На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тоталитарное государство

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
АЛТАЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА 
 

Регистрационный № _______

«____» _____________ 200 __г. 
 

Курсовая  работа

 
 
 
    по дисциплине              Теория государства и права
    Тема работы                  Тоталитарное  государство 
     

                     Выполнил студент _______ группы

____________________ факультета
__________________________
                     фамилия
__________________________
                          имя, отчество
                             Домашний адрес ________________

                  _____________________________________

                             Телефон____________________________ 

                             Научный руководитель
__________________________
                   ученая степень, звание
__________________________
                   фамилия, имя, отчество

                     Оценка _______________________

«____» ________________200 ___ г. 

                                               Подпись___________________ 
 
 
 
 
 

Барнаул 2007 

Содержание

Введение

 
     Актуальность  выбранной темы заключается в  следующем: для тоталитарного государства свойственна идеология, ведущая к великой цели, ради которой общество мобилизуется, в демократическом обществе, идеологическая основа направлена на развитие отдельной личности, что заставляет государство стараться создать благоприятные условия для каждого человека. В этом заключается его созидательная сущность. Тоталитарное государство в своей основе закладывает разрушающий элемент, следует нетерпимости тоталитарной идеологии к обществам другого типа, все они должны с точки зрения тоталитарной идеологии быть уничтожены, так как это самое простое и кажущееся физически исполнимая цель, это идеи мировой революции, арийского мира и т.д. Таким образом, тоталитарное государство противопоставляет себя всем остальным и ведёт с ними борьбы, как непосредственную, так и холодную (на другом уровне, например на экономическом).
     Практическая  значимость работы заключается в  том, что она может быть использована как  в качестве основного, так и в качестве дополнительного материала при подготовке к практическим и лекционным занятиям по теории государства и права.
     Цель  работы: изучение тоталитарного государства, как особого типа государства  с присущими только ему особыми  чертами и признаками.
     Основные  задачи работы: рассмотреть что такое  «форма государства», рассмотреть что  такое тоталитарный режим, рассмотреть  сущность и основные черты тоталитарного  государства.
     В качестве основных методов исследования предполагается использование описательного метода, императивного метода,  а также в этой связи является очевидной необходимость обращения к принципам историзма.
     Работа  имеет следующую структуру:
     Глава 1. Понятие политического режима.
      Форма государства
      Понятие тоталитарного режима
         Данная  глава подробно описывает такое  понятие как «политический режим», что представляет из себя, структурным  элементом какой системы является. Более подробно раскрывается понятие  «тоталитарный режим», поскольку  его определение имеет непосредственное отношение  к исследуемой теме: «Тоталитарное государство»
         Глава 2. Сущность и основные черты тоталитарного  государства.
         2.1.Возникновение  и развитие тоталитарного государства
         2.2. Понятие и основные черты тоталитарного  государства
         2.3. Структура тоталитарного государства
         Данная  глава предполагает рассмотрение  такого вопроса как сущность и  основные черты тоталитарного государства. Прежде всего, рассматриваются истоки идей о тоталитарном государстве,  а также причины возникновения тоталитарного государства. Раскрывается понятие «тоталитарное государство», описываются основные черты, присущие тоталитарному государству, раскрывается структура тоталитарного государства, в том числе и социальная структура. Рассматривается структура тоталитарного государства на примере СССР. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава 1. Понятие политического  режима

