На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория и практика социальной работы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Глава 1 Психологический подход в практике социальной работы……………5
1.1 Психосоциальная работа как отрасль практической психологии…………5
1.2 Основные этапы развития психосоциальной практики в социальной работе……………………………………………………………………………….8
1.3 Психосоциальная работа: цель, понятие, функции, методы и формы…….13
Глава 2 Формы и методы психосоциальной работы с населением………….17
2.1Методика и технология индивидуальной психосоциальной работы……………………………………………………………………………...17
2.2Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи..…………………………………………………………………………...19
Глава 3 Методики и технологии психосоциальной работы на примере проекта «Психосоциальная помощь беженцам из Южной Осетии»…………………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………..28
Список  литературы……………………………………………………………….30
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение.
Становление и развитие в России социальной работы вызвано возникновением общественной потребности в первичной психологической  помощи.
Неожиданные перемены жизненных обстоятельств, такие как утраты и потери, связанные  с чрезвычайными ситуациями, техногенными и экологическими катастрофами, террористическими  актами и подобными им событиями, вызывают ужас, стресс, состояние неопределенности, фрустрации, ощущение невозможности  самостоятельно справиться с трудностями. Именно тогда человек обращается к специалисту за помощью и  поддержкой: правовой, экономической, социальной, медицинской, но в первую очередь он нуждается в первичной  психологической помощи.
Потребность в социальном работнике  и его помощи возникает именно тогда, когда появляются  кризисные ситуации, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобраться в проблеме своего пациента, определить источник его неблагополучия, который может носить самый разнообразный характер,- - безработица, болезни, адаптация после пребывания в местах лишения свободы, семейные и служебные конфликты и т.д.
Поэтому, основные задачи психосоциальной помощи — расширение диапазона социальных и личностных ресурсов клиента для самостоятельного решения возникающих проблем, преодоление трудностей, актуализация творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических возможностей, необходимых для выхода из кризисного состояния, стимулирование самоуважения и уверенности в себе.
Цель  данной работы – рассмотреть и проанализировать содержание и методики психосоциальной работы с населением.
Объект  исследования – население.
Предмет исследования – трудные жизненные  ситуации населения и психосоциальная  работа, которая ведется с этой категорией населения.
Задачами  работы являются:
      Изучить влияние психологического подхода в практике социальной работы;
      Рассмотреть научно-методические, содержательные и технологические основы психосоциальной практики;
      Изучить формы и методы психосоциальной работы с населением;
      Рассмотреть методики и технологии психосоциальной работы с населением на примере.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1 Психологический подход в практике социальной работы.
1.1Психосоциальная работа как отрасль практической психологии.
Практическая  психология как новая отрасль  появилась в отечественной психологии в конце 90-х гг. XX в., что связано  с формированием социального  заказа на обоснованное воздействие  на человека и группу людей. С развитием  общества резко возросла зависимость  населения от действий одного человека и относительно небольших групп  людей (например: ученых-атомщиков, экологов или террористов). Решения и действия одного человека или группы людей  имеют последствия, измеряемые в  пределах не только одной страны или  региона, но и всей планеты [1.-С.5].
Практическая  психология в нашей стране развивается  очень динамично и стремительно, поскольку предмет ее исследований — индивидуальность, неповторимость человека и конкретных обстоятельств  его жизни. Вместе с тем в нашей  стране появилось еще одно научное  направление — теория и практика социальной работы, — которое также  обусловлено не только социальным заказом  общества, но и жизненной необходимостью. Кризисные явления признаются самыми стрессогенными факторами развития личности современного человека. Они  порождают ситуации неопределенности, неустойчивости и как следствие  сопровождаются напряженностью, тревогой, эмоциональными всплесками и перегрузками.
Поэтому в психосоциальной работе в России особое внимание уделяется психологическим  аспектам адаптации субъекта к изменившимся условиям, трудной жизненной ситуации. Психосоциальная работа развивается  на стыке наук — практической психологии и социономии (теории социальной работы). Цель социальной работы — содействие человеку в трудной жизненной  ситуации, а цель практической психологии — поиск адекватных способов воздействия  на человека. В связи с этим предмет  исследования психосоциальной практики — поиск способов, мотивирующих человека на преодоление трудной  жизненной ситуации, поиск личностных ресурсов и ресурсов социальной среды.
