На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Социологическая теория Вильфредо Парето

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
                                            Содержание
 
Введение.......................................................................................................... 3
Социологическая теория Вильфредо  Парето……………………………….4
Заключение…………………………………………………………………....22
Список использованной литературы и источников………………………..23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                        Введение
В конце XVIII - начале XIX века в  Европе начинается становление социологии как самостоятельной науки. Это  связано с глубокими изменениями  в мировоззрении в обществе. Человечеству нужна была новая наука, которая  дала бы ответ на многие волнующие  вопросы. Так появилась социология.
Для реферата мы выбрали  следующую тему: «Социологическая теория Вильфредо Парето». Вильфредо Парето занимался не только изучением социологии, он также известен как успешный экономист. Он был разносторонним человеком и пытался объяснить процессы, происходящие в обществе с помощью собственных социологических теорий. Парето является самым крупным социальным мыслителем Италии Нового Времени после Д. Вико и одним из классиков мировой социальной мысли. Он занимался разносторонней теоретической деятельностью, целью которой была попытка создать альтернативу марксисткой идеологии.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что данная тема является важной и  актуальной в курсе изучения социологии, позволяет расширить кругозор.
Выбор темы продиктован личным интересом, а также важностью  данного аспекта в курсе изучения социологии.
 
 
 
 
 
 
 
 
           Социологическая теория Вильфредо Парето
                                  1.  Биография В. Парето
Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из Генуи, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных  и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с  детства одинаково хорошо владел языками обоих родителей; однако всю жизнь он ощущал себя, прежде всего итальянцем.
В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое  внимание он уделяет изучению математики. После окончания Политехнической  школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию <Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах>. Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических  и социологических трудах. В течение  ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном  ведомстве и в металлургической компании.
В 90-е годы он предпринимает  неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время  он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов.
С 1893 г. он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса. В первой половине 90-х годов Парето так же публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. Уверенный, что время либерализма прошло, что общество вступило в период стагнации и для обеспечения стабильности социальной жизни необходимо насилие, он занял откровенно антидемократическую и антилиберальную позицию. Его новые взгляды нашли отражение в книге «Социалистические системы» (1901), «Учебнике политической экономии» (1906), а также в ряде статей.
Болезнь сердца заставила  Парето прервать профессорскую деятельность, а в 1907 г. — отказаться от руководства  кафедрой, оставив за собой лишь чтение лекций (до 1917 г.). В 1912 г. он закончил свой основной труд, названный «Трактатом по общей социологии», который из-за начавшейся войны появился на свет только в 1916 г. Некоторые из статей, написанные социологом в последние  годы жизни, были опубликованы в сборниках  «Факты и теории» (1920) и «Трансформация демократии» (1921). В последнем описано  разложение итальянского государства  под властью правительства, неспособного применить силу. Так Парето явился провозвестником фашизма. В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания «сенатора королевства». Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод. Умер Парето 19 августа 1923 г. в Се-линьи (Швейцария), через год после прихода к власти фашистов, так и не определив своего отношения к новому режиму, который хотя и применил рекомендованные им методы насилия, однако не разрешил ни одного из социально-экономических противоречий.
 
                                        2. Методология  В.Парето
По замыслу Парето, его  социологическая система должна была положить конец метафизическим и спекулятивным рассуждениям об обществе, занимавшим доминирующее положение  в социально-политической мысли XIX в.. Основная идея, вдохновлявшая Парето, состояла в том, чтобы разработать такие принципы построения социологического знания, которые обеспечили бы его достоверность, надежность и обоснованность. Поддерживая в целом концепцию общественной науки, разработанную основоположниками позитивизма — Контом, Миллем и Спенсером, Парето справедливо критиковал их за непоследовательность в проведении принципа эмпирической обоснованности знания.
Метод, при помощи которого Парето намеревался открыть всеобщие принципы устройства, функционирования и изменения обществ, он назвал логико-экспериментальным. Стремясь сделать социологию такой  же точной наукой, как физика, химия  и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными  описательными суждениями, строго соблюдая логические правила перехода от наблюдений к обобщениям. С точки зрения Парето, каждую теорию можно рассматривать  в трех аспектах:
1) объективном — независимо  от автора и воспринимающего ее реципиента;2) субъективном — в соотнесении как с автором, так и с реципиентом, когда выясняется, почему автор создает свою теорию, а данный индивид ее воспринимает;3)утилитарном — с точки зрения ее полезности, индивидуальной или общественной.
