На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Понятие и виды форм права

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Понятие и виды форм права.
Первой формой права стал правовой обычай – правило поведения, которое в результате многократного  применения делалось привычкой, передавалось из поколения в поколение и  позднее было санкционировано государством в качестве общеобязательного.
Второй формой права является судебный прецедент – решение  по конкретному делу, которое является обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении  аналогичных дел или которое  служит примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Судебный прецедент является главным  источником права в США, Великобритании, Канаде, Австралии и других странах, которые относятся к англосаксонской  системе общего права. Судебный прецедент  не является всеми решениями суда, а только тех правовых принципов, которые были применены судом  при решении дела.
Третьим источником права  является нормативный договор –  соглашение двух или более договаривающихся сторон, которое включает нормы права. Нормативные договоры бывают внутригосударственные  и международные. Например, внутригосударственными договорами могут быть договоры, заключаемые  между администрациями государственно-территориальных  образований; договоры между федеральной  властью и субъектами Федерации  о разграничении предметов ведения  и полномочий; коллективные договоры «работодатель – работники».
Источником в международном  праве является международный договор. В соответствии с Конституцией РФ «международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы». Они могут относится к различным  сферам общественной жизни, например торговле, экономике, военному сотрудничеству. По субъектам международные договоры классифицируют на межправительственные, межгосударственные и межведомственные. Если международным договором РФ установлены какие-то другие правила, нежели предусмотренные законом, то употребляются правила международного договора. Общие принципы права –  это исходные положения, на основе которых  разрабатываются Конституция и  иные нормативные акты. К ним относятся  принципы социальной направленности права, добра, справедливости, совести. Общие  принципы права в законодательстве РФ нашли прямое отражение: они служат одним из способов восполнения пробелов в праве.
Пятая форма права –  юридическая доктрина, выражающаяся в виде теорий, концепций, идей. Особенное  значение она имеет для стран, которые относятся к романо-германской правовой семье.
Юридическая доктрина как  источник права:
1) оказывает существенное  влияние на сознание законодателей;
2) разрабатывает юридические  термины и конструкции;
3) ориентирует юридическую  деятельность на прогрессивное  развитие права и государства;
4) определяет тенденции  и закономерности развития государства  и права.
Шестая форма права  – религиозные догмы, имеющие  значение для религиозного права. Последним, седьмым, источником права является нормативно-правовой акт – принятый компетентным государственным органом  письменный официальный документ, который  устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Понятие и виды нормативно-правовых актов 
Нормативно-правовой акт  представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.
Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее  законодательство, а с помощью  нормативно-вспомогательных актов  вводятся в действие юридические  нормы.
Акты применения права  включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному  налогоплательщику).
Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они  обязательны к исполнению. Им свойственна  письменная форма изложения, определенный юридический стиль.
Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:
1) по предмету правового  регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые  акты и т. д.);
2) по территории действия (федеральные, региональные и  местные).
Нормативно-правовые акты имеют  определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место  занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической  силе делятся на законы и подзаконные  акты.
Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или  на референдуме, обладающем высшей юридической  силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько  признаков закона:
1) закон – одно из  основных источников права;
2) установлен особый порядок  принятия;
3) принимается определенными  субъектами, признанными носителями  государственного суверенитета (народ  либо высший представительный  орган власти);
4) регулирует важнейшие  общественные отношения.
Закон имеет высшую юридическую  силу, что означает:
1) никто не вправе отменить  или изменить закон, кроме того  органа, который его создал;
2) другие нормативные акты  не должны противоречить закону;
3) при появлении противоречия  между законом и подзаконным  актом приоритет остается за  законом.
Федеральный конституционный  закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:
1) федеральный конституционный  закон развивает и дополняет  положения Конституции РФ;
2) принимается только по  тем вопросам, которые прямо предусмотрены  Конституцией страны;
3) обладает большей юридической  силой, чем обычные законы;
4) особый порядок принятия.
Президент не имеет права  отклонять федеральные конституционные  законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который  принимается и действует в  строгом соответствии с федеральным  конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и  во исполнение законов, при этом понятие  «подзаконные нормативно-правовые акты»  является собирательным.
 
