На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности проявления агрессии (конфликтов) у сотрудников

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 14. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


предмет Социальная психология 

ТЕМА: Особенности проявления агрессии (конфликтов)  у сотрудников 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Титульный лист 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

Введение……………………………………………….……..…………….….3
Глава 1. Общее понятие агрессии…….…………….………………..7
1.1 Понятие агрессии……………………………………………………………..7
1.2 Проявление агрессии………………………………………………………....9
1.3 Особенности проявления вербальной агрессии у мужчин и женщин……11
1.4 Агрессия на работе…………………………………………………………..17
Глава 2. Межличностные конфликты в организации………19
     2.1 Понятие и структура конфликта…..………………………………………..19
         2.2 Типы конфликтов и причины  их возникновения в организации…….…..23
2.3 Участники конфликта……………….…………………………………..…..25
2.4 Типы конфликтных сотрудников………………………………………..…29

2.5 Способы  разрешения конфликтных ситуаций  в организации…………....30

Заключение………………………………………………………………….34

Библиография…………………………………………………………….....37
Приложения……………………………………………………………….....39 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ   
     Актуальность проблемы. Несмотря на постоянное развитие психологической науки, появление множества новых психологических теорий и исследований, разрыв между теорией и практикой психологии остается неизменным. Исследователи формулируют выводы и строят концепции, делают более полным знание о человеке, в том числе - о его возможностях и способностях, однако, практическое использование имеющихся знаний, например, при обеспечении руководства в различных организациях, является проблематичным.
     Одной из интереснейших областей психологии, имеющей прикладное значение является конфликтология. Исследование особенностей возникновения агрессии и протекания конфликта, особенно внутри организации, имеет важное значение не только для развития психологической науки, но и для оптимизации деятельности той или иной организации. Ведь одной из главных функций управленцев и специалистов разного уровня является решение проблем через разрешение противоречий и конфликтов.
      В настоящее время в психологической  литературе имеется достаточно большое  количество работ, посвященных проблеме конфликтов. Несмотря на хорошо разработанные  методы разрешения конфликтов, следует  признать, что не существует единого универсального способа их урегулирования.
      Конфликтные ситуации возникают довольно часто  и могут переходить в серьезные  конфликты как между руководителями и подчиненными, так и между  самими подчиненными. Как показывает практика управления, часть конфликтов, относящихся к сфере производства, носит деловой характер и разрешается рациональным путем. Это подтверждается рядом исследователей (например, Гришиной Н.В). Но конфликты, носящие межличностный характер, в большинстве случаев остаются неразрешимыми. Это серьезно осложняет работу не только руководителей организации, но и самих работников.
     Данная  курсовая работа отвечает на запрос практики, ожидающей от психологической науки  решения проблем, связанных с  управлением и развитием организаций, путем углубления понимания различных аспектов социально-психологических процессов, происходящих в этих организациях.
     Предпосылки исследования проблемы и теоретическая  база исследования. Проявления агрессивности в общественно-социальной деятельности в отечественной и зарубежной науке на сегодняшний день исследованы не в полной мере. В данном курсовом исследовании обращается внимание на психологический аспект профессиональных деформаций, в частности - проявления феномена агрессивности в процессе профессиональной деятельности сотрудников.
     Ведущие российские психологи и педагоги Е.М. Борисова, JI.C. Выготский, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, С.Н. Чистякова  и др. указывали, что разработка методологических основ педагогики и психологии должна начинаться с анализа практической деятельности человека, так как именно в этой сфере проявляются главные закономерности личностного развития. Педагогическая антропология (по К.Д. Ушинскому) должна учитывать данные тех наук, в которых изучается «телесная или духовная природа человека».