 Полезность, по мнению Парето, не зависит от объективности или субъективности теории. Сама по себе истина нейтральна и обнаруживает свое общественное качество только в результате применения или достижения определенных целей. Если результаты окажутся полезными для общества, окажется полезной и теория. Если результаты вредны, значит, теория принесла вред. При этом Парето считал, что по содержанию все общественные теории в равной степени ложны, ограниченны, деформированы, поскольку ни один социолог до него не руководствовался логико-экспериментальным методом.
Зависимости между социальными  фактами Парето предлагал изображать в виде количественных формул и показателей. Социолога, утверждал он, интересует интенсивность, сила, вес разных социальных фактов и условий, а не сущностный, необходимый характер взаимосвязей между ними. Понятие «сущность», так же как и понятие «необходимость», казалось ему архаическим пережитком. «Сущность — это предмет, неизвестный науке» , — писал он и истолковывал научный закон как «единообразие», повторяемость событий, которая имеет вероятностный характер и не содержит момента необходимости. Закон в понимании Парето также лишен универсального характера и имеет силу только «внутри границ известного места и времени».
Отсутствие четкой границы  между объективным и субъективным характерно и для интерпретации  Парето понятия «социальный факт». Он не видел различия между фактами  с точки зрения их гносеологической природы, материальной или идеальной, а также с точки зрения их истинности или ложности.
Такой подход был чреват глубокими противоречиями и вел  к непониманию специфики тех  или иных идеологических явлений (например, религии). В теоретико-методологическом плане он вел либо к функционалистской  трактовке истины (истинно все  существующее), либо к исключению из науки проблем истинности (как  соответствия знания действительности), якобы не имеющей отношения к  методологии.
Понятие причинности, поскольку  оно выражает отношение, которое  нельзя наблюдать, Парето также подверг  сомнению. Критикуя принцип монокаузальности, он делал вывод, что отношение  причинности должно быть заменено отношением взаимозависимости или взаимодействия. Отрицая факт каузального приоритета какого-либо одного явления, он требовал заменить причинную связь функциональной, причинное объяснение — функциональным. На том же основании Парето отвергал понятие однолинейной эволюции, утверждая, что «эволюция не совершается  по непрерывной прямой линии» .
Парето придавал большое  значение точности научной терминологии. Однако он не дал строгого и точного  определения основным понятиям, которые  употреблял. Декларативным осталось и его намерение придать «Трактату...»  математическую форму. Дальше геометрических и алгебраических иллюстраций и графиков Парето не пошел.
Отождествляя ценностный аспект теории с ложью, добавленной  к ее логико-экспериментальной структуре, Парето занял позицию «свободы от ценностей». Но отрыв теории от общественной практики, сведение истинности к формально-логической правильности, отрицание детерминизма как принципа исследования и объяснения социальных явлений лишали Парето возможности  не только правильно истолковывать  интересовавшие его факты социальной жизни, но и понять происхождение  и сущность тех общественных теорий, от которых он пытался отойти и  которые во многом справедливо критиковал.
 
               3. Общество как система взаимодействия индивидов
Одной из центральных идей Парето было рассмотрение общества как  системы, находящейся в состоянии  постепенно нарушаемого и восстанавливаемого равновесия (equilibrium). Понятие равновесия было им заимствовано из экономической  теории Вальраса, которой Парето придал механистический характер, увидев прообраз общества в модели равновесия, все  части которой жестко взаимосвязаны  и механически влияют друг на друга.          
Парето рассматривал экономику  как подсистему социальной системы. Экономическая система, по его мнению, состоит из особых молекул — людей, приводимых в движение потребностями  и рациональными интересами, встречающих  препятствия на пути к достижению экономически желаемого. Социальная система  является более сложной. В социальном действии участвуют человеческие индивиды, наделенные чувствами. Именно чувства, обусловленные психическим складом  индивидов, — главная пружина, приводящая в движение всю систему. Понять же чувства значительно труднее, чем  любые рациональные соображения.
