На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Новации и инновации

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2011. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Инновационный менеджмент — одно из направлений  процесса управления, ориентированное  на получение новых положительных  качеств различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации нестандартных управленческих решений. 

Главная задача инновационного менеджмента — управление процессами разработки и внедрения  инноваций на любом уровне посредством  их качественного и количественного  изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте. 

Кроме этого  одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации. 

К основным элементам  инновационной среды относят: 

инновации, т.е. совокупность научных и научно-технических результатов или продукт интеллектуального труда; 

товаропроизводителей  конкурентоспособной продукции, которые  выступают в качестве потребителя  тех или иных новшеств; 

инвесторов, обеспечивающих на свой страх и риск финансирование всего комплекса работ по созданию требуемых новшеств; 

инновационную инфраструктуру, то есть всю ту совокупность самых разных организаций и учреждений, без наличия которых инновационный  процесс развивался бы менее эффективно, например, бизнес-инкубаторы, технопарки, юридические и консалтинговые компании и т.п. 

Предмет изучения инновационного менеджмента — целенаправленные процессы создания, освоения и распространения  нововведений и обусловленные ими  изменения в социальных, экономических  и технических системах. 

Развернутое определение  инновационной деятельности как  объекта менеджмента включает два  основных аспекта: 

Во-первых, это  процесс поступательного развития науки и техники на основе объективных  экономических законов, обусловленный  необходимостью постоянного совершенствования производства в результате повышения уровня общественных потребностей. Он предполагает обновление производственной базы путем создания, распространения и практического использования новых научных знаний в хозяйственной практике, направленное на решение проблем комплексного социально-экономического развития общества. 

Во-вторых, это  использование комплекса элементов, составляющих инновационный потенциал  производства. Здесь рассматриваются  процессы и явления в области  эксплуатации высококвалифицированных научных и производственных кадров, выполняющих работы опытного характера на базе широкого использования существующего производственного потенциала, управленческого персонала, а также меры организационного, социального, экономического, правового плана, обеспечивающие реальную заинтересованность работников различных категорий в масштабах и результатах инновационной деятельности в организации. 

Инновационная деятельность — это сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники; планированием, финансированием и координацией НТП; совершенствованием экономических рычагов и стимулов; разработкой системы мер по регулированию комплекса взаимообусловленных мероприятий, направленных на ускорение интенсивного развития НТП и повышение его социально-экономической эффективности. 

Под инновационной  деятельностью в процессах разработки, освоения и реализации научно-технических  нововведений понимаются виды деятельности, непосредственно связанные с  получением, воспроизводством новых научных, научно-технических знаний и их реализацией в материальной сфере экономики. В большей мере инновационная деятельность связывается с доведением научных, технических идей, разработок до конкретной продукции и технологии, пользующейся спросом на рынке. 

Необходимым условием совершенствования экономического механизма управления инновационной  деятельностью в условиях формирования рыночной экономики является развитие инновационного менеджмента. 

Особо тщательного  рассмотрения требуют ключевые понятия теории инновационного менеджмента — новация и инновация. В трудах современных авторов до сих пор не наблюдается методологического единства в определении данных категорий, в связи с чем можно насчитать как минимум десять различных толкований новации и инновации. 

Впервые термин «инновация» появился в научных  исследованиях культурологов еще  в XIX в. и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую. 

Только в начале XX в. стали изучаться экономические  закономерности нововведений. В 1911 г. австрийский экономист Йозеф Шумпетер (1883—1950) в работе «Теория экономического развития» выделил две стороны хозяйственной жизни: 

статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства — участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна); 

динамическую (инновационный  кругооборот означает развитие —  особое, различимое на практике и в  сознании людей состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота). 

Новшества в  экономике внедряются, как правило, не после того, как у потребителя  стихийно возникнут новые потребности  и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям. 

Производить —  значит комбинировать имеющиеся  в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое  — значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений: 

1) изменения  вследствие использования новой  техники, новых технологических  процессов и нового рыночного  обеспечения производства; 

2) изменения  вследствие использования продукции с новыми свойствами; 

3) изменения  вследствие использования нового  сырья; 

4) изменения  в организации производства и  способов его материально-технического  обеспечения; 

5) изменения  вследствие появления новых рынков  сбыта. 

