На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Шпаргалка Шпаргалки по "Философии"

Информация:

Тип работы: Шпаргалка. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 82. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                     Вопрос №1.
Философия –  это учение о мире в целом, об общих  принципах
его бытия и  познания. Целое понимание мира включает в себя
человека. Понимание  философии предполагает включенность в мир человека. С одной стороны человек – предмет эволюции, с другой – субъективное начало, с разумом, который способен изменять мир. Философия существует ок. 3 тыс. лет. Сначала в первобытном обществе. Как наука, система мировоззрения она развилась в 8-6 вв. до н.э. сначала в Др. Египте, Индии, Вавилонии, затем в Др. Греции, Риме. Предшественниками философии является мифология и религия. Содержанием философии в отличие от них является осмысление результатов познавательной деятельности человека.
Термин философия (фило – любить, софия – мудрость греч.) – любомудрие.
Философия –  стремление к истине. Философия помогает понять глубинные основы бытия, сущность явлений. Философия – духовное освоение действительности. Абстрактность философии относительна, философия изначально практична и гуманистична. Назначение философии научить человека мыслить творчески. Философия учит понимать смысл жизни понять свою роль в жизни, свою причастность к миру. Философия формирует мировоззрение общества в целом. В философских теориях отражаются идеалы и цели общества. Развитие философии сходно с развитием общества. При самом первом взгляде на мир все процессы, явления можно разделить на 2 части:1.Материальные; 2.Идеальные. Этот подход составляет содержание основного вопроса философии, который раскрывает соотношение между материальным и идеальным. Основной вопрос философии имеет 2 стороны: «Что является первичным: сознание или материя?» есть учения материалистические и идеалистические. Вторая сторона: «Познаваем ли мир?». Те философы, которые считают, что мир познаваем – гностики, остальные – агностики (обычно агностики связаны с идеалистами). Есть большое кол-во философских школ, которые занимают промежуточное положение. Вопрос об источниках знаний тоже делит философов на материалистов и идеалистов. Наука считает, что познание из материи. Идеалисты – экзистанциолисты, постпозитивизм, герминептика, неотомизм. Постмодернизм – идеология, включает в себя многие идеалистические учения, он отрицает объективность мира. Есть взаимодействие различных течений философии. Современная философия открывает возможность к диалогу между учениями. Она позволяет сохранить ценные знания.
Содержание философии  формировалось исторически. Развитие философии начинается в древнем обществе.
Древнейшее  общество                  
натурфилософия  –уче-                  
ние о природе, сово-                       Философия Средних Веков-
купные знания. Нет                        богопознание. Все зачатки
разделения  на науки.                      наук задавлены.
 

Эпоха Возрожденияи и Новое                 Предмет философии
Время. Из натурфилософии вы-              изучение вопросов о
Деляются частные  науки.                         предельных основани-
                                                                    ях мира.
Выделение частных  наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   В структуре  философских знаний выделяют  след. элементы:
1.Онтология – учение о существовании.
2.Гносеология – учение о знании, теория познания.
3.Диалектика – учение о развитии.
4.Социальн. философия – учение об обществе, о его закономерностях.
5.Логика – закономерность человеческого познания.
6.Этика.
7.Эстетика.
8.История философии.
Философская теория – сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, з-ны функционирования и развития объективного бесконечного в своих проявлениях мира. Фил. теория обосновывает критический рациональный подход к предметам и явлениям, необходимость совместного взаимодействия чел-ка с миром, где чел-к – не случайный фактор мира.
На первом плане  – смысл жизни, сущность человеч. бытия, сознание и нравственность. Функции  философии:
1.Мировоззренческая – определяет возможность чел-ка объединить все знания о мире, сформировать целостную систему о мире, помогает ориентироваться в окр.мире. 
2.Методологическая ф-ция – логико-теоретический анализ научно-практической деятельности людей определяет направления различных научных исследований, ориентирует в фактах.
3.Гносеологическая ф-ция – приращение новых знаний о мире.
4.Социально-коммуникативная – использует философию в идеологии, воспитании. Формирует субъект мировоззрения, идеалы чел-ка, которые делают чел-ка личностью. Выделяют подфункции: а)аксиологическая; б)воспитательная.
Все ф-ции философии  взаимосвязаны, в определенное время может преобладать определенная ф-ция.
Предпосылки формирования философии:
1.Социальные – обусловлены становлением информационной цивилизации. Совр. философия отражает состояние общества по отношению к информационному обществу.
2.Научные – связаны с выдающимися открытиями в области фундаментальных наук: синергетика, микроэлектроника. Они определяют современ. научную картину мира.
3.Теоретические предпосылки – определяются новыми разработками в области самой философии – цивилизационный подход к пониманию мира, принцип антропоцентризма в современном понимании.
  Сорвеменная  философия рассматривает мир  как многоуровневую систему, саморазвивающуюся с много вариантными видами взаимодействия между ее частями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №2.
  Мировоззрение  – общее понимание чел-ком  окружающего мира и своего места в нем, отношение к другим людям и к самому себе. Мировоззрение включает: убеждения, идеалы, цели, мотивы, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы эстетического познания. Мировоззрение – исходный пункт исследования окружающего мира.
  У философии  особая роль в формировании  мировоззрения: она обобщает все компоненты, которые входят в структуру мировоззрения личности. Мировоззрение любого чел-ка существует на 2 уровнях:
1.Чувственный – стихийное мироощущение.
2.Рациональный – миропонимание на уровне разума, логическое обоснование з-нов действительности.
  Особенности  философского мировоззрения:
1.Философия всегда обобщает те знания, которые есть в чел-ке, создает всеобщую картину мира.
2.Философия пытается выяснить первооснову этого мира – субстанциолизм.
3.Философия – рациональное мировоззрение, философия ни 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

чего не принимает  на веру, любое философское учение основано на рассуждении – сомнение.
  Родственность  философии с мифологией заключается  в постановке вопросов.
  Философия  опиралась на другие науки. Если философия сформулировала свои принципы на базе научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении открытий и знаний.
  Формой взаимодействия философии и науки в 16 в. была натурфилософия. Потом появилась такая форма мышления как метафизическая.
