На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Теория фирмы: технологический и институциональный подходы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



Курсовая работа
 
Теория фирмы:
технологический и институциональный подходы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Москва 2007 г.
 
 


           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Теория фирмы:
технологический и институциональный подход
 
 


Оглавление
Введение             
Глава 1. Фирма. Определение фирмы. Функционирование фирмы
§1. История понятия «фирма»
§2. Определение фирмы
Глава 2. Технологический подход
§1. Фирма с точки зрения технологического подхода
§2. Производственная функция
§3. Эффект масштаба
Глава 3. Институциональный подход
§1. Фирма с точки зрения представителей институционального подхода. Причины появления фирм. Эффективность фирмы.
§2. Проблема «принципал – агент»
§3. Способы решения проблемы «принципал – агент»
Соревнование агентов
Участие агента в результатах совместной деятельности
Фирма в виде коалиции агентов
§4. Типы контрактов и виды активов
Заключение
Список литературы

 
 


 

Введение

Фирма является одним из основных элементов рынка. Однако многие экономисты не уделяют должного внимания изучению процессов, происхо­дящих в фирмах. В центре их внимания находится поведение больших сис­тем — отраслей, национальной или мировой экономики, либо процессы, происходящие на рынке в целом. При этом ради упрощения изучения фирме нередко давали определения, которые способствовали облегчению работы с рыночными процессами или большими системами. Другими словами, каж­дые исследователь выбирал наиболее удобную для его целей трактовку. Экономисты могли относиться к фирме как к агенту, каждый раз делающему выбор из одного из множества самых разнообразных действий. При этом тот факт, что существуют реальные фирмы, которые на самом деле проделы­вают все эти операции почти одновременно, отодвигался всё дальше и дальше.
Первыми изучением фирм занялись представители неоклассической школы. Они выделили понятие фирмы, объяснив их существование тем, что предприниматели нашли наиболее эффективный способ соединения и рас­пределения ресурсов, имеющий притом удобную систему управления. Од­нако неоклассики не рассматривали процессы, происходящие внутри фирмы, воспринимая фирму лишь как рациональный способ распределения ресурсов.
Более глубоко изучением фирмы занялись неоинституционалисты. Они стали рассматривать фирму как экономический институт. Причиной её возникновения они стали считать стремление индивидов минимизировать трансакционные издержки и неопределённость. Неоинституционалисты уде­ляли большое внимание закономерностям возникновения, развития и, в ко­нечном счёте, исчезновения фирмы.
На основе взглядов этих двух экономических школ сформировались два подхода к изучению фирмы: технологический и институциональный, о которых и пойдёт речь далее. Но вначале стоит сказать пару слов об истории понятия «фирма» и о том, что же всё-таки являет собой данное понятие.

Глава 1. Фирма. Определение фирмы. Функционирова­ние фирмы

§1. История понятия «фирма»

Понятие «фирма» имеет сходное значение с понятием «предприятие», однако они не являются совершенно идентичными. «Предприятие» является синонимом понятия «завод» и обозначает в большей степени производствен­ную единицу, в то время как «фирма» — более коммерческое, юридическое понятие. В связи с ростом числа предпринимателей и конкуренции между ними требовалось упорядочить взаимоотношения предпринимателей юри­дически. Для  этого нужно было присвоить каждому предпринимателю «персональное производственное имя».[1] Сначала это выражалось в подписи предпринимателя в документе, подтверждающем его производственную деятельность (итал. «firmare» - заверять).
В наше время каждый предприниматель начинающий свою коммерче­скую деятельность обязан зарегистрироваться в специальном торговом реестре.

