На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Общение как восприятие и понимание

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ЛЕКЦИЯ        сп. 080110, 080302, 080402 

Социальное  восприятие и понимание
(перцептивная  сторона общения)
      Цели:
    Знать понятия:  «социальная перцепция», «социальное восприятие», функции социальной перцепции, идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция;
    Уметь преодолевать в процессе общения ошибки восприятия.
      План:
    Сущность социальной перцепции;
    Восприятие других людей (стереотипия);
    Ошибки восприятия;
    Познание и понимание людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция);
    Познание самого себя (рефлексия) в процессе общения;
    Прогнозирование поведения партнера по взаимодействию (каузальная атрибуция).
 
1. Сущность социальной перцепции
      В процессе взаимодействия огромную роль играют восприятие и взаимопонимание  людьми друг друга. От того, насколько они эффективны, зависят результаты и содержание совместной деятельности.
      Социальное  восприятие (синоним: социальная перцепция) представляет собой сложный процесс  а) восприятия внешних признаков других людей, б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками,  в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения.
      Восприятие  в процессе общения – целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.
      Итак, объектом восприятия является как физический, так и социальный облик человека.
      При восприятии фиксируется первоначально  физический облик человека, к которому относятся анатомические (рост, голова, руки и т.д.), физиологические (дыхание, кровообращение, потоотделение) и невербальные  особенности (осанка, поза, походка, мимика, жесты, телодвижения).
      Социальный  облик предполагает социальное оформление внешности или внешний облик (одежда, обувь, украшения и другие аксессуары), экстралингвистические (особенности речи – своеобразие голоса, тембр, высота и т.д.), проксемические особенности общения (расстояние между общающимися и их взаимное расположение) и деятельностные  характеристики.
      При восприятии человека социальные особенности по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны.
     В социальной перцепции всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном  и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.
    Функции социальной перцепции:
    познание себя, являющееся начальной базой для оценки других людей;
    познание партнеров по взаимодействию,  дающее возможность сориентироваться в социальном окружении;
    установление эмоциональных отношений, обеспечивающее выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;
    организация совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющая достигать наибольшего успеха.
     В ходе социального восприятия формируются  образы-представления о себе и партнерах, имеющие свои особенности:
     Во-первых, их содержательная структура соответствует многообразию свойств человека. В ней обязательно присутствуют компоненты внешнего облика, которые прочно связываются с характерными психологическими чертами его личности. Например: «умные глаза», «волевой подбородок», «добрая улыбка» и т.п.
     Это не случайно, так как путь к внутреннему  миру партнера познающий его человек  прокладывает через поведенческие  сигналы о состояниях и свойствах  воспринимаемого. Конституциональные признаки внешнего облика и своеобразие его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации личности.
     Во-вторых, особенность этих образов заключается в том, что взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы в данный момент для участников взаимодействия. Поэтому в образе-представлении о партнере выделяются обязательно доминирующие качества его личности.
     Эталоны и стереотипы взаимного познания формируются через общение с непосредственным окружением человека в тех общностях, с которыми он связан жизнью. Прежде всего это семья и этнос, которые пользуются культурно-исторической спецификой деятельности и поведения людей. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает политико-экономические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические, профессиональные и другие эталоны и стереотипы познания человека человеком.
     Практическое  назначение взаимных представлений  партнеров заключено в том, что  понимание психологического облика личности является исходной информацией для определения тактики поведения по отношению к участникам взаимодействия. Это означает, что эталоны и стереотипы взаимопознания выполняют функцию регуляции общения людей. Положительный или отрицательный образ партнера закрепляет отношение той же направленности, снимая или возводя психологические барьеры между участниками взаимодействия. В расхождениях взаимных представлений с самооценками партнеров скрыты причины психологических конфликтов когнитивного плана, которые время от времени перерастают в конфликтные отношения взаимодействующих людей
     От  непосредственного образа партнера человек в процессе социальной перцепции  поднимается к знанию о человеке вообще и возвращается к самооценке. Совершая эти круги взаимного познания, он уточняет информацию о себе и о том месте, которое может занимать в обществе.
     Обычно  выделяют ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу. Это:
            1)  восприятие  других людей (стереотипия);
      2) познание и понимание  людьми друг друга  (идентификация, эмпатия,  аттракция);
       З) познание самого  себя (рефлексия) в процессе общения;
      4) прогнозирование  поведения партнера  по взаимодействию (каузальная  атрибуция). 

