На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Электронная коммерция, состояния и перспективы развития

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки Российской Федерации
     Федеральное агентство по образованию
     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
     «Хабаровская  государственная академия экономики  и права»
     Коммерческий  факультет
     Кафедра экономики и управления на предприятиях торговли 
 
 

 
     Курсовая работа 

     Управление  предприятием торговли
     На  тему: Электронная коммерция, состояния  и перспективы развития 

     Фамилия ___________________________________________
     Имя_________________Отчество_____________
     Номер группы________________________________________
     Рецензент__________________________________________________
                                                                                      (Ф.И.О., должность) 
 
 
 
 

 
Хабаровск 2011 

Реферат
 
 
        Контрольная работа содержит 43 страниц пояснительной записки формата А4, 13 литературных источников.
     ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ, ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ, ИНТЕРНЕТ-АУКЦИОН, ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА, ИНТЕРНЕТ.
     Предмет исследования – деятельность интернет - аукциона «Молоток.Ру».
     Объектом  исследования - интернет – аукцион «Молоток.Ру».
     Целью данной курсовой работы является изучение электронной коммерции, ее состояния на данном этапе и разработка предложения по ее совершенствованию.
     Курсовая  работа содержит четыре главы. В первой главе рассмотрена история развития электронной коммерции, сущность, содержание, во второй главе рассмотрены проблемы и анализ правового обеспечения организации виртуальной торговли, в третьей главе проанализирована деятельность интернет – аукциона «Молоток.Ру», в четвертой главе предложены пути развития электронной коммерции.
     Данная  контрольная работа может быть применена как рекомендация для усовершенствованию работы интернет – аукциона «Молоток.ру».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Содержание
 
 
    Введение                                                                                               4
     1. История развития электронной  коммерции, сущность, содержание, тенденции  развития                                                                                     7
     2. Проблемы и анализ правового  обеспечения организации виртуальной  торговли                                                                                                     13
     3. Анализ деятельности виртуального  торгового предприятия на примере  интернет - аукциона «Молоток»                                                     25
     4. Пути развития электронной коммерции                                        30
     Выводы  и предложения                                                                     34
     Заключение                                                                                        37
     Список  использованной литературы                                                    38
          Приложения А – Сравнительный анализ предприятий конкурентов   39
          Приложения Б – Динамика численности персонала по стажу работы 40
         Приложения В - Динамика численности персонала по уровню образования                                                                                               40
     Приложения Г – Организационная структура управления интернет – аукциона «Молоток.Ру»                                                                                41
     Приложения Д – Ранжирования товаров по ассортименту                  42
       Приложения Е - Соотношение физических и юридических лиц           43
       Приложения Ж - Показатели доходов и расходов интернет - аукциона Молоток.Ру                                                                                                  45
     Приложения З - Финансово-хозяйственная деятельность в динамике  45
 
 
 
 
 
