одного из крупнейших собственников.
        Усилившееся вмешательство  современного государства в экономику  является фактором, ускоряющим процесс концентрации и централизации производства и капитала. Этому способствуют, в частности, размещение среди монополий выгодных военных заказов, правительственные субсидии и льготные кредиты монополистическим объединениям. Особенно значительна роль государства в периоды экономических кризисов и войн, когда имеет место принудительное синдицирование, санкционирование государством слияния компаний, создание им разного рода монополистических союзов. Научнотехническая революция вызывает необходимость больших капиталовложений при создании новых предприятий. При содействии государства процесс концентрации производства осуществляется путем слияния технологически родственных предприятий и путем, так называемой диверсификации – объединения предприятий, не связанных технологически. Параллельно монополизации промышленного производства осуществляется концентрация и централизация банковского капитала.
        Для обоснованного  определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:
        - стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;
        - развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;
        - развитие конкурентной среды, стимулирующей процессы своевременного запуска процедур санации и банкротства с целью освобождения «места под солнцем» для более эффективных предприятий (т.е. обеспечение необходимых условий для более эффективного разделения труда «по горизонтали»);
        - развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях – для более эффективного разделения труда «по вертикали»;
        - развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических)
        Таким образом, данные аспекты фокусируются, в первую очередь, на непрямых стимулирующих формах поддержки.
        Можно выделить несколько  функций государственного предпринимательства.
        Одной из них является участие в преодолении технико-экономической отсталости страны и структурной перестройки экономики, важнейшее значение в этом придается строительству и эксплуатации железных дорог, развитию базовых отраслей промышленности – угольной, железорудной, металлургической, машиностроительной.
        Следующая немаловажная функций - развитие сети почтово-телеграфной связи и других сетей коммуникаций.
        Материальное обеспечение реализации общегосударственных целей (укрепление обороноспособности, предоставление определенной социальной защиты некоторым категориям населения) играет значительную роль в проведении политики государственного предпринимательства.
        Кроме того, выделяют еще такую функцию государственного предпринимательства, как воздействие на определенные уклады, с тем, чтобы в них развивались элементы рыночного хозяйства, стимулировался рост негосударственных частнопредпринимательских форм.
        Также существенной функцией является антимонопольная деятельность: противопоставление монополизации отдельных отраслей на основе низких цен на продукцию госпредприятий или установление предельного их уровня при закупках продукции у монополистов. 

        1.2. Основные формы  государственного предпринимательства
        В соответствии с  общими чертами, свойственными предпринимательской деятельности, и особенностями, свойственными государству как субъекту экономической деятельности, можно выделить ряд форм государственного предпринимательства. При этом следует исходить из того, что родовым признаком предпринимательской деятельности государства является получение дохода в процессе воспроизводства государственной собственности.
        Основой предпринимательской  деятельности является собственность. Предпринимательство выступает  способом развития собственности в  ее исторически определенной форме – форме капитала. При этом не имеет значения, участвует собственник в процессе управления или нет. Управление в процессе развития собственности обосабливается от собственника в силу общественного разделения труда. Но то же самое разделение труда и развитие собственности как общественного явления, усложнение его структуры порождают новые формы предпринимательства. Полная бездеятельность собственника в процессе ее капиталистического воспроизводства, как массовое и типичное явление, исключена.
        Формы государственной предпринимательской деятельности представляют собой экономические процессы, в которых осуществляется воспроизводство собственности.
        Создание унитарных  государственных предприятий является одним из способов реализации коммерческой деятельности государством.
        Унитарным предприятием признается организация, все имущество которой находится соответственно в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
        Имущество унитарного предприятия, принадлежащее ему  на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
        Допускается существование двух видов государственных унитарных предприятий: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (государственное предприятие или муниципальное предприятие); унитарное предприятие, основанное на праве оперативного ведения (казенное предприятие).5
        Правовое положение  государственного унитарного предприятия отличается определенной спецификой.
        Учитывая необходимость  соблюдения принципа унитарности (единственный учредитель, неделимость уставного фонда), создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, относящегося к собственности РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, должно быть запрещено.
        Как и вся коммерческая организация, унитарное предприятие  должно иметь фирменное наименование. Полное фирменное наименование должно содержать слова “унитарное предприятие” и указание на собственника его имущества, а также на характер деятельности унитарного предприятия. Полное фирменное наименование казенного предприятия должно содержать также указание на то, что оно является казенным.
