На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


отчет по практике Ознакомление со сферой деятельности ЗАО Тираспольский мясокомбинат. Налоговая и ценовая политика предприятия. Процесс управления капиталом. Инвестиции и инвестиционная деятельность. Виды денежных потоков, их анализ. Управления финансовыми рисками.

Информация:

Тип работы: отчет по практике. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Министерство просвещения ПМР
Приднестровский Государственный Университет им. Т.Г. Шевченко
Экономический факультет
Кафедра Финансы и кредит
Отчет по преддипломной практике
на примере ЗАО "Тираспольский мясокомбинат"

Выполнил: студентка эконом. фак-та
группы 54 ФиК з/о
Кочурка Ольга
Научный руководитель:
Карнилов А.Н.
Тирасполь, 2009г
Содержание
Глава 1. Ознакомление со сферой деятельности предприятия
1.1 Сфера деятельности предприятия. Организационно-правовая форма
1.2 Организационная структура и финансовое подразделение в ней
1.3 Информационное обеспечение
Глава 2. Налоговая и ценовая политика предприятия
2.1 Ценовая политика. Менеджмент цен. Зависимость цены от спроса
2.2 Равновесная рыночная цена. Базовая цена товара
2.3 Влияние конъюнктуры рынка на цены. Управление ценами
2.4 Процесс налогообложения
Глава 3. Процесс управления капиталом предприятия
3.1 Структура и цена капитала. Собственные финансовые ресурсы
3.2 Финансовый леверидж. Операционный леверидж
3.3 Дивидендная политика. Формирования операционной прибыли
3.4 Источники заемных средств
Глава 4. Инвестиции и инвестиционная деятельность
4.1 Процесс управления инвестиционной деятельностью. Анализ эффективности реального инвестирования
4.2 Формирование инвестиционного портфеля
Глава 5. Виды денежных потоков, их анализ
5.1 Виды денежных потоков, их анализ и формирование
5.2 Разработка платежного календаря
Глава 6. Процесс управления финансовыми рисками
6.1 Финансовые риски и методы их расчета
6.2 Механизмы нейтрализации финансового риска
Глава 7. Виды и процедуры банкротства
7.1 Виды, процедуры и диагностирование банкротства
7.2 Механизм финансовой стабилизации предприятия
Литература Введение
У ЗАО "Тираспольский мясокомбинат" давняя и славная история «кормильца» города. Правда, характеризовалась не только достижениями, но и провалами. Во времена экономической дестабилизации государство проявило себя неэффективным собственником, и дело дошло до продажи мясокомбината. Но и этим дело не закончилось.
Год рождения предприятия военный 44-й. В соответствии с решением Совнаркома СССР № 12120 от 5.06.1944г. о восстановлении мясной и молочной промышленности МССР, совет постановляет обеспечить восстановление мясокомбинатов г. Бельцы и г. Тирасполя. С каждым годом наращивался его производственный потенциал, рос объем выпуска продукции.
В 1947г. свое функционирование мясокомбинат начал с открытия пунктов забоя скота, также скот принимался от частных лиц.
В 1953г. произведена реконструкция с увеличением мощностей по производству мяса до 5 тонн; колбасных изделии - 1 тонна.
В 1964г. реконструированы холодильные емкости с одновременным хранением до 300 тонн мяса. Преобразованы морозильные камеры на однофазный метод мощностью 14 т. в сутки.
В 1966г. закончена реконструкция колбасного цеха. Его мощность увеличилась до 2.5 тонн в сутки, так же как и производство мяса (2.5 т).
В 1977г. введен в эксплуатацию и освоен механизированный участок по производству сухих кормов.
В 1983г. освоена линия переработки кости на костный жир и костную муку. Выведена на проектную мощность линия по выработке 2 т. пельменей в сутки без фасовки и упаковки.
В начале 90-х покупательная способность населения резко снизилась. Это негативно отразилось на финансовом положении предприятия. С каждым рыночным годом ситуация лишь усугублялась - сузилась сырьевая база, значительно возросла конкуренция за благосклонность потребителя между родственными предприятиями, которых на небольшом клочке земли, каковым является наша республика, оказалось слишком много при узком потребительском рынке.
Ликвидация системы плановых государственных закупок, разрыв хозяйственных связей поставили предприятия перед необходимостью самостоятельного поиска каналов реализации. Рост расходов на ремонт старых основных фондов, отсутствие средств на модернизацию, привели к росту удельных затрат на изготовление продукции, а следовательно, к увеличению цен. Спрос на готовую продукцию снизился существенно из за роста цен на нее, а также из-за жесткой конкуренции со стороны импорта. Предприятия были вынуждены пойти на резкое снижение объема выпуска.
Причины снижения объемов производства, а следовательно, и продаж, можно разделить на следующие группы:
· отсутствие внешних рынков сбыта продукции;
· невысокая емкость внутреннего рынка вследствие низкой платежеспособности потребителей;
· низкая конкурентоспособность продукции вследствие морального и физического износа оборудования;
· низкий уровень организации маркетинга и сбыта продукции.
Однако ситуация продолжала обостряться, поскольку росла кредиторская задолженность. И тогда панацеей от всех бед стала приватизация комбината. ЗАО "Тираспольский мясокомбинат" был акционирован и выставлен на продажу. В 2004 году его приобрело иностранное общество с ограниченной ответственностью «Лендер-групп». 100-процетный государственный пакет акций был реализован за 58 тыс. долларов. Однако обременения в виде кредиторской задолженности оказались немаленькими. Кроме того, в течение двух лет инвестор был обязан вложить в предприятие 650 тыс. долларов (150 тыс. было необходимо ввести для пополнения оборотных средств; 160 тыс. долларов на ремонт и реконструкцию основных зданий; 340 тыс. долларов - на модернизацию оборудования).
Предоставление своеобразной рассрочки инвестора и заинтересовало. Выполнены собственником обременения по вложениям в оборотные средства. Постепенно инвестируются средства в ремонт и реконструкцию оборудования. В конце 2006 года обновлена часть технологического оборудования по переработке мяса, закуплено 12 единиц. Увеличение объемов производства по различным видам продукции в сравнении с2004 годом составило от 2 до 7 раз.
От получения сырья до выпуска готовой продукции осуществляется жесткий контроль как внутренней ветеринарской службой, ГУ «РЦГиЭ». Проверки как плановые, так и внеплановые происходят постоянно. О высоком уровне свидетельствуют и дипломы республиканского конкурса «Приднестровское качество», проводимого Торгово-промышленной палатой Приднестровья.
Сбытом продукции занимается созданная дистрибьюторская структура «Карне М». ЗАО "Тираспольский мясокомбинат" развивает сеть внутренней торговли под запатентованной торговой маркой «Мясная лавка». В г. Тирасполе уже функционирует 7. Дилеры комбината реализуют колбасы, полуфабрикаты, консервы производства Тираспольского мясокомбината по всему Приднестровью.

Глава 1. Ознакомление со сферой деятельности предприятия

1.1 Сфера деятельности предприятия и организационно-правовая форма

Комбинат является закрытым акционерным обществом (ЗАО) и функционирует на основании Закона ПМР "О предпринимательской деятельности и предприятиях в ПМР", Закона ПМР "О собственности ПМР", Устава. Участниками общества являются граждане ПМР.

Основные виды деятельности комбината:

-заготовка и закупка мяса, переработка и реализация мяса и продуктов мясопереработки;

-заготовка и закупка скотосырья во всех секторах экономики ПМР;

-производство и реализация продукции общественного питания с правом открытия собственных столовых, кафе, ресторанов и других пунктов общественного питания;

-организация оптовой и розничной торговли, создание сети фирменных магазинов;

-экспортно-импортные поставки произведенной собственной и закупаемой продукции, продуктов питания, полуфабрикатов, сырья, товаров народного потребления;

-оказание услуг по хранению, переработке и реализации мяса и мясопродуктов;

-внешнеэкономическая деятельность;

-подготовка и проведение выставок, ярмарок, экспозиций, аукционов;

-заключение договоров аренды, услуг по хранению.

