На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Гражданская активность и гражданское общество в современной России: проблемы и перспективы становления

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Гражданская активность
Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Гражданская активность как одна из предпосылок формирования правового государства
§ 1 Понятие и признаки правового государства……………………………………….6
§ 2 Права и свободы человека  в системе ценностей государства………………….15
§ 3  Формы проявления активности граждан в правовом государстве……………..21
Глава 2 Объединения граждан, как способ проявления гражданской активности в России и на международной арене
§1 Некоммерческие объединения граждан,  как способ проявления  гражданской активности………………………………………………………………………………31
§ 2 Объединения граждан в целях благотворительной и добровольческой деятельности……………………………………………………………………………37
§ 3 Гражданская активность молодежи………………………………………………46
§ 4 Гражданская активность в социальных секторах Интернет…………………….50
Глава 3 Гражданская  активность и гражданское общество в современной России: проблемы и перспективы становления………………………………….56
Заключение……………………………………………………………………………67
Список нормативно-правовых актов, специальной и учебной литературы…69
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
       
         Актуальность темы квалификационного исследования обусловлена важностью и значимостью процесса развития институтов гражданского общества в современной России как жизненно важного условия ее становления в качестве демократического правового государства. При этом важнейшей составляющей данного процесса является социально-полезное, активное поведение личности, обеспечивающее конструктивное развитие российского общества. Речь идет о появлении новых социальных типов личности, которые являются носителями инновационных политико-правовых мировоззренческих норм и ценностей, утверждение и распространение которых в обществе знаменует собой качественные преобразования правовой культуры. Следовательно, среди важнейших критериев характеристики современной личности должен стать уровень ее правосознания и правовой культуры.
        Представляется, что актуальность проблематики исследования обусловлена правовыми реформами в российском государстве в XXI веке, предполагающими расширение правовой информированности общества, а как следствие этого и социально-правовой активности, формирование новой системы управления правовоспитательным процессом
       Активность гражданская — одна из форм общественной активности, основной целью которой является реализация социально значимых интересов; присуща индивиду, различным объединениям граждан. Она зависит от духовных и политических ценностей и ориентаций, общей культуры субъекта деятельности и поведения.
       Гражданская активность направлена на привлечение максимально возможного внимания общественности, средств массовой информации (СМИ), властных структур к различного рода общественным проблемам. Среди них выделяются, в частности, женские, молодежные, ветеранские, профсоюзные проблемы; вопросы, связанные с развитием местного самоуправления, образования, культуры, медицины, с состоянием экологии, экономики и т. п.
        Процесс формирования гражданской активности может протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, путем дискуссий, обмена мнениями, сопоставления различных точек зрения. Однако чаще всего гражданская активность является результатом определенных действий государственных учреждений, политических организаций, масс-медиа. Формами коллективной самоорганизации граждан являются общественные комитеты, союзы, движения; инициативные группы гражданского давления, экспертные общественные комиссии, советы и проч. Диапазон их действий достаточно широк — от сбора подписей, подачи петиций до уличных манифестаций и актов гражданского неповиновения.
      Во многих случаях подобного рода акции связаны с проявлением массовых эмоций. Они находят свое выражение в пикетировании, митингах протеста, распространении печатной продукции (листовок, газет), иных формах. Такого рода гражданская активность предполагает давление на местные, региональные, федеральные органы власти с целью выработки и принятия соответствующих политических решений.
       Гражданская активность основана на принципах полной добровольности и свободы участия. Инициаторы и члены гражданских акций действуют, как правило, по собственному желанию, не по принуждению. Вместе с тем данную проблему не следует рассматривать вне контекста гражданской ответственности людей перед законами той страны, в которой они живут. Государство при этом должно содействовать развитию демократических институтов, гуманистических принципов и идей; строго обеспечивать соблюдение прав и свобод человека; поощрять различные формы участия населения в государственной и общественной деятельности; уважать начала самоуправления; гарантировать свободу печати и гласность, судебную защиту и др.
          В зависимости от масштабов гражданская активность проявляет себя в рамках отдельной производственной административной единицы, в пределах региона, на общенациональном уровне. Она оказывает воздействие на развитие политических. отношений в обществе, может способствовать их сохранению и укреплению либо воздействовать на изменение сложившегося статус-кво в отношении между субъектами политики гражданская активность неразрывно связана с гражданским долгом. Это означает, что любой гражданин должен честно исполнять свои обязанности; испытывать чувство нравственной ответственности за свою деятельность перед окружающими людьми и обществом, знать о последствиях неправомерного поведения.
      Углубление конфронтации с представителями властных структур усиливает политический характер гражданской активности, может привести к политическому кризису на локальном, региональном или национальном уровнях. Данное обстоятельство обусловливает необходимость оперативного анализа и учета обществ, мнения в процессе принятия политических решений.
           В недемократических обществах, где права человека существенно ограничены или подавляются, положение гражданина в значительной степени осложняется, его общественная активность сдерживается. Такое положение особенно характерно для тоталитарных режимов, где безраздельно господствует единая идеология, установлена монополия государства на деятельность СМИ, осуществляется грубое вмешательство в частную жизнь человека, не допускается свобода экономической деятельности индивида. В условиях демократии конституционный и реальный статус гражданина позволяет ему активно участвовать в общественной жизни. В Конституции Российской Федерации закреплены права граждан создавать общественные объединения (ст. 30), обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Публичное право закрепляет правоотношений между гражданским обществом и государством.
Цель квалификационного исследования выявить основные тенденции и перспективы развития гражданского общества и гражданской активности  в современной России.
Объектом квалификационного  исследования является гражданское общество России и гражданская активность личности.
Предмет квалификационного исследования – тенденции развития гражданского общества и гражданской активности в России  
Для выполнения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Раскрыть понятие и признаки правового государства;
- Раскрыть основные права и свободы человека и гражданина в системе ценностей государства;
- Рассмотреть формы активности граждан в правовом государстве;
- Определить структуру гражданского общества, основные элементы деятельности представляющих его организаций на разных уровнях: социальном, экономическом, политическом;
- Выявить факторы, оказавшие влияние на формирование новых механизмов взаимодействия органов государственной власти с организованными структурами гражданского общества.
- Определить роль  органов государственной власти  в формировании механизмов интеграции общественного сектора в реализации государственной политики в сфере развития российского гражданского общества.
- Исследовать проблемы и перспективы становления и развития гражданской активности и гражданского общества в современной России.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Гражданская активность как
одна из предпосылок формирования правового государства
 
§ 1 Понятие и признаки правового государства.
 
