Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Спрос и предложение в туризме

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?3
 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ

АКАДЕМИЯ  УПРАВЛЕНИЯ И  ЭКОНОМИКИ

 

Факультет  социального управления

                                Кафедра   социально-культурный сервис и туризм
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 
 
 
Дисциплина:  Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме
 
Тема:  Спрос и предложение в туризме, тенденции из развития.
 
 
 
 
 
                                                                                        Выполнила студентка
                                                            Группы № 4-63-31/1-1
Вискунова Эльвира Николаевна
                                                            Специальность 100103.65
 
 
 
Проверил: доцент, кандидат экономических наук Космачева Антонина Михайловна
             
Подпись: _____________________________
 

 

 

Кириши

2011 г.

 
 
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Введение ............................................................................................................ 3
ГЛАВА 1. Туристский спрос ........................................................................... 5
§ 1.1 Сущность туристского спроса ...................................................... 5
§ 1.2 Основные черты туристского спроса ........................................... 7
ГЛАВА 2. Туристское предложение ............................................................. 14
§ 2.1 Сущность туристского предложения ......................................... 14
§ 2.2 Туристский продукт ..................................................................... 16
§ 2.3 Продвижение и сбыт туристского продукта. Туристские
ресурсы ……………………………………………............................... 19
ГЛАВА 3. Современные тенденции развития туристского рынка ............. 22
                        § 3.1 Основные направления развития спроса в туризме ……….…. 22
          § 3.2 Развитие российского и международного туризма ………….. 26
Заключение ....................................................................................................... 30
Список использованной литературы ..............................................................33
 
 
 
 
 
 
http://www.bestreferat.ru/referat-163648.html
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
              Развитие сферы социально-культурного сервиса и туризма является одним из перспективных направлений совершенствования экономики Российской Федерации. Это обусловлено тем, что туризм на сегодняшний день является показателем развития цивилизации, методом познания окружающей действительности, способом повышения культурного уровня и восстановления здоровья людей.
              Люди, живущие в развитом обществе, помимо биологических нужд имеют много других потребностей и желаний. Потребность в туризме является одной из таких потребностей. Удовлетворение туристских потребностей и желаний предполагает производство туристских продуктов и услуг, а это в свою очередь влияет на развитие производственной деятельности и развитие туристских ресурсов. По сравнению с другими странами, в которых сфера услуг, и в частности туризм, стала одной из доходных отраслей экономики, российская сфера услуг и туристский бизнес в настоящее время находится в стадии становления.
В прошлом туризм не рассматривался как отрасль экономики. Его производственная активность была не важна, и в большинстве случаев развитию туризма даже не придавалось особого значения. В конце XX в. туризм становится массовым явлением, а туристский бизнес переживает настоящий бум. Во второй половине 1990-х гг. на рынке туристских услуг резко обострилась конкуренция. Оказалось, что российские фирмы не в состоянии успешно конкурировать с иностранными ни по уровню сервиса, ни по стоимости услуг. Кроме того, иностранные предприниматели (в отличие от отечественных) предоставляют своим клиентам более достоверную информацию о своих возможностях.
 
С течением времени туризм начал постепенно развиваться качественно и количественно. Только тогда экономисты поняли важность туризма как экономического феномена и ту роль, которую он может играть для развития национальной экономики. При этом они были вынуждены обратить внимание на конкретные экономические проблемы, возникающие в процессе туристской деятельности. Тогда туризм как экономический феномен выдвинулся на передний план.
Бурное развитие мирового туризма и рост его влияния на экономику различных стран привели к необходимости его научного исследования. По мнению специалистов, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания.
Что касается России, то наша страна занимает важное место в индустрии международного туризма, а также имеет богатые перспективы ее развития.
Перечисленными выше факторами обусловлена актуальность темы курсовой работы, целью которой является исследование особенностей спроса и предложения в туризме, а также современных тенденций их развития.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1.                              охарактеризованы главные составляющие туристского рынка: спрос и предложение в туризме;
2.                              рассмотрены основные направления и тенденции из развития.
          Таким образом, объектом данного исследования является туризм в экономическом аспекте, а предметом – спрос и предложение в туризме и тенденции их развития.
              Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
 