    Введение
 
    Начиная с середины 90-х годов во всем мире наблюдается рост активности в области  онлайновой торговли. Вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудование в Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами. (Появилось  большое количество книжных магазинов, магазины компакт-дисков и т.д.) Сейчас практически любые товары можно купить через сеть Интернет.
    Электронная коммерция - это процесс зарабатывания  денег с использованием Интернет-технологий, или это такая форма поставки продукции, при которой выбор  и заказ товаров осуществляется через компьютерные сети, а расчеты  между покупателем и поставщиком  осуществляются с использованием электронных  документов и/или средств платежа. При этом в качестве покупателей  товаров (или услуг) могут выступать  как частные лица, так и организации.
    Термин "электронная коммерция" объединяет в себе множество различных технологий, в числе которых - EDI (Electronic Data Interchange - электронный обмен данными), электронная  почта, Интернет, интранет (обмен информацией  внутри компании), экстранет (обмен  информацией с внешним миром). Таким образом, электронную коммерцию  можно характеризовать как ведение  бизнеса через Интернет.
    Системы электронной коммерции можно  разделить на два класса - системы  для организации розничной торговли и системы для взаимодействия с деловыми партнерами (системы бизнес для потребителя и бизнес для  бизнеса).
         Имеется множество преимуществ,  вот лишь некоторые из них:
    ·    значительно увеличивается оперативность получения информации, особенно при международных операциях;
    ·    значительно сокращается цикл производства и продажи, т.к. больше нет необходимости каждый раз вводить полученные документы, к тому же снижается вероятность возникновения ошибок ввода;
    ·    значительно снижаются затраты, связанные с обменом информацией за счет использования более дешевых средств коммуникаций;
    · использование интернет-технологий электронной коммерции позволяет компании стать более открытой по отношению к клиентам;
    · позволяет легко и быстро информировать партнеров и клиентов о продуктах и услугах;
    ·   позволяет создавать альтернативные каналы продаж, например, через электронный магазин на корпоративном сайте
    Актуальность  данной темы обусловлена тем, что мировая экономика приобретает все более виртуальный характер - виртуальные банки, магазины, библиотеки, биржи - все это уже действительность дня. Интернет как наиболее яркое проявление новых информационных технологий стал сегодня символом нового мира, новых экономических решений.
     Предмет исследования – деятельность интернет - аукциона «Молоток.Ру».
     Объектом  исследования - интернет – аукцион «Молоток.Ру».
     Цель  данной курсовой  работы рассмотреть  особенности электронной коммерции  и разработать предложения по ее совершенствованию. Изучение данной проблемы осуществлялось на примере  деятельности интернет -аукциона «Молоток.Ру».
       В соответствии с поставленной целью  были определены следующие задачи:
       - проанализировать правовое регулирования виртуальной торговой организации;
       - изучить и проанализировать деятельности виртуального торгового предприятия;
       - разработать предложения в сфере  развития электронной коммерции. 
       Методы  исследования:
       - анализ документов, статистических  данных;
       - анализ  данных   периодической   печати, учебной   литературы, практических  пособий.
       Теоретическая и практическая значимость работы заключается  в том, что сформулированные в  результате исследования выводы и предложения  могут быть востребованы в практической деятельности предприятия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     1. История развития  электронной коммерции,  сущность, содержание, тенденции развития
 
