На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Организация криминологических исследований

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Стерлитамакский филиал
Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Башкирский государственный университет»
 
 
 
 
Кафедра Уголовного  права и процесса
 
 
 
 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
 
по дисциплине: «Криминология»
 
на тему: «Организация криминологических исследований»
Вариант 11
 
 
 
 
 
 
          Выполнил: студент II курса ОЗО-22
          № зачетной книжки  201011
                Группа:  22
               Кагарманова А.И.
 
          Проверила: д.ю.н., проф.,
          Хисматуллин  Р.С.
 
 
 
 
Стерлитамак, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3-4
1. Криминологическое исследование: понятие, цели и задачи…………….....5-7
2. Этапы и программа криминологического  исследования………………….7-11
3. Основные методы криминологического  исследования………………….11-15
4. Решение задачи…………………………………………………...………...….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….17-18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...19
 


ВВЕДЕНИЕ
 
 
Криминологическое исследование – изучение и познание законов и закономерностей развития такого комплексного негативного социального процесса, как преступность; причин и условий ее возникновения и развития, места и роли в этом процессе личности преступника, выработки оптимальных решений по предупреждению и профилактике.
Для успеха криминологического исследования его необходимо методически правильно  организовать. Основным обеспечивающим документом является план (рабочая  программа), в котором определяются цели и задачи исследования, объем  и методика его проведения, порядок  обработки информации, реализация итогов исследования. План (рабочая программа) необходим не только для планирования соответствующих работ с указанием  конкретных сроков и исполнителей. Одновременно он является творческим документом, позволяющим вести исследование целенаправленно, экономно и методически  правильно.
При разработке плана (рабочей программы) следует иметь в виду, что криминологическое  исследование, как правило, разделяется  на четыре последовательных этапа: подготовительный, пилотажное исследование, сбор эмпирического  материала и обработка, анализ результатов  и его подготовка выходных документов.
Содержание криминологии как науки - это исследование и оценка преступности, ее изменений, региональных и социально-групповых  различий, их оценка; исследование и  оценка процессов детерминации и  причинности соответствия преступности, ее изменений и различий; разработка рекомендаций по борьбе с преступностью, а также методологии и методики криминологических исследований.
Методология и методика любой науки  имеет важное значение, так как они всегда привязываются к предмету исследования и определяют надежность и достоверность его результатов.
Цель  работы: изучить организацию криминологических  исследований.
Задачи:
- рассмотреть  понятие, цели и задачи криминологического  исследования;
- изучить  этапы и программа криминологического исследования;
- выявить основные методы криминологического исследования.
При написании  контрольной работы были использованы: научная литература и материалы периодической печати.
 
 


    Криминологическое исследование: понятие, цели и задачи
 
 
Криминологическое исследование – изучение и познание законов и закономерностей развития такого комплексного негативного социального процесса, как преступность; причин и условий ее возникновения и развития, места и роли в этом процессе личности преступника, выработки оптимальных решений по предупреждению и профилактике.1
Задача криминологического исследования  – получение представительного материала, основанного на обнаружении глубинных, системообразующих связей между общественными отношениями.
Предмет криминологического исследования:
- преступность в целом как общественное явление;
- отдельные категории и виды преступлений;
- причины и условия преступлений на различных уровнях;
- личность преступника;
- проблема предупреждения преступности;
- проблема криминологического прогнозирования и планирования.
Объект криминологического исследования – территориальные единицы.
Пределы исследований определяются кругом задач в связи с борьбой  с преступностью. Структура любого исследования делится на методологический и организационный блоки.
В криминологическом исследовании имеют место сбор, анализ, обработка, интерпретация полученных сведений. При интерпретации материалов большое  влияние оказывает человеческий фактор.
Методологический блок программы  включает:
1) формулирование проблемы.
Проблема – дефицит информации, ощущение потребности в информации. Наиболее актуальными проблемами преступности являются наркомания, власть и преступность, коррупция;
2) определение объекта и предмета исследования;
3) определение целей и задач исследования. Целями, присутствующими в любых криминологических исследованиях, являются: реформирование организационной структуры; требование к финансированию какой-либо группы мероприятий; законотворчества и т. д. Цели в свою очередь подразделяются. Например, цель исследования – совершенствование законодательства, а оно делится на административное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное и иные отрасли права;
4) уточнение понятий;
5) формулирование гипотез – позволяет предположить то, что мы можем ожидать от исследования. Гипотеза позволяет избегать получения банальной информации;
6) разработка инструментария – реализация методов (опросов, документальных исследований, наблюдения, эксперимента).
Организация криминологического исследования состоит из следующих стадий:
1) создание авторского коллектива – подготовительный этап, включающий в себя:
а) изучение литературы и нормативно-правовых актов;
б) разработки инструментов;
в) сбор информации;
г) изучение статистики;
д) использование зарубежного опыта;
2) анализ собранной информации – исследовательский этап;
3) внедрение полученных результатов в практику – заключительный этап, включающий в себя:
а) выступления на конференциях, форумах;
б) законотворческую деятельность;
в) изменение организационной структуры.
Криминологическое исследование –  это один из видов социального  исследования в его широком понимании. Оно осуществляется с применением  всех методов использования общественных явлений. При этом учитываются особенности  предмета и содержания криминологии.
Поскольку криминология является социально-правовой наукой, в основу методики криминологических  исследований должно быть положено сочетание  социологических и правовых методов, так как  без этого нельзя выяснить значения и возможностей правовых мер в борьбе с преступностью, путей повышения их эффективности.
 
