На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Денежно-кредитная политика и ее основы

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


       МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ  ВПО БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
 
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
 
КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА  И ФИНАНСОВ
 
 
Курсовая работа
по дисциплине
Деньги Кредит Банки
ТЕМА: «Денежно-кредитная политика и её основные концепции».
 
 
 
Выполнила студентка
 группы Э-841
Николина С.О.
Руководитель: к.э.н. Лебедько Л.В.
 
 
 
                                                      Брянск 2010
Содержание.
Введение ……………………………………………………………….3
1.Теоретические аспекты денежно-кредитной политики………..5
1.1.Понятие денежно-кредитной политики……………………5
1.2Основные цели денежно-кредитной политики……………..8
2.Основные концепции денежно-кредитной политики……….…11
     2.1. Кейнсианская теория денег………………………………….12
     2.2. Монетарийский подход……………………………………..14
     2.3. Инструменты денежно-кредитной политики……………..17
3.Основные направления  денежно-кредитной политики Центрального Банка России в настоящее время…22
         3.1. Конституционная и законодательная основы
денежно-кредитной политики……………………………………….22
        3.2. Цели  и результаты денежно-кредитной  политики в настоящее  время……………………………………………….27
Заключение…………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………35
 
 
 
 
Введение.
    
       Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.
       Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития  народного хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования.                                                                                          Денежно-кредитная (монетарная) политика государства - очень демократичный инструмент воздействия на смешанную экономику, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. В идеале денежно-кредитная политика должна обеспечивать стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели. Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе.
 
        В качестве проводника денежно-кредитной политики выступает Центральный эмиссионный банк государства.    Такими банками, например, являются Центральный банк Российской Федерации (Банк России), Банк Англии, Банк Японии, Национальный банк Молдовы. 
         Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками.
       
          Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача – центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк играет роль кредитора в последней инстанции.
          Регулирующая деятельность Центрального Банка основана на анализе динамики макроэкономических показателей, в том числе валового национального продукта и национального дохода, индекса цен, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы.
   Кредитно-денежная политика на макроуровне - это совокупность мер, проводимых Центральным банком в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.
Механизм регулирования  включает методы, инструменты регулирования  наличных и безналичных банковских операций и конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок, банковской ликвидностью на макро-микроуровне.     
        Главной целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении объема производства, характеризующегося полной занятостью, отсутствием инфляции и ростом. В нашей стране на данном этапе рациональная денежно-кредитная политика должна минимизировать инфляцию и спад производства, не допустить роста безработицы. Несмотря на всю ее скромность, задача эта достаточно сложная.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Теоретические аспекты  денежно-кредитной политики
1.1. Понятие денежно-кредитной политики.
    
      Теории спроса и предложения денег, равновесие на денежном рынке являются научной основой для проведения государством обоснованной, взвешенной кредитно-денежной политики, направленной на стабилизацию экономического развития.
    Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита называется денежно-кредитной политикой.
   Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика служит одним из важнейших методов вмешательства государства в процесс воспроизводства.
   Современные экономические словари дают следующее определение понятия денежно-кредитной политики:
Денежно-кредитная  политика - это «проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита».
Денежно-кредитная  политика – это «совокупность мероприятий центрального банка и правительства, направленных на изменение денежной массы в обращении, объёма кредитов, процентных ставок и других показателей денежного обращения с целью снижения уровня инфляции, устойчивого роста денежной массы и создания предпосылок для стабильного экономического роста».
Денежно-кредитная  политика представляет собой одну из важнейших подсистем экономической политики государства. Это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Денежно-кредитная политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства.
Задача денежно-кредитной  политики состоит в том, чтобы  изменения в денежном предложении  соответствовали основным целям  экономического развития: повышению  деловой активности, снижению инфляции, поддержанию платежного баланса  и т.д.
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Основные цели денежно-кредитной политики.
 
     Основополагающей целью кредитно-денежной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Главная задача кредитно-денежной политики центрального  банка  - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика  центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".
      С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.
     Кредитная политика осуществляется косвенными и прямыми методами воздействия. Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты кредитования экономики (т.е. количественные ограничения кредита).
       В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:
-политики денежно-кредитной  рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении;
-политики денежно-кредитной  экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении.
       Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования в целях хозяйственного оживления.
      Основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.
       Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием  государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.
         В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:
    регулирование экономической активности агентов экономических отношений;
    достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;
    создание без инфляционной экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.Оснлвные концепции  денежно-кредитной политики.
      
