На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Региональные рынки в России и их регулирование

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
 
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Санкт-петербургский государственный
Университет Технологии и Дизайна
 
Кафедра экономики и финансов
 
 
Курсовая работа
 
По “Экономике предприятия” на тему:
Региональные рынки в России и их регулирование.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПБ2010
 
 
Содержание.
Введение………………………………………………………………………………………….3
 
1.Региональный рынок…………………………………………………………………………..4
1.1Формирование региональных рынков в России……………………………………………4
1.2Особенности региональных рынков России………………………………………………..5
 
2.Виды региональных рынков…………………………………………………………………..6
2.1Региональный потребительский рынок……………………………………………………..6
2.2Региональный рынок труда…………………………………………………………………14
2.3 Региональные рынки недвижимости……………………………………………………...18
2.4 Региональный аграрный рынок……………………………………………………………22
2.5 Региональный рынок средств производства……………………………………………...27
2.6 Региональный информационный рынок…………………………………………………..30
 
3.Цели региональной политики России……………………………………………………….31
 
4.Регулирование региональных рынков в России……………………………………………32
 
Заключение……………………………………………………………………………………...37
 
Список использованной литературы………………………………………………………….38
 
Приложение……………………………………………………………………………………..39
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
 
Проблема региональных рынков, их состояние и развитие является для России малоисследованной сферой научных отношений, а потому и довольно сложной практической задачей. Это обстоятельство имеет свое объяснение, поскольку в планово-организованной экономике сфера товарного обращения и обмена в значительной степени подменялась командно-распределительными механизмами и потому играла второстепенную роль в процессе воспроизводства.
 
Переход к рыночной системе хозяйствования, изменение места и роли регионов в экономической жизни общества не могли не привести как к регионализации экономического процесса, связанного с усилением взаимосвязи и взаимозависимости регионов как частей единой государственной экономической системы, так и к возрастанию степени открытости экономик регионов, потребовавших налаживания между ними тесных отношений по формированию товарных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов. Именно эти экономические отношения и представляют собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей на основе предложения и спроса на различные товары и услуги, которые и составляют рыночный процесс.
 
Тема данной курсовой работы – региональные рынки в России и их регулирование напрямую связана с современным развитием страны. Экономическое развитие целостной единицы (России) складывается из развития субъектов федерации.
 
Все виды региональных рынков, описанные в данной работе, предельно важны. Так, без регионального рынка труда не возможно функционирование производства страны, следовательно, будет отсутствовать и рынок потребления, а значит, не будет надобности в наличие рынка информации. Таким образом, четко прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость региональных рынков, как между собой, так и относительно самой страны.
 
Очень важен также аспект регулирования региональных рынков страны, потому что каждая система нуждается в управлении, контроле и корректировке. Данные мероприятия осуществляются на уровне государства и подробно описываются в разделе 4 данной работы.
 
Целью исследования является комплексное рассмотрение поставленной проблемы, выявление особенностей и закономерностей региональных рынков страны, а также методов их регулирования.
 
Передо мной стоит задача выявить возможные формы дальнейшего развития региональных рынков в России на основании комплексного рассмотрения всех аспектов, связанных с объектом исследования – региональными рынками страны.
 
Также в работе будут рассмотрены региональные рынки конкретно на примере Ханты-мансийского автономного округа.
 
 
 
 
 
 
1.Региональный рынок
 
Региональные рынки - рынки отдельного региона, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров.[1]
 
1.1              Формирование региональных рынков в России
К числу наиболее существенных причин, оказавших значительное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, на весь ход социально- экономических преобразований в стране, несомненно, относится недооценка территориального (регионального) фактора. Процесс децентрализации государственного управления идет медленно, нередко встречает сопротивление Центра. С другой стороны, получив значительные полномочия, некоторые регионы (субъектов Федерации) устремились по пути сепаратизма, нарушения конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты оказывались противоречащими Конституции Российской Федерации.
В силу исключительной важности подлинно научного обеспечения радикальных рыночных преобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства в сочетании с формированием региональных рынков, с развитием местного самоуправления возникла острая необходимость более углубленного изучения социально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии. Сегодня в ходу понятие «экономический федерализм», который рассматривается и как «внутренняя система и механизм взаимодействия Российской Федерации с субъектами Федерации, и как взаимодействие самих субъектов друг с другом в сфере экономической деятельности».
Переход Российской Федерации к устойчивому развитию, как это предусмотрено соответствующей концепцией, окажется возможным тогда, когда будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективной пространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересов всех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимость разработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона.
В масштабах регионов сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономики регионов, страны в целом. Регион представляет собой сложный социально-экономический комплекс, политико-административное образование, в котором между производственной, непроизводственной и социально-бытовой сферами, между отраслями хозяйства, структурами региональной и местной власти устанавливаются определенная согласованность, взаимозависимость, взаимосвязанность, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала; удовлетворению разносторонних потребностей населения, поддержанию эффективного функционирования хозяйственного комплекса Российского государства.
 
 
 
 
1.2              Особенности региональных рынков России
 
По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.
Региональные рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно- директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.
С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.
Развитый региональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованной системе изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:
- общего объема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;
- структуры спроса одноименных товаров различных предприятий;
- сезонных колебаний спроса по отдельным товарам;
- требований покупателей к качеству товаров.
Изучение спроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, а также предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства и потребления товаров и услуг.
Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.
Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.
Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе.
Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен.
Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.
Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
- потребительский рынок (рынок благ);
- рынок земли и недвижимости;
- рынок труда;
- рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);
- рынок информации;
- рынок природных ресурсов;
- рынок культурных ценностей;
- рынок образовательных услуг и др.
Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.
 