Действие нормативных актов  во времени и пространстве и по кругу лиц 
Действие закона – это  свойство нормативных актов, а также  всей системы законодательства той  или другой страны, которое выражается в состоянии реального действия предписаний закона в определенный период времени, на определенной территории, в отношении конкретного круга  лиц.
Действие закона в соответствии с общим правилом реализуется  в отношении: 1) всех граждан; 2) организаций; 3) государственных органов; 4) объединений.
Закон действует во времени  и пространстве, а также по кругу  лиц. Отношение правовой нормы с  пространством и временем проявляется, например, в том, что даже формирование правовой нормы является актом, который  совершается во времени и пространстве. Форма правовой нормы устанавливает, в каком конкретно месте и  в какой момент предписанное поведение  должно быть реализовано. Таким образом, ее действие имеет как пространственный, так и временной характер. Явления, к которым применяют норму, происходят всегда в конкретном месте и в  определенное время, поэтому и в  тех случаях, когда время и  место действия нормы не ограничены, это не означает, что она независима от пространства и времени.
Действие закона во времени  обусловлено вступлением его  в силу и утратой силы. Законы становятся обязательными, а именно вступают в законную силу с конкретного  момента, установленного соответствующим  нормативным актом. Это происходит:
1) по истечении общего  ранее предусмотренного срока  в том случае, если он установлен  в тексте закона;
2) немедленно вслед за  официальным принятием и опубликованием  текста закона;
3) по истечении специально  предусмотренного срока для определенного  закона (нормативно-правового акта) после его опубликования.
Прекращение действия нормативных  актов связано с истечением срока  их действия, на который принимается  тот или другой акт; в связи  с прямой отменой:
1) нормативного акта имеющим  на то полномочия органом государственной  власти;
2) по причине фактической  замены нормативного акта другим  актом, регулирующим ту же группу  общественных отношений.
Действие нормативных  актов в пространстве реализуется  на основании территориального и  экстерриториального принципов:
1) территориальный принцип  предполагает действие нормативно-правового  акта в пределах государственных  или административных территориальных  границ функционирования правотворческого  органа, полномочия которого распространяются  на данной территории;
2) экстерриториальный принцип  действия нормативных актов предполагает  распространение правовых актов  какого-либо субъекта правотворчества  за границы территории его  юрисдикции.
Действие нормативных  актов по кругу лиц тесно связано  с территориальными пределами функционирования актов.На основании общего правила  нормативные акты должны распространяться на всех лиц, которые находятся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан этого государства, так и на лиц без гражданства, иностранцев).
В некоторых случаях действие законодательства может распространяться и на ее граждан, находящихся за границей государства.
Иностранцы и лица без  гражданства лишены возможности  действовать как граждане Российской Федерации, притом что представители  иностранных государств обладают правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности).
 
Правотворчество: понятие, принципы, виды
Одним из важных направлений  государственно-властной деятельности является правотворчество, являющееся ведущим звеном механизма правового  регулирования общественных отношений.
Правотворчество понимается в двух смыслах:
1) в узком, когда правотворчество  является непосредственным процессом  создания правовых норм уполномоченными  соответствующими органами;
2) в широком, когда в  процесс правотворчества включается  все от правотворческого замысла  до практической реализации юридической  нормы – подготовка, принятие, опубликование  и т. д.
Структура правотворческого процесса состоит из двух частей.
1. Объединяет организационные  аспекты, не связанные с юридически  значимыми действиями (подготовка  проекта нормативного акта, его  обсуждение в соответствующей  государственной или общественной  организации, трудовом коллективе  и т. д.).
2. Основывается на правовых  началах, отправной точкой которых  является решение о подготовке  проекта нормативного акта.
В процессе правотворчества  есть две основные стадии:
1) связана с предварительным  формированием государственной  воли при составлении проекта  нормативного акта, носит подготовительный  характер и не порождает правовых  последствий;
2) предполагает официальное  утверждение государственной воли  в нормах права за счет превращения  проекта нормативного акта в  правовой акт, имеющий общеобязательный  характер.
Внутри названных стадий осуществляются различные процедурные  операции разными уполномоченными  государственными органами, которые  в своей совокупности образуют субъектный состав правотворческого механизма  конкретного государства.
В основе правотворческого процесса лежит ряд принципов:
1) демократизм и гласность  правотворчества связаны с процедурой  разработки и принятия нормативного  акта правотворческим органом  за счет привлечения граждан,  трудовых коллективов к правотворческой  деятельности, всенародного обсуждения  законопроектов при помощи средств  массовой информации, референдума  как высшей формы проявления  демократизма правотворчества;
2) профессионализм связан  с качеством правотворчества,  эффективностью механизма принятия  государственных решений, опосредован  привлечением компетентных специалистов, которые обладают профессиональными  знаниями и опытом в моделировании  законопроектов;
3) законность выражается  в требовании, что вся правотворческая  работа по подготовке, принятию  и опубликованию нормативно-правовых  актов должна реализовываться  в рамках закона, и прежде всего  Конституции РФ, в контексте правил  юридической техники, юридической  иерархии правовых актов, начал  демократизма и гуманизма;
4) научный характер выражается  в объективной обусловленности  правового акта социально-экономическими, политическими, социальными условиями  конкретного государства, в целесообразности  регламентирования данной группы  общественных отношений подобным  образом и т. п., это дает  возможность достичь эффективности  и обоснованности правовых предписаний;
5) связь с правоприменительной  практикой позволяет законодателю  судить об эффективности принятых  правовых решений, корректировать  свою работу с учетом выявленных  практикой правотворческих ошибок.
Понятие и структурные элементы системы права
Система права – это  нормативное образование, включающее в себя нормы права, правовые институты  и отрасли права, которые тесно  взаимодействуют между собой  и которые обусловлены системой общественных отношений.
В качестве структурных элементов  системы права выступают:
1) правовые институты;
2) отдельные юридические  нормы;
3) отрасли права.
Юридическая норма является одним из основных элементов системы  права, который выступает как  регулятор конкретных видов общественных отношений.
Правового результата можно  достигнуть действием не одной правовой нормы, а их совокупностью. Такие  совокупности родственных норм называются правовыми институтами.
Первостепенное в объединении  правовых норм в правовой институт – это признак однородности сферы  регулируемых ими общественных отношений. Например, институт основ статуса  человека и гражданина – в конституционном  праве, в гражданском – институт собственности и наследия и т. д.
В правовом институте объединяются нормы разнообразных видов с  учетом их классификации. В него могут  включаться нормы различной юридической  силы, различные по территории действия и по иным признакам.
Существуют такие понятия, как отраслевой институт и комплексные  институты.
Отраслевой институт формирует  нормы одной отрасли права, например институт наследования.
Комплексные институты соединяют  нормы разных отраслей права, например институт избирательного права, в который  включены нормы административного  и конституционного права.
Отрасль права представляет собой совокупность правовых институтов, которые регулируют относительно самостоятельную  сферу сходных отношений, например имущественных, брачно-семейных и др.
Отрасль права является крупным  подразделением системы права.
Система права формируется  из отраслей, а сами отрасли –  из подотраслей, институтов и норм права.
Система однородных институтов определенной отрасли права образует подотрасль права, являющуюся уже не институтом, но и не отраслью права. Например, избирательное, авторское, жилищное право являются подотраслями гражданского права; муниципальное – подотраслью  административного.
На территории РФ действуют  федеральные законы, федеральные  конституционные законы, законы субъектов  Федерации. Дата принятия закона –  это день принятия его Государственной  Думой в окончательной редакции. Законы должны быть официально опубликованы в течение семи дней после дня  их подписания Президентом РФ. Они  вступают в силу одновременно на всей территории страны в течение 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу. Высшие представительные органы власти субъектов  РФ могут принимать законы по вопросам, которые относятся к их компетенции. При этом они не должны противоречить  федеральному законодательству.
Особое место в системе  подзаконных актов занимают указы  Президента, которые принимаются  по вопросам нормативного характера  и не должны противоречить Конституции  и федеральным законам. Обычно они  вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.
На основании федеральных  законов, указов Президента Правительство  РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в  сфере управления экономическими и  социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.
 