        Унитарные предприятия  могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, в которых в соответствии с законом допускается участие юридических лиц. Особенностью же права унитарных предприятий на участие в иных юридических лицах является то, что при этом должны учитываться установленные законом ограничения на распоряжение имуществом.
        В случае, когда унитарное  предприятие в праве распоряжаться  имуществом только с согласия собственника, решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только после получения согласия собственника на внесение имущества в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного общества или товарищества, взноса в кооператив, фонд либо иную некоммерческую организацию.
        Одной из основных форм государственного предпринимательства является государственный заказ.
        Государственный заказ  – выдаваемый государственными органами и оплачиваемый из средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров, проведение работ, в которых заинтересовано государство. Такой заказ может выполняться не только государственными, но и другими предприятиями. Заказ обычно выдается на конкурсной основе.6
        Для организации  работы по выполнению федеральных целевых программ Постановлением Правительства РФ утвержден порядок закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, в котором установлены общие положения по формированию и реализации государственных заказов и особенности формирования отдельных видов заказов.
        В федеральном законе “О поставках продукции для федеральных государственных нужд” различают федеральные и региональные государственные нужды. К федеральным государственным нуждам относятся потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных и межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ (ст. 1 “Поставки продукции для федеральных государственных нужд”). Региональные нужды – это потребности субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ.7
        Размещение государственных  заказов может проходить двумя  способами: в добровольном порядке; путем обязательного принятия их к исполнению.
        Добровольный порядок  является общим принципом размещения государственных заказов и имеет место при конкурсном размещении. Предметом конкуренции является минимальная стоимость исполнения контракта при обеспечении качества и экологических требований. Правовой режим обязательного принятия государственных заказов к исполнению применяется для предприятий – монополистов, изготовителей вооружения, федеральных казенных предприятий и в некоторых других случаях. Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товара осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком прикрепляется к поставщику.
        Важным инструментом обеспечения самостоятельности государственных предприятий являются контракты (соглашения), заключаемые ими с правительством на поставку товаров и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей которых несет государственный сектор. Контракты предусматривают: среднесрочные задачи развития предприятия; задачи по обеспечению занятости; проведению НИОКР, экономии энергетических ресурсов; механизм финансовых отношений с государством (общий размер инвестиций, государственных дотаций, дивидендов, получаемых собственником). Контракты позволяют государству четко определить задачи каждого предприятия в рамках общей стратегии развития национальной экономики, его финансовые взаимоотношения с правительственными организациями, исходя из твердо установленных налогов, цен и тарифов на продукцию.
        В статье 528 Гражданского кодекса РФ подробно регламентированы порядок и сроки заключения государственного контракта обычным способом, то есть путем направления государственным заказчиком поставщику проекта государственного контракта. Одним из важнейших вопросов обеспечения государственных нужд является надлежащая регламентация финансирования государственных контрактов.
        Немаловажной формой управления федеральной государственной собственностью является обременение ее по договорам аренды.
        Аренда – это  основанное на договоре срочное возмездное владение, пользование землей, иными природными ресурсами, предприятиями, имуществом или правами, необходимыми арендатору для самостоятельного осуществления предпринимательской деятельности.8
        Договор аренды – выражение в комплексе юридических и экономических отношений по поводу аренды. По договору аренды арендодатель берет на себя обязательство предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.9 При заключении договора аренды федеральной собственности Министерство государственного имущества РФ в лице своих органов проводит торги на право заключения договоров аренды недвижимости, относящейся к федеральной собственности.
        Продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования объекта аренды, является его собственностью. В качестве объектов аренды могут быть взяты: земельные участки и другие обособленные объекты; предприятия и другие имущественные комплексы; отдельные здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, инструмент; иные виды имущества, сырье, продукция, другие вещи, не теряющие своих натуральных свойств в процессе их использования; права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
        В договоре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.10 Договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества – за три месяца.11
        Еще одной формой государственного предпринимательства  является лизинг.
        Лизинг – это долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества производственного назначения.
        По договору лизинга  лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Лизингодатель не несет ответственности за выбор предмета лизинга и продавца.12
        В отличие от обычной  аренды лизинг предполагает наличие не менее трех участников: фирмы, производящие необходимые машины и оборудование; лизингодатели, закупающие оборудование у производителей; лизингополучатели, пользующиеся полученными объектами по договору лизинга.