       Электронная коммерция – это  организация коммерческой деятельности  посредством интернет технологий  и с использованием сети интернет.
     Электронный бизнес строится на трех основных технологиях: возможность поставщику разместить в сети интернет информацию о своих  товарах или услугах и принимать  заказы на них электронным путем; возможность покупателю получить доступ к электронным каталогам компаний-поставщиков  и заказывать товары или услуги онлайн; система электронных платежей. Необходимо отметить, что система электронных  платежей, являясь неотъемлемой частью электронной коммерции, уже сама превратилась в отдельный электронный  бизнес [1.ст.136].
     Отдельного  упоминания заслуживает электронный  бизнес, полностью проходящий в сети, в котором взаимодействие поставщика и покупателя ограничивается только сетью интернет. Подобная электронная  коммерция позволяет минимизировать издержки компании, повысив, таким образом, ее прибыльность. К таким видам  электронной коммерции относятся  магазины, торгующие разнообразным  программным обеспечением, аудио  и видеоматериалами, предоставляющие  разнообразные услуги в сети интернет, интернет биржи, интернет доски объявлений и т.п. Кстати говоря, при том, что  понятия электронная коммерция  и электронный бизнес упоминаются  сегодня практически как синонимы, специалисты настаивают на отличии  электронного бизнеса от электронной  коммерции в том, что в случае с электронным бизнесом все бизнес процессы происходят в сети, тогда  как электронная коммерция –  это всего лишь перевод системы  сбыта в интернет.
       В зависимости от того, какая  структура является поставщиком,  а какая – покупателем, электронный  бизнес имеет несколько направлений:
     B2C (бизнес клиенту),
     B2B (бизнес бизнесу),
     B2G (бизнес государству),
     C2C (клиент клиенту),
     G2B (государство бизнесу).
     Электронная коммерция на сегодняшний день имеет  хоть и непродолжительную, но очень  богатую событиями историю. Предпосылкой для появления электронной коммерции  стал переход США от индустриального  к постиндустриальному этапу  развития  экономики, когда основным продуктом в экономике становится не товар, а услуга, а сам товар  уже не рассматривается отдельно от организации его продажи и  обслуживания. При этом подавляющее  большинство принципиальных изменений  электронный бизнес претерпел в  последние двадцать лет, хотя начало электронной коммерции было положено еще в 1960 году. Именно тогда американские компании American Airlines и IBM приступили к  разработке системы электронного бронирования авиабилетов, которая позволяла American Airlines оперативно управлять доходностью  с помощью изменения цен на билеты с учетом наличия свободных  мест.
     Следующим этапом стало управление запасами предприятий  с помощью применения электронных  технологий. Активно развивающееся  массовое производство ставило перед  предпринимателями задачи по планированию спроса и, соответственно, запасов для  того, чтобы, с одной стороны, обеспечить достаточные запасы для бесперебойной  торговли, а с другой, не замораживать оборотные средства в виде чрезмерных запасов.
     Использование электронных технологий для решения  этих задач позволяло значительно  снижать издержки. А в конце 60-х  годов вычислительная техника стала  применяться уже для комплексного планирования деятельности предприятий  – закупки, производство,  сбыт, управление персоналом – все рассматривалось  как единая система с целью  минимизации затрат на каждом этапе.
     Следующий шаг в своем развитии электронный  бизнес сделал с появлением электронных  банковских карт. В конце 60-х годов  число владельцев пластиковых карт резко выросло за счет рассылки их почте, а вслед за этим стремительно увеличилось и число торговых точек, работающих с картами, а банки  были вынуждены присоединяться к  основным платежным системам. В 1976 году появилось понятие электронной  подписи, без которой современная  электронная коммерция просто немыслима. В 1977 году более двухсот банков Америки  и Европы были объединены межбанковской  сетью финансовых сообщений. А в  начале 80-х годов появляются первые системы проведения электронных  платежей. Тогда они проводились  с помощью специального программного обеспечения исключительно в  закрытых компьютерных сетях [2.ст.138].
     В конце 80-х электронная коммерция  активно внедряется в сферу туризма, когда компьютерной сетью связываются  несколько миллионов туристических  агентств и многочисленные авиакомпании, а также отели и фирмы по прокату автомобилей. Это позволило  продавать комплексные туристические  продукты в одном месте, удаленном  от местонахождения поставщика услуги и повысить общий спрос на туристические  услуги.