     Взаимосвязи между личностно-субъектными и  профессиональными характеристиками исследуются в эргономике, педагогике, психологии труда и социологии труда. Отрицательные эффекты этих взаимосвязей отражают преимущественно психофизиологический аспект профессиональных заболеваний соматического характера (С.Г.Геллерштейн, В.П.Зинченко, А.А.Крылов, Б.Ф.Ломов, В.М.Мунипов, Б.М. Теплов, В.А. Ядов и др.).
     На  многочисленные и существенные связи  между содержанием определенной деятельности и типичными свойствами личности указано в работах, М.А. Дмитриевой, A.M. Зимичева, И.Л. Лущихиной, А.К. Осницкого, В.Ф.Пирожкова, А.А. Реана, Т .Г. Румянцевой, И.Е. Степановой, и др.
     Психолого-педагогический аспект профессиональных деформаций и  их влияние на человека в процессе трудовой деятельности исследуется в работах Р.М.Грановской, Э.Ф. Зеера, Т.М. Князевой, Л.Н. Корнеевой, А.К. Марковой, Н.И.Шаталовой, О.И. Шляхтиной и др.
     Многие  авторы отмечают, что деформации развиваются  преимущественно под влиянием продолжительности и условий труда, а также возраста.
     Проявления  агрессивности, как признака профессиональных деформаций в профессиональной деятельности, отмечены в научных работах и  публикациях А.В. Буданова, Л.М. Колодкина, Д.П. Котова, И.А. Кудрявцева, А.А.Купленского, B.C. Медведева, Б Д. Новикова, С.Е.Пиняевой, Н.А. Ратиновой и др.
     В зарубежной науке, подход к пониманию  агрессии долгое время определялся  как концепцией влечения (К. Лоренц, З.Фрейд, К. Юнг и др.), так и теориями рассматривающими агрессию, как последствия фрустрации (А. Басс, Л.Берковиц, А. Доллард, С. Розенцвейг и др.). Ряд ученых, исследуют агрессию с позиций теории социального научения (А.Бандура, Р. Бэрон, Д. Майерс, Д. Ричардсон, и др.).
     Проблема  исследования связана с востребованностью эффективных технологий профилактики и коррекции агрессивности сотрудников, но при этом недостаточно изучены факторы, детерминирующие агрессивность на разных этапах профессионального становления.
     Цель представленного исследования - установить психолого-педагогические факторы, детерминирующие проявления агрессивности в профессиональной деятельности сотрудников; определить направления проектирования психолого-педагогических технологий профилактики и коррекции агрессивных форм поведения у сотрудников.
     Объект  исследования - проявления агрессивности у сотрудников.
     Предмет исследования - факторы проявления агрессивности и конфликтов в организации.
     Задачи исследования:
1. Провести  анализ теоретических источников  и исследований по проблеме  проявлений агрессивности в деятельности.
2. Определить  общие психолого-педагогические  факторы, детерминирующие проявления  агрессивности. 
3. Выявить  особенности проявления агрессивности  в деятельности сотрудников. 
     Теоретической и методологической основой исследования является системный подход в изучении деятельности и личности (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, B.C. Леднев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).
     Положения о закономерностях и особенностях деформации личности в профессиональной деятельности представлены в работах Н.А. Алексеева, С.П. Безносова, В.Л. Васильева, Ю.М Забродина, Л.Н. Корнеевой, Ю.В.Чуфаровского и др.
     Частной методологией исследования определена концепция профессионального становления личности (А. А. Бодалев, Э.Ф.Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, А.К.Маркова, Л.М. Митина, В.Д.Шадриков, В.Д. Ширшов и др.).
     Структура курсовой. Настоящая работа выполнена на 38 страницах машинописного текста (без Приложений), содержит введение, две главы, разделенные на 9 параграфов, заключение, список использованной литературы из 51 наименования и 3-х Приложений. 
     Для написания данной курсовой работы были использованы учебная и научная  литература по данной тематике, данные Интернета, СМИ и другие исследования по данной  теме.   
 
 
 