§2. Определение фирмы

После краткой исторической справки можно перейти непосредственно к определению фирмы, как субъекта рынка. Так как существует довольно много различных определений фирмы, различных в той или иной степени, то следует привести здесь несколько из них для создания более полной кар­тины.
Для начала стоит привести определение, которое давал фирме осново­положник институционального подхода Рональд Коуз: «Фирма…есть сис­тема отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпри­нимателя».
Напомню, что существует две основных формы организации хозяйст­венной деятельности: спонтанный порядок (информация, необходимая производителю и потребителю, передаётся путём ценовых сигналов) и иерархия (информация передаётся производителю путём приказов и распо­ряжений, исходящих из единого центра). Соответственно данное определе­ние указывает на иерархическую структуру фирмы. Однако, казалось бы, как может фирма, являясь основным элементом рыночной структуры представ­лять собой иерархию? Ведь на рынке безраздельно господствует спонтанный порядок. В условиях рынка контроль осуществляется косвенным путём, на фирме же — прямым. Рынок основывается на экономических стимулах и исключает управление из единого центра, тогда как фирма предполагает централизованное управление. Учитывая всё вышеизложенное, возникает вопрос: каким образом на рынке, являющим собой спонтанный порядок, мо­гут возникать иерархии-фирмы? Почему тогда фирмы не переходят в спон­танный порядок и наоборот, почему рынок не трансформируется в иерар­хию? Экономисты по-разному объясняли парадокс возникновения фирм на рынке: К.Маркс рассматривал фирмы как результат развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин; Ф.Найт считал фирмы ре­зультатом минимизации риска и неопределённости, Р.Коуз и остальные представители институционального подхода полагали, что фирма возникает в связи с необходимостью уменьшения трансакционных издержек.
Другое определение гласит: «Фирма — это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в усло­виях неопределённости».[2] Данное определение отражает приведённую выше точку зрения Ф.Найта о том, что возникновение фирмы — результат мини­мизации риска и неопределённости. Действительно, стремясь уменьшить неопределённость, возникающую вследствие асимметричности информации, индивиды спасаются от трансакционных издержек в иерархических структу­рах — фирмах, где неопределённость значительно меньше, и само сущест­вование которых направлено на уменьшение трансакционных издержек.
Стоит привести ещё одно определение, характеризующее фирму как субъект рынка: «Под фирмой (firm) понимается  экономический субъект, ко­торый занимается производственной деятельностью и обладает хозяйствен­ной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких раз­мерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определённых экономических благ с целью максимизации прибыли».[3] Данное определение даёт понятие о том, что собой представляет фирма, как элемент рыночной структуры, а так же отражает цели функционирования фирмы.
Существует два подхода к теории фирмы: технологический (функцио­нальный) и институциональный. Далее будут рассмотрены оба эти подхода.

Глава 2. Технологический подход

§1. Фирма с точки зрения технологического подхода

Технологический подход к рассмотрению природы фирмы основыва­ется на неоклассических взглядах на микроэкономику. Соответственно именно этот подход к изучению фирмы является наиболее ранним. Неоклас­сические взгляды на природу фирмы долгое время были основными до тех пор,  пока им на смену не пришёл институциональный подход. В технологи­че­ском подходе фирма рассматривается как организационно-экономическая единица, позволяющая рационально использовать имею­щиеся ресурсы. Неоинституционалисты представляют фирму как своеобразный «чёрный ящик», в который с одной стороны (на входе) опускают ресурсы, а с другой (на выходе) получают готовый продукт. При этом неизвестно, что происхо­дит внутри этого чёрного ящика, всё внимание направляется на то, что происходит на границе этого «ящика» с внешней средой.

§2. Производственная функция

Технологический подход также очень часто называют функциональ­ным. Причиной этому служит тот факт, что при анализе поведения фирмы данный подход опирается на предположение о том, что всегда можно найти функцию, выражающую максимальный объём выпуска при заданном уровне развития техники и технологии, при всех возможных комбинациях факто­ров производства, имеющихся в наличии.[4] Такой функцией является производ­ственная функция.  Производственная функция фирмы, произво­дящей определённый товар Q показывает максимально возможный объём выпуска данного товара при использовании всех возможных комбинаций факторов производства: Q=f (F1, F2, … Fn).
Таблица 1. Пример производственной функции
 
Производственная
технология
Затрачиваемые
ресурсы (F)
Количество про­дукции (Q)
Технология А
50 единиц каждого ре­сурса F1, F2, … , Fn
6000 единиц
100 единиц каждого ре­сурса F1, F2, … , Fn
11000 единиц
150 единиц каждого ре­сурса F1, F2, … , Fn
15000 единиц
Технология В
50 единиц каждого ре­сурса F1, F2, … , Fn
7000 единиц
100 единиц каждого ре­сурса F1, F2, … , Fn
13000 единиц
150 единиц каждого ре­сурса F1, F2, … , Fn
18000 единиц
Из таблицы очевидно, что у фирмы есть выбор: использовать техноло­гию А, либо технологию В. Данный выбор будет зависеть от, того какая из технологий является более эффективной. Анализируя таблицу ясно, что в данном конкретном случае более эффективной будет технология В, так как при таком же, как и при технологии А, количестве ресурсов выработка тех­нологии В будет больше. Для большей наглядности стоит привести график производственных функций данных технологий.