Историческая память хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество. В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта (1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг. ) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж. Локк, Дени Дидро, Ж. -Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для правового государства характерно ограничение государственной власти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И. Канта сводятся к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство - это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»[1]; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния[2].
Теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом витке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочетание «правовое государство» привычно ассоциировалось с теми разделами университетского курса, где критиковались различные модификации западных доктрин с аналогичным названием и провозглашалось «социалистическое правовое государство». Вызывает сомнение научная осмысленность самого сочетания «социалистическое правовое государство». Прилагательное «социалистический» указывает на господствующую форму собственности и на определенную идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея правового государства уже подразумевает антисоциалистичность, т. е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В нашем государстве делается попытка не только возродить идею правового государства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно, этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.[3]
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же внешних характеристик (связанность государства правом, разделение властей, наличие конституции), определенной системой принципов, институтов и норм. Суть правового государства не в законопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, и то и другое есть признаки не правового, а полицейского государства. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная собственность есть основное условие блеска его. [4]
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, моновластном) государстве личность, общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств государственных органов. Понятие гражданского общества подразумевает не только «гражданственность», известную степень политической свободы, но и «буржуазность», т. е. экономическую независимость человека, возможность получить доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в демократическом обществе устраняет доминирование политической власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрицательных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характерных для развитого государства в условиях демократии, необходимо указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление власти, прежде всего путем формирования представительных органов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие государственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную власть. [5]
В основе правовой экономики лежит принцип «от каждого по способностям - каждому по труду». Это социально-правовой масштаб меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить правовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод: 1) открыть простор всем видам собственности; 2) заменить административные приказы договорами, основанными на равенстве сторон, 3) сделать главенствующим принцип «разрешено все, что не запрещено», 4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвердить равноправие и добросовестность в выборе партнера, 6) не ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика и гражданское общество - переход от распределительного общества к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирования правового государства. [6]
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделений законодательной, исполнительной и судебной властей.
Современное правовое государство - это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей)[7]. Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.               Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества.
2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов.
6. Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление действенной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления государством;
- торжество политико-правового плюрализма;
- выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:
а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества;
б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;
в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм;
г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически популистские силы)[8].
Правовое государство - путь к возрождению естественно-исторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие «правовое государство» - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
6. Обладает государственным суверенитетом. [9]
Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма.[10]
Таким образом в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится. Правовое государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств массовой информации.
 
§ 2 Права и свободы человека в системе ценностей государства
     Верховенство закона подразумевает не только приоритет закона как разновидности нормативно-правового акта в отношении подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, закрепленных за членами общества действующим законодательством. В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципиальное значение приобретает проблема правового равенства в различных сферах жизни общества и государства. Ее решение предполагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих такое равенство.
        Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах. Это прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г[11]., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.[12]
       Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств. Особое значение в них придается юридической защищенности личности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумпция же невиновности означает, что подлинно демократическое государство признает, что все вопросы, связанные с виновностью или невиновностью граждан в совершении того или иного преступления, следует решать только в судебном порядке. Более того, при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в ст.49 Конституции Российской Федерации.
Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в 1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства". Далее в ней указывается на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство,  обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право каждого человека на признание его правосубъектности, т. е. предоставления человеку возможности приобретать права и осуществлять обязанности, предусмотренные законодательством.
Декларация также провозглашает, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный, справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указывается на недопустимость произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их жилища, тайну корреспонденции и т. п. Она закрепляет и другие права и свободы человека, которые должны быть признаны и уважаться всеми государствами (свобода мысли, совести и религии, свобода передвижения в пределах каждого государства, право убежища в других странах, право на труд, на равную оплату, право на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы, право на создание профсоюзов и т. д. ). Политический и идеологический плюрализм - отличительный признак правового государства. Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в условиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице своих политических организаций ведут борьбу за власть в государстве цивилизованными методами, в честном политическом противоборстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обеспечивает им возможность свободно излагать свои программные установки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в пользу своих идеологических концепций.[13]
Политический и идеологический плюрализм является выражением и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или иной политической организации, и идеологической пристрастности. Отсюда становится понятным, почему государство не должно навязывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преимущество для той или иной политической организации.
Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны быть реально обеспечены в государстве. Это достигается прежде всего принятием и проведением в жизнь разнообразных законодательных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общественных отношений. В числе международных документов о правах человека также следует указать Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.[14]
В закреплении основ правового положения человека и гражданина большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г. Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущества перед законами Российской Федерации и непосредственно порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.[15]
Права и свободы человека и гражданина также закреплены в Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993г. (ст. ст. 2, 6-8, 13-14, а также полностью глава 2 - права и свободы человека и гражданина ст. ст. 17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.» А статья 56 Конституции Российской Федерации не допускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу совести, право на жилище, право на возмещение государством вреда, причиненного государственными органами или их должностными лицами. [16]
Статья 2 гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.» Статья 17 закрепляет положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст.17 права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непосредственно действующими (ст.18). Это означает, что государственные и судебные органы, должностные лица в своей деятельности непосредственно руководствуются и применяют нормы Конституции. На основании статьи 80 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов 9органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (часть вторая статьи 85 Конституции).
В Российской Федерации все равны перед законом и судом. Конституцией провозглашается недопустимость использования прав и свобод для посягательства на конституционный строй, права и свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и свобод и их ограничения.
Значительное внимание уделено в Конституции личным, гражданским и политическим правам, а также гарантиям этих прав. Право частной собственности охраняется законом (ст.35). Закрепляется право частной собственности на землю (ст.36), а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает создание надежной конституционной базы для продвижения экономической реформы, стабильного развития рыночной экономики.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: «1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной, власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд...». Конституцией Российской Федерации гарантируются: право на получение квалифицированной юридической помощи (ст.48), право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ст.50). Существуют и другие декларируемые Конституцией Российской Федерации гарантии прав и свобод человека. [17]
Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского общества нужно выделить то, что права и  свободы человека не только все более становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как непосредственный критерий при определении правомерности того, или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования государственных актов в международных правосудные органы в случаях, когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции общего положения (ст.46), но и специальным закреплением в ряде статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод - права на тайну переписки (ст.23), неприкосновенность жилища (ст.25), права частной собственности (ст.35). Более того, статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обращаться, в случае необходимости, в межгосударственные правозащитные органы.[18]
В Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.45). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст.47, ч.1). При этом Конституция впервые вводит в судебную практику новый институт - присяжных заседателей. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.123, ч.4).
В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выражается в нарушении международных актов, относящихся к правам народов, нарушении правового равенства граждан, использовании прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими силами, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в  жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных прав и свобод.[19]
Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые нарушения прав и свобод человека - это преступления геноцида, различные способы рассовой дискриминации, преступления апартеида, военные преступления, а также преступления против человечества.
Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (ст. ст.41 ч. 3, 52, 53Конституции Российской Федерации).
        Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст. ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации). [20]
 
