Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


дипломная работа Организация охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий

Информация:

Тип работы: дипломная работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Министерство внутренних дел Российской Федерации
Дальневосточный юридический институт
Благовещенский филиал заочного обучения
Кафедра административного права и административной деятельности
 
Дипломная работа
Тема: Организация охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий
 
 
Выполнил слушатель 5 курса набора 2003 г. Бастрыкин К.В.
Руководитель – начальник ОБМГ УВД Амурской области подполковник внутренней службы В.В. Бегеза
Рецензент – начальник службы РХБЗ ОБМГ УВД Амурской области, майор милиции М.В. Антюхин
______________________________
(решение о допуске к защите)
Врио начальника БФЗО ДВЮИ МВД РФ
полковник милиции Ковалёв В.Н.
______________________________
(подпись)
Защищена с оценкой ________________________________________
Председатель предметной комиссии ____________________________
__________________________________________________________
(ученая степень, ученое звание, должность, Ф.И.О.)
«_______» _________________ 200___г.
 
 
Благовещенск 2006 год

ПЛАН
 
Введение
Глава 1. Роль и место органов внутренних дел в организации охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий
1.1 Осуществление охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий как деятельность органов внутренних дел в особых условиях
1.2 Организация управления и взаимодействия между силами, привлекаемыми к обеспечению массовых мероприятий
1.3 Особенности охраны общественного порядка в случае проведения несанкционированных митингов, а также при возникновении массовых беспорядков
Глава 2 Организация органами внутренних дел Амурской области охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий
2.1 Этапы управленческой деятельности ОВД по организации и планированию мероприятий, направленных на охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий
2.2 Исполнительный и заключительный этапы проведения мероприятий по охране общественного порядка во время проведения массового мероприятия
2.3 Проблемы в совершенствовании деятельности ОВД Амурской области по организации и обеспечению порядка при проведении массовых мероприятий
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6

ВВЕДЕНИЕ
 
Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности - важнейшая обязанность милиции, по исполнению которой граждане судят о работе органов внутренних дел в целом. Она заключается в осуществлении различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций, по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений и трудовых коллективов.
В современных условиях процесс организации органами внутренних дел мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности во время проведения массовых мероприятий является сложной задачей. Для качественного выполнения данной задачи требуется комплексное использования значительного количества сил и средств, согласованные действия подразделений органов внутренних дел, внутренних войск, государственных органов и органов местного самоуправления, а также принятие многоплановых решений, привлечение специалистов различных министерств и ведомств.
В последние годы стало частым явлением совершение террористических акций в период проведения массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий. Пример того - захват террористами заложников в Москве в октябре 2002 года во время просмотра мюзикла «Норд Ост», взрывы во время проведения рок-фестиваля в московском Тушино летом 2003 года, а также во время празднования Дня Победы на стадионе в Грозном 9 мая 2004 года, повлекший за собой гибель Президента Чеченской Республики А. Кадырова и т.д. Данные факты являются не только следствием упущений в деятельности правоохранительных органов, но и халатным отношением организаторов массовых мероприятий к их осуществлению[1].
Изучение материалов практики деятельности правоохранительных органов в обеспечении общественного порядка и безопасности при проведении различных массовых мероприятий, свидетельствует о том, что оперативная обстановка, складывающаяся в этих условиях, существенно отличается от обычной (повседневной). Много проблем существует в вопросах планирования тактических действий нарядов и управления ими различными должностными лицами в условиях оперативной обстановки. В результате подразделения органов внутренних дел оказываются не в состоянии гибко и эффективно реагировать на быстро меняющуюся обстановку, решительно и своевременно предупреждать и пресекать массовые нарушения общественного порядка. Таким образом, этот разнообразный положительный и негативный опыт подтверждает необходимость научного осмысления и исследования организационных, правовых и тактических основ охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, выработки типовых вариантов тактических действий в подобных условиях.
Органы внутренних дел, являясь основными субъектами обеспечения общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, как правило, выступают не только исполнителями, но и инициаторами ряда организационных мероприятий, основное содержание которых состоит, прежде всего, в создании наиболее благоприятных условий для их проведения. Однако положительных результатов здесь можно достигнуть лишь путем проведения своевременного и профессионально грамотного ряда организационных мероприятий, прежде всего предупредительно-профилактического характера, совместно с органами исполнительной власти, администрацией предприятий, лидерами профсоюзов, партий и движений.
Только в течении 2005 года в г. Благовещенске и других населенных пунктах Амурской области было проведено 304 различных массовых мероприятий, включая санкционированные митинги, демонстрации, спортивные и другие общественные мероприятия. Наибольшее количество массовых мероприятий прошло в областном центре – 117. Во всех мероприятиях на территории областного центра приняло участие свыше 60 тысяч граждан[2].
Актуальность изучения проблемы организации охраны общественного порядка в данном случае обусловлена следующими объективными причинами:
- невозможностью изолированного решения отдельными службами многообразных проблем при проведении массовых мероприятий;
- недостатками, органически присущими узкоотраслевому подходу (не восприятие проблемы в целом отдельными службами и подразделениями органов внутренних дел и другие барьеры организационного, нормативного и психологического характера);
- законодательно закрепленной обязанностью совместных действий служб и подразделений ОВД в конкретном месте и в течение определенного времени, поскольку массовые мероприятия нередко осложняют оперативную обстановку на территории, где они непосредственно проводятся, и следовательно на тех территориях, откуда силы и средства были отвлечены.
Объектом исследования является деятельность органов внутренних дел по организации охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий.
Предметом исследования выступает работа руководящего состава ОВД по организации взаимодействия между силами и средствами, привлекаемыми к поддержанию общественного порядка и безопасности во время массовых мероприятий, комплексному использованию данных сил, а также осуществлению единого управления ими в период проведения мероприятий.
Цель работы – определить основные направления в совершенствовании деятельности ОВД в организации охраны общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий.
Для достижения этой цели были поставлены следующие научно-исследовательские задачи:
- изучить основные особенности мероприятий, связанных с участием большого количества людей, определив при этом роль и место органов внутренних дел в охране общественного порядка и безопасности.
- рассмотреть деятельность руководителей ОВД по организации управления и взаимодействия между силами, привлекаемыми к обеспечению массовых мероприятий
- изучить этапы реализации комплексного подхода к использованию сил и средств ОВД
- исследовать практическую организацию охраны общественного порядка и функционирование подразделений при проведении спортивно-массовых мероприятий на примере УВД Амурской области
- проанализировать существующие проблемы в деятельности ОВД по обеспечению правопорядка и основные направления по ее совершенствованию, определив при этом основные направления в совершенствовании деятельности ОВД с учетом передового отечественного опыта в данном направлении.
Методом данного исследования являлось изучение нормативно-правовой базы ОВД, ознакомление со статистическими данными по Амурской области, изучение и анализ обзоров и рекомендаций УВД Амурской области, обзор публикаций сотрудников ВНИИ МВД России.
 

