На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Финансовые стимулы развития экономики в современной России

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  внутренних дел РФ
Омская академия
Кафедра экономической  теории и финансового права
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Финансы»
на тему: «Финансовые стимулы развития экономики в современной России»
 
 
 
Выполнил: 
Курсант 3 курса
Группы 381ФС, Набора 2008 г.
№ зач. кн. 000843
Лунёв И.В.
 
 
  Проверил:
Начальник кафедры ЭТ и  ФП
к.э.н доц. полковник милиции
Белозеров И.П.

                                                    
 
 
 
Омск,  2011
Содержание
Введение          3
Глава 1 Стратегия экономического развития      5
1.1 Направления развития  экономики в современной России  5
1.2 Необходимость и возможность  реализации инвестиционного сценария
11
1.3 Баланс факторов роста  и диапазон траекторий развития  19
Глава 2 Прогноз реализации потенциала России в среднесрочной перспективе          22
2.1 Финансово-кредитное обеспечение долгосрочного развития 22
2.2 Перспективы обновления  экономического потенциала страны 28
2.3 Налоговая реформа в  2008 - 2010 гг.     30
Заключение          36
Список используемой литературы      38
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Развитие российской экономики  невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных  экономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации  в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Создана система  регулирования внешней торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей в основном соответствует международным нормам и правилам.
Сформированы предпосылки  для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию. Активизировалось участие в региональном экономическом сотрудничестве.
Позитивная для России конъюнктура на мировых рынках сырья  увеличивает финансовые возможности  Правительства Российской Федерации  для проведения активной экономической  политики. Правительство Российской Федерации осуществляет сбалансированную бюджетную политику, сохраняет режим  плавающего валютного курса и  значительные золотовалютные резервы, а также обеспечивает формирование Стабилизационного фонда Российской Федерации.
Важнейшими факторами  не только повышения конкурентоспособности  Российской Федерации, но и обеспечения  стабильности внешнеэкономических  связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие  российских компаний в системе международной  торговли.
Важнейшей предпосылкой использования  и развития конкурентных преимуществ  и имеющихся ресурсов в международной  торговле является профессиональная подготовка и переквалификация кадров в области  торговой политики и международного бизнеса. Основными направлениями  подготовки кадров являются применение инструментов торговой политики и мер  защиты внутреннего рынка, разрешение торговых споров. Наличие нескольких уровней власти и управления, ответственных перед собственными избирателями за проводимую политику в рамках законодательно определенных сфер компетенции, является преимуществом, эффективное использование которого позволит создать стимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории страны. Все эти вопросы и определили актуальность исследования выбранной темы «Финансовые стимулы развития экономики России и их оценка».
Целью данной работы является изучение и раскрытие системы  финансовых стимулов развития России и их оценка».
Для раскрытия темы ставится ряд задач:
- изучить и раскрыть  стратегию экономического развития  и направления развития экономики  в современной России; необходимость  и возможность реализации инвестиционного  сценария;
- представить прогноз  реализации потенциала России  в среднесрочной перспективе  по финансово-кредитному обеспечению  долгосрочного развития, налоговой  политики России.
Предметом исследования является финансовые стимулы развития России и их оценка.
Объектом исследования является процессы, протекающие в экономическом  развитии России.
Информационной основой  исследования послужили публикации Федеральной службы государственной  статистики Российской Федерации и, официальные инструктивно - методические материалы, специальные периодические  издания и материалы собственных  исследований.
 