2.Виды региональных рынков
 
2.1Региональный потребительский рынок
 
Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории.
Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями: между потребностями населения региона и производством; спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления; уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением; обобществленной и индивидуализированной формами потребления, и др.
Понятие «потребительский рынок» в современной российской экономической литературе встречается с начала 90-х гг. В числе первых работ о российских региональных потребительских рынках следует назвать монографии и статьи
Р.И. Шнипера и А.С. Новоселова. К этому времени относится одно из определений регионального потребительского рынка. Так, Р.И. Шнипер и А.С.
Новоселов пишут, что он представляет собой территориальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить население региона товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальных издержках обращения.
В целом же по своей экономической сущности региональный потребительский рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально- административного образования, с учетом адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческих решений.
Региональный потребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынка благ). Под товарным рынком в современной экономике понимается «система субъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращения товаров конечного потребления и продукции производственно-технического назначения». При этом потребительский рынок, по мнению авторов, представляет собой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личного потребления.
В этой связи можно принять определение, данное И.М. Шабуниной, О.Д.
Ломовцевой и М.Ю. Трубиным: потребительский рынок региона – это основная составляющая структуры современной рыночной экономики, где часть ВНП, материализированная в виде произведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления.
По своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков региона. Он представляется нам как динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшее соответствие производства (или ввоза из- за пределов региона) товаров и услуг потребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всю совокупность экономических отношений производства, реализации и потребления материальных благ и услуг потребительской ориентации.
Насыщенность и емкость регионального потребительского рынка во многом предопределяются эффективностью хозяйственной деятельности в регионе.
Именно от нее во многом зависит конечное потребление населения региона.
Региональный потребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой в едином процессе: потребности населения региона – производство (предложение) – денежные доходы населения – реализация
(торговля) – потребление (удовлетворение потребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявок производству, ориентирует его на определенный объем и структуру производственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политики приоритетов в производственной программе региона.
Однако в условиях современной российской экономики, когда происходит беспрецедентный спад производства, потребительский рынок также только формируется.
Организационно региональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной и мелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями, различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынок в качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Им противостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Такова субъективная определенность регионального потребительского рынка.
Пространственно данный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобрести товар или услугу. В связи с тем, что регион – это область (район, часть страны), отличающаяся от других областей совокупностью естественных или исторически сложившихся экономико- географических особенностей, региональный потребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность. В России в качестве региональных правомерно выделять следующие потребительские рынки:
- экономического района, в РФ в настоящее время их, как известно, одиннадцать: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно- Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (кроме того, отдельно рассматривается Калининградская область);
- края, области, республики, округа (или их группы);
- города;
- района;
- отдельных населенных пунктов, входящих в состав района.
Методические подходы авторов к изучению регионального потребительского рынка предполагают исследование его с учетом выявления общего объема спроса населения на отдельные группы и виды товаров и объема их предложений; определения розничного товарооборота, объемов продаж потребительских товаров, а также соотношения на потребительском рынке отечественных и импортных товаров; анализа качества товаров, поступающих на потребительской рынок; составления характеристик торговой розничной сети региона; изучения системы платных услуг и т.д.
Первым этапом исследования регионального потребительского рынка является выявление спроса населения региона на соответствующие товары.
Изучение спроса должно давать информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуру рынка, а также предполагаемые сдвиги в изменении географии производства и потребления товаров и услуг.
Как известно, платежеспособный спрос населения региона характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Следовательно, структура платежеспособного спроса находится в прямой зависимости от источников формирования доходов населения, в частности тех, которые принимают денежную форму (заработная плата, денежные пособия, выплаты, дивиденды и др.).
Региональные регулирующие органы используют следующие методы для воздействия на потребительский рынок:
- прямое директивное централизованное установление цен и тарифов на продукцию и услуги общероссийских монополистов;
- установление федеральными и региональными органами предельных посреднических наценок вне зависимости от числа посредников;
- снятие любого вида преград для конкретного ценообразования в немонополизированных секторах экономики и т.д.
Таким образом, региональный потребительский рынок – это сложная система институтов в сфере обращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из его участников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средства и получить прибыль, а потребители – удовлетворить собственные потребности. Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулирование региональной экономики со стороны федеральных и местных органов.
Субъектами спроса на региональном потребительском рынке являются индивиды и семьи, покупающие товары и услуги для личного потребления и проживания на данном регионе. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потреблением, конкуренцией, децентрализованной структурой.
Основными путями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля, мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в области сбыта товаров дополняется стимулированием торгово-сбытовой деятельности, техническим обслуживанием, системой мер по развитию регионального потребительского рынка в целом.
В России решение о создании оптовых продовольственных рынков (ОПР) было принято в 1994 г.[2] В Волгоградской, Астраханской, Тульской, Кемеровской ,
Владимирской, Рязанской, Тверской, Ростовской и ряде других областей, в
Москве и Санкт-Петербурге ОПР успешно действуют.