Общество имеет расчетный счет в банке, круглую печать со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), эмблему, штампы, бланки и другие реквизиты. Юридический адрес Общества: г. Тирасполь, проезд Монтажников, д.9

Имущество образуется за счет вкладов в уставной капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством.

ЗАО "Тираспольский мясокомбинат" осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в ПМР. Исполнительным органом является директор, назначаемый акционером, он же осуществляет организацию документооборота.

Общество самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и услуг, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.

1.2 Организационная структура предприятия и финансовые подразделения в ней

Организационная схема управления комбината представляет собой классическую линейно-функциональную структуру. Основные принципы построения управления следующие:

организационная структура соответствует стратегическим планам и обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой, а также достижению намеченных целей;

структура управления является бюрократической. Преимущества бюрократической структуры управления состоит в том, что в такой структуре четкое разделение труда, иерархическая соподчиненность сотрудников и органов управления;

децентрализация полномочий с тем, чтобы дать право нижестоящим руководителям самим принимать решения. Это необходимо в условиях быстро меняющихся факторах, высоким уровнем конкуренции;

комбинат делится на функциональные подразделения и происходит делегирование полномочий. Полномочия ограничены планами, правилами и распоряжениями.

Линейно-функциональная структура управления предполагает, что линейному управляющему в разработке конкретных вопросов и подготовке решений, программ, планов помогает специальный аппарат управления, состоящий из функциональных служб.

В условиях быстро меняющихся внешних факторов такая структура имеет свои преимущества:

оперативное принятие и выполнение решений;

личная ответственность каждого руководителя за результаты производственной деятельности;

профессиональное решение задач специалистами функциональных служб;

единство и четкость распорядительства.

На ЗАО «Тираспольский мясокомбинат» основная власть в принятии финансовых вопросов лежит на финансовом директоре, он контролирует деятельность финансовых отделов, анализирует полученные данные от отделов, подписывает нужные документы и предоставляет нужную информацию директору. Финансовому директору подчинены два отдела: бухгалтерия и экономическо-плановый отдел.

Бухгалтерия состоит из 4 должностей: главный бухгалтер, бухгалтер по материалам, бухгалтер-кассир, бухгалтер по зарплате, где главный бухгалтер обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности предприятия, его имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат.

Экономическо-плановый отдел состоит только из начальника планово-экономического отдела, осуществляющего работу экономического планирования на предприятии, направленного на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей эффективности работы предприятия. Осуществляет подготовку проектов текущих планов подразделениями предприятия по всем видам деятельности в соответствии с заказами потребителей продукции, работ (услуг) и заключенными договорами, а также обоснований и расчетов к ним. Участвует в разработке стратегии предприятия с целью адаптации его хозяйственной деятельности и системы управления к изменяющимся в условиях рынка внешним и внутренним экономическим условиям. Составляет среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес - планов) предприятия, согласовывает и взаимно увязывает все их разделы. Организует разработку проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги) с учетом спроса и предложения и с целью обеспечения запланированного объема прибыли, составление нормативных калькуляций продукции и контроль за внесением в них текущих изменений планово - расчетных цен на основные виды сырья, материалов и полуфабрикатов, используемых в производстве, сметной калькуляции товарной продукции. Обеспечивает подготовку заключений на проекты оптовых цен на продукцию, поставляемую предприятию.

1.3 Информационное обеспечение финансового управления

Информационно-управляющая система определяется как формальная система для выдачи администрации информации, необходимой для принятия решений. ИУС должна выдавать информацию о прошлом, настоящем и предполагаемом будущем. Она должна отслеживать все относящиеся к делу события внутри организации и вне ее. Общей целью ИУС является облегчение эффективного выполнения функций планирования, контроля, производственной деятельности и процесса управления в целом. Самой важной ее задачей является выдача нужной информации нужным людям в нужное время.

Информационное управление комбината максимально автоматизировано.

На ЗАО «Тираспольский мясокомбинат» не установлены новейшие ИУС. Бухгалтерия работает на базе программы «1С. 7.7 конфигурация». Данная программа позволяет значительно сократить трудоемкость бухгалтерского учета. База программы позволяет вести весь учет в целом. Легко можно увидеть все движения по складу, затраты на производство, банковские операции, касса и все операции с контрагентами. За счет того, что все проводки осуществляет программа, труд бухгалтерии облегчен, и это позволяет за кратчайшие сроки предоставить информацию руководителю предприятия. Так же благодаря программе бухгалтерия может предоставлять нужную информацию в плановый отдел, где уже анализируется данные и производиться планирование на следующий плановый период.

Для упрощения анализа деятельности комбината используется программа по обработке информации «Фин Эк Анализ» Программа «Фин Эк Анализ» - автоматизированная система комплексного финансово - экономического и управленческого анализа хозяйственной деятельности предприятия. С помощью программы проводится анализ финансового состояния предприятий и анализ хозяйственной деятельности.

На основании бухгалтерской отчетности программа формирует аналитические текстовые отчеты вместе с наглядными графиками и рекомендациями для улучшения финансового состояния. Важной особенностью программы является открытость используемых экономических расчетов для пользователей.

Глава 2. Налоговая и ценовая политика предприятия

2.1 Основы ценовой политики. Менеджмент цен

Ценовая политика является одним из наиболее важных и наиболее гибких инструментов маркетинга, во многом определяющим уровень сбыта продукции и формирующим представление о нем в глазах потребителей. Для покупателя цена, которую готов он уплатить, - это мера интенсивности его потребности, т.е. размера удовлетворения, которого он ждет. Для продавца цена, по которой он готов продать, - это мера издержек плюс прибыль, которую он надеется получить.

По словам директора мясокомбината Голованенко Сергея Венедиктовича, «с конца 90-х мы взяли за приоритет в своей работе качество продукции. И это принесло успех - потребители и эксперты оценили наши усилия. Но качество - это лишь один из параметров продукции, второй - цена. Добившись высочайшего качества, мы поставили перед собой задачу - довести колбасу до потребителя по минимальной цене. Я рад сообщить, что с конца октября мы начинаем снижение цен. Это означает, что, придя в магазин в первых числах ноября, вы сможете приобрести большинство колбас производства Тираспольского мясокомбината по ценам ниже, чем в октябре»

На сегодняшний день, Тираспольский мясокомбинат максимально старается снизить цены на свою продукцию и сдерживать обещания своего директора, но это очень сложно в условиях нарастающего кризиса и подъеме цен на ввозимое сырье. В данное время комбинат работает на местном сырье, что значительно увеличило цены на продукцию, так как местное сырье намного дороже. Несмотря на все сложности, «для выживания» в условиях кризиса, комбинат, для покрытия расходов, и во избежание остановки деятельности, постоянно снижает цены, так как значительно снизились доходы потребителей, а, следовательно, и их расходы. Поэтому чтобы привлечь покупателя необходимо заинтересовать его и качеством и ценой.

Еще одна причина для «игры цен»- жесткая конкуренция на рынки сбыта. Рынок сбыта- это территория Приднестровской Молдавской Республики, а на территории ПМР действует еще Протягайловский и Бендерский мясокомбинаты, а также множество колбасных мини цехов. Поэтому для дальнейшей деятельности предприятия необходимы маркетинговые изменения, а в свою очередь- дальнейшее завоевание рынка - Каменский район, где на данный момент поставки осуществляются лишь в несколько торговых точек. Поэтому с ноября месяца в оптовых прайс-листах Тираспольского мясокомбината появился еще один столбик «скидка 5 %» и эта скидка действует на всю приобретенную продукцию свыше 1000 рублей.