  Марксисты  предложили диалектический историч.  материализм Маркса и Энгельса, где взаимодействие происходит методологически, что открыло новые возможности. В 19 в. возникла философия науки, ее задача: исследование природы и структуры научной теории.
  Важную роль  в формировании мира сегодня  играют естественно-технические науки. Но гуманитарные науки помогают философии сформулировать основные принципы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №3.
«Два желания  как два крыла обнимают человеческую душу: правды и бессмертия» - Соловьев Владимир Сергеевич. В 1 и 2 тысячелетия до н.э. происходит преобразование человечества – осевое время. Именно тогда зарождаются мировые религии. Возникает иранский дуализм – манихейство – учение с дуализмом в понимании мира. Оно развертывается в трех временах: время принципов добра и зла, смешение их и время окончательного торжества добра над злом. В это осевое время возникает движение к абсолюту. Все стремления чел-ка были к вечным з-нам, для которых нужна религия, поэтому она появилась в то осевое время.
 Философия Древнего Китая.
Учение  Конфуция – «Кун-цзы». Он жил в 6-5 вв. до н.э. в эпоху социальных потрясений. Родовая аристократия уходила в прошлое. Происходило крушение старых устоев, что вызывало критику консерваторов. Конфуций, отрицая современность, находит авторитеты в древности. Особенностью учения Конфуция было то, что в его рамках стремление человечества опираться на древние традиции было гипертрофировано. Конфуций выступил с критикой современности и создал в учении идеал совершенного чел-ка – «Цзюнь-цзы», который должен обладать гуманностью и чувством долга.
 Гуманность (по Конфуцию) – скромность, справедливость, сдержанность, бескорыстие, любовь к людям.
Чувство долга (по Конфуцию) – внутренняя убежденность в том, что надо поступить так, а не иначе. «Благородный чел-к думает о долге, низкий о выгоде». Стремление к знаниям, обязанность учиться, постигать мудрость древних.
 Основные  кач-ва «Цзюнь-цзы» - искренность,  благопристойность, соблюдение церемоний обрядов.
 В книге  Конфуция «Лунь-юй» чел-к –искренний, прямодушный, всепонимающий. В сомнении он должен спрашивать, в юности должен избегать вожделений, всего себя он посвящает поиску идеала. «Цзюнь-цзы» - идеал назидательный. Потом он превратился в обязательный пример для других людей (чиновников). На любой случай были разработаны нормы поведения, правила учтивости («Ли-цзы»). Конфуций отталкиваясь
от этого идеала сформулировал основы социального  порядка в
Китае. «Пусть отец будет отцом, сын – сыном, чиновник – чи-
новником, государь – государем». Все должно быть на своем месте. Общество должно быть разделено на верхи и низы. Критерием этого деления были знания и добродетели, точнее  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

степень близости чел-ка к идеалу.
 «Конечная  цель управления – интересы народа» - Конфуций. Но сами интересы народа он не сформулировал, и говорил, что самому народу его интересы не ведомы. Народ следует заставить идти должным путем, но не надо говорить почему.
Основа конфуцианства  – слепое повиновение старшим – это норма для всех. Конфуций сравнивает гос-во с семьей. Этим сравнением Конфуций хочет закрепить государственный строй, который существовал очень долго. Также процветал культ предков. Этот культ – основа социального порядка – это первейшая обязанность китайца. Конфуций разработал учение о сыновней почтительности «Сяо» - основа гуманного поведения для абсолютно каждого чел-ка. Нужно служить родителям по правилам «Ли», похоронить по правилам «Ли» и т.д. Сын должен прислуживать родителям. Даже если отец не добродетелен, то сын должен униженно просить, чтобы он вернулся на нормальный путь. Сын не имеет права свидетельствовать против отца.
Вся проблематика современной философии оставалась вне поля зрения Конфуция. Объяснение мира, развития мира дал Даосизм. Он возник почти одновременно с конфуцианством. Его основатель – Лао-цзы – легендарная личность. Лао-цзы ушел из Китая на Запад, но оставил учение «Дао-дэ-цзы» - книга пути и благодати. Она стала известна позже – в ней заложены основы даосизма. Его центральные проблемы: учение о великом «Дао» (путь) – абсолютный з-н. Дао господствует везде и во всем, все происходит из него, он не видим и не слышим. Он дает начало, имя и форму всему на свете. Смысл и счастье человеческой жизни – познать Дао, следовать Дао, Если Дао все порождает, то Дэ все вскармливает.
 Всерьез первенство  конфуцианства даосизмом никогда  не оспаривалось, но соотношение не простое: когда в истории Китая было все, спокойно главенствовало конфуцианство, когда были потрясения, революционную идеологию питал даосизм. Соотношение конфуцианства и даосизма нужно рассматривать диалектически. 
Сравнивая философии  Китая и Индии, видишь, что подходы  их к чел-ку различны. Для учения Конфуция главное – сформировать нравственные начала, по которым общество должно жить. Для индийской философии главное – изменить внутреннее состояние чел-ка, таким образом, его можно избавить от страданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №4.
«Два желания  как два крыла обнимают человеческую душу: правды и бессмертия» - Соловьев Владимир Сергеевич. В 1 и 2 тысячелетия до н.э. происходит преобразование человечества – осевое время. Именно тогда зарождаются мировые религии. Возникает иранский дуализм – манихейство – учение с дуализмом в понимании мира. Оно развертывается в трех временах: время принципов добра и зла, смешение их и время окончательного торжества добра над злом. В это осевое время возникает движение к абсолюту. Все стремления чел-ка были к вечным з-нам, для которых нужна религия, поэтому она появилась в то осевое время.
        Индийская философия.
Зародилась 10-9 вв. до н.э. Классификация индийских  учений:
ортодоксальные  неортодоксальные
Меманса Веданта
Санхья
Ньяя
Вайшешика
Буддизм Джайнизм
Философия Чарвака (Локаяка)
Ортодоксальные  системы поклоняются ведам. Неортодоксальные системы не признают вед.