Из графика хорошо видно, что при использовании технологии В фирма более рационально, эффективно использует свои ресурсы.

§3. Эффект масштаба

Из графика мы также видим, что при увеличении количества затрачи­ваемых ресурсов количество продукции (а соответственно и прибыль) сна­чала растут, но в определённый момент начинают уменьшаться. Почему же это происходит? Для технологического подхода центральной проблемой яв­ляется проблема определения оптимального размера фирмы. Для разреше­ния данной проблемы неоинституционалисты используют эффект масштаба.
В долгосрочном периоде при увеличении или сокращении объёмов производства фирма не может ограничиться только изменением переменных издержек, поскольку в таком случае эффективность производства будет снижаться. Соответственно ей нужно изменять постоянные издержки, то есть изменять свои размеры. Другими словами в долгосрочном периоде фирма при увеличении объёма производства будет изменять свои размеры. Сначала при увеличении размеров фирмы будет происходить снижение средних издержек, то есть будет действовать эффект возрастающей отдачи от масштаба (экономии на масштабах производства). Вот основные причины возникновения данного эффекта:
?      Происходит централизация управления, то есть возникает возмож­ность сэкономить на зарплатах руководителей.
?      Фирма, производящая несколько видов продукции может полностью за­нять целый сегмент рынка, либо использовать одну технологию для производства всех своих товаров, сокращая таким образом средние из­держки.
?      Также фирма может добиться экономии, проводя грамотную маркетин­говую политику.
Однако при чрезмерном расширении средние издержки начинают воз­растать и фирма несёт убытки, объёмы производства становятся слишком большими, фирма не может покрыть их выручкой, возникает, так называе­мый, эффект убывающей отдачи от масштаба. Таким образом, стремясь мак­симизировать свою прибыль, фирма должна найти оптимальный размер и оптимальные объёмы производства, пока будет действовать эффект эконо­мии от объёмов производства.

Глава 3. Институциональный подход

§1. Фирма с точки зрения представителей институциональ­ного подхода. Причины появления фирм. Эффективность фирмы.