Глава 1 Роль и место органов внутренних дел в организации охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий
 
1.1 Осуществление охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий как деятельность органов внутренних дел в особых условиях
 
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждому гражданину предоставлены и гарантируются его основные права: отношение к религии, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, защита своей чести и доброго имени и т.д. Каждый имеет право на отдых, на участие в культурной жизни (используя для доступа к культурным ценностям учреждения культуры), а также политические свободы (слова, собраний, уличных шествий и демонстраций). Таким образом, свои права и свободы миллионы граждан могут реализовать путем непосредственного участия в различных общественных мероприятиях.
При этом граждане имеют право собираться мирно и без оружия. Выступления на массовых мероприятиях не должны содержать призывы к насильственному захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, пропаганду войны. Запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду.
Ответственность за нарушения общественного порядка, допускаемые гражданами во время проведения массовых мероприятий, предусмотрена как нормами Уголовного кодекса, так и нормами Кодекса об административных правонарушениях. Российское уголовное законодательство относит массовые беспорядки в силу их социальной значимости к категории «преступления против общественной безопасности»[3]. Указанные действия являются общественно опасными, уголовно наказуемыми деяниями. Предусмотренная законодательством Российской Федерации ответственность наступает за организацию массовых беспорядков, участие в них, а также за призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а также к насилию над гражданами.
Массовые мероприятия являются средством осуществления различных политических, социальных, патриотических, духовных, экономических, спортивных и иных интересов граждан, отвечающих интересам укрепления демократических основ общества. Массовые мероприятия могут проводиться на улицах, площадях в скверах в спортивных, концертных и иных зрелищных зданиях и сооружениях, а также в других общественных местах.
Массовое мероприятие - это организованное действие (совокупность действий или явлений социальной жизни) с участием больших масс людей, проводимое в общественном месте в регламентируемом государством порядке, в целях удовлетворения их политических, духовных, экономических потребностей, являющееся формой реализации их прав и свобод[4].
Множественность проводимых массовых мероприятий привела к отсутствию единства мнений относительно определения их сущности и классификации. Одна из первых попыток в этом направлении была предпринята в 1985 г. В.В. Лариным, давшим массовому мероприятию следующее научное определение: «Массовое мероприятие - это организованное действие (совокупность действий или явлений социальной жизни) с участием большого количества граждан, совершающихся с целью удовлетворения политических, духовных, физических и других потребностей, являющихся формой реализации их прав и свобод, а также формой социального общения между людьми, способом выработки единства установок личности и общества в целом».[5] Здесь автор обозначил границы этого социального явления, позволяющего, отличить его от других явлений и определил основные признаки массового мероприятия: наличие больших масс людей, организованность действий, наличие цели.
Сотрудники ВНИИ МВД СССР (в настоящее время ВНИИ МВД России) А.М. Алоян и В.И. Эглит характеризовали массовое мероприятие как «организованные или санкционированные компетентными государственными органами или общественными организациями, а также осуществляемые на основании обычаев действия значительных групп (масс) людей, протекающие в общественных местах»[6].
В данном определении внимание исследователей обращено на организационно-правовые аспекты проведения массовых мероприятий, т.е. на обязательность их подготовки или разрешения таких действий правомочными на то субъектами социального управления. Авторы также указывают, что в некоторых случаях целенаправленные и правомерные действия больших групп людей осуществляются исходя из обычаев. В первую очередь здесь имеются в виду религиозные праздники, в которых по различным причинам участвуют и лица, далекие от религии. Однако и в приведенном определении не в полной мере отражены сущность и содержание рассматриваемых социальных явлений.
По содержанию и направленности массовые мероприятия можно подразделить на следующие виды:
1) общественно-политические;
2) спортивные;
3) культурно-массовые;
4) религиозные;
5) специальные;
6) смешанные.
Будучи санкционированными или несанкционированными, эти мероприятия отличаются целями, задачами, проблемами, которые предполагается разрешить или хотя бы привлечь к ним внимание общественности и компетентных органов. По территориальному признаку массовые мероприятия могут быть районного, межрайонного, городского, областного, республиканского и государственного масштаба. Они отличаются между собой по месту проведения, по способу возникновения, по возможности участия и т.д. (см. Приложение 1).
К общественно-политическим мероприятиям относятся митинги, шествия и демонстрации, массовые собрания граждан, выборы в органы власти: федеральные, субъектов Федерации, местного самоуправления и т.д. Для этого вида мероприятий характерны, как правило, высокий уровень организации, общность мотивов и стереотипов поведения, определенность состава их участников. Основными целями таких акций являются выражение поддержки, солидарности или, наоборот, осуждения, несогласия либо оказание прямого противодействия со стороны отдельных групп граждан тем или иным социально-политическим решениям органов власти и управления.