ОПР – юридическое лицо, которое организует и регулирует оптовую торговлю сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в определенном месте по установленным правилам; они могут утверждаться как акционерные общества или унитарные предприятия.
Система оптовых продовольственных рынков России представляет собой сложный организационно-экономический и технический комплекс, включающий в себя: оптовые продовольственные рынки региональных и межрегиональных уровней; систему правового обеспечения их функционирования; систему банковских расчетов и страхования сделок; систему инженерного обеспечения деятельности оптовых продовольственных рынков. За  ОПР будущее продовольственного рынка России, по причине того, что данная система является ключевым звеном в распределении продовольствия на рынке.
Ситуация на региональных потребительских рынках России определяется общими проблемами развития экономики, диспропорциями макроэкономического характера, связанными с переходом к рыночным отношениям.
Демонополизация сферы товарного обращения, либерализация цен, приватизация торговых предприятий и усиление на этой основе конкуренции стали существенными факторами стабилизации потребительского рынка России, насыщения его товарами массового потребления, ликвидации таких явлений, как дефицит, ажиотажный спрос, очереди. Число самостоятельных хозяйствующих объектов в торговле увеличилось.
Такая ситуация во многом приблизила товарные рынки регионов РФ к состоянию, соответствующему «рынку покупателя». Принципиально такой рынок отличается от «рынка продавца» тем, что он приспосабливается к поведению потребителя. На рынке же «продавца» главенствует производитель, который диктует ассортимент товаров, их наличие, цены и т.д.
Способствует этому процессу не только и не столько рост числа магазинов, вещевых и продуктовых рынков, кафе, ресторанов и др., сколько ориентация на конкретного покупателя, определенного на основе сегментации рынка, существенное расширение товарного ассортимента, стимулирование сбыта товаров, организация рекламы и т.д.
Состояние потребительского рынка – это совокупный результат взаимодействия комплекса факторов и условий воспроизводственного процесса, которые в конкретный период времени определяют соотношение спроса и предложения товаров и услуг, а также тенденции развития этого соотношения в зависимости от динамики цен, уровня доходов, объемов производства, структуры ввозимой продукции. Состояние рынка рассматривается как многомерное явление, аккумулирующее воздействие множества факторов.
Наиболее существенное значение для анализа и оценки регионального потребительского рынка имеют: доходы населения, обусловливающие спрос на товары и услуги; уровень платежеспособности; динамика производства товаров массового потребления в регионе; объемы, ассортимент и качество товаров, завозимых из других регионов и из-за рубежа; характер и качество предоставляемых населению услуг, цены на товары и услуги, их динамика; методы и системы сбыта товаров, сервисное обслуживание и т.д. Необходимо проанализировать воздействие данных факторов на конъюнктуру потребительского рынка в регионах Российской Федерации.
Рост дифференциации доходов населения в условиях перехода к рынку – явление закономерное. Различия в доходах могут увеличиваться за счет разной, проверяемой рынком, общественной полезности труда тех или иных участников производства. Кроме того, оно дополняется доходами от собственности (в виде дивидендов, арендной платы, предпринимательской дохода), используемых на потребление.
Снижение денежных доходов населения вызывает падение платежеспособного спроса, сокращение потребления значительной частью населения самых необходимых товаров, например продуктов питания. Естественно, подобное снижение доходов сдерживает развитие региональных рынков.
Специалистами Госкомстата проведена оценка влияния уровня доходов населения на приобретение товаров и оплату услуг по регионам Российской
Федерации. Ее результаты можно сформулировать следующим образом:
1.Российские регионы существенно различаются по объемам розничного товарооборота в расчете на душу населения. Такая дифференциация все более усиливается.
2. Объем товарооборота в значительной мере зависит от уровня доходов населения: в регионах с высокими доходами розничный товарооборот гораздо больший, чем в «бедных». И возрастает он в этих районах быстрее, чем на тех территориях, где население менее зажиточно.
Не менее значимым в доминировании тенденции усиления дифференциации регионов РФ по объему розничного товарооборота представляется неравномерное развитие производства товаров массового потребления по территории страны.
Очевидно, что регионы со слабо развитым производством имеют меньший потенциал для формирования полноценного потребительского рынка, чем промышленно развитые.
В настоящее время предприятиям, производящим товары массового спроса, сложно пробиться на региональные потребительские рынки при засилье импортных товаров, в некоторых случаях некачественных. Российские предприятия, к сожалению, находятся далеко не в равных условиях с зарубежными производителями вследствие того, что наши предприятия долгие годы выпускали свою продукцию, не прислушиваясь к мнению и вкусам потребителя. Кризис в экономике, наполнение потребительского рынка импортными товарами, можно сказать, «познакомили» предприятия с их потребителями, с теми, на кого они должны работать. Уже сегодня на многих российских предприятиях разработаны бизнес-планы, действуют службы маркетинга, формируется сервис для привлечения своих потребителей.
Рассмотрим пример потребительского рынка  Ханты-Мансийского автономного округа.
На протяжении ряда лет торговля в Югре находится в фазе стабильного подъема. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, имея положительную динамику розничного товарооборота, является одним из самых привлекательных регионов в части розничного потребления товаров и услуг. Основной причиной развития торговли является рост внутреннего спроса, который вызван увеличением доходов населения.
В автономном округе сложилась благоприятная ситуация, которая позволяет с наименьшей степенью риска инвестировать средства в торговую отрасль. На потребительском рынке сформирована конкурентная среда с высокой предпринимательской и инвестиционной активностью. Действует большое количество субъектов негосударственного сектора экономики, имеющих экономическую и юридическую самостоятельность.
Общий объём оборота розничной торговли в автономном округе в 2007 году составил 224,0 млрд. рублей, что на 51,6 млрд. рублей больше оборота 2006 года (172,4 млрд. руб.).
Рассмотрим диаграмму 1(см. приложения).
Интенсивность торговли в муниципальных образованиях в значительной степени зависит от численности населения. Теснота данной связи характеризуется показателем среднедушевого розничного товарооборота. В целом по автономному округу величина среднедушевого розничного товарооборота в 2007 году составила 151,0 тыс. рублей. Для городов среднее значение этого показателя достигает 145,1 тыс. рублей, для районов – 83,0 тыс. рублей. Интенсивность торговли в городах выше, чем в районах почти в 2 раза. Между городами имеются существенные расхождения интенсивности торговли: от 94,6 тыс.руб./чел. в г. Мегионе до 232,0 тыс.руб./чел. в г. Сургуте.
Интенсивность торговли в муниципальных образованиях в значительной степени зависит от численности населения. Теснота данной связи характеризуется показателем среднедушевого розничного товарооборота. В целом по автономному округу величина среднедушевого розничного товарооборота в 2007 году составила 151,0 тыс. рублей. Для городов среднее значение этого показателя достигает 145,1 тыс. рублей, для районов – 83,0 тыс. рублей. Интенсивность торговли в городах выше, чем в районах почти в 2 раза. Между городами имеются существенные расхождения интенсивности торговли: от 94,6 тыс.руб./чел. в г. Мегионе до 232,0 тыс.руб./чел. в г. Сургуте.