В 30-х гг. прошлого века Й. Шумпетер впервые предложил понятие «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Й. Шумпетер основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом, на что указывал в своих трудах Карл Маркс, а именно внедрению новшеств в хозяйство государства. Таким образом, именно Йозефа Шумпетера можно считать «отцом» понятия инновация, которую он трактовал как эффективное средство преодоления экономических кризисов. 

Именно в ходе исследований Й. Шумпетера выяснилось, что источником прибыли может  стать не только изменение цен  и экономия на текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен. 

Несмотря на то, что в практической деятельности Й. Шумпетер потерпел фиаско — банк, который он возглавил, разорился, а  министерство финансов, у руля которого талантливый австрийский теоретик встал чуть позже, довело страну до кризиса — именно этому ученому мы обязаны первым качественным обоснованием необходимости инновационной деятельности субъектов рынка. 

Более поздние  исследователи единства мнений по поводу определения сущности инновации не демонстрируют. Так, М. Хучек отмечает, что в «словаре польского языка» инновация означает внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, новинку, реформу. А.И. Пригожин считает, что нововведение сводится к развитию технологии, техники, управления на стадиях их зарождения, освоения, распространения на других объектах. Ю.П. Морозов под инновациями в широком смысле понимает прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции, новых организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера. 

В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят международной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 1993 г. в итальянском городе Фраскати) инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. 

Таким образом, инновация (нововведение) рассматривается  с нескольких сторон: 

во-первых, как  некоторый законченный общий  процесс получения, освоения, приспособления к новшеству (адаптации к нему), трансформации и выгодного использования новшества; 

во-вторых, как  часть процесса, ограниченная рамками  фирмы-создателя, рамками организаций, взявших на себя функции передачи новшества, обучения новому, рамками потребителя, который осуществляет свои операции трансформации и выгодного использования новшества; 

в-третьих, как  ряд результатов процесса получения  и использования новации, когда  в результате рыночной диффузии новшество  дошло до потребителя (то есть оно получено, приобретено), состоялась адаптация к новшеству (фирма подготовлена к его использованию), прошло его освоение (потребитель изучил новшество и научился его использовать), и проведена рутинизация новшества (то есть потребитель включил его в свою технологию деловых процессов и организационную культуру, теперь он проводит свои деловые операции по обновленной технологии, с новыми навыками), потребитель использовал новшество в своем деловом процессе (новшество используется), в результате которого повысил свою компетентность (новый уровень компетенции и новая цена его труда), получил от новшества выгоду в виде импульса новизны, новых знаний, более высокого технологического уровня и новых свойств производимых им продукции и услуг (снижение издержек, повышение производительности, возросшее качество, новый уровень сервиса). 

Проще говоря, новация (новшество) является, прежде всего, новой, оригинальной идеей. А инновация  становится результатом практического  освоения этой идеи — ее внедрения  и дальнейшего использования. Например, идея полета в космос, посетившая великого советского ученого, акад. С.П. Королева, или чертежи ракеты, подготовленные им и его коллегами — это новация. А вот первая ракета, успешно взлетевшая с космодрома — это уже инновация, как результат практического освоения новации. 

В соответствии с различными признаками инновации  могут быть классифицированы следующим  образом. 

По типу инновации  выделяют материально-технические  и социальные. 

С точки зрения влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации включают продуктовые инновации и технологические инновации. Продуктовые инновации позволяют обеспечивать рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних (на краткосрочную перспективу), так и за счет увеличения объема продаж (на долгосрочную перспективу). Технологические же инновации позволяют улучшить экономические показатели за счет совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, что в конечном итоге приводит к снижению издержек производства, а также к повышению качества продукции; увеличению объема продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей; возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов, которые невозможно было получить в силу несовершенства производственного цикла старой технологии. 

Технологические нововведения появляются либо в результате единого инновационного процесса, т.е. тесной взаимосвязи НИОКР по созданию изделия и технологии его изготовления, либо как продукт самостоятельных специальных технологических исследований. В первом случае инновации зависят от конструктивных и технических особенностей нового изделия и последующих его модификаций. Во втором случае — объектом инновации служит не конкретное новое изделие, а базовая технология, которая в процессе технологических исследований подвергается преобразованиям.  

По инновационному потенциалу выделяют: 

базисные инновации; 

модифицирующие  инновации; 

псевдоинновации. 