Буддизм вышел из Индии. Возник 6 в. до н.э., он вырос из учения принца Гаутамы Шахямуни (Будда) «просветленный истиной». Чувство скорби при виде болезней, старости прояснило сознание принца, и он начал учиться. На него сошли 4 благородные истины:
1.Жизнь есть страдание.
2.Существует прекращение страдание.
3.Существует причина страдания.
4.Существует путь, ведущий к прекращению страдания.
Будда считал страдание  не случайным, оно есть повсеместно, во всех видах жизни. Даже удовольствия – причина страданий.
Существование любого явления в мире причинно обусловлено, все в мире взаимосвязано, ничего постоянного нет, все изменяется. Наше страдание тоже имеет причину: рождение – вызвано пристрастием к жизни, пристрастия – наши желания. Страдание зависит от определенных условий. Оно прекращается если эти условия убрать. Путь к прекращению страданий – это контроль над условиями. Путь состоит из 8 ступеней:
1.Правильная точка зрения.
2. Правильная решимость.
3. Правильная речь.
4. Правильное поведение.
5. Правильная жизнь.
6. Правильные усилия.
7. Правильное направление мысли.
8. Правильная сосредоточенность.
Если чел-к  пройдет эти 8 ступеней, он обретет  истину, невозмутимость и прекращение страданий (нирвана) – спокойное безмятежное состояние.
В философии  буддизма возникли 4 школы:
1.Макхьямики – весь мир – иллюзия, пустота, ничего нет, кроме пустоты.
2.Йога чакры – весь мир – иллюзия, но реально существует только разум.
3.Саунтрантики – мир реален.
4.Вайбхашики – мир реален, они предлагают свои способы познания мира.
По способу  достижения нирваны буддизм делится на: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Хинаяна – каждый чел-к должен сам достичь нирваны.
2.Махаяна – главная задача человека – обретение мудрости, чел-к не должен уходить от мира, а должен помочь другим войти в нирвану.
Джайнизм – его основатель – Махавира (Джина), который жил в 6 в до н.э. – один из 24 мудрецов Индии, который познал мудрость. Это учение исходит из того ,что дух выше, чем материальная оболочка чел-ка. Достичь спасения душа чел-ка может, если освободится от материи. Есть тонкая материя (карма) и грубая материя. Карма – тонкая ткань, которой прилипает грубая материя. Карма (в широком смысле) – общая сумма совершенных каждым чел-ком поступков и последствия этих поступков, которые определяют характер перерождений. Карма (в узком смысле) – влияние совершённых действий на характер превращений. Вечными категориями в джайнизме являются джива и аджива. Джива – душа, активное начало. Аджива – материальное начало мира. В изначальной форме джива совершенна, к ней должен стремиться каждый чел-к. В мире джива всегда связана с адживой, здесь джива утрачивает свою первоначальную чистоту. Первоначальная задача джайнизма – остановить приток кармы, сначала вредной, а затем и полезной. На втором этапе – отпадение кармы.
 Система Йога – система, верящая в существование Бога. Основатель Потанджали. Он жил во 2 в. до н.э. Конечная цель учения – достижение разграничающего познания. Важным условием для достижения цели является освобождение чел-ка от страданий. Выделяют 5 ступеней функций ума:
1.Рассеянное состояние ума – переход от одного предмета к другому.
2.Притуплённое состояние ума – во сне.
3.Относительно умиротворённое состояние ума.
В рамках этих ступеней йога не возможна.
4.Сосредоточение на каком-либо объекте – предмете мышления.
5.Прекращение всякой деятельности мышления.
4 и 5 ступени  – путь к йоге.
Существует два  состояния йоги:
1.Сампражнята.
2.Асампражнята – прекращается всякая деятельность ума.
Есть 8 ступеней достижения йоги:
1.Обуздание – воздержание от нанесения вреда жизни, от лжи, воровства, жадности.
2.Культура этики – хорошие привычки, очищение, изучение вед.
3.Положение – выработка удобного и устойчивого положения тела для лучшего мышления.
4.Контрольнад дыханием.
5.Контроль над чувствами – отдаление чувств от объектов.
6.Внимание – на внутри- и внеорганических объектах.
7.Созерцание – размышление об объекте.
8.Сосредоточенность – состояние, в котором сознание растворяется в изучаемом объекте и перестаёт осознавать себя.  Сравнивая философии Китая и Индии, видишь, что подходы их к чел-ку различны. Для учения Конфуция главное – сформировать нравственные начала, по которым общество должно жить. Для индийской философии главное – изменить внутреннее состояние чел-ка, таким образом, его можно избавить от страданий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №5.
Начало развития европейской философии было положено в 5 – 4 вв. до н.э. в Древней Греции. Эта философия возникла и развивалась в тесной связи с природой. Философы пытались с научной точки зрения рассуждать о происхождении мира, чел-ка, явлений. Философы решали научные проблемы и вместе с этим пытались понять сущность мира в целом. Если восточная философия была направлена на изучение чел-ка, то древнегреческая философия была противоположна: решался вопрос о первоначале мира. Решая эту проблему, древнегреческая философия была несвободна от мифологии, но есть и существенные отличия философии от мифологии: мифология отвечает на вопрос «Кто кого породил?», а философия – «Из чего все произошло?»
Фалес рассматривал все существующее как единую субстанцию мира. Он считал, что вода является этой субстанцией. Испарения воды питают небесные светила, а затем вода возвращается на Землю в виде осадков.
Анаксимандр – представитель милетской школы. Он выдвинул учение о неразрушимых элементах вещей. Считал, что первоначало мира связано с неопределённо вечным первоначалом – апейроном (бесконечное), который находится в постоянном движении.
Анаксимен – представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. Он связывал первоначало мира с воздухом, из сгущения и разрежения которого возникают все вещи.
