На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основы ораторского искусства. История ораторского искусства

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Основы ораторского искусства. История ораторского 
искусства.
История ораторского искусства  составляет одну из самых замечательных  страниц истории культуры человечества.
Знакомство  с историей ораторского искусства, знание его традиций, освоение опыта  выдающихся ораторов прошлого позволяют  повысить риторическую культуру, способствуют лучшей подготовке к практической деятельности.
  Античная pumopuha.
В истории ораторского искусства  выделяется прежде всего античный период. Античная риторика возникла в Греции в 5-4 вв. до н.э., сложилась в систему  в 3-2 вв. до н.э. и распространилась в  Риме в 1 веке до н.э.
Риторика  Древней Греции
Древняя Греция считается родиной красноречия. Родоначальниками риторики были классические софисты 5 века до н.э., высоко ценившие слово и силу его убеждения.
Теорию  риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор из Абдер во Фракии. Он одним  из первых стал применять диалогическую  форму изложения, при которой  два собеседника в споре защищают два противоположных взгляда. По свидетельству Диогена Лаэртского, Протагор классифицирует выражения  на вопросы, ответы, приказания, просьбы.
Учителем  красноречия, теоретиком ораторского  искусства был и древнегреческий  софист Горгий из Леонтин в Сицилии, который подчеркивал силу слова.
Следует отметить, что отношение к софистике  и к софистам было двойственным и  противоречивым. В начале слово софист имело положительный смысл, оно  обозначало вообще человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном искусстве. В конце 5 века до н.э. софистами  стали называть платных учителей красноречия и философии.
На  первых порах софисты учили правилам логического мышления, правильным приемам  доказательства и опровержения. Однако очень скоро они отошли от этого. Главной их заботой становится подбор и применение различного рода словесных  и логических уловок, с помощью  которых можно добиться победы над  противником. Они рассматривали  диалектику как искусство, посредством  которого можно доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было. Например, утверждая, что сделать  необразованного человека образованным значит убить его, софист рассуждал  следующим образом: «Став образованным, он уже не будет тем, чем был». Если софиста уличали во лжи, он выворачивался  примерно так: «Кто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать». Поэтому слово софист приобретает  отрицательную окраску, его синонимами становятся лжемудрец, шарлатан, фокусник.
Таким образом, софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так  как помогали им овладеть искусством управления, обучали умению говорить, убеждать, спорить. Но, с другой стороны, их беспринципность, виртуозность при  защите прямо противоположных точек  зрения, неустойчивость политических взглядов и позиций вызывали к  ним недоверие и даже враждебность.
С софистами яростно боролся  великий древнегреческий философ  Сократ, в совершенстве владевший  диалектическим методом диалога.
Для Сократа диалектика — это философское  искусство вести беседу, рассуждение  с целью обнаружения, выяснения  истины. Диалектик тот, кто умеет  ставить вопросы и давать ответы. Иным был софистический метод  обсуждения вопросов. Для софистов главное одержать победу во что бы то ни стало, активно возражать против иной точки зрения.
 
Крупнейшим  теоретиком античной риторики был древнегреческий  философ и ученый Аристотель. Он заложил основы риторики как науки, неотделимой от логики и диалектики. Свои мысли о красноречии он изложил  в таких известных работах, как  «Аналитики», «Категории», «Поэтика»  и в специальном труде «Риторика», единственном древнегреческом сочинении  по красноречию, дошедшем до нас в  целостном виде. «Риторика» состоит  из трех книг, в которых рассматриваются  язык, стиль и структура публичной  речи.
Значительное  количество риторических трактатов, до сих пор не систематизированных  и недостаточно изученных, дала новая  эпоха античной культуры, обычно называемая эллинизмом. Эллинистическая риторика много внимания уделяла стилистическим явлениям в языке. Например, большой  интерес представляют впервые переведенные на русский язык сочинения Дионисия Галикарнасского (ок. 35 — ок. 8 гг. до н.э.) «О соединении слов» и Деметрия (ок. 1 в. н.э.) «О стиле».
Риторика  Древнего Рима
Крупным теоретиком и практиком ораторского  искусства Древнего Рима был знаменитый Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Значительное место в его риторической теории занимает учение об идеальном ораторе. Он ставил перед оратором три основные задачи:
доказать  и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов;
доставить слушателям эстетическое удовольствие;
воздействовать  на их волю и поведение, побудить к  активной деятельности.
...наилучший  оратор тот, кто своим словом  и научает слушателей, и доставляет  удовольствие, и производит на  них сильное впечатление, —  подчеркивал Цицерон. — Учить  — обязанность оратора, доставлять  удовольствие — честь, оказываемая  слушателю, производить же сильное  впечатление необходимо.
Цицерон считал, что истинно красноречив  тот, кто умеет говорить о будничных  делах просто, о великих — величаво, о средних — стилем, промежуточным  между обоими.
Мысли Цицерона об ораторском искусстве не утратили своего значения и в наши дни. В 1972 году впервые на русском  языке были полностью опубликованы его труды: «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах». Сохранились  и изданы речи Цицерона, а также  его письма.
Теорию  риторики в Древнем Риме разрабатывал и Квинтилиан (около 35-95 гг. до н.э.). Известен его главный труд «Двенадцать  книг риторических наставлений» . Квинтилиан активно занимался обучением  ораторскому искусству. Его школа  в Риме стала первой государственной  риторской школой. Сочинения Квинтилиана  применялись как практическое руководство  по риторике и в последующие эпохи.
Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших  дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти  без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени.
   
     Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
     Подобное определение ораторского  искусства было принято еще  в античные времена. Например, Аристотель определял риторику  как «способность находить возможные  способы убеждения относительно  каждого данного предмета». Эта  традиция была продолжена и  в русской риторической науке.  Так, М. В. Ломоносов в своем  труде «Краткое руководство к  красноречию» писал: «Красноречие  есть искусство о всякой данной  материи красно говорить и  тем преклонять других к своему  об оной мнению». 
Ораторским  искусством называют также исторически  сложившуюся науку о красноречии  и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
    Многие современные исследователи  рассматривают ораторское искусство  как один из специфических  видов человеческой деятельности, овладеть которым обязан каждый, кто по роду своей деятельности  связан с устным словом.
Термин ораторское искусство латинского происхождения, его синонимами являются греческое слово риторика и русское красноречие.
Что обусловило появление ораторского искусства? На этот вопрос пытались ответить многие его теоретики.
   Объективной  основой зарождения ораторского  искусство как социального явления  стала насущная необходимость  публичного обсуждения и решения  вопросов, имеющих общественную  значимость. Чтобы обосновать ту  или иную точку зрения, доказать  правильность выдвигаемых идей  и положений, отстоять свою  позицию, нужно было хорошо  владеть искусством слова, уметь  убедить слушателей и повлиять  на их выбор. 
История свидетельствует, что важнейшим условием появления  и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические  формы управления, активное участие  граждан в политической жизни  страны.
     Не случайно ораторское искусство  называют «духовным детищем демократии».  Это обнаружилось еще в Древней  Греции. Наглядным примером служит  сравнение двух наиболее значительных  городов-государств — Спарты  и Афин, имевших различное государственное  устройство. Спарта была типичной  олигархической республикой, а  в Афинах был установлен строй  рабовладельческой демократии.
   По  свидетельству историков, казарменное  спартанское государство не оставило  ничего достойного своим потомкам, в то время как Афины с  их демократическими спорами  на площадях, в суде и на  народных собраниях в короткий  срок выдвинули выдающихся ораторов, мыслителей, ученых, поэтов, создали  бессмертные произведения культуры.
Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно  широко применяется, когда возникает  историческая потребность участия  народных масс в решении важных государственных  вопросов. Ораторское искусство помогает сплачивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя  их. Доказательством этого является расцвет красноречия в эпоху  Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллионные массы  трудящихся. Новый всплеск общественного  интереса к ораторскому искусству  наблюдается в настоящее время  в связи с демократическими процессами, происходящими в нашей стране. На протяжении многовековой истории  своего развития ораторское искусство  использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической, деловой и  др. Наиболее широкое применение оно  всегда находило в политической деятельности. Как свидетельствует история, многие крупные политические деятели были известными ораторами.
Следует иметь  в виду также, что ораторское искусство  всегда обслуживало и обслуживает  интересы определенных социальных классов, групп, отдельных личностей. Оно  одинаково может служить как  правде, так и лжи, использоваться не только в нравственных, но и в  безнравственных целях. Кому и как  служит ораторское искусство — вот  основной вопрос, который решался  на протяжении всей истории ораторского  искусства, начиная с Древней  Греции. Поэтому в ораторском искусстве  очень важна нравственная позиция  оратора, его моральная ответственность  за содержание речи. Ораторское искусство  — явление историческое, то есть оно меняется. Каждая эпоха предъявляет  к оратору свои требования, возлагает  на него определенные обязанности, имеет  свой риторический идеал. Оценивая деятельность того или иного оратора, следует  учитывать ту историческую эпоху, которая  породила данного оратора, выразителем  общественных интересов которой  он был.
Важной особенностью ораторского искусства является то, что оно имеет сложный синтетический  характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается  ораторское искусство. Специалистов разного  профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают  теорию культуры устной речи, дают рекомендации, как пользоваться богатствами родного  языка, соблюдать нормы литературного  языка и т. д.
    И еще одна существенная особенность.  Ораторское искусство никогда  не было однородным. Исторически  в зависимости от сферы применения  оно подразделялось на различные  роды и виды. В отечественных  риториках выделяются следующие  основные роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое,  духовное (богословско-церковное). Каждый  род объединяет определенные  виды речи с учетом функции,  которую выполняет речь с социальной  точки зрения, а также ситуации  выступления, его темы и цели.
  Успех  публичного выступления во многом  зависит от того, как оратор  начал говорить, насколько ему  удалось заинтересовать аудиторию.  Неудачное начало снижает интерес  слушателей к теме, рассеивает  внимание. Ученые многочисленными  экспериментами доказали, что лучше  всего усваивается и запоминается  то, что дается в начале или  конце сообщения. В психологии  это объясняется действием закона  первого и последнего места,  так называемого «закона края».  Поэтому оратор должен уделить  большое внимание разработке  вступительной части речи.
   Во  вступлении подчеркивается актуальность  темы, значение ее для данной  аудитории, формулируется цель  выступления, кратко излагается  история вопроса. Перед вступлением  ораторской речи стоит важная  психологическая задача — подготовить  слушателей к восприятию данной  темы.
  Известно, что слушатели бывают по-разному  настроены перед началом речи, так как руководствуются различными  мотивами. Одни приходят, потому  что их интересует тема выступления,  они хотят расширить и углубить  свои знания по данной теме, надеются получить ответы на  интересующие их вопросы. Другие  присутствуют в силу необходимости:  являясь членами данного коллектива, они обязаны быть на этом  мероприятии. Первая группа с  самого начала готова слушать  оратора, слушатели второй группы  сидят с установкой «не слушать», а заниматься «своими» делами (читать, разговаривать, разгадывать  кроссворды и т. д.). Но ведь  оратору необходимо завоевать  внимание всей аудитории, заставить  работать всех слушателей, в том  числе и нежелающих слушать.  А это, бесспорно, нелегко сделать.  Поэтому во введении особое  внимание
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.