Интенсивность торговли в районах изменяется в пределах от 177,3 тыс.руб./чел. в Белоярском до 55,5 тыс.руб./чел. в Нефтеюганском. Районы, находящиеся в непосредственной близости к крупным городам оказались в нижней части списка, так как население, проживающее в пределах автомобильной доступности до 200 км, приобретает непродовольственные товары сложного ассортимента в городах Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, где ассортимент предлагаемых товаров шире и глубже.
По валовому показателю оборота розничной торговли Югра заняла третью позицию среди регионов Уральского федерального округа после Свердловской и Челябинской областей.
При этом по объему товарооборота на душу населения у Югры лидирующая позиция в Уральском федеральном округе - 151,0 тыс. рублей, что превышает показатель аутсайдера - Курганской области почти в три раза.
В товарообороте России Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает 12 место.
Рассмотрим диаграмму 2(см. приложения).
Основой этого явилось совершенствование рыночной инфраструктуры отрасли, создание условий для ее развития на базе частной предпринимательской инициативы и повышения эффективности функционирования, что позволило обеспечить насыщение потребительского рынка продовольственными и непродовольственными товарами и услугами в широком ассортименте для всех слоев населения. В последние годы возросла инвестиционная привлекательность сфер потребительского рынка.
В розничной торговле происходят как количественные, так и качественные изменения: увеличение доли организованного сектора, крупных операторов, распространение передовых методов обслуживания населения, внедрение крупных сетевых систем, расширение услуг для покупателей, предоставление скидок, проведение распродаж и т.д. Активизируется процесс внедрения прогрессивных форм торговли за счет переоборудования уже существующих и открытия новых предприятий торговли. При этом внедряется отечественный и зарубежный опыт в направлениях организации новых форм торговли. Получили распространение дисконтные карты, карты клиентов, предполагающие различные скидки по обслуживанию покупателей.
Качественные изменения структуры формирования оборота розничной торговли проявляются в повышении роли организованного рынка. Прочное место в торговле занимает малый бизнес. Малые предприятия в 2007 году формировали 28,2% оборота розничной торговли, индивидуальные предприниматели – 21,3% (в 2006 году соответственно - 26,6% и 21,2%).
Доля продажи продовольственных товаров в 2007 году снизилась до 46,2% в макроструктуре оборота розничной торговли автономного округа. Населением округа приобретено продовольственных товаров на сумму 103541,0 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 13,7% превысило объём аналогичного периода предыдущего года.
В связи со сложной транспортной схемой, отсутствием круглогодичного транспортного сообщения, на территории некоторых муниципальных образований (Белоярский, Ханты-Мансийский, Октябрьский, Березовский районы) ощущается неполный ассортимент свежих овощей и фруктов, кисломолочной продукции, товаров детского и диетического питания, то есть товаров с ограниченными сроками реализации (особенно остро проблема стоит в трассовых и национальных поселках).
Объем оборота розничной торговли продуктами питания во многом определяется уровнем развития пищевой промышленности, объемами и структурой импортных поступлений, ростом доходов населения, динамикой цен, возможностями агропромышленного комплекса.
Оборот непродовольственных товаров растет значительно более быстрыми темпами, увеличение к аналогичному периоду предыдущего года составило 24,5% в сопоставимых ценах. В результате отмечается увеличение (на 2,0 процентных пункта) их доли в макроструктуре оборота розничной торговли до 53,8%. Непродовольственных товаров продано на сумму 120443,2 млн. рублей.
Таким образом, состояние торговли автономного округа в настоящее время можно охарактеризовать как стабильное, имеющее устойчивые тенденции дальнейшего динамичного развития. Одновременно с увеличением общего объёма оборота розничной торговли, важнейшего показателя потребительского рынка, наблюдается оптимизация его структуры, что отражает уровень товарной насыщенности и соответствие платежеспособному спросу покупателей.
Современное развитие сферы торговли характеризуется количественным и качественным изменениям структуры. По своей сущности, торговая сеть призвана обеспечивать бесперебойность снабжения товарами потребителей и формировать определенную территориальную доступность.
Розничная торговая сеть неравномерно размещена как по территории автономного округа, так и внутри населенных пунктов. Средняя обеспеченность торговой площадью на 1000 жителей составляет 500,3 м2, при этом в Нефтеюганском районе – 191,4 м2, в г. Когалыме - 223,4 м2, в г. Пыть-Яхе – 248,9 м2, Нижневартовском районе – 261,9 м2. Самая высокая обеспеченность торговыми площадями в г. Радужный - 1390,9 м2.
В населенных пунктах прослеживается недостаток стационарных предприятий торговли и общественного питания в местах частной застройки и удаленных от центра микрорайонах. Окраины городов и населенных пунктов не имеют развитой и доступной инфраструктуры по отношению к центральной части.
Администрации муниципальных образований, в рамках реализации полномочий по созданию условий для обеспечения жителей услугами общественного питания и торговли, ведут реестр объектов потребительского рынка и согласуют места размещения объектов нестационарной торговли. При этом объекты стационарной торговли планово (в соответствии с генеральным планом застройки) размещаются только в 7 муниципальных образованиях (городах Лангепас, Мегион, Нижневартовск, Сургут, Югорск, Кондинском и Сургутском районах). В г. Радужном и Березовском районе план в стадии разработки и согласования.
Сегодня потребительский рынок автономного округа – это около 10,2 тыс. объектов торговли, общественного питания и ежегодный прирост составляет от 100 до 500 единиц. Можно сказать, что торговля, общественное питание переживают период качественного формирования рыночной инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата.
По состоянию на 1 января 2008 года в автономном округе насчитывается 7655 предприятий розничной торговли, в том числе 1955 предприятий мелкорозничной торговой сети, 39 рынков.
Предприятия стационарной розничной торговой сети представлены 5514 магазинами и 147 торговыми комплексами общей площадью 1185,3 тыс. м2, торговой площадью 758,1 тыс. м2.
Следует отметить, что наметилась стойкая тенденция ежегодного прироста объектов стационарной торговли и сокращение мелкой розницы. Так мелкорозничная сеть в период с 2003 по 2007 год сократилась на 682 объекта.
Положительным является универсализация торговли продуктами питания и сопутствующими товарами, позволяющая совершить комплексную покупку в одном торговом предприятии и тем самым сокращающая время на приобретение товаров первой необходимости. При этом розничная торговля непродовольственными товарами специализируется, углубляя и расширяя ассортимент предлагаемых товаров. По состоянию на 1 января 2008 года на долю специализированных предприятия розничной торговли приходится 1420 (25%) предприятий реализующих мебель, автозапчасти, одежду, обувь, спортивные, технически сложные, детские товары, книги.
 