Систематизация нормативных актов: понятие, виды
Правовая система государства  – это большое количество нормативно-правовых актов, предписаний, которое требует  определенной группировки, классификации  для удобного и целесообразного  использования их в процессе правоприменения. Таким образом, в правовой системе  функционирует большое количество нормативных актов, что и определяет необходимость осуществления их систематизации. В юридической науке  получили развитие три вида систематизации.
1. Инкорпорация – это  деятельность по объединению  правового материала, при котором  он полностью или частично  размещается в различных сборниках  в установленном порядке. Инкорпорацией  могут заниматься как государственные  органы, так и общественные организации  и отдельные граждане, поэтому  различают инкорпорацию официальную,  неофициальную, официозную.
Официальная инкорпорация предполагает принятие унифицированных сборников  и собраний, а также инкорпорированных  актов теми органами, которые издали эти акты. Данная инкорпорация осуществляет подготовку и издание соответствующих  систематических собраний и сборников  специальными, уполномоченными на такую  деятельность государственными органами.
Неофициальные систематические  собрания формируются различными ведомствами, научными и учебными заведениями, а  также частными лицами без поручения  и контроля правотворческого органа. Одним из видов систематизации является хронологическая систематизация документов по официальной дате их опубликования.
Предметная инкорпорация – это такой вид систематизации, который позволяет выделить действующие  нормативные акты высших органов  государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорация является результатом  глубокого изучения и анализа  материала, который объединяют по отраслевому  признаку.
2. Кодификация – это  одна из разновидностей систематизации, осуществляющая деятельность по  основательной (внешней и внутренней) переработке действующего законодательства  через подготовку и принятие  нового кодификационного акта, который  приводит правовые нормы к  единой юридической силе, которая  сообщается новому акту законодательным  государственным органом.
Существуют следующие  виды кодификации:
– всеобщая кодификация (формирование сводных кодифицированных актов  по главным отраслям законодательства;
– отраслевая кодификация (систематизация норм права по какой-либо отрасли  или подотрасли права);
– специальная кодификация, соединяющая нормы права института  или группы институтов права.
3. Консолидация – это  систематизация нормативных актов,  которая создается путем устранения  и преобразования нормативных  актов, их унификации и создания  законодательства крупных однородных  блоков как важного промежуточного  звена между текущим правотворчеством  и кодификацией.
Таким образом, все виды систематизации – это процедуры по обработке, а также упорядочению законодательства, его улучшению, устранению противоречий, несогласованностей. Это также обоснованная, необходимая и определенная деятельность уполномоченных лиц и органов, через  которую осуществляется упорядочение законодательства в целях использования  и применения ее на практике.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Политические права и свободы
Особенность политических прав и свобод заключается в том, что  обладание ими, в отличие от личных прав и свобод, принадлежащих каждому  человеку как биосоциальному существу и члену гражданского общества, напрямую зависит от принадлежности человека к гражданству данного государства. Эта особенность обусловлена  тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве. И государству не безразлично, в  чьих руках будет находиться вся  полнота власти в стране.
Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и  свободы является право гражданина участвовать в управления делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ). Это право вытекает из закрепленного  в ст. 3 Конституции РФ положения  о том, что носителем суверенитета и единственным источником власти в  Российской Федерации является ее многонациональный  народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.
К непосредственным формам выражения  воли народа относятся референдум и  свободные выборы.
Референдум - всенародное  голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Порядок реализации права  на участие в референдуме получил  регламентацию в Федеральном  конституционном законе от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации» *,    Федеральном законе от 19 сентября 1997 г. (в редакции от 30 марта 1999 г.) «Об основных гарантиях избирательных  прав и пра Выборы - процесс формирования органов власти путем голосования за выдвинутых представителей народа.
Граждане принимают участие  в выборах путем закрепления  за ними прав избирать и быть избранными. Порядок проведения выборов регулируется избирательным законодательством  и будет рассмотрен в главе VI. На конкретизацию права граждан  участвовать в управлении делами государства, закрепленного ч. 1 ст. 32, направлены нормы Конституции  РФ о том, что «граждане Российской Федерации  имеют равный доступ к  государственной  службе». Право  на равный доступ граждан Российской Федерации к государственной  службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации  по какому-либо признаку. Это право  не следует понимать буквально, так  как к лицам, претендующим на занятие  государственных должностей, предъявляются  повышенные требования, однако эти  требования носят исключительно  профессиональный характер. Вопросы  поступления на государственную  службу регулируются Федеральным законом  от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной  службы Российской Федерации». *ва на участие  в референдуме граждан Российской Федерации».
 