Как видно из названия, данный подход основывается на экономиче­ских учениях школы институционалистов. Центральной проблемой изуче­ния в данном подходе является проблема возникновения фирмы, закономер­ности её развития и, в конечном итоге, исчезновения. Институционалисты предлагают более глубокий  анализ такого явления, как фирма. Как уже го­ворилось выше, институционалисты считают главной причиной возникнове­ния фирмы стремление минимизировать трансакционные издержки. Тран­сакционные издержки — это издержки, сопутствующие производству, но не связанные с ним непосредственно. Таким образом, именно более низ­кие трансакционные издержки побуждают предприниматель организовать свою производственную деятельность в форме фирмы. Именно это застав­ляет его выбрать иерархию, а не спонтанный порядок. Но тогда возникает вопрос: каким же образом фирма достигает снижения трансакционных из­держек?
Вот несколько способов, которыми фирма уменьшает трансакционные издержки:
?      Фирма привлекает и накапливает достаточно большое количе­ство ресурсов, поэтому она заменяет множество сделок одним долгосрочным контрактом, то есть фирма как бы экономит тран­сакционные издержки.[5] Иерархическая же структура фирмы позво­ляет ей более эффективно управлять данными ресурсами.
?      В фирмах существуют определённые механизмы по уменьше­нию оппортунистического поведения. Примером таких механиз­мов может служить проведение собеседований, определённые требования при приёме на работу, аттестации, проверки работ­ников, ревизии, различные мероприятия по повышению мотива­ции у работников, более того в каждой фирме существует струк­тура. отвечающая за безопасность, в полномочия которой в том числе входит наблюдение за тем, чем занимаются служащие на­ходясь на своём рабочем месте, при хорошо функционирующей безопасности предприниматель знает обо всех происходящих в стенах фирмы разговорах, в том числе телефонных, а так же имеет представление о том, чем занимаются его работники во время его отсутствия.
?      Фирма имеет возможность быстро приспособиться к внезапным переменам во внешней среде благодаря системе прогнозирова­ния и оперативным изменениям внутри предприятия.
Следовательно, фирма представляет собой средство уменьшения (эко­номии) трансакционных издержек. И эффективность фирмы будет зависеть от того, насколько трансакционные издержки внутри фирмы будут ниже/выше рыночных трансакционных издержек. Если они будут ниже – фирма эффективна, если выше — то неэффективна.
Но если фирма — это средство экономии трансакционных издержек, то почему весь рынок не становится одной большой фирмой? Фирма не мо­жет заменить собой рынок, так как при чрезмерном расширении фирма те­ряет свою эффективность. Почему же это происходит?
?      Управлением фирмой занимается менеджер, которому при расшире­нии фирмы будет всё труднее и труднее отслеживать размещение ре­сурсов, следить за их эффективным использованием и осуществлять контроль над предприятием. В конце концов возникнет проблема по­тери управляемости. Трансакционные издержки при этом возрастают. Данную проблему возможно решить посредством создания более сложной многоступенчатой иерархической структуры. Но при этом возникает следующая проблема.
?      При разрастании фирмы будет происходить искажение и задержка ин­формации вследствие её многократной передачи между людьми. Про­исходит бюрократизация фирмы, то есть теряется гибкость принимае­мых решений и появляются ошибки.
?      Ещё одна причина повышения трансакционных издержек — необходи­мость составления отчётности и ведения дополнительного учёта, то есть происходит рост издержек учёта.
?      Также при увеличении размеров фирмы возникает проблема ослабле­ния мотивации. Данная проблема существует на двух уровнях:
1)     на уровне простых служащих фирмы: работа большой командой будет более продуктивной, однако при этом становится до­вольно сложно оценить вклад каждого сотрудника в общее дело, что служит стимулом к «отлыниванию» работников.
2)     На уровне управляющих: все менеджеры являются наемными слу­жащими, соответственно интересы фирмы не являются для них основными. Из-за этого менеджер будет выполнять свою ра­боту без особого энтузиазма, инициативы. Зачастую они будут преследовать вместо интересов фирмы свои собственные инте­ресы, идя при этом на оппортунистическое поведение. То есть возникает проблема взаимоотношений принципала и агента, ко­торая далее будет рассмотрена более подробно.
На обоих уровнях фирме придётся понести дополнительные затраты на организацию контроля за поведением своих работников и за ис­пользованием факторов производства.
Благодаря всем вышеперечисленным причинам будет происходить рост трансакционных издержек, и дальнейшее расширение фирмы станет неэф­фективным как только трансакционные издержки внутри фирмы сравняются с рыночными трансакционными издержками.

§2. Проблема «принципал – агент»

Для начала нужно объяснить, что обозначают понятия «принципал» и «агент». Принципал — это собственник ресурсов, а агент — это субъект, ко­торый наделяется принципалом правом пользования ресурсами.[6]
Увеличение размеров фирмы будет сопровождаться увеличением за­трат предпринимателя (принципала) на осуществление контроля за дейст­виями агентов, число которых с расширением фирмы будет также расти. Американский экономист Фредерик Тейлор писал: «Вряд ли можно легко найти компетентного работника, который не затрачивал бы существенную часть своего времени не исследование того, как медленно он может рабо­тать, не вызывая при этом у работодателя сомнений в своей добросовестно­сти».[7] То есть агент будет «отлынивать». Принципал при этом оказывается перед выбором между необходимостью контроля над поведением агента и нежеланием нести дополнительные издержки, возникающие при осуществ­лении данного контроля. Данная дилемма будет решаться исходя из разме­ров издержек, которые будет нести принципал.
Также нужно учитывать возникновение асимметричности информации между агентом и принципалом. Известный экономист Фридрих фон Хайек, критикуя командную экономику, писал, что «никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех обстоятельств… и оперативно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон».[8] Напомним, что фирма, как и командная экономика, — иерархия, а в роли центра в данном случае выступает принципал. Хайек считал, что все участники сделки могут быть снабжены равным и достаточным количеством информации только при помощи механизма ценообразования на конкурентных рынках. В фирме же никакого конкурентного ценообразования быть не может. «Об этом свиде­тельствует систематическое отклонение вознаграждения агента от стоимо­сти предельного продукта его труда. А ведь только при условии равенства заработной платы предельному продукту достижимо равновесие на рынке труда и цена несёт в себе неискажённую информацию».[9]
С увеличением размеров фирмы усложняется и информация, которая в ней передаётся, и сам процесс передачи этой информации. Более того, в процессе принятия решений внутри фирмы возникает ещё и новая информа­ция, которой обладают лишь те члены фирмы, которые принимают участие в её получении и обработке. То есть данные члены (агенты) обладают уни­кальной информацией. При этом у них нет заинтересованности в распро­странении данной информации и достижении ею принципала в неискажён­ном виде. Таким образом, агенты будут стремиться максимизировать собст­венную полезность, идя при этом на оппортунистическое поведение, нару­шая установленные контрактом о найме договорённости и обязательства. То есть агент стремится получить выгоду и с контракта о найме и путём мани­пулирования принципалом (оппортунистического поведения), путём иска­жения или удержания уникальной информации.
Отсюда проистекает определение проблемы принципала – агента:
«Проблема принципала – агента — угроза манипулирования агентом принципала при выполнении поручений и предписаний последнего. Введе­ние принципала в заблуждение становится возможным на основе асиммет­ричности информации и высоких издержек контроля над деятельностью агента».[10]
Любая фирма сталкивается с проблемой принципала – агента. Вопрос возникновения или не возникновения данной проблемы решается системой стимулов способствующих распространению агентом достоверной либо ис­кажённой информации. На рынке конкуренция способствует передаче дос­товерной информации, в фирме же наоборот — асимметричность информа­ции и перспективы оппортунизма стимулируют агента к манипуляции прин­ципалом.