2.2 Региональный рынок труда
 
По мнению многих ученых-экономистов, традиционное определение регионального рынка как пространства, на территории которого взаимодействуют продавцы и покупатели, в результате чего устанавливается для каждого товара или услуги равновесная цена и равновесный объем предложения и спроса, для рынка труда должно быть скорректировано.
Основанием для этого является современный уклад жизни населения, который заключается в том, что труд имеет не только экономическую ценность, но и социальную, поскольку как источник дохода определяет социальный статус человека в обществе. Поэтому региональный рынок труда можно определить как пространство, где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороны предприятий) и предложения (со стороны временно незанятых людей).
Методологическая точность в определениях требует следующего замечания. В связи с тем, что труд – это не товар, и, следовательно, объектом рыночных отношений быть не может, правильно было бы употребление термина «рынок рабочей силы». Однако чаще всего в российской экономической литературе и в статистических сборниках используется общепринятое выражение «рынок труда».
Региональные особенности занятости и функционирования рынка труда проистекают из специфики формирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структуры занятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, его обеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства, инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характером поддержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти. Обеспечение соответствия желаемого поведения людей фактическому относительно занятия учебных мест в сфере профобучения и рабочих мест в сфере экономики составляет двуединую цель управления трудовым ресурсам и совокупностью рабочих мест, занятостью как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
Управление трудовыми ресурсами и занятостью состоит в регулирующем воздействии на всех стадиях движения трудовых ресурсов. Исходной стадией в движении трудовых ресурсов региона является их формирование, которое определяется соотношением и структурой естественного и миграционного источников. Распределение рабочей силы по отраслям экономики и предприятиям – срединная стадия в системе управления. В рамках этой стадии осуществляет процесс повторного распределения действующей рабочей силы. Происходит движение работников между территориями. От того, насколько эффективно при данном уровне техники и технологии производства используется рабочая сила, зависят рост производительности труда, высвобождение кадров.
Регионы с напряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значений макроэкономических и социальных показателей, а для регионов, в которых состояние рынка труда близко к критическому, трудно прогнозировать его развитие только на основе этих показателей.
При ухудшении ситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы, свидетельствующие об угрозе перерастания положения на рынке труда в критическое. Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют на изменение ситуации на рынке труда, чем показатель уровня безработицы. Достижение ими значений, сильно отклоняющихся от средних величин, позволяет говорить об ухудшении ситуации на рынке труда. К таким показателям относятся: число безработных на одну заявленную вакансию; средняя продолжительность безработицы; масштабы «скрытой» безработицы и др.
К безработным, применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поиском работы, т. е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т. д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
- были готовы приступить к работе.
При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три характеристики, перечисленные выше.
Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимаются поиском работы и готовы приступить к ней.
К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица, не имеющие работы, ищущие работу, в установленном порядке получившие официальный статус безработного в органах государственной службы занятости.
Ежегодно регионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается и утверждается федеральная программа занятости.
В основу региональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих:
1) состояние рынка труда;
2) экономическую ситуацию;
3) социальную ситуацию;
4) демографическую ситуацию.
После официального признания безработицы в нашей стране большое внимание стало уделяться приоритетам политики на рынке труда. К активным формам политики на рынке труда относятся расходы на статью «финансовая поддержка», выражающейся в виде предоставления финансовой помощи для создания или сохранения рабочих мест на возвратной основе под процент ниже среднебанковского, приобретении ценных бумаг и проч. Средства, расходуемые на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий, принято называть пассивной политикой.