3.Право на объединение
Право на объединение получило свое закрепление в ст. 30 Конституции  РФ. Оно включает в себя:
1) право на добровольной  основе создавать общественные  объединения;
2) право вступать в уже  существующие общественные объединения;
3) право воздерживаться  от вступления в какое-либо  общественное объединение;
4) право свободного выхода  из общественных объединений. 
Право на объединение имеют  как российские, так и иностранные  граждане, а также лица без гражданства. Исключение составляют политические   общественные объединения, право на создание и участие в которых  принадлежит только гражданам Российской Федерации.
Конституция РФ гарантирует  свободу деятельности общественных объединений, за исключением ограничений, содержащихся в ч. 5 ст. 13: «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых  направлены на насильственное изменение  основ конституционного строя и  нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Порядок реализации гражданами конституционного права на объединение  регламентируется Федеральным законом  от 19 мая 1995 г. (в редакции от 19 июля 1998 г.) «Об общественных объединениях» .*  Этим законом установлен порядок  создания, принципы деятельности общественных объединений, их права и обязанности, основы взаимоотношений государства  и общественных объединений, ответственность  за нарушение Федерального закона «Об  общественных объединениях».
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное  по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для  реализации общих целей, указанных  в уставе общественного объединения (ст. 5 Закона).
Для создания общественного  объединения не требуется предварительного разрешения государственного органа или  органа местного самоуправления. Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей - не менее трех физических лиц. Учредителями общественных объединений  могут быть и юридические лица - общественные объединения.
Общественное объединение  считается созданным с момента  принятия на съезде (конференции, общем  собрании) общественного объединения  решения о создании общественного  объединения, об утверждении его  устава, о формировании руководящих  и контрольно-ревизионных органов. Однако, если общественное объединение  желает приобрести статус юридического лица, оно подлежит государственной  регистрации в органах юстиции. Отказ в государственной регистрации  общественного объединения по мотивам  нецелесообразности его создания не допускается.
Общественные объединения  могут создаваться в различных  организационно-правовых формах (в  форме общественной организации, общественного  движения, общественного фонда, общественного  учреждения, органа общественной самодеятельности), что соответствует разнообразию целей, для которых они создаются. Отличительной чертой общественной организации является наличие членства, которое оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или  иными документами. В остальных  организационно-правовых формах членство не предусмотрено и состоящие  в них лица именуются участниками.
В зависимости от территориальной  сферы деятельности общественные объединения  подразделяются на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.
Особое место в системе  общественных объединений занимают политические общественные объединения, целью которых является участие  в политической жизни общества посредством  влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах  в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством  выдвижения кандидатов и организации  их предвыборной агитации, участие  в организации и деятельности указанных органов (ст. 12  1  Федерального закона «Об общественных объединениях»).
 
 
 
 
 
5. Право на обращения.
Конституция РФ (ст. 33) закрепляет право обращаться лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в качестве самостоятельного конституционного права граждан  Российской Федерации.
Обращения граждан носят  различный характер, они могут  выступать в качестве предложений, заявлений, жалоб и ходатайств.
Предложение - обращение гражданина, не связанное с нарушением его  прав, а направленное на улучшение  порядка организации и деятельности государственных органов, органов  местного самоуправления, должностных  лиц и др.
Заявление - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным  лицам и др. по поводу реализации принадлежащего ему права (например, на получение жилья, пенсии и т. д.).
Жалоба - обращение гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным  лицам с требованием о восстановлении нарушенного права.
Ходатайство - обращение о  признании за лицом определенного  статуса, прав или свобод (ходатайство  о принятии в гражданство, о признании  беженцем и т. д.).
Каждый из этих видов обращений  имеет свою специфику, особый порядок  рассмотрения и различные правовые последствия.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации, является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. (с изменениями от 4 марта 1980 г., от 2 февраля 1988 г.) «О порядке рассмотрения  предложений, заявлений и жалоб  граждан». *
Законодательство предусматривает  ряд требований, которым должны отвечать обращения граждан. Письменные обращения  граждан должны содержать определенные реквизиты: наименование и адрес  органа или должностного лица, которому направляется обращение; изложение  существа дела; Ф.И.О. обращающегося, адрес  либо данные о месте работы или  учебы, обратившегося; дату и подпись. Обращения, не содержащие этих сведений, признаются анонимными и рассмотрению не подлежат.
Предложения и заявления  подаются гражданами в государственные  органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, должностным  лицам, к непосредственному ведению  которых относится разрешение данного  вопроса.
Жалобы подаются в вышестоящие  органы или вышестоящим должностным  лицам, по отношению к тем, действия которых обжалуются.
Заявления и жалобы разрешаются  в срок до одного месяца со дня поступления, а не требующие дополнительного  изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
В тех случаях, когда для  разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной  проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или  жалобы могут быть в порядке исключения продлены, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу  подавшему заявление или жалобу.
Предложения граждан рассматриваются  в срок до одного месяца, за исключением  тех предложений, которые требуют  дополнительного изучения, о чем  сообщается лицу, внесшему предложение.
Нарушение установленного порядка  рассмотрения предложений, заявлений  и жалоб, бюрократическое отношение  к ним, волокита, а также преследование  граждан в связи с подачей  предложений, заявлений, жалоб либо за содержащуюся в них критику  влекут в отношении виновных должностных  лиц ответственность в соответствии с законодательством.
Решение, принятое по обращению  гражданина, может быть обжаловано в вышестоящий в порядке подчинения орган (должностному лицу) либо в суд.
Наряду с административным порядком рассмотрения жалоб граждан  на незаконные действия государственных  органов, органов местного самоуправления. должностных лиц существует судебный порядок обжалования таких действий, предусмотренный Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан». *
 