Так же цены зависят от место расположения потребителя. В таблице 1 приведена структура образования цен на продукцию Тираспольского мясокомбината:

Таблица 1 Структура образования цен

Фирменные магазины ТМК
оптовая цена+15%

Магазины других фирм

(находящихся в Тирасполе)
(оптовая цена+12%)+их наценка

Рыбницкий район

(для оптовых покупателей)

Оптовая цена+16%

Каменский район

(для оптовых покупателей)
Оптовая цена+17%

Днестровское направление

(для оптовых покупателей)
Оптовая цена+15%

В процентную наценку учитывается и все затраты на доставку до пункта назначения. В связи с тем, что кроме Тирасполя по территории ПМР больше нет фирменных магазинов, то жителям других районов приходится покупать продукцию по завышенным ценам, которые устанавливает оптовый заказчик продукции. Но для решения этой проблемы планировалось открыть в каждом районе по несколько фирменных торговых точек, но в связи с кризисом данное решение отложили до лучших времен.

Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Изменение спроса на товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса. Существует три основных типа взаимосвязей в системе цен:

1. Эффект дополнения - связь между ценами товаров, которые дополняют друг друга по своим потребительским свойствам. Как изменится, предположим, рыночная цена автомобиля, если повысится рыночная цена на бензин? Ответ можно получить через цепочку заключений:

-если повышается цена на бензин, то спрос на бензин падает;

-если спрос на бензин падает, то спрос падает и на дополняющий его товар, то есть на автомобили;

-если падает спрос на автомобили, то цена автомобиля снижается. Ответ следующий: цены на взаимодополняющие товары изменяются в противоположных направлениях.

2. Эффект замещения - связь между ценами товаров, которые замещают друг друга по своим потребительским свойствам. Такими товарами являются ,например, чай и кофе, чернильная и шариковая ручка, трамвай и троллейбус и т.д. В этом случае цены изменяются в одном и том же направлении:

-если повышается цена на кофе, то спрос на него снизится и переместится на заменяющий его товар - чай;

-если спрос на чай повысится, то повысится его цена.

3. Эффект дохода - связь между ценами независимых товаров через потребительские доходы. Доходы потребителей всегда ограничены, если потребитель при повышении цены тратит на данный товар большее количество денег, то у него остается меньшее количество денег для покупки других товаров. Почему? Например, повышается цена на продукты питания. Это - товары неэластичного спроса, и при повышении цены, люди все равно будут тратить больше денег. Поэтому на покупку других товаров у них остается меньше денег, спрос на них снизится и, соответственно, снизится цена.

Так как Тираспольский мясокомбинат не единственный комбинат своего рода деятельности в Приднестровье, то цена на его продукцию во многом зависит от спроса. А спрос в свою очередь от качества и цены. Известно, что назначение высокой цены может быть чревато потерей интереса к приобретению, а назначение низкой цены тоже может вызвать отрицательную реакцию, например, сомнение в качестве продукта или в умении и опыте предпринимателя. Таким образом, запрашиваемая цена должна определяет качество продукции в сознании покупателя. Поэтому Тираспольский мясокомбинат должен сохранить и качество и цены на достойном уровне, так как у покупателя есть возможность с легкостью выбирать товар, по вкусовому и ценовому критерию, в связи с высокой конкуренцией в Приднестровье.

2.2 Равновесная рыночная цена. Базовая цена реализации товара

Равновесная цена -- цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

цена, при которой спрос и предложение равны;

цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.

Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

Базовая цена - цена без учета скидки/наценки. Как правило, базовая цена реализации продукции предприятия почти всегда не равна рыночной цене, а уж тем более - равновесной. Каждый производитель определяет цену на свою продукцию индивидуально, проводя анализ собственных издержек и выбирая метод ценообразования. Существует, т.о. зависимость от нескольких факторов:

Денежное выражение текущих издержек производителя;

Запросы производителя по прибыльности его продукции: норма прибыли. В зависимости от выбранного метода она может определяться пропорционально полной или производственной себестоимости, матзатратам, стоимости обработки товара и т.п.

Факторы неопределенности в отношении изменения спроса и предложения.

Управление предприятием ценами/тарифами может быть представлено как процесс корректировки базовой цены в соответствии с целевыми установками производителя и рядом рыночных условий: спрос/предложение, цены конкурентов, ценовые ограничения госорганов.

Существуют методы для определения базисной цены:

Метод полных издержек при определении базовой цены заключается в следующем: К полной сумме затрат добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. В любом случае в надбавку включаются перекладываемые на покупателя косвенные налоги и таможенные пошлины. Преимущество метода: обеспечивает полное покрытие всех затрат и получение планируемой прибыли. Недостатки метода: Игнорируется эластичность спроса.
Определение базовой цены с помощью метода маржинальных издержек. Метод маржинальных издержек в установлении базовых цен на продукцию, производимую предприятием, заключается в следующем:
Ц = VC + (FC + )/Q (2.1)