Парето разделял социальные действия на логические и нелогические, а чтобы найти критерий их различения, разлагал действие на его составные  элементы — внешне наблюдаемое действие, рациональное его обоснование (которое  обычно дается задним числом), психическое  состояние действующего лица. Последнее  рассматривалось как та постоянная величина, лежащая в основе действия, которая определяет его характер. Психическое состояние индивида Парето считал «объективной» основой  социального феномена в отличие  от его субъективной основы, под  которой он понимал аргументы, рационально  выдвигаемые действующим лицом .
Ошибка всех предшествующих социологов, полагал Парето, заключалась  в том, что они пренебрегали объективной  стороной дела и изучали только возникающие  на ее почве теоретические концепции, т. е. ограничивались изучением субъективного  аспекта действительности. «Объективное»  же социологическое исследование должно быть направлено на изучение психических  установок и обусловливаемых  ими «нелогических» действий, составляющих основную массу всех человеческих действий вообще. «Нелогические» действия, согласно Парето, обусловлены особой логикой  чувств. В отличие от логических они являются результатом не сознательных рассуждений и соображений, а  чувственного состояния человека, иррационального  психического процесса.
«Нелогические» действия характеризуются тем, что люди, их совершающие, не знают истинных объективных  связей между явлениями и поэтому  используют неадекватные средства для  достижения целей, «нелогически» соединяя цели и средства. Связь средств  и цели в данном случае иллюзорна  и существует только в представлении  действующего субъекта. Таковы, например, жертвоприношения и другие религиозные  обряды, цель которых умилостивить божество и добиться тем самым  поставленной цели. Такого рода средства не связаны с целью объективно и потому не ведут к ее достижению.
«Логические» действия руководствуются  не чувствами, а разумом и регулируются нормами. Они характерны для деятельности в области экономики, науки, отчасти  политики. В данном случае средства и цели связаны между собой  объективной логикой, основанной на действительно существующих связях, и потому ведут к достижению целей. Иными словами, средства здесь адекватны  целям. Парето указывал на важность последнего момента, поскольку с субъективной точки зрения все действия кажутся  логичными тому, кто их совершает.
Стремясь нащупать объективную  почву для рассмотрения «нелогических» действий и в другой плоскости, Парето предлагал считать критерием  субъективности мнения наблюдателей как  «лиц, обладающих более обширными знаниями» .
Само по себе рассмотрение структуры и элементов социального  действия, равно как и их классификация  по уровню осознанности или преобладающему типу мотивации, безусловно, правомерно. Однако концепция социального действия Парето имела индивидуалистический и иррационалистический характер, односторонне подчеркивая эмоциональную природу  человеческих побуждений, которым итальянский  социолог не находил иного объяснения, кроме того, что указывал на их природное  естественное происхождение. Побудительные  причины социальных действий больших  социальных групп, классов объяснить  с этих позиций невозможно. Ведь классы объединяют индивидов, обладающих самыми различными психическими чертами, однако это не мешает этим индивидам  действовать в те или иные моменты  истории солидарно.
В основе концепции социального  действия, разработанной Парето, лежала определенная концепция человека. Подчеркивая  нелогическую, иррациональную природу  индивида, он утверждал, что действия человека никогда не являются тем, чем  они кажутся ему самому. Специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум для маскировки своих «нелогических» действий при помощи кажущихся логическими теорий и аргументов. Человек, писал Парето, в отличие от животного имеет способность мыслить и поэтому набрасывает покрывало на свои инстинкты и чувства. Именно потому, что все люди являются как чувствующими, так и разумными существами, возникает проблема соотношения чувств и разума, чувств и идеологий. Парето без колебаний отдавал приоритет чувствам, считая их истинными движущими силами человеческой истории. Исторические закономерности он сводит к закономерностям иррациональной психической жизни отдельных индивидов, а идеологии называет «языками чувства».
