На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Особенности понятий законы и закономерности управления. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. Виды принципов: организационные, роботы с персоналом, принципы роботы с информацией. Система принципов социального управления В.Граждан.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2008. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


3
Содержание:

Вопрос 1. Законы, закономерности управления. 3
Вопрос 2. Принципы управления: сущность, систематизация, эволюция. 7
2.1. Принципы роботы с информацией (кибернетические принципы). 12
2.2. Организационные принципы. 16
2.3.Принципы роботы с персоналом. 22
2.4. Система принципов социального управления В.Граждан. 28
Используемая литература 31
Вопрос 1. Законы, закономерности управления.

Всякая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями.
В науке управления также имеются свои законы и закономер-ности.
Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) зако-нов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и уп-равляемым объектом, между системой управления и социальной средой.
Законы управления выражают необходимость и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, ко-торые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.
Закономерные (законом обусловленные) структурные и функ-циональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реали-зуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конк-ретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Ре-ализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способнос-тей, но также и от управляемого объекта Игнатов В.Г., А.лбастова Л.Н. Теория управления: Курс лекций - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. - 464 с. (Серия «Учебный курс»), стр.73.
Роль законов управления выражается в том, что они:
1. образуют теоретический фундамент науки;
2. способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;
3. позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;
4. позволяют анализировать зарубежный опыт;
5. выражают качественные свойства и связи процессов и явле-ний, характеризующих отношения управления и направления их развития.
Законы управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, струк-туре системы управления, в механизме и методах управления; в про-цессе управления.
В научных исследованиях управления сложилась парадоксаль-ная ситуация: начиная с 90-х годов прошлого века, проблемы зако-нов и закономерностей управления не рассматриваются.
Вероятно, наши ученые накапливают и обобщают эмпирический материал, систематизируют и анализируют факты, прослежи-вают тенденции, имеющие место в управленческих процессах и явлениях. И пока еще не спешат высказывать свое мнение о зако-нах управления.
Однако попытки сформулировать закон управления отечествен-ными учеными все же предпринимаются. Так, М. Картавый и А. Не-хамкин сделали попытку обосновать закон соответствия менедж-мента менталитету.
Следует отметить, что в западной литературе по менеджменту проблемы законов и закономерностей управления вообще никак не исследуются.
Поэтому, вероятно, на данном этапе научного осмысле-ния законов управления правомерно опираться на выводы кибер-нетики.
Кибернетика - это отрасль знания, объясняющая единство ин-формационных и управленческих процессов в любых системах: технических устройствах, живых организмах и человеческих органи-зациях Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.74.
Кибернетика, созданная на основе естественнонаучных достиже-ний в области теории автоматического регулирования, электрони-ки, теории информации, математической логики, теории алгорит-мов, является основой современных концепций теории управления.
При анализе управления влияние входного воздействия (пере-менной) на результат (выход) и результата на входы принято счи-тать как зависимость.
Зависимость это связь между переменными входа и выхода. Зависимости являются основой для формулирования закона управ-ления.
В технических системах управляющие механизмы базируются на фундаментальных законах физики, электротехники или химии, инженерам хорошо известны причинно-следственные связи и по-веденческие характеристики объекта управления, тем более что открытые учеными закономерности подтверждены многочислен-ными экспериментами.
Закон - это постоянная существенная связь (зависимость) меж-ду процессами и явлениями.
В этом аспекте закон управления - зависимость «выхода» сис-темы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов - независимых переменных, характеризую-щих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.
Категория «закон» относится к той же группе категорий, что и «закономерность».
Как законы, так и закономерности устанавливают общие, суще-ственные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.
В теории управления понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретичес-кого исследования или как часть закона.
На основе данной методологии сформулированы законы орга-низации Э.А. Смирновым и другими учеными. Это закон синер-гии, закон самосохранения, закон развития, закон информирован-ности - упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, за-кон композиции и пропорциональности и др. законы.
Законы организации и законы управления - в сущности, идентичны Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.75-76. С той лишь разницей, что теория орга-низации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.
М.Г. Лапуста в данном контексте формулирует законы управ-ления при использовании ИСУ (информационных систем управ-ления).
· Во-первых, это закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством на-бора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.
· Во-вторых, это закон перехода информированности в ком-петентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эф-фект, скачкообразно повышающий компетентность и по-требность в получении новой информации.
· В-третьих, это закон перехода от административных методов управления к организационным. Он реализуется за счет при-менения эффективных технологий управления. Известно, что основу административных методов составляет координация, предусматривающая развитую систему административных мер. Администрирование - это признак слабой профессио-нальной компетенции руководителя.