Преимущества метода: Обеспечивает более широкие возможности ценообразования - полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли.
2.3 Влияние конъюнктуры рынка на цены. Управление ценами
Слово конъюнктура произошло от латинского ''conjungi'', означающего соединение, совокупность условий, ситуацию. Важнейшая задача любого исследования конъюнктуры состоит в установлении значимости, силы воздействия определенных факторов на формирование конъюнктуры, а также выявление ведущих факторов.
Первым таким фактором является производство. При разработке прогноза учитываются анализ динамики производства в целом, выясняются главные причины изменения объема выпуска. Рассматривается динамика производственных издержек, изменение численности занятого населения. При прогнозировании учитывают наличие резервных и ввод в действие новых мощностей, позиции государства по сдерживанию или расширению выпуска товаров, появление принципиально новых технологий производства, необходимо также учитывать динамику производства товаров за прошедшие периоды. Необходимо исследовать спрос населения при прогнозировании конъюнктуры. При прогнозировании спроса учитываются ожидаемые размеры потребления, которые в свою очередь зависят от уровня доходов населения.
Заключительным и, пожалуй, наиболее ответственным этапом работы является прогноз динамики и уровня цен. При его составлении учитываются развитие производства, потребления, международной торговли и другие показатели состояния и перспектив развития рынка. Принимается во внимание и движение цен в прошлом.
Управления ценами на предприятии ЗАО «Тираспольский мясокомбинат» осуществляется оперативно и легко, благодаря установленной программе и анализу рынка. На предприятии установлена программа «Фин Эк Анализ». Программа «Фин Эк Анализ» позволяет быстро и точно посчитать все затраты, вытекающие на изготовление продукции. Программа позволяет устанавливать различные виды наценок и скидок, что без труда позволяет идти в ногу с ситуацией на рынке. Данная программа позволяет просмотреть историю изменения цены на какой-то определенный вид продукции и сравнить показатели за год, два и более, что позволяет делать одновременно и анализ рынка и спроса на продукцию.
Предприятие использует метод по установление цены ''затраты + прибыль'', это позволяет предприятию за счет желаемой прибыли маневрировать ценами, в зависимости от ситуации на рынке Приложение №1. Метод ''затраты + прибыль'' работает так: берут средний уровень прибыли в отрасли или средний уровень в национальной экономике. Чтобы определить себестоимость производства, как правило, рассчитывают граничные затраты. Начальная цена может несколько превышать цену, которую предприятие установит в будущем. А это даст ему возможность за короткое время покрыть большие начальные затраты. С увеличение объемов реализации товара себестоимость продукции и ее цена могут снижаться. Кроме того, с увеличением объемов реализации постепенно оптимизируется канал сбыта, уменьшается количество посредников, уменьшается конечна цена.
2.4 Процесс налогообложения. Виды налогов
Процесс налогообложения регулируется законодательными актами. Наиболее существенные положения налогообложения комплексно отражены в Законе "Об основах налоговой системы ПМР". В нем нашли отражение принципы построения налоговой системы, перечень налогов, их классификация, порядок их установления, обязанности и права налогоплательщиков.
Налог, пошлина, сбор и другие платежи - это обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые плательщиками в порядке, размерах, в сроки и на условиях, определяемых законодательными актами. Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством
ЗАО Тираспольский мясокомбинат уплачивает следующие налоги в республиканский бюджет:
- Налог на доходы организации
Налог на доходы организаций представляет собой форму изъятия в государственный бюджет Приднестровской Молдавской Республики части доходов от реализации продукции, товаров, работ, услуг, доходов от предоставления за плату во временное пользование активов организации, операционных доходов, доходов по операциям с долгосрочными и текущими активами, а также внереализационных доходов Приложение №2
Приложение№3
Приложение №4
Приложение №5.
Плательщиками налога на доходы являются организации любых организационно-правовых форм и форм собственности, имеющие согласно гражданскому законодательству Приднестровской Молдавской Республики статус юридического лица и осуществляющие производственную и иную предпринимательскую деятельность согласно действующему законодательству Приднестровской Молдавской Республики на территории Приднестровской Молдавской Республики
Объектом налогообложения являются доходы от реализации продукции, товаров, выполненных работ, оказанных услуг, доходы от предоставления за плату во временное пользование активов организации, включая доходы от совместной деятельности, в том числе за пределами Приднестровской Молдавской Республики, уменьшенные на сумму налога на доходы, уплаченного по законодательству иностранных государств, а также на суммы уплаченных акцизов и вывозных пошлин Ставка налога на сегодняшний день 10%.
- Подоходный налог с физических лиц
В условиях переживаемого ПМР острого финансового кризиса максимальное внимание привлекают вопросы подоходного налогообложения граждан Приложение №13. Плательщиками подоходного налога признаются физические лица, являющиеся резидентами Приднестровской Молдавской Республики, а также физические лица, не являющиеся резидентами Приднестровской Молдавской Республики, но, получающие доходы от источников, расположенных в Приднестровской Молдавской Республике. Объектом налогообложения признается доход, полученный в денежной и (или) натуральной и иной форме физическими лицами. Процент подоходного налога с физических лиц 15%.
Существует система льгот, т.е. вычетов по подоходному налогу: действующая система содержит большое количество положений о льготах, увеличивающих потери государственного бюджета. При определении налоговой базы физическое лицо имеет право на получение следующих стандартных и социальных налоговых вычетов, которые устанавливаются Законом: «О подоходном налоге с физических лиц». В текущем году Законом «О подоходном налоге с физических лиц» был установлен стандартный вычет всем работникам в размере прожиточного минимума.
- Платежи за загрязнение окружающей среды и пользование природными ресурсами
Настоящий Закон устанавливает основные понятия, порядок расчета и взимания платежей за загрязнения, негативное воздействие на окружающую среду, использование природных ресурсов и направлен на реализацию механизмов регулирования производственно-хозяйственной деятельности, при которых становиться невыгодным нанесение вреда окружающей природной среде; на внедрение экологически безопасных технологий и выполнение иных мероприятий, направленных на уменьшение объема выбросов и сбросов загрязнителей в окружающую природную среду; на сокращение отходов производства и потребления; на формирование бюджетных экологических фондов для финансирования мероприятий по улучшению состояния окружающей природной среды и сохранению природных ресурсов ПМР.
Платежи за загрязнение окружающей природной среды и пользование природными ресурсами взимаются с целью аккумуляции денежных средств на проведение целевых государственных природоохранных мероприятий в ПМР. Субъектами настоящего Закона являются юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, действующие на территории ПМР, органы государственной власти и управления ПМР, организационная правовая деятельность которых приводит к загрязнению окружающей среды или связана с природными ресурсами. А также физические лица, деятельность которых связана с загрязнением окружающей среды.
Объектами регулирования настоящего Закона являются отношения, возникающие связи с пользованием природных ресурсов и негативным воздействием на природную среду. При этом плата вздымается:
а) платежи за пользование водными ресурсами Приложение №6;
б) плата за пользование недрами;
в) отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
г) платежи за поиск и разведку полезных ископаемых;
д) платежи за пользованием животным миром;
е) платежи за использование древесины.
Возмещение ущерба ввиду негативного воздействия на окружающую среду, включающие в себя:
а) платежи за загрязнение окружающей природной среды Приложение №11, включающие в себя:
1) платежи за выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарных источников загрязнения Приложение №7;
2) платежи за выброс загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения Приложение №8;
3)платежи за загрязнение водного бассейна сбросом загрязняющих веществ стоком Приложение №9;
4) платежи за загрязнение водного бассейна сбросом производственных и коммунальных бытовых сточных вод Приложение №10;
5) платежи за размещение отходов на полигонах, санкционированных свалках и другие виды вредного воздействия на окружающую среду;
б) иных видов платежей и сборов , включающие в себя:
1) сбор за транзит и ввоз экологически опасных грузов;
2) платежи за нерациональное использование и использование по не назначению природных ресурсов;
3) платежи в виде взысканий за нанесение экологического ущерба.
- Единый социальный налог
Единый социальный налог Приложение №14, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Государственный пенсионный фонд Приднестровской Молдавской Республики, Государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики, Государственный фонд содействия занятости Приднестровской Молдавской Республики, и предназначенный на реализацию прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, на обеспечение пособиями по безработице и иными социальными выплатами. Данный Закон принят Палатой Законодателей Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики 27 сентября 2000 года.
Плательщиками единого социального налога признаются организации, производящие выплаты работникам и иным физическим лицам, крестьянские (фермерские) хозяйства, производящие выплаты работникам и иным физическим лицам, индивидуальные предприниматели, включая глав крестьянских хозяйств. Объекты налогообложения - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу работников и иных физических лиц по всем основаниям, в том числе выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг а также по авторским и лицензионным договорам.
Виды местных налогов, уплачиваемые ЗАО «Тираспольский мясокомбинат» в местный бюджет:
- Налог на содержание жилищного фонда, объектов социально-культурной сферы и иные цели
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы Приложение №12 устанавливается в соответствии со ст.16 Закона ПМР "Об основах налоговой системы в ПМР".
Плательщиками налога являются юридические лица -- предприятия и организации всех организационно-правовых форм, осуществляющие свою деятельность на территории, подведомственной представительному органу власти.
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, его конкретные ставки, льготы по налогу устанавливаются представительными органами власти в размере, не превышающем 1,5% объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.
Порядок исчисления и уплаты налога в целом идентичен порядку исчисления и уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в дорожные фонды.
При исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы объемом реализации по отдельным отраслям являются:
-- для предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность,
-- фактически полученная выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акциза;
-- для заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций -- объем реализованных (выполненных) услуг, под которым следует понимать их валовой доход от реализации продукции. При этом для заготовительных и снабженческо-сбытовых организаций валовым доходом следует считать разницу между продажной и покупной стоимостью реализуемых товаров;
-- по банкам и другим кредитным учреждениям налог исчисляется от суммы облагаемых доходов;
-- по страховым организациям налог исчисляется от суммы поступления страховых взносов (премий), комиссионных вознаграждений по перестрахованию и других услуг, связанных со страховой и нестраховой деятельностью;
-- по биржам налог исчисляется от сумм дохода, полученного в виде комиссионного сбора, вознаграждений со сделок, совершаемых на биржевых торгах, а также выручки, полученной от продажи и предоставления на ограниченный срок брокерских мест, платы за право участия в торгах, от стоимости информационно-коммерческих и других платных услуг.