     В 1989 году был разработан основополагающий стандарт современного интернет пространства - стандарт World Wide Web (WWW) – глобальная гипертекстовая система. Созданный  на ее основе протокол http стал основным транспортным протоколом Интернета. В  том же году открылся предшественник диллингового центра – электронный  бизнес появился на бирже ценных бумаг.
     Вплоть  до 1990 года коммерческое использование  сети интернет было запрещено, вследствие чего электронная коммерция не могла  развиваться в полную силу. Однако в 1990 году к работе в сети интернет были допущены первые крупные частные  корпорации, а управление самой сетью  интернет, находящейся до той поры под полным контролем американских государственных органов, было передано частным структурам. Уже в 1992 году коммерциализация сети интернет получила одобрение от Конгресса США, и с этого момента электронная коммерция вступила в новую фазу своего развития. В 1993 году были изобретены технологии для будущих электронных денег, а в 1994 году в сети интернет появилась первая электронная платежная система.
     В 1995 году открылся сайт интернет магазина Amazon, являющийся сегодня крупнейшим интернет магазином в мире. Тогда  же начал действовать первый интернет банк. Нужно отметить, что первые интернет магазины, по сути, вели электронный  бизнес по давно отработанной технологии торговли по телефону и почте, которая  на тот момент была широко распространена в США. В 2003 году начал свою работу всемирный музыкальный магазин ITunes.
     В России электронная коммерция активно  развивается примерно с 1998 года. В 1999 году Московская Межбанковская Валютная биржа начала прием электронных  заявок на покупку и продажу валюты с помощью открытого мощного  интернет шлюза, и электронный бизнес в России пополнился системой интернет-трейдинга. На сегодняшний день электронный  бизнес - это многочисленные интернет магазины, системы электронных платежей, интернет биржи, интернет аукциона и  прочие.
     Сегодня электронная коммерция предоставляет  самые широкие возможности, как поставщикам, так и клиентам. Среди этих возможностей:
     Самостоятельная регистрация покупателя на сайте  поставщика. Это создает дополнительные удобства в обслуживании для клиентов, а поставщикам позволяет осуществлять адресную рекламу своих товаров  и услуг и маркетинговые исследования в процессе продаж.
     Оформление  заказов через интернет с помощью  электронных каталогов и прайс-листов. Данная возможность обеспечивает значительную экономию времени на поиске необходимого товара или услуги и сравнении  цен различных поставщиков.
     Электронная обработка заказа, включая проверку наличия товара на складе, расчет возможных  сроков поставки. Данная возможность  является неотъемлемой функциональной часть логистической системы  предприятия.
     Прием оплаты за покупку через интернет. Оплата при этом может осуществляться посредством банковских карт через  защищенные платежные терминалы, а  также с помощью локальных  или международных платежных  интернет систем.
     В некоторых случаях поставка или  оказание услуги производится также  в сети.
     Консультации  по использованию купленных товаров, круглосуточные службы технической  поддержки, работающие в виде чатов.
     Электронная коммерция имеет все возможности  для дальнейшего развития. Во-первых экономия на затратах интернет магазинов  позволяет им снижать цены, и покупать в интернет магазинах сегодня  порой гораздо выгоднее, нежели в  обычных магазинах. Этот факт обеспечивает и постоянный приток покупателей, и  появление новых игроков на рынке. Электронный бизнес становится более  конкурентным, что в свою очередь  положительным образом сказывается  на уровне качества оказываемых услуг  и предлагаемых товаров.
     Современная электронная коммерция основана на использовании персонального  компьютера, однако, если сегодня использование  в этой сфере мобильных телефонов  распространено не так широко, как  использование компьютеров, то, как  прогнозируют аналитики, в ближайшее  время электронный бизнес может  быть переориентирован на использование  сотовых телефонов. Это связано  с тем, что, с одной стороны, сотовый  телефон является абсолютно мобильным  и легко управляемым устройством, а с другой стороны, современные  технологии сотовой связи способны обеспечить техническую базу для  полноценного вхождения телефонов  в электронный бизнес. Кроме того сотовые аппараты уже имеют систему  идентификации пользователя, а у любого владельца имеется счет, открытый сотовым оператором, который может быть использован для расчетов.
     Вне зависимости от того, как техническая  платформа станет в будущем основной для электронной коммерции, абсолютно  ясно, что она со временем займет доминирующие позиции в бизнесе [3.ст.218].
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2. Проблемы и анализ  правового обеспечения  организации виртуальной торговли
 