Источниками внешнего социально-психологического неблагополучия человека становятся: потеря работы, близких, инвалидность, хроническая болезнь, смена места  жительства и привычных условий  жизни, адаптация после травм, возвращение  из мест лишения свободы, психологические  последствия военных конфликтов и т. п. Особенно беззащитны и уязвимы  социально депривированные и  дезадаптированные люди. Чаще всего  это люди с ограниченными возможностями, пожилые, безработные, люди находящиеся в кризисе, подвергшиеся насилию, получившие психическую травму. Главная цель психосоциальной работы — продуктивная социализация личности в изменившихся условиях. Психосоциальная работа проводится в тех случаях, когда требуется общественное или индивидуальное воздействие, цель которого — забота о здоровье, создание условий нормальной адаптации и социализации личности в социуме, коррекция, восстановление или компенсация утраченных функций поведения, общения, взаимодействия в процессе жизнедеятельности. Человек умеет приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, но существуют события и ситуации, выходящим за пределы повседневного человеческого опыта: войны, катастрофы, акты насилия, смерть близкого человека, стихийные бедствии многое другое. В результате возникает посттравматический стресс.
Еще одна причина посттравматического стресса  относится внутреннему миру личности. Она связана с реакцией человека и пережитые им события. Все люди реагируют по-разному: трагическое происшествие может нанести тяжелую психологическую травму одному и почти не затронуть психику другого.
Особенности первичной психологической помощи в критической ситуации рождают  новые комплексные и интегративные  подходы в работе с клиентами. Многие принципы этой работы являются общими как для практической психологии, так и для социальной работы.
В функции  специалиста по социальной работе наряду со многими другими входит оказание первичной психологической помощи и социальной поддержки человека, находящегося в трудной жизненной  ситуации.
Организация всесторонней помощи и поддержки  лицам, нуждающимся в повышении своей социальной и психологической компетентности, возможна лишь при условии знания внешних и внутренних особенностей их жизнедеятельности. Поэтому ни одна из социальных дисциплин не может сегодня эффективно функционировать, ограничиваясь теоретическим уровнем обоснования, необходимо осознание специфики повседневной практической работы с людьми. Коммуникативные контакты работников социальных служб с людьми, интегративная диагностика личности и ее проблем, организация совместной деятельности и взаимодействий рождают новые комплексные подходы и методы в решении человеческих проблем. В любой области социального обслуживания используются методы психологического воздействия на личность и группу. Однако прямое перенесение методов психологии в социальную работу нежелательно, поскольку такие сложные виды работы, как психологическое консультирование и психотерапия, требуют специальных профессиональных навыков и практической подготовки специалиста [1.-С.7].
Беседы  с клиентом имеют поддерживающий характер и нацелены на рассмотрение пограничных проблем. Психологическое воздействие специалиста подчинено определенной цели и направлено на изменение психологического состояния клиента, находящегося в критической ситуации при условии проявления у него признаков социальной дезадаптации, дезинтеграции и депривации. Однако в задачу специалиста не входит существенное изменение личности, ее межличностных и социальных отношений, даже если эффект от контактов с клиентом в определенной степени приводит к такому результату.
 
1.2 Основные этапы развития психосоциальной практики в социальной работе.
Начало  изучения клиента в условиях непосредственной социальной работы относится к концу XIX столетия. Классовые подходы к  личности, нуждающейся в социальной помощи, постепенно сменяются естественнонаучными. Фундаментальные исследования в  области психиатрии и психологии личности дали толчок развитию методов, а также научной рефлексии  социальной работы. В теории и практике социальной работы адаптируются методы психоанализа, гуманистической психотерапии [2.-С.5].
Современные школы и направления социальной работы в своей повседневной практике берут на вооружение идеи З.Фрейда, К.Юнга, К.Роджерса, А.Маслоу, Э.Эриксона и др., объясняющие индивидуальные поступки человека, его поведение, эмоциональные  реакции. Психология личности, разработанная  данными исследователями, нашла  отражение в подходах к феномену клиента, определила стратегии взаимоотношений, позволила сформировать интерпретационный  инструментарий к его проблемам  и ситуациям. Большое влияние  на выработку методов подходов к  клиенту в практике и теории социальной работы оказали психодинамический подход:
 Зигмунд  Фрейд (1856 – 1939),Карл Юнг (1875 – 1961),Альфред Адлер ( 1870 – 1937), Карен Хорни (1885 – 1952), Эрих Фромм (1900 – 1980), Эрик Эриксон ( 1902 – 1994);
-поведенческий подход:
Эдвард Ли Торндайк (1874 – 1949), Иван Петрович Павлов (1849 – 1936),
Джон Бродес Уотсон (1878 – 1958), Баррес Фредерик Скиннер (1904 – 1990),
Альберт Бандура (1925);
-экзистенциально-гуманистические подходы :
Абрахам Маслоу (1908 – 1970) , Карл Роджерс (1902 – 1987), Виктор Франкл (1905), Ролло Мей (1909 – 1994)  [6.-С.13].