 
2. Этапы и программа криминологического  исследования
 
 
Качество и объём получаемой в процессе исследования криминологической  информации очень во многом обусловлены  организацией самого исследования. Структура  любого исследования делится на методологический и организационный блок. Поиск  нового должен быть строго ориентирован и, несомненно, должен быть целесообразным. Отсюда необходимость разработки программы, которая предполагает разбиение  этой структуры на ряд более мелких элементов. В криминологическом  исследовании наличествует сбор, анализ, обработка, интерпретация полученных сведений. При интерпретации материалов большое влияние оказывает человеческий фактор субъективности.
Криминологическое исследование носит  плановый характер, исследователь заранее  определяет характер и объём той  информации, получение которой необходимо, определяет её основные источники.2
Криминологическому исследованию предшествует подготовительный этап, а начинается оно с составления  программы и плана. Программа  исследования представляет собой научную  основу всех осуществляемых исследовательских  процедур на всех этапах исследования – сбора, обработки и анализа  полученной информации, с целью получения  в итоге теоретических и практически  реализуемых выводов. Программа  состоит из методологического и  процедурного разделов. В методологическом разделе программы формулируются:
    цель и задачи исследования;
    предмет и объект;
    гипотезы;
    ключевые понятия; описывается поставленная проблема, указываются источники информации
Процедурный раздел программы включает описание конкретных методов и техники  сбора, обработки и анализа информации, возможных выводов и рекомендаций, способов их реализации, а также  конкретный поэтапный план с указанием  исполнителей и сроков исполнения. К программе прикладываются список литературы и образцы методик, схем, диаграмм, анкет.3
Для выполнения программы составляется план криминологического исследования, определяются этапы его проведения, необходимые для проведения исследования мероприятия организационного характера, исполнители, средства материально-технического обеспечения.
В научном отношении программа  исследования должна содержать в  себе теоретическую основу, т. е. краткое  описание самой проблемы на основе анализа всего уже имеющегося комплекса научных знаний, теорий, обобщения результатов ранее  проведённых исследований, включающее выдвижение рабочих гипотез, т.е. научно обоснованных предположений, объясняющих  характеристики исследуемого объекта. Данные гипотезы должны соответствовать целям и задачам исследования, не противоречить общей его логике. На основе имеющейся программы исследования производится разработка методических документов (методического инструментария), с помощью которых осуществляется сбор информации (анкеты, программы интервью, программы изучения уголовных дел и пр.).
При проведении криминологического исследования, как правило, выделяются следующие  его этапы:
      Подготовительный этап криминологического исследования. 
           В содержание его входит прежде всего уточнение целей и задач исследования. Для этого, с одной стороны, необходимо выяснить, какие именно конкретные вопросы ставятся перед исследователем, а с другой – в какой мере эти вопросы ранее уже исследовались и какая при этом получена информация.
Следующим элементом исследования является конкретизация его задач. Этому служит разработка, формулирование так называемой рабочей гипотезы, т.е. предположение о наличии тех или иных ранее неизвестных характеристик и связей изучаемых явлений (преступлений, лиц, их совершивших, результатов правоохранительной деятельности и т.п.), о лежащих в основе этого статистических закономерностях. Задача исследования и будет заключаться в проверке рабочей гипотезы, ее подтверждении или опровержении.
Когда цель криминологического исследования конкретизирована, а задачи определены окончательно, возникает вопрос, где  и каким образом можно и  нужно провести исследование, чтобы  получить необходимую информацию. Исследователь, прежде всего, обращается к анализу  данных, ранее полученных другими  авторами. Лишь завершив эту работу, он приступает к определению объема и методики своего исследования, к  разработке рабочего инструментария (программы  наблюдения, опросные листы, анкеты и  т.п.).
      Проверка документации.
Оно преследует цель практической проверки подготовленных для сбора информации исследовательских документов, предполагает их возможную доработку и совершенствование.
      Сбор эмпирического материала и его обработка.
Сбор эмпирического материала  в процессе криминологического исследования осуществляется главным образом  с помощью заранее подготовленных программированных документов. Эта  работа может выполняться не только самим исследователем, но, по его  поручению, и другими лицами. Исследователь  должен позаботиться лишь о надлежащем инструктаже исполнителей относительно порядка и методики инструкциями (рекомендациями) по данному вопросу. Такие инструкции (рекомендации) могут  помещаться в самом бланке анкеты, опросного листа.
Заполненные документы программированного сбора информации проверяются на предмет полноты и качества. Не удовлетворяющие этим требованиям  документы отсеиваются, остальные  подлежат статистической обработке. Такая  обработка включает в себя сводку, группировку, составление таблиц с  использованием как абсолютных, так  и относительных величин, вычисление различного рода коэффициентов и  других обобщающих показателей.
4. Анализ результатов криминологического исследования и подготовка выходных документов. Это наиболее ответственный этап исследования, который предполагает творческий подход, соединение эмпирического материала с теоретическими знаниями. Собранный эмпирический материал подвергается всестороннему анализу. Особое внимание обращается на установленные статистическим анализом связи изучаемых явлений и тенденций их развития. Исследуются причины этих явлений, дается оценка их закономерного или случайного характера, формулируются выводы из проведенного анализа. Все эти вопросы отражаются в итоговом документе: справке или отчете.
Криминологическое исследование завершается  разработкой предположений по улучшению  деятельности государственных органов  или общественных объединений, в  компетенцию которых входит соответствующая  деятельность по предупреждению или  пресечению преступности. Результаты исследования могут послужить основанием для внесения предложений по совершенствованию  нормативного регулирования правоохранительной деятельности, использоваться в обучении кадров, в правовой пропаганде.
Криминологические исследования –  задача не только специализированных научных учреждений. Такие исследования могут и должны проводиться и  заинтересованными практическими  работниками правоохранительных органов. Вот почему овладение методикой  изучения преступности сотрудниками органов  внутренних дел является необходимым  условием повышения эффективности  их служебной деятельности.
 
