На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Аннотация.
     Выпускная бакалаврская работа на тему: «Анализ  прибыли и рентабельности предприятия» состоит из двух частей. В первой части рассмотрены теоретические  основы понятия прибыли и рентабельности. Дано описание основных видов прибыли  в соответствии с российскими стандартами бухгалтерской отчетности, порядок их формирования и основные факторы, которые оказывают влияние на величину прибыли. Также в первой части рассмотрен горизонтальный, вертикальный и факторный анализ прибыли на основании формы №2 РСБУ. Во второй части представлен вертикальный, горизонтальный и факторный анализ прибыли предприятия ООО «НГК «ИТЕРА» и рассчитаны основные показатели рентабельности. Объем работы составляет 47 страниц.

Содержание

Введение                                                                                                     5
Глава 1 «Порядок формирования и методы анализа прибыли и рентабельности предприятия».                                                             7
1.1. Экономическая сущность и база для формирования прибыли предприятия.                                                                                                     7
1.2. Виды прибыли предприятия и порядок их формирования.              11
1.3. Виды анализа прибыли  предприятия.                                                  15
1.3.1. Горизонтальный и  вертикальный анализ прибыли по данным «Отчета о прибылях и убытках».                                                                        15
1.3.2. Факторный анализ  прибыли и методы его проведения.                         16
1.4. Анализ рентабельности.                                                                        22
Выводы                                                                                                     25
Глава 2 «Анализ прибыли  и рентабельности предприятия на примере  ООО «НГК «ИТЕРА».                                                           27
2.1. Краткая характеристика  ООО «НГК «ИТЕРА».                              27
2.2. Горизонтальный и вертикальный анализ «Отчета о прибылях и убытках» ООО «НГК «ИТЕРА».                                                                  29
2.3. Факторный анализ  прибыли от продаж.                                            33
2.4. Анализ прибыли  до налогообложения методом цепных подстановок.                                                                                                    36
2.5. Анализ рентабельности.                                                                        40
Выводы                                                                                                     45
Заключение                                                                                              47
Список  литературы                                                                                48
Приложение  №1                                                                                      49 
 

Введение
    Значимость  прибыли предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль представляет собой конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников. За счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими организациями. Таким образом, прибыль несет в себе три важнейшие функции:
     Во-первых, прибыль характеризует экономический  эффект, полученный в результате деятельности предприятия.
     Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Величина чистой прибыли, которая остается у предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
     В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в федеральный  бюджет и в региональные бюджеты  в виде налогов и расходуется на финансирование совместных общественных потребностей, обеспечение выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
    При развивающихся в нашей стране рыночных отношениях ориентация предприятий на получение прибыли является непременным условием для их успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности.
    Целью написания бакалаврской работы является рассмотрение порядка формирования прибыли, методов исследования прибыли и рентабельности. Анализ прибыли предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, призван указать руководству предприятия пути дальнейшего успешного развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить резервы роста прибыли, что, в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность.
    Параллельно анализу прибыли проводится анализ рентабельности, который позволяет оценить относительную эффективность работы предприятия по различным направлениям. Прибыль позволяет оценить окупаемость издержек, прибыльность продаж, доходность капитала и другие показатели. Рентабельность позволяет более точно оценить окончательные результаты деятельности предприятия, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами.
    Таким образом, актуальность рассматриваемой  темы определяется тем, что прибыль  предприятия является основным показателем  эффективности деятельности предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 «Анализ прибыли  и рентабельности предприятия».
      Экономическая сущность и база для формирования прибыли предприятия.
     Основой рыночного механизма являются экономические  показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В современных рыночных условиях главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.
     Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу для его экономического развития. Рост прибыли создает финансовую основу для самофинансирования деятельности предприятия, осуществляя расширенное воспроизводство. За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.
     За  счет отчислений от прибыли в бюджет формируется часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства, и, в конечном счете, повышения жизненного уровня населения.
   Как правило, основную часть прибыли  предприятие получает от реализации выпускаемой продукции. На величину прибыли оказывают влияние многие факторы, а именно объем производства, ассортимент и качество продукции, ее себестоимость, уровень цен, эффективность использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
   На  практике для предприятия, функционирующего на рынке, необходимо знать не только, что оно получит прибыль, но и когда оно ее получит. Для этого проводится специальный анализ соотношений между объемом производства, затратами и доходом. Процесс нахождения безубыточности  можно проследить на рис. 1 «Определение безубыточного объема продаж». 