 
 
ГЛАВА 1. ТУРИСТСКИЙ СПРОС
 
§ 1.1 Сущность туристского спроса
 
              Успешное развитие индустрии туризма прежде всего зависит от уровня благосостояния населения. И чем больше будут увеличиваться доходы граждан, тем это в большей степени скажется и на развитии индустрии туризма. Спрос на продукцию туриндустрии имеет специфический характер, и потребность в ней возникает только тогда, когда имеются свободные денежные средства, т.е. население обладает платежеспособностью.
              Таким образом, спрос (англ. demand) – это потребность, обеспеченная деньгами. Спрос на туристский продукт представляет собой форму проявления потребности населения в туристском продукте, обеспеченную денежными средствами [23, с. 11].
Спрос - это идеальная потребность и реальная возможность покупателя купить определенное количество данного товара. В концепции туристского спроса приоритетное место отводится потребителю, поэтому именно изучению потребителей уделяется основное внимание, именно его нужды и желания предполагается удовлетворять.
Спрос и потребление – категории не тождественные. Они отличаются качественно и количественно. Спрос выступает как категория рынка и стадия воспроизводства в виде обмена товаров.
Потребление – только как стадия (причем заключительная) воспроизводственного процесса. Количественное отличие состоит в том, что потребление не всегда связано со спросом, поскольку потребности населения в туристских услугах не всегда удовлетворяются через рынок. Значительная часть потребностей населения в отдыхе удовлетворяется через дачную рекреацию, спортивные самодеятельные туры, поездки к родственникам в деревню и т.д.
Спрос и потребление не совпадают между собой по времени и в пространстве. Потребление во времени, как правило, отстает от спроса, поскольку туристская путевка сначала покупается (на нее предъявляется спрос), а затем уже потребляются туристские услуги. Причем туристские услуги могут потребляться длительное время (например: лечебные или обучающие туры) или изменить свою потребительскую стоимость с течением времени (отпускные туристские чеки, кредитные карты).
Спрос потребителей туристских услуг является достаточно субъективным и зависит от множества факторов: общеэкономических; культурного и общественно-психологического характера; социально-демографических; личностно-поведенческих. Значительное влияние на спрос в сфере туризма оказывают такие изменения в общественной психологии, как информированность, уровень образованности, высокая требовательность к качеству услуг, индивидуальность, мобильность и др.  [23, с. 13].
Факторы, влияющие на формирование платежеспособного спроса населения на туристские продукты можно классифицировать по следующим признакам:
?      природе возникновения;
?      характеру воздействия;
?      возможности (способам) количественного измерения.
По структуре туристский спрос можно разделить на три группы по следующим критериям:
?      географические (географическое положение, географическая цель тура, место отдыха);
?      социально-демографические (пол, возраст, профессия, тип и размер семьи, национальность, доход, уровень образования, постоянное место жительства);
?      психолого-поведенческие (мотив поездки, тип туриста, сезонность, форма поездки, тип отдыха, используемые средства размещения, удаленность путешествия, требования к комфорту и др.) [4, с. 16].
В настоящее время в мире насчитывается свыше трехсот видов и подвидов путешествий, которые постоянно дополняются новыми, способными удовлетворить самый разнообразный спрос и не по одному, а по нескольким критериям.
При определении туристского спроса следует учитывать так называемые психологические препятствия, возникающие у туристов. Выделяют шесть типов барьеров:
?      физические барьеры характеризуются опасениями, связанными с климатической адаптацией, непереносимостью метеоусловий, плохим самочувствием и т.д.;
?      психоэмоциональный барьер возникает из-за боязни нервного напряжения, психического дискомфорта, стрессовых ситуаций, некомфортного проживания и др.;
?      психологический барьер формируется на основе негативной информации, полученной из официальных источников и средств массовой информации, из отзывов побывавших в регионе пребывания людей;
?      коммуникативный барьер возникает из-за незнания языка, неумения пользоваться местными средствами передвижениями, техническими средствами, боязнь неблагоприятной криминальной обстановки;
?      экономический барьер характеризуется опасениями в связи с предстоящими финансовыми затратами, возможной нехваткой денег в поездке, дороговизной, обманом;
?      культурный барьер формируется из-за незнания или непереносимости национально-культурных особенностей региона пребывания [18, с. 19].
             