§ 3  Формы проявления активности граждан в правовом государстве
 
Стратегический курс на ускорение социально-экономического развития страны нацелен на преобразование всех сторон жизни российского общества, активизацию системы политических, общественных и идеологических институтов, повышение социально-правовой активности российских граждан. Одной из основных задач внутренней политики государства является необходимость формирования гармонично развитой, активной социально-правовой личности, воспитания у нее высокой гражданствен­ности, уважения к законам, готовности участвовать в обеспечении правопорядка.
Социальная активность граждан – это форма поведения – общественная, производственно-трудовая, политическая, экономическая, познавательная, правовая, творческая и др., имеющая целью достижение пользы, результата, как правило, позитивного (возможны случаи и негативного) для общества, социальной группы или отдельного человека (в том числе для действующего субъекта). Социальная активность, реализуемая в правовой сфере, выступает в форме правовой активности.
         Социальная активность граждан представляет собой сложное общественное явление. В свете демократизации российского общества потребность в ее предметном научном осмыслении, формировании и превращении в развитой социальный институт современного общества становится все более актуальной и настоятельной. При этом важной практической проблемой является выработка специальной политики в области управления социальной активностью. Социальная активность в первую очередь определяется социальными потребностями, лежащими в основе взаимоотношений индивидов и социальных групп. В широком смысле под социальной активностью понимается человеческая деятельность, заключающаяся в тех или иных способах взаимодействия с социальной средой, в целях удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей. Сделав акцент на такой цепочке взаимосвязей, как индивид – общество – государство, позволяющей взглянуть на процесс социальной активности индивида с позиций взаимоотношений государства и гражданина, мы предлагаем понимать под сущностью социальной активности граждан деятельностный аспект отношения гражданина к своему государству, базирующемуся на социальной идентификации, то есть государственном осознании, государственной идеологии и ряде культурных ценностей.[21] Необходимо отметить, что в России социальная активность граждан имеет собственные специфические черты, такие как недоверие к государству и ориентация только на собственные силы, важнейшими причинами которых являются политическая нестабильность и тяготы экономического  существования. Кроме того, можно констатировать, что в России отсутствует институциональный механизм поддержки и развития культурных, этнических, религиозных ценностей. В массовом сознании россиян еще сохраняются стереотипы рабской психологии, а гражданское сознание выражено слабо. В контексте сказанного хотелось бы добавить еще одну ключевую мысль. Развитие и становление гражданского общества – это прежде всего процесс самоорганизации, объединения людей для защиты своих подлинных, долговременных интересов. На самоорганизацию и самосознание, являющиеся составными частями социальной активности граждан, можно и необходимо влиять, и такое влияние не должно ограничиваться одной лишь пропагандой. Данную проблему можно решать с двух основных позиций: посредством влияния извне (управление); посредством стимулирования саморазвития и самоорганизации граждан (создание условий для саморазвития и самостоятельной активности граждан). Автор глубоко убежден в том, что разработка политики социального управления активностью граждан – важнейшее практическое направление созидательной деятельности государства. В том случае, если удастся добиться роста социальной активности, это приведет к минимизации социальной напряженности, придаст стабильность государственному строю и положительную динамику экономическим и политическим преобразованиям внутри страны. Итак, стремясь занять достойное место среди ведущих держав мира, Россия ищет новые модели социальной политики, собственные способы разрешения социальных проблем, стремится оптимизировать взаимодействие власти и общества, осуществляемое на взаимовыгодных условиях. В посланиях президента РФ Федеральному собранию разных лет неоднократно подчеркивалась мысль о том, что колоссальные возможности страны подчас блокируются государственным аппаратом, функции которого не приспособлены для решения стратегических задач.
        Глава государства призывал к использованию инновационных управленческих ресурсов и разработке ряда приоритетных социотехнических и гуманитарных проектов и программ, необходимых для эффективного освоения социального пространства[22]. Очевидно, что в основу концепции взаимодействия государства и общества в современной России должны быть положены идеи «социального партнерства», идеи организации социальной активности граждан с помощью гуманитарных технологий. Активизация механизмов социального партнерства возможна при всеобщем понимании – властью, обществом и бизнесом – происходящих социальных процессов и разделении ответственности за их развитие. Исторические традиции и менталитет россиян определяют высокую роль государства в процессах формирования институтов  гражданского общества и выстраивания диалоговых отношений. Развитие институтов гражданского общества требует сильной государственной власти, которая должна обеспечить их эффективное функционирование путем создания экономической, правовой, законодательной, идеологической,  психологической базы, выступающей гарантией их легитимного существования[23]. Гуманитарные технологии организации социальной активности выступают при этом как систематизация, соорганизация и упорядочение в пространстве и времени компонентов целенаправленной коллективной деятельности субъектов гражданского общества на основе современного гуманитарного знания. Политические и социально-экономические реалии побуждают главенствующие субъекты российской власти совершенствоваться на основе взаимодействия со структурами возрождающегося гражданского общества. С момента образования федеральных округов, становления института полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах возрастает актуальность публичных функций государственного управления, реализуемых в России
Правовая активность личности – одна из важнейших составных частей (форм) социальной активности, включающая в себя всё многообразие её проявлений, играющая важнейшую роль в процессе становления российского государства как правового. Как закреплено ст. 1 Конституции РФ, Россия – это демократическое федеративное правовое государство[24]. Основой же данного государства выступает активная правовая личность.
Правовую активность личности следует рассматривать как интенсивную деятельность личности в сфере права, включающую в себя как позитивный (одобряемый государством и обществом), так и негативный (отрицательно воспринимаемый государством и обществом) факторы. Правовая активность характеризуется рядом признаков.
Во-первых, правовая активность личности всегда проявляется в действиях, так как сущность активности заключается именно в действии, в активном поведении человека.
Во-вторых, действия совершаются свободными индивидами. Свобода в данном случае рассматривается как «гарантия того, что каждый из нас может делать нечто без помех со стороны другого, воспрещающего это делать, или заставляющего делать нечто иное».
В-третьих, данные действия происходят в сфере права и могут носить как правомерный, так и противоправный характер. Противоправное поведение – это тоже поведение правовое (но не правомерное), поэтому противоправный характер, как и правомерный, является ее составляющей.
В-четвертых, данная категория отражает психологическую готовность личности к общению с правом, в рамках которой у каждой личности должна присутствовать устойчивая убежденность в высоком назначении права.
В-пятых, правовая активность в процессе своего функционирования должна ориентироваться на тесное взаимодействие с общечеловеческими ценностями и исходить от надлежащих ей субъектов.
Раскрыть сущность правовой активности невозможно вне связи с такими категориями как «правовая жизнь» и «правовая политика», что позволяет выявить весьма значимые аспекты исследуемого понятия.
По мнению А.В. Малько, правовая жизнь общества - это «форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов»[25].