1.1. Форма государства

 
     Форма государства - одна из важнейших категорий  понятийного аппарата теории государства  и права. Она в значительной степени  обусловлена сущностью государства и непосредственно связана с главным вопросом политики - вопросом об организации государственной власти, ее устройстве. Можно сказать, что форма государства - это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Нетрудно заметить, что все перечисленное затрагивает наиболее важные стороны жизнедеятельности (функционирования) государства. Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. Форма государства, так или иначе, зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.1
     Форма государства - это способ организации  политической власти, охватывающий форму  правления, форму государственного устройства и политический режим.
     В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п. Например, в Англии в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная (конституционная) монархия, в России в силу многонационального состава населения и огромных территорий больше предпосылок для федеративного устройства государства.
     Основными составляющими данной категории являются такие понятия, как "форма правления", "форма государственного устройства" и "политический режим". Только раскрыв содержание каждого из этих понятий, можно получить представление о том, что же такое форма государства.
     1)форма  правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
     2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные;
     3) политический (государственный) режим  - представляет собой систему  методов, способов и средств  осуществления государственной  власти. В зависимости от особенностей  набора данных приемов государственного  властвования различают демократический  и антидемократический политические (государственные) режимы.
     Таким образом, форма государства - это  его структурное, территориальное  и политическое устройство, взятое в единстве трех вышеназванных составляющих.
     Политический  режим представляет собой совокупность методов и приемов осуществления политической власти, определенную форму осуществления государственного властвования. Эта категория помогает уяснить, как, какими способами и методами власть управляет обществом, взаимодействует с другими структурами (элементами) политической системы, наконец, каково отношение власти к своим гражданам. Политический режим дает ответ и на вопросы о том, какова мера использования демократических, правовых методов в соотношении с методами давления или даже с неправовыми методами; каково отношение государства к демократическим свободам в обществе, к основным правам граждан. В современных условиях особенно важно, с помощью каких приемов и методов государство стремится снять социальное напряжение, разрешить те или иные конфликты в обществе.
     Политический  режим - категория более широкая  по отношению к государственному режиму. Последний представляет собой  основной элемент политического  режима и включает методы осуществления  политической власти органами, образующими  механизм государства.
     Основные  формы политического режима - демократический, авторитарный и тоталитарный.
     При демократической форме политического  режима обеспечиваются законность, выборность высших органов государственной  власти, соблюдаются элементарные права  и свободы, действуют легальные партии, профсоюзы, другие общественные организации.
     Требование  законности, т.е. неуклонного исполнения норм права, было выдвинуто буржуазией в период ее борьбы за политическое господство в качестве важнейшего принципа демократического правления. Буржуазные конституции ликвидировали сословные и феодальные привилегии, провозгласили гарантии свободы личности, установили основы парламентаризма, новой судебной системы. Посредством права государство провозгласило формальное равенство всех перед законом, закрепило такие принципы, как разделение властей, верховенство закона, независимость суда и подчинение его только закону, положение о том, что нет преступления и наказания, не предусмотренных в законе, ввело целый ряд прогрессивных демократических институтов (свобода забастовок, всеобщее избирательное право и т.д.).