   
   
 

      В общем виде прибыль представляет собой положительную разницу  
 

       

     
     
     ганизации производства на предприятии и сбыта  произведенной
     В общем виде прибыль определяется как положительная разность между доходами и расходами предприятия. Доходы – это приращение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме притока или увеличения активов либо уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участниками акционерного капитала.
     Расходы признаются, если происходит уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и/или возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала в организации. 
     В соответствии с ПБУ 9/99 "Доходы организации" доходы делятся на: доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.
     «Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции, либо поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг» [1]. В тех организациях, которые занимаются сдачей свои активов в аренду, доходами по обычным видам деятельности является арендная плата. Для организаций, занимающихся предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других форм интеллектуальной собственности, доходами по обычным видам деятельности признаются лицензионные платежи. В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, выручкой считаются поступления, получение которых связано с этой деятельностью.
     К прочим доходам относятся операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы. К операционным доходам относятся:
    доходы от предоставления имущества в аренду;
    доходы от участия в уставном капитале других организаций;
    доходы от продажи объектов основных средств, сырья и материалов;
    процентные платежи за предоставленные организацией кредиты.
     Внереализационные доходы – это штрафы, пени и неустойки, уплаченные контрагентами организации за нарушение условий контрактов, а также курсовые разницы.
     Чрезвычайные доходы – это доходы, которые возникли при наступлении каких-либо стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.д. Например, к ним можно отнести страховые выплаты при наступлении страхового случая, в котором пострадало застрахованное имущество предприятия.
     В соответствии с ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы также делятся на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
     «Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров» [2]. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений.
     К прочим расходам относятся операционные, внереализационные и чрезвычайные расходы.
     По  статьям расходы  можно разделить  на:
    расходы на сырье и материалы, в том числе расходы на покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
    расходы на оплату труда производственных рабочих;
    расходы на подготовку и освоение производства;
    ЕСН и социальные отчисления;
    общепроизводственные расходы;
    общехозяйственные расходы;
    прочие производственные расходы;
    коммерческие расходы.
     Анализ  доходов и расходов в общем  виде позволяет увидеть общую  картину факторного влияния полной совокупности доходов и расходов предприятия прибыль предприятия.

1.2. Виды прибылей  предприятия и  порядок их формирования.

     При анализе финансовых результатов  деятельности предприятия выделяют следующие виды прибыли: валовая  прибыль, прибыль от продаж, прибыль  до налогообложения, чистая прибыль  и нераспределенная прибыль. Порядок  формирования каждого из видов прибыли  основан на ряде расчетов. Схематично порядок формирования прибыли на основании отчета о прибылях и убытках можно представить в виде следующей схемы:


 
 
 
 
 