Одним из важнейших элементов правовой жизни является активное поведение людей как членов гражданского общества, основанное на их сознании. Именно они выступают показателем состояния и хода развития и функционирования общественных процессов. Поэтому их исследование представляет важный инструмент для принятия научно обоснованных решений во всех сферах общественно-правовой жизни.
Правовая активность личности может выполнять роль критерия правовой жизни, «движителя» общественного развития только на основе «объективного знания права», которое является теоретическим и жизненным основанием, для того чтобы спорить о праве и бесправии, возмущаться произволом, противодействовать, защищать, апеллировать к суду, настаивать на своих правах политической свободы, отрицать по праву свой «мнимый долг», протестовать против нарушения своих имущественных прав, избирать представителей власти и прочее.
При этом правовая активность личности может рассматриваться не только как элемент правовой жизни, но и как показатель, критерий её качественного состояния. Оттого насколько активнее ведет себя личность в сфере права, в том числе и в политической жизни общества, определяется и уровень (состояние) правовой жизни.
Поскольку уровень правовой активности личности в настоящее время весьма низок, то и уровень правовой жизни общества России невысок. Подтверждением этому может послужить, например, низкая избирательная активность граждан.
Проблема низкого уровня избирательной активности заключается, прежде всего, в недоверии к выборам: граждане считают, что это лишь формальность и их голоса ничего не решат. И государству предстоит проделать огромную работу в преломлении такого негативного представления граждан о выборах.
Качественное состояние правовой жизни – это совокупность признаков, характеристик, показывающих степень разновидности процессов, связанных с активным использованием личностью права для решения насущных проблем общественного развития: формированием правового государства, гражданского общества, повышением уровня правовой культуры, правосознания, борьбы с правовым нигилизмом, преступность и т. д. Категория «качественное состояние правовой жизни» выражает, прежде всего, подвижность правовой жизни, «нестоящей» на месте, ее развитие. Преобразование общества, совершенствование его правовой жизни – основная, глобальная цель свободных индивидов. Поэтому именно через правовую активность личности можно анализировать качественное состояние правовой жизни[26].
Правовая активность личности при этом должна быть направлена на то, чтобы заставить, принудить власть и негативно настроенных граждан уважать законы, которые, в свою очередь, должны быть социально и научно аргументированными, адекватно отображающими насущные потребности жизни общества.
Правовая активность является одной из важнейших характеристик человека в правовой сфере. В большинстве случаев такая активность направлена на достижение законной цели законным способом. Но в реальной правовой жизни имеются многочисленные случаи проявления правовой активности в направлении, пролегающим рядом с официальными способами поведения человека в обществе или не совпадающим с официально признанным и допустимым. Это так называемая «негативная правовая активность», проявляющаяся, как правило, в противоправных действиях.
Таким образом, правовая активность личности в отношении к правовой жизни является:
- необходимым элементом правовой жизни;
- способом ее функционирования;
- показателем, нормативом её качественного состояния.
Правовая активность выступает не только одним из основных способов правовой жизни, но и является объектом, критерием эффективности проводимой правовой политики.
Итак, правовая активность личности как важнейшая составная часть правовой жизни выступает критерием ее качественного состояния.
      Гражданская активность— одна из форм общественной  активности , основной целью которой является реализация социально значимых интересов; присуща индивиду, различным объединениям граждан. Она зависит от духовных и политических ценностей и ориентаций, общей культуры субъекта деятельности и поведения. По содержанию  гражданская   активность  может быть прогрессивной и консервативной, конструктивной и деструктивной, по способам и методам — конвенциональной и неконвенциональной.
       Гражданская   активность  направлена на привлечение максимально возможного внимания общественности, средств массовой информации (СМИ), властных структур к различного рода общественным проблемам. Среди них выделяются, в частности, женские, молодежные, ветеранские, профсоюзные проблемы; вопросы, связанные с развитием местного самоуправления, образования, культуры, медицины, с состоянием экологии, экономики и т. п.
      Процесс формирования  гражданской   активности  может протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, путем дискуссий, обмена мнениями, сопоставления различных точек зрения. Однако чаще всего  гражданская   активность  является результатом определенных действий государственных учреждений, политических организаций, масс-медиа. Формами коллективной самоорганизации граждан являются общественные комитеты, союзы, движения; инициативные группы гражданского давления, экспертные общественные комиссии, советы и проч. Диапазон их действий достаточно широк — от сбора подписей, подачи петиций до уличных манифестаций и актов гражданского неповиновения.
      Во многих случаях подобного рода акции связаны с проявлением массовых эмоций. Они находят свое выражение в пикетировании, митингах протеста, распространении печатной продукции (листовок, газет), иных формах. Такого рода  гражданская   активность  предполагает давление на местные, региональные, федеральные органы власти с целью выработки и принятия соответствующих политических решений.
       Гражданская   активность  основана на принципах полной добровольности и свободы участия. Инициаторы и члены гражданских акций действуют, как правило, по собственному желанию, не по принуждению. Вместе с тем данную проблему не следует рассматривать вне контекста гражданской ответственности людей перед законами той страны, в которой они живут. Государство при этом должно содействовать развитию демократических. институтов, гуманистических принципов и идей; строго обеспечивать соблюдение прав и свобод человека; поощрять различные формы участия населения в государственной и общественной деятельности; уважать начала самоуправления; гарантировать свободу печати и гласность, судебную защиту и др.
     В зависимости от масштабов  гражданская   активность  проявляет себя в рамках отдельной производственной административной единицы, в пределах региона, на общенациональном уровне. Она оказывает воздействие на развитие политических. отношений в обществе, может способствовать их сохранению и укреплению либо воздействовать на изменение сложившегося статус-кво в отношении между субъектами политики  гражданская   активность  неразрывно связана с  гражданским  долгом. Это означает, что любой гражданин должен честно исполнять свои обязанности; испытывать чувство нравственной ответственности за свою деятельность перед окружающими людьми и обществом, знать о последствиях неправомерного поведения.
     Углубление конфронтации с представителями властных структур усиливает политический характер  гражданской   активности , может привести к политическому кризису на локальном, региональном или национальном уровнях. Данное обстоятельство обусловливает необходимость оперативного анализа и учета обществ, мнения в процессе принятия политических решений.
           В недемократических обществах, где права человека существенно ограничены или подавляются, положение гражданина в значительной степени осложняется, его общественная активность сдерживается. Такое положение особенно характерно для тоталитарных режимов, где безраздельно господствует единая идеология, установлена монополия государства на деятельность СМИ, осуществляется грубое вмешательство в частную жизнь человека, не допускается свобода экономической деятельности индивида. В условиях демократии конституционный и реальный статус гражданина позволяет ему активно участвовать в общественной жизни. В Конституции Российской Федерации закреплены права граждан создавать общественные объединения (ст. 30), обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33), участвовать в управлении делами государства (ст. 32). Публичное право закрепляет правоотношений между гражданским обществом и государством.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2 Объединения граждан, как способ проявления гражданской активности в России и на международной арене
 