1.Особенности экономических, социальных и культурных прав и свобод.
Система социально-экономических  прав и свобод личности в РФ включает в себя: 1) право собственности  и его гарантии; 2) социальное обеспечение; 3) гарантии в сфере труда.
Право частной собственности устанавливается  конституцией РФ и включает в себя право владения, пользования и распоряжения имуществом.
Частная собственность может быть: 1) единоличной; 2) общей (совместной, долевой).
Гарантии частной собственности  устанавливаются Конституцией РФ. В  соответствии с ними собственность  охраняется государством независимо от ее формы (государственная или частная) и никто не может быть лишен  своего имущества, иначе как по решению  суда. Допускается принудительное отчуждение собственности у граждан только в общественных и государственных  целях и только при условии  предварительного и равноценного возмещения.
Близким к праву собственности  является право граждан на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской  и иной не запрещенной законом  экономической деятельности. Государство  гарантирует это право при  условии соблюдения антимонопольного законодательства.
Социальное обеспечение в РФ – специальные, установленные законодательством  РФ и субъектов РФ (в этом случае финансирование социального обеспечения  осуществляется из средств бюджета  субъекта РФ) государственные пособия, пенсии и иные выплаты, предоставляемые  нуждающимся слоям населения.
Право на социальное обеспечение принадлежит  каждому лицу, законно находящемуся на территории РФ: 1) по достижении им определенного  возраста;
2) в случае болезни, инвалидности; 3) потери кормильца; 4) воспитания  детей; 5) в иных случаях.
Право на труд также можно отнести  к социально-экономическим правам граждан в РФ. Каждый гражданин  вправе свободно распоряжается своими трудовыми способностями, выбирать род занятий, деятельности и профессию. Работодатели обязаны обеспечить условия  труда, соответствующие требованиям  безопасности и гигиены. Труд граждан  рФ должен оплачиваться в размере и форме, установленных трудовым договором, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Не допускаются: 1) принуждение к  труду; 2) дискриминация в сфере  труда по признакам расы, пола, национальности и др.
Конституционные гарантии в сфере  труда: 1) разрешение индивидуальных и  коллективных трудовых споров разрешенными федеральными законами способами; 2) право  на забастовку; 3) право на отдых; 4) восьмичасовой  рабочий день; 5) выходные дни; 6) ежегодный  оплачиваемый отпуск и др.
Конституционные культурные права  включают в себя право на: 1) образование, его общедоступность и бесплатность независимо от уровня; 2) свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и преподавания;
3) доступ к культурным ценностям  и участие в культурной жизни  страны; 4) охрану интеллектуальной  собственности.
Особенности социально-экономических  и культурных прав: 1) они одновременно являются и правами, и гарантиями; 2) конкретизируются в специальном  законодательстве; 3) преследуют общесоциальные цели.
 
Экономические права и  свободы.
Экономические права и свободы - это права и свободы, призванные обеспечивать реализацию экономических свобод, характерных для общества.
Виды экономических прав и свобод:
- Право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической  деятельности  (часть 1 статьи 34 Конституции  РФ).
- Право на владение, пользование  и распоряжение частной собственности  (часть 2 статьи 35 Конституции РФ).
- Право на наследование частной  собственности (часть 4 статья 35 Конституции  РФ).
- Право на свободное распоряжение  своими способностями к труду,  выбор рода деятельности и  профессию (часть 1 статьи 37 Конституции  РФ).
- Запрет на принудительный труд (часть 2 статья 37 Конституции РФ).
- Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности  и гигиены (часть 3 статья 37 Конституции  РФ).
- Право на вознаграждение за  труд (часть 3 статьи 37 Конституции  РФ).
- Право на забастовку (часть  4 статьи 37  Конституции РФ).
Экономические права и свободы В своей основе они связаны с правом собственности, охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.
Право на предпринимательскую деятельность (ст. 34). В советские времена предпринимательская  деятельность была запрещена, и лишь в настоящее время Конституция  установила возможность свободно использовать свои способности и имущество  в целях регулярного получения  прибыли (именно такая деятельность, согласно ГК РФ, и называется предпринимательской).
Переход к рынку невозможен без  развития конкуренции и ограничения  монополистической деятельности. Но конкуренция должна быть добросовестной, т.е. вестись честными и законными  методами. В противном случае она  приводит к тем же негативным последствиям, что и злоупотребление монопольным  положением.
Право на частную собственность (ст. 35). Это новое для нас право. Ранее за гражданином признавалось лишь право на личную собственность, т. е. собственность на вещи, приобретенные  на трудовые доходы и используемые для домашнего обихода и личного  потребления (дом, подсобное домашнее хозяйство, мебель и т.п.). Сегодня  все ограничения по объектам собственности  и по возможностям использования  имущества отменены.
Право частной собственности лежит  в основе предпринимательской деятельности и предполагает право индивида использовать свое имущество для любых, не запрещенных  законом целей, например, для создания юридического лица. Как правило, имущество  юридического лица является его собственностью, а, значит, также относится к частной  форме собственности.
Каждый может иметь на праве  частной собственности любое  имущество, в отношении оборотоспособностй которого государством не установлены  ограничения. Никто не может быть лишен своего имущества иначе  как по решению суда. Принудительное отчуждение возможно лишь по решению  суда и только в предусмотренных  законом случаях (например, в случае конфискации за совершенное преступление, реквизиции для государственных  нужд). Собственность наследуется, и  это право гарантируется государством.
Право иметь в частной собственности  землю и иные природные ресурсы  специально оговорено в Конституции. Статья 36 не устанавливает каких-либо предварительных условий для  его осуществления. Учитывая важность данного права для граждан, Конституция  не допускает установления каких-либо условий для его возникновения, например условий его сельскохозяйственного  использования. Другое дело, что последующее  использование земли должно соответствовать  ее категории и целевому назначению. Так, не допускается строительство  промышленных предприятий на землях сельскохозяйственного назначения.
Возможности собственника земли и  других природных ресурсов не безграничны. Статья 36 предусматривает два существенных условия, хотя и не ущемляющих хозяйственной  свободы собственников земли, но ограничивающих их деятельность: они  не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать, права и законные интересы иных лиц.
 