     2. Восприятие других людей (стереотипия)
     На  восприятие других людей большое  влияние оказывает процесс стереотипизации.
     Образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем.
     Социальный  стереотип - устойчивый образ или представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.
     Очень важно для правильного понимания  роли стереотипа в восприятии то обстоятельство, что любой социальный стереотип – это порождение и принадлежность группы людей, и отдельные люди пользуются им лишь в том случае, если они относят себя к этой группе.
     Наиболее  известны этнические или национальные стереотипы (например, стереотипные представления о чопорности и худобе англичан, легкомысленности французов, эксцентричности итальянцев, холодности немцев, загадочности русской души).
     Стереотипы  способствуют закреплению традиций и привычек. В этом плане они  выступают как средство защиты психического мира личности и как средство ее самоутверждения. Иначе говоря, стереотипы — это крепость, стоящая на страже собственных традиций, и под ее прикрытием мы можем чувствовать себя безопасно В том положении, которое занимаем.
     Стереотип однозначен, он делит мир лишь на две категории: «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом хорошего,  а «незнакомое» — синонимом плохого Стереотипы выделяют объекты таким образом, что слегка знакомое видится как очень знакомое, а мало знакомое воспринимается как островраждебное. Следовательно, стереотип несет в себе оценочный элемент.
     Для человека, усвоившего стереотипы своей  группы, они выполняют функцию  упрощения и сокращения процесса восприятия другого человека. Стереотипы представляют собой инструмент «грубой настройки»,  позволяющий человеку «экономить» психологические ресурсы. Они имеют свою «разрешенную» сферу социального применения. Например, стереотипы активно используются при оценке групповой, национальной или профессиональной принадлежности человека.
     Формирование  образа другого человека осуществляются тоже путем стереотипизации.
     С одной стороны, почти каждый взрослый человек, имеющий опыт общения, способен по внешности человека, его одежде, манере говорить и поведению достаточно точно определить многие его социально-психологические характеристики. Психологические черты, возраст, социальный статус, примерную профессию. Но эта точность бывает только в нейтральных ситуациях всегда присутствует тот или иной процент ошибок.
     Это объясняется тем, что перед человеком никогда не стоит задача просто «воспринять» другого.
     Образ партнера, который создается при  знакомстве – это регулятор последующего поведения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно в данной ситуации построить общение.
     Наше  общение строится в зависимости от того, с кем мы общаемся. Для каждой категории партнеров есть как бы разные «техники» общения, выбор которых определяется характеристиками партнера.
     Поэтому наиболее важные характеристики –  это те, которые позволяют отнести партнера к какой-то группе. Именно эти характеристики и воспринимаются достаточно точно. А остальные черты и особенности просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь проявляется вероятность ошибки.
     Эти ошибки восприятия обусловлены действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности, последовательности, отношения к нам и т.д. 

     3. Ошибки восприятия
     Механизмы, искажающие формирующийся образ  воспринимаемого, ограничивают возможность  объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются:
    Фактор превосходства. Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенциалу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема восприятия, которая приводит к ошибкам неравенства.
     Схема восприятия такова. При встрече с  человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более  положительно, чем было бы, если бы оно  нам был равен. Если же мы имеем  дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном параметре.
     Для того, чтобы подействовал фактор превосходства, нам надо это превосходство сначала  оценить. Как это сделать? По каким  признакам мы можем судить о превосходстве  человека, например, в социальном положении  или в интеллектуальном?
     Для определения этого параметра  в нашем распоряжении есть два  основных источника информации:
    Одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, машина, оформление кабинета и т.д.
    Манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).
    Фактор привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивает многие его личностные характеристики.
     Например, в эксперименте учителям были предложены для оценки личные дела учеников и ставилась задача определить уровень интеллекта, планы на будущее, отношения со сверстниками. Секрет эксперимента состоял в том, что для оценки давалось одно и то же дело, но с разными фотографиями – красивых и некрасивых детей. Красивые дети получили более высокую оценку своих возможностей.
     Т.о., чем больше внешне привлекателен  для нас человек, тем он кажется  лучше во всех других отношениях; если же он непривлекателен, то и остальные  его качества недооцениваются. Но всем известно, что в разное время считалось привлекательным, что у разных народов свои каноны красоты.
    Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые относятся к нам плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами
    Эффект ореола – влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности (например, если в группе или у руководителя сложилось мнение о человеке, что оно очень хороший, то его плохой поступок расценивается как случайность; и наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок этого человека тоже расценивается как случайность).
     Этот  эффект очень часто мешает адекватно воспринимать людей и создает условия, при которых способные и яркие индивидуальности совершенно не могут работать в данной группе, ибо хорошее не замечается, а плохое утрируется.
    Эффект последовательности на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают сведения, предъявляемые о нем в первую очередь.
    Эффект порядка – при противоречивой информации больший вес придается данным, представленным первыми, при общении со старыми знакомыми наоборот – наибольший вес придается последним данным.
    Эффект авансирования – человеку приписывают несуществующие положительные качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением, разочаровываются, огорчаются.
    Эффект проецирования на других людей собственных качеств – вызывает ожидание соответствующего поведения. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, неприятным собеседникам – наши собственные недостатки, т.е. у других более четко замечаем те черты, которые ярко представлены у нас самих.
    Этот  эффект очень часто встречается  у людей, не умеющих встать на точку  зрения другого человека.
     Д. Карнеги в книге «как приобрести друзей» особое внимание обращает на формирование умений взглянуть на происходящее глазами другого человека, а не по привычной схеме: я бы так не поступил, я бы так не сделал. Конечно, холерик не будет себя вести так, как меланхолик или флегматик, и неверно этого ждать от него.
    Эффект средней ошибки – тенденция смягчать аспекты наиболее ярким сторонам у собеседника в сторону среднего.
    Эффект стереотипизации – отнесение воспринимаемого к одному из известных субъекту типов людей.
    Эффект этноцентризма – пропуск всей информации через фильтр, связанный с этническим образом жизни воспринимающего.
     Задачей первого впечатления является быстрая ориентировка в ситуации. Для людей как социальных существ главное – определение вопроса о групповой принадлежности партнера. Поэтому можно сказать, что первое впечатление почти всегда правильное.
     Ошибкой же является то, что стереотипизация вызывает определенную оценку неизвестных пока свойств и качеств, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем.
     В постоянном общении результаты первого  впечатления продолжают действовать. Но постоянное и длительное общение  не может удовлетвориться тем списком приписываемых партнеру черт и свойств, которые сформировались при первом впечатлении. 

