На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа История социальной работы с молодежью

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Федеральное агентство по образованию
Псковский государственный  педагогический университет им. С.М.Кирова
 
 
Кафедра социальной работы и 
связей с общественностью
 
Курсовая  работа
История социальной работы с молодежью в сфере
занятости.
 
                                              
                                     Выполнил  студент 2-го курса
                                                 факультета социальных технологий
                                                                   отделения « Социальная работа»
                                                                  Манихин Антон Ефимович 
 
                                                                     Научный руководитель:
                                                                     доцент  кафедры социальной работы
                                                                      и связей с общественностью,
                                                                      кандидат педагогических наук,
                                                                             Смирнова Надежда Анатольевна
                    
 
 
 
 
 
 
 
 
Псков, 2009г.
 
 
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
 
Глава 1. История  социальной работы с молодежью в сфере занятости
1.1. Понятийный аппарат исследования ……………………………………….7
1.2.История становления и развития социальной помощи  молодежи  от  древнейших времен до конца 19 в……………………………..……………….10
1.3. Социальная политика и социальная работа с молодежью в советский
период ……………………………………………………………………………20
1.4.Социальная работа  с молодежью за рубежом  в сфере занятости…………………………………………………………… …………………..23
Выводы по главе 1………………………………………………………………26
Глава 2. Аналитическая характеристика предполагаемой базы
эмпирического исследования (исторический аспект)………………………...27
Выводы по главе 2……………………………………………………………....32
Заключение……………………………………………………………………...33
Список литературы……………………………………………………………..34
Приложения…………………………………………………………. …………36
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Актуальность исследования.
Переход России к рыночным отношениям существенно изменил  социально-трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возникновению безработицы. Возникает ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмотрение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление специфики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно с молодежью.
 
Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они — будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом определяет политическую, экономическую и социальную структуру общества. Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.
С политической точки зрения, еще в 2000г. была охарактеризована ситуация в молодежной среде в последние два года ХХв., обращено внимание на важность использования потенциалов молодого поколения как стратегического ресурса развития общества. Согласно указу Президента России Государственный комитет РФ по делам молодежи был обязан предоставлять Правительству страны доклады о положении молодежи, социально-демографических тенденциях и направлениях социального развития молодого поколения [2,c. 76-77]
Рынок труда молодежи является особым социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости. Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности. В условиях рыночных отношений проблема занятости молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности в профессиональной сфере удается далеко не каждому. Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии.
Уже сейчас почти 80% молодых  людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно привести к положительным результатам, так как у подростка вырабатывается установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование, что изначально предполагает низкий уровень квалификации. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном работодатели не заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в сфере услуг и предпринимательстве; ощущается нехватка квалифицированных молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить вопросы кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу "теневой" экономики, что может привести к деградации трудового потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии страны.
Особенность положения молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов:
1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой деятельности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то, что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.
2. Необоснованное представление молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей профессии, а в дальнейшем — в определении перспектив собственного трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации па рынке труда, информация, о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения.
3. Падение престижа производительного труда для значительной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значительной материальной выгоды. Все это, конечно, не может способствовать подъему экономики страны.
Анализ наиболее востребованных вакансий для молодежи показал, что существует большой спрос на людей, готовых работать в области продаж, на втором месте стоят разнообразные предложения о работе в сфере информационных технологий, далее — необходимы молодые специалисты с экономическим образованием. Другие наиболее часто встречающиеся типы вакансий, предлагаемых молодым специалистам, — это все, что связано с бухгалтерией, должностями секретарей, администраторов. Есть спрос на людей с техническим образованием. Для рынка труда молодежи характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не имеет опыта трудовой деятельности. Сегодня еще нельзя говорить о высоком уровне психологической адаптации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о характере спроса на рынке труда.
Таким образом, сложившаяся  ситуация на российском молодежном рынке  труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости [3,c. 65-70].
Цель исследования.
Изучение истории становления социальной работы с молодежью, выявление закономерностей, особенностей развития моделей социальной помощи в России на определенных исторических этапах, выявление особенностей исторического становления социальной защиты молодежи за рубежом, сравнительная характеристика развития социальной работы в России и за рубежом.
Объект исследования.
Социальная работа с молодежью, основная цель учреждений социальной защиты.
Предмет исследования.
История становления социальной работы с молодежью в сфере занятости.
В соответствии с целью  исследования  поставлены следующие  задачи работы:
1. Изучение и критическое  осмысление литературы по проблеме  исследования.
2. Определение понятийного  аппарата исследования.
3. Выявление исторических  периодов и особенностей становления  видов социальной защиты  на  территории России.
4. Выявление особенностей  исторического становления социальной  защиты за рубежом.
5. Провести сравнительную  характеристику развития социальной  работы в России и за рубежом.
6. Представить и описать  материалы предполагаемой базы  эмпирического исследования.
6 Определение выводов  исследования.
7. Графическое оформление  результатов исследования.
 