1. Диагностическая школа социальной работы.
М. Ричмонд  – одна из основательниц профессиональной социальной работы в XX в.
Ее вклад  в становление социальной работы связан с обоснованием научных подходов в теории и практике организационной  работы, а также с открытием  профессиональных школ подготовки будущих  специалистов, развитием направления  практики индивидуальной работы, впоследствии получившей название «диагностическая школа».
В 1899г. М. Ричмонд написала «Дружеский визит  к беднякам: руководство для работающих в области благотворительных  организаций». В 1917г. она опубликовала «Социальные диагнозы», где подробнее  развила метод, впоследствии получивший название социальной индивидуальной психотерапии. В первых школах США по подготовке социальных работников эта книга  стала учебником. На разработку методов  социальной работы М Ричмонд оказали  влияние ее тесные связи со студентами медицинского факультета университета Джона Хопкинса в Балтиморе: благотворительная  организация, где работала М. Ричмонд, была связана с этим университетом (многие студенты работали в данной организации, как «дружеские посетители», а ряд преподавателей входили  в ее руководство).
В своей  книге М. Ричмонд подчеркивает, что  главное в социальной работе произвести оценку, поставить правильный социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Этот диагноз должен носить научно обоснованный характер в отличие от моральных оценок, которыми обычно руководствовались благотворительные организации. С позиций медицинского подхода М. Ричмонд считала бедность социальной болезнью, а дружеских посетителей бедняков социальными врачами, призванными излечивать сложные состояния. Социальный диагноз предполагает как оценку личности клиента, так и его социального положения. Социальная помощь – это комбинация мер, которые ведут к изменению самого индивида и его социального окружения.
Социальные  мероприятия по лечению социальных болезней М. Ричмонд разделила на 2 взаимосвязанных метода: косвенный метод лечения – т.е. воздействие на среду, возможность путем изменения социального окружения влиять на положение (ближайшую среду) клиента в направлении улучшения его состояния; непосредственный метод лечения – воздействие «ума» на «ум», т.е. предложения, советы, уговоры и т.п. с целью побуждения клиента принять необходимые решения и шаги для улучшения своего положения. Здесь социальному работнику чрезвычайно важно было установить с клиентом доверительные отношения. Эти идеи М. Ричмонд легли в основу диагностической школы социальной работы.
В 1921г.М. Ричмонд за вклад в научную  разработку основ новой профессии (социального работника) было присвоено звание Почетного магистра гуманитарных наук в колледже США в Нью-Йорке. Этот колледж был создан в 1918г. и здесь довлели позиции психоанализа, в рамках которого и возникла первая в социальной работе диагностическая школа (акцент на диагнозе). В колледже велась подготовка социальных работников для психиатрической службы (особенно для ветеранов войны) [3.-С.9-10].
2. Функциональная  школа. Развитие основных принципов  диагностической и функциональной школ в истории социальной работы.
Позднее возникла функциональная школа (в 30-е  гг. в Пенсильванской школе социальных работников), исходящая из идей Отто Ранка, бывшего ученика З.Фрейда. О. Ранк сначала считал, что рождение наносит индивиду психическую травму, последствия которой проявляются во всем развитии личности. Но позднее О. Ранк стал придавать больше внимания не детству индивида, а его ситуации «здесь и теперь» и подчеркивал волю индивида к переменам.
О. Ранк считал, что существенным в процессе лечения являются отношения терапевта и пациента, а не детские впечатления клиента. Это и легло в основу методов функциональной школы. Позднее эти идеи развил Карл Роджерс (акцент не на диагнозе, а на организации помощи  клиенту, на самом клиенте и приеме им этой помощи – отсюда интерес к понятиям «структура», «функции», «процесс» и т.д.).
Теоретик  функциональной школы Вирджиния  Робинсон еще в 1930г. опубликовала книгу «Психология изменения в социальной индивидуальной психотерапии», которая считается важной вехой в развитии социальной работы. В центр социальной работы В. Робинсон ставит клиента, , и только то, что сам клиент выбирает в качестве темы для обсуждения (а не авторитарная позиция врача в психоанализе З. Фрейда) из своего прошлого является важным для социального работника.
