На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Проблемы развития и совершенствования стратегического планирования на российских предприятиях

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 


Содержание:  
Введение 3 с
1. Экономическое содержание стратегического планирования в рыночной экономике 5 с
  1.1. Необходимость, сущность и место стратегического  планирования в системе управления фирмой 5 с
  1.2. Принципы и  методы стратегического планирования 10 с
2. Механизмы осуществления и реализации стратегического  планирования на предприятии 18 с
  2.1. Концепции к  системе стратегичекого планирования. 18 с
  2.2. Формулирование  стратегии 23 с
3. Проблемы  развития и совершенствования стратегического  планирования на российских предприятиях 29 с
  Заключение 33 с
  Список  использованной литературы 34 с
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     Введение. 

     В современных фирмах большое внимание уделяется вопросам стратегического  планирования и управления. Одна из главных проблем  любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В этом плане развития предприятия, именно стратегическое планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.
     Термин  «стратегическое планирование», как  и термин «стратегическое управление», широко вошел в практику западного  менеджмента организации в 60-е  годы XX века. При этом период увлечения методами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторым охлаждением, за которым последовало возрождение методов и подходов стратегического управления в 90-е годы прошлого столетия. Последняя тенденция продолжается и в наши дни.
     Стратегическое  планирование является важнейшей составной  частью управления предприятием, и  без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, по этому  данная тема является очень актуальной в наши дни.
     Цель  курсовой работы состоит в изучении основных положений стратегического  планирования как составной части  процесса стратегического управления на предприятии.
     Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
     - изучить, что входит в понятие  «стратегическое планирование»;
     -указать  важнейшие направления планирования  деятельности предприятия;
     - подробно рассмотреть каждый  этап построения стратегического  плана; 

     При написании работы основными источниками  информации послужили труды по стратегическому  управлению таких авторов, как Гапоненко  А.Л., Панкрухин А.П., Петров А.Н, Г. Минцберг, Дж. Лэмпел и др. экономических деятелей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Экономическое  содержание стратегического  планирования в  рыночной экономике. 

     1.1.Необходимость,  сущность и место  стратегического  планирования в  системе управления  фирмой. 

     Для российских предприятий можно очертить 2 сферы, нуждающиеся в применении стратегического планирования.
     1. Вновь возникшие частные фирмы.  Бурный процесс накопления капитала  привел к увеличению и усложнению  деятельности многих из этих  форм, а также к возникновению  других факторов, создающих потребность  в формах планирования, адекватных  современному рыночному хозяйству.
     Главная проблема, связанная с применением  планирования в этой сфере - недоверие  к формальному планированию, основанному  на мнении, что бизнес - это умение «крутиться», правильно ориентироваться  в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем  не менее, многие из крупных частных  фирм начали создавать подразделения  планирования или, по крайней мере, вводить должность плановика.
     2. Государственные и бывшие государственные,  ныне приватизированные, предприятия.  Для них функция планирования  является традиционной. Однако их  опыт планирования относится  в основном к периоду централизованно  управлявшейся экономики. Отсюда  планирование на этих предприятиях  носило вторичный характер, отражало  плановую деятельность на центральном  и отраслевом уровне, а следовательно,  не предполагало серьезного умения  анализировать и предвидеть, определять  собственные цели развития.
     Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным  предприятиям необходимо заново осваивать  опыт внутрифирменного планирования.
     Современный рынок предъявляет особые требования к фирмам. Сложность и высокая  подвижность внутрифирменных и  рыночных процессов создают новые  предпосылки для более серьезного применения планирования. Определим  основные факторы возрастающей роли планирования в условиях современного рыночного хозяйства. 

В настоящее  время существует множество определений  стратегии, но всех их объединяет понятие  стратегии как осознанной и продуманной  совокупности норм и правил, лежащих  в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее  состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой. 
Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения. 
«Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей» . 
Стратегия должна стать «"нитью времени", связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию» . B самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время . Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ. 
Сущность стратегического планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса: 
- В каком положении предприятие находится в настоящее время? 
-   В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет? 
- Каким способом достигнуть желаемого положения?  

Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться  дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений  соответствующими данными для анализа  прошлых, настоящих и будущих  ситуаций. Второй вопрос отражает такую  важную особенность стратегического  планирования как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического  планирования связан с реализацией  выбранной стратегии, в ходе которой  может происходить корректировка  двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими  или ограничениями данного этапа  являются имеющиеся или доступные  ресурсы, система управления, организационная  структура и персонал, который  будет реализовывать выбранную  стратегию. 
По своему предметному содержанию стратегическое планирование обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического планирования лежат стратегические решения. 
Стратегические решения - это управленческие решения, которые: 
1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений; 
2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие; 
3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия. 
К числу стратегических решений можно отнести: 
•реконструкцию предприятия; 
• внедрение новшеств (новая продукция; новые технологии); 
• организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями); 
• выход на новые рынки сбыта; 
• приобретение, слияние предприятий и т.д. 
 
Стратегическое планирование - это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур. 
По своему характеру их можно объединить в две группы: стратегический анализ (анализ внешней среды, внутрифирменный анализ, анализ сильных и слабых сторон фирмы) и стратегическое проектирование (определение миссии, определение стратегического положения, установление целей, планирование реализации стратегии). Следует отметить, что последовательность отдельных процедур зависит от стадии жизненного цикла фирмы, от наличия предыдущего стратегического плана, но, в конечном счете, все они в совокупности составляют замкнутый цикл стратегического планирования.

     Применение  планирования деятельности фирм и их деловых отношений создает следующие  важные преимущества:
     • делает возможной подготовку к использованию  будущих благоприятных условий;
     • проясняет возникающие проблемы;
     • подготавливает фирму к внезапным  изменениям во внешней среде;
     • стимулирует управляющих к реализации своих решений в дальнейшей работе,
     • улучшает координацию действий в  организации;
     • создает предпосылки для повышения  образовательной подготовки менеджеров;
     • увеличивает возможности в обеспечении  фирмы необходимой информацией;
     • способствует более рациональному  распределению ресурсов;
     • четко формализует обязанности  и ответственность участников фирм;
     • улучшает контроль в организации.
     Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может  быть выражен в высоких величинах  оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать  такую взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идет.
     Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень  часто не связаны с формальным планированием, а, скорее, являются следствием предпринимательского таланта, энергичного  и решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в  том числе российские, начинают применять  планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности. 
 

     1.2.Принципы  и методы стратегического  планирования. 

     Принципы  стратегического планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации. Правильное соблюдение принципов стратегического  планирования создает предпосылки  для эффективной работы фирмы  и уменьшает возможность отрицательных  результатов планирования.
     Еще А. Файоль определил 4 основных принципа стратегического планирования, назвав их общими чертами хорошей программы  действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо  позже обосновал еще один ключевой принцип стратегического планирования - принцип участия. 

     Принцип единства.
     Принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации  должно иметь системный характер. Понятие система означает:
     1) существование совокупности элементов,
     2) взаимосвязь между ними;
     3) наличие единого направления  развития элементов системы, поведения,  ориентированного на общие цели.
     Основные  составляющие понятия «система»  можно описать, используя категории  «координация» и «интеграция».
     Элементами  планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования Взаимосвязь между  подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, то есть на уровне функциональных подразделений (отдела маркетинга, производственного  отдела, финансового отдела).
     Единое  направление плановой деятельности, общность целей всех элементов экономической  организации становятся возможными в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии, например организация в целом ==> продуктовое подразделение => цех ==> бригада), их интеграции.
     Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в том, что деятельность ни одной части  организации нельзя планировать  эффективно, если такое планирование не связано с плановой деятельностью  отдельных единиц данного уровня, всякие изменения в планах одного из подразделений должны быть отражены в планах других подразделений. Таким  образом, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования на предприятии.
     Интеграция  плановой деятельности предполагает, что в организации существует разнообразие относительно обособленных процессов планирования и частных  планов подразделений, то есть разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует, исходя из общей  стратегии фирмы, а каждый отдельный  план является частью плана более  высокого подразделения и организации  в целом. Все планы, созданные  в организации, - это не просто совокупность, набор документов, это их взаимосвязанная  система. 