 
 
Глава 1. История  социальной работы с молодежью в сфере занятости
 
1.1.    Понятийный  аппарат исследования
Молодежь - в Древнем Китае, например, к данной возрастной категории принадлежали лица в возрасте до 20 лет, затем следовал период вступления в брак — до 30 лет. В классификации возрастов жизни по Пифагору молодость обозначена как "лето жизни" — от 20 до 40 лет; Гиппократ к молодости относил периоды с 14 до 21 года и с 21 года до 28 лет. Международным симпозиумом по возрастной периодизации Москва, 1965) юношеский возраст определен с 17 до 21 года для юношей и с 16 до 20 лет для девушек, первый период среднего возраста — с 22 до 35 лет для мужчин и с 21 до 35 лет для женщин. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д [2,c. 72].
Выходящие на рынок труда  молодые люди (14-30 лет) различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам. В данной социальной группе можно выделить, по меньшей мере, три подгруппы, каждая из которых имеет свои специфические черты.
1-я категория — молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и ссузов. Именно в этот период человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач этого периода является выбор будущей профессии. В основном она не вовлечена в трудовую деятельность.
2-я категория — молодые люди 18-24 лет, завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее конкурентоспособна. Трудоустройству мешают уровень и качество полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и определение его жизненного пути.
3-я категория — в возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).
Государственная молодежная политика - деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Длинное детство – феномен индустриальной культуры, состоящий в значительном расширении временного периода, признаваемого обществом, в качестве предназначенного для освоения молодежью «взрослых» ролей.
Ювенология - представляет собой не самостоятельное знание, а комплексное, системное, интеграционное знание, базирующееся на достижениях и открытиях множества наук о человеке. Объектом исследования ювенология являются и отдельный человек, вышедший из детского возраста, но не вошедший еще в зрелый, и непосредственно молодежь как социальная общность. Предметом ювенологии являются процесс формирования физически, психоэмоционально и социально зрелого человека, а также процессы, происходящие с молодежью как социально-демографической группой, находящейся в состоянии перехода от социально незрелого детского возраста к социальной, экономической и гражданской зрелости.
Единая государственная  ювенальная  политика – приоритетная составляющая социально-экономической политики государства и основа (база) политики человеческих ресурсов РФ. Концепция единой государственной  ювенальной  политики координирует законодательные, организационные и финансовые усилия федеральных, региональных и муниципальных органов власти в отношении детей и молодежи.
В широком смысле она представляет собой систему законодательных  и нормативных актов, организационных  мероприятий и мер по установлению и поддержанию определенного социального статуса молодежи. В узком смысле – это специфическая деятельность федеральных, региональных и муниципальных органов власти, направленная на поддержание нормативного жизнеобеспечения детей, подростков и молодежи в современном обществе.
Эффективность проводимой государством  ювенальной  политики определяет качество подрастающего поколения, степень его соответствия необходимым стандартам для реализации стратегии развития страны.
Социальная инженерия – это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на    целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним, или – комплексный подход к изучению и изменению социальной реальности, основанный на использовании инженерного подхода и наукоемких технологий.
Ресоциализация (лат. re (повторное, возобновляемое действие) + лат. socialis (общественный), англ. resocialization, нем. Resozialisierung) — это повторная социализация, которая происходит на протяжении всей жизни индивида. Ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни.
 