 
3. Основные методы криминологического исследования
 
 
Систему методов криминологических  исследований образуют теоретические  и эмпирические методы. К теоретическим  методам относятся философские, логические, исторические, сравнительные  способы познания, системный и  комплексный подходы. Большинство  отечественных криминологов работает в рамках диалектико-материалистической парадигмы, изучающей явления в  развитии, движущим источником которого являются противоречия.4
Логические методы – это анализ и синтез, индукция, дедукция и др.
Системный подход требует рассмотрения изучаемых объектов в их целостности  и единстве многообразных связей с другими явлениями или процессами.
Комплексный подход как метод исследования заключается в использовании  достижений различных наук, привлечении  специалистов различных областей знаний.
В криминологических исследованиях  обязательно использование эмпирических методов: опросы населения (преступников, их жертв, иных лиц), тестирование, анализ уголовных дел, публикаций средств  массовой информации, уголовной статистики и других документов. Эмпирические методы, используемые в криминологии, подразделяются на социологические, психологические, статистические и математические.5
Рассмотрим основные методы криминологических  исследований, начав с методов  социологических, без применения которых  не обходится практически ни одно исследование.
Метод опросов - это самый распространенный и часто используемый метод, он подразделяется на анкетирование, интервьюирование, социометрический опрос.
Наиболее часто встречающимся  является анкетирование, анкетирование  это заочный опрос. Значит, для  проведения опроса надо составить соответствующую  программу, с которой мы должны ознакомить респондента (опрашиваемого). Отсюда необходимость  информации о том, как анкета составляется. Вопросы анкеты подразделяются на закрытые, открытые и полузакрытые в зависимости  от наличия или отсутствия подсказок. Подсказка это возможный вариант  ответа. Вопрос по общему правилу должен быть закрытым, какие называть варианты, ведь могут быть взаимоисключающие подсказки.  Подсказки должны формулироваться от менее вероятного, к более вероятному, это еще одно правило при формулировании подсказки. Подсказки также должны быть равной степени длины (респондент склонен выбирать самые короткие) и разной степени конкретности (респондент склонен выбирать самые абстрактные).
Вопросы делятся на прямые и косвенные; вопросы-фильтры, они отделяют одну часть респондентов от других, например, вы судимы? Да/нет, и на следующий вопрос например, могут отвечать только судимые; контрольные вопросы позволяют оценить степень искренности, достоверности, компетентности; вопросы-ситуации, они моделируют ситуацию и предлагают ее решить.
Анкета должна начинаться с обращения, как преамбула к анкете она  содержит три идеи:
а) актуальность проблемы;
 б) как заполнять анкету;
 в) гарантии конфиденциальности.
Вопросы должны идти от простого к сложному и от более деликатного к менее деликатному. Первый вопрос должен заинтересовать респондента.   
Интервьюирование - это очный опрос. Интервью как способ получения информации более надежен, чем анкетирование, т.к. можно контролировать ситуацию. Процесс подготовки интервьюеров, это сложный процесс, важную роль играют внешние данные - его респектабельность, умение вызывать эмоциональное доверие со стороны потенциального респондента, также необходимо обладать соответствующими знаниями.
Первая задача интервьюера - установить эмоциональный контакт.
Вторая задача - известная формализация интервью, определенный скелет. Могут  быть заданы уточняющие вопросы, расширяющие  те сведения, которые чел получил.