Мировой финансово-экономический кризис 2008 года спровоцировал новые вызовы для развития страны и гражданского общества России. В сложившихся условиях значительно возросла потребность в ресурсах и технологиях благотворительного и добровольческого секторов, которые стимулируют общественно-полезные инициативы организаций и граждан, продвигающих в общество такие ценности, как взаимопомощь, доверие, солидарность.
 
§1 Некоммерческие объединения граждан, как способ проявления  гражданской активности
 
       Становление и эффективность гражданского общества, о которых так страстно спорят последние годы российские политологи, в решающей степени зависит от отношения к его институтам самих граждан. Разумеется, существуют и другие обстоятельства, которые обуславливают жизнеспособность гражданских институтов: тип политической системы, уровень структурированности общества, характер правовых отношений и т. д.
        Тем не менее, только осознание гражданами общности групповых интересов, своей идентичности с другими индивидами, обладающими аналогичными социальными признаками, готовность в той или иной форме поддерживать соответствующую общность, принимать участие в ее деятельности и в конечном счете активно отстаивать групповые интересы, рассматривая их как выражение своих собственных, наполняют институты гражданского общества необходимой им жизненной силой. Подобная позиция граждан является важным составным элементом политической культуры и может быть специально выделена и рассмотрена как культура гражданственности.
       В свое время, изучая политические системы, американские социологи Г. Олмонд и С. Верба разбили их на три группы: патриархальную, подданическую и активистскую.
         Соответственно, были выделены три типа индивидов, доминирующих в каждой из этих групп. Патриархальный тип определялся абсолютной слитностью с недифференцированным совокупным общественным организмом. Проблемы взаимоотношений с политическими и общественными институтами для него практически не существует - за отсутствием последних[27].
       Личность, ориентированная в духе подданнической культуры, отличается осознанием особого авторитета политических институтов, испытывает по отношению к ним положительные или отрицательные эмоции, оценивает их как легитимные или нелегитимные. В то же время ей свойственно стремление к отстранению от конкретных механизмов политической системы, отсутствие готовности в активному участию в ее функционировании.
        Индивид, относящийся к активистскому типу, отчетливо ориентируется на активную роль в политической системе - вне зависимости от позитивного или негативного отношения к ее отдельным элементами или системе в целом.
        При всей условности предложенного членения, неоднократно подвергавшегося обоснованной критике за упрощение и схематичность, оно с определенными оговорками может быть использовано при дифференциации поведения индивидов по отношению к институтам гражданского общества, иными словами для выработки типологии гражданственности. Если гражданского общества в данном социуме нет, то проблемы отношения к нему индивида не существует. Такую ситуацию можно охарактеризовать как нулевую. Возможен вариант, при котором налицо формально существующие, но по сути дела бесправные институты гражданского общества. В таких случаях может идти речь о пассивно-отстраненном типе отношения индивида к гражданскому обществу. В свою очередь эффективно действующее, полноправное гражданское общество предполагает высокий уровень участия индивидов в работе его институтов. Такой тип отношения имеет все основания быть охарактеризован как зрелый активистско- гражданственный.
       Очевидно, что, ставя перед собой задачу оценить состояние и перспективы общественных отношений в России, необходимо прежде всего получить правильное представление о доминирующих типах культуры гражданственности, определяющих отношение индивида (или индивидов) к институтам гражданского общества.
      Согласно широко распространенному мнению гражданское общество в России крайне слабо и мало эффективно. Существует даже представление, будто в нынешних условиях оно еще вообще не сложилось.
       Обычно доказательству этой точки зрения служит ссылка на повсеместное «негражданственное» поведение основной массы российского населения. При этом используются несколько устойчивых мифов, имеющих хождение в специальной литературе и проникших в общественное сознание.
          Утверждается, что историческое прошлое русского народа, на протяжении многих столетий находившегося под гнетом иностранных захватчиков и своих собственных абсолютных властителей, пережившего длительную полосу крепостных отношений, выродившихся на последнем этапе в неприкрытое рабство, не имевшего никаких традиций самоуправления, выработало у него устойчивый менталитет, основные черты которого: терпеливость, покорность, непритязательность, неверие в своих силы и общественная пассивность.[28] Из этого следует, что подобный менталитет исключает появление у индивидов и, соответственно, у их совокупности, качеств, на которых обычно зиждется культура гражданственности, необходимая нормальному гражданскому обществу. Это, в свою очередь, предполагает наличие стимулов к групповому объединению и тем самым - к той самой гражданской активности, которая лежит в основе гражданского общества. Пока эти стимулы реализуются не в полной степени. Однако отрицать их роль и значимость – значит игнорировать реальное положение дел.
Согласно действующему российскому законодательству, некоммерческой считается организация, деятельность которой направлена на решение социально значимых вопросов путем привлечения и целевого использования ресурсов, в том числе благотворительных пожертвований. На сегодняшний день, по данным Росстата, общая численность таких организаций в Российской Федерации составляет около 670 тыс.
По разным классификациям к числу некоммерческих организаций сегодня относят около 35 организационно-правовых форм юридических лиц. Однако существует проблема определения размера и структуры той части некоммерческого сектора, которая действительно может быть отнесена к инфраструктуре гражданского общества России. Фактически статистический портрет некоммерческого сектора включает и фиктивные НКО.
На сегодняшний день примерно половина от общего числа зарегистрированных организаций третьего сектора приходится на учреждения, общественные и религиозные организации. Эта категория НКО демонстрирует стабильную активную деятельностную позицию. Но динамика изменения их численности за период 2004-2009 годов показала наибольшее, а в некоторых случаях и абсолютное сокращение. Общее число сократилось почти на 17% (Рис.3).
 

Рис. 1. Число некоммерческих организаций (без органов государственной и муниципальной власти) в разрезе основных организационно-правовых форм в 2004-2009 годах.
 
Между тем наблюдается тенденция по увеличению числа организаций, которые сложно отнести к структурам гражданского общества. Необходимо отметить, что определение границ некоммерческого сектора как сегмента гражданского общества будет более корректным, если воспользоваться определением, принятым Организацией Объединенных Наций, и не учитывать учреждения, созданные органами государственной и муниципальной власти, а также потребительские кооперативы.
Опираясь на определение Гражданского кодекса РФ[29], официальная статистика к «некоммерческим» относит и организации иного рода. Эти организации также создаются на основе свободной самоорганизации граждан, независимы от государства и не являются рыночными субъектами. Однако не секрет, что некоторые из подобных организаций существуют только на бумаге, по тем или иным причинам не занимаются деятельностью, предусмотренной уставами.
Сама же структура реально работающего третьего сектора по сферам деятельности на сегодняшний день демонстрирует преобладание социальной политики и благотворительности (Рис.5)[30].
 