§ 1.2. Основные черты туристского спроса
 
Туристский спрос имеет ряд характерных признаков, а именно:
1 - динамизм,
2 - гетерогенность и комплексность,
3 - эластичность,
4 – концентрация во времени и пространстве и др. [21, с. 15].
1. Динамизм туристского спроса.
Вместе с развитием общества меняются человеческие потребности и, следовательно, спрос. Потребности постоянно расширяются, становятся богаче, некоторые из них видоизменяются. Глубокие количественные и качественные изменения потребностей в туристских услугах особенно заметны с середины XX века с прогрессом науки и техники, переменами в политической, экономической и социальной сферах и, прежде всего с повышением материального благосостояния и покупательной способности населения в развитых странах. Туристское движение развивается интенсивно, но неравномерно. Так наиболее стабильными были 50-е – 60-е годы, несмотря на экономические колебания. Энергетические кризисы 70-х годов, промышленные кризисы 80-х годов повлияли на сокращение числа перемещений людей. Однако не только экономические кризисы, но и политическая обстановка в мире влияют на туристскую активность. Например, снижение темпов роста туристских перемещений произошло в начале 90-х годов в связи с боевыми действиями в районе Персидского залива и экономического кризиса в странах Западной Европы. Вооруженный конфликт в Ираке, когда многонациональные вооруженные силы во главе с США провели операцию «Буря в пустыне», привел к тому, что Европа имела нулевой прирост туристских прибытий, а в таких странах как Швейцария, Италия и др. отмечалось абсолютное их сокращение. Повсеместно туристы отменяли путешествия.
Внимание к безопасности туристов заставило ВТО разработать классификацию направления выездов в зависимости от потенциальной угрозы жизни туристов. К наиболее опасной группе стран были отнесены территории, в которых затянувшиеся военные конфликты, серии террористических актов и экономическая нестабильность оказывают постоянное негативное влияние на развитие туризма (Ливан, Северная Ирландия, Афганистан). Выделен ряд рисков, которые несут угрозу туризму и не только в глобальном, региональном масштабе, но и на уровне отдельных стран.
Колебания в посещаемости отдельных территорий могут быть вызваны природными явлениями. Они приводят то к увеличению туристской активности то, наоборот, к затуханию. Солнечное затмение летом 1999 года было особенно хорошо видно с территории Румынии, и это привело к росту числа туристов на 200 тысяч по сравнению с предыдущим годом. Сильные наводнения, землетрясения, бури, цунами (например, сильное цунами 2005 года в Таиланде) и прочее значительное влияние оказывают на динамику туристского спроса. Однако даже неблагоприятные внешние обстоятельства, значительно влияющие на туристскую активность, не отменяют желания людей путешествовать.
2. Гетерогенность (многообразие) и комплексность туристского спроса.
Во время путешествия турист потребляет различные услуги: общие, специфические туристские, сопутствующие. Общие – такие услуги, которые необходимы любому человеку: потребности в жилье, пище, транспорте, связи. Специфические туристические потребности по существу составляют собственно туристский спрос, и зависит он от широкого спектра побудительных мотивов миграции: рекреационные туры, деловые поездки, религиозные путешествия, лечение и т.д. Главные мотивы туристских поездок могут вступать в различные комбинации между собой, и тогда возникают сопутствующие туристские услуги, непосредственно не связанные с главной целью поездки и составляющие иногда значительную часть стоимости тура.
3. Эластичность туристского спроса.
Туристский спрос зависит от множества факторов: дохода потребителя, продолжительности компактного свободного времени, цен на товары и услуги и др. Эластичность показывает меру реакции одной переменной на изменение другой.
Эластичность спроса по цене определяет, какое процентное изменение объема спроса последует за однопроцентным увеличением (уменьшением) цены при прочих равных условиях.
Из курса экономики известна суть закона спроса, который состоит в том, что повышение цены на товар, услугу при прочих равных условиях уменьшает объем спроса на рынке и наоборот, понижение цены увеличивает величину спроса. Закон описывает обратную связь между ценой и количеством товаров, услуг, которые будут куплены при каждой цене, т.к. при прочих равных условиях по низкой цене удастся продать больше товаров, чем при высокой. Причины могут быть разные: по низкой цене большее количество потребителей сумеет купить туристскую путевку; по низкой цене тур предпочтительнее, чем при высокой (при прочих равных условиях); при высокой цене тур может быть заменен другим.
Взаимосвязь цены (P) и количества покупаемого товара (Q) определяющая эластичность спроса по цене, показывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса. Если эффект от изменения цены относительно мал, то спрос на него не эластичен. Если же небольшое изменение в цене может вызвать относительно значительные изменения в спросе, то спрос эластичен. Своеобразной мерой ценовой эластичности спроса является коэффициент эластичности спроса:
 