 
Глава 1 Стратегия экономического развития
1.1 Направления развития экономики в современной России
Результаты, достигнутые  российской экономикой за последние 8 лет, впечатляют: рост ВВП на 68%, промышленного  производства на 73%, инвестиций на 123%. Однако объективно - это в лучшем случае повторение результата 1990 года, т.е. результата шестнадцатилетней давности. Между  тем остальной мир все это 16 лет не стоял на месте. Даже развитые страны, темпы роста которых относительно невысоки, продемонстрировали рост не менее чем на 60%. Этот накопленный разрыв - один из главных вызовов современной российской экономике. Ликвидация этого разрыва - одна из важнейших задач, стоящих перед нашим государством в рамках долгосрочной стратегии развития.
При этом содержательно проблема состоит не столько в ликвидации разрыва с развитыми странами, сколько в решении огромного  перечня острейших социальных и  экономических проблем. В их числе  проблема бедности, жилищная проблема, проблема изношенности практически  всех видов инфраструктуры, проблема снижения качества основного капитала. Достаточно сказать, что перечисленные  в президентском послании первоочередные задачи, совместно с уже продекларированными  инвестиционными программами РАО  ЕЭС, Газпрома и РЖД требуют, при  условии недопущения дальнейшего  устаревания основных фондов, увеличения инвестиций в основной капитал в  масштабах, существенно превосходящих  возможности российской экономики  при инерционном пятипроцентном росте [4]. Один из ключевых вопросов современной экономической ситуации состоит в объяснении причин и факторов высокой динамики российской экономики в 2000-2006 гг. Общепризнано, что важнейшим фактором роста в этот период явилась благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть. Другой значимый внешний фактор - динамичный рост мировой экономики. В то же время вопрос состоит в том, объясняют ли эти факторы большую часть экономической динамики или же их совокупное воздействие достаточно ограничено. Результаты факторного анализа показывают, что рост экспорта, вызванный благоприятной внешней конъюнктурой, обеспечивал 4 и более процентных пункта прироста в 2002-2004 гг. (см. табл.1.1.1). Но уже в 2005 г. вклад экспорта в экономический рост значительно снизился. Снижение роли экспорта в экономическом росте в 2005-2006 гг. было отчасти компенсировано увеличением вклада потребительского и инвестиционного спроса [7].
Таблица 1.1.1
«Разложение по факторам (элементам) конечного спроса приростов ВВП в 2000-2006 гг.»
Показатели
Прирост ВВП за год (в процентах)
10.0
5.0
4.3
7.3
7.2
6.4
6.7
Вклады факторов (процентных пунктов):
-
-
-
-
-
-
-
Потребление домашних хозяйств
3.6
4.7
4.5
4.9
5.7
6.3
7.5
Госпотребление
0.4
-0.2
0.5
-0.2
0.3
0.4
0.9
Накопление основного  капитала
3.1
1.9
0.6
2.3
2.1
2.0
2.7
Прирост запасов
5.8
0.9
-1.1
0.9
1.5
1.4
0.9
Экспорт
2.1
1.0
3.8
4.9
3.9
2.2
2.3
Импорт
-5.0
-3.3
-4.0
-5.4
-6.4
-5.9
-7.7
Сумма вкладов факторов в  прирост ВВП
10.0
5.0
4.3
7.3
7.2
6.4
6.7