Глава 1. Общее понятие  агрессии
1.1 Понятие агрессии
     Мы  живем в активном и агрессивном  мире. Каждый день приходится сталкиваться с теми или иными проявлениями агрессии,  взрослых особенно волнуют агрессивные поступки подрастающего поколения. Общество никогда не будет одобрять агрессивные действия населения, даже при наличии этого свойства в природе человека. Но, как известно, запретом, наказанием и чтением наставлений агрессивные действия не искоренить. Может стоить понять природу агрессии и научиться  управлять энергетическими возможностями данного свойства? 
     Термин  «агрессия» несет в себе такие понятия,  как  «нападение», «враждебность» и т. д., и он используется для обозначения перечисленных  действий, которые возникают вследствие страха или разочарования; желания вызвать страх у окружающих или обратить их в бегство; стремления добиться признания своих идей или осуществления собственных интересов.
     Агрессия  – это  один из механизмов психологической защиты. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Ее отсутствие приводит к пассивности, зависимости, неумению отстаивать свои интересы, отсутствию собственных идей и целей. Однако, ее чрезмерное развитие отражается на всем облике личности и характеризует человека как конфликтного, неспособного к сознательной кооперации с социумом.
     Сама  по себе агрессивность не делает человека сознательно опасным для общества, так как связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, и сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В нашем житейском сознании агрессивность представляется  в виде «злонамеренной активности», и никакой деструкции  в себе не несет.
       Здесь стоит оговориться, что  агрессивность – это свойство  личности, характеризующееся наличием как деструктивных (разрушительных), так и конструктивных (созидательных) тенденций.
     Исходя  из этого, агрессивные проявления можно  разделить на два типа: первый тип  – мотивационная (состояние возбуждения, которое побуждает организм к агрессивному действию) агрессия, как самоценность, и второй тип – инструментальная агрессия, как средство для достижения какой-то цели или следствие научения, а, возможно,  и подражания агрессивным действиям. Практических психологов интересует  агрессия мотивационная, как прямое проявление личностных особенностей с деструктивными тенденциями, проще говоря – агрессия психопатов.
   Существуют  несколько видов агрессивных реакций: 
    Прямая физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.
    Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (когда «подставляют»).
    Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
    Негативизм – оппозиционная манера в поведении, проявляющееся в виде или пассивного сопротивления, или активной борьбы против установленных обычаев и законов.
    Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные  обиды.
    Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к окружающим людям, убежденность в  их «нехороших»  намерениях.
    Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через визги, крики, угрозы, топания ногами, проклятия.
    Чувство вины – выражается в виде убеждения человека в  наличие у него отрицательных качеств, угрызений совести.
      Агрессия  может  быть направлена на себя (аутоагрессия) и на  внешнюю среду,  и если общество спокойно относится к аутоагрессии, то внешнюю агрессию оно никогда не примет.  

