На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Прогнозирование и его методы

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  науки и образования Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Владимирский государственный университет
Имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Кафедра «Экономика и управление  инвестициями и инновациями» 
 
 
 
 

Реферат
по дисциплине
«Менеджмент»
на тему:
«Прогнозирование и его методы» 
 
 

Выполнила:
Ст.гр.ЗЭУСв-110
       Ю.И. Садова
Принял:
доц. Фраймович  Д.Ю. 
 
 
 
 
 

Владимир 2011
     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...…..3
1. Прогнозирование  и виды прогнозов…………………………………………….5
2. Методы  прогнозирования………………………………………………………..11
3. Статистическое  прогнозирование ……………………………………………....14
4. Прогнозирование  на основе сезонных колебаний……………………………. 15
5. Экспертное  прогнозирование ………………………………………………...…16
Заключение………………………………………………………………………..….34
Список  литературы………………………………………………………………….35

Введение

 
     В народе говорят, что мудрость – это умение предвидеть будущие последствия происходящих в данный момент действий и умение руководить ими. Другими словами, мудрость – это обращение в будущее, то есть человек знающий пытается влиять на будущее. Особенно это важно в экономике.
     Для того чтобы управлять будущим, человечество создало определенные механизмы, которые  в экономической науке называются прогнозирование, макроэкономическое планирование и экономическое программирование.
     Прогнозирование – это получение информации о будущем; это предвидение, которое делится на научное и ненаучное (интуитивное, каждодневное и религиозное – псевдопредвидение).
     Научное предвидение базируется на знаниях закономерностей развития природы, общества и мышления; интуитивное – на так называемом жизненном опыте, связанными с аналогиями, приметами и т. д.; религиозное предвидение ещё называют пророчеством, то есть верой в надприродные силы, предрассудки и др.
     Прогнозирование – это предвидение, которое базируется на специальном научном исследовании. Какие же бывают прогнозы? Поисковый – это определение возможного положения явления в будущем; нормативный – определение путей и сроков достижения возможного положения явления, которое принято за цель. Целевой прогноз отвечает на вопрос: что именно желательно и почему? Программный прогноз отвечает на вопрос: что конкретно необходимо сделать, чтобы достичь желаемого?
     За отрезком времени, на который они рассчитаны, различают краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и длительносрочные (за пределами долгосрочных) прогнозы.
     Понятие срока относительно – например, в некоторых научно-технических прогнозах период может измеряться днями (в бурении газовых скважина), а собственно говоря, в геологии – миллионами лет. В сфере политики диапазон между кратко- и долгосрочностью сужается к ближайшему десятилетию, а в городостроение – на целые столетия.
     Основные  сферы прогнозирования – гидрометеорология, геология, медицина, география, экология, наука и техника, экономика и социология и др.
     Прогнозирование имеет два конкретных аспекта: предсказывать  и предвидеть. В зависимости от того, какой результат необходимо получить или, что необходимо спрогнозировать, преимущество предоставляется то одному, то другому аспекту.
     Прогнозирование необходимо, потому что будущее необычно и эффект многих решений, принимаемых  сегодня, на протяжении определённого  времени не ощущаются. Поэтому точное предвидение будущего повышает эффективность процесса принятия решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Прогнозирование  и виды прогнозов 