 
В то же время возникает  вопрос, в какой мере импульс внутреннего  спроса сможет и в дальнейшем компенсировать относительное ухудшение внешнеэкономической  конъюнктуры, каковы в принципе основные тенденции и каковы возможности  российской экономики по ускорению  экономического роста.
Приходится констатировать, что базовые тренды и соотношения, связанные с формированием конечного  спроса и определяющие в итоге  динамику ВВП, имеют понижательный  характер.
1. Динамика экспорта в связи с ограниченными возможностями сырьевых отраслей существенно замедлилась и, при сохранении структуры экспорта, эта тенденция может только усилиться. Согласно прогнозам Министерства экономического развития и торговли РФ темпы роста экспорта углеводородов к 2010 г. снизятся (в среднем) до менее одного процента в год.
2. Потребление населения демонстрировало в последние годы чрезвычайно высокую и даже ускоряющуюся динамику. В то же время эта динамика в значительной степени опиралась, во-первых, на дополнительные доходы экономики связанные с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, а во-вторых, на бурное развитие системы потребительского кредитования.
3. Несмотря на определенный рост инвестиций, в последние годы доля накопления в ВВП остается на достаточно низком уровне - порядка 18%. Сохранение такой нормы накопления в условиях неизбежного роста капиталоемкости означает неизбежное замедление экономического роста.
4. Государственное потребление, как в силу проводимой финансовой политики, так и вследствие замедления роста доходов бюджета, не в состоянии выполнить роль акселератора экономической динамики.
5. Опережающий (по сравнению с динамикой производства) рост импорта является наиболее мощным негативным фактором экономической динамики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Высокая и даже ускоряющаяся динамика внутреннего спроса сигнализирует  о том, что экономика стремится  расти гораздо быстрее - на уровне 10-11% в год, однако ей это не удается. Достаточно интенсивный внутренний спрос последних лет не может  трансформироваться в адекватную динамику внутреннего производства именно в силу чрезмерно быстрорастущего импорта.
Помимо рассмотренных  выше макротенденций, действующих в сторону снижения потенциальной экономической динамики, существуют также целый ряд значимых барьеров и ограничений, без преодоления которых невозможно конструктивное решение стоящих перед обществом проблем. К их числу относятся:
- отсутствие эффективной  системы перелива капитала, не  позволяющее в условиях избытка  финансовых ресурсов профинансировать  развитие обрабатывающей промышленности;
- низкая заработная плата  в производственной сфере экономики,  препятствующая росту эффективности  производства и распространению  инноваций;
- общее технологическое  отставание российской экономики,  не позволяющее обеспечивать  должную конкурентоспособность  продукции и услуг.
Объективно, в силу мощности рассмотренных выше тенденций и  ограничений, достаточно высока вероятность  реализации сценария развития, основные характеристики которого определяются параметрами инерционных трендов. Таким образом, в рамках разработки долгосрочного прогноза в первую очередь необходимо рассмотреть инерционный сценарий развития. При этом важно понимать, что данный сценарий по своей природе всегда опирается на уже сложившиеся тенденции, всегда исходит из того, что именно эти тенденции и в будущем останутся доминирующими и по этой причине всегда несколько консервативен. Анализ инерционного сценария чрезвычайно важен, поскольку, во-первых, он дает представления о долгосрочных последствиях развития в рамках инерции, а во-вторых, позволяет понять, какие механизмы и какого масштаба и структурного наполнения затраты необходимо задействовать, чтобы преодолеть ограничения роста. Прогнозно-аналитические исследования и расчеты показывают, что совокупное понижательное воздействие макроструктурных факторов, определяющих трендовую динамику со сторон конечного спроса, достаточно значимо и оценивается нами на долгосрочную перспективу в 1.5 - 2.3 процентных пункта снижения темпов роста ВВП по сравнению с достигнутым в настоящее время уровнем (6.7%) [10].