     Основной  правовой принцип «электронной коммерции» состоит в том, что стороны  не вправе ставить под сомнение законность и действительность сделки только на том основании, что она совершена  электронным способом.
     Однако  добиться неукоснительного соблюдения этого принципа исключительно на основании специального соглашения между сторонами об использовании  при совершении сделок электронных  средств не всегда возможно, что  часто порождает специфические  юридические сложности. В частности, отсутствует определенность в вопросе  о том, все ли положения такого соглашения будут обладать равной юридической  силой в случае судебного разбирательства, учитывая, что в законодательстве ряда стран предусматривается право  сторон по договору оспорить законность передачи тех или иных сообщений  на том основании, что в данном случае требуется письменный документ либо документ, заверенный собственноручными  подписями сторон.
     Следовательно, чисто договорный подход к электронному обмену данными наряду с такими преимуществами, как гибкость и разнообразие возможных  условий, является ограниченным, ибо  он не в состоянии преодолеть правовые препятствия использованию ЭОД, которые могут возникать в  силу императивных положений закона (или прецедентного права) [4.ст.116].
     Кроме того, стороны такого договора не могут  эффективно регулировать права, обязанности  и ответственность третьих лиц-посредников  между составителями и адресатами электронных сообщений. Посредник, не будучи стороной такого соглашения, является тем не менее важнейшим  участником «электронной коммерции». Речь идет о названных выше независимых  поставщиках услуг, системных службах  или сетях, которые оказывают  содействие при организации связи, например, эксплуатации электронного почтового ящика, куда могут направляться сообщения, хранении сообщений или других более сложных операциях (торговые системы).
     Для того чтобы помочь странам преодолеть подобные правовые препятствия, в 1995 г. Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной  торговли (ЮНСИТРАЛ) был разработан Типовой закон «О правовых аспектах электронного обмена данными». Закон  представлен в качестве модели, с  помощью которой страны могут  в национальном законодательстве решить основные проблемы, связанные с юридической  значимостью записей в памяти ЭВМ, требованием письменной формы, удостоверением подлинности, общими условиями, распределением риска и ответственностью при несоблюдении сторонами обязательств, возникающих из договоров, заключенных  при помощи электронных средств. Типовой закон предусматривает  равный правовой режим для бумажной документации и компьютеризированной информации. Предполагается, что с  помощью включения предусматриваемых  им процедур в национальное законодательство для урегулирования тех ситуаций, когда стороны выбирают электронные  средства передачи данных, государство, принявшее подобный законодательный  акт, создает правовую среду, нейтральную (без каких-либо предпочтений) по отношению  к различным носителям информации.
     На 29-й сессии ЮНСИТРАЛ, проведенной  в Нью-Йорке 14 июня 1996 г., были утверждены новый текст Типового закона и  его новое название: «О коммерческих операциях с применением электронных  средств». Большая часть текста соответствует  раннему проекту, однако значительно  отличается от него порядком статей.
     Что же касается правовой ситуации в России, то отечественное законодательство довольно оперативно и в то же время  несогласованно и противоречиво  отреагировало на мировой прогресс в области электронных сделок.
     В наиболее общем виде вопрос представлен  в Законе «Об информации, информатизации и защите информации». Прежде всего, этот закон ввел два обобщающих понятия: «документ» (документированная информация) и «информационная система».
     Первое  понятие означает зафиксированную  на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Второе понятие (усложненное, однако небесполезное  для применения в юридическом  смысле) относится к организационно-упорядоченной  совокупности документов (массивов документов) и информационных технологий, в том  числе с использованием средств  вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.
     В ст. 5 Закона говорится, что данные (информация), полученные, хранимые, обрабатываемые и передаваемые с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, могут признаваться в качестве документов, имеющих юридическую  силу. Для этого такой документ должен быть оформлен с соблюдением  норм, установленных соответствующим  стандартом. Юридическая сила документа  может подтверждаться электронной  цифровой подписью.
     Обновленное гражданское законодательство (п. 2, ст. 434 ГК РФ), перечисляя способы заключения договоров в письменной форме, указывает, что договор может быть заключен также путем обмена документами  посредством «телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны  по договору». Таким образом, современный  гражданский закон признает и  иные варианты письменной формы договора, нежели традиционные документы на бумажном носителе, содержащие собственноручные подписи сторон. Перечень используемых при заключении договора технических  средств, содержащийся в названной  выше статье ГК, включает электронно-вычислительную технику, при помощи которой стороны  создают и направляют друг другу  безбумажные документы.