1.2 Проявление агрессии
     В повседневности проявления агрессии выражают различными терминами. Агрессия может быть как доброкачественной, подразумевающей такие свойства личности, как настойчивость, мужество, храбрость, амбиции, отвагу, так и злокачественной, характеризующей такие черты, как хамство, жестокость, насилие.
     Особой разновидностью агрессии является деструктивная агрессия или, попросту говоря, зло. Еще китайские философы дискутировали на тему подобного проявления агрессии. Некоторые склонялись к тому, что человек изначально имеет злую природу. Другие же считали, что человек рождается нейтральным по своей сути, а уже потом, под влиянием определенных способствующих факторов становится злым. Такими факторами могут быть: физические наказания, моральные унижения, запрет на эмоции.
     Согласно  исследователю Фромму, существует два вида проявления агрессии. Первый вид присущ как человеку, так и животным. Подразумевает заложенный генетически импульс к бегству или атаке в прямой зависимости от сложившейся ситуации, при угрозе жизни. Такая оборонительная агрессия необходима для выживания того или иного вида. Ей свойственно затухание при отсутствии видимой опасности.
     Второй  вид представляет собой деструктивную агрессию, которая практически отсутствует у животных и встречается лишь у человека. Она не несет в себе никаких генетических установок, никак не связана с биологическими основами выживания и не подразумевает под собой никакой определенной цели. Деструктивная агрессия связана с чувствами, эмоциями и страстями, которые находят отражение в человеческом характере. 
     Также особняком стоят проявления агрессии, называемые псевдоагрессией. Это и непреднамеренная агрессия, в частности, случайное ранение человека, и игровая, которая проявляется во всевозможных тренировках ловкости и быстроты реакции.
     Оборонительная  агрессия присуща всем живым существам и представляет собой фактор биологической адаптации. Изначально в мозгу животного заложена программа, которая мобилизует все импульсы при наличии угрозы жизненным факторам. Проявление агрессии происходит в случае ограничения доступа к еде, сексу, жизненному пространству, а также при угрозе потомству. Цель такой агрессии не разрушение, а сохранение жизни. У человека она проявляется не так выражено, как у животных, и обусловливается в основном моральными и религиозными мировоззрениями, а также воспитанием.
     Защиты  от любых проявлений агрессии не существует. Агрессия не возникает сама по себе, а, получив импульс, может обернуться против первого попавшегося человека. В большинстве случаев сильные  провоцируют агрессию у слабых, которые  «отрываются», в свою очередь, на более слабых, при этом проявляя садистское удовлетворение. Также агрессия может возвращаться тому, кто ее и вызвал. Например, если начальник явился провокатором агрессии, то возврат должен происходить именно ему, что, естественно, сложнее.
     Порой случается так, что проявление агрессии возникает по отношению к незнакомому  человеку. Агрессия откладывается в  самом человеке и ждет вступления в некий резонанс с внешним  фактором, обращая всю силу на него. Поэтому нет смысла избегать агрессии, ведь все равно рано или поздно она выплеснется на того или иного человека.
     Мужская и женская агрессия также проявляются  по-разному. Проявление агрессии у мужчин выглядит в совокупности как удар кулаком об стол, включая все вытекающие отсюда последствия. Женская же агрессия проявляется в виде бесконечных жалоб, пилений, недовольств, а также сплетен и умозаключений, не поддающихся никакой логике. Это тоже своеобразная агрессия, которая служит одной цели – перебросу на другого человека, в частности, на мужчину. Проявление вербальной гендерной агрессии рассмотрено в следующем параграфе.
1.3 Особенности проявления  вербальной агрессии  у мужчин и женщин
     Известно, что мужчины и женщины обладают различными вербальными способностями, что обусловлено строением мозга, гормональными факторами, а также рядом социальных причин. Также известно, что мужчина и женщина обладают различиями в эмоциональной сфере. Нас интересует область пересечения вербальных способностей и эмоциональной сферы как проблема вербального выражения агрессии мужчинами и женщинами.
     Агрессивность как свойство личности и агрессивное  поведение как форма проявления агрессии – различные явления.
     Агрессивность – это склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессия – это поведение человека в таких ситуациях.
     Существуют  определенные различия в агрессивности  мужчин и женщин, а также в том, в какой форме ими проявляется  агрессия. По данным одних исследований, агрессивность мужчин во всех возрастных группах выше, чем у женщин. На основе анализа ряда данных утверждается, что до 6 лет различий в агрессивности между мальчиками и девочками нет, они появляются в дальнейшем как последствия полоролевого воспитания.
     На  самом деле женщины склонны к  агрессии не меньше мужчин, но более выраженные эмпатия, тревожность и чувство вины не позволяют им открыто проявлять агрессию там, где мужчины себя не сдерживают. Женщинам свойственно больше сомневаться в своей правоте, но в случаях, когда они считают свои действия справедливыми, женщины не подавляют в себе проявления агрессии. Кроме того, женщинам в большей степени свойственна аутоагрессия (направленная на себя), а мужчинам – гетероагрессия (направленная на других).