Ответственность за своевременность и полноту уплаты налога несут налогоплательщики в соответствии с действующими законодательными актами.
Так же ЗАО «Тираспольский мясокомбинат» вносится уплаты в внебюджетные фонды:
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов. В нашей стране к таковым относятся: Государственный пенсионный фонд Приднестровской Молдавской Республики, Государственный фонд социального страхования Приднестровской Молдавской Республики, Государственный фонд содействия занятости Приднестровской Молдавской Республики, и предназначенный на реализацию прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, на обеспечение пособиями по безработице и иными социальными выплатами.
Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
- влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
- обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;
- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Направление расходования средств, поступающих во внебюджетные фонды, обусловливается назначением фондов, конкретными экономическими условиями и содержанием разработанных и реализуемых программ. Часть средств направляется на учредительскую деятельность, а также вкладывается в ценные бумаги. Внебюджетные фонды могут выступать инвесторами и участниками финансового рынка в связи с тем, что, во-первых, нередко использование денежных средств не совпадает со временем их образования; и во-вторых, доходы от инвестиций являются дополнительными источниками финансирования затрат соответствующего фонда.
Глава 3 . Процесс управления капиталом предприятия
3.1 Структура и цена капитала. Собственные финансовые ресурсы
Особое значение в современной экономике имеет определение цены предприятия. Цена капитала - это общая сумма средств, которую необходимо заплатить за использование (привлечение) определенного объема финансовых ресурсов. Вместе с тем, показатель взвешенной цены капитала может использоваться для оценки цены предприятия в целом.
Структура капитала оказывает влияние на цену авансированного в предприятие капитала и на его финансовую устойчивость. Соотношение между собственными и заемными источниками средств, служит одним из основных показателей, характеризующих степень риска инвестирования финансовых ресурсов в данное предприятие.
Правильная оценка цены капитала, оптимизация его структуры, грамотное управление капиталом предприятия на различных этапах его существования является одной из важнейших задач экономического анализа.
- Положительные и отрицательные особенности собственного и заемного капитала предприятия
Эффективность процесса оптимизации структуры капитала, в первую очередь, определяется с учетом положительных и отрицательных особенностей использования собственного и заемного капитала.
Собственный капитал характеризуется такими положительными характеристиками, как: простота привлечения; более высокая способность генерировать прибыль, так как при его использовании не требуется уплата ссудного процента; обеспечение финансовой устойчивости развития организации, ее платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно, и снижение риска банкротства. Вместе с тем, собственному капиталу присущи и отрицательные особенности, а именно: ограниченность объема привлечения; высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала; неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых ресурсов.
В целом организация, использующая только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость, но ограничивает темпы своего развития и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.
Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями: достаточно широкие возможности привлечения; обеспечение роста финансового потенциала организации при необходимости существенного расширения ее активов и возрастания темпов роста объемов ее хозяйственной деятельности; более низкая стоимость в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта налогового щита; способность обеспечивать прирост финансовой рентабельности.
В то же время использование заемного капитала имеет следующие отрицательные особенности: использование этого капитала связано с наиболее опасными финансовыми рисками; активы, сформированные за счет заемного капитала, обеспечивают меньшую норму прибыли; высокая зависимость стоимости заемного капитала от колебаний конъюнктуры финансового рынка; сложность процедуры привлечения.
- Оценки стоимости капитала
Средневзвешенная стоимость капитала применяется в финансовой экономике для измерения стоимости капитала компании. Данный показатель широко используется многими предприятиями как ставка дисконтирования для финансируемых проектов, поскольку текущая стоимость капитала является логичным показателем «цены» капитала.
WACC - общая стоимость всего капитала, рассчитанная сумма относительной доходности собственного капитала и заемного капитала, умноженных на их удельные доли в структуре капитала.
Средневзвешенная стоимость капитала может быть рассчитана как:
, (3.1)
где
Это уравнение описывает ситуацию для однородного собственного и заемного капитала. Если в капитале присутствуют привилегированные акции со своей стоимостью, то формула будет включать дополнительные слагаемые для каждого источника капитала.
Оценка стоимости капитала должна завершатся выработкой критериального показателя эффективности, таким критериальным показателем является предельная эффективность капитала, характеризующая соотношение прироста уровня прибыльности дополнительно привлекаемого капитала и прироста средневзвешенной стоимости капитала.
Расчет предельной эффективности капитала (ПЭК) осуществляется по следующей формуле:
(3.2)
где ПЭК-- предельная эффективность капитала; -- прирост уровня рентабельности капитала; ? ССК-- прирост средневзвешенной стоимости капитала
Принцип предварительной поэлементной оценки стоимости капитала. Так как используемый капитал предприятия состоит из неоднородных элементов, в процессе оценки его необходимо разложить на отдельные составляющие элементы, каждый из которых должен быть объектом осуществления оценочных расчетов.
Принцип обобщающей оценки стоимости капитала. Поэлементная оценка стоимости капитала служит предпосылкой для обобщающего расчета этого показателя. Таким обобщающим показателем является средневзвешенная стоимость капитала (ССК), которая рассчитывается по формуле:
(3.3)
где ССК - средневзвешенная стоимость капитала; Сi -- стоимость конкретного элемента капитала; Yi -- удельный вес конкретного элемента капитала в общей сумме.
асчеты средневзвешенной цены капитала предприятия
Средняя цена всех источников - средневзвешенную цена капитала(Weighted Average Cost of Capital - WACC), данный показатель может быть определен как уровень доходности, который должен приносить инвестиционный проект, чтобы можно было обеспечить получение всеми категориями инвесторов дохода аналогичного тому, который им был бы обеспечен от вложений в другие проекты с тем же уровнем риска. Средневзвешенная цена капитала является относительной величиной, выраженной в процентах. Она рассчитывается как средняя величина из требуемой прибыльности по различным источникам финансирования; весами служит доля каждого источника в общей сумме инвестиций.
WACC = РЗК * dЗК + РСК * dСК,
РЗК -- цена заемного капитала; dЗК -- доля заемного капитала в структуре капитала; РСК -- цена собственного капитала; dСК -- доля собственного капитала в структуре капитала.
Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия.
- характеристика уставного фонда акционерного общества, резервного фонда, целевых финансовых фондов, нераспределенной прибыли и прочих форм собственного капитала
Финансовую основу предприятия представляет сформированный им собственный капитал. На действующем предприятии он представлен следующими основными формами.
1. Уставный фонд. Он характе6ризует первоначальную сумму собственного капитала предприятия, инвестированную в формирование его активов для начала осуществления хозяйственной деятельности. Его размер определяется (декларируется) уставом предприятия. Для предприятий отдельных сфер деятельности и организационно-правовых форм (АО, ООО) минимальный размер уставного фонда регулируется законодательством.
2. Резервный фонд (резервный капитал). Он представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенного для внутреннего страхования его хозяйственной деятельности. Размер этой резервной части собственного капитала определяется учредительными документами. Формирование резервного фонда (капитала) осуществляется за счет прибыли предприятия (минимальный размер отчислений прибыли в резервный фонд регулируется законодательством).
3. Специальные (целевые) финансовые фонды. К ним относятся целенаправленно сформированные фонды собственных финансовых средств с целью их последующего целевого расходования. В составе этих финансовых фондов выделяют обычно амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд оплаты труда, фонд специальных программ, фонд развития производства и другие.
4. Нераспределенная прибыль. Она характеризует часть прибыли предприятия, полученную в предшествующем периоде и не использованную на потребление собственниками (акционерами, пайщиками) и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования на развитие производства. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых средств предприятия, обеспечивающих его производственное развитие в предстоящем периоде.
5. Прочие формы собственного капитала. К ним относятся расчеты за имущество (при сдаче его в аренду), расчеты с участниками (по выплате им доходов в форме процентов или дивидендов) и некоторые другие, отражаемые в первом разделе пассива баланса.
- Освещение этапов политики формирования собственных финансовых ресурсов предприятия
Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития. Разработка политики формирования собственных финансовых ресурсов осуществляется по следующим основным этапам.
1. Анализ формирования собственных финансовых ресурсов предприятия в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление потенциала формирования собственных финансовых ресурсов и его соответствия темпам развития предприятия.
2. Определение общей потребности в собственных финансовых ресурсах. Эта потребность определяется по следующей формуле:
Псфр = Пк x Уск / 100 - СКн + Пр (3.4),
где Псфр - общая потребность в собственных финансовых ресурсах предприятия в планируемом периоде; Пк - общая потребность в капитале на конец планового периода; Уск - планируемый удельный вес собственного капитала в общей его сумме; СКн - сумма собственного капитала на начало планируемого периода; Пр - сумма прибыли, направляемой на потребление в плановом периоде.
3. Оценка стоимости привлечения собственного капитала из различных источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников формирования собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих прирост собственного капитала предприятия.
4. Обеспечение максимального объема привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников. Так как основными планируемыми внутренними источниками формирования собственных финансовых ресурсов предприятия является сумма чистой прибыли и амортизационных отчислений, то в первую очередь следует в процессе планирования этих показателей предусмотреть возможности их роста за счет различных резервов 5. Обеспечение необходимого объема привлечения собственных финансовых ресурсов из внешних источников. Объем привлечения собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников призван обеспечить ту их часть, которую не удалось сформировать за счет внутренних источников финансирования.
6. Оптимизация соотношения внутренних и внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов. Процесс этой оптимизации основывается на следующих критериях:
1) обеспечение минимальной совокупной стоимости привлечения собственных финансовых ресурсов;
2) обеспечение сохранения управления предприятием первоначальными его учредителями.
3.2 Финансовый леверидж и операционный леверидж
Финансовый леверидж характеризует использование предприятием заемных средств, которые влияют на измерение коэффициента рентабельности собственного капитала. Финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Формирование финансового рычага представлено на «Рис 1»:

«Рис.1. Структура формирование финансового рычага»
Чем больше относительный объем привлеченных предприятием заемных средств, тем больше сумма уплаченных по ним процентов, и тем выше уровень финансового левериджа. Следовательно, этот показатель также позволяет оценить, во сколько раз валовой доход предприятия (из которого выплачиваются проценты за кредит) превышает налогооблагаемую прибыль.
Финансового левериджа позволяет выделить в ней три основные составляющие:
1. Налоговый корректор финансового левериджа (1-Снп), который показывает, в какой степени проявляется эффект финансового левериджа в связи с различным уровнем налогообложения прибыли.
Налоговый корректор может быть использован в следующих случаях:
а) если по различным видам деятельности предприятия установлены дифференцированные ставки налогообложения прибыли;
б) если по отдельным видам деятельности предприятие использует налоговые льготы по прибыли;
в) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в свободных экономических зонах своей страны, где действует льготный режим налогообложения прибыли;
г) если отдельные дочерние фирмы предприятия осуществляют свою деятельность в государствах с более низким уровнем налогообложения прибыли
2. Дифференциал финансового левериджа (КВРа-ПК), который характеризует разницу между коэффициентом валовой рентабельности активов и средним размером процента за кредит. Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемый активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект.
3. Коэффициент финансового левериджа (ЗК/СК), который характеризует сумму заемного капитала, используемого предприятием, в расчете на единицу собственного капитала. Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом (leverage в дословном переводе -- рычаг), который вызывает положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, прирост коэффициента финансового левериджа вызывает еще больший прирост его эффекта.
Таким образом, при неизменном дифференциале коэффициент финансового левериджа является главным генератором как возрастания суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансового риска потери этой прибыли. Аналогичным образом, при неизменном коэффициенте финансового левериджа положительная или отрицательная динамика его дифференциала генерирует как возрастание суммы и уровня прибыли на собственный капитал, так и финансовый риск ее потери.
- Расчет финансового левериджа предприятия
Финансовый леверидж рассчитывается как отношение всего авансированного капитала предприятия к собственному капиталу:
Кфз = ЗК/СК, (3.5)
т. е. характеризует соотношение между заемным и собственным капиталом. Этот показатель - один из важнейших, поскольку с ним связан выбор оптимальной структуры источников средств
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:
ЭФЛ = (1 -- Снп) x (КВРа -- ПК) х ЗК/СК, (3.6)
где ЭФЛ -- эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %; Снп -- ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; КВРа -- коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %; ПК -- средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;ЗК -- средняя сумма используемого предприятием заемного капитала; СК -- средняя сумма собственного капитала предприятия.
- Операционный леверидж
Операционный (производственный) леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.
Понятие операционного левериджа связано со структурой себестоимости и, в частности, с соотношением между условно-постоянными и условно-переменными затратами. Рассмотрение в этом аспекте структуры себестоимости позволяет, во-первых, решать задачу максимизации прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов при приросте физического объема продаж, а, во-вторых, деление затрат на условно-постоянные и условно-переменные позволяет судить об окупаемости затрат и предоставляет возможность рассчитать запас финансовой прочности предприятия на случай затруднений, осложнений на рынке, в-третьих, дает возможность рассчитать критический объем продаж, покрывающий затраты и обеспечивающий безубыточную деятельность предприятия.
Решение этих задач позволяет прийти к следующему выводу: если предприятие создает определенный объем условно-постоянных расходов, то любое изменение выручки от продаж порождает еще более сильное изменение прибыли. Это явление называется эффектом операционного левериджа.
- Расчеты коэффициента оперативного левериджа и эффекта операционного левериджа
Коэффициент операционного рычага показывает силу воздействия операционного рычага. Он рассчитывается по следующей формуле:
К ол= И пост/ Ио (3.7)
Где И пост - сумма постоянных операционных издержек.Ио- общая сумма операционных издержек.
Эффект производственного левериджа заключается в том, что изменение выручки от реализации всегда приводит к более сильному изменению прибыли. Сила воздействия производственного левериджа является мерой предпринимательского риска, связанного с предприятием. Чем она выше, тем больший риск несут акционеры; порог рентабельности. Это объем выручки от реализации, при котором достигается нулевая прибыль при нулевых убытках.
Эффект рассчитывается по следующей формуле:
Эол = ?ВОП / ?ОР, (3.8)
Где ?ВОП - темп прироста валовой операционной прибыли в % ?ОР - темп прироста объема реализации продукции в %
3.3 Дивидендная политика. Формированием операционной прибыли
Основной целью разработки дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками и будущим ее ростом, максимизирующим рыночную стоимость предприятия и обеспечивающим стратегическое его развитие.
Исходя из этой цели понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.
- Характеристика типов и подходов дивидендной политики предприятия.
Существует три подхода к формированию дивидендной политики -- «консервативный», «умеренный» («компромиссный») и «агрессивный». Каждому из этих подходов соответствует определенный тип дивидендной политики.
1. Остаточная политика дивидендных выплат предполагает, что фонд выплаты дивидендов образуется после того, как за счет прибыли удовлетворена потребность в формировании собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих в полной мере реализацию инвестиционных возможностей предприятия.
2. Политика стабильного размера дивидендных выплат предполагает выплату неизменной их суммы на протяжении продолжительного периода (при высоких темпах инфляции сумма дивидендных выплат корректируется на индекс инфляции).
3. Политика минимального стабильного размера дивидендов с надбавкой в отдельные периоды (или политика «экстра-дивиденда») по весьма распространенному мнению представляет собой наиболее взвешенный ее тип.
4. Политика стабильного уровня дивидендов предусматривает установление долгосрочного нормативного коэффициента дивидендных выплат по отношению к сумме прибыли. Преимуществом этой политики является простота ее формирования и тесная связь с размером формируемой прибыли»
5. Политика постоянного возрастания размера дивидендов (осуществляемая под девизом -- «никогда не снижай годовой дивиденд») предусматривает стабильное возрастание уровня дивидендных выплат в расчете на одну акцию. Возрастание дивидендов при осуществлении такой политики происходит, как правило, в твердо установленном проценте прироста к их размеру в предшествующем периоде (на этом принципе построена «Модель Гордона», определяющая рыночную стоимость акций таких компаний
В заключение разрабатывают мероприятия, направленные на повышение дивидендной отдачи акционерного капитала. Это в основном мероприятия, способствующие увеличению чистой прибыли и рентабельности собственного капитала.
- Финансовый механизм управления формированием операционной прибыли.
Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек предприятия. Система этой взаимосвязи, получившая название «Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли», позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.
В процессе управления формированием операционной прибыли на основе системы «CVP» предприятие решает следующие задачи:
1. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в течение короткого периода.
2. Определение объема реализации продукции, обеспечивающего безубыточную операционную деятельность в длительном периоде.
3. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной суммы валовой операционной прибыли. Эта задача может иметь и обратную постановку: определение плановой суммы валовой операционной прибыли при заданном плановом объеме реализации продукции.
4. Определение суммы «предела безопасности» предприятия, т.е. размера возможного снижения объема реализации продукции.
5. Определение необходимого объема реализации продукции, обеспечивающего достижение запланированной (целевой) суммы маржинальной операционной прибыли предприятия.
- Основная цель управления формированием оперативной прибылью
Основной целью управления формированием операционной прибыли предприятия является выявление основных факторов, определяющих ее конечный размер, и изыскание резервов дальнейшего увеличения ее суммы.
Механизм управления формированием операционной прибыли строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом реализации продукции, доходов и издержек корпорации. Система этой взаимосвязи, получившая название „Взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли" [Cost-Volume-Profit-relationships; „CVP"] позволяет выделить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом на предприятии.
Получения валового дохода от реализации продукции. Основным источниками прибыли от реализации является валовой доход от реализации товаров. Валовой доход равен сумме торговых надбавок.
Валовой доход состоит из суммы денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разности между ценой продажи товаров и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку.
К важнейшим факторам, формирующим объем и уровень валового дохода, относятся
- объем, состав и ассортиментная структура товарооборота;
- условия поставки товаров;
- экономическая обоснованность торговой надбавки;
- количество и качество дополнительных услуг.
Увеличение объема товарооборота означает рост массы валового дохода: чем больше продано товаров, тем больше совокупная масса средств, полученных от торговой надбавки. Рыночная модель экономики позволяет торговым предприятиям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп. Важно только найти определенную грань, чтобы, с одной стороны, не допустить потерь в объеме дохода, а с другой - сохранить конкурентоспособные цены.
Качественным показателем валового дохода от реализации является уровень валового дохода: Сумма валового дохода = сумме торговых надбавок
Увд = (Сумма ВД / То ) * 100 % (3.9)
Уровень валового дохода показывает размер доходов на один рубль товарооборота.
Чистый доход от реализации продукции. Чистый доход [net income; disposable income; Dl] от реализации продукции определяется путем вычитания из дохода (выручки) от реализации продукции соответствующих налогов, сборов, скидок и тому подобное.
Показатель чистого дохода рассчитывается по формуле, где числитель - сумма объемов амортизации основных средств и нематериальных активов плюс чистая прибыль, знаменатель - чистая выручка от реализации продукции плюс доходы от прочей реализации и доходы от внереализационных операций.
Расчет маржинальной операционной прибыли. Маржинальная операционная прибыль это результат чистого операционного дохода (т.е. без НДС) без постоянных издержек, ее расчет осуществляется последующей формуле:
МОП=ЧОД-Ипост; (3.10)
Где, ВОД - сумма чистого операционного дохода в рассматриваемом периоде; Ипост - сумма постоянных операционных издержек.
Расчет валовой операционной прибыли. Валовая операционная прибыль, ее расче осуществляется по следующей формуле:

ВОП=ЧОД-Ио; ВОП=МОП-Ипер (3.11)
Где, ЧОД - сумма чистого операционного дохода; Ио - совокупная сумма операционных издержек; Ипер - сумма переменных операционных издержек
Расчет чистой операционной прибыли. Чистая операционная прибыль - доход после уплаты налогов, ее еще называют посленалоговая операционная прибыль (Net Operating Profit Less Adjusted Tax, NOPLAT). Чистая операционная прибыль не учитывает тот фактор, что бизнес должен покрывать как операционные издержки, так и капитальные затраты.
Чистая операционная прибыль, ее расчет осуществляется по следующим формулам:
ЧОП+ЧОД-Ио-НП; ЧОП=МОП-Ипер-НП; ЧОП=ВОП-НП; (3.12)
Где НП - сумма налога на прибыль и других обязательных платежей за счет прибыли.
3.4 Источники заемных средств
Можно выделить различные формы привлечения заемных средств. Так, заемный капитал привлекается для обслуживания хозяйственной деятельности предприятия в следующих основных формах:
а) в денежных средствах в национальной валюте;
б) в денежных средствах в иностранной валюте;
в) в товарной форме (в виде поставок с отсрочкой платежа сырья, материалов, товаров);
г) в форме предоставления к использованию на арендной основе основных фондов;
д) в иных формах (предоставление с отсрочкой платежа отдельных нематериальных активов и т. п.).
Выбор форм привлечения заемных средств осуществляется предприятием самостоятельно, исходя из целей и специфики его хозяйственной деятельности.
Исходя из состава заемных средств, в финансовой практике основными кредиторами предприятия являются:
а) коммерческие банки и другие учреждения, предоставляющие кредиты в денежной форме (ипотечные банки, трастовые компании и т. п.);
б) поставщики и покупатели продукции (коммерческий кредит поставщиков и авансовые платежи покупателей);
в) фондовый рынок (выпуск облигаций и других ценных бумаг, кроме акций) и другие источники.
В какой бы форме не привлекались заемные средства, они должны быть обеспечены соответствующими активами предприятия. Особое значение обеспеченность соответствующими ликвидными активами приобретает при привлечении заемных средств в денежной форме.
- анализ источников привлечения заемных средств предприятия
Заемный капитал ЗАО «Тираспольский мясокомбинат» согласно на 1 января 2003 года составил 2668 тыс. рублей, что согласно анализа структуры баланса предприятия равно 18,5%, и согласно баланса на 1 января 2004 года заемный капитал равен 4976 тысяч рублей, что составило 31,2%.Произведем анализ источников привлечения заемных средств в Таблице 2:
Таблица 2
Анализ привлеченных средств ЗАО «Тираспольский мясокомбинат»
Наименования источника
2002 год
2003 год
Отклонения
В руб.
В %
В руб.
В %
Банковский кредит
825000
30,90
2932100
58,90
+28
Коммерческий кредит по открытому счету
1382000
51,80
1672000
33,60
-18,2
ссуды внебанковских учреждений
315000
11,8
210000
4,30
-7,5
Налоговый кредит
63000
2,40
75100
1,50
-0,9
Нетоварные формы кредиторской задолжен-ности предприятия.
83000
3,10
86800
1,70
-1,4
Итого:
2668000
100%
4976000
100%
0
При анализе заемного капитала за 2002 и 2003 год выявлено, что по всем показателям, кроме «Банковский кредит» уменьшается процент заемных средств. А «Банковский кредит» значительно увеличился. Это показывает что, учредитель, в отличие от государства, больше склонен прибегать к «Банковским кредитам».
- Характеристика этапов политики заемных средств предприятия
Политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия. Этапы разработки политики привлечения предприятием заемных средств:
1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде. Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.
2. Определение целей привлечения заемных средств в предстоящем периоде.
3. Определение предельного объема привлечения заемных средств.
4. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников.
5. Определение соотношения объема заемных средств, привлекаемых на кратко- и долгосрочной основе. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов. На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования. Полный срок использования заемных средств представляет собой период времени с начала их поступления до окончательного погашения всей суммы долга. Он включает в себя три временных периода:
а) срок полезного использования
б) льготный (грационный) период
в) срок погашения.
6. Определение форм привлечения заемных средств.
7. Определение состава основных кредиторов.
8. Формирование эффективных условий привлечения кредитов.
9. Обеспечение эффективного использования привлеченных кредитов. Критерием такой эффективности выступают показатели оборачиваемости и рентабельности капитала.
10. Обеспечение своевременных расчетов по полученным кредитам. С целью обеспечения по наиболее крупным кредитам может заранее резервироваться специальный возвратный фонд.
- Расчет оценки стоимости привлечения заемного капитала из различных источников
Стоимость банковского кредита находим по формуле, при которой учитываются дополнительные затраты на приобретение кредита, осуществляется страхование кредита. С учетом этих положений стоимость банковского кредита оценивается по формуле:
ССбк=(Iбк·(1-Т))/(1-Збк), (3.13)
где ССбк - стоимость заемного капитала, привлекаемого в форме банковского кредита %; Iбк - ставка процента за банковский кредит, %; Т - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью, Збк - уровень расходов по привлечению банковского кредита к его сумме, выраженный десятичной дробью.
Расчет стоимости товарного кредита, предоставляемого в форме краткосрочной отсрочки платежа, осуществляется по формуле:
ССткк=((Зцс·360)·(1-Т))/Д, (3.14)
где ССткк - стоимость товарного (коммерческого) кредита, предоставляемого на условиях краткосрочной отсрочки платежа, %; Зцс - размер ценовой скидки при осуществлении наличного платежа за продукцию. %; Д - период предоставления отсрочки платежа за продукцию, дни; Т - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
Стоимость товарного кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселя. Формируется на тех же условиях, что и стоимость банковского кредита; но при этом учитывается потеря от ценовой скидки за поставленную продукцию:
ССтк=(Iткд*(1-Т))/(1-Зцс),
где ССткд - стоимость товарного кредита в форме долгосрочной отсрочки платежа с оформлением векселя; Iтк - ставка процента за вексельный кредит, %; Т - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; Зтк - размер ценовой скидки, предоставляемый поставщиком при осуществлении наличного платежа за продукцию, выраженный десятичной дробью.