     4. Познание и понимание людьми друг друга
     В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное  понимание партнера – его эмоционального состояния, намерений. Здесь восприятие и понимание партнера происходит на другой основе.
     Психологическими  механизмами восприятия и понимания  при межличностном общении являются идентификация, эмпатия и аттракция.
     Идентификация - психологический механизм познания личностью или группой других людей в ходе непосредственных  или опосредованных контактов с ними, при котором осуществляется сравнение или сопоставление внутренних состояний или положения партнеров, а также образцов для подражания со своими психологическими и другими характеристиками.
     Идентификация представляет собой процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом. Это механизм социализации личности, осуществляющий «присвоение» индивидом  своей человеческой сущности. В отличие от идентификации обособление — механизм индивидуализации личности, воплощенный в стремлении человека выделиться из числа других, закрыться, отстраниться. Частный случай обособления — отчуждение — характеризуется как эмоциональная холодность, лишение близости и доверия.
     Идентификация имеет двойное воздействие на развитие личности: с одной  стороны, формирует способность к установлению положительных отношений с людьми,  ведет к развитию социально значимых качеств, с другой — может привести к растворению индивида в другом человеке, выхолащиванию индивидуального. Обособление в свою очередь дает возможность общающимся сохранить свою индивидуальность, чувство собственного достоинства. Через обособление развивается ответственность, самостоятельность. Вместе с тем обособление может привести к отчуждению (эмоциональной холодности).
     Идентификация в противоположность нарциссизму  играет огромную роль в поведении  и духовной жизни человека. Ее психологический  смысл заключается в расширении круга переживаний, в обогащении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее проявление эмоциональной привязанности к другому человеку. С другой стороны, идентификация часто выступает элементом психологической защиты людей от объектов и ситуаций, вызывающих страх, порождающих тревожные и напряженные состояния. Благодаря ей также достигается символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом. При расширительном толковании идентификация представляет собой неосознаваемое следование образцам и идеалам, позволяющее преодолеть собственную слабость и чувство неполноценности.
     В российской науке идентификацию  часто называют предпосылкой групповой  сплоченности, ориентирующей людей  на выработку единства мотивации, формирование бесконфликтных взаимоотношений на основе нравственных принципов. Наиболее полно это выражается в сочувствии и соучастии, когда каждый член эмоционально однородной группы активно откликается на удачи и неудачи других.
     Проявление  групповой идентификации может  выражаться:
а) в  признании за другим, как и за собой, равных прав и обязанностей;
б) в  оказании друг другу содействия и  поддержки;
в) в  требовательном отношении к себе, равно как и к товарищам. Психологической  основой такой идентификации  выступает складывающаяся в совместной деятельности готовность каждого чувствовать, переживать и действовать в отношении другого так, как если бы им был он сам. 