Рис. 1.2. «Порядок формирования прибыли предприятия на основе формы №2».
     Первоначально определяется валовая прибыль, или брутто-прибыль, которая характеризует финансовый результат производственной деятельности предприятия. Она определяется как разность между нетто-выручкой от реализации (т.е. выручкой без НДС и других возмещаемых налогов и акцизов) в отпускных ценах предприятия и расходами, включаемыми в неполную производственную себестоимость (цеховую). Неполная производственная или цеховая себестоимость складывается из следующих статей расходов:
    расходы на сырье, материалы, покупные изделия и полуфабрикаты;
    возвратные отходы (учитываются со знаком «минус», т.к. снижают цеховую себестоимость;
    расходы на топливо и энергию на технологические нужды;
    расходы на заработную плату производственных рабочих и единый социальный налог;
    расходы на подготовку и освоение производства (включают в себя плановые калькуляции отдельных видов продукции на основании сметы и планируемого объема выпуска продукции за установленный срок погашения затрат);
    общепроизводственные расходы (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, амортизационные отчисления и затраты на ремонт имущества, непосредственно используемого в производстве и другие аналогичные расходы).
     Масса получаемой валовой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня отпускных цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой стороны – от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам. Следовательно, чем ниже неполная (цеховая) себестоимость, тем выше валовая прибыль и выше эффективность работы производственных подразделений предприятия, которая в свою очередь зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии, технической оснащенности предприятия.
     Вторым  видом прибыли, который можно  рассчитать на основании данных финансовой отчетности, является прибыль от продаж. Прибыль от продаж равна разности валовой прибыли и коммерческих и управленческих расходов. Коммерческие расходы включают в себя расходы на реализацию продукции, а управленческие – административно-управленческие (заработная плата аппарата управления, командировочные, расходы на содержание служб управления предприятием, на содержание легкового транспорта) и общехозяйственные расходы. Как следует из определения, прибыль от продаж зависит не только от величины валовой прибыли, но и от эффективности расходования средств на реализацию продукции и на содержание административно-управленческого аппарата. Прибыль от продаж характеризует эффективность основной деятельности предприятия, что включает производство и реализацию продукции.
     Далее следует прибыль до налогообложения или бухгалтерская прибыль. Она представляет собой сумму прибыли от продаж и финансовых результатов от операционной и внереализационной деятельности. Таким образом, при ее расчете учитываются не только эффект от основных видов деятельности предприятия, но и принимаются в расчет прочие поступления и расходы, которые на прямую не связаны с основными видами деятельности, но которые, тем не менее, оказывают влияние на экономическую эффективность работы предприятия в целом. Операционные доходы включают: доходы от сдачи имущества в аренду, доходы от участия в уставном капитале других организаций, доходы от продажи материальных ценностей (нематериальные активы, запасы сырья, основные средства), проценты по выданным займам. К операционным расходам относятся: остаточная стоимость проданных основных фондов, покупная стоимость сырья и материалов, проценты по выплачиваемым займам. Внереализационные доходы и расходы включают различного рода штрафы, пени, неустойки, которые получает или выплачивает организация своим контрагентам, также к ним можно отнести курсовые разницы. Прибыль до налогообложения позволяет оценить экономическую эффективность всей работы предприятия, так она учитывает финансовые результаты не только по основному виду деятельности, но и по другим видам деятельности. 
     Затем после прибыли до налогообложения  определяется прибыль после налогообложения или чистая прибыль. Чистая прибыль предприятия – это та часть балансовой прибыли предприятия, которая остается у него после уплаты всех налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных и внеоборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов, и реинвестиций в производство. Также часть чистой прибыли акционерного общества может быть направлена на выплату дивидендов акционерам предприятия. Таким образом, объем чистой прибыли зависит от величины балансовой прибыли и величины налогов. Чистая прибыль равна прибыли до налогообложения за вычетом текущего налога на прибыль. Сам же текущий налог на прибыль определяется как сумма условного расхода по налогу на прибыль (который представляет собой сумму налога, которую предприятие должно было бы уплатить, если бы у него не было разницы между бухгалтерским и налоговым учетом), постоянных налоговых обязательств, отложенного налогового актива за вычетом отложенного налогового обязательства. При условии если отсутствуют постоянные разницы, а также вычитаемые временные и налогооблагаемые разницы, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и  отложенных налоговых обязательств, условный расход по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль.
     Чистая  прибыль – основной показатель финансовых результатов, характеризующих его экономический эффект.
     Последним видом прибыли является нераспределенная прибыль отчетного периода, которая определяется путем вычитания из чистой прибыли суммы распределенной прибыли. Распределенная прибыль представляет собой ту часть чистой прибыли, которая либо выплачивается в виде дивидендов, либо идет на покрытие убытков прошлых лет.
     Величина  вышеперечисленных видов прибыли  зависит не только от таких факторов, как цена, объем проданной продукции, себестоимость, операционные и внереализационные финансовые результаты, но и от учетной политики, применяемой в анализируемом периоде. Закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы позволяют экономическим субъектам выбирать некоторые методы учета, которые оказывают существенное влияние на формирование финансовых результатов.
     1.3. Виды анализа прибыли предприятия.
     При анализе прибыли предприятия можно использовать следующие виды анализа:
    горизонтальный анализ;
    вертикальный анализ;
    факторный анализ.
     Каждый  из них имеет свои преимущества и совместное использование нескольких видов анализа позволяет лучше представить и оценить финансовые результаты деятельности предприятия.
     1.3.1. Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли по данным отчета о прибылях и убытках.
     Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменения их структуры («вертикальный анализ» показателей)
     Горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ заключается  в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятся относительными темпами роста (снижения). Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимно дополняют один другой. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей.
     Вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, вертикальный анализ - иное представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Необходимым элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия.
     Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа: переход  к относительным показателям  позволяет проводить сравнительный  анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик; относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.
     При проведении оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибыли предприятия, используют данные  ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
     1.3.2. Факторный анализ.
     На  финансовые результаты деятельности организации  оказывает влияние множество  внешних и внутренних факторов. Влияние, оценка и прогнозирование влияния этих факторов на изменение не только финансовых результатов, но и на общее состояние предприятия лежат в основе экономического анализа. Факторы, оказывающие влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности, находятся во взаимосвязи между собой. Процесс расчета и оценки влияния факторов на изменения результативных показателей называется факторным анализом, а его проведение тесно связано с моделированием факторных систем.
     В факторном анализе различают  два типа связей: детерминированные (функциональные) и стохастические (вероятностные).
     «Связь называется жестко детерминированной, или функциональной, если каждому значение фактора соответствует вполне определенное неслучайное значение результативного показателя» [5].
     «Связь называется стохастической, или вероятностной, если каждому значению фактора соответствует множество значение результативного показателя, т.е. определенное статистическое распределение» [5].
     Особенности жестко детерминированных  моделей:
    при детерминированном подходе факторная модель полностью замыкается в ту систему факторов, которую поддаются объединению в данную модель, границей составления такой модели является длина непрерывной цепи прямых связей;
    данный подход не позволяет разделить результаты влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели, таким образом, при построении модели мы условно абстрагируемся от действия других факторов, а все изменения результативного показателя полностью предписываются влиянию факторов, включенных в модель;
    детерминированный анализ может проводится для единичного объекта при отсутствии совокупности наблюдений.
     Существуют  следующие виды моделей детерминированного анализа:
    аддитивные модели – модели, в которые факторы Xi входят в виде алгебраической суммы 
    мультиполикативные модели – модели, в которые факторы входят в виде произведения
    кратные модели – модели, которые предстваляют собой соотношение факторов
    сменашанные модели – модели, в которые факторы входят в различные комбинации и т.п.
 