Третья задача - побуждение к искренности  респондента. Вызывается это не только располагающим видом, но и психологическими приемами, напр., подчеркнутая безликость психологическая интервьюера, он не должен высказывать свое мнение, он должен провоцировать опрашиваемого  на ответы по заданным вопросам. Ни в  коем случае интервьюер не должен высказывать  негативного отношения к высказываемому опрошенным, наоборот, всегда необходимо поощрять. Можно выражать только то, что непонятен ответ, нужны пояснения для разъяснения ответа.
В хороших исследованиях метод  интервью должен дополнять анкетирование, но надо помнить, что без интервью хорошее исследование невозможно.
Выделяются три вида интервью: формализованное, фокусированное, неформализованное (свободное). Формализованное интервью – самая  распространённая разновидность интервьюирования. В его основе лежит детально разработанный  вопросник (программа интервью), а  все действия интервьюера жёстко регламентированы соответствующей  инструкцией. Фокусированное интервью – менее стандартизированная  процедура, целью которого является сбор оценок, мнений по поводу конкретного  социального явления (например, преступности), его причин, последствий и пр. Свободное интервью отличается минимально возможной стандартизацией беседы интервьюера и респондента.
В криминологии используют и метод  изучения документов путем контент-анализа (то есть выделения ключевых признаков, их значений и последующего подсчета), публикаций СМИ, уголовных дел и других документов.
Другой метод – метод наблюдения – состоит в том, что сам  исследователь воспринимает и описывает  интересующие его факты, события, процессы, находясь вовне по отношению к  ним (простое) или будучи их участником (включенное наблюдение).
Метод экспертных оценок заключается  в получении мнений по поставленным вопросам научных и практических работников – специалистов в области  борьбы с преступностью.
Эксперимент – это научно поставленный опыт с целью проверки гипотез, поиска эффективных средств воздействия  на преступность. В криминологии использование  эксперимента ограниченно.
Из психологических методов  криминологи используют тестирование, то есть выяснение психологических характеристик личности путем постановки перед обследуемым задач, вопросов, на которые он должен дать ответы, и социометрию, то есть метрическое изучение эмоционально-психологических связей между людьми.6
Статистическое исследование включает наблюдение, сводку, группировку и  анализ. Статистическое наблюдение - учет и регистрация информации, может быть сплошным и выборочным. Выборочное исследование части явления (например: квартирных краж), чтобы быть таким же достоверным, как и сплошное наблюдение, должно отвечать научным требованиям репрезентативности и случайности. Массив выборки определяется на основе специальных таблиц или математических расчетов с тем, чтобы ошибка в результатах была не более 5%. Случайность выборки состоит в том, что заранее не определяется единица изучения, а обеспечивается равновероятное попадание в выборку любой и каждой единицы совокупности.
Сводка – это обработка первичных  данных, а группировка – это  распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся  между собой группы по тем или  иным признакам.
Группировки могут быть типологические (расчленение на однородные группы по количественным и признакам) и  аналитические (распределение по зависимости  между двумя или более разнородными группами, например, взаимосвязи между  преступлением и состоянием опьянения).
Использование различных методов в криминологическом  исследовании обеспечивает большой  объем и достоверность информации.
 