Основу организационных методов управления, согласно дан-ной концепции, составляют планирование и организация (напри-мер, это бизнес-план или организационное проектирование).
Изложенный анализ законов управления в известной мере дискуссионен. Это и понятно, ибо он затрагивает мало разработанную проблему. Достаточно сказать, что в известных мне учебниках и учебных пособиях по теории управления, изданных в последние годы, данная проблема по существу не рассматривается. Возмож-ная дискуссия будет стимулировать развитие науки управления по одной из ее кардинальных проблем Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.76-77..
Вопрос 2. Принципы управления: сущность,
систематизация, эволюция

Объективность законов проявляется в том, что их действие не зависит от воли и желания человека, но знание законов и умение его применить является ключевым фактором повышения эффек-тивности управления.
В связи с этим возникает вопрос, каким образом используются законы управления в практике управления?
В теории управления этим ключевым фактором считаются прин-ципы управления.
Принцип (от лат. «начало, основа») - это:
1. основное исходное по-ложение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, по-литической организации и т.д.;
2. внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности;
3. основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.
Принципы управления - основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных законов в практике управления Бурганова Л.А. Теория управления: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 139 с. - (Высшее образование). Стр.120..
Приступая к исследованию принципов управления, необходи-мо сделать оговорку, что в науке управления многие вопросы, ка-сающиеся данного понятия, являются дискуссионными.
Авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к определению их сущно-сти, классификации, эволюции Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.77.
И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента - это об-щие закономерности, отражающиеся при постановке практичес-ких задач управления.
В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определя-ют закономерности формирования управляемой системы, ее струк-туры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию -поведения его членов, учитывают особенности технологии и тех-нического оснащения управленческого труда.
Принципы отражают содержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этот вопрос, Ф. Энгельс писал: « ... принципы не исходный пункт исследования, а его зак-лючительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». В этом выражении очень ясно показана сущность прин-ципов, которые являются проявлением объективно действующих в обществе законов и закономерностей. Люди в процессе своей де-ятельности делают обобщения закономерностей, то есть познают и формулируют принципы, которые используют для совершенствования этой деятельности. Это, разумеется, не означает, что выра-ботка принципов носит субъективный характер. Люди выводят их в качестве «основных правил» для того, чтобы их деятельность в большей мере соответствовала законам общества, что в конечном итоге положительно сказывается на эффективности деятельности Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.77-78..
В данном контексте представляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления, предложенная авторами учеб-ника по теории управления под редакцией О. В. Козловой, в кото-ром под принципами управления следует понимать правила, ос-новные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сло-жившихся в обществе.
Принципы и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятив-ной нормы).
Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.
Принципы управления объективны, т. е. не зависят от воли и желания отдельных личностей. Они являются не абсолютной ис-тиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контро-лируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.
Было бы ошибочно интерпретировать положение об объектив-ном содержании принципов управления так, что будто бы объек-тивность гарантирует адекватное их осуществление любым субъек-том и при любых условиях.
Принципы управления определяют требования к системе, струк-туре и организации процесса управления, то есть управление орга-низацией осуществляется посредством исходных положений и пра-вил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти пра-вила определяют линию поведения менеджеров.
Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы в менеджменте это не есть нечто раз и навсегда дан-ное. Они изменяются Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.78-79.. Время меняет и язык науки, и терминоло-гию, и формулировку принципа в зависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента.
Классик научного менеджмента представитель административ-ной школы А.. Файоль говорил: «Число принципов управления нео-граниченно. Всякое правило, всякое административное средство ... занимает свое место среди принципов, во всяком случае, на все то время, пока опыт утверждает его в этом высоком звании. Измене-ние положения вещей может повлечь за собой изменение правил, вызванных к жизни этим положением».
Его 14 принципов не бесспорны. Их скорее можно считать ре-комендациями к организации управления, в то время как принци-пы являются основанием системы, обобщают явления в той облас-ти знания, из которой они абстрагированы.
К сказанному нужно добавить, что научные знания о законах и принципах управления не абсолютная, а относительная истина. Мы многого еще не знаем и о современных процессах, и об объектив-ных закономерностях управления, особенно в России. Тем более что многие теоретики за принципы принимают любые целесооб-разные в данной конкретной ситуации формы и нормы управле-ния. Не любое теоретическое положение, именуемое в литературе «принципом управления», фактически им является.