     Основная задача прямого факторного детерминированного анализа – оценка влияние абсолютного изменения каждого фактора на абсолютное изменение резултативного показтеля.
     Наиболее  распространенным методом детеримнированного факторного анализая является метод  элиминирования. Элиминировнаием называется логический прием последовательного абстрагирования от влияния всех факторов, кроме искомого, влияние которого определяется путем сопосталения исследуемого результативного показетеля до и после изменения фактора.
     Основными методами расчета влияния измения факторов на изменение результативного показателя являются:
    метод цепных постановок;
    метод относительных разностей;
    метод абсолютных разностей;
    интегральный метод.

Метод цепных подстановок.

     Метод цепных подстановок заключается  в последовательной замене базисных значений каждого фактора на фактические  значения отчетного периода. Таким  образом, получается ряд промежуточных  значений результативного показателя, которые постепенно изменяются от  базисного значения результативного показателя до значения результативного показателя отчетного периода. Разность двух значений в цепи подстановок равна изменению результативного показателя за счет изменения соответствующего фактора [7].
     Пусть y=f(a, b, c, d,) – функция характеризующая изменение результативного показателя y под влиянием изменения факторов a, b , c и d.
     За  анализируемый период прирост результативного  фактора y составил:
?y=y1-y0
     Метод цепных постановок позволяет определить, какой частью приращение результативного показателя обязано приращению каждого фактора, т.е. расписать следующую зависимость:
?y=?a + ?b + ?c + ?d.
     В соответствии с методом цепных постановок, поэтапно производится замена базисных значений факторов на отчетные до тех пор, пока не будет получена модель, в которой все факторы принимают отчетные значения:

     Метод цепных постановок применим для любого вида моделей. Недостаток метода заключается  в том, что результаты расчетов зависят от порядка замены факторов.

Метод абсолютных разностей.

     Метод абсолютных разностей является одной  из разновидностей метода цепных подстановок. Суть метода заключается в поэтапной  замене базисного значения фактора  на его абсолютное отклонение, а  затем на фактическое значение. Итоговой является модель, в которой все факторы принимают фактические значения.
     Так для мультипликативной модели вида y=a*b*c*d последовательно будут выписаны следующие модели:

Метод относительных разностей.

     По  аналогии с предыдущими двумя  методами в этом методе производится поэтапная замена базисных значений показателей на их относительное  отклонение. Итогом будет являться модель, в которой учтено влияние  каждого из факторов.
Сначала вычисляется относительное изменение каждого из факторов:

Затем полученные значения учитываются в  факторной модели:

     Методы  относительных и абсолютных разностей  являются частными видами метода цепных постановок, но они используются только при мультипликативной модели. Существенным недостатком вышеперечисленных методов является их зависимость от порядка замены факторов. 

Интегральный  метод.

     Более точные результаты по сравнению с  методом цепных подстановок позволяет  интегральный метод, так как в  данном методе расчеты производятся на основе базовых значений показателей, а дополнительный прирост результативного показателя, который образовался в результате взаимодействия факторов, раскладывается между ними поровну.
     В основе интегрального метода лежит  суммирование приращений функции, которые определяются как произведение частной производной и приращений аргумента на бесконечно малых промежутках.
     Практическое  использование интегрального метода базируется на специально созданных  рабочих алгоритмах для различных  типов факторных моделей.
     Для мультипликативной модели вида y=a*b формулы расчета для вычисления влияния факторов имеют вид:

Для трехфакторной  мультипликативной модели y=a*b*с:

Для двухфакторной  модели вида y = a/b формулы вычисления влияния факторов выглядят следующим образом:

Для смешанной  модели вида y = a/(b + c):

     Применение  различных методов детерминированного факторного анализа позволяет не только определить причины, оказавшие влияние на изменение финансовых результатов деятельности организации, но рассчитать влияние изменения факторов на изменение результативного показателя.  