§3. Способы решения проблемы «принципал – агент»

Существуют разные способы ограничения оппортунистического пове­дения агентов. Далее приведены наиболее часто применяемые способы.

Соревнование агентов

Данный способ решения проблемы принципала и агента основывается на развитии конкуренции между агентами. Конкуренция создаётся за счёт создания вознаграждения для лучших работников. Причём вознаграждается не выполнение заданного принципалом количества работы, а выполнение наибольшего количества работы наилучшего качества по сравнению с дру­гими агентами. При создании конкуренции между агентами они сами начи­нают следить за действиями друг друга. Также повысится производитель­ность рабочих, ведь стимулом для агентов будет стремление получить воз­награждение за свою работу. Но и здесь есть свои ограничения. Во-первых, стремление получить вознаграждение будет толкать агентов к принятию наиболее рискованных решений, соответственно будет происходить «обрат­ный отбор»[11] агентов, в результате которого останутся лишь те, кто действо­вал наиболее рискованно. Во-вторых, при конкуренции между служащими фирмы у них будет возникать недоверие друг к другу, вследствие чего агенты не будут представлять собой слаженный коллектив, что затруднит выполнение задач требующих совместных усилий. Также применение дан­ного способа будет ограничено степенью склонности агентов к риску.

Участие агента в результатах совместной деятельности

Ещё один способ решения проблемы «принципал – агент» заключается в создании договора о найме между принципалом и агентом, причём данный договор будет предполагать систему вознаграждений для агентов, но возна­граждения будут не фиксированными, а зависящими от результатов дея­тельности фирмы. К данному способу можно отнести различные варианты участия агентов в прибыли фирмы. Самыми эффективными являются наибо­лее простые варианты участия агента в прибыли, предполагающие линей­ную зависимость вознаграждения служащих от прибыли фирмы. Сущест­вуют также такие варианты, когда принципал фактически сдаёт имущество в аренду агенту, а сам получает фиксированную ренту и долю от прибыли. Однако такой вариант более сложен вследствие различной степени склонно­сти агентов к риску и ограниченности возможностей агента арендовать имущество или участвовать в собственности. Соответственно ему придётся брать ссуду в банке, что тоже довольно затруднительно из-за асимметрично­сти информации и риска, возникающих между ним и банком-кредитором.

Фирма в виде коалиции агентов

Этот способ очень сильно отличается от двух предыдущих. Здесь агенты не просто участвуют в прибыли фирмы, но они поочерёдно как бы становятся во главу фирмы. Иерархический порядок фирмы при этом сохра­няется, сохраняется и остальная структура фирмы, но только с тем условием, что каждый из агентов поочерёдно временно исполняет функции принци­пала. Такой агент временно находится на «пересечении информационных потоков»[12] и имеет возможность накапливать и использовать всю информа­цию. Такая структура называется «колесообразной и изображена на рисунке 1. То что агенты периодиче­ски меняют друг друга в роли принципала, служит для них стимулом к пере­даче достоверной информации. Более того, это способствует созданию дове­рительных отношений между агентами. По мнению американского экономи­ста Оливера Уильямсона, возникновение доверительных отношений — главная предпосылка появления внутри фирмы «ассоциативной атмосферы». В свою очередь, ассоциативная атмосфера благоприятствует неприемлемо­сти для агентов оппортунизма в качестве способа максимизации собствен­ной прибыли.