                 
                 4. Психологический редукционизм
Сделав эмоциональную  сферу человеческой деятельности главным  звеном своей социологической системы, Парето сделал оговорку, что не все  чувства достойны внимания социолога, а только такие, которые проявляются  в определенного рода действиях, что дает возможность строго их классифицировать. Они неизменны, постоянны и потому являются теми элементами социальной среды которые «детерминируют социальное равновесие». Итальянский социолог дал этим элементам необычное и трудно переводимое название — «резидуи» (residui), что на языке химических наук означает «остатки» или «осадки», желая этим подчеркнуть их устойчивость, способность оставаться после того, как из социального действия вычтены все рациональные соображения.
«Остатки» как основа чувств, эмоций, страстей, инстинктов, психических  состояний и предрасположений имеют, согласно Парето, врожденный, естественный, не поддающийся влиянию внешних  условий характер. Они являются внутренними  биологическими импульсами, детерминирующими социальное поведение человека. На основе шести главных классов  «остатков», подразделенных на множество подгрупп, Парето попытался объяснить все многочисленные варианты человеческого поведения. Еще более схематизировав исторические действия, итальянский социолог подчеркнул главную роль двух первых классов остатков.
Первый класс включает «остатки», названные «инстинктом  комбинаций», который якобы лежит в основе всех социальных изменений. Это внутренняя психологическая склонность человека собирать, по-разному переставлять, комбинировать вещи, отчасти ради получаемого от этого удовольствия, отчасти потому, что человеку трудно удержаться от собирания и комбинирования.
Второй класс — «остатки»  «постоянства агрегатов», выражающие тенденцию поддерживать и сохранять однажды сформировавшиеся связи. Это консервативное чувство лежит в основе неприятия всего нового, в основе враждебного отношения к любым переменам и изменениям.
В остальные классы «остатков» Парето включил стремление человека проявлять свои чувства в общественных действиях и поступках, чувства  социальности, собственности и, наконец, половой инстинкт.
В заключительных частях «Трактата...»  Парето попытался применить теорию «остатков» к объяснению европейской  истории, изображая ее в виде конфликта  «остатков» первого и второго  классов — инстинкта изменений  и консерватизма, новаторства и  ретроградства. «Нелогические» действия, совершаемые на основе «остатков», рассматривались им как главная  клеточка общественной жизни, определяющая собой ход циклических изменений  и возвращений в истории.
Неясность понятия «остаток», его комплексность, множественность  входящих в него терминов, например «чувства», «инстинкты», «проявления  чувств в действии», двойственная субъект-объектная  природа понятия (психологическая  и социальная) в его толковании привели к тому, что оно не вошло  в словарь западной социологической  науки.
Иррационализм паретовской  концепции имел глубокие гносеологические и социальные корни. Его реальной основой был кризис позитивистской рационалистической модели человека. Вместе с тем подчеркивание решающей роли иррациональных психических сил  было связано с глубоким общественным пессимизмом, утратой веры в человеческий разум, дискредитированный в эпоху  социального кризиса. Вместо идеи разумности всего существующего выдвигается  идея его неразумности, нелогичности; идея рациональности сменяется иррационализмом  биопсихологического толка. Социологическая  концепция Парето — яркое свидетельство  невозможности создать научную  теорию личности и социального действия без опоры на адекватное понимание  общества.
Утвердив основополагающую роль чувственных сфер человеческой психики, Парето выводил из них свои теории идеологии, социальной стратификации  и смены правящих элит.
          
                      5. Концепция круговорота элит
Существенный элемент  социальной системы составляет, согласно Парето, социальная гетерогенность, которая  предопределяется изначальным неравенством индивидов. Особенность той или  иной социальной группы зависит от природных способностей и талантов ее членов, а это, в свою очередь, определяет общественное положение  группы на той или иной ступени  общественной • лестницы. Тем, кто  имеет «высший показатель в своей  области деятельности, мы даем название элиты» , писал Парето. Элита — это избранная часть населения, остальная его часть лишь «приспосабливается к полученным от нее стимулам». В свою очередь элита подразделяется на две части: одна прямо или косвенно принимает участие в управлении обществом («правящая элита», или «правящий класс»), а другая не участвует в управлении и подвизается в художественной или научной сферах («неуправляющая элита»).
Элита и неэлита образуют соответственно высший и низший слои общества. Представители низов, наиболее одаренные из них, «поднимаются вверх», пополняя ряды правящей элиты, члены  которой в свою очередь, деградируя, «опускаются вниз», в массы. Здесь  обнаруживается идейное родство  концепции Парето с концепциями  Тарда, Лебона, Моски: деление общества на изобретателей и подражателей (Тард), на вождей и толпу (Лебон), на господствующий и подчиненный классы (Моска).