Базисные инновации  включают создание принципиально новых  видов продукции, технологий, новых  методов управления, формирующих  новую отрасль или подотрасль. Потенциальными результатами базисного  нововведения являются обеспечение  долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей и других модернизаций товара. Создание базисных нововведений связано с высоким уровнем рисков и неопределенностей: технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, но отдача от них непропорционально значительная. Примером базисной инновации можно считать магнитофон, воспроизводящий лазерные диски, после того как долгие годы звуковоспроизводящая техника работала по принципу «магнитная головка —магнитная пленка». 

Модифицирующие  нововведения приводят к дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Именно эти инновации (со сравнительно низкой степенью заключенной в них новизны) являются наиболее распространенным видом. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек ее производства и поэтому обязательно реализуется. 

Примером данного  вида инноваций будет появление  кассетного магнитофона, после того, как долгие годы магнитофоны воспроизводили бобины. Принцип звуковоспроизведения остался тот же — «магнитная головка  —магнитная пленка», однако внешний вид значительно изменен, изделие стало более удобным и практичным. 

Псевдоинновации — инновации, несущественно изменяющие базисные или модифицирующие и, зачастую, отличающиеся сомнительной степенью востребованности потребителем. Такие инновации появляются достаточно часто, когда новаторы предлагают нечто новое, не задумываясь о том, существует ли объективная потребность рынка в подобном нововведении. 

Пример псевдоинновации  — чайник с двумя носиками. 

По принципу отношения к предшественнику  инновации подразделяются на: 

замещающие (предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение  более эффективного выполнения соответствующих  функций); 

отменяющие (исключают  выполнение какой-либо операции или  выпуск какого-либо продукта, но не предлагают ничего взамен); 

возвратные (подразумевают  возврат к некоторому исходному  состоянию в случае обнаружения  несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения); 

открывающие (создают  средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников); 

ретровведения (воспроизводят на современном уровне давно уже исчерпавшие себя способы, формы и методы). 

Формирование  замысла, подготовка и постепенное  внедрение инноваций называется инновационным процессом. Инновационный процесс — более широкое понятие, нежели инновационная деятельность. Он может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степенью детализации: 

во-первых, как  параллельно-последовательное осуществление  научно-исследовательской, научно-технической, производственной деятельности и инноваций; 

во-вторых, как  временные этапы жизненного цикла  нововведения от возникновения идеи до ее разработки и внедрения. 

В общем виде, инновационный процесс — это  последовательная цепь событий, в ходе которых новшество реализуется от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется между субъектами рынка. Причем инновационный процесс не заканчивается так называемым внедрением, т.е. первым появлением на рынке нового продукта, услуги или доведением до проектной мощности новой технологии. Процесс не прерывается, т.к. по мере распространения в экономике нововведение совершенствуется, становится более эффективным, приобретает новые потребительские свойства, что открывает для него новые области применения, новые рынки, а значит, и новых потребителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Группа  факторов Факторы, тормозящие инновационный процесс Факторы, стимулирующие  инновационный процесс
Экономические, технологические - дефицит средств  для финансирования инновационных проектов  
- слабость материальной  и научно-технической базы  

- преобладание  интересов текущего, а не перспективного  производства
- наличие финансовых, материально-технических запасов  
- наличие необходимой  хозяйственной и научно-технической инфраструктуры  

- эффективная  система материального стимулирования  новаторов
Политические, правовые - ограничения  со стороны антимонопольного, налогового, патентно-лицензионного законодательства - законодательные  меры (особенно льготы), стимулирующие инновационную деятельность  
- государственная  поддержка инноваций
Организационно-управленческие - устоявшаяся  оргструктура, излишняя централизация,  авторитарный стиль управления, преобладание вертикальных потоков  информации  
- ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых и межорганизационных взаимодействий  

- ориентация  на сложившиеся рынки  

- ориентация  на краткосрочную окупаемость  

- сложность согласования  интересов участников инновационных  процессов
- гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок  
- децентрализация,  автономия, формирование целевых  проблемных групп
Социально-психологические, культурные - ожесточенное  сопротивление всему новому, которое может вызвать такие последствия, как необходимость поиска работы, перестройку устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций  
- боязнь неопределенности, опасение санкций за неудачу
- моральное поощрение, общественное признание  
- обеспечение  возможностей самореализации, освобождение  творческого труда  

- нормальный  психологический климат в трудовом  коллективе
 
Содержание инновационного процесса охватывает такие этапы  создания, как новшества и нововведения. 