Рис. 5. Распределение НКО по их сферам деятельности (%). Укажите, пожалуйста, в каких сферах (областях) осуществляет деятельность ваша организация?
Из диаграммы видно, что основные направления деятельности ориентированы на социальную политику и обеспечение, образование и науку, благотворительность.
В 2010 году на фоне сокращения финансирования 59% НКО констатируют увеличение спроса на свои услуги, что подтверждает их востребованность как сегмента гражданского общества, а также потенциальную способность отвечать на вызовы времени, по крайней мере, по оценке их клиентов. Данная тенденция совпадает со стратегией значительного количества организаций на развитие услуг – 51% НКО собирается расширить спектр услуг, 34% – увеличить список клиентских групп. В развитии услуг часть НКО видят источник финансовой устойчивости: организации намерены увеличить объем (19%), повысить цены (5%) или расширить спектр (22%) платных услуг. В этой связи, когда возникает необходимость предпринять какие-либо действия для продвижения себя на «рынке», в том сегменте сектора НКО, который она занимает, каждая вторая организация осваивает новые технологии работы и расширяет набор предлагаемых услуг, каждая третья - увеличивает список целевых групп.
2010 год ознаменовался реализацией законодательных инициатив, предложенных общественными объединениями и некоммерческими организациями, касающихся перспектив развития НКО как сегмента гражданского общества, имеющего устойчивую правовую основу. Непосредственно вращаясь в сфере предоставления общественных услуг, институты гражданского общества предложили существенные поправки к законам о некоммерческих организациях и о благотворительности.
По исправлению правовых ошибок уже сделаны некоторые шаги. Принят Федеральный закон от 17.07.2009 N 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»[31], предусматривающий упрощение процедуры регистрации НКО. Подготовлен Приказ Минюста РФ от 31.03.2009 N 96 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».
Министерству юстиции Российской Федерации поручено заниматься выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в сфере регистрации НКО, включая международные и иностранные организации, а также контроля и надзора за их деятельностью.
Согласно Федеральному закону № 17О-ФЗ, в случае неправильного оформления документов для регистрации организация получает отсрочку для исправления погрешностей, вместо того чтобы проходить всю процедуру заново, изменен режим отчетности. Отменена норма об отказе в регистрации структурному подразделению иностранной НКО, цели и задачи которого угрожают культурному наследию или самобытности России. Были разработаны и приняты поправки, касающиеся вопросов сокращения числа проверок НКО.
Президентом России дано поручение по подготовке проекта федерального закона о введении института социально ориентированных некоммерческих организаций. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» предусматривает возможность оказания социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой, информационной и консультационной помощи, размещения в них государственных и муниципальных заказов, предоставления имущества, необходимого для их деятельности.
 
§ 2 Объединения граждан в целях благотворительной и добровольческой деятельности
В последние годы масштабы реализуемых благотворительных программ и проектов свидетельствуют об устойчивом росте числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности. И это понятно. Благотворительная и добровольческая деятельность является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения, обеспечивающей важный вклад в достижение целей социальной политики страны и повышение качества жизни граждан.
Некоммерческий сектор продолжает служить ценным источником кадров как для экономики, так и для органов власти. На сегодняшний день, согласно данным всероссийского обследования НКО,[32] в негосударственных некоммерческих организациях по найму на условиях полного или неполного рабочего дня (полной или неполной рабочей недели) трудится пока только 1,13% экономически активного населения России.[33] 79% сотрудников НКО работают полный рабочий день, то есть 40 часов в неделю. Частично занятые сотрудники некоммерческих организаций работают в среднем по 16,8 часов в неделю. В пересчете на полный рабочий день (при 40-часовой неделе) доля занятых в российском некоммерческом секторе составляет 0,89% численности экономически активного населения. На рис. продемонстрированы потенциальные возможности третьего сектора как субъекта деятельности, предоставляющего рабочие места.