 
 
 
 
3.Социальные права и свободы.
Социальные права и  свободы - это права и свободы, призванные обеспечивать социальные потребности  человека и общественную безопасность общества в целом.
Виды социальных прав и  свобод:
- Право на пользование  родным языком, на свободный выбор  языка общения, воспитания обучения  и творчества (часть 2 статьи 26 Конституции  РФ).
- Право на свободный  выбор религиозных и иных убеждений  и действий в соответствие  с ними (статья 28 Конституции РФ).
- Право на свободу труда  (часть 1 статьи 37 Конституции РФ).
- Право на труд (часть  3 статьи 37 Конституции РФ).
- Право на отдых (часть  5 статьи 37 Конституции РФ).
- Право на защиту от  безработицы (часть 3 статьи 37 Конституции  РФ).
- Право на индивидуальные  и коллективные трудовые споры  (часть 4 стати 37 Конституции РФ).
- Право на защиту материнства,  детства и семьи (часть 1 Конституции  РФ).
- Право на социальное  обеспечение по возрасту, в случае  болезни, инвалидности, потери кормильца,  для воспитания детей и других  случаях, установленных законом  (часть 1 статьи 39 Конституции РФ).
- Право на жилище (часть  1 статья 40 Конституции РФ).
- Право на охрану здоровья  и медицинскую помощь (часть 1 статьи 41 Конституции РФ).
- Право на благоприятную  окружающую среду (часть 1 статьи 42 Конституции РФ).
- Право на образование  (статья 43 Конституции РФ).
- Право на свободу литературного,  художественного, научного, технического  и других видов творчества  или преподавания (часть 1 статьи 44 Конституции РФ).
- Право на защиту интеллектуальной  собственности (часть 1 статьи 44 Конституции  РФ).
Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни  и социальную защищенность. К ним  относят права: на социальное обеспечение (социальное страхование, пенсионное обеспечение  и медицинское обслуживание), жилище,право  на отдых; право на материнство и  защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.
Особую роль имеет право  на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. Каждому  гарантируется социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. При этом государственные  пенсии и социальные пособия устанавливаются  законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование  и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что  никто не может быть произвольно  лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого  жилищем, хотя создает для этого  условия тем, что поощряет жилищное строительство.
Каждый имеет право  на охрану здоровья, в том числе  на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные  программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с  государственной и муниципальной  разрешено развитие частной системы  здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию. Из этого вытекает конституционное  право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу  экологическим правонарушением (ст. 42).
Право на образование гарантируется  общедоступностью и бесплатностью  дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования  в государственных или муниципальных  образовательных учреждениях и  на предприятиях. В России развивается  также сеть частных образовательных  учреждений. При этом государство  устанавливает федеральные государственные  образовательные стандарты, позволяющие  предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.
 
4.Культурные права и  свободы.
Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в  культурной жизни общества (включая  свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.
В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют  свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической  и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как  продукт творческой деятельности охраняется законом.
 