Гераклит  Эфесский – философ – диалектик, представитель  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ионийской школы. У него есть произведение о природе, состоящее из трёх частей: «О вселенной», «О государстве», «О богослове». Мир – это упорядоченное образование (космос), этот мир вечен, бесконечен, он не создан ни богами, ни людьми. Считал, что первоначалом сущего является мировой огонь, который есть также душа и разум (логос); он «мерами вспыхивает и мерами угасает»; путём сгущения из огня возникают все вещи, путём разрежения в него возвращаются. Все явления природы рождаются из огня. Гераклит строит цепочку превращений. Мир меняется, все изменяется по известной закономерности (судьбе), а судьба тождественна необходимости. Вечный закон – логос. В мире всё происходит по логосу. Учение Гераклита называется стихийной диалектикой. Гераклит представлял мир в качестве упорядоченной системы. «Всё течет, всё меняется, нет ничего неподвижного. Солнце непрерывно новое, постоянно новое». Учение Гераклита связано с другим учением об обмене противоположностей: «холодное – теплеет, влажное – высыхает, в расходящемся всё соединяется». Взаимодействие противоположностей происходит через борьбу, через борьбу образуется гармония мира.
В древнегреческой  натурфилософии различают два подхода:
1.Физический – задавшись вопросом о первоначале мира связывают её с какой-то природной стихией.
2.Философский – философы рассматривают проблему первоначала мира с позиции разума. 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №6.
Онтологизм –  учение о бытии.
Философия элеатов. Когда элеаты решали проблему субстанции мира, они ввели новое философское понятие – бытие. Представители элеатов: Парминид, Ксенон, Ксенафан, Мелис Самосский. Бытие (по Парминиду) – это то, что есть. Небытия нет, т.к. его невозможно познать. Мыслимо только то,что существует. Бытие – вечно. Возникновения нового бытия не может произойти, т.к. бытие едино, нет другого бытия. Бытие не может выйти из небытия. В мире нет пустого пространства. Бытие шарообразно, т.к. оно однородно, т.е. равно отстоит от  центра. Бытие (по Ксенафану) – это Бог, отсюда вытекает учение пантеизм – отождествление Бога и мира.
Исходя из этих высказываний, элеаты не могли объяснить причины разнообразия мира. Возникло противоречие между физической и философской картинами мира. Это противоречие объясняет учение элеатов о познании: надо разграничивать истину и мнение. Истина основана на рациональном познании, мнение - на чувственном восприятии, чувственное многообразие мира иллюзорно.
Зинон говорил, что если все существующее множественно, что если оно будет настолько мало, что не будет иметь никакой вел-ны и будучи большим – до бесконечности. Он не видел взаимосвязи бесконечности и конечности. Его примеры: дихотомия – разделение надвое: А                                          Б;
летящая стрела: А                                                   Б;
движущиеся тела, Ахилл и черепаха.
Аристотель критикует  Зинона: «Зинон бесконечно делимое  смешивает с бесконечно большим, он абсолютизирует непрерывность пространства и противопоставляет её прерывности».
Элеаты завели философию в тупик. Ответы на все  появившиеся вопросы дал Демокрит. Он попытался разрешить противо- 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

речие. По Демокриту: Бытие – нечто предельно простое, непроницаемое, неделимое – атом. Атомы вечны, нераздельны, они не возникают и не уничтожаются, и все они различны. Все атомы движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры. Атомы невидимы для человека. Истечения из атомов, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. Все тела состоят из атомов. Реальные свойства вещей определяются свойствами атомов, из которых состоят вещи. Атом – бытие, пустота – небытие, оно необходимо, если бы его не было, то не было бы этих вещей. Бесконечная делимость привела бы к пустоте. Движение – обязательный атрибут мира. Суть теории Демокрита:
1.Все вещи в мире состоят из сочетаний атомов. Вещи отличаются по форме, кол-ву и положению атомов.
2.Атомы вечно движутся в окружающей пустоте, их место совершенно случайно.
Происхождение мира по Демокриту – движение атомов приводит к их столкновениям, таким образом образуются тела. Живые тела – тоже скопления атомов. У чел-ка есть душа – тело, которое тоже состоит из атомов, но более мелких. Демокрит считал, что душа смертна. Она состоит из двух частей: разумная (в груди) и неразумная (по всему телу).
Познание окр. мира по Демокриту происходит по принципу истечения: от всех вещей исходят  их мельчайшие копии,они входят в наше тело, и мы получаем представление мира. Демокрит был фаталистом. Он говорил, что ничего нет случайного. Демокрит разрешил многие вопросы. Древнегреческая философия повернулась к проблеме чел-ка, т.к. произошло усложнение проблематики философии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №7.
Платон и Аристотель, обобщая все лучшие традиции, они  создают стройные философские системы.
Платон (427 – 348 до н.э.) Учение Платона – первая классическая форма объективного идеализма. Учение о бытии Платона: бытие - множественно, но основа бытия – идея. Идеи (высшая из них – идея блага) – вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего приходящего и изменчивого бытия; вещи – подобие и отражение идей. Любовь к идее (Эрос) – побудительная причина духовного восхождения. Платон разделяет мир на две части:
1.Феноменальный мир (мир вещей, несовершенный, приходящий);
2.Мир идей (совершенный). Мир сотворен божественным Димиурком. Платон разработал свою теорию познания – теория припоминания (анамнесис): душа припоминает то, что видела в мире идей, до соединения с телом. Душа состоит из трёх частей:
1.разумная – мудрость;
2.пылкая (волевая) – мужество;
3.вожделеющая (чувственная) – умеренность.
По Платону  государство должно быть тоталитарным. Чел-к  существует для гос-ва. Власть гос-ва над чел-ком всеобъемлюща. Для каждого сословия должна быть своя система обра 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

зования. Он выделял  три сословия:
- философы (носители мудрости) – управляющие.
- стражи (воины  и чиновники) – защищающие  гос-во от внешних и внутренних врагов.
- работники (крестьяне  и ремесленники).
Аристотель (384 – 322 до н.э.) – философ – энциклопедист.Он провёл разграничение наук, установил различия между теоретическими, практическими и творческими науками. Основные принципы бытия (по Аристотелю): принцип возможности и осуществления, принцип формы и материи, материальные причины, формальные причины (идея проявляет себя, образуя сущность вещи) и производящие причины (источник превращения идеи в действительность), целевой принцип.