Процесс создания новшества включает (жизненный цикл новшества). 

Стадия исследования: 

фундаментальные исследования и разработка теоретического подхода к решению проблемы. Фундаментальные  исследования — теоретическая или  экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях и свойствах социальных и природных явлений, о причинно-следственных связях относительно к их конкретному применению. Различают теоретические и поисковые фундаментальные исследования. К теоретическим относятся исследования, задачей которых являются новые открытия, создание новых теорий и обоснование новых понятий и представлений. К поисковым относятся фундаментальные исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий, новых, неизвестных ранее, свойств материалов и их соединений, методов анализа и синтеза. В поисковых исследованиях обычно известна цель намеченной работы, более или менее ясны теоретические основы, но не конкретизированы направления. В ходе таких исследований находят подтверждение, отвергаются или пересматриваются теоретические предложения и идеи. Положительный выход фундаментальных исследований в мировой науке составляет 5%; 

прикладные исследования и экспериментальные модели. Прикладные исследования направлены, прежде всего, на достижение конкретной цели или задачи, на выявление путей практического применения открытых ранее явлений и процессов; научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных научных результатов, которые в дальнейшем будут использованы в экспериментальных разработках; 

экспериментальные разработки, определение технических  параметров, проектирование изделий, изготовление, испытание, доводка. Разработка продукта — завершающий этап научных исследований, характеризующийся переходом от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. Цель разработки продукта — создание (модернизация) образцов новой техники, которые могут быть переданы после соответствующих испытаний в серийное производство или непосредственно потребителю. На этом этапе производится окончательная проверка результатов теоретических исследований, разрабатывается соответствующая техническая документация, изготавливается и испытывается технический прототип или опытный технологический процесс. Технический прототип — это реально действующий образец продукта, системы или процесса, демонстрирующий пригодность и соответствие эксплуатационных характеристик спецификациям и производственным требованиям. 

Стадия производства: 

первичное освоение и подготовка производства. На этом этапе производится описание возможных  методов производства с указанием  основных материалов и технологических процессов, условий эксплуатационной и экологической безопасности. Этап определения промышленной применимости и подготовки к производству — это период, в течение которого продукт должен быть подготовлен к выходу на рынок. Результатом является опытный образец — полномасштабная действующая модель, сконструированная и созданная для определения требований к производству нового продукта. Опытный образец полностью соответствует стандартам промышленного дизайна конечного продукта, осваиваемого в массовом производстве. Данные технического анализа и сбора информации являются основой технико-экономического обоснования, содержащего детальную оценку издержек на создание и эксплуатацию производственного комплекса и прибыли от продажи на рынке продукта по конкурентным ценам; 

запуск и управление освоенным производством. Полномасштабное  производство — это период, в  течение которого новый продукт  осваивается в промышленном производстве и оптимизируется производственный процесс в соответствии с требованиями рынка. 

Стадия потребления: 

поставка продукции  на рынок и его потребление. На этом этапе уточняется стратегия  продвижения нового продукта на рынок, происходит непосредственное потребление  нового знания, овеществленного в  новом продукте. При этом выявляется фактическая эффективность инновационной деятельности; 

устаревание продукта и необходимая ликвидация устаревшего  производства. Данный этап наступает  тогда, когда налицо не только физический, но, в первую очередь, моральный износ  техники, вызванный быстрыми темпами разработок новых высокоэффективных образцов. 

Применительно к нововведению как к процессу переноса новшества в сферу применения, содержание жизненного цикла несколько  отличается и включает в себя следующие  стадии. 

Зарождение нововведения — осознание потребности и возможность изменений, поиск и разработка новшеств. 

Освоение нововведения — внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производственных изменений. 

Диффузия нововведения — масштабное распространение инноваций, тиражирование и многократное повторение на других объектах и в других отраслях и сферах экономики (согласно теории Й. Шумпетера диффузия нововведения — это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов/последователей, внедряющих новшество вслед за новатором в ожидании более высокой прибыли). 

Рутинизация нововведения — нововведение реализуется в  стабильных, постоянно функционирующих  элементах соответствующих объектов. 

Нововведение  как процесс не может считаться  полностью завершенным, если оно  остановилось на одной из этих стадий. В свою очередь, жизненный цикл новшества может прекратиться на стадии потребления, если не сомкнется с нововведением.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.