В регионах с высоким уровнем безработицы приоритетом в деятельности служб занятости является выплата пособий (пассивная политика), хотя, по мнению их руководителей, это не означает, что следует сокращать или сворачивать программы переподготовки и обучения безработных. Лица, прошедшие такие курсы, как правило, находят работу или повышают свою конкурентоспособность на рынке труда в будущем.
В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формам активной политики, не связанным с Законом о занятости и государственными обязательствами по отношению к гражданам, потерявшим работу.
Формирование новой модели занятости вытекает из новых требований к политике занятости. Она ориентируется на формирование развитого и социально корректируемого рынка труда и использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования к политики занятости. Выделяются два основных требования:
1. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах.
2. Должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимым затратам на воспроизводство рабочей силы. При этом важно, чтобы это происходило на основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулирование работников к повышению производительности труда.
Важнейшим условием реализации новой модели занятости является финансовая стабилизация, возобновление экономического роста, увеличение ресурсов для инвестиционной активности и решения социальных проблем.
При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих; разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку отдельных регионов, городов.
Рассматривая характерные особенности региональных рынков труда, следует прежде всего учитывать специфику территориального распределения прироста численности населения трудоспособного возраста. Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания новых рабочих мест. За счет средств фонда рекомендуется осуществить:
- инвестирование и выдачу кредитов товаропроизводителям под гарантии сохранения и создания дополнительных рабочих мест;
- инвестирование и кредитование предприятий, осуществляющих профподготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
- финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательством.
Рассмотрим региональный рынок труда на примере Ханты-Мансийского автономного округа.
Уровень безработицы в округе, рассчитанный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, за 2008 год сократился в 1,8 раза и составил на 1 января 2009 года 2,6% .
По состоянию на начало 2009 года численность официально зарегистрированных в службе занятости безработных составила 23660 человек.
Уровень безработицы по территориям округа отличается неравномерностью. В группу с уровнем безработицы свыше 10% входит одна  территория - Октябрьский район. В 16 из 22 территорий уровень безработицы превышает среднероссийский показатель. Прирост уровня безработицы отмечен в 2 территориях: в г.Нефтеюганске - на 1,3 и в Нефтеюганском районе - на 0,6.
Средняя продолжительность безработицы возросла с 7,5 в 2008 г., до 9 месяцев – в 2009 году.
Среди безработных, стоящих на учете в службе занятости на 1.01.2009 г.,  женщины составляют 72,6%, молодежь - 27,4%, выпускники различных учебных заведений - 5,6%.
Потребность в работниках, заявленная предприятиями и организациями в службу занятости, на 1 июля 2009 г. составила 13734 человека, а нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию - 1,5 человека.
В автономном округе вполне успешно реализуются программы занятости населения. По программе по стабилизации ситуации на рынке труда на 2010 год предусмотрено финансирование в объеме 311 001,7 тысяч рублей. С начала года заключены договоры на общую сумму 281 565,1 тыс.руб. и уже освоено (перечислено работодателям) 169 011 тыс.руб. Наиболее активно по этой программе работают в Советском, Березовском, Нижневартовском, Сургутском районах, в Сургуте и Нижневартовске.
Программа "Содействие занятости населения" эффективно реализуется Центрами занятости Югорска, Нягани, Пыть-Яха, Нижневартовска и Советского района.
С начала года по программе самозанятости 369 безработных зарегистрировали предпринимательскую деятельность, а 328 из числа зарегистрированных безработных получили субсидии на организацию собственного дела. Это позволило создать еще 470 рабочих мест дополнительно. По данным Межрайонной инспекции ФНС России №1 на начало октября 2009 года на территории Югры зарегистрировано 46 287 действующих индивидуальных предпринимателей.
За первые месяцы 2010 г. в округе создано 593 постоянных и временных рабочих мест. С начала года общее количество созданных рабочих мест составило 38 692 единицы, из них 8994 - постоянных. Трудоустроено по направлению служб занятости населения 31,9 тысяч человек, обратившихся в поиске работы.
Комплекс антикризисных мер, предпринятый Правительством автономного округа, позволил в значительной мере стабилизировать ситуацию на рынке труда. В то же время наблюдается большой разрыв между созданием постоянных и временных рабочих мест. Этот фактор в определенный момент может объективно создать условия для напряженности ситуации на рынке труда.
2.3 Региональные рынки недвижимости
 