Душа присуща  всему живому. Растительная душа ведает функциями роста и размножения, они общие для всего живого. У животных, кроме функций роста и размножения, есть ещё и способность к желанию. У чел-ка: функции роста и размножения, способность к желанию и разум, т.е. чел-к отлтчается от остального живого разумом. Но Аристотель сказал, что чел-к – это политическое животное. Наилучшие формы гос-ва (по Аристотелю): монархия, аристократия, умеренная демократия. Наихудшие: тирания, олигархия, охлократия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  № 8.
Средневековая философия.
Гражданскую историю  делят на Древнюю историю, Средневековье, Новую и Новейшую истории. Если рассматривать средневековую философию, то ее надо сопоставить с древнегреческой философией. Способ мышления, философствования в Средние века был своеобразен, он самым тесным образом был связан с религией, которая была основана на принципах монотеизма и богооткровения. Здесь прослеживается фундаментальная зависимость философии от религии, но философия не совсем растворилась в религии, она не пропала, изменился способ философствования. Религия выполняла регулятивную функцию для философии. История средневековой философии начинается тогда, когда философия сознательно поставила себя на службу религии. Заканчивается средневековая философия тогда, когда союз между религией и философией почти распался. Первые попытки использовать для нужд философии религию исходили от Филона. Номеналистическо-сенсуалистическая школа Уильяма Оккама окончательно утвердила теорию двух истин. Начало средневековой философии – 1 –2 вв. н.э. Конец – 14 – 15 вв.
Сейчас многие исследователи говорят, что средневековая фи 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

лософия – имеет  реакционный характер, она является откатом назад, зигзагом в развитии, что в то время не было прогресса.
Сама религия  в то время стала более терпимо  относиться к философии. Выделяют свойства средневековой философии:
1.Ретроспективность и традиционализм – обращенность в прошлое: «Чем древнее, тем подленнее, чем подленнее, тем истеннее».
2.Творческий (иконографический) метод – художник и икона. Главной задачей философа было передать образ, истину другим такой, какая она была в первоисточнике. Философ должен максимально исключить своё «я».
3.Проблема псевдоавторства – философы скрывали свои подлинные имена и творили под именами древних философов. Они производили этиологический и концептуальный анализ текста.
4.Дедактизм – учительство, назидательность. Все философы были либо проповедниками, либо преподавателями, поэтому все произведения были в форме проповедей. Очень часто философию Средневековья называют схоластикой (диалог учителя и ученика).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №9.
Арабская  философия начинает развиваться одновременно с ранней схоластикой 9 – 10 вв. Первоначально в арабской философии большую роль играли идеи Платона, а затем Аристотеля. Особенность была в том, что идеи Платона переплетались с идеями Аристотеля. Основной смысл арабской философии: защитить ислам. У истоков арабской философии стояли – Алькинди (800 – 870 гг.), Аль – Фараби (870 – 950 гг.) – взял четкое разделение на науки.
Трактаты секты  «Братья чистоты и искренности» (50 сочинений на различные темы) хотели соединить ислам и греческую философию. Здесь прослеживается главная неоплатоновская идея: мир исходит от Бога и возвращается к нему.
Ибн–Сина (980 – 1037 гг.) родился в Туркестане. Его главный труды – «Книга исцелений», «Канон медицины», который принес Ибн-Сине известность. Философия Ибн-Сины была немного подальше от теоцентризма: «Мир – произведение божьего разума, но Бог создал мир не по своей воле». «Мир сотворен из материи. Материя – вечна, материальный мир существует во времени. Бог – неподвижный двигатель мира. Мир не создан однажды и непосредственно Богом, а возникает постепенно (теория эманации). Проблема универсалии: есть номиналистическая позиция – дом, чел-к – лишь имена, их нет в реальности; позиция реалистов – это не просто имена, эти вещи существуют. Точка зрения Ибн-Сины заключается в том, что об общих понятиях можно судить трояко:
1.Общие понятия существуют до единичных вещей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Общие понятия существуют и в реальных вещах как их воплощенная сущность.
3.Общие понятия существуют и после вещей – в головах людей как образованные ими понятия.
Философия Ибн-Сины – рационализм с материалистическими тенденциями, т.к. он занимался естественными науками. Если Ибн-Сина – король философии на арабском востоке, то на западе – Ибн-Рушд.
Ибн-Рушд – юрист, врач, математик, философ. Он является автором комментариев к Аристотелю. Его взгляды: Материальный мир – вечен, бесконечен, но в пространстве ограничен. Бог есть, и он – вечен, как природа. Бог не сотворил мир из ничего. Форма не приходит к материи извне, она уже содержится в материи в процессе кристаллизации. Ибн-Рушд отрицает бессмертие человеческой души. Душа умирает вместе с телом. Он выделяет два вида разума:
-пассивный –  связан с индивидуальной душой.
- активный –  всеобщий интеллект всего человечества. Единичные души участвуют в этом интеллекте, который окружает Землю. Этот интеллект является бытием. Безнравственна идея о бессмертии человеческой души, т.к. чел-к не должен делать добрые поступки только из-за боязни гореть в аду. Ибн-Рушд – основоположник теории двойственной истины: философия и религия не должны пересекаться, у философии – своя истина, у религии – своя. Ничего страшного в этом нет. Нужно было освободить философию из под влияния религии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №10.
Эпоха Возрождения – уникальный период европейской истории. Это кризис феодальных отношений, ранняя стадия и  зарождение буржуазных отношений. В Италии раньше всех появился буржуазный строй. В Италии происходит развитие городов (Флоренция, Венеция) из-за приближенности к торговым путям Средиземного моря. Здесь образуется прослойка купцов. К тому же в это время совершались великие открытия и изобретения (самопрялка, верхнебойное водяное колесо). Производство стало механизироваться, поэтому появляется доменное производство. Изобретение огнестрельного оружия свело на нет рыцарство. В Европе появился компас из Китая, книгопечатание. Совершались важнейшие географические открытия Колумба, Васко да Гама, Магеллана. Эти открытия привели к тому, что Италия потеряла свои торговые пути, т.к. открыты новые. Бурно развиваются города Нидерландов, Англии, Франции, Испании. Первая буржуазная революция произошла в Германии, но она была слишком слаба, затем революция прогремела в Нидерландах, эти революции не имели общеевропейского значения. Самая сильная революция произошла в Англии. Это обстоятельство резко изменило мировоззрение народа – это переворот в мировоззрении называется эпохой Возрождения. Само Средневековье в эту эпоху было отвергнуто. Термин «возрождение» не означал реставрацию старого мира, старый мир так или иначе проявлялся в умах людей, но были и значительные изменения. Эпоха Возрождения – переход от Средневековья к философии Нового Времени, основанной на научных открытиях.