Происходит циркуляция, или  круговорот, элит — процесс взаимодействия между членами гетерогенного  общества, которое представляется Парето в виде пирамиды с элитой на ее вершине. Элиту характеризует высокая  степень самообладания и расчетливости, умение видеть слабые и наиболее чувствительные места в других и использовать их для своей выгоды, в то время  как массы обычно запутываются в  сетях эмоций и предрассудков. Это  оправдывает «разделение общества на две части. Те, в ком преобладает  знание, управляют и руководят  теми, в ком преобладают чувства, так что в конце концов их действия оказываются энергичными и мудро  направляемыми».
Парето указывает на два  главных качества управляющих: умение убеждать, манипулируя человеческими  эмоциями, и умение применять силу там, где это необходимо. Эти способности  являются взаимоисключающими. Правительства  правят, либо применяя силу, либо при  помощи соглашательства и уговоров. «Согласие и сила являются инструментами  управления на всем протяжении истории».
Парето развивает идею об управлении массами путем манипулирования  их чувствами при помощи идей, подчиняющих  массы интересам правящих классов. «Политика правительства тем  эффективнее, чем успешнее оно использует эмоции». Искусное применение этого  принципа может, по Парето, объяснить  любой политический успех. Ибо в  ходе политической истории быстро обнаруживается, что одних методов убеждения  недостаточно, чтобы правящий класс мог сохранить власть. Он должен уметь вовремя применить силу. Поэтому обличительная критика Парето направлена против сентиментальных идеологий либерализма с их проповедью гуманности, компромиссов и т. п. Будучи неспособной применить силу, правящая элита деградирует и вынуждена уступать свое место другой, обладающей большей решительностью и способной прибегнуть к насилию. «История является кладбищем аристократии». Ключ к объяснению взлетов и падений правящих классов, их возвышения и упадка находится, согласно Парето, во взаимоисключающем характере двух типов правления.
Механизмом, посредством  которого происходит обновление правящей элиты в мирное время, является социальная мобильность. Чем более «открыт» правящий класс, тем крепче его «здоровье», тем более он способен сохранить  свое господство. Чем более он замкнут, тем сильнее тенденция к упадку, «правящий класс обновляется  не только численно, но и, что гораздо  важнее, качественно, путем пополнения своих рядов из низших классов. Они  приносят с собой энергию и  пропорции «остатков», необходимые  для удержания власти. Правящий класс  восстанавливается, и своих наиболее разложившихся членов» .
За исключением полностью  замкнутой элиты, становящейся кастой, правящая элита обычно находится  в состоянии постоянной медленной  трансформации. Если циркуляция элит происходит слишком медленно, в высших слоях  скапливаются элементы, олицетворяющие бессилие, разложение и упадок. Эти  слои теряют психические качества, обеспечивающие их элитарное положение, и пасуют перед необходимостью применить  насилие. Среди низших же слоев возрастает число индивидов, обладающих качествами, необходимыми для управления обществом. Они способны захватить власть при  помощи насилия. Однако новый правящий класс в свою очередь со временем трансформируется в бессильный, загнивающий  и утрачивает способность управлять. Вновь окрепнуть он может, либо черпая силы из низших классов, либо уничтожая  физически разложившихся, ставших  ненужными членов элиты. Если же, несмотря на эти меры, в низших классах  скапливаются индивиды, превосходящие своими достоинствами высшие классы, наступает эпоха революции, смысл которой, по мнению Парето, состоит в обновлении состава правящей элиты, пополнении необходимых для управления психических сил и восстановлении таким образом общественного равновесия.