     Принцип участия.
     Принцип участия тесно связан с принципом  единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации  становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой  им функции. То есть процесс стратегического  планирования должен привлекать к себе всех тех, кого оно непосредственно  затрагивает. Стратегическое планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным. 
 

     Выгоды  реализации принципа участия.
     Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную  информацию об организации, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной  информацией облегчается.
     Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к  тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а  участие в достижении целей организации  приносит удовлетворение собственных  потребностей работников. У каждого  из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в  организации
     В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь планированием, развивают  себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется  горизонт их личных возможностей, а  значит, организация приобретает  дополнительные ресурсы для решения  своих будущих задач.
     В-четвертых, партисипативное планирование объединяет две функции менеджмента, которые  часто вступают в противоречие друг с другом, - оперативное руководство  и планирование. Планы перестают  быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.
     Организация партисипативного планирования. Если организация невелика, система участия  в процессе планирования может быть основана на непосредственных контактах  между руководством фирмы, плановиками (если они есть) и работниками.
     Практическое  участие коллективов работников в планировании может быть организовано в рамках таких структур как «кружки  качества».
     «Кружки качества» возникли в начале 60-х  годов в Японии как реакция  на посредственный уровень японских товаров. До второй мировой войны  слова «сделано в Японии» означали дешевые и низкокачественные  товары. Эта ситуация напоминает сегодня  положение в китайском, а отчасти, и в молодом российском бизнесе. Кружки качества были введены для  осуществления внутреннего  контроля за качеством, то есть контроля со стороны самих рабочих, без внешнего давления на них для решения этой проблемы.
     Кружок  качества представляет собой небольшую (6-10 человек) группу работников одного производственного уровня, которые  осуществляют анализ проблем, связанных  с их работой. В современных условиях сфера деятельности кружков качества гораздо шире, чем это обозначено в их названии.
     Обсуждение  стратегии контроля за качеством  в кружках дополняется изучением  наиболее важных вопросов повышения  общей производительности фирмы. Работники  привлекаются к коллективному анализу  инновационных, технологических, образовательных  проблем, что создает атмосферу  новаторства и творческого поиска в решении основных задач деятельности фирмы.
     Иногда  собрания кружков проводятся на добровольной основе, в нерабочее время. В некоторых  случаях руководство компаний самостоятельно организует деятельность кружков качества и разрешает проводить их в  рабочее время, а участие в  собраниях после завершения рабочего дня оплачивается как сверхурочные.
     В крупных компаниях для организации  партисипативного планирования могут  быть рекомендованы более жесткие, вертикально построенные структуры, некоторые позволят осуществлять прямую и обратную связь между всеми  уровнями организации. 
 

     Принцип непрерывности.
     Смысл принципа непрерывности заключен в  том, что:
     процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, в рамках установления цикла;
     разработанные планы должны непрерывно приходить  на смену друг другу (второй - на смену  первому, третий - на смену второму).
     Второе  из условий непрерывности планирования - постоянное последование планов друг другу - компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания компаниями процесса планирования. Фирмы  разрабатывают план в течение  определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до начала следующего периода. Процесс  планирования должен быть непрерывным  исходя из следующих важных предпосылок:
     • неопределенность внешней среды  и наличие непредусмотренных  изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее  исправление и уточнение планов;
     • изменяются не только фактические предпосылки, но и представления фирмы о  своих внутренних ценностях и  возможностях. Если фирма не будет  учитывать такие изменения, запланированный  и полученный результат может  оказаться никому не нужным.
     И, наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников фирмы  в плановую деятельность со всеми  вытекающими из этого выгодами. 