     Основные признаки демократического режима:
     обеспечение (гарантированность) широкого спектра  демократических прав и свобод в  обществе (в том числе свободы  слова) и признание приоритета прав личности; равенство наций; демократические (преимущественно путем свободных выборов) способы формирования высших органов государственной власти; обеспечение подлинного народовластия (гарантии широкого участия населения в формировании органов государственной власти и осуществления контроля за их деятельностью); конституционное разделение властей как совокупность государственно-правовых институтов, регулирующих в процессе осуществления единой и неделимой государственной власти взаимоотношения высших органов власти (структурные связи, распределение предметной компетенции, средства взаимного воздействия друг на друга); демократические принципы функционирования механизма государственной власти; определенный уровень гласности в работе государственного аппарата; обеспечение режима законности; независимость судебной власти; наличие механизма ответственности государства перед своими гражданами и личности перед государством; ответственность (в том числе юридическая) должностных лиц; политический плюрализм и идеологическое многообразие; учет интересов меньшинства при принятии государственных решений; реальное обеспечение многопартийной системы и независимости средств массовой информации; признание многообразия форм собственности и их защита. В современном демократическом государстве признается приоритет международно-правовых норм.2
       В качестве характерных признаков  авторитарного политического режима  можно выделить: отстранение граждан  от участия в формировании  высших органов государственной  власти; вождизм; жесткое централизованное управление государственными делами, по существу, тотальный контроль государства над обществом; существенное ограничение провозглашенных демократических прав и свобод личности; отсутствие реального механизма обеспечения даже формально провозглашенных прав и свобод; преимущественное действие системы устрашения и запретов в общественной жизни (нередко создание чрезвычайных судов); произвол, незаконные репрессии, идеологическое подавление всех, нелояльно относящихся к правящему режиму; грубые нарушения прав человека; фактически бесправное положение граждан; обеспечение власти одной правящей партии с одновременным запретом других партий (не лояльных правящему режиму); возрастание роли карательных функций государства.
     Установление  авторитарного режима проявляется в отходе правящих кругов от принципа верховенства парламента, в нарушении режима законности, в преследовании борцов за демократические права, в нарушении прав человека; в стремлении правящих кругов ликвидировать (урезать) завоевания демократических сил, сохранить все прежние и насадить новые антидемократические институты. Принимаются законы, ограничивающие права граждан и их объединений. Как правило, подобные законы противоречат нормам, закрепленным в конституциях.
     Под воздействием факторов, влияющих на функционирование государственной власти (политических, экономических, международных и др.), политические режимы могут трансформироваться, приобретая или, наоборот, утрачивая те или иные признаки основных форм политического режима. В зависимости от этого различаются и некоторые другие формы политического режима. Так, разновидностями авторитарного режима являются деспотия и тирания - единоличная власть верховного правителя (деспота, тирана), не ограниченная законами и основанная на произволе и использовании преимущественно насильственных методов управления.
     В качестве разновидности политического  режима можно выделить тоталитаризм и его советскую форму - административно-командный  режим. В политико-правовом значении тоталитаризм как форма политического режима характеризуется доминирующим положением государства по отношению к праву, неограниченной властью (по существу, тотальным контролем) государства над обществом и личностью, внеправовыми методами осуществления власти, подавлением прав и свобод граждан и их объединений, диктатурой одной политической партии, идеологическим давлением на массы, преследованием инакомыслящих, опорой на милитаризацию государственной машины, полицейский аппарат и т.д
 