Позже функциональная школа развила идеи гуманистической  психологии А. Маслоу о самоактуализации и К. Хорни, согласно которым человек внутренне стремится всегда к чему-то позитивному, находится в состоянии постоянного роста и развития.
Принципы  диагностической школы получили значительное развитие в последующие десятилетия.  В общих рамках школы возникает ситуационный подход: диагноз стал пониматься не столько как установка к действию, сколько как модель встречи клиента с ситуацией, выявляющая его проблемы (работы Г. Гамильтон 1930-1950-е г.г.). На основе данного подхода важнейшее внимание в работе с клиентами уделяется предвидению и психологической поддержки. Предвидение помогает устранять неосознанный конфликт, осознание и понимание клиентом его трудностей позволяет психосоциальному работнику успешно разрешать («лечить») его проблемы. Психологическая поддержка предполагающая поддержание одних форм поведения клиента и подавление других, помогает ему обрести уверенность, надежды и духовные силы в преодолении психологических барьеров.
В 1970-1980 гг. психосоциальное направление  в диагностической школе получило развитие в трудах Ф. Холлис и Вудс. В книге «Индивидуальная психотерапия: социально –психологическая терапия» Ф. Холлис стремилась показать, что социальный работник занимает автономное место среди психотерапевтов, а социально – психологическую терапию не следует отождествлять с психотерапией. По Ф. Холлис, лечение должно исходить из потребностей клиента, под которыми она понимала социальные дилеммы, которые тяготят клиента. Например, между клиентом и окружением (в частности, членами его семьи) имеется непонимание и неспособность адаптироваться друг к другу или между ним или семьей и теми социальными ресурсами, которые доступны им для удовлетворительной жизни. Проблемы клиента в данном случае могут быть обусловлены либо особенностями поведения и личности самого клиента, либо его окружением, либо тем и другим. Поэтому диагноз и лечение связаны с обоими факторами и должны быть направлены, прежде всего, на взаимодействие между ними.
Крупнейшим  теоретиком функциональной школы была Дж. Тафт, на формирование взглядов которой важнейшее влияние оказали американские философы и психологи Дж. Мид и Д. Дьюи. Так понятие самоопределения ( право клиента решать за себя) заимствовано Дж. Тафт у Д. Дьюи.
По Дж. Тафт, истинными движущими силами роста и развития индивида являются две его базовые потребности – находиться в состоянии зависимости от других и развивать независимость. Развитие и изменение происходят в динамике и взаимодействии этих двух движущих сил.
В 60 – 70 г.г. ХХ в. в процессе полемики диагностической  и функциональной школ в психосоциальной работе сформировался новый (синтетический) подход, ставший обозначаться как метод решения проблем. Основателем его является Х. Перлман («Социальная индивидуальная психотерапия» 1957). В данном методе подчеркивается важное значение, как диагноза, так и процесса изменений. Жизнь есть решение разнообразных проблем, одни из которых люди могут более менее успешно решать в процессе своей жизнедеятельности, тогда как, другие требуют психосоциальной помощи со стороны специалистов. Поэтому социальная работа должна ставить перед собой цели: 1) усилить мотивацию клиента и с помощью укрепления его самосознания освободить энергию для изменений; 2) усилить – ментально, эмоционально и фактически – способности клиента решать свои проблемы; 3) предоставить клиенту ресурсы, необходимые для решения проблем. Эти цели могут быть достигнуты только на основе доверительных отношений между психосоциальным работником и клиентом. Х. Перлман подчеркивала, что её подход опирается на теорию систем и теорию социальных ролей [3.-С.10].
 
1.3 Психосоциальная работа: цель, понятие, функции, методы и формы.
Социально-психологическая направленность (личность — общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход обычно связывают с ,упомянутыми выше, именами М. Ричмонд и Ф.Холлиз , а в 1950—1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем — работы Дж. Боулби.
В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость  понимать личность клиента в его  взаимоотношениях с миром, который  его окружает. Иначе говоря, не следует  разделять такие понятия, как  внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека  в ситуации», т.е. психосоциальность.
Цель психосоциального подхода — поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих Условий, ресурсов и помощи. Суть помощи — эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных Проблем «личности в ситуации».