Эта общая оценка включает:
- 0.2 - 0.4 процентных пункта вследствие замедления сырьевого экспорта;
- 0.5 - 0.8 процентных пункта  как результат замедления динамики  мировых цен на сырьевые ресурсы;
- 0.3 - 0.5 процентных пункта вследствие замедления динамики потребительского кредитования;
- 0.5 - 0.6 процентных пункта как следствие опережающего роста импорта.
Таким образом, в рамках инерционного сценария неизбежно на интервале 2007 - 2030 гг. постепенное снижение темпов экономического роста до 4.4-5.2% в год. При такой динамике роста возможности  решения актуальных социально-экономических  задач становятся весьма ограниченными.
Принятая здесь гипотеза возможного негативного воздействия  опережающего роста импорта на динамику ВВП является весьма умеренной. В  действительности в последние полтора-два  года наблюдается значительное увеличение эластичности импорта по темпу укрепления рубля. Это приводит к тому, что  даже при замедляющемся укреплении рубля импорт ускоряется. Между тем  ускорение импорта по отношению  к динамике ВВП на 1 процентный пункт  эквивалентно снижению темпа роста  ВВП на 0.3 процентных пункта. Таким  образом, приведенная выше вероятная  оценка экономической динамики в  рамках инерционного варианта развития отражает, скорее, верхний диапазон инерции. Нижняя граница диапазона  инерции оценивается нами в 3.5-4.0% роста ВВП к концу прогнозного  периода. Сегодня важно отметить, что, несмотря на все перечисленные  выше тенденции и ограничения, ни один из инерционных сценариев и  прогнозов, разработанных в последние  годы, в полной мере реализован не был. Чрезвычайно мощным инструментом, способным  как подержать, так и обрушить экономический рост, является внешнеэкономическая  политика.
Резкое замедление динамики экспорта продукции сырьевых отраслей, наблюдаемое в последние годы, может и должно быть компенсировано ростом экспорта продукции обрабатывающих отраслей и сферы услуг. В действительности главная проблема экспорта этих секторов экономики - не столько отсутствие конкурентоспособных  продукции и услуг, сколько недостаточное  развитие инфраструктуры сопровождения  экспорта и отсутствие должной поддержки  государства. Там, где эта инфраструктура создана и работает, например «Рособоронэкспорт», экспорт демонстрирует устойчивую динамику.
При этом необходимо иметь  в виду, что возможности выхода России на внешние рынки с относительно несложными, массовыми трудоемкими  видами продукции как минимум  весьма ограничены, если не утрачены вовсе. Следовательно, необходимо развивать  и стимулировать производство тех  видов продукции, которые отличаются более высоким технологическим и научным уровнем, т.е. имеют конкурентные преимущества за счет высокого «качества», а не низкой «цены», преимущества, обусловленные не дешевизной рабочей силы, а ее высокой квалификацией. Применительно к проблеме растущего все ускоряющимся темпом импорта следует признать, что экономика России достигла предела уровня открытости и исчерпала запас ценовой конкурентоспособности в том смысле, что дальше без специальных мер государственной поддержки обрабатывающая промышленность России в целом (а не только отдельные малопродуктивные ее сегменты) не в состоянии эффективно противостоять последствиям быстрого укрепления рубля. Либо реальный курс рубля будет укрепляться не более чем на 2-3% в год, либо необходима реализация комплекса мер по сдерживанию импорта.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что до настоящего времени  в России практически не проводилось  масштабной протекционистской политики. И если в прошлом это было оправданно, поскольку экономика была защищена относительно низким курсом рубля, то сейчас такого рода политику необходимо формировать и проводить осознанно.
Вступление в ВТО дает России легальный инструмент защиты внутреннего рынка и поддержки  внешнеэкономической экспансии. Задача состоит в том, чтобы эффективно воспользоваться этим инструментом.
 