     В российской практике электронного документооборота распространенным средством защиты информации является так называемая электронная цифровая подпись (ЭЦП). Последняя одновременно служит подтверждением достоверности передаваемой при  помощи ЭВМ документации, а также  свидетельством того, что она составлена и подписана должным образом  уполномоченным лицом. Технология цифровой подписи позволяет защитить информацию от несанкционированного прочтения, изменения  и подлога вне зависимости  от степени защиты канала связи [5.ст.156].
     В соответствии с ч. 2, ст. 160 Гражданского кодекса РФ при совершении сделок допустимо использование «электронной цифровой подписи либо иного аналога  собственноручной подписи в случаях  и порядке, предусмотренных законодательными актами или соглашением сторон». Таким образом, сделки, совершенные  с применением («подписанные») ЭЦП, отвечают формальным требованиям простой  письменной формы.
     Данной  норме ГК корреспондируют рекомендации, содержащиеся в письме Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № С1-7/ОП-587: в случае, когда  стороны изготовили и подписали  договор с помощью электронно-вычислительной техники, в которой использована система цифровой (электронной) подписи, они могут представлять в арбитражный  суд доказательства по спору, вытекающие из этого договора, также заверенные цифровой (электронной) подписью.
     Если  же между сторонами возник спор о  наличии договора и других документов, подписанных цифровой (электронной) подписью, арбитражный суд должен запросить у сторон выписку из договора, в котором указана процедура  порядка согласования разногласий, на какой стороне лежит бремя  доказательства тех или иных фактов и достоверности подписи. С учетом этой процедуры арбитражный суд  проверяет достоверность представленных сторонами доказательств. При необходимости  арбитражный суд вправе назначить экспертизу по спорному вопросу, используя при этом предусмотренную договором процедуру.
     В данном вопросе, как это случается  и в зарубежной практике, принцип  договорной свободы в согласовании сторонами электронной подписи  при совершении сделок, реализованный  в Рекомендациях Высшего арбитражного суда РФ, вошел в противоречие с  общим административным подходом к  электронному Документообороту на уровне закона. Так, в соответствии с п. 2, ст. 5 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую  силу после его подписания должностным  лицом в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации, а вовсе не только договоренностью  сторон.
     Примечательно, что в российской договорной практике можно констатировать наличие абсолютно  тех же проблем, что и в странах, где уже давно применяется  электронный обмен данными, а  именно:
     - неопределенность относительно  юридической силы положений договора, предусматривающих достаточно неформализованную  процедуру электронного заключения  сделок, в случае судебного разбирательства;
     - отсутствие четких указаний (или  ограничений) закона относительно  того, какие документы могут (или  не могут) быть использованы  в коммерческом обороте в виде  электронного сообщения и требований  к структуре и форме такого  сообщения;
     - неопределенность позиции законодателей,  а также Высшего арбитражного  суда относительно такой категории,  как электронная подпись. Не  ясно, какие именно средства защиты  информации от несанкционированного  доступа получили правовое признание  – только электронная цифровая  подпись или вся совокупность  аналогов собственноручной подписи,  используемых при электронном  обмене данными (шифры, коды, пароли  и т.д.);
     - отсутствие прямой обязанности  посредников – поставщиков услуг  по организации электронной связи  (в частности, торговых систем) – хранить, предоставлять по  запросу сторон или официальных  органов, а также подтверждать  подлинность созданных и переданных  с их помощью электронных документов [6.ст.200].
     Помимо  обозначенных существует еще одна проблема электронных сделок: в российских подзаконных актах сохраняются  в настоящее время и прямые требования, предписывающие использование  традиционных бумажных документов, целесообразность которых объясняется только тем, что бумажный документ может быть сразу же прочитан, а сообщения, передаваемые с помощью электронной связи, – лишь после распечатки на бумаге или воспроизведения на экране компьютера.
     Как и на международном уровне, такие  соображения, а также несогласованность  и противоречия в нормативных  актах представляют собой реальные правовые препятствия развитию современных  средств передачи данных в сфере  правового регулирования коммерческой деятельности.