     С обыденной точки зрения мужчины  воспринимаются более агрессивными, чем женщины, а женщины – более конфликтными, подозрительными, обидчивыми и вспыльчивыми, чем мужчины.
     Женщины более склонны к проявлению скрытых  форм враждебности, выраженных в пренебрежительном  обращении, игнорировании или обесценивании  социального статуса объекта агрессии1.
     С вопросом об агрессивности лиц разного  пола тесно связан вопрос о свободе  выражения эмоций этими лицами. Считается, что женщины свободнее мужчин проявляют свою эмоциональность, причем с возрастом эта разница увеличивается  за счет маскировки мужчинами своих эмоций в силу социальных норм и запретов. Ряд исследований показал, что женщинам свойственна большая экспрессивность, при этом женщины проявляют более эмоциональное поведение в чисто женских группах, чем в смешанных.
     Девушки и юноши стараются сильнее контролировать свои эмоции, когда общаются с представителями противоположного пола. Юноши стараются ограничить эмоции симпатии и эмпатии, а девушки – проявления агрессии. Отмечается, что женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины – гнева и злобы. Перечисленные различия имеют причины в воспитании и усваивании представителями разного пола социальных норм: то, что «прилично» женщине, «неприлично» для мужчин2.
     Предполагается, что мужчины больше женщин склонны шутить, подтрунивать, поддразнивать и получают большее удовольствие от шуток и анекдотов на агрессивные и сексуальные темы, в то время как женщинам больше нравится «бессмысленный», нетенденциальный юмор. Кроме того, сексуальные и агрессивные шутки чаще унижают женщин и выставляют их объектом насмешки – неудивительно, что женщинам они не нравятся.
     Было  выявлено, что женщины чаще мужчин используют юмор (например, смешные  случаи из жизни), чтобы добиться сближения  с партнером и установить контакт  в группе. Мужчины же чаще женщин используют грубые шутки, анекдоты агрессивного и сексистского содержания.
     В обыденном языке слово «агрессия» обозначает множество разнообразных  действий, которые нарушают физическую или психическую целостность  другого человека (или группы людей), наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противодействуют его интересам или же ведут к его уничтожению.
     Термины «речевая агрессия», «вербальная агрессия», «словесная агрессия» широко используются как в российской, так и в зарубежной научной литературе, однако феномен агрессии как объект изучения современного речеведения до сих пор остается мало исследованным, особенно на отечественном материале. Кроме того, ни одна из существующих научных концепций, объясняющих природу человеческой агрессии (этологическая, фрустрационная, бихевиористическая, психоаналитическая) не рассматривает вербальные проявления агрессии как самостоятельный предмет научного анализа3.
     Вербальная (речевая, словесная) агрессия – «это словесное выражение негативных чувств, эмоций, намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме»4. То есть вербальная агрессия является разновидностью враждебных действий словесного характера, причиняющих вред их адресату, в данном случае – моральный вред. Таким образом становится очевидным антисоциальный характер вербальной агрессии.
     Актуальность  исследования вербальной агрессии обусловлена  рядом тенденций, завоевывающих  современную сферу речевой практики, среди которых можно назвать  общее снижение уровня речевой культуры, инвективизицию и вульгаризацию речи, активное проникновение в нормативную речь жаргонных элементов различных сфер, ослабление строгости коммуникативных норм, сдерживавших вербальную агрессию.
     Следует отметить также, что в последние  годы возросло количество судебных исков по ст. 130 УК РФ – об оскорблении, т.е. унижении чести и достоинства, выраженном в неприличной форме [УК].
       Оскорбление является одной из  наиболее очевидных форм вербальной  агрессии (в ряду таких форм, как  угроза, насмешка, порицание (упрек, обвинение), жалоба, сплетня и т.д.5.
     В обыденном сознании рядовых носителей  языка не различаются оскорбление (намеренное нанесение сильной обиды  человеку) и обида (индивидуальная субъективная негативная эмоционально-психологическая  реакция человека на сообщение о нем негативной информации). В данном исследовании оскорбление понимается в лингвистическом, а не юридическом значении, т.е. как инвективу (от лат. «invectiva oratio» - «бранная речь»). К инвективной лексике относится лексика, употребление которой содержит намерение оскорбить или унизить адресата речи или третье лицо6. Таким образом, оскорбление можно определить как «любое слово или выражение, содержащее обидную характеристику адресата и заключить, что оскорбление реализует чаще всего явную и сильно выраженную вербальную агрессию, поскольку практически всегда оно воспринимается адресатом как однозначно негативное высказывание».
     При этом в образе говорящего доминирующими  являются признаки психологические (характер, темперамент, индивидуальные речевые навыки), социальные (коммуникативная среда, влияние различных субкультур) и семейные (стереотипы речевого поведения).
     В образе адресата определяющим выступает  чаще всего признак пола: женщин чаще оскорбляют словами, принадлежащими семантическим полям «легкомыслие», «неряшливость», «презрение», для мужчин наиболее обидными являются слова со значением «гомосексуалист». Структурная схема оскорбления такова: «Ты – Х».