     Прогнозирование (греч. Prognosis - знание наперед) - это род предвидения (предсказания), поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Предсказание «предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования, к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств». В широком плане как научное прогнозирование, так и предчувствие и предугадывание входят в понятие “прогнозирование деятельности предприятия».
     Прогноз – это поиск реального и экономически оправданного решения. Прогнозирование определяет процессы, которые необходимо учитывать в будущем периоде, и позволяет обосновывать методы активного воздействия на них.
     Основными, или базисными, понятиями  прогностики являются:
     Вариант прогноза – один из прогнозов, составляющих группу возможных прогнозов объекта прогнозирования.
     Метод прогнозирования – способ исследования объекта прогнозирования направленный на разработку прогноза.
     Методика  прогнозирования – совокупность методов и правил разработки прогнозов конкретных объектов.
     Объект  прогнозирования – процессы, явления и события, на которые направлена деятельность субъекта прогнозирования. В зависимости от:
      природы объекта различают:
        социальные;
        научно-технические;
        экономические;
        экологические;
      возможности воздействия на него субъекта прогнозирования:
        управляемые;
        неуправляемые.
     Потребитель прогноза – организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, использующее результаты прогнозов, а также в ряде случаев формулирующее задание на прогноз. Иногда потребитель может выступать в качестве заказчика.
     Приём прогнозирования – одна или несколько математических или логических и других операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза (например: а) вычисление средневзвешенного значения оценок эксперта; б) определение компетентности эксперта; в) сглаживание и выравнивание динамического ряда и т.д.).
     Прогнозная  модель – модель объекта прогнозирования, исследование которой позволяет получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и/или путях и сроках их осуществления. Прогнозная модель в виде графика называется “граф-моделью объекта прогнозирования” или “граф-моделью”.
     Прогнозный  фон – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий (факторов). Существенных для решения задачи прогноза.
     Система прогнозирования – система методов прогнозирования и средств их реализации, функционирующая в соответствии с основными принципами прогнозирования.
     Средствами  реализации являются экспертная группа, организационные мероприятия, технические средства и т.д. Системы прогнозирования могут быть автоматизированными и неавтоматизированными и разрабатываться на различных уровнях управления.
     Субъект прогнозирования – организация, предприятие, учреждение или отдельное лицо, разрабатывающее данный прогноз.
     Этап  прогнозирования – часть процесса разработки прогнозов, характеризующаяся своими задачами, методами и результатами. Деление на этапы связано со спецификой построения систематизированного описания объекта прогнозирования. Сбором данных прогнозного фона, с построением поисковой и нормативной моделей, верификацией прогноза. Особое место занимает прогнозная ориентация, предшествующая операциям собственного прогнозирования, а также разработка рекомендаций для целеполагания, программирования, планирования, проектирования, т.е. для управления на основе данных, полученных в результате прогнозирования.
     Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии объекта (в частности предприятия) и его среды в будущий период времени.
     Выделяются  различные признаки классификации  прогнозов. Мы воспользуемся подходом, разработанным в Финансовой академии при Правительстве РФ и на его основе составим следующую классификационную таблицу.
     Таблица 1
     Виды  прогнозов 
Признаки  классификации прогнозов Виды прогнозов
Временной охват (горизонт прогнозирования) краткосрочные, среднесрочные,
долгосрочные
Типы  прогнозирования поисковые, нормативные,
основанные  на творческом видении
Степень вероятности будущих событий вариантные, инвариантные
Способ  представления результатов прогноза точечные, интервальные
 
     Для конкретных прогнозов могут применяться  и другие признаки классификации прогнозов. Например, для прогноза рыночной конъюнктуры важно выделить такой признак, как охват объектов исследования - в зависимости от него прогноз может быть глобальным, региональным, локальным (системным). Иначе говоря, он может охватывать весь рынок страны или ограничиваться рынком определенного региона, он может также охватывать локальный рынок отдельного предприятия. Он может рассматривать рыночную ситуацию в целом или же его предметом будет рынок отдельного товара.
     Ниже  дана характеристика каждого из перечисленных в табл.1 видов прогнозов.
     В зависимости от горизонта прогнозирования  прогноз может разрабатываться  на очень короткий период времени - до месяца (например, недельные и  месячные прогнозы объемов продаж, движения наличности), на год, а также на 2-3 года (среднесрочный прогноз), 5 и более лет (долгосрочный прогноз).
     Долгосрочные  прогнозы называют также перспективными. Нередко пятилетние прогнозы относят к среднесрочным.
     По  типам прогнозирования выделяют поисковые, нормативные и основанные на творческом видении прогнозы.
     Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему: прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее.
     Существуют два вида поискового прогнозирования:
     экстраполятивное (традиционное),
     альтернативное (новаторское).
     Экстраполятивный  подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Для составления такого прогноза необходимо вначале оценить прошлые показатели деятельности предприятия и тенденции их развития (тренды), затем перенести эти тенденции в будущее.
     Экстраполятивный  подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирования.
     Альтернативный  подход базируется на том, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, вследствие чего: развитие предприятия происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто; существует определенное число вариантов будущего развития предприятия.
     Исходя  из этого, в рамках альтернативного  подхода:
      во-первых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития предприятия - гладкий и скачкообразный, создавая синтетическую картину будущего;
      во-вторых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. При этом каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего.
     Альтернативный  подход сравнительно молод (стал широко применяться в 80-е годы) и в  настоящее время быстро распространяется в практике внутрифирменного планирования.
     Оба вида поискового прогнозирования опираются как на количественные, так и на качественные методы прогнозирования.
     Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование предполагает:
      во-первых, определение общих целей и стратегических ориентиров предприятия на будущий период;
      во-вторых, оценку развития предприятия, исходя из этих целей.
     Нормативное прогнозирование применяется чаще всего тогда, когда предприятие  не располагает необходимыми историческими  данными. В силу этого оно опирается  на качественные методы исследования и, как и экстраполятивное, является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды предприятия.
     Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, - использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию.
     Прогнозы  такого рода часто имеют формы  “утопий” или “антиутопий” - литературных описаний вымышленного будущего. Несмотря на кажущуюся отдаленность от мира экономики, подобные произведения являются хорошим дополнением к сухому количественному прогнозу.
     Данный  вид прогнозирования может использоваться для непосредственного предсказания будущих результатов деятельности предприятия.
     В зависимости от степени вероятности  будущих событий прогнозы делятся  на вариантные и инвариантные.
     Инвариантный  прогноз предполагает только один вариант развития будущих событий. Он возможен в условиях высокой степени определенности будущей среды. Как правило, такой прогноз базируется на экстраполятивном подходе (простом продолжении сложившейся тенденции и в будущем).
     Вариантный  прогноз основывается на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития.
     Каждый  из вариантов развития учитывает  специфическое состояние будущей  среды предприятия и, исходя из этого, определяет основные параметры данного  бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния предприятия называют сценарием.
     По  способу представления результатов  прогнозы делятся на точечные и интервальные.
     Точечный  прогноз исходит из того, что данный вариант развития включает единственное значение прогнозируемого показателя, например, среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастет на 5%.
     Интервальный  прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предполагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя, например: среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастет на 5-8%.
     2. Методы прогнозирования 