Рис.7 . Трудовые ресурсы некоммерческого сектора (по странам выборочно, доля занятых в некоммерческом секторе в численности экономически активного населения, данные по России – 2009 г.)
Безусловно, объем трудовых ресурсов, который мы имеем на сегодняшний день, не удовлетворяет тот спрос, который необходим для становления и эффективного развития гражданского общества.
Одним из лейтмотивов в год кризиса среди руководителей НКО и стало повышение эффективности НКО за счет кадрового ресурса. 56% организаций намерены освоить новые технологии работы, 39% – заняться повышением квалификации сотрудников. Только незначительное число организаций собираются решать вопросы выживаемости путем сокращения сотрудников (9%) или снижения зарплат (14%). Однако необходимо учитывать, что НКО и так не имели избыточных кадров и высоких заработных плат.
Волонтерство также в последние  годы является важной темой и для НКО, и для компаний-доноров. 34% НКО отмечают приток добровольцев, для 49% организаций привлечение волонтеров является частью антикризисной стратегии (на первом месте относительно других мер в сфере человеческих ресурсов). В то же время запрос на волонтеров и помощь pro bono[34] к коммерческим компаниям – далеко не в приоритете (30%). Здесь приоритетом номер один среди мер по изменению форм благотворительной деятельности в условиях кризиса является вовлечение сотрудников.
При этом необходимо отметить, что почти половина наших сограждан предпочитает проявлять свою добровольческую активность в одиночку, а не в рамках деятельности некоммерческих организаций. По данным всероссийского опроса населения, 9% россиян делали это постоянно, 7% - единожды и почти треть граждан России за последние 2-3 года несколько раз добровольно и безвозмездно трудились на благо людей, которые не являются членами их семей или близкими родственниками.
Важным шагом в развитии гражданского общества является активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса его развития, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности.
В этой связи одним из важнейших документов 2010 года стала одобренная Распоряжением Правительства РФ от 30.07.2009 N 1054-р Концепция содействия развитию благотворительной деятельности добровольчества в Российской Федерации[35]. К числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики отнесены содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространение добровольческой деятельности (волонтерство) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Привлечение трудовых ресурсов добровольцев для решения социальных проблем имеет большое значение. Остается на сегодняшний день и проблема поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности. То же можно сказать и о повышении доверия граждан к благотворительным организациям.
Не сформированы в России пока условия для расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций, недостаточно развит и институт частных и корпоративных фондов, которые обеспечивают устойчивость благотворительной деятельности, привлекающей в свои ряды все новых и новых сторонников.
Многие руководители НКО понимают, что необходимо поднимать уровень эффективности и профессионализма тех, кто стремится или уже занимается благотворительной и добровольческой деятельностью, развивать для них инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки. Немаловажным является и вопрос эффективного использования потенциала благотворительной и добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ.
Актуальное состояние благотворительной деятельности и добровольчества в России требует активизации механизмов самоорганизации участников благотворительной деятельности, а также саморегулирования благотворительных организаций на принципах партнерского взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества.
Благотворительная деятельность – одна из наиболее значимых практик гражданского общества. Не следует думать, что благотворительность – признак низкого уровня развития страны или проявление неспособности государства решать социальные проблемы, бороться с бедностью, общественной неустроенностью. Благотворительная деятельность дает простор созидательной инициативе и социальному творчеству широких слоев населения в развитии большинства секторов социальной сферы, включая образование, здравоохранение, науку, культуру, спорт, охрану окружающей среды. В связи с этим именно в странах с высоким уровнем развития филантропия широко признается общественно полезной деятельностью, поддерживается как гражданским обществом, так и государством.
Многие российские граждане уже сегодня оказывают благотворительную помощь нуждающимся людям. Более половины (54%) россиян хотя бы один раз в год добровольно и по собственной инициативе оказывают благотворительную помощь, поддержку кому-либо, кто не является членом их семьи или близким родственником. Примерно каждый девятый россиян регулярно занимается добровольческой деятельностью и/или делает денежные пожертвования[36].
Три четверти граждан России с одобрением относятся к благотворительности. Абсолютное большинство россиян (93%) в той или иной мере одобряют деятельность жертвователей – людей, осуществляющих крупные пожертвования на благотворительные цели. Лишь 1% опрошенных негативно относятся к деятельности жертвователей.