     В вопросе о вербальном проявлении агрессии мужчинами и женщинами  нас интересуют три составляющих: 1) субъект и 2) объект агрессии как представители мужского или женского пола 3) форма выражения агрессии. В качестве материала для исследования были использованы заключения лингвистов-экспертов, написанные по уголовным делам в отношении лиц, привлеченных к ответственности по ст. 130 УК РФ. Данный материал был выбран по причине наличия в нем зафиксированного конфликта (под конфликтом понимается ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны; особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах) с указанием участников и установленным вербальным выражением агрессии говорящих по отношению друг к другу.
     В результате проведенного анализа конфликтных  ситуаций и вербального выражения  агрессии, имевшей место быть в  данных ситуациях, были выявлены следующие  особенности:
1) Ситуации, в которых участники конфликта  – лица разного пола, встречаются в полтора раза реже, чем ситуации, в которых участники конфликта одного пола. Это свидетельствует о том, что в ситуации общения с лицом противоположного пола человек в большей степени контролирует свою речевую деятельность, чем при общении с лицом своего пола.
2) В  ситуациях, когда объектом вербальной  агрессии является женщина, в  брани обязательно присутствует  грубая актуализация пола адресата, содержащая оценку с точки  зрения несоответствия гендерным  нормам, принятым в обществе (например, словами типа «шлюха», «проститутка», и т.п.), а также брань сексуального характера. В ситуациях, когда оба участника конфликта женщины, в брани в негативном ключе репрезентируются особенности внешности адресата («мартышка», «полумужичка», «волосатая» и т.п.).
3) В  ситуациях, когда оба участника  конфликта – женщины, нередки  случаи взаимного оскорбления  как защитной реакции на предшествующее  проявление агрессии.
4) В  ситуациях, когда оба участника  конфликта мужчины, объект агрессии  номинируется говорящим либо  с точки зрения несоответствия ожиданиям говорящего («трус», «проходимец», «аферист», «мелкий человек»), либо с точки зрения несоответствия гендерной норме гетеросексуальной ориентации. При этом норма ожиданий для мужчин, выраженная в показателях вербальной агрессии, является более высокой, чем норма ожиданий для женщин.
5) Мужчины,  выражая агрессию по отношению  к мужчине языковыми средствами, часто используют жаргонную лексику  («салага», «мусор», «легавый», «не  прыгай кочетом» и т.п.), что  свидетельствует, во-первых, о более частотном использовании жаргона мужчинами вообще, во-вторых, о стремлении вербально обособить гомогенные мужские группы с помощью использования жаргонных средств.
6) Особую  группу лексики, служащей для  вербализации агрессии, составляют зоосемантические номинации типа «коза», «козел», «мартышка», «корова», «кобыла», «слизняк» и т.п. Лексика данного типа в равной степени используется как по отношению к мужчинам, так и по отношению к женщинам. Наиболее часто к зоонимам прибегают женщины, высказываясь в адрес женщин, и мужчины высказываясь в адрес мужчин. Наиболее редкими являются ситуации, в которых мужчина использует зоонимы, высказываясь в адрес женщины, обычно в таких ситуациях используется слово «сука»7.
     Таким образом, был выявлен ряд особенностей речевого поведения мужчин и женщин в конфликтных ситуациях, а именно – способы вербального выражения агрессии по отношению к адресату своего или противоположного пола.
1.4 Агрессия на работе
     Агрессия  со стороны коллег, явная или скрытая, попадает в цель в 70% случаев. В зависимости от профессии и занимаемой человеком должности, формы и виды проявления недоброжелательности со стороны коллег, руководителей или подчиненных могут принимать самые разные формы.
     Опрос исследовательского центра SuperJob.ru, проведенный в 2010 году, выявил основные формы агрессии на работе. Участниками опроса стали 1800 россиян старше 18 лет. Результаты опроса: 70% россиян хотя бы однажды сталкивались с недоброжелательностью в коллективе. Женщины страдают немного чаще -- 71% -- по сравнению с мужчинами (69%). Негативное отношение зависит и от возраста: меньше всего достается самым молодым (до 23 лет).
     Финансовое  благополучие человека также оказалось  в прямой зависимости от неприязненного отношения со стороны коллег. Среди россиян с доходом до 15 тыс. рублей в месяц с такой проблемой сталкивались 65%, а среди тех, кто зарабатывает свыше 45 тыс. рублей, таких насчитывается уже 73%.
     Женщины чаще жалуются на такие сложности  взаимоотношений в женском коллективе, как зависть, сплетни за спиной и прочие присущие исключительно женским коллективам вещи.
     Жалобы  мужчин носят абсолютно другой характер. На первом месте накаленная атмосфера  и повышенная раздражительность  окружающих.
     Важнейшим фактором для мужчин является финансовая составляющая. По их мнению, маленькие зарплаты ведут к снижению самооценки, что автоматически делает окружающих более агрессивными.
     Кроме того, мужчины связывают агрессию в коллективе с общим отсутствием  воспитания, тем, что в нашей стране оскорбления и другие формы недоброжелательного отношения проходят безнаказанно, никто не ставит таких людей на место. 