Финансовый лизинг. одна из современных форм привлечения финансового кредита. Его стоимость определяется на основе ставки лизинговых платежей. При этом следует учитывать, что эта ставка включает две составляющие: а) постепенный возврат суммы основного долга. Он представляет собой годовую норму амортизации актива, привлекаемого на условиях финансового лизинга, в соответствии с которым после его оплаты актив передается в собственность арендатора; б) стоимость непосредственного обслуживания лизингового долга. С учетом этих особенностей стоимость финансового лизинга оценивается по формуле:
ССфл=((Iфл-На)·(1-Т))/(1-Зфл), (3.15)
где ССфл - стоимость заемного капитала, привлекаемого на условиях финансового лизинга, %; Iфл - годовая лизинговая ставка, %; На - годовая норма амортизации актива, привлекаемого на условиях финансового лизинга; Т -ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; Зфл - уровень расходов по привлечению актива на условиях финансового лизинга к стоимости этого актива, выраженный десятичной дробью.
Долгосрочные займы организация может оформлять в форме выпуска облигаций, которые размещаются через банки и другие финансовые институты. В зависимости от вида облигаций доходность рассчитывается по-разному. Для купонных облигаций без права досрочного погашения самым правильным с позиции методологии расчета является использование следующей формулы:
Рdp=?n i=1 C*(1-T)/(1+r)i+M/(1+r)n (3.16)
где Рдр - чистая выручка от размещения облигации (или всего займа); С-выплаты процентов по годовому купону; Т . ставка налога на прибыль (в долях единицы); r - доходности облигации, в долях единицы; n - срок займа (количество лет); М - нарицательная стоимость облигации (или величина займа).
Для определения стоимости источника «облигационный заем» может быть использована формула:
ССок=(М·р+(М-Рдр)/n)/((М+Рдр)/2), (3.17)
где ССок - стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций на купонных условиях, %; М - нарицательная стоимость облигации р - ставка процента облигационного займа, в долях единицы; Dk=M·p . купонный процентный доход; n - срок погашения облигации Pdp -чистая выручка от размещения облигации или текущая рыночная стоимость облигации. В случае, когда расходы по поддержанию облигационного займа списываются на себестоимость, значение стоимости источника «облигационный заем» на посленалоговой базе может быть рассчитано по формуле:
CCок=kd·(1-T), (3.18)
где kd - доходность, найденная по формуле. То есть более точное значение стоимости источника можно получить, если умножить показатель доходности на множитель (1-Т).
На базе ставки купонного процента, формирующего сумму периодических купонных выплат, стоимость источника оценивается по формуле:
ССок = (Iок·(1-Т))/(1-Зок), (3.19)
где ССок - стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций на купонных условиях, %; Iок - ставка купонного процента по облигациям, %; Т . ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; Зок - уровень эмиссионных затрат по отношению к объему эмиссии, выраженный десятичной дробью. Если законодательством предусмотрено, что суммы причитающихся процентов по облигациям должны списываться за счет чистой прибыли, то второй сомножитель в формуле отсутствует.
Если облигация продается на иных условиях, то базой оценки выступает общая сумма дисконта по ней, выплачиваемая при погашении:
ССод=(Дг·(1-Т)·100)/((Но-Дг)·(1-Зод)), (3.20)
где ССод - стоимость заемного капитала, привлекаемого за счет эмиссии облигаций на дисконтных условиях, %; Дг - среднегодовая сумма дисконта по облигациям; Т - ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью; Но - номинал облигации, подлежащий погашению; Зод - уровень эмиссионных затрат по отношению к сумме привлеченных за счет эмиссии средств, выраженный десятичной дробью.
Глава 4.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность
4.1 Процесс управления инвестиционной деятельностью. Анализ эффективности реального инвестиционного проекта
Понятие инвестиция произошло от латинского investire - облачать. Успешное развитие предприятия в условиях рыночной экономики неразрывно связано с процессом долгосрочного инвестирования. Инвестиционная деятельность организации во всех ее формах не может сводиться к удовлетворению текущих инвестиционных потребностей, определяемых необходимостью замены выбывающих активов или их прироста в связи с происходящими изменениями объема и структуры хозяйственной деятельности. На современном этапе все большее число организаций осознают необходимость сознательного перспективного управления инвестиционной деятельностью на основе научной методологии предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней инвестиционной среды.
- Виды инвестиционных проектов и требования к их разработке
Инвестиционные проекты классифицируются по ряду признаков:
По функциональной направленности выделяют следующие виды инвестиционных проектов предприятия:
- Инвестиционные проекты реновации. Такого рода проекты направлены на замену выбывающих основных средств и нематериальных активов и осуществляются, как правило, за счет средств амортизационного фонда предприятия.
- Инвестиционные проекты развития. Такие проекты характеризуют расширенное воспроизводство хозяйственной деятельности предприятия. Инвестиционные проекты санации. Проекты такого вида разрабатываются в процессе антикризисного развития предприятия.
По целям инвестирования в современной инвестиционной практике различают:
Инвестиционные проекты, обеспечивающие прирост объема выпуска продукции. Такого рода проекты связаны с новым строительство, реконструкцией, расширением парка оборудования и т.д.
Инвестиционные проекты, обеспечивающие расширение (обновление) ассортимента продукции (новое строительство, перепрофилирование).
Инвестиционные проекты, обеспечивающие повышение качества продукции (модернизация и реконструкция предприятия, в процессе которых внедряются новые технологии и современная техника).
Инвестиционные проекты, обеспечивающие снижение себестоимости продукции (модернизация и реконструкция предприятия)
Инвестиционные проекты, обеспечивающие решение социальных, экологических и других задач.
По совместимости реализации выделяют:
- Инвестиционные проекты, независимые от реализации других проектов предприятия. Такие проекты характеризуются наибольшей альтернативностью в достижении инвестиционных целей.
- Инвестиционные проекты, зависимые от реализации других проектов предприятия. В принципе, комплекс таких проектов можно рассматривать как единый интегральный инвестиционный проект предприятия.
- Инвестиционные проекты, исключающие реализацию иных проектов. Такие проекты, направленные на реализацию конкретной инвестиционной цели, исключают возможность использования альтернативных их видов.
По срокам реализации инвестиционные проекты предприятия подразделяются следующим образом:
Краткосрочные инвестиционные проекты. Такие проекты реализуют и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.