Таким образом, анализ и синтез материалов исследования позволяет  сделать следующие выводы:
    Возрастные рамки и понятие термина «молодежь» варьируются в зависимости от рассматриваемого времени (эпоха, век, год), и места (государство, регион).
    Данная социальная группа - молодежь, имеет свои подгруппы обладающие своими специфическими чертами. Количество подгрупп определяется социальной обстановкой в данном государстве, в данный период времени.
    Эффективность проводимой ювенальной  политики определяет качество подрастающего поколения, степень его соответствия необходимым стандартам для реализации стратегии развития страны.
    Понятийный аппарат исследования включает широкий спектр терминов из разных научных и общественных областей познания – социологи, антропология, социальная работа, история социальной работы и т.д.
 
 
 
1.2.    История становления и развития социальной помощи                          молодежи  от  древнейших времен до конца 19 в
Периодизация истории  социальной работы за рубежом и в  России. Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства, процессом, лежащим в основе данной исторической матрицы, определяя предметную специфику исторического познания. Процесс, лежащий в основе различных моделей поддержки и защиты одних слоев общества другим, как нам представляется, — это процесс помощи и взаимопомощи в культурно-исторической общности. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи. Итак, в современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом [13,c. 15]:
1. Архаический  период благотворительности (до образования в конце III тыс. – первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств). Зарождение первых представлений о помощи  и взаимопомощи происходит  на стадии родового общества, когда в родовой общине складываются механизмы  реципрокации  и редистрибуции.  Первые из них связаны с дарообменом,  помощью в бытовой и хозяйственных сферах.  Вторые – с распределением излишков продуктов.  Уже на этой стадии происходит оформление субъектов помощи, идеологии, а также принципов,  регулирующих  связи дарообмена и поддержки между субъектами родового пространства.
II. Филантропический  период (приблизительно до V вв. н. э.). В переводе с греческого это слово означает любовь к людям.  Первоначально в Vв. до н.э.  семантическое значение этого слова было связано с представлениями о божественной благосклонности,  но уже в IVв. до н.э. с этим словом было связано благожелательное отношение к любому индивиду. Платон и Аристотель рассматривали благотворительность  в контексте общественной пользы, полагая, что данная деятельность является прерогативой государства, а не отдельного частного служения.
III. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.). Дальнейшее развитие теории и практики благотворительности и общественной помощи  происходит под непосредственным  руководством Римской католической церкви, вплоть до Реформации в Западной Европе.
IV. Период государственной  благотворительности (до рубежа Х1Х-ХХ вв.). К XVIIв. Церковь утратила свою позицию единственного благотворителя, западно-европейский мир вернулся к идеям Аристотеля и Платона. Гражданское общество берет на себя обязанности  по оказанию помощи всем нуждающимся, идеология христианского милосердия была заменена идеями социальной инженерии, хотя церковно-христианская благотворительность  как институт поддержки еще продолжает свою деятельность. Такой переход от церковной к государственной благотворительности был вызван следующими причинами:
- банкротством средневековой бесконтрольной системы раздачи милостыни, приведший к образованию профессионального нищенства;
- усложнением социальной  организации общества;
- переходом от натурального  хозяйства к денежному;
V. Период социальной  работы (продолжающий настоящее время). В законодательстве разных стран появляются указания на то, что общество несет ответственность не только за нуждающихся в призрении (вдов, детей, сирот, престарелых, физически неполноценных), но также и за трудоспособных безработных. Социальная работа в странах Запада возникла в начале XXв.
 
Все известные нам традиционные общества дифференцированы, по крайней мере, на четыре возрастные группы: дети, молодежь, зрелые люди, старики. Это связано с разделением труда. Неразумно ожидать от пятилетнего ребенка, что он отправится в джунгли на охоту или будет успешно вести биржевые операции. Традиционное общество при определении социального возраста руководствовалось, главным образом, двумя критериальными основаниями: уровнем физических возможностей и богатством жизненного опыта, которыми положено было обладать индивиду к определенному возрасту.
 
В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом:
Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.). Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя на следующие в другой) и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой).
 
Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х - начало XVIвв.). Характеризуется отсутствием государственной системы социальной помощи населению. Преобладает церковная благотворительность. Самая распространенная форма помощи подача милостыни. Основные тенденции помощи в этот период были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в развитии претерпевают как бы два этапа своего становления.
 Первый связан с распространением христианства в Киевской Руси, который условно обозначается с периода крещения Владимира I до второй половины XII в. — образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель.
Второй период — со второй половины XII в. по XIII в. включительно, когда благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения [17,c. 98-103].Как отмечает Е. Максимов, простейшие виды благотворительности заключались первоначально и почти исключительно в кормлении нищих. Бесконтрольное подаяние приводит к формированию профессионального нищенства.
Период церковно-государственной  благотворительности (ХVI – XVII вв.). Парадигма помощи и поддержки в XIV — первой половине XVII в. существенно изменяется. Для этого времени характерны три формы поддержки и защиты нуждающихся:
1) монастырская система  помощи,
2) государственная система  защиты (она вырастает из традиций  княжеского нищепитательства и нищелюбия, как определенных форм княжьего права),
3) первые светские проявления  благотворительности.
 Постепенно начинает  формироваться первые закрытые  учреждения, закладывается регламентация работы с нищим.
Период государственной  благотворительности
 Взрослое общество «замечает» молодость, пожалуй, позднее, нежели детство. Если последнее, как пора созревания и невинности, фиксируется общественным мнением примерно с ХVII века, то молодость, как самостоятельный этап, получает признание в начале ХХ столетия. Одним из первых выделил это понимание Стэнли Г. Холл.
(ХVIII - начало XX вв.). Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра 1. Систематизируя обширный ряд его законов и распоряжений, нельзя не видеть, что им были затронуты все важнейшие и, так сказать, основные вопросы призрения:
1) подробно останавливается  на необходимости различать нуждающихся  по причинам их нужды и определять  помощь в соответствии с этой  нуждой;
2) указывает на предупреждение  нищеты как лучший способ борьбы  с ней; 
Обращаясь к отдельным  мероприятиям Петра Великого, отметим  наиболее значимые из них:
1) учреждению в городах  госпиталей для незаконнорожденных, а затем и общих сиротских  домов от магистратов; 
2) в 1710г., ввиду злоупотреблений в пользовании богадельнями, великий преобразователь России предписывал произвести разбор и выселить из богаделен тех из них, которые имеют жен и детей и знают промыслы;
3) в указах 1713—1719 гг. обращается  внимание полиции на монахов  и нищих, которые являются в  Москву, чтобы нищенствовать. Всех  их предписывалось забирать и приводить в Монастырский приказ;
4) призрение военных чинов,  по отношению к ним были  изданы распоряжения в 1716, 1722, 1724 гг. и некоторые другие;
Сеть благотворительных  учреждений расширилась в 69 - 90-е гг. 18 в. В 1831г. в самостоятельную отрасль призрения закрытого типа выделилась защита и помощь детству.
Таковы, в общем, важнейшие течения в области общественного призрения, проявившиеся за время царствования Петра Великого. Несомненно, что великий преобразователь России, устанавливая деление нуждающихся на категории и виды призрения сообразно с нуждами этих категорий, принимая на себя и на государство законодательное упорядочение призрения и поручая выполнение его в значительной части организованным общественным силам, отрицая при этом безразборчивую раздачу милостыни, стоял на правильном пути [17,c. 103-110].Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности, налаживаются международные связи [15,c. 12].
Инициатором создания новой  системы воспитания был Иван Иванович Бецкой, внебрачный сын И. Ю. Трубецкого. В 1763 году он представил Екатерине II план школьной реформы, который императрица подписала специальным манифестом. Согласно проекту создавалась система закрытых учреждений для воспитания и профессиональной подготовки детей
и подростков. В нее входили воспитательные дома для подкидышей в Москве (1764) и Петербурге (1770) , а позднее в нее еще вошли и училище для мальчиков из разных сословий (кроме крепостных) при Академии художеств, Коммерческое училище в Москве, а так же институт благородных девиц при Воскресенском (Смольном) монастыре с отделением для девочек из мещан [15,c. 42].
Екатерина II, создает целую сеть специальных учреждений под названием "Приказы общественного призрения", открытых в сорока губерниях на основании "учреждения о губерниях" 1775 г. По этому закону "приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание об установлении и прочном основании:
    народных школ;
    установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после родителей без пропитания;
    установление и надзирание госпиталей или больниц для излечения больных.
 Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году «Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса, бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей,  рост благотворительных побуждений.
Приказы подчинялись  Коллегии экономики, а с учреждением в  1802 г. министерств они вошли в ведение Министерства внутренних дел; с 1810 по 1819 г. они подчинялись Министерству полиции, а с ликвидацией последнего они вновь перешли в подчинение Министерства внутренних дел и Правительствующего Сената.
К 1862 г. складывается определенная система учреждений социальной помощи:
—лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных);
—заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных);
Таким образом, реформой 1775г. Екатерина II создала универсальную систему благотворительности.
Следует подчеркнуть, что  институты социальной помощи населению  в губерниях не имели четкой структуры  и принципов организации. Их деятельность не была постоянной, и они не могли удовлетворить потребности населения. И, тем не менее, система призрения, созданная в этот период времени, процветала долго и сохранилась в общих чертах до наших дней [17,c. 110-118].
 