В условиях рыночных отношений управление недвижимостью представляет собой сложную комплексную проблему удовлетворения потребностей в конкретных видах недвижимости.
Под рынком недвижимости понимается сфера товарно-денежных отношений по поводу купли-продажи и использования земли и других естественных угодий, а также всякого имущества, базирующегося на земле и являющегося объектом собственности юридических или физических лиц.
Операции с недвижимостью – это бизнес, где проверяется умение прогнозировать и принимать решения. Это риск, где и профессионалы допускают грубые ошибки: риск потерять свое состояние в результате непроведенной правовой или экологической экспертизы, «экономии» на маркетинге, упрощенной оценки объекта недвижимости.
Последние годы показали, что время дилетантов и сверхприбылей на рынке недвижимости прошло. Настало время получения и применения знаний, долговременной стабильной работы.
Однако пока к системе управления недвижимостью не применяются научные подходы, отсутствуют нормативные акты, регламентирующие оценочную деятельность, практически нет необходимой литературы по управлению недвижимостью и адаптированной к отечественным условиям методики, использующей достигнутый мировой опыт. Поэтому в настоящее время в России только 7% продавцов и покупателей обращаются к оценщикам[3], а в промышленно развитых странах любая операция с недвижимостью выполняется с участием или под руководством эксперта-оценщика.
Развитие рынка недвижимости является процессом регулирования потребностей общества в недвижимости. Это развитие происходит в условиях рыночных отношений и тесно связано с правом собственности.
Право собственности – это совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ определенному субъекту.
Российский рынок недвижимости отражает все проблемы переходной экономики и характеризуется неравномерным развитием отдельных сегментов, несовершенной законодательной базой и низкой инвестиционной активностью субъектов управления. Традиционно недвижимость делится на 3 группы: жилищный фонд, нежилой фонд, земля. Каждая из этих групп развивается самостоятельно, имеет собственную законодательную и нормативную базу.
Недвижимость – товар особого рода, это наиболее фундаментальный, долговечный товар, удовлетворяющий сложную потребность потребителя.
Совокупность потребительских свойств объекта недвижимости и параметров внешней по отношению к нему среды определяют полезность объекта.
Объекты недвижимости разнородны, уникальны и неповторимы. Сложный процесс передачи прав собственности на недвижимость обусловливает низкий уровень ликвидности недвижимости как товара. Независимо от функционального назначения все объекты недвижимости нуждаются в постоянном управлении.
Управление недвижимостью – это комплексная система удовлетворения потребностей клиентов в конкретном виде недвижимости. Ключевым вопросом, который необходимо решать при разработке системы управления недвижимостью, является формирование цели системы. Например, целью застройщика является построить, исходя из требований рынка, объект, который можно будет выгодно продать или сдать в аренду.
Управление маркетингом недвижимости – это комплексная система по обеспечению конкурентоспособных параметров проектируемого объекта либо комплексная система по реализации концепции маркетинга созданного объекта недвижимости.
Оценка недвижимости – это операция по определению стоимости объекта.
Величину стоимости нужно знать для осуществления купли-продажи объекта, для определения налогооблагаемой базы, решения вопросов ипотечного кредитования, аренды, страхования объектов. Оценка – важнейшая функция маркетинга и системы управления недвижимостью в целом. Чем ближе фактическое значение стоимости объекта к истинной стоимости, тем меньше вероятность ошибки при принятии решения в области управления недвижимостью. Поэтому оценке должен предшествовать системный анализ параметров качества и ресурсоемкости объекта, условий и факторов внешней среды, влияющих на эти параметры.
Факторы, которые следует учитывать при оценке недвижимости:
1) физические: природные (земля, климат, природные ресурсы), созданные человеком различные объекты, их количество и прогрессивность;
2) социальные: размер семьи, уровень жизни, культура развития инфраструктуры региона и т. д.;
3) экологические: уровень дохода, налоговая политика, финансово- кредитная система, уровень цен, уровень занятости населения и др.;
4) политические: зонирование страны по экономическим льготам (свободные экономические зоны), уровень безопасности и др.
Для определения выгодности вложений в тот или иной объект, предлагаемый на региональном рынке недвижимости, исчисляется дисконтированная сумма будущих доходов, рассчитываемая на основе процентной ставки и коэффициента дисконтирования.
В сферу купли – продажи жилья вовлекается все больше число участников, на рынке жилья в регионах увеличивается количество риэлтерских фирм.
Сформировались рыночные цены, меняющиеся под действием спроса и предложения, конкуренция потребительских характеристик и других факторов. В строительстве расширяется практика заключения договоров на конкурентной основе.
Растет доля жилья, находящегося в частной собственности. Все шире распространяется его применение в качестве залога имущественных прав при обеспечении выдаваемых кредитов.
Рыночные явления становятся заметными в перераспределении ресурсов в жилищном строительстве, в спросе на «элитное» жилье, увеличении инвестиций и объемов предложения под влиянием высоких цен, поэтому изучение рынка жилья стало потребностью фирм и инвесторов, участвующих в данной сфере.
Узловой проблемой становится оценка спроса.
В настоящее время на рынке жилья имеется масса предложений с различными ценами. Последние дифференцированы по областям, городам, а внутри городов по районам. Но при всем многообразии сложились две их основные группы: на первичном и вторичном рынке. Цены определяются уровнем затрат и спросом.
Вторичный рынок – это старое жилье, доставшееся владельцам бесплатно или по ценам, более низким по сравнению с действующими в настоящее время, а также себестоимостью строительства. Вместе с тем его потребительские качества ниже, чем сооружаемого по современным проектам. Приведение старого жилья к уровню средних требований связано с дополнительными затратами на ремонт и модернизацию.
Вторичный рынок играет роль промежуточной «ниши». С одной стороны, он является стартовым капиталом, с которого начинается инвестирование или приобретение нового жилья. С другой, он удовлетворяет спрос населения с ограниченными доходами. Вторичный рынок сохранится в будущем, а его цены будут по прежнему низкими.
Поскольку названные рынки предлагают жилье с разными характеристиками и потребительскими качествами, то конкуренция между ними условна.
Существующие методы оценки жилья, общепринятые в США и Европе, позволяют приводить цены к единой базе, однако это пока не стало обязательной нормой в нашей стране.
Кроме риэлтерских фирм в расселении и продаже коммунальных квартир участвует большое количество частных маклеров, которых привлекает возможность получения высокого дохода от каждой проведенной сделки. Однако процесс реализации многокомнатных квартир длится в среднем 4 – 7 месяцев, что при существующих ставках делает расселение малорентабельным.
Понижение цен на недвижимость первичного рынка зависит от  себестоимости строительства. Динамика себестоимости определяется инфляционными процессами в экономике.
 