1.4. Анализ рентабельности. 
     При анализе финансовых результатов  необходимо учитывать не только абсолютные значения и изменения величины прибыли, но и ее относительные изменения. Такие изменения позволяют оценить показатели рентабельности.
     Рентабельность  - это относительный показатель, который характеризуют доходность предприятия в целом и по различным направлениям деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), а также степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или к формирующим ее потокам. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности позволяют более полно оценить окончательные результаты деятельности предприятия, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
  Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:
    показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
    показатели, характеризующие прибыльность продаж;
    показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
     Все показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли  от реализации продукции и чистой прибыли.
     Рентабельность производственной деятельности (рентабельность издержек) – соотношение валовой прибыли или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.
     Rпроизв. = ВП/Зрп,                (1.8)
     или Rпроизв. = ЧП/Зрп,        (1.9.)
     где Rпроизв. – рентабельность производственной деятельности;
           ВП – валовая прибыль;
           ЧП – чистая прибыль;
           Зрп – затраты на реализацию  продукции.
     Рентабельность  производственной деятельности показывает, сколько единиц валовой или чистой прибыли имеет предприятие с  каждого рубля, затраченного на производства и реализацию продукции. Ее можно рассчитывать как по всему предприятию  в целом, так и по отдельным видам деятельности.
     Рентабельность продаж (оборота) – отношение прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме полученной выручки (В).
     Rпродаж. = Прп/В,               (1.10.)
     или Rпродаж. = ЧП/В.        (1.11.)
     Характеризует эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.
     Рентабельность (доходность) капитала - отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала (ИК) или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, пернаментного (включает собственный и долгосрочный заемный капитал) оборотного.
     Rкапитала  = БП/ИК,     (1.12.)
     Rкапитала  = ВП/ИК,     (1.13.)
     Rкапитала  = ЧП/ИК.      (1.14.)
     Частным случаем рентабельности капитала является рентабельность собственного капитала (в международных стандартах финансовой отчетности обозначается как ROE - return on equity) рассчитывается как:
     Rск = ЧП/СК                (1.15.)
     Она характеризует доходность собственного капитала для его владельцев, то есть показывает сколько единиц чистой прибыли приходится на рубль, вложенный  в собственный капитал. Данный показатель также позволяет сравнить доходность бизнеса с альтернативными видами вложения.
     При анализе рентабельности собственного капитала также может использоваться трехфакторная модель Дюпона, которая  позволяет разложить данный показатель на три фактора и определить какой из факторов оказал более сильное влияние на него. В модели Дюпона рентабельность собственного капитала представляется как произведение нормы прибыли, оборачиваемости активов и коэффициента капитализации:
     RСК2007 = ЧП/СК = (ЧП/В)*(В/Асред)*(Асред/СК).      (1.16.) 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выводы
     Прибыль является одним из ключевых показателей  деятельности предприятия и наиболее важным показателем для его собственников, так как именно прибыль определяет успешность его деятельности и возможности  для его развития.
     При анализе прибыли на основании  отчетности предприятия выделяют несколько  ее видов: валовая прибыль, прибыль  от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль и нераспределенная прибыль. Каждый из данных видов прибыли  позволяет проанализировать отдельные этапы ее формирования и основные факторы, оказавшие влияние на ее величину, а также эффективность работы некоторых служб предприятия. Так валовая прибыль определяет эффективность работы производственных подразделений предприятия, которая в свою очередь зависит от эффективности организации производства и труда, выбранной технологии и технической оснащенности предприятия. Также она напрямую зависит от уровня цен, физического объема продаж и неполной (цеховой) себестоимости произведенного товара. Прибыль от продаж позволяет оценить эффект от основного вида деятельности предприятия, то есть она учитывает не только работу производственных служб предприятия, но подразделений, обслуживающих основное производство (управленческие, сбытовые, общехозяйственные службы). Прибыль до налогообложения дает картину об эффективности работы всего предприятия в целом. Она показывает результат не только по основному виду деятельности, но и результаты по прочим видам деятельности. Чистая прибыль, которая остается после уплаты налогов, дает представление о том, рационально ли компания ведет учетно-налоговую политику. Если темпы роста чистой прибыли превышают темпы роста прибыли до налогообложения, этого может свидетельствовать о том, что предприятие успешно использует механизмы оптимизации налогообложения.
     Для анализа прибыли используются горизонтальный, вертикальный и факторный анализ.
     Горизонтальный  анализ позволяет оценить динамику показателей прибыли и факторов, которые ее сформировали. Вертикальный анализ дает картину об изменении удельного веса показателей, которые сформировали прибыль в анализируемом периоде. Факторный анализ позволяет наиболее подробно оценить влияние каждого фактора на прибыль предприятия. Для получения наиболее четкой картины используются все три вида анализа.
     Среди методов, которые используются при  анализе, можно выделить метод цепных подстановок, метод относительных  разностей, метод абсолютных разностей, интегральный метод.
     При анализе прибыли необходимо учитывать  не только ее абсолютные изменения, но и относительные. Оценить эти изменения позволяют показатели рентабельности. Рентабельность определяется как отношение полученного эффекта к формирующим его потокам.
     Показатели  рентабельности можно объединить в несколько групп. Так выделяют показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов. Также рассчитываются показатели, характеризующие прибыльность продаж и показатели, характеризующие доходность капитала и различных его частей. Рентабельность дает представление об эффективности использования ресурсов при формировании прибыли. 
 