В литературе конца 19 начала 20в.в.  встречается различное толкование задач и функций трудовой помощи, но в целом авторы сходятся в определении  ее основных направлений:
    «Непосредственное предоставление занятия»  т.е. создание и развитие сети специальных учреждений для определенных категорий нуждающихся, создание новых рабочих мест, обеспечение работой на дому и д.р.
    «Содействие к приложению труда»  помощь в «приискании» работы путем организации бюро, контор по трудоустройству, бирж труда, а также издания специальных листков и помещения объявлений в газетах.
    Ликвидация последствий и предупреждение голода. Недорода, стихийных бедствий, посредством общественных работ.
    «Содействие в овладении профессий» т.е. профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации взрослых, трудовое воспитание и обучение ремеслам и «художествам» детей и молодежи, устройство в этих целях ремесленных, сельскохозяйственных, швейных курсов, классов, кружков и школ.
«Воспитательно-исправительная работа» с людьми, отвыкшими от труда и морально неподготовленными к нему, трудовая терапия – в работных домах и домах трудолюбия для взрослых, молодежи и детей, трудовая реабилитация [14,c. 579]
На рубеже XX столетия Н. Ф. Федоров характеризует наступающую  эпоху как время «блудных сыновей», отягощенных виной сознательного разрыва цепи поколений. В основе сформулированной им концепции «психократии» лежит крайне жесткая, практически тоталитарная модель социализации. Ее принципы в полной мере демонстрируют направленность идеологии, порожденной именно ситуацией крайне острого восприятия конфликта поколений.
Примечательно, что подобная острота присуща именно научной, публицистической мысли в странах, где темп реконструкции оказывался относительно ниже, чем в ведущих индустриальных странах. Наряду с Россией, мы видим такую же остроту постановки проблемы в Испании, прежде всего, у Х. Ортеги-и-Гассета, возможно, в наибольшей степени являющегося выразителем идеологии модернизации на Пиренейском полуострове в первой половине нашего столетия.
Молодость - в высшей степени эгоистический жизненный этап. Юноша живет исключительно для себя. Он ничего не создает и не проявляет никаких забот о коллективном... Юноше еще недостает стремления по-настоящему отдаться делу, посвятить себя ему, то есть целиком и полностью служить чему-то, лежащему за пределами его “Я”. Концовка классического труда Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» содержит характеристику современной эпохи, достаточно близкую к трактовке ее Н. Ф. Федоровым: молодостью начали шантажировать... Отвращением к долгу отчасти объясняется и полусмешной  полупостыдный феномен нашего времени - культ “молодежи” как таково. Поскольку в данном фрагменте ставится знак равенства между осознанием долга и моралью, то современная, ювенизированная цивилизация характеризуется аморализмом [18,c. 5-9].
 