В широком  смысле психосоциальная работа понимается как направление социальной работы, основная цель которой — оказание первичной психологической помощи, социальной поддержки и содействия людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, как организация комплекса условий для продуктивной адаптации человека в изменившихся условиях жизнедеятельности.
В узком  смысле психосоциальная работа —  это деятельность специалиста по социальной работе, направленная на восстановление утраченного психосоциального равновесия, на поиск ресурсов личности и ресурсов социальной среды для преодоления трудностей в жизненной ситуации.
Таким образом, основная цель психосоциальной работы — это оказание первичной психологической  помощи населению, поиск и оптимизация  совпадающих ресурсов [1;2].
В отечественной методологии и  практике социальной работы идея синтеза  психологического и социального  прослеживается на всех уровнях —  в формулировках целей и задач  социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как
    оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования;
    помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;
    расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей;
    помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
    стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.
     Таким образом, объект психосоциальной работы  — часть населения, которая в данный момент времени находится в трудной жизненной ситуации.
К субъектам  психосоциальной работы  относят  людей с ограниченными возможностями, инвалидов, детей-сирот, социально неблагополучных, входящих в «группу риска», аддиктивных, переживающих боль утрат и потерь, т.е. людей, находящихся в трудной  жизненной ситуации и неспособных  самостоятельно справиться с ней. Психосоциальная  практика не может сегодня эффективно функционировать без осознания  проблематики, содержания и методики повседневной работы с личностью  в ситуации.
Важное  ресурсное обеспечение адаптации  человека к изменившимся трудным  условиям жизнедеятельности — актуализация физических, интеллектуальных, личностных, духовных и творческих возможностей, необходимых для выхода из критического состояния, стимулирование самоуважения и уверенности в себе. Воздействие  специалиста по социальной работе подчинено  определенной цели и направлено на реалии психической жизни человека, имеющие непосредственное отношение  к критической или напряженной  жизненной ситуации клиента. Чаще всего  первичная психологическая помощь заключается в реализации технологий кризисной интервенции. К основным функциям психосоциальной работы  относятся информационная, диагностическая, консультативная, коррекционная, посредническая и терапевтическая.
Формы оказания психосоциальной помощи:  индивидуальные и групповые.
Основные  методы психосоциальной работы: психотерапевтическая беседа как метод индивидуальной работы с клиентом и ведение групп как метод групповой работы с обществом: семьей, группой, коллективом.
Групповая работа может быть посвящена поиску способов решения трудной жизненной  ситуации и овладению ими. К таким  способам относятся:
- нейтрализация  или разрешение проблем, связанных  с работой, занятостью, трудоустройством;
- проживание  утрат и потерь;
- приспособление  к изменившимся условиям жизни  и выживание в трудной жизненной  ситуации;
- выработка  конструктивных социальных навыков  сотрудничества, партнерства и построение  новых безопасных отношений.
Довольно  эффективен и продуктивен метод системных решений (семейных и организационных расстановок), но он требует специальной подготовки специалиста в системе повышения квалификации или дополнительного профессионального образования [1.-С.18-19]. 

Глава 2 Формы и методы психосоциальной работы с населением.
Психосоциальная работа имеет место  в большинстве направлений лечебной, воспитательной и исправительной деятельности: забота о здоровье матери и ребенка, детские ясли, школы, система социальной зашиты,  система уголовного исправления, воспитание молодежи, психиатрия. психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство.
Психосоциальная работа включает в  себя две различные формы:
1) Общественно направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, как она иначе именуется, заключается в просветительской деятельности или передаче знаний различным группам. Примером этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отношениях, примером ее объекта — группа для родителей в детском здравоохранении.
2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е. речь идет об индивидуально направленном воздействии.
Подробнее об этих формах и их методах рассмотрим ниже.
2.1 Методика и технология индивидуальной  психосоциальной работы.
В процессе развития психосоциальной практики оформляются подходы в индивидуальной социальной работе, получившие определение  — социальная индивидуальная работа, или индивидуальная работа со случаем.
Одной из первых, кто дал определение этого  направления индивидуальной работы, была X. Перлман. Индивидуальную социальную работу она трактовала как «процесс, используемый социальными агентствами, чтобы помочь индивидам более  эффективно справляться с их проблемами в социальном функционировании» [7. - С. 8]. Однако по мере развития психосоциальной практики не только происходит смещение акцентов, но изменяется само базисное видение этого метода. И если помощь в социальном функционировании у X. Перлман является стержнем, то в основе подхода у Ф.Холлис лежит понятие «человек-в-ситуации», где взаимодействие между всеми тремя компонентами определяет специфику метода [8. -С. 113].