 

Глава 2 «Анализ прибыли  и рентабельности предприятия на примере  ООО «НГК «ИТЕРА».
2.1. Характеристика ООО «НГК «ИТЕРА».
     Общие сведения.
     «Общество с ограниченной ответственностью «Нефтегазовая компания «ИТЕРА создано в 1992 году, общество является коммерческой организацией.
     Основной  целью является извлечение прибыли.
     Основными предметами деятельности являются:
    разработка месторождений, добыча полезных ископаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    оптовая торговля топливом;
    оптовая торговля жидким и газообразным топливом;
    добыча сырой нефти и нефтяного попутного газа;
    переработка нефти и реализация нефтепродуктов;
    разведочное бурение;
    производство нефтепродуктов;
    транспортировка, хранение и реализация нефти и газа, сопутствующих продуктов и продуктов их переработки;
    другие.
     Участниками ООО «НГК «ИТЕРА» являются: Международная группа компаний «ИТЕРА» (ITERA Holdings Limited, юридическое лицо созданное и действующее по законодательству Кипра) и Отчерцов В.Г» [10].
     Сырьевая база.
     На 2008 год сырьевая база компаний МКГ "ИТЕРА" представлена восемью газовыми, газоконденсатными и нефтегазовыми месторождениями: Губкинское, Восточно- Таркосалинское, Ново-Уренгойское, Восточно-Уренгойское, Береговое, Пырейное, Западно-Заполярное и Уренгойское, суммарные начальные извлекаемые запасы которых оцениваются по газу в 1,7 трлн. куб. метров, газоконденсату - 212,3 млн. тонн и нефти - 41,6 млн. тонн. Из них полностью подготовленными к промышленной разработке и используемыми являются: Губкинское (введено в эскплуатацию  в 1999 году), Восточно-Таркосалинское (введено в эксплуатацию в 2001 году) и Береговое месторождения (введено в эксплуатацию в 2003 году).
     В апреле 2008 года «ИТЕРА» получила право  на разработку Апсатского угольного месторождения в Забайкальском крае, запасы газа которого оцениваются порядка 180 млрд куб. метров, а каменного угля 2,2млрд тонн. Основным регионом производственной деятельности "ИТЕРЫ" является Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). "ИТЕРА" приобрела 11 лицензий на проведение геолого-разведочных работ в Калмыкии. Готовится к реализации масштабная программа поиска и добычи природного газа на территории этой республики.
     Общие извлекаемые запасы углеводородов  в переданных месторождениях составляют порядка 5,3% - 6% общих российских запасов  газа, находящихся на балансе ОАО "Газпром".
     Реализация  продукции.
     Компания  занимается реализацией газа в Российской Федерации, странах СНГ и Балтии.
     Наиболее  крупным потребителем газа на территории РФ является Свердловская область, потребности которой в природном газе компания обеспечивает полностью. Поставки осуществляются через дочернюю компанию "ИТЕРЫ" - ЗАО "Уралсевергаз" в объеме около 17-18 млрд кубометров газа в год. В 2003 году "ИТЕРА" и правительство Свердловской области заключили соглашение о сотрудничестве на 2004-2008 годы, в соответствии с которым за этот период "ИТЕРА" поставит потребителям региона 88 млрд кубометров газа. С участием "ИТЕРЫ" на территории Свердловской области построено более 200 километров магистральных газопроводов среднего давления.
     Основными покупателями газа «НГК «ИТЕРА» являются, помимо Свердловской области, страны СНГ  и Балтии (Украина, Белоруссия, Молдавия, Казахстан, Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония).
     Объем добычи на 2008 год составляет порядка 10,2 млрд куб метров. К 2012 году планируется довести объем добычи до 20-22 млрд куб метров.
     Используя отчетность компании за 2007 и 2008 года, составленную в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета, а именно бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках проводится анализ финансовых результатов. Анализируется динамика и структура показателей прибыли, проводится факторный анализ прибыли от продаж и прибыли до налогообложения методом цепных постановок. Также осуществляется анализ показателей рентабельности. 