5. Экономические, социальные  и культурные обязанности.
1. Право частной собственности  и ее наследования. Свобода хозяйственной  инициативы. Именно эти права,  представляющие собой главный  объект атак «марксистско-ленинской»  литературы и основанного на  соответствующих идеях «социалистического»  законодательства, образуют действительный  правовой фундамент свободы человека. Человек-собственник в наибольшей  степени волен распоряжаться  собой, свободно выбирает род  занятий и может всесторонне  развивать свою личность. Именно  эти права дают ему такие  возможности, а вовсе не право  на труд, о содержании которого  речь пойдет ниже.
Естественно возникает вопрос: а насколько это справедливо, учитывая, что собственники - меньшинство  общества? Еще несколько десятилетий  назад такое утверждение было верно. Сегодня оно еще верно  в слаборазвитых, равно как и  в «социалистических» странах. В  развитых же обществах ныне собственниками являются не только предприниматели, но также большинство работающих по найму - трудящихся. Неимущие ныне составляют там меньшинство, хотя подчас еще  довольно значительное.
Исторический опыт показывает, что лишь наличие указанных конституционных  прав создает предпосылки для  превращения большинства членов общества в собственников, тогда  как отсутствие этих прав наверняка  обрекает их основную массу на прозябание, в лучшем случае - на слабую зажиточность. Без таких прав имущие не становятся свободными, ибо их материальное положение  зависит от места в административной иерархии, а следовательно от благорасположения  вышестоящих, либо есть результат противозаконной  деятельности, которая в любой  момент может повлечь серьезное  наказание, связанное с утратой  имущества.
Указанные права рассматривались  как основополагающие уже первыми  конституционными актами. Статья 17 французской  Декларации прав человека и гражданина определяет собственность как право  неприкосновенное и священное. Подробная  его характеристика содержалась  в Конституции Франции 1793 года:
«Статья 16. Право собственности  состоит в принадлежащей каждому  гражданину возможности пользоваться и располагать по усмотрению своим  имуществом, своими доходами, плодами  своего труда и своего промысла.
Статья 17. Гражданам не может  быть воспрещено заниматься каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей.
Статья 19. Никто не может  быть лишен ни малейшей части своей  собственности без его согласия, кроме случаев, когда этого
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
РИМСКОЕ ПРАВО. ЗАКОНЫ 12 ТАБЛИЦ.
Законы Двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum) 451—450 гг до н. э. —  кодификация государственного закона от народа (lex publica) в Древнем Риме. Законы Двенадцати таблиц — плод специально созданной комиссии из 10 человек (децемвиры  с консульской властью для  написания законов, лат. decemviri consulari imperio legibus scribundis) и представлял собой  свод законов, регулирующих практически  все отрасли.
Законы Двенадцати таблиц сохранились только в отрывках, их содержание реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся  в сочинениях римских писателей  и юристов.
Закон был принят Народным собранием в два этапа. Первым этапом в 451 году до н. э. было принято 10 таблиц, а в следующем 450 г. — ещё  две. Целью этого закона было ослабить патрициано-плебейское противостояние с помощью внедрения в традиционный аграрный порядок равного для  всех частного и уголовного права. Наиболее значимый факт — введение денег (ais) в форме распространённых в то время медных монет, которые взвешивались и в соответствии с весом получали номинал.
Структура
Таблица I — «О судебном производстве» (процессуальное право: приглашение  на процесс, виды исков и жалоб, исполнительное право).
Таблица II — «Об ограблениях» (виды и наказания, размеры штрафных санкций).
Таблица III — «О займах и  правах кредитора» (займ, кредит и кредитные  ставки).
Таблица IV — «Права отцов  семейства» (семейное право: признание  отцовства, продажа-покупка детей).
Таблица V — «О наследстве и попечительстве» (наследственное право: завещание, наследование по закону, определение законного порядка  наследников).
Таблица VI — «О собственности  и владении» (договор, купля-продажа, приобретение и утрата движимого  и недвижимого имущества).
Таблица VII—VIII — «О пересечении (границ участка) и ущербе», «О землевладении» (земельное (соседское) право).
Таблица IX — публичное  право (равных).
Таблица Х — погребальное (церемониальное) право.
Таблица XI — божественное право (религиозные обряды).
Таблица XII — брачное право (мужа).
 
ЗАКОНЫ XII ТАБЛИЦ
Таблица I.
1.   Если вызывают [кого-нибудь] на судоговорение, пусть [вызванный]  идет. Если [он] не идет, пусть [тот,  кто вызвал] подтвердит [свой вызов]  при свидетелях, а потом ведет  его насильно.
2.   Если [вызванный]  измышляет отговорки [для неявки] или пытается скрыться, пусть  [тот, кто его вызвал] наложит  на него руку.
3.   Если препятствием [для явки вызванного на судоговорение]  будет его болезнь или старость, пусть [сделавший вызов] даст  ему вьючное животное (jumentum). Повозки  (arceram), если не захочет, представлять  не обязан.
4.   Пусть поручителем  [на судоговорении] за живущего  своим хозяйством будет [только] тот, кто имеет свое хозяйство.  За бесхозяйственного гражданина  поручителем будет тот, кто  пожелает.
6.   На чем договорятся,  о том пусть [истец] и просит [на судоговорении].
7.   Если [тяжущиеся стороны]  не приходят к соглашению, пусть  [они] до полудня сойдутся для  тяжбы на форуме или на комициуме.  Пусть обе присутствующие стороны  по очереди защищают [свое дело].
8.   После полудня  [магистрат] утвердит требование  той стороны, которая присутствует [при судоговорении].
9.   Если [на судоговорении]  присутствуют обе стороны, пусть  заход солнца будет крайним  сроком [судоговорения].
Таблица II.
1. (Гай, Институции, IV. 14: По  искам в 1000 и более ассов  взыскивался [в кассу понтификов] судебный залог [в сумме 500 ассов], по искам на меньшую сумму  - 50 ассов, так было установлено  законом XII таблиц. Если спор шел  о свободе какого-нибудь человека, то, хотя бы его цена была  наивысшей, однако, тем же законом  предписывалось, чтобы тяжба шла  о залоге [за человека, свобода  которого оспаривалась, всего лишь] в размере 50 ассов).
2. Если одна из таких  причин, как ... тяжкая болезнь  или [совпадение дня судебного  разбирательства] с днем, положенным  для обвинения [кого-либо] в измене, [будет препятствовать] судье, третейскому  посреднику или тяжущейся стороне  [явиться на судебное разбирательство], то [таковое] должно быть перенесено  на другой день.
3.   Пусть [тяжущийся], которому недостает свидетельских  показаний, идет к воротам дома [не явившегося на разбирательство  свидетеля ] и в течение трех  дней во всеуслышание взывает [к нему].      
Таблица III.
1.   Пусть будут [даны  должнику] 30 льготных дней после  признания [им] долга или после  постановления [против него] судебного  решения.
2.   [По истечении  указанного срока] пусть [истец]  наложит руку [на должника]. Пусть  ведет его на судоговорение  [для исполнения решения].
3.   Если [должник] не  выполнил [добровольно] судебного  решения и никто не освободил  его от ответственности при  судоговорении, пусть [истец] ведет  его к себе и наложит на  него колодки или оковы весом  не менее, а, если пожелает, то и более 15 фунтов.
4.   [Во время пребывания  в заточении должник], если хочет,  пусть кормится за свой собственный  счет. Если же он не находится  на своем содержании, то пусть  [тот, кто держит его в заточении,] выдает ему по фунту муки  в день, а при желании может  давать и больше.
5.   (Авл Геллий, Аттические  ночи, XX. 1. 46: Тем временем, [т.е. пока  должник находился в заточении], он имел право помириться [с  истцом], но если [стороны не мирились, то [такие должники] оставались в  заточении 60 дней. В течение этого  срока их три раза подряд  в базарные дни приводили к  претору на комициум и [при  этом] объявлялась присужденная  с них сумма денег. В третий  базарный день они предавались  смертной казни или поступали  в продажу за границу, за  Тибр.)
6.   В третий базарный  день пусть разрубят должника  на части. Если отсекут больше  или меньше, то пусть это не  будет вменено им [в вину].
7.   Пусть сохраняет  [свою] силу навеки иск против  изменника.
Таблица IV.
1.   (Цицерон, О законах, III. 8. 19: С такой же легкостью  был лишен жизни, как по XII таблицам, младенец, [отличавшийся] исключительным  уродством.)
2.   Если отец трижды  продаст сына, то пусть сын  будет свободен [от власти] отца.
3.   (Цицерон, Филиппики, II. 28. 69: [Пользуясь] постановлением XII таблиц, приказал своей жене взять  принадлежащие ей вещи и, отняв  [у нее] ключ, изгнал [ее].)
4.   (Авл Геллий, Аттические  ночи, III. 16. 12: Мне известно, что [когда]  женщина... родила на одиннадцатом  месяце после смерти мужа, то [из  этого] возникло дело, будто бы  она зачала после того, как  умер ее
 