     Самая распространенная форма нападок коллег -- словесные оскорбления, на них жаловались 84% из всех россиян, когда-либо сталкивавшихся с проблемами в коллективе. При этом, как ни странно, это задевает мужчин больше, чем женщин: 86% против 83%.
     На  втором месте физическая агрессия, которая является спецификой определенных мужских коллективов: мужчины встречаются с ней в пять раз чаще женщин. Данную форму негативного отношения опрошенные объясняют «спецификой мужского общения», финансовыми вопросами, а также конкретным видом выполняемых работ.
     А вот жертвами сексуальных домогательств на работе вдвое чаще становятся женщины: на данное проявление агрессии пожаловались 8% опрошенных. Они комментируют это как «нечто ужасное», тем не менее еще более ужасной они находят женскую зависть.
     Среди прочих негативных поступков чаще встречались  интриги, «подставы», бойкот, клевета, ложь и психологическое давление. Соленый чай, разбитая любимая чашка и даже просто бездействие тоже могут стать проявлением агрессии коллег.
     24% наших сограждан никогда не  сталкивались с агрессией в  рабочем коллективе. Особенно много  таких счастливчиков среди молодежи  до 23 лет (28%).
     Как показал опрос, нашим согражданам чаще приходится сталкиваться с агрессией со стороны сослуживцев (57%), нежели начальства (43%). Любопытно, что от руководителей чаще достается сильному полу, а женщинам -- от коллег.
     Последствия проявлений агрессии в рабочем коллективе зависят, как правило, от психологической устойчивости человека, попавшего в такую ситуацию. Большинство людей находят в себе силы, чтобы противостоять негативу. Сталкиваясь с оскорблениями снова и снова, работники вырабатывают некие средства психологической защиты, вместо того чтобы сменить работу.
Глава 2. Межличностные конфликты в организации
2.1 Понятие и структура  конфликта 