        Доверительное (трастовое) управление имуществом – это передача объектов государственной собственности в доверительное управление.
        По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
        Потребность в такой  передаче может определяться неспособностью собственника эффективно использовать объекты принадлежащего ему имущества или желанием использовать для этого профессионалов.
        Особенности трастового управления не влечет права собственности на имущество от собственника к доверительному управляющему. Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, исключительные права и другое имущество. Доверительным управляющим может быть ИП или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия. Договор доверительного управления заключается на срок не более пяти лет. Руководителю предоставляется существенный объем полномочий и необходимый уровень автономии от органов государственного управления. Органы государственного управления не вмешиваются в деятельность предприятий, сохраняющих право вето по ключевым вопросам. Органы государственного управления осуществляют контроль за финансовым состоянием предприятия и ходом выполнения предприятием проекта.
        Также выделяют такую  форму государственного предпринимательства, как концессия.
        Концессия – система  отношений, при которых общественная власть поручает третьей стороне (частной компании, системной компании) управления объектами инфраструктуры или другими общественными службами при условиях принятия на себя этой стороны предпринимательского риска, обязанности по эксплуатации оборудования.13
        Концессионные соглашения регулируются коммерческим использованием природных ресурсов, месторождением полезных ископаемых, участков земли, предприятий различных специализаций, объектов инфраструктуры и т. д., нуждающихся в финансировании для модернизации и организации конкурентоспособного производства. Государство определяет сроки, минимальный объем и направления инвестирования, экологические показатели. Концессионеры за счет собственников инвестиций обеспечивают строительство и модернизацию действующих производств на базе новых технологий, и тем самым создают условия для оживления и роста экономики, улучшают социальное положение.
        Кроме того, одной  из важнейших форм государственного предпринимательства считается франчайзинг.
        Франчайзинг – система отношений, при которых частному предпринимателю предоставляется привилегия на право пользования государственной собственностью для производства определенных товаров и услуг, заказчиком которых выступает государство.
        По договору франчайзинга одна сторона (правообладатель) обязуется  предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, на товарный знак и знак обслуживания и т. д.14
        Соглашение о франчайзинге заключается с теми, кто при  соблюдении устанавливаемых государственных требованиях берет на себя обязательство вести дело при наименьших размерах, выделяемых из бюджета средств или при выплатах в него больших доходах.15 

 

2. СОВРЕМЕННЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

        2.1. Зарубежный опыт  государственного предпринимательства
        Статистики, учитывающей  государственные предприятия, ни в одной стране мира не ведется. Приведенные оценки доли государства носят приблизительный характер, поскольку основаны на учете предприятий, подконтрольных только центральным (федеральным) правительствам. Более низкие "эшелоны" государственных предприятий в национальной статистике не регистрируется. Поэтому указанные далее размеры государственного сектора США, возможно, несколько занижены. Ведь в США доминируют предприятия регионального уровня, тогда как в других (Франция, Великобритания) - национального масштаба. Государственный предпринимательский сектор США был и остается наименьшим (18%) из семерки ведущих стран.
        Развитие государственного сектора в США осуществлялось за счет государственных инвестиций. За последние 5 лет на средства бюджета было построено 3,8 тысячи крупных промышленных комплексов, организационно-правовой формой которых является унитарное предприятие. Государство берет на себя финансирование строительства капиталоемких объектов, осуществляет инвестиции в те отрасли и сферы, которые не представляют коммерческого интереса для частного капитала. За счет государственных средств финансируется также развитие новейших высокотехнологичных отраслей – атомной, лазерной и космической промышленности16. Государственные средства покрывают более 90% финансовых средств, направляемых в авиационную промышленность и ракетостроение, около 2/3 – в электронику и электротехнику17.
        Управление унитарными предприятиями в США осуществляют соответствующие министерства и специальные постоянно действующие комиссии, создаваемые по решению Конгресса. Характерной особенностью американской модели управления госсектором является передача госпредприятий США в оперативное управление и эксплуатацию частным корпорациям. Как собственник предприятия государство принимает на себя заботу о сбыте его продукции, обеспечивает соответствующими заказами.