1.2. Понятие тоталитарного  режима

 
     Определяемый  в самой общей форме тоталитаризм означает подчинение части — индивида целому — государству, всеобъемлющий контроль со стороны власти над личностью, ее сознанием с целью формирования угодного типа человека, управление обществом на основе определенной идеологической доктрины.
     Спецификой  тоталитаризма не является диктаторский характер власти, ее «суверенитет»  по отношению к народу (в этом отношении он не отличается от авторитаризма), и даже не полнота регламентации  поведения и контроля за деятельностью  индивидов-членов организации, как это имеет место в некоторых армиях, а претензия на управление сознанием людей, контролирование или программирование их ценностных ориентации и образа мыслей.3
     Представляя собой один из способов организации  власти, тоталитаризм, равно как и однопорядковые с ним понятия демократии и авторитаризма, характеризует различные, в том числе и более низкие по сравнению с государством, уровни общественной организации. Возможны, например, тоталитарная политическая партия или же религиозная секта. Конечно, свое наиболее полное выражение тоталитаризм находит на уровне всего государства, обладающего суверенной властью.
     Тоталитаризм, как и демократия, — это преимущественно нормативное понятие, обосновывающее и (или) отражающее социальный идеал, который нигде и никогда в полной мере не был реализован. В более или менее полном, завершенном виде тоталитаризм как определенная социальная система представлен в основном лишь в литературных тоталитарных антиутопиях. В реальности же даже в считавшихся классическими примерами тоталитаризма сталинистском и национал-социалистическом государствах власти не удавалось обеспечить полный контроль за гражданами и целиком устранить индивидуальную свободу.
     Поэтому тоталитаризм как понятие отражает прежде всего хотя и различную, но весьма высокую степень контроля государства (и стоящих за ним групп и организаций) над гражданами, их политическим сознанием и поведением. Причем в том случае, когда власти удается осуществлять такой институционально закрепленный контроль над большинством населения, есть основания говорить о тоталитарном государстве (причем степень тоталитарности даже таких государств может быть различна). Если же основная часть граждан все же сохраняет определенную автономию и свободомыслие, то речь может идти о «предтоталитаризме» — тоталитарных тенденциях или устремлениях властей, но не о тоталитаризме как государственном строе. Очевидно, что грани между тоталитаризмом и предтоталитаризмом подвижны и часто трудно уловимы, однако они существуют и могут быть определены эмпирически.
     Тоталитарный  режим. Термин "тоталитаризм" (от латинского totus - весь, целый, полный) был  введен в политический оборот идеологом  итальянского фашизма Дж. Джентиле в начале XX в. В 1925 г. данное понятие  впервые прозвучало в итальянском парламенте. Его использовал лидер итальянского фашизма Б. Муссолини. С этого времени начинается становление тоталитарного строя в Италии.
     В каждой из стран, в которых возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, которые присущи всем формам тоталитаризма и отражают его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии.
     Установление  тоталитарного политического режима приводит к существенному ограничению  демократических прав и свобод, к  запрещению прогрессивных партий и  организаций, что свидетельствует, по существу, о ликвидации режима законности и демократии.
     Основными характеристиками тоталитарного политического  режима являются следующие:
     государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;
     монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;
     государственная власть формируется бюрократическим  способом, по закрытым от общества каналам, окружена "ореолом тайны" и  недоступна для контроля со стороны народа;
     доминирующим  методом управления становится насилие, принуждение, террор;
     господство  одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с  государством, запрет оппозиционно настроенных  сил; права и свободы человека и гражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют четкие гарантии их реализации;
     фактически  устраняется плюрализм; централизация  государственной власти во главе  с диктатором и его окружением; бесконтрольность репрессивных государственных  органов со стороны общества и т.д.
     Особой  разновидностью тоталитарного режима выступает фашистский режим, который  можно рассматривать как своего рода радикальный тоталитаризм. Фашизм отличает агрессивная, крайне националистическая идеология, сочетание социальной демагогии и карательных методов осуществления власти, тотальный контроль государства над личностью, милитаризация общественной и государственной жизни, наконец, вождизм как основной принцип властвования. Странами, где впервые возникли фашистские организации, были Италия и Германия. Фашизм в Италии был установлен в 1922 г. Для итальянского фашизма характерным было стремление к возрождению великой Римской империи. Фашизм в Германии утвердился в 1933 г., целью которого было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская.
     Тоталитарный  политический режим фашистского  типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости  сильной, беспощадной власти, которая  держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
     Советская форма тоталитарного режима отличается административно-командными методами руководства обществом: закрепление  руководящей роли (а по существу признание диктата) партии в политической системе общества; примат интересов государства над интересами личности и отсутствие какой бы то ни было ответственности государства перед личностью; отсутствие системы гарантий обеспечения прав и свобод граждан; засилье командно-бюрократических рычагов управления во всех сферах общественной жизни (в том числе экономике); огромные привилегии многочисленной армии чиновников; наличие политической цензуры, ограничение независимости средств массовой информации, преследование лиц, нелояльно относящихся к режиму; и при этом политическая демагогия, культивирование (навязывание) единой государственной идеологии, идеи о единстве интересов государства и личности.4
     В современных условиях правящие круги  государств с антидемократическими режимами для поддержания своего господства идут на изменение установленных правовых норм, прибегают к неправовым, насильственным методам, нарушая даже элементарные права человека; в опасных ситуациях прибегают к политическому шантажу, репрессиям и террору, к прямому подавлению демократического движения. В этих условиях авторитарные режимы используются для прямой военной расправы с прогрессивными силами, проявляет себя неофашизм, несущий опасность развязывания новой мировой войны.
     В современных демократических государствах не существует "монополии" на политическую власть. Наблюдается своего рода "распыление" власти, другими словами, относительно равномерное распределение ее между различными политическими силами: партиями, объединениями, группами. Эти силы, участвуя в политической жизни, оказывают в той или иной степени давление на властные структуры (парламент, правительство), которые в силу этого не могут не проводить политику с учетом интересов различных социальных слоев общества. Социально ориентированные государства, используя демократические методы государственного властвования, стремятся утвердить в обществе отношения социальной справедливости, создать эффективный механизм обеспечения прав и свобод личности, ее защищенности от беззакония и произвола. По пути строительства и укрепления правового государства идет и Россия: современное российское государство стало членом Совета Европы, российское законодательство постепенно приводится в соответствие с международными правовыми стандартами, признающими приоритет прав и свобод личности по отношению к другим ценностям цивилизованного общества.