Основные черты  мировоззрение в эпоху Возрождения: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Ориентация на чел-ка – если в центре внимания античной философии – космос (космоцентризм), в средневековой философии – Бог (теоцентризм), то в философии эпохи Возрождения – человек (антропоцентризм). Признается, что основная деятельность чел-ка происходит в этом мире, счастье можно достигнуть на этом свете, а не в загробном. Бог – начало всех вещей, но чел-к – центр мира.
2.Общество – результат деятельности людей, и чел-к ничем не ограничен, чел-к может все. Появляется сознание своего таланта, свободомыслие. Эта эпоха породила множество выдающихся личностей. «Эпоха нуждалась в титанах, и она породила их!» - Ф. Энгельс.
3.Гуманизм – чел-к – это свободное существо, которое творит самого себя и окружающий мир. Но мы не можем отождествлять гуманизм с атеизмом. Люди в эту эпоху верили в Бога. Получив от Бога свободную волю, чел-к должен сам отвоевывать свое место в окружающем мире. Испорчены мотивы греховности чел-ка, Для философии эпохи Возрождения характерен оптимизм, бесконечная вера в возможности чел-ка.
4.Культ творческой деятельности. Если в античном мире всякая творческая деятельность и труд были презрительными, то в эту эпоху был культ творческой деятельности. Чел-к в ходе этой деятельности создает окружающий мир, его красоту и величие и создает самого себя. Появляется идея промотеизма: чел-к – сотворец мира, он – сотрудник, помощник Бога. Происходит реабилитация человеческого тела – это не тяжкие оковы души. Телесная жизнь – самоценна. Процветает культ человеческого тела. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №11.
Натурфилософия  возникла во второй половине 16 – 17 вв. в Италии. Для натурфилософии характерно то, что она питает отвращение к схоластике.
Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) – предшественник натурфилософии, первопроходец нового мышления. Его учение теоцентрично, но некоторые рассуждения выходят за рамки теоцентризма. В трактате «О скрытом море» он решает проблему отношений Бога и мира. Здесь он выходит за рамки теоцентризма: познание вещей возможно с помощью чувств и разума, но познавая конечные вещи, человеческий разум хочет выйти за рамки конечных вещей. Абсолютное знание – ученое незнание. Абсолютное знание чел-к может познать не чувственно, а символически. Основой символики является математические символы. Для разума справедливы символы «да» и «нет». В абсолютном знании противоположности сливаются. Бог – бесконечен, и в нем сливаются все противоположности, он распространен в бесконечности, он разворачивается к существованию конкретной вещи. Чел-к – тоже Бог, но не в абсолютном смысле. Чел-к – не только часть мира, не только часть целого, но и целое целого. Чел-к – особый мир. В учении о бытии Кузанский предугадал гелиоцентрическую картину мира: в мире нет абсолютного покоя, абсолютна только бесконечность. Предметом познания является пантеистический Бог, который связан с окружающими вещами. Учения Кузанского были антисхоластическими, и он заложил предпосылки к развитию натурфилософии. 
Полем битвы  науки и религии была астрономия. Николай Коперник гелиоцентрической теорией перевернул мировоззрение общества.
Галилео Галилей – итальянский физик сформулировал множество научных з-нов. В 1610 г. в «Звездном вестнике» он
описал свои открытия, которые имели далеко идущие фило 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

софские последствия. Галилео Галилей своим творчеством выразил идею, в которой он противопоставляет качественному методу схоластики количественный метод. «Книга природы для человека закрыта, но мы ее можем прочитать, т.к. она основана на математических символах. Все природные процессы измеримы, их можно выразить математическим путем. Мир можно разложить на простые элементы, изучить их, а затем опять собрать мир». Галилео Галилей поставил естественные исследования новый уровень.
Теофраст  Бомбаст (Парацельс) – врач, ученый, чудотворец. Его идея заключается в том, что всякая реальность, которой сталкивается чел-к, имеет своё правило (архэ жизни). Все искусство врачевания зависит от того, насколько врач усвоит это правило. Также Парацельс выдвинул идею взаимозависимости всех вещей. Он считал основной наукой медицину.
Джордано  Бруно (1548 – 1600) вступил в непримиримый конфликт с религией. Его труд - «Диалоги о причине, принципе, о едином и бесконечности». Причина первоосновы мира – материя. Материя – форма всех форм. Бруно ввел понятие мировой души, изменение мира – это естественное состояние мира. Бруно выдвинул идею бесконечности мира: в материи содержится вся полнота, идею противоречивого единства мира: мир – это единое целое, которое состоит из множества отдельных частей. Основой познания является разум, но кроме разума нужно чувственное познание. Сами по себе эти познания не достаточны для изучения. Истину можно познать только с помощью философии. Бруно первый предположил, что во Вселенной могут существовать и другие планеты, не которых есть жизнь. Добро бесконечно реализуется во Вселенной. Материя и есть добро. Истинное мерило нравственности – земные нужды конкретного чел-ка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №12.
Философия Нового времени. Если в эпоху Возрождения зарождаются буржуазные отношения, то в 17 в. капитализм развивался значительно интенсивнее. Появились родоначальники нового подхода к науке – Френсис Бекон, Рене Декарт.
Ф. Бекон (1561 – 1621 гг.) – англ. философ. Его труд «Новый органон» дает представление о предназначении науки, новые принципы исследования. Еще одна его работа «Знание – сила» - символ наук. Наука не может служить только целям религии. Цель науки – изобретения, цель изобретений – польза чел-ку.
Может ли наука  решить эти проблемы? Бекон отвечал  отрицательно. Он говорил, что необходимо провести реформу науки – критическая и позитивная работы.
Критическая часть  направлена на выявление причин человеческих заблуждений, он пытается дать рекомендации по их преодолению:
1.Учение об идолах.