Период социального  планирования (1917—1991).
Индустриальная эпоха  делает общепринятым феномен «длинного детства». Естественно, по мере усложнения общества, развития разделения труда, специализации институциональных форм, процесс социализации оказывается все более длительным, требуя все больших затрат физического и социального времени. Индустриальная эпоха создает специализированные учреждения, ориентированные именно на подготовку молодежи к выполнению определенных ролевых функций. Состояние взрослости наступает позднее, что фиксируется и официальным признанием статуса совершеннолетия (причем, дифференцированным функционально и темпорально: так, в Российской Федерации юноши и девушки в 14 лет получают паспорт, чем регистрируется признание за ними определенного комплекса гражданских прав и обязанностей; однако, некоторые формы правовой ответственности наступают в более раннем возрасте, а избирательное право в своей полноте – позднее).
Происходит реформирование системы призрения. В 1915г. Г.Г. Швипггау предложив «классификацию основных форм трудовой помощи» выделил 3 «функции» трудовой помощи  -
    «Непосредственное предложение занятий»: дома трудолюбия и общественные работы.
    Помощь в «овладении и приискании труда»: посредничество в трудоустройстве, снабжение материалами и инструментами для производства, содействие в сбыте продукции.
    Исправительная и воспитательная:  обучение и профессиональная подготовка, помощь лицам умственно не подготовленным к труду [14,c. 580].
 Одни формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения, другие были прочно забыты (совсем не велась социальная работа с заключенными). Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей.
Период XIX – XX веков характерен началом формирования цивилизационной системы социальной защиты по образцу развитых стран (Англии, Германии, Франции) с присущими им системами социального страхования и пенсионного обеспечения. 23 июня 1912 г. был принят закон «О страховании от несчастных случаев», который стал определенном шагом в развитии социального обеспечения рабочих. В России начинала формироваться система социального страхования от несчастных случаев на производстве; имелась система обязательной социальной помощи: пособия по случаю родов, на похороны, по потери кормильца в случае производственной травмы; работали многочисленные благотворительные организации, а частная благотворительность имела всеобщее признание.  По сравнению с западными странами уровень социальной защищенности был очень низок, а численность инвалидов по производственным причинам  и брошенных на произвол судьбы была достаточно высока. Анализируя данные за 1912 г., можно увидеть, что уровень социальной защищенности рабочих в Германии практически в 10 раз, в Англии – в 15 раз выше, чем в России. А финансирование же системы социального страхования в России практически полностью ложилось на плечи рабочих .
Вполне естественно можно  предположить, что данный факт сыграл определенную роль в создании революционной ситуации в России.
 
В России социальная работа возникла в конце XXв., по двум причинам. Первая связана с «огосударствлением общественной жизни после октября 1917 г. Советское государство установило свой контроль над экономикой, политикой и социальной сферой. Фактически оно взвалило на себя заботу обо всех гражданах, хотя у него не было ни средств, ни умений на ее осуществление. Вторая причина — «благотворительность всегда была объектом отрицательного отношения со стороны марксизма», «является завуалированной формой эксплуатации трудящихся, поскольку буржуазия, занимаясь ею, возвращает «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву.
В отличие от стран Запада, которые  в начале ХХ в. развивали у себя профессию социального работника, Советская Россия в решении помощи нуждающимся пошла по бюрократическому пути. Она отдала эту проблему на откуп государственным чиновникам, которые не проявляли особого интереса к непосредственной работе с нуждающимися. Начало ХХ в. в России «было отмечено повышенным интересом к политике, который отодвинул на второй план проблемы экономики и социальной сферы. Две войны (русско-японская и первая мировая), а также три революции принесли свои результаты – построение социалистического общества.
Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим, гуманитарная помощь. Формируется система помощи нуждающимся, но ее работа не отлажена и многим не ясна. Поэтому важно изучать, как решались эти проблемы у нас, а также в других странах. Термин "социальная работа с молодежью" еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью.
Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает  ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии - приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.
Одной из главных проблем молодых  рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности - только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%.
Понятно и выдвижение учащейся молодежью  в число приоритетных центров "Телефона доверия". Это вызывается возросшей  конфликтностью современного бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, школе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться. Лишь 10-17% респондентов считают, что атмосфера в школах и училищах нормальная, благоприятная, почти каждый второй указывает на отсутствие понимания между педагогами и учащимися,65% признали, что духовной близости ни с кем из педагогов не чувствуют. Более 50% не удовлетворены своим статусом в семье: одни жалуются на ощущение одиночества, другие - на чрезмерную опеку со стороны взрослых, третьих не устраивает необходимость подчиняться старшим.
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может  быть реализовано без организации  социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение  наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.
При организации деятельности социальных служб для несовершеннолетних и  молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по указанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Для детей и подростков, испытывающих жестокое обращение в семье и  насилие, создаются социальные приюты. С начала 1992 года на базе семи приемников-распределителей для несовершеннолетних созданы центры социальной реабилитации детей и подростков, организуются приюты для детей, оказавшихся вне внимания семьи и интернатных учреждений. Ведется работа по созданию при приемниках-распределителях служб, направленных на ресоциализацию подростков с девиантным поведением.
Кроме этого в ряде регионов созданы  Центры (комплексы) социальной реабилитации и адаптации подростков, функции которых значительно расширены. В составе Центров помимо приютов, учебной части, отделения временной изоляции несовершеннолетних созданы реабилитационные службы (малые производственные подразделения, детская гостиница, полиграфическая и швейная мастерские, теплица и т.д.), психолого-оздоровительный центр.
Обеспечение полноценного физиологического и интеллектуального развития личности, подготовка молодого поколения к  самостоятельной и трудовой взрослой жизни объективно ставят задачу создания целой системы социальных служб, призванных заниматься этими проблемами, в том числе психологической службы. В настоящий период она представлена психологами в детских садах и школах; семейной психологической службой, организационно оформленной в виде городских или районных психологических консультаций; социальной службой, центральной фигурой которой является социальный работник.
Таким образом, анализ  материалов исследования позволяет сделать  следующие выводы:
    Основные проблемы периодизации истории социальной работы связаны с точкой отсчета практики общественной помощи, динамикой изменения понятий, спецификой исторического пространства и рядом других условий.
    Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, государства, и  рассматриваемого общества.
    Молодость, как самостоятельный этап жизни, получает признание лишь в начале ХХ столетия. Одним из первых выделил это понятие Стэнли Г. Холл.
    ХХ столетие – столетие осмысления явления «молодежи» и конфликта поколений.
 