 
где: Е – коэффициент эластичности
Р – цена единицы турпродукта в %
Q – количество турпродукта, на который предъявлен спрос в %
 
Спрос эластичен, если Е > 1; неэластичен, если Е < 1; если Е = 1, единичная эластичность.
Высокая эластичность спроса означает, что туристы чрезвычайно чувствительны к цене. Если спрос на туристские услуги эластичен, то производителям туруслуг выгодно понижение цены, так как их выручка будет возрастать. Если же спрос на туристские услуги неэластичен, то производителям туруслуг выгодно повышать на них цену, так как только в данном случае выручка может увеличиться.
Спрос на элитный отдых, экзотические, индивидуальные и паломнические туры  - не эластичен.
Спрос на услуги высокого качества подражательного характера (модного) отличаются умеренной эластичностью.
Спрос на стандартные услуги массового характера характеризуется высокой эластичностью.
Значения эластичности спроса в международном туризме различаются по регионам мира и видам поездок.
Существует ряд факторов, которые могут вызвать рост или снижение спроса при неизменных ценах:
?      взаимозаменяемость товаров и услуг;
?      наличие товаров-комплиментов (дополняющих товаров);
?      изменения в цене или доступности дополняющих товаров и услуг;
?      изменения в окружающей среде;
?      изменения в полезности товара и ли услуги;
?      изменение доходов потребителей;
?      изменения во вкусах потребителей, моде и т.д.             
Степень эластичности по доходу зависит также от типа поездки. Спрос на деловые поездки или элитарные, если и реагирует на изменение дохода, то очень слабо, и является неэластичным.
Эластичность по цене и доходу – общепринятые в экономике, но не единственные показатели. Отмечается положительная эластичность спроса по времени. В тех случаях, когда время, а не деньги является основным лимитирующим фактором, туристский спрос реагирует на изменение продолжительности отпуска, количество праздничных дней или длительности командировки. Дополнительное время позволяет продлить пребывание туриста в месте назначения. Если любитель путешествий собирается предпринять очередную поездку, а среди предлагаемых услуг ему доступны одно- и двух-недельные туры, короткий ежегодный отпуск, во время которого совершается путешествие, определит выбор потребителя в пользу семидневной поездки. При ослаблении главного лимитирующего фактора – временного, например, при увеличении продолжительности отпуска даже на 2-3 дня при прочих равных условиях – он, скорее всего, предпочтет двухнедельный тур, хотя более длительное пребывание в месте назначения обойдется ему дороже. Следовательно, величина спроса, выраженная в туристских расходах, с увеличением свободного времени, возрастет. Дополнительное время позволяет также совершать путешествия на более дальние расстояния, которые в экономических исследованиях принято выражать в затратах времени и денег на их преодоление, и эти экономические ресурсы ограничивают спрос.
4. Концентрация туристского спроса во времени и пространстве.
Эта характерная особенность заключается, прежде всего, в ярко выраженном сезонном характере, и пиками в определенное время года и спадами в остальные месяцы года. В регионах северного полушария основной туристский сезон – лето (июнь-август) и зима (январь-март), межсезонье (апрель-май, сентябрь) и «мертвый» сезон (октябрь-декабрь). Среди людей укоренилось сознание, что лето самое благоприятное время для отпуска. Родители стремятся сочетать свой отпуск с каникулами школьников, студенческие каникулы – летнее время, основная практика остановки предприятий на профилактический ремонт в июле-августе, эти же месяцы являются месяцами наименьшей производительности труда.
Пространственному спросу присуща не только сезонная, но и пространственная концентрация зависящая в первую очередь от природно-климатического фактора и развития инфраструктуры туризма. Кроме того здесь большую роль играет мода.
После распада СССР Россия потеряла как минимум 1/3 высокоаттрактивных дистинаций, концентрировавших основные туристские потоки: часть Балтийского побережья (Рига, Юрмала и др.), Черноморское побережье Грузии, всю инфраструктуру Крыма, туристские центры Карпат, центры альпинизма и горнолыжного спорта в зоне Памира, Тянь-Шаня и др.
Сейчас благоприятные туристско-рекреационные центры расположены в основном в Европейской части РФ. Россия, обладая огромным туристским ресурсным потенциалом, для массового туризма использует пока, лиши 1/10 часть своей территории. Однако по прогнозам ВТО Россия отнесена к 2020-му году к самым популярным туристским направлениям мира помимо Китая, Гонконга, Чехии (по динамике роста за 1995-2020 годы в процентах) [25, с. 40].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. ТУРИСТСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
 