          Совокупность мероприятий в области денежного обращения, направленные на изменение денежного кредита, называются денежно-кредитной политикой. Денежно-кредитная политика  рассматривается как важнейшее направление государственного регулирования экономики.
Поскольку в основе денежно-кредитной  политики лежит теория денег, изучающая, в том числе, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом, постольку содержание той или иной концепции денежно-кредитной политики напрямую зависит от того, в рамках какого направления современной экономической мысли она сформирована.
К числу современных направлений  экономической мысли принято  относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX – начале XX веков. А именно:
- маржинализм;
- монетаризм;
- неолиберализм;
- неоклассические направление  — австрийская, лозаннская, кембриджская, американская школы. Неоклассическая  теория роста П. Самуэльсона;
- институционально-социологическое  направление;
- математические концепции экономического  равновесия;
 Экономическое учение Дж.М.  Кейнса – кейнсианство, неокейнсианство;
В работе рассмотрены два  направления современной экономической  теории в области теории денег  и  принципы денежно-экономической  политики, предложенные этими теориями: кейсианская теория денег и монетаристкий  подход к теории денег.
2.1. Кейнсианская теория денег.
      
       Джон Мейнард Кейнс и его последователи  полагали,  что  рыночная структура экономики  обладает внутренними "пороками",  что она неспособна к саморегулированию.  Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для  предотвращения кризисов  и  обеспечения  стабильности,  должно проводить жесткую фискальную и денежную политику.
          Кейнсианцы не верят в саморегулирующийся рыночный механизм и считают, что для обеспечения нормального роста    и   достижения   экономического   равновесия   необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может, таким образом государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе и денежно-кредитные.
        Основные положения, отстаиваемые кейнсианцами в области теории денег, следующие:
    Рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему с многими внутренними «пороками». Поэтому государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе денежно-кредитные.
    Цепочка причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП такова: изменение денежного предложения является причиной изменения уровня процентной ставки, что, в свою очередь, приводит к изменению в инвестиционном спросе и через мультипликативный эффект - к изменению в номинальном ВНП.
    Основное теоретическое уравнение, на котором базируется кейнсианство:
Y=C + G + I ± NX,
где
Y - номинальный объем ВНП;
С - потребительское расходы;
G - государственные расходы на покупку товаров и услуг;
I - частные плановые инвестиции;
NX - чистый экспорт.
    Кейнсианцы отмечают, что цепь причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а центральный банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том,  как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина BНП)
    В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную (денежно-кредитную) политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетная политика.
 
 
 
 
 
 
 
2.2.Монетарийский подход.
       