Что же касается единой системы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначно не решен, Раз-личные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отра-жении действительности, по-разному подходят к классификации основных принципов управления. Многие ученые формулируют основные, по их мнению, принципы, базируясь на различных подходах к их систематизации. В одних работах выделяется лишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем.
Все же большинство авторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сфер управления Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.79-80.. В каждом принципе проявляются политические, организационные и техни-ческие начала, но не в равной степени. В одних превалируют поли-тические свойства, в других организационные или технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах, они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные.
Принципы управления должны являться отражением выявлен-ных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражаю-щих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребнос-ти практики.
В.И. Рыкунов считает, что при этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания для классификации принципов управления це-лесообразно использовать виды деятельности, которые в совокуп-ности составляют управление как социальное явление. Компонен-тами управления, с его точки зрения, являются работа с информа-цией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала.
Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-пер-вых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вто-рых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с пер-соналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формули-ровать предъявляемые к этой деятельности требования Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.80..
2.1. Принципы роботы с информацией (кибернетические принципы).

Принципы работы с информацией можно условно назвать кибернетическими, так как в кибернетике управление рассматрива-ется как процесс движения информации.
Работа с информацией по своему объему составляет значитель-ную долю в действиях субъекта управления любого уровня. Это объясняется тем, что управление - деятельность интеллектуаль-ная, поэтому ее предметом является информация. Следовательно, информация играет непреходящую роль в исследуемом явлении, а это означает, что работа по переработке информации справедливо выделяется в относительно самостоятельную составляющую деятельности. Работа с информацией вообще, безотносительно к уп-равлению, уже давно сложившийся вид деятельности с довольно широким кругом операций, ее составляющих. Для того чтобы вы-яснить принципы работы с информацией, необходимо дать глубо-кий анализ действий, из которых складывается рассматриваемый вид деятельности.
Исследование данного вида деятельности, являющейся органической составляющей управления, дает основания для вывода, что при ее осуществлении целесообразно руководствоваться следующими принципами: объективности, адекватности, обогащения, перехода информации в знания субъекта, верификации.
Система управления - информационная система. Ее деятель-ность прямо зависит от того, какова информация, используемая управляющим субъектом. Управлять - значит действовать, обла-дая достоверной, объективной информацией. Принцип объектив-ности - один из основополагающих в системе управления. Он кри-терий научности всех других принципов Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.81.. Требование объективно-сти как принцип означает необходимость адекватного отражения (достоверной информации) субъектом управления реального со-стояния актуальных общественных потребностей и интересов, воз-можностей их удовлетворения и действия в соответствии с полу-ченной информацией.
Принцип адекватности означает, что информация, используе-мая в системе управления, в результате работы над ней обязатель-но должна отражать изначальную сущность без каких-либо изме-нений, а тем более искажений. Соблюдение данного принципа дол-жно обеспечивать стабильность управления. В соответствии с теорией отражения информация является формой отражения явлений, процессов, фактов реальной действительности в сознании челове-ка. Уровень управленческой деятельности, а, следовательно, и со-стояние того явления (сферы деятельности), которое является объектом управления, находится в прямой зависимости от точнос-ти отражения реальной действительности, воспринимаемой субъектом в виде информации. А точное отражение реальной дей-ствительности, используемое субъектом в системе управления, обеспечивается соблюдением принципа адекватности. Информация в управлении является совокупностью сведений, всесторонне характеризующих исследуемое явление, сферу, деятельность. При поступлении информации в систему управления к ней предъявля-ется ряд требований, выполнение которых обеспечивает макси-мально возможную точность отражения реальной действительно-сти. В ходе работы с информацией могут осуществляться всевоз-можные операции, в результате которых она может принимать раз-личные формы. Однако точность отражения реальной действитель-ности должна сохраняться на первоначальном уровне. В этом и состоит существо принципа адекватности.
Принцип обогащения состоит в том, что в ходе работы с инфор-мацией последняя преобразуется в направлении «очищения» от несущественных элементов, которые не несут полезной нагрузки. В систему управления поступают необходимые сведения, содержа-щие разносторонние характеристики различных ее звеньев Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.81-82.. При этом в силу объективных и субъективных причин поступающая информация не может иметь идеальной структуры. Сведения по-ступают из различных источников в различной форме, поэтому основной задачей работы с информацией является приведение ее путем определенных операций к такому виду, который наиболее приемлем для соответствующего звена системы управления. Про-цедуры, осуществляемые в отношении информации, должны иметь не только направленность на приведение информации к соответ-ствующему виду, но и «выкристаллизовывать» сущность отражен-ного в информации явления, факта. В результате этих процедур-ных действий информация постепенно избавляется от того несу-щественного, наносного, которое присуще поступающей в систе-му управления. В начале функционирования системы управления у субъекта создается иллюзия, что чем более полная информация будет использоваться в процессе управления, тем более обоснован-ным будет принятое решение. Однако это далеко не всегда так. Избыток информации может играть такую же негативную роль, как и .ее дефицит. Информационная масса, циркулирующая в системе управления, должна быть оптимальной по объему. В то же время каждая проведенная операция над информацией должна содейство-вать ее переходу на качественно новый уровень обобщения по содержанию.