1.3.    Социальная политика и социальная работа с молодежью
в советский период
Октябрьская революция внесла решительные изменения во всю  традиционную структуру, практически уничтожив ее общественное и частное содержание и заменив их государственной системой социального обеспечения. После Октябрьской революции социальная помощь и социальная защита населения становится исключительно государственным делом. Главная черта социальной политики советского государства – ее всеобщность, предполагающая охват интересов и потребностей всех слоев населения. Государство стремится установить жесткий контроль за поведением отдельного гражданина, использовать социальную политику в качестве инструмента как экономического, так и идеологического давления. Благотворительная деятельность в тот период оценивалась как «одно из средств буржуазии маскировать свой паразитизм и свою эксплуататорскую сущность посредствам лицемерной, унизительной «помощи бедным» в целях отвлечения от классовой борьбы». Все благотворительные организации, общественные и частные были переданы Советскому государству, все благотворительные заведения были преобразованы в государственные или закрыты. Целенаправленная государственная поддержка нуждающихся как средство проведения государственной социальной политики активно начинает осуществляться с апреля 1918 г., когда образуется наркомат социального обеспечения (НКСО). Государственный орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач строительства социалистического общества.
Трудовая помощь как средство борьбы против профессионального нищенства начинается с 1919г. Организуются распределители для нищих, - в зависимости от трудоспособности они направлялись в различные типы учреждений. Так, старики и увечные распределялись в убежища, дети — в детские дома, безработные — в отделы распределения рабочей силы, а «тунеядцы» — в специальные трудовые коммуны. Однако рост нищих не уменьшался, и это связано не только с тем, что многие из них были «сформированы» в предыдущий период. Просто с таким количеством нуждающихся в поддержке и защите не могли справиться формирующиеся органы социальной помощи. Кроме того, недостаточный размер социального пособия вынуждал людей «заниматься» нищенством [15,c. 99-100].
До 1920г. во многих странах государственная  молодежная политика не выделялась в самостоятельную сферу и ограничивалась защитой несовершеннолетних в сфере труда. Забота о молодежи воспринималась как христианская помощь беднякам. Однако постепенно она стала рассматриваться как часть государственной системы, направленной на разрешение конфликтов в обществе. В соответствии с этим выстраивалась система надзора за молодежью. Впоследствии идеи надзора за молодежью и надзора за ней сложились в концепцию помощи и поддержки молодежи, а инициатива в этой области стала регулироваться законодательством.
 
Всплеск интереса к молодежи в 20-е гг. формировался в связи с практической управленческой деятельностью партийных, советских и общественных организаций и имел четко выраженную прикладную ориентацию. 
Наибольшее внимание уделялось проблемам труда и воспитания молодежи. Интерес к трудовой активности
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.