§4. Типы контрактов и виды активов

Согласно представлениям Р. Коуза и других неоинституционалистов фирма основывается на пучке контрактов между владельцами факторов про­изводства. Выделяют три типа контрактов:
1.      Классический контракт — это двусторонний контракт, основан­ный на существующих юридических правилах, чётко фикси­рующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий.[13] В классическом контракте чётко оп­ределены обязательства сторон и не может быть никаких уст­ных договорённостей, не входящих в контракт.
2.      Неоклассический контракт — это долгосрочный контракт в усло­виях неопределённости, когда невозможно заранее предви­деть все последствия заключаемой сделки.[14] Этот договор не имеет таких строгих рамок, как классический, он не только до­пускает устные договорённости, но и учитывает их наряду с письменными. Для разрешения спорных вопросов стороны об­ращаются к арбитру, которого они выбирают.
3.      Имплицитный (отношенческий) контракт — это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными.[15] Условия соблюдения данного контракта могут гарантироваться только заинтересованностью обеих сторон. Такой контракт может существовать только в ус­ловиях иерархии.
И наконец, стоит сказать, что неоинституционалисты вводят также по­нятие «актива». Актив — это объект собственности, имеющий денежную оценку.[16] Есть несколько способов типизации, например, выделяют физиче­ские, финансовые и нематериальные активы по их природе. Нам же важна классификация, производимая на основе ценности активов для фирмы. Так выделяют три типа активов:
    Общие активы. Это активы, которые имеют одинаковую цен­ность и для рынка и для фирмы.
    Специфические активы. Такие активы ценятся рынком меньше, чем фирмой.
    Интерспецифические активы. Данные активы являются состав­ляющей частью других активов, а посему на рынке они могут и не найти ценности, но для фирмы при этом быть очень ценными.

Заключение

В данной работе была рассмотрена теория фирмы и само понятие фирмы вообще. Также мы ознакомились с основными концепциями техно­логического и институционального подхода к изучению фирмы. Теперь под­ведём итоги. Для начала дадим общее определение фирмы. Итак, фирма — это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределённости.[17] Фирма имеет иерархи­ческую структуру, в отличие от господствующего на рынке спон­танного порядка. Это позволяет фирмам более эффективно распоряжаться имеющимися у них ресурсами.
Представители технологического подхода рассматривают фирму как организационно-экономическую единицу, позволяющую наиболее рацио­нально соединять и распределять ресурсы. Они не рассматривают процессы, происходящие внутри фирмы, основным объектом их внимания является определение оптимальных границ фирмы. В качестве основного инстру­мента исследований они используют производственную функцию.
Представителей же институционального подхода больше всего инте­ресуют закономерности возникновения, развития и исчезновения фирм. Они объясняют возникновение фирм стремлением индивидов минимизировать трансакционные издержки и неопределённость. Неоинституционалисты рас­сматривают в качестве основы, на которой базируется фирма пучок контрак­тов, причём они выделяют классический, неоклассический и имплицитный, различающиеся по степени  чёткости и строгости сформулированных в нём условий.

Список литературы

    Курс экономической теории: учебник — 5-е дополненное и переработан­ное издание. Под редакцией проф. Чепурина М.Н., проф. Кисе­лёвой Е.А. Киров: «АСА», 2003.
    Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. 16-е издание. М.: ИНФРА-М, 2006.
    Микроэкономика: практический подход (managerial economics). 3-е изда­ние. Под редакцией проф. Грязновой А.Г. и проф. Юданова А.Ю. М.:КНОРУС 2007.
    Нельсон Ричард Р., Уинтер Сидней Дж. Эволюционная теория экономиче­ских изменений / Пер. с англ. М.: Дело, 2002.
    Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. — 2-е издание, изменённое. М.: Норма, 2007.
    Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.:ИНФРА-М, 2007.
    Соколинский В.М., Корольков В.Е. Экономическая теория: учебное посо­бие. М.: КНОРУС, 2007.
 
- 21 -


[1] Соколинский В.М., Корольков В.Е. Экономическая теория: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007. и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.