              § 2.1. Сущность туристского предложения
 
Соответственно спросу имеет место предложение, направленное на удовлетворение спроса. Предложение – это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы. Объем покупок определяется покупателями, и, прежде всего, их платежеспособностью и продавцами. Предложение на туристском рынке – это вся масса предназначенных для продажи товаров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения. Это - идеальная готовность и реальная возможность произвести и поставить на рынок определенное количество туристского товара.
Туристский  спрос сталкивается со специфическим предложением целого ряда туристских продуктов и услуг. Эти туристские продукты, взятые вместе, формируют самую большую индустрию, которая развивается быстрее, чем любая другая индустрия, - туристскую индустрию.
Характерной особенностью индустрии туризма является то, что она объединяет в себе предприятия, производящие как материальные (товары), так и нематериальные продукты (услуги). Этим объясняется особенность и сложность экономики индустрии туризма. То есть продукция туриндустрии состоит из материальных и нематериальных товаров, но основным продуктом, безусловно, является нематериальная составляющая - услуга (сервис).
Услуга является нетрадиционным товаром, ее особенность состоит в том, что она не приобретает овеществленной формы. Поскольку она нематериальна, она неосязаема. Ее нельзя потрогать, попробовать на вкус, услышать. Ее нельзя осмотреть, опробовать в качестве образца предстоящей покупки, как это делается в отношении многих материальных товаров, например одежды, продуктов питания, бытовой техники, парфюмерии.
Продукцией туриндустрии, по существу, является сервис. Составленный из целого ряда различных услуг и будучи невидимым, он не может быть измерен, опробован и проверен клиентом заранее; только в процессе потребления услуги (или по окончании туристского путешествия) результат сервиса может быть увиден, почувствован и оценен. Вместе с тем следует отметить, что некоторые компоненты продукции туризма, такие как жилье, питание, средства транспорта и т.д., вполне материальны и осязаемы, но в целом они являются частью сервиса, своего рода дополнением к развлечениям, удовольствиям, комфорту и т.д., то есть тем, за что клиент платит деньги. Таким образом, сервис можно разделить на две составляющие: hard - материальная составляющая сервиса и soft - нематериальная составляющая (услуга) [17, с. 56].
Спрос отражает предположительно емкость рынка, а предложение - фактический объем туруслуг.
Обмен спроса на предложение означает обмен денег туриста на туристский продукт. При таком обмене, с одной стороны, происходит удовлетворение интересов конкретного производителя (продавца) и конкретного потребителя (покупателя), с другой, создаются условия для расширенного воспроизводства.
              Предложение устанавливает отношение между рыночными ценами и тем количеством туристских продуктов, которое производители туристских услуг желают произвести и продать.
              Предложение турпродукта зависит от:
              1. количества турпоставщиков;
              2. количества фирм - продавцов;
              3. уровня эффективности производства туруслуг;
              4. уровня научно-технического прогресса;
              5. цен на факторы производства;
              6. оценки перспектив спроса;
              7. будущих доходов
              8. системы налогообложения.
              Компоненты предложения:
              1. природные ресурсы;
              2. инфраструктура (то, что обеспечивает туризм);
              3. материально-техническая база туризма;
              4. культурные ресурсы, гостеприимство.
              Предложение туруслуг характеризуется неэластичностью по цене. Эластичность может быть достигнута в длительном периоде. Соотношение между спросом и предложением зависит от множества  факторов, но главным является  цена [30, с. 68].
                           