муж, ибо децемвиры написали, что человек рождается на десятом, а не на одиннадцатом месяце.)
Таблица V.
1.   (Гай, Институции, I. 144-145: Предки [наши] утверждали, что  даже совершеннолетние женщины  вследствие присущего им легкомыслия  должны состоять под опекою... Исключение допускалось только  для дев-весталок, которых древние  римляне в уважение к их  жреческому сану освобождали  от опеки. Так было постановлено  законом XII таблиц.)
2.   (Гай, Институции, II. 47: Законом XII таблиц было определено, что res mancipi, принадлежащие женщине,  находившейся под опекою агнатов,  не подлежали давности, за исключением  лишь того случая, когда сама  женщина передавала эти вещи  с согласия опекуна.)
 
3.   Как кто распорядится  на случай своей смерти относительно  своего домашнего имущества или  относительно опеки [над подвластными  ему лицами], так пусть то и  будет ненарушимым.
4.   Если кто-нибудь, у кого нет подвластных ему  лиц, умрет, не оставив распоряжений  о наследнике, то пусть его  хозяйство возьмет себе [его] ближайший  агнат.
5.   Если [у умершего] нет агнатов, пусть [оставшееся  после него] хозяйство возьмут  [его] сородичи.
6.   (Гай, Институции, I. 155: По закону XII таблиц опекунами  над лицами, которым не было  назначено опекуна по завещанию,  являются их агнаты.)
7а. Если человек впал  в безумие, то пусть власть  над ним самим и над его  имуществом возьмут его агнаты  или его сородичи.
7б. (Ульпиан, I. I pr. D. XXVII. 10: Согласно закону XII таблиц расточителю воспрещалось управление принадлежащим ему имуществом.) (Ульпиан, Lit", sing. regul., XII. 2: Закон XII таблиц повелевает безумному и расточителю, на имущество которых наложено запрещение, стоять на попечении их агнатов.)
8а. (Ульпиан, Lib. sing. regul., XL. I: Закон XII таблиц передавал патрону наследство после римского гражданина из вольноотпущенников в том случае, если последний, не имея подвластных ему лиц, умирал, не оставив завещания.)
8б. (Ульпиан, I. 195. § 1. D. L.I 6: Говоря [об отношениях между патроном  и вольноотпущенником], закон [XII таблиц] указывает, что имущество  вольноотпущенника переходит из  той семьи в эту семью, [причем  в данном случае] закон говорит  [о семье как совокупности] отдельных  лиц.)
 
9а.  (Гордиан, 1. 6. с. III. 36: По  закону XII таблиц имущество, состоящее  в долговых требованиях [умершего  к другим лицам], непосредственно, [т.е. без выполнения каких-либо  юридических формальностей], распределяется  между сонаследниками в соответствии  с их наследственными долями.)
9б. (Диоклетиан, 1. 26. с. II. 3: Согласно  закону XII таблиц, долги умершего  непосредственно разделяются [между  его наследниками] соразмерно полученным [ими] долям наследства.)
10. (Гай, 1. 1. pr. D. X. 2: "Иск  [о разделе наследства] основывается  на постановлении закона XII таблиц".)
Таблица VI.
1.   Если кто заключает  сделку самозаклада или отчуждения  вещи [в присутствии 5 свидетелей  и весовщика], то пусть слова,  которые произносятся при этом, почитаются ненару
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.