2.Критика схоластики.
Человечество  засорено различными идолами – образами действительности. Различают 4 вида идолов:
1.Идолы рода – ложные представления о мире присущие всему человеческому миру, результат естественной ограниченности органов чувств. Чел-к различные вещи рассматривает по аналогии с собой, он на деляет вещи своими характерами. Чтобы уменьшить вред этого идола нужно сопоставить показания органов чувств с реальными предметами.
2.Идолы пещеры – каждый чел-к воспринимает мир субъективно. У каждого чел-ка есть своя пещера субъективного внутреннего мира, которая накладывает отпечаток на все наши знания.
3.Идолы рынка (площади) – ложные представления о мире, порожденные неправильным употреблением слов. В одни и те же слова вкладываются разные смыслы – это ведет к спорам, поэтому все схоластические споры происходили на рынках, где было много людей.
4.Идолы театра – те представления о мире, которые люди заимствуют у различных философских систем. Каждая философская система – это сыгранная комедия или драма. Философские системы ложны.
Идолы рода или  пещеры – естественные препятствия чел-ка на пути самообразования и самовоспитания, их можно преодолеть. С идолами театра и рынка борьба должна идти через преобразование общественного сознания.
Проблемна критика  схоластической философии – это  главное препятствие. Ее коренным пороком является ее абстрактность. Когда философия схоластики мыслит действительность, она сконцентрирована на понятиях. Схоласты спорят о понятиях  и не думают о мире. Бекон теории схоластики противопоставил теорию индуктивного метода. В 17 в. было велико влияние религии и, поэтому Бекон говорит о двойственности истины. Методы у теологии и философии различны. Теология - это богопознание; философия – это изучение природы. Теология опирается на божественное откровение, наука опирается на истину. Истина это совпадение мыслей с действительностью. Центральная часть учения Бекона – учение о методе. Метод – путь познания. Это не просто теория, она имеет глубокое практическое значение, т.к. метод в умелых руках может превратиться в преобразующую силу.Правильный метод эффективно улучшает человеческую деятельность. Увеличивает власть чел-ка над природой. Правильный метод способствует человеческому счастью. Бекон – родоначальник европейского эмпиризма. Метод Бекона основан на познании. Познание – это отражение естественного мира. Познание происходит с чувствительных представлений, которые нуждаются в опытной проверке. Самое лучшее док-во – опыт, если он хранится в эксперименте. Бекон выделяет следующие виды опытов:
- плодоносные  – приносят практическую пользу.
- светоносные  - не приносят практической пользы, но способствуют накоплению знаний о мире.
Опыты ставятся по определенному методу – правилу  индукции. Индукция – необходимая для науки единственная форма док-ва. Философское понимание индукции – движение мысли
от частного к общему. Тот индукционный метод, который предложил Бекон, включает в себя 5 этапов: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Таблица присутствия – все случаи, в которых встречаются данные явления.
2.Таблица отклонения (отсутствия) – все случаи отсутствия того или иного признака в родственных предметах.
3.Таблица сравнения (степеней) – сопоставление увеличения или уменьшения признака в одном и том же предмете.
4.Таблица отбрасываний – исключение случаев, которые не встречаются в данном явлении, не типичны для него.
5.Таблица сбора плодов – формирование выводов на основе того общего, что имеется во всех таблицах.
Этот метод  применим к любому исследованию. Опыт дает единичные данные.
Рене  Декарт (1596 – 1650гг.) – франц. философ. Он стремился разработать метод научного познания действительности. Его методология носит аинтисхоластический характер.
Критика схоластики.
 Декарт шел  отличным от Бекона путем. Методология  Бекона – эмпирическая, метод  Декарта – рационалистический. Декарт не определяет роль опыта, но говорит, что открытия в конечном итоге совершаются с помощью разума. Разум направляет опыты, ориентирует, делает методологию рациональной.
Рационализм Декарта  основан на применении особого математического метода познания. Математика как наука говорит о мере всех вещей. Суть метода Декарта:
1.Позание следует от незнания инертно достигая фундаментальных истин. Интеллект и интуиция – две тверди начала познания.
2.Разум должен на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция нужна, т.к. вывод не всегда ясен. Дедукция – движение мысли от общего к частному. Дедукция – действия ума, посредством которых мы делаем заключения, с ее помощью мы неизвестное делаем известным.
Декарт вывел  три правила:
1.Во всех вопросах должно содержаться неизвестное.
2.Это неизвестное должно иметь характерные особенности, чтобы истолкование было направлено на постижение именно этого метода.
3.В каждом вопросе должно содержаться и нечто известное.
Декарт провозгласил сомнения исходным пунктом своего метода. Он не ставил цель – уничтожить знания. Он стремился избавить человечество от идолов, предрассудков. «Мы можем предполагать, что мы не существуем, потому что мы сомневаемся в существовании всего. Но в то время когда мы мыслим, мы не можем полагать, что не существуем». Не взирая на крайнее предположение: «Я мыслю, следовательно, я существую!» - есть вернейшее из всех заключений.
Мышление –  исходный пункт интеллектуального  мышления. Принцип сомнения – философский  принцип. Только мышление обладает абсолютной и непосредственной достоверностью. Метод должен освободить процесс познания. Правильный метод позволяет науке целенаправленно развиваться. Правильный метод превращает науку в важнейшую сферу жизнедеятельности чел-ка. В его методе есть противоречия:
1.обусловлено тем, что Декарт занимался гносеологией. Он хотел от гносеологии выйти на онтологию.
2.Мышление разомкнуто и открыто во внешний мир.
3.Декарт вводит учение о врожденных идеях – идея Бога, идея чисел, идея фигур, некоторые предельно общие положения «из ничего ничего не происходит» - явление платонизма.
Рационалистические  мотивы переплетаются с теологическими.
В 17 в. Бекон и  Декарт – два великих реформатора  философии. До них внимание философов  было обращено на онтологию. А они впервые в центр философских рассуждений ставят гносеологию (учение о познании). Они положили начало расколу действительности на две части:
1.Субъект познания – кто познает мир.
2.Объект познания – на что направлено человеческое познание.