Спортивные массовые мероприятия (олимпиады, спартакиады, матчи, кроссы, эстафеты и т.п.) характеризуются присутствием большого числа зрителей (болельщиков), в массе своей представляющих один из видов экспрессивной толпы. Все большую остроту для органов внутренних дел приобретают проблемы обеспечения правопорядка и безопасности во время проведения этих мероприятий, а также после их завершения, когда участники в массовом порядке покидают спортивные сооружения.
К наиболее распространенным религиозным мероприятиям следует отнести такие культовые праздники, как православная либо еврейская пасха, мусульманская ураза т.д. Основные места их проведения – церкви, синагоги, мечети, костелы, различные молитвенные дома, кладбища. Общее количество указанных культовых мест за последние пять лет увеличилось примерно в два раза. На территории проведения таких празднеств наряду с верующими нередко собираются и лица, страдающие психическими заболеваниями, хулиганствующие и другие антиобщественные элементы. Последних привлекают сюда сосредоточение значительных материальных ценностей, открытый доступ к убранствам храма, денежным средствам в виде различных пожертвований, вещи и предметы, оставляемые приезжими в автомашинах и иные обстоятельства, способствующие противоправным деяниям.
Специальные массовые мероприятия включают в себя: ярмарки, спецпроезды, многолюдные траурные процессии и т.д. Их проведение направлено на решение каких-либо специфических задач отдельными группами граждан, должностными лицами, коллективами, государственными органами или общественностью.
Смешанные массовые мероприятия организуются в целях удовлетворения многообразных познавательных, художественно-творческих, спортивно-оздоровительных, религиозных и иных интересов, запросов различных групп граждан. Наиболее характерны смешанные мероприятия для общегородских праздников. Рассматриваемые мероприятия проходят или одновременно в разных местах города (улицах, площадях, парках), или на одном объекте (площади, стадионе), собирая многотысячные толпы. Некоторые из мероприятий начинаются днем, другие – вечером, продолжаясь несколько часов.
Масштаб массового мероприятия определяется территорией, на которой оно проводится, количеством участников и задействованных в охране общественного порядка сил и средств.
Значение массового мероприятия определяется его политической или иной направленностью, количеством участвующего населения, уровнем присутствующего руководства, зарубежных делегаций и представительств.
К числу особенностей массовых мероприятий и факторам, влияющим на организацию охраны общественного порядка при их проведении, следует отнести значительное количество субъектов, участвующих в их подготовке и проведении. Это, прежде всего, организаторы массовых мероприятий:
- граждане; физкультурно-спортивные организации; органы культуры; народного образования, комитеты по делам религии и их органы на местах, администрация спортивных, культурных зданий, сооружений (стадионов, школ, училищ и т.д.);
- органы внутренних дел, органы безопасности, добровольные народные дружины и другие общественные формирования.
Органы внутренних дел являются специальными субъектами охраны общественного порядка, осуществляющими правоохранительную деятельность по защите жизни и здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных посягательств и других противоправных действий[7].
Общественный порядок в государстве представляет собой социально-правовую категорию, детерминированную базисом общества, установившуюся базисом общества, установившуюся в результате соблюдения социальных норм (норм права, морали, общепринятых правил общежития и др.) систему общественных отношений, неприкосновенность которой гарантируется всей политической системой государства, обществом.
Под охраной общественного порядка понимается осуществление государственными органами, во взаимодействии с общественными формированиями, различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций, по созданию спокойствия в населенных пунктах, благоприятствующего труду и отдыху людей, нормальной работе государственных органов, общественных объединений, трудовых коллективов.
Систему мер по охране общественного порядка составляют правовое регулирование отношений в указанных сферах, то есть принятие компетентными органами законодательных и иных нормативных актов, регулирующих поведение людей в этих сферах жизнедеятельности; реализация, т.е. претворение в жизнь государственными органами и общественными формированиями правил этих актов[8].
Многогранность и сложность проблемы охраны общественного порядка обусловливает многоаспектный характер ее осуществления. Организация решения указанной проблемы предполагает в качестве обязательного элемента согласованные действия ряда государственных органов.
С учетом изложенного, представляется возможным провести классификацию системы координирующих органов в Российской Федерации.
Основными субъектами координации деятельности по охране общественного порядка в Российской Федерации являются:
- на федеральном уровне – федеральные органы исполнительной власти;
- на региональном уровне (в субъектах Российской Федерации) – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- на местном уровне (в муниципальных образованиях) – органы местного самоуправления.
Таким образом, сложилась и функционирует многоуровневая система органов, координирующих деятельность по охране общественного порядка.
Программа обеспечения деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны общественного порядка представляет собой сложную разветвленную систему мероприятий, которые имеют выход на самые различные аспекты деятельности разнородных субъектов и обладают антикриминогенным потенциалом в перспективе. В то же время полагаем, что наиболее актуальны сейчас вопросы именно организационного обеспечения охраны общественного порядка, поэтому программы объективно попадают в фокус внимания тех ведомственных (межведомственных, надведомственных) структур, которые действительно заинтересованы в эффективности соответствующего контроля[9].
Таким образом, формально-логическую модель разработки региональной программы по охране общественного порядка можно представить в следующем виде:
 