С развитием  практики как методов индивидуальной работы, так и социальной работы в целом определились системные  черты этого подхода, что позволило  исследователям выйти на рабочее  определение социальной индивидуальной работы. Сегодня ее принято трактовать как «деятельность профессиональных социальных работников, основанную на психосоциальных, поведенческих, системных  концепциях и имеющую системные  ценности, помогающую индивидам и  семьям справиться с интрапсихическими, межличностными, социоэкономическими, проблемами развития, осуществляющуюся при непосредственном взаимодействии с клиентом, лицом к лицу» [9. - С. 217].
Общая модель индивидуальной работы с личностью  в ситуации основана на принципах  психологического консультирования.
Как сфера  деятельности оно возникло еще в  начале 1980-х гг., с появлением первых служб социально-психологической помощи и «телефонов доверия». Психологическое консультирование — взаимодействие двух людей — клиента и консультанта, целеполагающий фактор этого процесса — желание клиента изменить что-то в своей жизни.
Основной  метод анализа специфической  ситуации, в которой находится  консультируемый, — беседа.
Специфика кризисного психологического консультирования заключается в том, что клиент не способен «вскрывать раны», поскольку  критическая ситуация вызывает чаще всего утрату когнитивного контроля за эмоциональными переживаниями. Общее  психологическое состояние клиента  характеризуется, как правило, эмоциональной  и интеллектуальной дезорганизацией, ощущением хаоса, тупика, «замкнутого  круга», безысходности, бессилия. Поэтому суть кризисного консультирования — интервенция, «вторжение в кризис»[1.-С.115-116].
Главная задача — оставаться в настоящем, «здесь и сейчас», отражение чувств клиента, соотнесение переживаний  с событиями, их породившими, и помощь клиенту в восстановлении когнитивного контроля за происходящим.
К Основным принципам в индивидуальной социальной работе можно отнести:
- Преимущества  индивида по отношению к обществу, т.е. социальный работник стоит  на защите прав и интересов  клиента.
- Уважение  конфиденциальности во взаимоотношениях  с клиентом
- Готовность  отделить личные нужды и чувства  от профессиональных отношений
- Стремление  к социальным изменениям, соответствующим  социальным познанным потребностям, т.е. социальный работник оказывает  услуги клиенту, осознавая истинные  мотивы его запроса о поддержке  и помощи, в соответствии с  его нуждами и предпочтениями.
- Готовность  к передаче знаний и умений  другим
- Уважение к индивидуальным  и групповым различиям, достойное  их оценивание
- Стремление  к развитию самопомощи клиента
- Готовность действовать от  имени подопечного, несмотря на  возможные фрустрации
- Стремление к социальной справедливости, к экономическому, физическому, интеллектуальному  благосостоянию всех членов общества
- Стремление  к высоким личным стандартам  в жизни и профессиональной  деятельности [10. -С. 245-247].
- Этические принципы социальной  работы [2.-С.76-80] . 
 
2.2 Социальная работа с группой как метод психосоциальной помощи.
1.Термин «групповая работа» употребляется применительно к деятельности с группами. Она требует определенных профессиональных знаний и квалификации. Социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы. В этой связи следует отметить то общее, что характерно для социальной работы данного уровня:
•  проблемно-ориентированные  подходы, где специфика проблем  клиентов вызывает к жизни определенные техники групповой работы;
• ориентация групповой работы на работу со случаем  через установление субъект-субъектных отношений с группой, где социальному  работнику определена роль посредника и фасилитатора;
• ориентация на техники и методы групповой  работы, принятые в смежных дисциплинарных областях, ориентированных на работу с патологиями;
• присвоение и переосмысление в теоретических  и практических подходах понятийного  аппарата, методов и принципов  из практики работы психотерапевтов  и практических психологов;
•  создание индивидуальных подходов, деятельностных принципов и ценностей в работе с различными случаями.
Методология и технология социальной работы с  группой базируется на психосоциальных  теориях, позволяющих анализировать  интерактивные процессы в межличностном взаимодействии [2.-С.145].
2.Социальная групповая работа — это направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности — от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем.
Согласно  подходу Г. Конопки, социальная групповая  работа — это практический метод социальной работы, который помогает личностям расши
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.