        На сегодняшний  день в госсекторе производится около 29% промышленной продукции, что дает до 40% ВНП. Унитарные предприятия в сфере сельского хозяйства занимают 87%. При этом, сельскохозяйственная продукция США дороже аналогичной на мировом рынке, что говорит о том, что она неконкурентоспособна в мировом масштабе, и требуются дополнительные государственные инвестиции в помощь сельскохозяйственным унитарным предприятиям. По мнению Правительства США, это является основной проблемой в области государственного предпринимательства страны в последние 5 лет18.
        Госсектор Франции  формировался под воздействием сменявших  друг друга волн национализации и приватизации. В 1982 году правительством левых сил была проведена масштабная национализация. Анализируя эту национализацию, можно сказать, что она противоречила потребностям экономического развития страны, привела к увеличению числа неэффективно работающих, убыточных государственных предприятий. Правительству не удалось доказать, что государство способно управлять ими эффективно.
        Приватизация 1986 года во Франции имела четко выраженный фискальный характер. Государство продавало свою собственность по значительно более высоким ценам по сравнению с компенсационными платежами при национализации. В итоге государство выручило 71 млрд. франков, значительная часть этой суммы пошла на погашение государственного долга. Французская приватизация привела к росту численности акционеров (до 6 млн.).
        В последние годы в этой стране не проводилась национализация, а государственный сектор увеличивался за счет инвестиций и нового строительства. Унитарные предприятия во Франции создаются в сфере электроэнергетики (95%), добывающей промышленности (80%) и машиностроения (50%). В руках государства находится почти вся инфраструктура.
        Основным отличием осуществления государственных  программ воздействия является применение индикативного планирования. Антициклические меры заключаются в том, что в периоды спадов государство увеличивает инвестиции и усиленно субсидирует национальные унитарные предприятия, а в годы подъема государственные инвестиции и субсидии уменьшаются. Долгосрочное планирование ориентировано на поддержание оптимальной структуры производства.
        Единственным официальным перечнем унитарных предприятий во Франции можно считать ежегодно составляемую Номенклатуру национальных предприятий, включающую от 700 до 850 предприятий19.
        В рамках осуществления  полномочий субъекта государственной  собственности правительство назначает административный (иногда, наблюдательный) совет, существующий на всех унитарных предприятиях. Эти советы формируются в соответствии с системой представительских интересов: они состоят из трех или четырех групп администраторов, выражающих интересы соответственно государства, работников, потребителей и высококомпетентных лиц. Функции внутреннего управления предприятиями административный совет часто делегирует президенту (генеральному директору). На эти две должности, часто совмещаемые одним лицом, сотрудники назначаются и отзываются правительством. Они имеют два основных преимущества – важность их предприятия в экономике и почти полную монополию на информацию по данному предприятию.
        В соответствии с  законодательством принятие определенных решений требует предварительного согласия правительства. Особенно «чувствительно» правительство относится к финансовым вопросам, поэтому представители министерства экономики и финансов являются «опекунами» всех госпредприятий. Экономическая и финансовая опека находится в компетенции трех крупных управлений центральной администрации: Бюджетного управления, занимающегося разработкой госбюджета и определяющего размер бюджетной помощи; Казначейского управления, ответственного за кредиты и определяющего размер кредитных ресурсов; Управления конкуренции и потребления, утверждающего тарифы государственных заказов, предоставляемых унитарным предприятиям.
        Существует штат специализированных государственных  служащих – государственные контролеры. Они выполняют двойную функцию: информируют свои министерства о решениях, принимаемых предприятием, и предприятия о позиции министерства по поводу этих решений. Главный комиссариат по планированию следит за тем, чтобы стратегия развития унитарных предприятий соответствовала основным направлениям государственного плана социально–экономического развития.
        Парламент имеет  право требовать от правительства  информацию о деятельности государственных предприятий. Он также имеет право создавать специальные комиссии по сбору и оценке информации по конкретным случаям деятельности предприятий.
        Государственное управление через финансовые формы наиболее ярко проявляется в регулировании внешних источников финансирования. Государство финансирует унитарные предприятия либо для поддержания равновесия баланса по текущим расходам, либо для обеспечения развития предприятия. В первом случае участие государства осуществляется в форме субвенций на обеспечение текущей деятельности, во втором – в форме капитальных дотаций или субвенций на оборудование.