1.2 Необходимость  и возможность реализации инвестиционного  сценария
Регулярность отклонения от инерционного прогноза в лучшую сторону позволяет надеяться  на устойчивый характер глубинных позитивных структурно-технологических и институциональных  изменений в российской экономике. К числу самых последних позитивных тенденций можно отнести резкую активизацию в конце 2006 - начале 2007 года инвестиционной деятельности, принципиальное (до двузначных значений) ускорение темпов роста прочего (несырьевого) экспорта, масштабный приток иностранного капитала, сохранение низкого уровня инфляции при практически 50 -процентном росте денежной массы. Более эффективное, чем прогнозировалось большинством экспертов, функционирование российской экономики в последние годы связано, на наш взгляд, со следующими фундаментальными причинами [13]:
1. За последние годы Россия конституировалась не только политически, но и экономически. Она преодолела последствия разрыва хозяйственных связей начала 90-х годов, встроилась в систему международного разделения труда и сейчас представляет собой хотя и не полностью сбалансированный, но взаимоувязанный народнохозяйственный комплекс.
2. В России возникли и теперь уже достаточно эффективно функционируют рыночные институты.
3. Экономика России полностью адаптировалась к новым рыночным условиям.
Именно эти причины, а  также появление новых позитивных тенденций служат идеологической основой  для разработки оптимистического сценария долгосрочного развития российской экономики. Кроме того, существенную роль играет то обстоятельство, что  кардинальным образом изменилась оценка российской экономики на мировой  арене - оценки всех сторон экономической  жизни, измеренные в ведущих мировых  валютах.
ВВП, измеренный в долларах США, увеличился со 150 млрд. долл. в 1998 г. до почти триллиона долларов в 2006 г. - то есть более чем в 6 раз. Это  означает, что пропорции обмена на мировом рынке для российской экономики в целом улучшились примерно в 4 раза. Таким образом, достигнутые  результаты и уровень динамики позволяют, на наш взгляд, ставить задачи принципиально  иного плана, чем в предшествующее десятилетие. Задачи восстановительного подъема в основном решены. Необходимо ставить задачи развития. Развитие означает, прежде всего, улучшение основных структурных характеристик и характеристик качества экономики, что в свою очередь предполагает такой уровень инвестиций и обновления капитала, при которых возрастает конкурентоспособность не только продукции, но конкурентоспособность капитала.
Только повышение конкурентоспособности  труда и рост конкурентоспособности  капитала обеспечивают устойчивость развития и гарантируют усиление долгосрочных конкурентных преимуществ на мировых  рынках. Индикатором движения по траектории развития служат не столько показатели темпов экономического роста, сколько  интенсивность повышение социальной и технологической однородности экономического пространства.
Важно отметить, что повышение  социально-технологической однородности экономики в свою очередь также  является фактором ускорения экономического роста и повышения эффективности  производства. Основной инструмент решения  долгосрочных проблем развития - это  инвестиции. Только с помощью инвестиций можно разорвать путы ресурсных, структурных и технологических  ограничений. Международные сопоставления  свидетельствуют о том, что основным фактором, обеспечивающим при прочих равных условиях более высокие темпы  экономического роста, является повышенная норма накопления. Достаточно сказать, например, что разрыв в темпах экономического роста Китая и США в последние  годы (10% в Китае по сравнению с 4% в США) практически полностью  может быть объяснен сложившимися различиями в норме накопления (40% и 17%, соответственно). Можно утверждать, что снижение нормы накопления в Китае до 17% означало бы кратное снижение темпов его экономического роста. Более высокие по сравнению с США темпы роста в России (6.9% в среднем за год в 2003-2006 гг.) при практически той же норме накопления (18%) объясняются меньшей приростной капиталоемкостью, обусловленной тем, что значительная часть прироста продукции в РФ была получена в эти годы на уже существовавших ранее производственных мощностях. В дальнейшем в силу того, что все большая часть прироста производства будет требовать создания новых мощностей, в России неизбежен рост приростной капиталоемкости. По нашим оценкам, ее величина, на макроуровне должна увеличиться с 2.8 в настоящее время до 4.5-5.0 в долгосрочной перспективе. Рост капиталоемкости означает, в условиях сохранении нормы накопления, замедление темпов экономического роста в долгосрочной перспективе как минимум до 4%. Компенсировать увеличение капиталоемкости в стратегическом плане можно только повышением нормы накопления. При этом увеличение нормы накопления в РФ даже до 25% не позволяет сохранить достигнутые в настоящее время темпы роста. Применительно к современной экономической ситуации в России существует не только необходимость, но и возможность существенного увеличения нормы накопления.
Во-первых, норма сбережения в России остается достаточно высокой - более 30% ВВП. Это означает, что даже текущая годовая выручка позволяет  профинансировать объем инвестиций на 60-70% больший, чем мы сейчас имеем. В большинстве развитых государств нормы накопления и сбережения примерно одинаковы. Во-вторых, финансовые накопления государства в виде Стабилизационного  фонда и золотовалютных резервов столь значительны, что позволяют  инициировать инвестиционные проекты  любого масштаба. В то же время возникает  вопрос - почему при столь значительной норме сбережения экономика сама не обеспечивает должного уровня накопления основного капитала [8].
Причины, на наш взгляд, состоят  в следующем:
1. Уже упомянутое выше отсутствие эффективной системы перелива капитала.
2. Драматическое отставание проектно-конструкторской базы.
3. Дефицит специализированных строительных мощностей, обусловленный, в том числе, недостатком квалифицированных строительных кадров.
4. Слабость стимулов к обновлению основных фондов, в частности, к ликвидации физически и морально устаревшего капитала.
5. Неясность инвестиционных намерений государства.
6. Отсутствие явно сформулированной долгосрочной стратегии развития страны.
Чрезвычайно важно поддержать то стремление экономики к росту  накопления, которое было продемонстрировано в течение последнего года. Увеличение инвестиций по итогам прошлого года на 13.5% и на 20% по итогам первого квартала текущего года - хорошие и важные сигналы. В этих условиях уже задействованные  административные меры и меры инициирования  национальных проектов следует дополнить  мощной финансовой поддержкой государства.
1. Государство обязано взять на себя основную часть расходов по финансированию строительства социального жилья и объектов социальной сферы.
2. Государство должно обеспечить (в том числе за счет использования своих финансовых ресурсов) кратное (в 2-3 раза) увеличение дорожного и инфраструктурного строительства.
3. Государство обязано выступить в качестве стратегического инвестора в части финансирования ключевых объектов энергетического строительства в атомной и гидроэнергетике. Поддержание темпов роста накопления на уровне 13-16% годовых даже за счет преимущественно жилищного и инфраструктурного строительства позволит уже через 3-4 года иметь строительные мощности, способные решать практически любые строительные задачи. Одновременно в течение этих нескольких лет могут быть решены проблемы специализированных кадров, как в самом строительстве, так и в проектно-конструкторской сфере. Это даст возможность в дальнейшем развернуть инвестиционный процесс по всем отраслям экономики и довести норму накопления до 30-33%.
Важнейшим механизмом, обеспечивающим наращивание внутренних инвестиций, должен стать фондовый рынок. Для  этого необходимо, чтобы государство, используя потенциал своих финансовых накоплений, поддерживало бы своими гарантиями минимальную доходность по акциям новых  компаний, призванных стать локомотивами роста. Финансовые условия «стартового  прорыва» должны быть обеспечены устойчивой банковской системой, включающей сеть специализированных финансовых посредников (инвестиционной направленности, банков проектного финансирования, ипотечных  и строительных банков и т.п.).
Инвестиционный вариант  основывается на предположении о  возможности достижения устойчивых высоких темпов экономического роста  на всем прогнозном интервале. Такое  развитие событий является не только крайне желательным и благоприятным  для российской экономики, но и, как  показывают расчеты, вполне достижимым. В условиях повышения доли накопления в инвестиционном сценарии происходит относительный размен между инвестиционным и потребительским спросом. В  частности, среднегодовой прирост  потребления домашних хозяйств снижается  в 2007-2010 гг. до 8.2% (10,5% в 2002-2006 гг.). В то же время поддержание инвестиционной активности на необходимом для устойчивого  развития уровне позволяет в последующие  периоды обеспечить наращивание  потребления домашних хозяйств, компенсировав, таким образом, некоторые потери в период интенсивного роста накопления основного капитала. Прогнозную динамику экспорта имеет смысл рассматривать  в структуре, по крайней мере, трех основных его составляющих - сырьевого  экспорта, экспорта обрабатывающих отраслей и экспорта услуг. В части сырьевого экспорта заложен консервативный сценарий динамики вывоза (среднегодовой прирост в 2006-2030 гг. не более 2,5 %); в отраслях обрабатывающей промышленности увеличение темпов роста экспорта на основе улучшения технологической базы позволяет достичь опережения динамики по сравнению с ростом ВВП; в отраслях сферы услуг рост экспорта определяется достижением соотношения доли услуг в общем объеме экспорта, характерном для развитых стран (15-20%). В среднем на прогнозном периоде 2006-2030 гг. экспорт в инвестиционном сценарии растет темпом, постепенно приближающимся к темпам ВВП.
Динамика импорта в  инвестиционном варианте в существенной мере определяется постепенным снижением  высокой эластичности импорта по доходам населения. Это является следствием значительного роста  инвестиционной составляющей в импорте, общего повышения конкурентоспособности  отечественной продукции, а также  результатом ряда протекционистских  мер, обеспечивающих выравнивание параметров конкурентоспособности зарубежной и отечественной продукции (включая  меры тарифного регулирования, ужесточение  таможенного администрирования, снижение объемов неорганизованной торговли и т.д.). Решающим фактором для динамики импорта в данном варианте становится соотношение цен на отечественную  и зарубежную продукцию.
Государственное потребление  в 2006-2030 гг. возрастает средним темпом 4,0%. В результате, его доля в структуре  использования ВВП (в постоянных ценах) продолжает снижаться. В то же время снижение доли госпотребления в ВВП в текущих ценах в силу опережающего роста соответствующего дефлятора менее значимо. В результате описанной выше динамики элементов конечного спроса средний темп прироста ВВП в инвестиционном варианте составляет более 8,0%. Если обратиться к динамике по отдельным секторам народного хозяйства, то можно отметить, что в результате усиления инвестиционной активности происходит наращивание темпов роста в промышленности и строительстве.
Таблица 1.2.2
«Динамика производства по секторам, % за год»
Показатели
Промышленность
7.3
8.0
8.3
8.3
8.1
Строительство
10.8
10.0
9.0
7.9
7.0
Сельское хозяйство
3.3
3.9
3.8
3.8
3.8
Услуги (включая торговлю)
7.7
8.1
8.1
7.9
7.5