     Соответственно  в отечественном законодательстве следует более обстоятельно отражать электронный обмен данными с  точки зрения оптимального соотношения  норм административного и частного права и разработать все необходимые  критерии соблюдения обязательной письменной формы при использовании электронных  документов. Данная задача потребует  создания новых правил как на уровне закона, так и на уровне отраслевых подзаконных актов.
     Следует обратить внимание законодателей на данную проблему, поскольку финансовый рынок активно использует для  заключения сделок в России электронный  обмен данными на базе всевозможных телекоммуникационных систем – как  частных (Reuter), так и государственных (платежная система Банка России).
     Создание  системы расчетов в режиме реального  времени предполагает в ближайшем  будущем отказаться от использования  в работе Банка России и кредитных организаций бумажных носителей первичной информации и перейти к работе с электронными документами.
     В первую очередь необходимо расширение законодательного толкования таких  понятий, как: «электронный обмен данными», «письменная форма», «подпись», «подлинник»  и др., не только фрагментарно в ГК РФ, а в обстоятельном специальном  законе. При подготовке последнего целесообразно исходить из так называемого  «функционально-эквивалентного подхода». Смысл такого подхода заключается  в том, чтобы проанализировать цели и функции тех традиционных юридических  требований, которые предъявляются  к составлению документов на бумаге, чтобы установить, как они могут  быть достигнуты с помощью методов, используемых при электронной передаче данных.
     К названным функциям относятся: обеспечение  того, что документ будет понятен  широкому кругу лиц; неизменность документа  с течением времени; создание возможностей для воспроизведения документа  таким образом, чтобы каждая сторона  имела одни и те же данные; создание возможности для удостоверения  подлинности данных посредством  подписи, а также обеспечение  того, что документ будет иметь  форму, приемлемую для государственных  органов и судов. Мировая практика показывает, что применительно ко всем функциям бумажного документа  электронные записи позволяют обеспечить такой же уровень безопасности, как  и документы, изготовленные на бумажном носителе, большую степень надежности и скорость обработки, особенно при  определении источника данных и  их содержания.
     Однако  применение функционально-эквивалентного подхода не должно привести к установлению подзаконными актами для пользователей  систем электронной передачи данных, более жестких стандартов надежности (и связанных с ними расходов), чем те, которые действуют в сфере обращения бумажных документов.
     Закон должен применяться к любому виду информации в форме сообщения  данных, используемой в контексте  коммерческой деятельности.
     Подобным  законом необходимо ввести в правовой оборот также ряд следующих понятий:
     - электронное сообщение – означает  информацию, производимую, направляемую, получаемую или хранимую с  помощью электронных, оптических  или аналоговых средств, включая  электронный обмен данными (ЭОД), электронную почту, телеграммы, телекс  или факс, но не ограничиваясь  этим;
     - электронный обмен данными (ЭОД)  – означает передачу от компьютера  к компьютеру с помощью электронных  средств информации с использованием  согласованных стандартов для  структуризации информации;
     - «отправитель» электронного сообщения  – лицо, от имени которого должно  быть направлено или подготовлено  сообщение до хранения, если таковое  имело место; исключается лицо, действующее в качестве посредника  в отношении этого сообщения;
     - «адресат» электронного сообщения  – лицо, которое, как предполагает  отправитель, должно получить  сообщение; исключается лицо, действующее  в качестве посредника в отношении  этогосообщения данных;
     - «посредник» в отношении конкретного  электронного сообщения – лицо, которое от имени другого лица  посылает, получает или хранит  это сообщение или предоставляет  другие услуги в отношении  этого сообщения;
     - «информационная система» – система  для подготовки, направления, получения,  хранения или иной обработки  электронного сообщения.
     Помимо  введения в правовой оборот указанных  выше понятий представляется целесообразным отразить в законе следующие ключевые позиции [7.ст.192].
     Эффективность, действительность и «подтверждаемость» информации не могут отрицаться только на том основании, что она представляется в форме электронного сообщения. В случаях, когда законодательством  предусматривается представление информации в письменном виде, этому требованию удовлетворяет электронное сообщение, если содержащаяся в нем информация может быть использована для последующей ссылки.
     Если  законодательством предусматривается  обязательное наличие подписи какого-либо лица, это требование удовлетворяется  в отношении электронного сообщения  при условии, что в качестве аналога  собственноручной подписи используется метод идентификации этого лица. Используемый метод идентификации  должен быть надежным при подготовке, представлении и одобрении данным лицом информации, содержащейся в  электронном сообщении.
     Если  законодательство требует представления  или сохранения информации в своей  первоначальной форме, то этому требованию удовлетворяет электронное сообщение  в тех случаях, когда:
     а) существует надежная гарантия сохранности  информации с момента ее первой подготовки в окончательном виде в форме  электронного сообщения или в  иной форме;
     б) требуется представление информации, и эта информация может быть представлена в полной и неизмененной форме. Уровень  требуемой надежности определяется с учетом цели подготовки информации и с учетом всех соответствующих  обстоятельств.
     Допустимость  и доказательная сила электронных  сообщений. При любом судебном разбирательстве  неправомерно отрицать доказательную  силу сообщения только на том основании, что оно имеет форму электронного сообщения.
     Сохранение  данных (сообщений).
     Если  законодательством предусматривается  обязательное сохранение документов, записей или информации в течение  определенного периода времени, то этому требованию удовлетворяет  сохранение электронного сообщения  при выполнении следующих условий:
     содержащаяся  в нем информация может быть использована для последующей ссылки;
     электронное сообщение сохраняет формат, в  котором оно было подготовлено, передано или получено, или формат, который  может быть показан для точного  отражения подготовленной, направленной или полученной информация;
     такая информация (при ее наличии) сохраняется  в той мере, в какой она позволяет  определить источник и направление  сообщения, а также дату и время  его подготовки или получения.
     Сторона по договору может выполнить данные требования, используя услуги третьего лица (системы), при соблюдении изложенных условий.
     Заключение  и исполнение договоров. С точки  зрения заключения договора, если иное не предусмотрено сторонами, предложение  заключить договор (оферта) и его  принятие (акцепт) могут выражаться с помощью электронных сообщений [8.ст.122].
     Если  при составлении и заключении договора используются электронные  сообщения, то этот договор не может  быть признан недействительным лишь на том основании, что для этой цели использовались электронные сообщения.
     В настоящее время большинство  правовых вопросов, связанных с применением  современных средств передачи данных, на практике регулируется в контексте  конкретных коммерческих договоров.
     В конце 1999 г. российской общественности был представлен для обсуждения проект Федерального закона «Об электронной  цифровой подписи», который был разработан ВНИИПВТИ в соответствии с Планом подготовки проектов федеральных законов  на 1999-2000 гг., утвержденным распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 21 мая 1999 г. № 803-р, а также во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1670-р  и приказа Минсвязи России (бывшего Ростелекома России) от 20 августа 1999 г. № 38 «О совершенствовании законодательной работы в отрасли телекоммуникаций».
     На  современном этапе развития общества в Российской Федерации в процессы повседневной деятельности активно  внедряются информационно-телекоммуникационные технологии. В этих условиях использование  корпоративных, региональных и глобальных телекоммуникаций для обеспечения  нормальной деятельности системы государственного управления и деловой жизни общества приобретает первостепенное значение [9.ст.238].
     Информация, представленная в электронной форме  и отображенная в компьютерах  и в телекоммуникационных сетях, т.е. электронный документ, существенным образом отличается от привычной  для нас формы представления  информации на бумажных носителях. Электронный  документ далеко не во всех случаях  обретает необходимую юридическую  силу.
     Потребность в придании электронному документу  юридической значимости, аналогичной  значимости бумажного документа, остро  ощущается в финансово-кредитной  сфере деятельности, а также в  системе государственного управления.
     Существенную  необходимость в регулировании  отношений, связанных с использованием электронных документов, испытывает коммерческая среда, где ускорение  делового оборота повышает темпы  развития экономики, что так необходимо России в настоящее время.
     Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» призван заложить законодательные  основы нормативного регулирования  отношений, связанных с использованием особого вида подтверждения подлинности  электронных документов – электронной  цифровой подписи.
     Этот  закон должен развить нормы ст. 160 Гражданского кодекса Российской Федерации, установившие, что использование  электронной цифровой подписи допускается  в случаях и в порядке, предусмотренных  законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Кроме  того, разрабатываемый федеральный закон призван раскрыть системообразующие нормы п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», согласно которым «юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью».
     Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» должен служить юридическим  фундаментом совершенствования  системы государственного управления и развития кредитно-финансовой и  коммерческой сфер [10.ст.118].
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.