        Система управления унитарными предприятиями во Франции характеризуется целостностью и логичностью. При изучении этого опыта стоит сконцентрировать внимание на тех противоречиях, проблемах и негативных тенденциях, которые система порождает, на расхождении между принимаемым в этой области законодательством и реальными процессами. Таким образом, тщательно проанализировав этот опыт, другие страны могут с успехом применять данные системы организации государственного предпринимательства, избегая фатальных ошибок.
        Что касается Великобритании, то здесь стоит осветить формы  осуществления финансовой поддержки унитарных предприятий. Их две — блок-гранты и гранты на специальные цели20. Гранты для увеличения доходов предприятий выделяются ежегодно, причем в период, предшествующий определению суммы финансовой помощи, центральное правительство с учетом проекта развития государственного сектора и прогноза макроэкономической ситуации устанавливает расходные нормативы для унитарных предприятий на планируемый год. По закону органы управления государственных предприятий не имеют права привлекать заемные средства для финансирования расходов текущего характера. При этом на капитальные нужды они вправе осуществлять заимствования только напрямую у коммерческих банков или через специальный орган — Государственный комитет по заимствованиям. Он имеет доступ к средствам Национального государственного фонда заимствований и способен предоставлять займы на более выгодных, чем коммерческие банки, условиях21. Законодательством разрешено привлекать займы только для целей финансирования расходов капитального характера при условии, что объем заимствований с учетом обслуживания долга не должен превышать 25% собственных доходов предприятия22. Источниками заимствований служат как коммерческие банки, так и Депозитный и Ссудный фонд, средства которого выделяются на возвратной и платной основе. На основании изложенных фактов, можно сделать вывод об ограничительном воздействии подобной системы финансирования государственных предприятий и ее непродолжительной жизнеспособности в условиях государства с переходной экономикой, каковым является РФ. 

        2.2. Государственное  предпринимательство в современной экономике России
        Нормативную базу правового  регулирования государственного предпринимательства РФ составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и другие источники23. Анализ их позволяет выделить фрагментарное регламентирование отдельных сторон государственного предпринимательства, а также пробельность – нормативная база не содержит и не закрепляет понятия государственного сектора как юридического лица публичного права. В целом нормативные акты устанавливают частноправовой порядок деятельности государственных и муниципальных предприятий, включая порядок возникновения, заключения контрактов с руководителями, порядок ликвидации предприятий. Таким образом, усилия государства следует обратить, в первую очередь, на законодательную поддержку предприятий, т.е. совершенствование нормативно-правовой базы.
        Стремительный переход  России к рыночным отношениям предъявил новые, жесткие требования к хозяйствующим предприятиям и их структуре. Для обеспечения устойчивого экономического развития необходимо сконцентрировать внимание на стимулировании внутренних преобразований на предприятиях. Поскольку опыт РФ по организации государственных предприятий невелик, следует попытаться перенять некоторые позитивные стороны обеспечения функционирования государственного сектора в развитых странах.
        Поэтапный процесс  перехода предприятий на общепринятые в принципы функционирования составляет содержание реформирования унитарных предприятий, т.е. изменение принципов функционирования, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансовых результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений.
        Реформирование должно проводиться предприятиями самостоятельно. Однако в условиях экономического спада  и платежного кризиса лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без сторонней поддержки. Органы исполнительной власти, прямо не вмешиваясь во внутренние дела унитарных предприятий, должны создавать более благоприятные условия хозяйствования тем из них, которые активно реформируются. Возможно, целесообразно перенять практику антициклических мер, проводимых во Франции.
        Необходимо поэтапно сокращать применение права хозяйственного ведения по отношению к предприятиям, находящимся в государственной собственности. Дальнейшее существование в российской экономике указанного правового института ведет к замедлению структурной перестройки, необходимой для экономического роста, концентрации промышленного капитала, а также служит препятствием для интеграции предприятий. Подобное наблюдалось в Великобритании во времена Великого кризиса. Учитывая подобный плачевный опыт, следует проводить реорганизацию подобной формы предприятий.
        Основное направление  повышения эффективности взаимоотношений  органов исполнительной власти и руководителя унитарного предприятия заключается в совершенствовании контрактных отношений. Что, как можно видеть на примере США, где впервые и возник данный вид отношений, крайне успешно. Контракт с директором должен содержать условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения предприятия, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.