      В литературе по конфликтам можно выделить некоторые работы, в которых наиболее полно представлены подходы к  анализу конфликтов, с целью вмешательства. В них раскрываются:
      - аналитическая схема исследования  конфликтов8;
      - типология конфликтов9;
      - анализ развития конфликтов с  точки зрения формальной структуры  противоборствующих сторон10;
      - диагностика ситуации, в которой  конфликт является катализатором формирования организационной культуры11;
      - анализ ситуации с точки зрения  нарушения функционирования и  типов отношений в организации; 
      - социальная диагностика ситуации, с точки зрения иерархической  и многоуровневой организации  практического (включенного в деятельность) сознания конфликтующих сторон12.
      В этих работах применяются такие  понятия как «анализ», «диагностика», «социальная диагностика», «типология конфликтов», «аналитическая схема  исследования конфликтов». Выделим  существенные характеристики таких понятий как «анализ» и «диагностика».
      В социологических исследованиях  анализ представляет собой и является фрагментом социальной реальности. Поэтому  дефиниция (определение) термина анализ в социологии возможна только тогда, когда термин используется в определенных словосочетаниях. Наиболее общей характеристикой анализа является расчленение объекта на элементы.
      Если  мы обратимся к социальным объектам, то здесь анализ связан непосредственно  с синтезом и выполняет первичную  функцию.
      Под синтезом имеется в виду соединение элементов в целое. Представление  о целостности является необходимым  условием для осуществления синтеза  элементов, полученных при анализе. В данном случае анализ выполняет  определенную задачу и не нуждается  в синтезе.
      В теоретическом плане анализ предшествует синтезу, так как в синтезе  могут быть раскрыты многообразные  связи и отношения между социальными  элементами.
      Понятие диагностика, как способность распознавать методы, направленные на «схватывание» целостности, диагностика неразрывно связана с анализом и синтезом.
      В конфликтологии, особенно с точки  зрения практики, введение понятия  диагностика конфликта, требует  одновременно и ведения представления  о целостности конфликта, как  социального феномена.
      В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом сил, мнений, сторон, интересов, целей и различных представлений о способе их достижения.13 При анализе конфликта в организации необходимо вскрыть истинные мотивы поведения участников конфликта, понять их интересы и цели, найти способы сделать конфликт управляемым, свести к минимуму его отрицательные последствия.
      В социальной психологии обычно выделяют несколько основных типов конфликтов в организации в зависимости от различных критериев их оценки. Так, возможен межличностный конфликт (трения между сотрудниками, противостояние руководителя и подчиненного и т.д.), а также конфликты между личностью и организацией, между группами внутри организации, между различными организациями (рис.1. Приложение 1).
      Некоторые исследователи выделяют следующие  виды конфликтов, которые наиболее часто проявляются в организации14:
      Первый - между работодателями и служащими.
      Второй - между подразделениями крупных  организаций.
      Третий - межличностные конфликты.
      Четвертый - межэтнические конфликты.
      Есть  авторы15, которые рассматривают сущность конфликта с правовой точки зрения и относят социально-трудовые конфликты к области юридической конфликтологии. Такое отнесение базируется на широком смысле юридического (юридически оформленного) конфликта. Они понимают под конфликтом любой конфликт, в котором спор так или иначе связан с правовыми отношениями сторон, а сам конфликт влечет юридические последствия16.
      Сторонами социально-трудовых конфликтов являются работники и работодатели17, то есть полноправные субъекты правоотношений. В то же время, мотивация поведения сторон конфликта связана с элементами правового регулирования социально-трудовых отношений.
      В социальной психологии конфликты различают по воздействию на развитие организации и по способу их разрешения. Выделяются конструктивные и деструктивные конфликты.
      Первые  протекают чаще всего в сфере  организационно-производственных интересов  и затрагивают принципиальные стороны  и проблемы развития организации, решение которых выводит организацию на новый уровень развития, увеличивает степень ее эффективности.
      Деструктивные конфликты затрагивают чаще всего  сферу межличностных отношений  и приводят к негативным, разрушительным последствиям, имея тенденцию к перерастанию в затяжные межличностные противостояния, взаимную неприязнь и вражду.
      Межличностный тип конфликта, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю.
      Межличностный конфликт может также проявляться  и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.
      Каждая  из участвующих в конфликте сторон делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое, поэтому конфликт ассоциируется с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, напряжением и другими эмоционально-негативными явлениями.
      Схематично  межличностный конфликт можно изобразить следующим образом (рис.2 Приложение 1).
      Таким образом,  можно сказать, что межличностные конфликты относятся к одному из самых тяжелых, разрушающих социально-психологический климат коллектива, видов конфликтов.
      Конфликты могут выполнять функции как  позитивные, так и негативные (табл. 1.Приложение 2)18. 
 
 

      2.2 Типы конфликтов  и причины их возникновения в организации 

      Существует  многовариантная типология конфликта  в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Выделяют: внутриличностные, межличностные, конфликт между личностью и группой, межгрупповой, антагонистические, компромиссные, открытые и скрытые конфликты.

      Внутриличностные  конфликты представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости  работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

      Межличностный конфликт самый распространённый тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего, это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее руководство выделить эти ресурсы ему, а не другому руководителю.

      Конфликт между личностью и группой. Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы. Например, обсуждая на собрании  пути увеличения объема продаж, большинство будет считать, что этого можно добиться путем снижения цены. А кто-то один будет убежден, что такая тактика приведёт к уменьшению прибыли. Хотя этот человек, мнение которого отличается от мнения группы, может принимать близко к сердцу интересы компании, его все равно можно рассматривать как источник конфликта.

      Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества формальных и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникнуть конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности. Яркий пример межгруппового конфликта - конфликт между  профсоюзом и администрацией.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.