Оценивая результаты исследований, можно утверждать, что современная Россия обладает значительным потенциалом развития филантропии. В мировой практике индивидуальное донорство – основа благотворительности и занимает ведущее место в ряду «первоисточников» благотворительных средств. Например, в США на долю индивидуальных пожертвований приходится свыше 75–80% общего объема ежегодных «первичных» пожертвований благотворительных средств[37]. В Германии пожертвования населения также являются крупным источником благотворительных ресурсов. На протяжении ряда лет доля лиц, осуществляющих пожертвования, сохраняется на уровне 30% от общей численности налогоплательщиков Германии[38]. Пожертвования населения достигают 0,9-1,2% объема личных доходов ежегодно.
Однако уровень гражданской активности в сфере индивидуального донорства – необходимое, но недостаточное условие системного развития благотворительности. Эффективность благотворительной помощи как инструмента решения крупных общественных проблем силами гражданского общества в значительной мере зависит от наличия институциональной инфраструктуры реализации благотворительных программ и проектов. Требуется успешное функционирование общественных благотворительных организаций, способных концентрировать индивидуальные пожертвования на ключевых для общества направлениях, профессиональное исследование потребностей в благотворительной помощи, проведение профессиональной оценки программ и проектов, выдвигаемых другими некоммерческими организациями или отдельными людьми на «соискание» благотворительной поддержки, и в результате такой оценки, по возможности, предотвращение злоупотребления доверием доноров благотворительных ресурсов.
Между тем уровень институционализации благотворительной деятельности в России пока невысок. Анализируя ответы граждан на вопрос относительно того, как именно они осуществляли свои благотворительные пожертвования (через какие-либо организации или в одиночку), можно сделать вывод, что здесь население еще меньше, чем в вопросе о безвозмездном труде, полагается на общественные или государственные организации. Большая часть (37%) россиян предпочла в одиночку оказывать материальную поддержку нуждающимся. Еще 3% респондентов осуществляли финансовую помощь по месту работы. На наличие каких-либо организаций в качестве посредников в своей благотворительной деятельности указали единицы (1% населения).
В настоящее время отношение российских граждан к благотворительным организациям неоднозначно. Абсолютно доверяют благотворительным организациям всего лишь 7% россиян. Еще 46% согласны с тем, что доверять благотворительным организациям скорее можно, чем нельзя. Не доверяют благотворительным организациям 24% россиян; 23% граждан не ответили на данный вопрос. Отсутствие доверия к благотворительным организациям у почти половины населения на фоне массового одобрения благотворительной деятельности, уважения к донорам и заметной доли населения, участвующего в пожертвованиях, является серьезным препятствием системному развитию благотворительности.
Источники недоверия к благотворительным организациям многообразны, но прежде всего – это слабая информированность граждан о деятельности благотворительных организаций. Лишь каждый третий россиянин знает или хотя бы слышал о благотворительных организациях (детские приюты, помощь бездомным, жертвам насилия и другие направления деятельности). Еще меньше доля тех, кто что-то слышал о благотворительных фондах – таких граждан всего 19%.
Среди прочих причин недоверия благотворительным организациям можно отметить отсутствие личного опыта участия в их деятельности, сомнения в истинных целях российской организованной благотворительности, подозрения, что благотворительные организации состоят в коррупционных связях с чиновниками.
Утвержденная в 2009 году Правительством РФ «Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации» содержит комплекс необходимых мер поддержки развития благотворительного сегмента некоммерческого сектора. На этапе подготовки Концепции было обеспечено широкое участие представителей некоммерческого сектора, экспертного сообщества и общественности в обсуждении и корректировке ее основных положений. В результате был достигнут разумный консенсус властных органов и ключевых заинтересованных структур гражданского общества по большинству содержательных вопросов.
Таким образом, обеспечение реализации Концепции в полном объеме является важной задачей, решение которой будет способствовать системному развитию благотворительности в России. В этой связи представляет интерес мнение компаний-доноров (Рис. 9) относительно того, какие действия будут способствовать сохранению и развитию корпоративной благотворительности в условиях кризиса.
 

Рис.9. Распределение мер компаний-доноров по сохранению и развитию корпоративной благотворительности в условиях кризиса относительно степени их эффективности.
Как видно из диаграммы, 32% компаний-доноров считают важнейшей мерой налоговое стимулирование, 18% респондентов нуждаются в возможности освещения благотворительной деятельности компаний в СМИ (это больше характерно для международных компаний, чем для российских). Менее всего компании нуждаются в возможности воспользоваться профессиональными услугами в области разработки
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.