 
 
    Решение задачи
 
 
Задача:
В городе «А» в течение года зарегистрировано 5739 преступлений. Его население - 2873 тыс. человек, дети до 14 лет – 1502 тыс. человек. В городе «В» за этот же период зарегистрировано 2049 преступления. Население здесь составляет 1959 тыс. человек, дети до 14 лет – 943 тыс. человек.
Вычислите коэффициент преступности для каждого города в расчете  на 10 тыс. населения и определите, в каком из них он выше
 
 Решение  задачи:
Коэффициент преступности рассчитывается по формуле:
КП = (П х 10 000) : Н,
где П – абсолютное число учтенных преступлений; а Н – абсолютная численность всего населения.
КП А = (5 739 * 10 000) / (2 873 000 - 1 502 000) = 41, 86
КП в = (2 049 * 10 000) / (1 959 000 - 943 000) = 20, 17
Коэффициент преступности в городе «А» выше чем в городе «В» на 21,69 (41,86-20,17= 21,69), что свидетельствует о том, что в городе «А» более высокий уровень преступности.
 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 
Криминологическое исследование – изучение и познание законов и закономерностей развития такого комплексного негативного социального процесса, как преступность; причин и условий ее возникновения и развития, места и роли в этом процессе личности преступника, выработки оптимальных решений по предупреждению и профилактике.
Методология криминологического исследования зависит от предмета и объекта исследования, стоящих перед исследователем задач. Предмет криминологического исследования - закономерности поведения преступника, их детерминации, причинности, подверженности различным воздействиям, а объект – преступность в различных проявлениях и влияющие на ее явления, процессы, характер воздействия на преступность и последствия такого воздействия.
Для успеха криминологического исследования его необходимо методически правильно  организовать. Основным обеспечивающим документом является план (рабочая  программа), в котором определяются цели и задачи исследования, объем  и методика его проведения, порядок  обработки информации, реализация итогов исследования. План (рабочая программа) необходим не только для планирования соответствующих работ с указанием  конкретных сроков и исполнителей. Одновременно он является творческим документом, позволяющим вести исследование целенаправленно, экономно и методически  правильно.
При разработке плана (рабочей программы) следует иметь в виду, что криминологическое  исследование, как правило, разделяется  на четыре последовательных этапа: подготовительный, пилотажное исследование, сбор эмпирического  материала и обработка, анализ результатов  и его подготовка выходных документов.
Криминологическое исследование завершается  разработкой предположений по улучшению  деятельности государственных органов  или общественных объединений, в  компетенцию которых входит соответствующая  деятельность по предупреждению или  пресечению преступности. Результаты исследования могут послужить основанием для внесения предложений по совершенствованию  нормативного регулирования правоохранительной деятельности, использоваться в обучении кадров, в правовой пропаганде.
Криминологические исследования –  задача не только специализированных научных учреждений. Такие исследования могут и должны проводиться и  заинтересованными практическими  работниками правоохранительных органов. Вот почему овладение методикой  изучения преступности сотрудниками органов  внутренних дел является необходимым  условием повышения эффективности  их служебной деятельности.
 


СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
1.Антоян Ю.М. Криминология. Избранные лекции, Москва, Логос, 2004.- 213с.;
2. Долгова А. И. Криминология: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.- 912с.;
3. Есберген , Алауханов. Криминология. Учебник. – Алматы. 2008. - 429 с.;
4. Криминология: Учебник под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой. – М.: 1994. 348 с.;
5. Иванов А.К. Отечественная криминология: Курс лекций. – Саратов, 1996. 413с.;
6. Рябыкин Ф.К. Криминология и предупреждение преступлений: Учебное пособие. – М., 1993. 216 с.;
7.Кудрявцева  В.Н., Эминова В.Е.  Криминология: Учебник.-М.: Юристъ, 1997.- 512с.;
8.Новиченко А.С. Методологические основы познания преступности. –М.,1991.315с.;
9. Шнайдер Г.Й. Криминология: Пер. с нем./ Под общ. ред. И с предисл. Л.И. Иванова.- М.,1994.- 504с.
1 Долгова А. И. Криминология: учебник / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.- 30с.;
2 Кудрявцева В.Н., Эминова В.Е.  Криминология: Учебник.-М.: Юристъ, 1997.- 41с.;
3 Долгова А.И .Криминология. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.с53.
4 Новиченко А.С.Методологические основы познания преступности.–М.,1991.с. 48.
5 Антоян Юрий. Криминология. Избранные лекции, Москва, Логос, 2004. с.53;
6 Рябыкин Ф.К. Криминология и предупреждение преступлений: Учебное пособие. – М., 1993.с. 49;


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.