1.3. Основные формы  тоталитарного режима  в ХХ веке

     Западные  правоведы различают два варианта тоталитаризма: праворадикальный (фашистский и национал-социалистский) и левоэкстремистский, возникший как результат «термидорианского переворота», произведенного в революционной России Сталиным и связанный с идеологией сталинизма. Ханна Арендт (США) в работе «Истоки тоталитаризма» (1951), анализируя особенности тоталитарных режимов, обращает внимание на две системы — нацистскую и советскую. Представители Франкфуртской школы часто связывали тоталитаризм с социализмом и заявляли, что введение слова «социализм» в название гитлеровской партии вполне закономерно.
     Подобные  высказывания требуют уточнения. Прежде всего, относительно двух «вариантов» и «систем» тоталитарного режима. Как уже отмечалось, тоталитаризм — целостная социальная система, и искать в его рамках отдельные системы неправильно. Надо различать не две системы, а две основные формы тоталитаризма — праворадикальную и леворадикальную, и уже в этих рамках исследовать различные варианты тоталитаризма. Праворадикальная (фашистская) форма тоталитаризма возникла в период общего кризиса капитализма. Общими чертами фашизма являются открытая террористическая диктатура, опирающаяся на милитаризацию всех сфер жизни, подавление демократических свобод и прогрессивных общественных движений. Фашистский государственный аппарат проникнут духом вождизма. В основу идеологической концепции фашизма положены воинствующий антикоммунизм, шовинизм и расизм, а также спекуляция на нуждах масс, страдающих от последствий экономического кризисного развития общества. Впервые фашистский режим установлен в Италии (1922), затем в Германии (1933), а впоследствии в ряде стран Европы и Японии.
     Левоэкстремистский (коммунистический) тоталитарный режим, который в западной социологии называют «сталинским», является советским вариантом тоталитарного строя. Необходимо различать самые разные социальные образования, имеющие ряд «социалистических признаков»: среди них «государственный социализм», получивший распространение в СССР, странах Восточной Европы, Азии, на Кубе, и противоположный ему социал-демократический вариант «демократического социализма», существующий, в частности, в Швеции. Если первый вариант социализма непосредственно связан с левоэкстремистским тоталитаризмом, то второй ничего общего с тоталитаризмом не имеет, являясь вариантом буржуазного демократического общества. В связи с этим возникает вопрос о сущности государственного социализма и его непосредственной связи с «левоэкстремистским» тоталитаризмом. Суть государственного социализма заключается в наличии социальной отчужденности человека. В политической сфере отчуждение проявляется в отстранении трудящихся от власти и установлении всевластия бюрократического партийного и государственного аппарата, спаянного с охранно-репрессивной системой. В экономической сфере речь идет об отчуждении человека труда от средств производства путем чрезмерного огосударствления промышленного производства, природных богатств, земли, милитаризации экономики и установления бюрократических методов управления производством, обменом и распределением материальных благ. В духовной сфере отчуждение проявляется в установлении государственной идеологии в качестве господствующей мифологии и в «люмпенизации» личности.
     Советский тоталитаризм прошел известные этапы  возникновения, утверждения и развития. В связи с этим возникает вопрос об источниках тоталитаризма в Советском  Союзе. Они коренятся в исторических условиях развития нашего государства. Авторитарные тенденции и режимы были характерны для России как для евроазиатской страны на протяжении периода от Ивана Грозного до Николая I. Наряду с историческими условиями сыграли свою роль его географическое расположение и уровень культуры многонациональной империи. На путях перехода от тоталитарного к демократическому режиму для России, как и для других бывших социалистических стран, требуется такая форма авторитарной власти, которая бы не являлась синонимом диктатуры и допускала элементы демократии. Сильная политическая власть в форме президентской в условиях перехода от тоталитаризма к демократии ничего общего не имеет с насилием, между которыми, как отмечал Г.В. Плеханов, «лежит глубокая пропасть».
     Настоящая сила — это не власть, основанная на насилии, а эффективная организация общества, опирающегося на правовое государство, силу закона, авторитет личности в гражданском обществе. Такова, на наш взгляд, магистральная дорога развития всего человечества, важнейшей чертой которого является формирование новой цивилизации, в центре которой стоял бы человек, как мера всех вещей, как основная ценность социального прогресса, как самоцель исторического развития современного мира.5
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.