Циклы подъема и упадка, возвышения и падения элиты являются, по убеждению Парето, необходимыми и неизбежными. Чередование, колебание, смена элит являются законом существования  человеческого общества. Что лежит  в основе этого закона? Паретовская теория исходит из утверждения, что круговорот элит происходит вследствие чередования в них «остатков» первого и второго классов. Каждой элите соответствует определенный стиль правления. Инстинкт «комбинаций» обусловливает использование убеждения и обмана, хитроумных средств одурачивания масс, введения их в заблуждение. Инстинкт «постоянства агрегатов» обусловливает противоположные качества правителей. Они агрессивны, авторитарны, склонны к применению насилия, подозрительно относятся к манипулированию, маневрированию и компромиссам. Если первый тип правителей живет только настоящим, то второй устремлен в будущее. Правители фабрикуют идеалы, светские и религиозные, их цели простираются далеко вперед. Посвящение индивида служению обществу, подчинение индивидуальных интересов общественным, мужество и постоянство в следовании этим идеалам — таковы характерные личностные черты и духовные ценности этого типа правителей. Правителей, у которых преобладают «остатки» «комбинаций», Парето называет «лисицами», а тех, у которых преобладают «остатки» «постоянства агрегатов», — «львами». «Лисицы» — символ хитрости, коварства, вероломства; «львы» — символ силы, упорства, непримиримости, мужества.
В области хозяйственной  и финансовой деятельности «лисицам»  и «львам» соответствуют типы «спекулянтов» и «рантье». «Спекулянт», согласно Парето, — прототип бизнесмена, ловкого воротилы, комбинатора, предпринимателя, стремящегося к наживе. Он погружен в рискованные комбинации, не знает  угрызений совести, добивается успеха любой ценой. «Рантье» — его полная противоположность. Это робкий вкладчик, живущий на фиксированные доходы, боящийся ступить шаг, чтобы не повредить своему капиталу и не пострадать самому. Преобладание в обществе «рантье» — свидетельство стабилизации общества, переходящей затем в загнивание. Преобладание «спекулянтов» предопределяет развитие в социальной и экономической жизни.
Чередование экономических  и политических циклов связано в  концепции социального равновесия Парето с циклами духовного производства — интеллектуального, религиозного, художественного и т. п. Здесь  происходит ритмическая смена периодов веры и скептицизма, в основе которых  в конечном счете лежат «остатки»  первого и второго классов. Когда  в психике индивидов усиливаются  «остатки» первого класса и соответственно ослабевают «остатки» второго класса, изменяется пропорция «остатков» в  определенных социальных группах. Такие  группы недовольны окружающей действительностью, критически относятся к существующим порядкам и господствующим ценностям. Стремясь создать свои научно обоснованные и логически выдержанные теории и программы, они считают это  расчищением пути разуму, освобождением  от предрассудков. Но когда эти псевдоинтеллектуальные теории одержат верх, в обществе неизбежно возникнет противоположное  течение духовной жизни. Индивиды, в  которых усилились чувства «постоянства агрегатов», критикуют показную логичность и разумность новых теорий, выискивая  в них ошибки и несоответствия. Так возникают антиинтеллектуальные, интуитивистские и мистические  теории, постепенно вытесняющие позитивизм и рационализм.
Теория «круговорота элит», подобно теории общественной активности, строилась Парето не на основе анализа  общественных отношений и социальных институтов, а на основе исследования врожденных биопсихических свойств  индивидов. Первичными в его концепции  власти являются личностные черты правителей, которыми они обладали еще до того, как заняли элитарное положение  в обществе. Пытаясь поставить  вопрос о соотношении биологической и социальной дифференциации, Парето считал, что капиталистическая экономика в условиях, благоприятствующих ее развитию, предоставляет простор для свободного продвижения в верхи общества лучших его представителей и воспроизводства его структуры в соответствии с биопсихическими качествами индивидов. Итальянский социолог не предполагал, что обладание необходимыми для управления личностными качествами — лишь одно из условий возникновения института господства, притом не главное и не решающее. В действительности же конкуренция регулируется институтом капиталистической частной собственности. Индивиды вступают в борьбу, уже будучи включенными в определенную систему общественных отношений, обладая преимуществами, обусловленными положением, занимаемым ими в обществе. Главный фактор политического успеха и отбора «лучших» из числа претендентов на власть — сила тех политических классов и группировок, которые стоят за этими претендентами.
Политические, идеологические и экономические изменения в  обществе не являются простым следствием изменений в личном составе правящего  меньшинства, как считал Парето. Процесс  «циркуляции элит» в действительности выражает глубокие общ
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.