         Надо сказать, что в целом со второй половины 70-х – начала 80-х гг.
ХХ века наблюдался кризис кейнсианской школы и  шел интенсивный  по-
иск новых подходов к регулированию  экономики. В результате в науке  преобладающим  стало  неоклассическое  направление, в том  числе монетаризм.
Главным теоретиком современного монетаризма был известный американский   экономист, лауреат   Нобелевской   премии   Милтон Фридмен.
В противовес кейнсианцам  монетаристы уверены во внутренней устойчивости  рыночной   экономики  и   считают, что   все   негативные моменты- это   результат   неумелого   вмешетальства в   экономику.
            Монетаристы отмечают более тесную связь между денежной массой в обращении и номинальным объемом ВНП. Они считают, что динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Основное уравнение количественной теории денег- уравнение обмена И.Фишера:
                             M x V = P x Q,            (1)
          где М- количество денег в обращении;
                V- скорость обращения денег;
      Р- уровень цен(индекс цен);
      Q- количество товаров и услуг, произведенных в рамках
                     национальной  экономики  за   определенный  период 
                     времени(обычно за год).  
       Произведение PxQ-  это   совокупность  денежных  средств, обер-
нувшихся за год. Количество проданных товаров и услуг  за  определен- 
ное время (Qt) приблизительно равно объему производства за тот же период (Yt). Если Р- средняя цена единицы произведенной продукции , то
         M x V = P x Y,     (2)
        где PxY-  объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р- как дефлятор ВНП. Отсюда имеем:
                  V= номинальный объем ВНП / М.     (3)
  При этом предполагается, что скорость обращения- величина постоянная, т.к. связана в устойчивой структурой сделок в экономике. Это допущение, безусловно, является абстракцией, т.к. с течением времени скорость обращения может меняться в связи с внедрением   новых   банковских  технологий, например,  кредитных карточек, банкоматов и т.д.
Если V= const, то ее можно заменить коэффициентом k :
k x M = P x Y,       (4)
и тогда проявляется явная  зависимость номинального объема ВНП  от денежного предложения, т.е. изменение  количества денежной массы в обращении  вызывает пропорциональное изменение  объема номиналь-
ного ВНП.
Реальный объем производства определяется имеющимися в данный момент в экономике факторами производства. Т.к. это величина заданная, то изменение  номинального объема ВНП определяется только изменением цен. Анализируя уравнение (4), можно придти к выводу, что  уровень цен прямо пропорционален денежной массе в обращении. Если это так, то очевидна зависимость  изменения уровня цен от изменения  денежного предложения. Известно, что изменение уровня цен - это показатель темпа инфляции. Таким образом прирост денежной массы в обращении будет определять, согласно количественной теории денег, темпы инфляции.
Современные теоретические  модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в которых учтены рациональные   моменты   каждой   из  теорий. Но все-таки  в долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход, хотя государство в краткосрочном  периоде не отказывается от непосредственного  воздействия на процентную ставку для  быстрого экономического маневрирования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2.3. Инструменты денежно-кредитной политики.
 
Рассмотрим теперь основные инструменты денежно-кредитной политики, с помощью которой центральный  банк осуществляет  свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь  изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными  бумагами и иностранной валютой, а также некоторые иные меры, носящие  жесткий административный характер.
Тремя основными наиболее эффективными средствами осуществления  денежно-кредитной политики являются:
    операции на открытом рынке, т.е. на рынке казначейских ценных бумаг;
    политика учетной ставки (дисконтная политика), т.е. регулирование процента по займам коммерческих банков у центрального банка;
    изменение норматива обязательных резервов.
В настоящее время в  мировой экономической практике основным инструментом являются операции на открытом рынке. Путем покупки  или продажи на открытом рынке  государственных ценных бумаг центральный  банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему  государства, либо изымать их оттуда.

    Политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования.


Ставка рефинансирования - это процент, под который центральный  банк  предоставляет кредиты финансово  устойчивым коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка - процент (дисконт) по которому центральный банк учитывает  векселя коммерческих банков, что является разновидностью их кредитования под залог ценных бумаг.
        Учетную ставку (ставку рефинансирования) устанавливает центральный банк. Уменьшение ее делает для коммерческих банков займы дешевыми. При получении кредита коммерческими банками увеличиваются резервы коммерческих банков, вызывая мультипликационное увеличение количества денег в обращении.
И наоборот, увеличение учетной  ставки (ставки рефинансирования) делает займы невыгодными. Более того, некоторые  коммерческие банки, имеющие заемные  резервы, пытаются возвратить их, т.к. они  становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к мультипликационному  сокращению денежного предложения.  Среди инструментов монетарной политики - политика учетных ставок (ставок рефинансирования) занимает второе по значению место после политики центрального банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложения денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

    Изменение нормы обязательных резервов коммерческих банков.


     
         В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.
          Минимальные резервы выполняют две основные функции:
           Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.
            Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии.
             Механизм действия этого инструмента денежно-кредитной политики заключается в следующем:
    если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению свободных резервов банков, которые они могут использовать для проведения ссудных операций. Соответственно, это вызывает мультипликационное уменьшение денежного предложения;
    при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликационное расширение предложения денег.
          Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы. Даже незначительное изменение нормы обязательных резервов способно вызвать значительные изменения в объеме банковских резервов и вызывать значительные изменения в кредитной политике коммерческих банков.
 
    Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику в качестве неотъемлемой части национальной стабилизационной политики. Выделяют две разновидности кредитно-денежной политики:
    Мягкая кредитно-денежная политика или политика "дешевых денег" ЦБ направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.
    Жесткая кредитно-денежная политика или политика "дорогих денег" носит ограничительный (рестриктивный) характер, сдерживает рост денежной массы и может быть использована в качестве противодействия инфляции.
          К преимуществам денежно-кредитной политики следует отнести:
    быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур);
    независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия);
    "мягкость", определенная "деликатность" в реализации основных задач в сравнении с официальной политикой.

    Операции на открытом рынке
 Главным инструментом    денежно-кредитной    политики   стали    интервенции Центрального  банка,  получившие   название    операций   на   открытом рынке.
 Этот   метод   заключается    в   том, что    Центральный     банк осуществляет   операции  купли-продажи   ценных  бумаг  в  банковской системе. Приобретение    ценных   бумаг    у    коммерческих     банков увеличивает ресурсы  последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот,   Центральные   банки   периодически   вносят изменения   в   указанный    метод  кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

    Некоторые иные методы регулирования денежно-кредитной сферы.


 
     Помимо экономических методов, посредством которых центральный банк проводит денежно - кредитную политику, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.
     К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, ограничение кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков.
    Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
Использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.
 
 
3. Основные направления  денежно-кредитной политики Центрального  Банка России в настоящее время.
 
3.1. Конституционная и законодательная основы
денежно-кредитной  политики.
         В соответствии с нормами статьи 75 Конституция Российской Федерации
«…Денежной единицей в  Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются…
Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую  он осуществляет независимо от других органов государственной власти…»
Содержание этой статьи Конституции  направлено на регулирование ряда важнейших  вопросов денежно - финансовой системы  в Российской Федерации.
В части первой данной статьи установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль, право эмиссии которого, т.е. право выпуска денежных средств  в обращение, принадлежит только Центральному банку Российской Федерации.
         В части второй ст. 75 Конституции установлено, что основной функцией Центрального банка Российской Федерации являются защита и обеспечение устойчивости рубля, что достигается целой совокупностью мер. Среди них следует особо обратить внимание на то, что Центральному банку Российской Федерации принадлежит право регулировать объем находящейся в обращении в нашей стране денежной массы, что способствует поддержанию покупательной способности рубля. Регулирование достигается чаще всего установлением Центральным банком учетных ставок при выдаче кредитов, определением валютных и рублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в них минимума обязательных резервов.
         Средством обеспечения курса рубля является также регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Для этого Центральный банк Российской Федерации использует в необходимых случаях свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах, а также обеспечивает так называемый "валютный коридор", т.е. гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю.
        Защита рубля обеспечивается и такими мерами, как выпуск денежных купюр, обладающих "средствами защиты", т.е. признаками, позволяющими избежать их подделки фальшивомонетчиками. Средством защиты рубля является установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр и пр.
           Федеральным законом РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» определены цели деятельности Банка России:
    защита и обеспечение устойчивости рубля;
    развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
    обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. (ст.3 ).
 Нормами статьи 4 Закона определены функции Банк России, среди которых одними из первых названы следующие:
    Центральный банк России, во взаимодействии с Правительством Российской Федерации, разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику;
    Центральный Банк монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
 
      Глава VIII Федерального закона РФ от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О Центральном Банке Российской Федерации» полностью посвящена денежно-кредитной политики.
Основными инструментами  и методами денежно - кредитной политики Банка России, в соответствии с  нормами статьи 35 главы VIII Закона являются:
1) процентные ставки по  операциям Банка России;
2) нормативы обязательных  резервов, депонируемых в Банке  России (резервные требования);
3) операции на открытом  рынке; 
4) рефинансирование кредитных  организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров  роста денежной массы;
7) прямые количественные  ограничения;
8) эмиссия облигаций от  своего имени.
Нормами статьи 36 Закона предусмотрено, что «…Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно - кредитной политики…»
 
  «…Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки…». (Статья 37 Закона).
     Нормами статьи 39 Закона установлено, что «…Под операциями на открытом рынке понимаются купля - продажа Банком России казначейских
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.