 
В отраслевой структуре валового выпуска следует отметить возрастание  доли машиностроения - с 8,4 % в суммарном  валовом выпуске в 2005 г. до 21% в 2030 г.
Таким образом, в инвестиционном сценарии развития экономики ожидается  усиление роли инфраструктурных отраслей. Происходит существенный рост доли услуг  связи: с 1,5% в 2005 г. до 6,5% в 2030 г. Доля транспорта составляет в 2030 г. 5,2%. Одновременно с описанными выше тенденциями происходит некоторое сокращение доли сферы обращения и коммерческой деятельности. Это связано в основном с сокращением доли торговой наценки в конечной стоимости продукции вследствие роста конкуренции на рынке торгово-посреднических услуг. К 2030 г. доля торговли в структуре валового выпуска составляет 24%.
 
 
1.3 Баланс факторов  роста и диапазон траекторий  развития
В качестве обобщения аналитических  исследований факторов и механизмов экономического роста, как со стороны  конечного спроса, так и со стороны  механизмов воспроизводства можно  предложить следующие результаты, полученные по результатам расчетов с использованием спросовых и инвестиционных макромоделей [11].
Таблица 1.3.1
«Баланс факторов замедления и ускорения ВВП со стороны конечного спроса (на конец периода по средним значениям факторов), %»
Показатели
2007-2015 г.
2015-2030 г.
1. Замедление сырьевого экспорта 
-0,20%
-0,30%
2. Изменение динамики  мировых цен
-0,50%
-0,60%
3. Замедление динамики  потребительского кредитования
-0,20%
-0,60%
4. Ускорение жилищного,  дорожного и инфраструктурного  строительства 
0,50%
0,30%
5. Опережающий рост оплаты  труда в производственном секторе  экономики
0,40%
0,80%
6. Снижение доли импорта  в приросте конечного и промежуточного потребления
0,50%
0,30%
7. Увеличение несырьевого экспорта
0,70%
1,1%
8. Увеличение государственных  расходов
0,40%
0,50%
Потенциальный баланс - процентных пунктов прироста темпов ВВП
1,60%
1,50%