     Для понимания сущности данного вопроса  необходимо предварительно дать определения  некоторых понятий, в частности, таких, как: метод, методика, методология.
     В широком смысле слова – метод (гр. methodos) - это: 1) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием или система приемов в какой-либо деятельности.
     Применительно к экономической науке и практике - метод - это: 1) система правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей природы, общества и мышления; 2) путь, способ достижения определенных результатов в познании и практике; 3) прием теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь, исходящий из знания закономерностей развития объективной действительности и исследуемого предмета, явления, процесса.
     Методика  - это: 1) совокупность методов, приемов практического выполнения чего-либо; 2) учение о методах преподавания той или иной науки.
     Применительно к прогнозированию в качестве примеров (первый подход) можно привести следующие: методика прогнозирования спроса, продаж, методика прогнозирования финансового состояния предприятия и др.
     Методология - это: 1) учение о методе; 2) основные принципы или совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке.
     Единого, универсального, метода прогнозирования  не существует. В связи с огромным разнообразием прогнозируемых ситуаций имеется и большое разнообразие методов прогнозирования (свыше 150). На рис. 1 представлен один из вариантов классификации методов прогнозирования, основанной на индуктивном и дедуктивном подходах.
     Из  рис.1 видно, что вся совокупность методов прогнозирования может  быть представлена двумя группами –  в зависимости от степени их однородности:
     простые методы;
     комплексные методы.
     Группа  простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ и др.).
     Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, система “Паттерн” и др.).
     Кроме того все методы прогнозирования  поделены еще на три класса:
     фактографические  методы;
     экспертные  методы;
     комбинированные методы.
     В основу их выделения положен характер информации, на базе которой составляется прогноз:
     1) фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;
     
     2) экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов;
     3) комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.
     В свою очередь, каждый из перечисленных  классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:
     статистических (параметрических) методов, опережающих методов.
     Группа  статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический метод и др.
     Группа  опережающих методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.
     Среди экспертных методов выделяют группы по следующим признакам:
     по  количеству привлеченных экспертов;
     по наличию аналитической обработки данных экспертизы (табл. 2).
     Таблица 2
     Классификация экспертных методов  прогнозирования 
Вид экспертизы Вид обработки  мнений
без аналитической обработки с аналитической  обработкой
Индивидуальная Интервью Экспертные Генерация идей Построение  сценария Метод “дерева  целей” Матричный метод Морфоло-гический анализ
Коллективная Метод “мозгового штурма” Метод коллективных экспертных оценок Метод “Дельфи”
     3. Статистическое прогнозирование 