2.2. Горизонтальный и вертикальный анализ «Отчета о прибылях и убытках».
     На  основании данных отчета о прибылях и убытка ООО «НГК «ИТЕРА» за 2007 и 2008 года проводится горизонтальный и вертикальный анализ.
     Для горизонтального анализа соответствующие  статьи отчета о прибылях и убытках  объединяться в табл. 2.1. «Горизонтальный  анализ отчета о прибылях и убытках» и определятся их процентное изменение по сравнению с предшествующим годом.
     Табл. 2.1. «Горизонтальный  анализ отчета о прибылях и убытках».
Показатель 2008 год, тыс. руб. 2007 год, тыс. руб. Темп  роста, %
Выручка (нетто) 40 474 422 29 695 424 136,3%
Себестоимость продукции (17 933 764) (13 750 633) 130,4%
Валовая прибыль 22 540 658 15 944 791 141,4%
Показатель 2008 год, тыс. руб. 2007 год, тыс. руб. Темп  роста, %
Коммерческие  расходы (12 483 707) (10 245 225) 121,8%
Управленческие  расходы (1 284 530) (1 507 248) 85,2%
Прибыль (убыток) от продаж 8 772 421 4 192 318 209,2%
Прочие  доходы и расходы Проценты  к получению
1 200 583 771 586  
155,6%
Проценты  к уплате (2 105 080) (1 302 533) 161,6%
Доходы  от участия в других организациях 70 341 2 855 2463,8%
Прочие доходы 18 280 428 6 525 015 280,2%
Прочие  расходы (21 108 253) (6 215 974) 339,6%
Прибыль (убыток) до налогообложения 5 110 440 3 973 267 128,6%
Текущий налог на прибыль (1363563) (1025671) 132,9%
Чистая  прибыль 3742907 2934248 127,6%
     Из  данных таблицы следует, что бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения) выросла на 28,6%, что соответственно привело к увеличению прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, на 27,6%. Однако по сравнению с прибылью от реализации, которая выросла почти в 2 раза, прирост бухгалтерской прибыли намного меньше. Это вызвано тем, что в 2008 году значительно выросли прочие расходы (339,6%) и проценты к уплате (161,6%), которые в абсолютном выражении превышают прочие доходы и проценты к получению.
     В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения. Прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации продукции, что свидетельствует об относительном снижении затрат на производство. Этому способствует, во-первых, то, что рост себестоимости и коммерческих расходов ниже роста выручки от продаж. Во-вторых, в 2008 году управленческие расходы снизились на 15%.
     Прирост чистой прибыли (27,6%) ниже, чем прирост  прибыли от реализации(109,2%) и бухгалтерской прибыли (28,6%). Это свидетельствует о том, что предприятию следует более рационально использовать механизмы налогообложения. Об этом также свидетельствует значительный рост по платежам в бюджет и по налоговым санкциям, которые возросли в 12,5 раз. Текущего налога на прибыль вырос на 32,9%, что больше роста бухгалтерской прибыли.
     При проведении вертикального анализа  выручка от реализации принимается  за 100%, а остальные статьи отчета представляются в виде доли от выручки. Таким образом, можно проследить, какую долю остальные статьи отчета составляют от выручки и как они изменились в 2008 году.
     Табл. 2.2. «Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках».
Показатель 2007 год, % 2008 год, % Изменение, %
Выручка (нетто) 100% 100% -
Себестоимость продукции 46,3% 44,3% -2,0%
Валовая прибыль 53,7% 55,7% 2,0%
Коммерческие  расходы 34,5% 30,8% -3,7%
Управленческие  расходы 5,1% 3,2% -1,9%
Прибыль (убыток) от продаж 14,1% 21,7% 7,6%
Прочие  доходы и расходы Проценты  к получению
2,6% 3,0% 0,4%
Проценты  к уплате 4,4% 5,2% 0,8%
Показатель 2007 год, % 2008 год, % Изменение, %
Доходы  от участия в других организациях 0,0% 0,2% 0,2%
Прочие  доходы 22,0% 45,2% 23,2%
Прочие  расходы 20,9% 52,2% 31,3%
Прибыль (убыток) до налогообложения 13,4% 12,6% -0,8%
Текущий налог на прибыль 3,5% 3,4% -0,1%
Чистая  прибыль 9,9% 9,2% -0,7%
 