Они заложили основы методологии научного познания окружающего мира. Они дали глубокое философское обоснование методологии. Их учения взаимно дополняют друг друга.
  

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №13.
Немецкая  классическая философия – это явление значительное по силе воздействие на сознание. Она подводит итог развитию европейской философии. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах – основные представители немецкой классической философии. Общие корни, преемственность, личное общение – объединяли всех этих философов. Маркса и Энгельса тоже можно отнести к этой когорте. Кант начинает немецкую философию, а Маркс и Энгельс завершают ее. В рамках этой философии: а) были заново сформулированы понятия субъекта и объекта познания; б) была впервые разработана и получила новое развитие диалектика.
Иммануил  Кант (1724 – 1804). В его творчестве различают:
1.Докритический период (до 1770 г.) – Кант – крупный ученый – естествоиспытатель, изучающий зависимость приливов и отливов от Луны, происхождение Солнечной системы. Кант – материалист и диалектик.
2.Критический период – опубликованы три критики – «Чистого разума», «Практического разума», «Способности суждения» - эти работы связаны единством замысла, обоснованием системы трансцендентального идеализма. Кант поставил задачу провести критику всей предыдущей философии. Решая эту проблему, он совершил коренной переворот. До Канта упор делался на анализ объекта познания. Кант делает предметом своей философии специфику познающего субъекта. Именно субъект определяет способ познания и объект знания. В субъекте надо определить субъективные и объективные элементы знания. В субъекте выделяет два уровня:
1.Опытный (эмпирический) – особенности характера.
2.Трансцендентальный (за пределами опыта) – надындивидуальные начала чел-ка – всеобщее определение чел-ка как такового.
Кант решает проблему: как возможны достоверные  научные знания? Он задается вопросами: Как возможна математика? Как возможна физика? Как возможна философия? Кант не сомневается в научном характере математики и физики. Возможна ли философия в кач-ве науки? Невозможна – ответил Кант. Что такое достоверные знания? – это объективные знания. Что такое объективность? Она должна отождествляться  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

со всеобщностью и необходимостью. Объективность  обусловлена структурой трансцендентного кач-ва чел-ка. Познающему субъекту присущи доопытные формы действительности: пространство, время и форма рассудка – субъективные формы нашей чувственности. Эти формы создают лишь предпосылки для достоверности математического знания. Реализация этих предпосылок осуществляется на основе деятельности рассудка. Рассудок – это мышление, которое оперирует понятиями и категориями. Рассудок подводит доопытный материал, который уже организован, под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем, а форма рассудка конструирует предмет. Мы можем познать только то, что создали. Знание основанное на понятиях и категориях приобретает объективный характер. Что объединяет понятия и категории? Все связано с особенностями субъекта. Трансцендентальная перцепция – это акт самосознания субъекта.
Теория познания Канта. Вещи, которые окружают нас, порождают многообразные ощущения, упорядочиваются в пространстве времени, таким образом, формируются восприятия. Деятельность рассудка придает восприятию всеобщий объективный характер. Если вещь является в нашем сознании, то это «явления». Если вещь за пределами сознания, то это «вещи в себе», они не доступны для чел-ка. Способности установить связь между сознанием и внешним миром у чел-ка нет. Познание чел-ка ограничено. Мир вещей в себе – это мир чувственности, он закрыт для науки, но не для чел-ка. Чел-к существует в двух мирах: а)чувственно воспринимаемый (мир природы); б)умопостигаемый (мир свободы – независим от чувственно воспринимаемого мира). Практический разум руководит поступками чел-ка. Человеческая воля автономна, она определяется своим з-ном. Человеческая воля з-н ставит сама над собой. Знания постигаемого мира предъявляют требования к чел-ку. Главное требование – поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе. Кант создал новую концепцию субъекта, он провел разделение бытия на мир природы и мир чел-ка и обнаружил между ними много противоречий.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №14.
Георг Гегель. Если Кант не смог разрешить проблему взаимосвязи двух миров (мир природы и мир чел-ка), то Гегель сумел решить её в своем труде «Феноменология духа». По Гегелю связь между этими мирами заключается в движении к индивидуальному сознанию с помощью абсолютного «я». Феноменология духа – прохождение человеческим сознанием всех ступеней развития, в итоге чел-к превращается в личность. Индивидуальное сознание уже может посмотреть на мир. Гегель рассматривал проблему противоположности субъекта и объекта.  Каждая последующая ступень развития сознания включает все предыдущие. Последующие предопределяются на более ранних этапах:
1 ступень – сознание – предмет противостоит сознанию.
2 ступень – самосознание – предмет и сознание тождественны.
3 ступень – ступень духа – сознание постигает духовную реальность мира и самоё себя как выражение этой реальности.
Вершиной движения является освоение языка философии. Дойти до высшей точки, значит выражать мысли категориями, дойти до понятия. Гегель обозначает свою систему как абсолютный идеализм. Абсолютная идея – разум (первое определение). Абсолютная идея – сущность вещей. Гегель представил универсальную схему саморазвития абсолютной идеи – от абстрактных форм к содержанию:
1.Логика – научно-теоретическое осознание абс.идеи. Идея раскрывается в виде системы понятий и категорий  (бытие, химизм познания). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.природа – наиболее слабая часть философии Гегеля – у него природа – вспомогательное средство для развития абс.идеи. Бог создал природу, чтобы возник чел-к и человеческий дух.
Стадии развития человеческого духа:
а)субъективный дух – на трех уровнях:
- антропология  – душа, чувствующая субстанция.
- феноменология  – превращение души в сознание.
- психология  – теоретические и практические  способности духа.
б)объективный  дух – охватывает сферы социальной жизни. Разворачивается в праве, морали, нравственности, религии, искусстве.
в)абсолютный дух  – включает в себя совокупную духовную деятельность всего человечества на протяжении истории.
Противоречия  в философии Гегеля. Высказывая диалектические идеи, Гегель сказал: «Всякая идея должна быть завершена, она должна давать окончательные ответы на все вопросы». Движение абс.идеи идет по замкнутому кругу от начала истории до времени создания системы Гегеля, т.е. после системы идет повтор всех пройденных этапов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.