§ 2.2. Туристский продукт
 
В законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт определяется как «право на тур, предназначенное для реализации туристу», а «тур – комплекс услуг по размещению, питанию туристов, экскурсионные услуги, услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия» [1, с. 3].
В туристском терминологическом словаре туристский продукт определяется как «потребительский комплекс, включающий тур, туристско-экскурсионные услуги и товары». А тур рассматривается:
1) как заранее спланированная и оплаченная туристская поездка;
2) как туристская поездка по определенному маршруту в конкретные сроки, обеспеченная комплексом услуг в сфере жилья, перемещения, медицинского и культурного обслуживания;
          3) как комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-перевозчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия [23, с. 28].
          Туристские (туристско-экскурсионные) услуги – услуги, относящиеся к сфере туристского потребления. Туристские товары, как правило, включают специфическую часть (карты, открытки, буклеты, туристское снаряжение, сувениры). Она предназначена только для туристов. И неспецифическую часть, куда входит большинство товаров «двойного назначения» (для туристов и нетуристов) [13, с. 68].
           Туристский продукт определяют как совокупность вещественных и невещественных стоимостей, потребляемых туристом.
Категорию «туристский продукт» определяют также следующим образом: Туристский продукт – реализуемая по совокупной цене, предварительно разработанная комплексная туристская услуга, в состав которой входят как минимум две услуги из нижеперечисленных:
              а) перевозка;
              б) размещение;
              в) иные услуги в сфере туризма, не связанные с перевозкой и размещением, при условии, если обслуживание охватывается периодом от 24 часов до 6 месяцев подряд или предусматривает более одной ночевки [16, с. 89].
              Туристский продукт как экономический товар представляет собой одновременно и экономическое благо (комплекс материальных и нематериальных благ, включающий и услуги), и затраты (для его производства нужны ограниченные туристские ресурсы). Эти качества турпродукта проявляются как его полезность (поскольку удовлетворяют потребности туриста), редкость (поскольку для его производства нужны ограниченные туристские ресурсы), и ресурсоемкость. В таком определении туристского продукта как товара учитывается взаимовлияние полезности, спроса - предложения, издержек и цены (поскольку при приобретении туристского продукта - экономического товара турист платит определенную сумму денег).
              При всем разнообразии определений туристского продукта все специалисты относят туризм к непроизводственной сфере. Основным предметом туристского обмена выступают услуги, которые составляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках.
Услуга туризма, как и любая другая услуга, есть действие определенной потребительной стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность. Ф. Котлер назвал услуги «объектами продажи в виде действий, выгод или удовлетворений». В отечественном ГОСТе Р 50646-94 услуга определяется как « результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя» [22, с. 70]. .
              То есть понятие услуги включает:
          1) взаимодействие исполнителя и потребителя-обслуживание;