     Для рассмотрения выделим следующие  методы статистического прогнозирования:
     Экстраполяция по скользящей средней - может применяться для целей краткосрочного прогнозирования.
     Необходимость применения скользящей средней вызывается следующими обстоятельствами. Бывают случаи, когда имеющиеся данные динамического ряда не позволяют обнаруживать какую-либо тенденцию развития (тренд) того или иного процесса (из-за случайных и периодических колебаний исходных данных). В таких случаях для лучшего выявления тенденции прибегают к методу скользящей средней.
     Метод скользящей средней состоит в  замене фактических уровней динамического  ряда расчетными, имеющими значительно  меньшую колеблемость, чем исходные данные. При этом средняя рассчитывается по группам данных за определенный интервал времени, причем каждая последующая группа образуется со сдвигом на один год (месяц). В результате подобной операции первоначальные колебания динамического ряда сглаживаются, поэтому и операция называется сглаживанием рядов динамики (основная тенденция развития выражается при этом уже в виде некоторой плавной линии).
     Метод скользящей средней называется так  потому, что при вычислении средние  как бы скользят от одного периода  к другому; с каждым новым шагом  средняя как бы обновляется, впитывая в себя новую информацию о фактически реализуемом процессе.  
 
 
 
 

     4. Прогнозирование  на основе сезонных  колебаний 

     Одним из статистических методов прогнозирования  является расчет прогнозов на основе сезонных колебаний уровней динамического  ряда. При этом под сезонными колебаниями  понимаются такие изменения уровня динамического ряда, которые вызываются влияниями времени года. Проявляются они с различной интенсивностью во всех сферах жизни общества: производстве, обращении и потреблении. Их роль очень велика в агропромышленном комплексе, в торговле многими товарами, в строительстве, на транспорте, в заболеваемости и др. Сезонные колебания строго цикличны – повторяются через каждый год, хотя сама длительность времен года имеет колебания. Для изучения сезонных колебаний необходимо иметь уровни за каждый квартал, а лучше за каждый месяц, иногда даже за декады, хотя декадные уровни могут уже сильно исказиться мелкомасштабной случайной колеблемостью.
     Методика  статистического прогноза по сезонным колебаниям основана на их экстраполяции, т.е. на предположении, что параметры сезонных колебаний сохраняются до прогнозируемого периода. Для измерения сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности (Is).
     В общем виде индексы сезонности определяются отношением исходных (эмпирических) уровней  ряда динамики yi, к теоретическим (расчетным) уровням yti, выступающим в качестве базы сравнения:
     Isi = yi : yti
     Именно  в результате того, что в приведенной  выше формуле измерение сезонных колебаний производится на базе соответствующих  теоретических уровней тренда yti, в исчисляемых при этом индивидуальных индексах сезонности влияние основной тенденции развития элиминируется (устраняется). И поскольку на сезонные колебания могут накладываться случайные отклонения, для их устранения производится усреднение индивидуальных индексов одноименных внутригодовых периодов анализируемого ряда динамики.
 

5. Экспертное прогнозирование 

     Экспертные  методы прогнозирования применяются, как правило, в случаях, когда  отсутствуют какие-либо статистические данные, на которых мог бы базироваться количественный прогноз, как, например, в случае, когда предприятие собирается выпустить на рынок совершенно новый продукт.
     Но  даже когда статистическая информация имеется, при использовании ее для  прогнозирования могут возникнуть трудности, которые можно разделить на четыре группы:
      исходная статистическая информация зачастую бывает недостоверной. Однако даже при наличии достоверных данных о прошлом, они не всегда могут служить надежной базой для принятия плановых решений, направленных в будущее;
      некоторая часть информации, необходимой для выбора наилучшего варианта планового решения, имеет качественный характер и не поддается количественным измерениям (например, невозможно разработать формулу для прогнозирования (оценки) поведения людей в той или иной ситуации, в производственном коллективе);
      в момент принятия решения необходимая статистическая информация отсутствует, а ее получение требует времени или средств;
      существует большая группа факторов, которые будут влиять на реализацию планов, но при подготовке плановых решений их нельзя точно предсказать.
     Для применения статистических методов  прогнозирования необходимо проводить  исследовательскую работу и пользоваться услугами квалифицированных статистиков - и то и другое может дорого стоить.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.