Принцип перехода информации в знания субъекта является также одним из основных принципов работы с информацией. В соответ-ствии с общепринятым толкованием понятие «знание» - это ос-мысление реальности в сознании. Описать применение данного принципа представляется возможным следующим образом. Сведения, составляющие информацию, имеют отвлеченный, абстракт-ный характер чисто осведомительного назначения до тех пор, пока они не будут осознаны субъектом и не перейдут на новый уровень процесса познания. Полное осмысление реальной действительно-сти субъектом управления дает ему возможность осуществить этот переход и плодотворно использовать отражающую ее информацию в управленческой деятельности Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.82-83.. Для успешной реализации данно-го принципа необходимо, чтобы информация, являющаяся пред-метом управленческой деятельности, отвечала ряду требований. Прежде всего, информация должна относиться прямо или косвен-но к явлению (сфере деятельности), которое нуждается в управле-нии, Помимо этого информация должна быть достаточной по со-держанию и объему для осмысления субъектом в целях использо-вания в процессе управления. Следующее требование, которое предъявляется к информации, ее достоверность, Оно означает, на-сколько сведения соответствуют истине.
Из соответствия этому же требованию вытекает принцип верифи-кации, Наиболее распространено значение понятия «верификация», В соответствии с которым оно имеет толкование как проверка истинности теоретических положений, установление достоверности опытным путем. Работа с информацией в целом и отдельные ее опе-рации имеют основную направленность на обеспечение объектив-ности использования отраженной реальности в управленческой де-ятельности. А объективность использования сведений, отражающих действительность, имеет прямую зависимость от достоверности ин-формации, то есть, можно сказать, от истины. Как известно, луч-шим критерием истины является практика. Именно на этом поло-жении зиждется принцип верификации. Однако не следует пони-мать его дословно как проведение экспериментов при работе с информацией. Установление достоверности опытным путем, как по-нимается верификация, означает практике работы с информацией использование прошлого опыта проведения аналогичных операций. Таким образом, получается некоторый разрыв по времени между ус-тановлением достоверности и постановкой опыта, как раньше называли эксперимент. При этом следует отметить опережающий ха-рактер опыта, что позитивно отражается на качестве работы с ин-формацией и вообще управленческой деятельности.
Изложенные выше принципы сформулированы на основе выяв-ленных закономерностей работы с информацией Игнатов В.Г., А.лбастова, то же,стр.83-84.. Это стало возмож-ным в результате анализа операций, проводимых над информацией, который был осуществлен в различных сферах управления.
2.2. Организационные принципы

Анализ организационной деятельности субъекта, а именно дей-ствий по формированию и обеспечению функционирования сис-темы, дает возможность выявить закономерности и сформулиро-вать принципы, обеспечивающие ее практическую реализацию.
В эту группу принципов входят следующие: 1) целеполагания; 2) сочетания централизма и автономности; 3) законности; 4) пла-новости; 5) объективности; 6) основного звена; 7) оптимальности и эффективности; 8) регламентации задач и функций; 9) непрерыв-ности; 10) обоснованности.
Принцип целеполагания - один из важнейших принципов управ-ления, можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель.
В управлении проблема цели является центральной, она опре-деляет и регулирует действия и является основным законом, слож-ным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны уп-равляющего воздействия.
Функционирование любой системы будет эффективным, если в причинно-следственную связь между элементами ее структуры бу-дет включена в качестве важнейшего звена обоснованная, соответ-ствующая условиям и возможностям, четко сформулированная цель.
Принцип сочетания централизма и автономности призван обес-печивать оптимальное соотношение вертикальных и горизонталь-ных связей в системе управления. Система управления по своей сущ-ности тяготеет к иерархической организационной структуре, поэто-му централизм является ведущей стороной данного принципа. Од-нако излишняя централизация приводит к дополнительному укрупнению аппарата управления, следствием чего является усложнение процедур информационного обеспечения и принятия решения, а главное, увеличение сроков их реализации и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.