При кредитовании жилищного строительства по коммерческим ставкам соотношение цен первичного рынка и себестоимости не всегда одинаково с ранее сложившимися. Для определения уровня цены реализации жилья производится условный расчет при различных ставках коммерческого кредитования.
В регионах России объем предложений новых квартир составляет менее 8% жилья[4], потенциально находящегося на вторичном рынке. Из-за низкого спроса на жилье первичный рынок будет испытывать понижающее влияние вторичного. Но поскольку доля новых квартир значительно превышает по объему предложение на вторичном рынке, такое воздействие ограничено.
В большинстве регионов себестоимость строительства превысила уровень цен вторичного рынка. Только в Москве и в некоторых восточных областях соотношение обратно пропорциональное.
Для рынка жилья характерен ограниченный спрос. Жилье относится к категории товаров высшей категории, спрос на которые зависит от денежного дохода. Поэтому не реально ожидать его увеличения без заметного роста среднего уровня доходов населения. Пока этот уровень сдерживает спрос.
Базовым показателем уровня спроса является объем продаж. Статистика по объемам продаж или реализации построенного жилья на первичном рынке не публикуется вообще.
Спрос дифференцирован для 1-, 2-, 3-и многокомнатных квартир, разных типов домов и проектов. Устойчив он на квартиры более современных проектов.
Выделился спрос на дешевые 1 – комнатные квартиры и дорогие большие.
Тенденции его изменения для этих категорий практически не зависят друг от друга.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что погоня за более высокими ценами превалирует в деятельности строительных предприятий и фирм, предлагающих жилье. Такая погоня игнорирует эластичность спроса на дешевые квартиры, дающую возможность увеличить прибыль в большом размере, чем за счет некоторого уменьшения цены. Причина заключается в боязни потерять прибыль в условиях инфляции. Кроме того, появление массы мелких фирм, пытающихся добиться высокой прибыльности и не уверенных в своем существовании в будущем, не стимулирует снижение цен. Крупные строительные предприятия еще переживают спад производства и застой.
Объем предложения на первичном рынке жилья достигает 70% от объема его ввода. Обладание солидным пакетом предложения на вторичном рынке дает определенные преимущества продавцам такого жилья. На первичном рынке высока доля предложения в больших объемах со стороны крупных фирм и департаментов местной администрации. На вторичном превалируют мелкие предложения многочисленных риэлтерских фирм. В целом первичный рынок более монополизирован, чем вторичный.
Рассмотрим региональный рынок строительства в Ханты-Мансийском автономном округе.
В 2008 году ввод жилья на душу населения по автономному округу составил 0,45 кв.м., в Российской Федерации - 0,29 кв. м.
В целях обеспечения населения жилыми помещениями на территории Югры реализуется программа «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2015 годы, включающая в себя 5 подпрограмм:
- подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, непригодных для проживания»;
- подпрограмма «Доступное жилье молодым»;
- подпрограмма «Обеспечение жилыми помещениями граждан из числа коренных малочисленных народов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»;
- подпрограмма «Ипотечное жилищное кредитование»;
- подпрограмма «Строительство и (или) приобретение жилых помещений для предоставления на условиях социального найма, формирование маневренного жилищного фонда».
В рамках реализации подпрограмм с помощью бюджетных ресурсов гражданам, проживающим на территории автономного округа, представляется достаточно широкий спектр социальной поддержки при строительстве и (или) приобретении жилья в виде безвозмездных субсидий, субсидий при рождении (усыновлении) детей. Большое значение имеет работа по повышению доступности ипотечных кредитов.
Ожидается, что в результате реализации программы будет введено в эксплуатацию 12 млн. кв. м. жилья, что позволит обеспечить жилыми помещениями (улучшить жилищные условия) около 166 тысяч семей, при этом планируется, что ежегодно около 50 тыс. кв. м. жилья будет предоставляться гражданам на условиях социального найма и найма специализированных жилых помещений (маневренный фонд, служебное жилье, общежития, дома системы социальной защиты).
 
2.4 Региональный аграрный рынок
 
Региональные аграрные рынки – весьма сложные структуры. С одной стороны, они включают рынки производимой в аграрной сфере сельхозпродукции и готового к употреблению продовольствия, с другой – такую сложную для оценки составляющую, как рынок земли. Кроме того, в сферу региональных аграрных рынков включаются рынки сельхозтехники, оборудования, удобрений и средств ухода за растениями и животными, рынки услуг, предоставляемых предприятием АПК и др.
Сельское хозяйство всегда составляло значительную часть российской экономики. До революции это была крупнейшая экспортная отрасль государства: на мировой рынок вывозилось зерно, лен, масло, кожи и др. В дальнейшем экспортный потенциал аграрной экономики был утрачен, но базовыми продуктами питания страну обеспечило все же отечественное сельское хозяйство.
Первоначально перед реформаторами сельского хозяйства в целом по регионам России стояла задача формирования производителей нового типа, т.е. ориентированных на рынок, способных гибко приспосабливаться к рыночным условиям, чутко реагировать на быстро изменяющуюся конъюнктуру. Ведь долгое время в стране большое внимание уделялось в основном коллективным формам хозяйствования на земле: колхозам, совхозам, которые изначально не были приспособлены к функционированию в условиях рыночной экономики.
Другой основной причиной необходимости реформирования аграрного сектора стало лишение крестьян собственности на землю и другие средства производства, что подрывало мотивационные стимулы к труду.
В связи с этим возник вопро
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.