     Эмпатияэто эмоциональное  сопереживание другому человеку.
     Эмпатия проявляется в форме отклика  одного человека на переживание другого. Через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Ее почти всегда интерпретируют не только как активное оценивание субъектом переживаний и чувств познающего человека, но и, безусловно, как положительное отношение к партнеру.
     Как феномен межличностного контакта эмпатия  непосредственно регулирует взаимоотношения  людей и определяет нравственные  качества человека. В процессе эмпатического взаимодействия формируется система ценностей, которая в дальнейшем определяет поведение личности по отношению к другим людям.
     Выраженность  эмпатии и ее форма (сочувствие, сопереживание) зависят как от природных особенностей личности, например таланта, так и от условий воспитания, жизнедеятельности человека, его эмоционального опыта. Эмпатия возникает и формируется во взаимодействии, в общении. В основе этого процесса лежит механизм осознанной или неосознанной идентификации. Последняя в свою очередь является результатом действия более фундаментальной особенности человека — способности сравнивать себя, свою личность, поведение, состояние с другими людьми.
     Эмпатическое  переживание может быть с любым  знаком эмоционального состояния субъекта (положительным — радость, удовлетворение; отрицательным — печаль, неудовлетворенность). Вполне логично, что при переживании удовлетворенности, радости человек не так остро нуждается в эмоциональном или действенном отклике, как в том случае, когда он испытывает неблагополучие. Когнитивная эмпатия других людей, тем более эмоциональная и поведенческая эмпатия, позволяет справиться ему с тяжелыми переживаниями.
     Чем теснее связи между людьми (например, друзьями, супругами), тем большая  эмпатия возможна между ними. Более того, форма тоже зависит от типа межличностных отношений. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при любых типах отношений, даже между незнакомыми людьми, то поведенческая, действенная эмпатия характерна для близких. Естественно, действенная эмпатия свойственна для человека гуманного вообще, но при близких отношениях она наиболее очевидна.
     Эмпатия — социально позитивное качество личности, она поддерживается общественными  нормами жизни, но может иметь  индивидуальный, избирательный характер, когда откликаются на переживание не любого другого человека, а только значимого. В связи с этим становится совершенно естественным и тот факт, что при наличии межличностной привлекательности можно ожидать и большую величину эмпатии во всех трех ее формах.
     Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.
     В этом случае понимание партнера по взаимодействию возникает благодаря  появлению привязанности к нему, дружеского или более глубокого интимно-личностного отношения.
     При прочих равных условиях люди легче  принимают позицию того человека, к которому испытывают эмоционально-положительное  отношение. Происходит это следующим  образом. Всякий сигнал, поступающий  к человеку через его органы чувств, может исчезнуть без следа, а может сохраниться, в зависимости от его значимости и эмоционального заряда. Эмоционально значимый сигнал, «минуя» сознание, остается в сфере бессознательного. В этом случае человек, оценивая свое отношение к другим людям, говорит, что не знает, почему он относится так, а не иначе.
     Следовательно, если в процессе общения посылать партнеру сигналы таким образом, чтобы, во-первых, сигнал был эмоционально значимым, во-вторых, это значение было положительным, в-третьих, этот сигнал не осознавался, партнер будет утверждать, что общение было приятным и собеседник — человек к себе располагающий.
     Практически так и формируется аттракция. Но надо иметь в виду, что приемы формирования аттракции не предназначены  для того, чтобы в чем-то убедить или что-то доказать, а только для того, что бы расположить к себе партнера.
    5. Познание самого себя в процессе общения
     Рефлексияэто механизм самопознания в процессе взаимодействия.
     В его основе лежит способность  человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с другом. Рефлексия — достаточно сложный феномен, в котором задействованы сложные взаимосвязи явлений. 

     6. Прогнозирование поведения партнера по общению
     Каузальная  атрибуциямеханизм причинной интерпретации поступков и чувств другого человека.
     Исследования  показывают, что у каждого человека есть свои «излюбленные» схемы причинности, т.е. привычные объяснения чужого поведения:
     1) люди с личностной атрибуцией в любой ситуации склонны находить виновника случившегося, приписывать причину произошедшего конкретному человеку;
     2) в случае пристрастия к обстоятельственной атрибуции люди склонны прежде всего винить обстоятельства, не утруждая себя поисками конкретного виновника;
     З) при стимульной атрибуции человек видит причину случившегося в предмете, на который было направлено действие (ваза упала потому, что плохо стояла), или в самом пострадавшем (сам виноват, что попал под машину).
     При изучении процесса каузальной атрибуции  выявлены различные закономерности. Например, причину успеха люди чаще всего приписывают себе, а неудачу  — обстоятельствам. Характер приписывания зависит также от меры участия человека в обсуждаемом событии. Оценка будет различна в случаях, если он был участником (соучастником) или наблюдателем. Общая закономерность состоит в том, что по мере роста значимости случившегося испытуемые склонны переходить от обстоятельственной и стимульной атрибуции к личностной (т. е. искать причину случившегося в осознанных действиях личности).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.