     Для наглядного сравнения изменений уровня составляющих прибыли по отношению  к выручке от реализации строиться диаграмма №1 «Изменение удельного веса показателей формы №2 ООО «НГК «ИТЕРА». более удобного сравнения полученных значений строиться диаграмма №1 «Изменение удельного веса показателей формы №2 ООО «НГК «ИТЕРА»:  

          Первое, что следует отметить, это увеличение доли прибыли от продаж в выручке 7,6%, которое вызвано тем, что доля себестоимости, коммерческих и управленческих в выручки снизилась.
     Второе, это снижение доли прибыли до налогообложения  в выручке на 0,8%. Такое снижение является следствием значительного  увеличения доли прочих расходов, которое  намного больше доли прочих доходов.
     Доля  текущего налога на прибыль снизилась, хотя и незначительно. Это является положительным моментом. Но в тоже время доля чистой прибыли также снизилась на 0,7%. 

     2.3. Факторный анализ прибыли от продаж.
        Прибыль от продаж характеризует  эффективность основной деятельности предприятия, которая включает производство и реализацию продукции. На нее оказывают наибольшее влияние следующие факторы: выручка от реализации, себестоимость произведенной продукции, уровень коммерческих и управленческих расходов.
    Расчет влияние выручки от продажи. При расчете влияния данного фактора необходимо исходить из того, что сама выручка зависит от количества проданной продукции (физического объема реализации) и цены на единицу продукции. Поэтому важно определить насколько повышение выручки, и соответственно прибыли, вызвано простым ростом цен, и насколько это повышение вызвано изменением физического объема реализации.
        «В 2008 году индекс роста средних оптовых цен на газ для всех категорий потребителей на внутреннем рынке составил 1,25, то есть цены выросли на 25%» [3].
        Соответственно, выручка  от реализации в сопоставимых ценах  составит:
Всопост. ценах = В1/Ip,                    (2.1.)
где В1 – выручка от продажи продукции в отчетном периоде
       Ip - индекс цен.
Всопост. ценах = В1/Ip = 40474422/1,25 = 32379537 тыс. руб.
        Таким образом, выручка  от продажи продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим увеличилась за счет роста цен  почти на 8,1 млрд рублей:
        Ц = В1 – Всопост. ценах = 40474422 – 32379537 = 8094885 тыс. руб.   (2.2)
        кол-во = Всопост. ценах – В0 = 32379537 – 29695424 = 2684113 тыс. руб. (2.3.)
        Увеличение количества реализованной продукции привело  к увеличению выручки в отчетном периоде на 2,7 млрд рублей (2684113 тыс. руб).
    Расчет влияния цены на прирост прибыли от продаж определяется по формуле:
Ц = (?ВЦ*Rпродаж 0)/100 = (8094885*14,1)/100 = 1141379 тыс. руб.      (2.4.)
где ?ПЦ – изменение прибыли от продаж под влиянием цены;
              Rпродаж 0 – рентабельность от продаж в базисном периоде, которая определятся как отношение прибыли от продаж к выручки от продаж;
        Полученное значение свидетельствует о том, что прирост  цен на продукцию в отчетном периоде  в среднем на 25% привел к увеличению суммы прибыли от продаж на 1141379 тыс. руб.
    Расчет влияния количества проданной продукции на суммы прибыли от продаж можно рассчитать следующим образом:
кол-во = ((В1 – В0 – ?ВЦ)*Rпродаж 0))/100 = ((40474422 – 29695424 – 8094885)*14,1/100 = 378460 тыс. руб.        (2.5.)
        Таким образом, увеличение физического объема реализации привело к приросту прибыли на 378460 тыс. руб. В данном случае прирост качественного фактора (увеличение цен реализации) намного больше прироста количественного фактора (увеличения физического объема).
    Расчет влияния фактора себестоимость проданной продукции осуществляется следующим образом:
С = (В1*(УС1 – УС0)/100,                   (2.6.)
        где УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисном периодах по отношению к выручке.
С = 40474422*(44,3% - 46,3%)/100 = - 809488 тыс. руб.
        При анализе нужно учитывать, что расходы являются факторами обратного влияния по отношению к прибыли. Снижение удельного веса себестоимости в 2008 году привело к экономии 809488 тыс. руб. и соответственно увеличению прибыли от продаж на 809488 тыс. руб.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.