     Принцип гибкости.
     Принцип гибкости взаимосвязан с принципом  непрерывности и заключается  в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.
     Для осуществления принципа гибкости планы  должны составляться так, чтобы в  них можно было вносить изменения  увязывая их с изменяющимися внутренними  и внешними условиями. Поэтому планы  обычно содержат так называемые резервы, иначе называемые «надбавками безопасности», или «подушками».
     Однако  существуют определенные пределы резервов планирования.
     • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе  планы окажутся неточными,
     • слишком низкие пределы влекут за собой слишком частые изменения  в планах, что размывает ориентиры  деятельности фирмы.
     С финансовой точки зрения обеспечение  принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затрат должен соотноситься с вероятным будущим  риском. Например, фирма должна быть готова выделить дополнительные затраты  на приобретение оборудования, если по ее прогнозам выпуск новых видов  изделий потребует переналадки  такого оборудования.
     Придание  гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько  высокими, что гибкость плана и  связанные с ней преимущества не окупят их. 

     Принцип точности.
     Всякий  план должен быть составлен с такой  степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы  неизвестностью. Другими словами, планы  должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют  внешние и внутренние условия  деятельности фирмы.
     Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено  ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений  деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем  очень невелико, а диапозон и скорость изменений постоянно растут. В  планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы. 

     Методы  стратегического  планирования
           Выделяют два основных метода  планирования – балансовый и  нормативный.
     Балансовый  метод – это  совокупность приемов,  способов  выявления иобеспечения пропорций и связей через  разработку  взаимосвязанных  балансов.
     Этот  метод  предназначен  для  увязки  объема  и   структуры   общественнойпотребности  с  материальными,   трудовыми   и   финансовыми   ресурсами   исогласованием всех разделов и показателей  плана как  экономического,  так  исоциального развития. Применение этого  метода позволяет  выявить  и  увязатьнатурально-вещественные и  стоимостные пропорции в развитии экономики.
           Разрабатываемые    в    процессе    планированные    балансы     можноклассифицировать  по следующим признакам:
     а)  по  признаку  стадии  планирования  (прогнозные,  плановые  и   отчетныебалансы)
     б) по сроку действия (текущие, перспективные)
     в) по признаку назначения (материальные, трудовые, финансовые)
           Нормативный  метод  основан   на  определении  и  применении   норм   инормативов. Нормы и   нормативы  для  определенной  совокупности  показателейвзаимосвязаны. Норма –  это  научно  обоснованная  мера  необходимых   затратресурсов на изготовление  единицы продукции заданного   качества.  Норматив  –это  научное   обоснованное  соотношение  в   пропорциях,   наиболее   простоеколичественное  выражение социально-экономических связей, которое  охватываетдве  величины:  расход  материалов  на  единицу  продукции  и   потребляемыепродукции на душу  населения.  Все  нормативы,  применяемые  в  планированиидолжны  быть  прогрессивными  и   реальными,   учитывать   достижения   НТП,организационно-технологические и  социально-экономические    ограничения
конкретного периода.
       Всю совокупность норм и нормативов  можно разбить на группы:
а) нормы  и нормативы, отражающие потребление  услуг населением
б) экономические  нормативы
в) нормы  и нормативы, используемые в технико-экономических  расчетах.
           На нормах и нормативах основываются  все технические,  экономические ибалансовые расчеты. Непременным условием прогрессивности  норм  является  ихпересмотр, в связи с меняющимися условиями производства.
           Этот  метод  применяется   при  разработке   всех   планов   социально-экономического  развития. Поэтому перед разработкой  плана,  для  каждого  егораздела  должна быть сформулирована своя  нормативная база. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Механизмы  осуществления и  реализации стратегического  планирования на  предприятии 

     2.1. Концепции к системе  стратегического  планирования. 
 

     Часто считают, что западные методы управления хороши в условиях стабильной американской или западноевропейской экономики, но не учитывают местной специфики, и потому неприменимы в хаотичной  постсоветской среде. Однако никто  не сказал: в чем именно состоит специфика управления в странах СНГ с позиций технологий управления.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.