 
Таблица 1.3.2
«Баланс факторов замедления и ускорения ВВП со стороны капитала (на конец периода со средним значением вкладов факторов)»
Показатели
2007-2015 г.
2015-2030 г.
1. Повышение капиталоемкости  производства
-1,40%
-2,30%
2. Повышение нормы производственного  накопления
2,80%
3,60%
Потенциальный баланс - процентных пунктов прироста темпов ВВП
1,40%
1,30%

 
Следует обратить внимание на близость оценок, полученных в результате расчетов со стороны конечного спроса и со стороны капитала. Несколько  более высокие итоговые значения баланса в первой из приведенных  таблиц обусловлены, главным образом, неопределенностью последствий внешнеэкономической политики и оценкой возможностей снижения доли импорта в обеспечении прироста спроса. В любом случае, на наш взгляд, есть достаточно оснований утверждать, что в долгосрочной перспективе в России возможен экономический рост на уровне порядка 8.0% в год.
Одновременно не использование  факторов, действующих в сторону  повышения экономической динамики, чревато угрозой соскальзывания на траекторию инерционного развития. Причем, как уже отмечалось, диапазон инерционного роста также достаточно широк.
Тем не менее, двигаясь даже по верхнему диапазону инерции (с  темпом роста, превосходящим ожидаемую  динамику мировой экономики), вряд ли следует рассчитывать на успешное решение  актуальных социально-экономических  проблем. Если вернуться к проблеме ликвидации разрыва в уровне экономического развития, образовавшимся между Россией и экономиками других стран в период экономического кризиса и спада производства в 1991-1998 гг., то можно отметить, что реализация инвестиционного сценария позволяет ликвидировать этот разрыв до 2020 г. Что касается инерционного сценария, то, двигаясь даже по верхнему диапазону инерции в рассматриваемой перспективе этот разрыв элиминировать практически не удается.
 
 
 
 
 
 
Глава 2 Прогноз реализации потенциала России в среднесрочной перспективе
2.1 Финансово-кредитное обеспечение долгосрочного развития
Устойчивый долгосрочный экономический рост в России объективно требует опережающей динамики развития финансовой системы. По всем показателям, характеризующим интенсивность  функционирования российских финансов (кредиты нефинансовому сектору  по отношению к ВВП, относительная  капитализация и ликвидность  фондового рынка и т.п.), Россия в разы уступает развитым странам. В  условиях относительной узости финансового  рынка устойчивость экономического роста - проблематична. С учетом этого  обстоятельства, поддержание стабильного  экономического роста, модернизация производства предполагают наращивание указанных  показателей интенсивности, а требование ограничения рисков, концентрируемых  финансовым сектором, объективно ориентирует  на ускоренный рост его капитализации. Чтобы хотя бы к 2020 году выйти на уровень развития финансового рынка  развитых стран Европы средний ежегодный  прирост активов и капитализации  финансового сектора должен составить 25-30% [3].
Подобные темпы не представляются недостижимыми. Последнее пятилетие  российская финансовая система демонстрировала  даже более высокую динамику. Однако факторы, определявшие высокие темпы  предшествовавшего периода во многом исчерпаны. Развитие кредита физическим лицам («локомотива» развития кредитования последних лет) вплотную приблизилось к объективным ограничениям. В  настоящее время по интенсивности  стандартного потребительского кредита  мы в целом вышли на среднеевропейский  уровень (отставая на порядок в кредитовании приобретения жилья). Дальнейшее развитие (чтобы нагрузка на население по обслуживанию долга не стала чрезмерной, а оборот ссуд по-прежнему расширял, а не сужал спрос) объективно требует  существенного расширения сроков кредитования и снижения цены заимствований. Вместе с тем рост кредита домашним хозяйствам последних лет демонстрирует главное направление дальнейшего стимулирования кредитных вложений. Если основные финансовые риски адекватно обеспечены (например, процентной маржой или залогами в случае потребитель
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.