          2) процесс оказания услуги - выполнение работы исполнителем;
          3)результат этих действий в виде «преобразованной продукции» и «результата услуги».
          Туристская услуга обладает определенными чертами:
         1) Неосязаемость туристской услуги. Ее невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до получения. Все потребительные свойства услуги (уровень качества, уровень обслуживания, безопасность и т.д.) нельзя оценить до ее потребления.
            2) Услуги нельзя складировать, накапливать, а потом в более подходящее время реализовывать.
            3) Подверженность сезонным колебанием. В разгар сезона создается возможность реализовать туристский продукт по самым высоким ценам, и, наоборот - в «мертвый сезон» цены значительно падают.
           4) Широкая взаимозаменяемость и взаимодополняемость. Турист всегда может выбрать место отдыха или вид транспорта по своему усмотрению. Туристский продукт может содержать разное количество элементов, от которых зависит его цена.
             5) Несовпадение по времени факта продажи услуг и их потребления.
             6) Глубокая взаимосвязь в деятельности туристских организаций, реализующих услуги.
             7) Неотделимость туристской услуги от источника ее формирования.                      Туристская услуга не перемещается в пространстве к своим потребителям.
               
           § 2.3 Продвижение и сбыт туристского продукта.                                  Туристские ресурсы
 
           Любой продукт, в том числе и туристский, какими бы замечательными потребительскими свойствами он ни обладал, рано или поздно вытесняется с рынка другим, более совершенным. Нет, и не может быть, вечного продукта, так как со временем спрос на него падает и получаемая от реализации прибыль настолько уменьшается, что продукт становится экономически невыгодным.
            Каждый продукт проходит в своем развитии четыре последовательные стадии: внедрение на рынок, рост, зрелость и спад, т.е. каждый продукт, имеет свой жизненный цикл.
 

Рис. 3. Жизненный цикл турпродукта [21, с. 34].
 
            Внедрение характеризуется медленным темпом роста объема продаж и возможными потерями из-за высоких затрат на производство и маркетинг (особенно рекламу). Конкуренция на этом этапе незначительна или отсутствует.
            Стадия роста наступает, когда покупатели признали продукт, спрос на него растет, сбыт расширяется и растет прибыль. Однако, появляются новые производители и растет конкурентная борьба.
            Стадия зрелости – это стадия замедления роста объема продаж, стабилизации и даже падения. Прибыль начинает уменьшаться, хотя еще остается достаточно высокой. Производители в этот период должны проводить целый ряд мероприятий, чтобы не потерять свои позиции на рынке сбыта: улучшать качество продукта, снижать цену, вводить льготы и т.д.
Стадия спада означает, что туристская сфера насыщена данным продуктом. Сокращается объем продаж и прибыли. У туристского предприятия есть несколько альтернативных вариантов действия: уменьшить существующее предложение, оживить продукт, пересмотреть каналы сбыта, прекратить выпуск продукта.
            Производственные факторы создания туристского продукта – факторы земли, труда и капитала (как основные) и предпринимательство и информатика (дополнительные) в туризме тесно связаны между собой.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.