 
 



Рис. 1 - Формально-логическая модель региональной программы по охране общественного порядка
 
 


 
Органы внутренних дел является основным субъектом охраны общественного порядка и общественной безопасности, как в режиме повседневной деятельности, так и в обстановке, резко отличающейся от обычной.
Особой обстановкой является и обстановка, в которой проводятся массовые мероприятия. Рассматривая массовые мероприятия как фактор, осложняющий оперативную обстановку следует отметить, что им присущи следующие специфические особенности:
- нарушается обычный ритм общественной жизни;
- массовые мероприятия проводятся, как правило, на ограниченной территории с одновременным участием большого количества людей - это само по себе создает в определенном смысле угрозу общественной безопасности, выражающуюся в возможной гибели людей или причинении им телесных повреждений;
- во время проведения массового мероприятия существует возможность быстрого изменения оперативной обстановки;
- стихийное формирование определенных групп, оказывающих отрицательное влияние на состояние общественного порядка и безопасности, способных совершать различные правонарушения;
- вероятность возникновения групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядков, пожаров, разрушений и других, создающих угрозу, непредвиденных обстоятельств;
- возможность причинения ущерба предприятиям, организациям, личным интересам граждан и др.
- установление ряда ограничений в связи с характером проводимого массового мероприятия и особенностями места его проведения (полное или частичное прекращение движения транспорта, пешехо­дов, регулирование движения в определенных направлениях и т.п.);
- введение предписаний о правилах поведения во время массовых мероприятий и некоторые другие.
В условиях массовых мероприятий общественный порядок, в отличие от его обычного понимания, приобретает следующие новые качества:
- во-первых, если в обычных условия нарушения общественного порядка затрагивают личные и имущественные интересы отдельных граждан или небольших групп, то при проведении массовых мероприятий социальная опасность возрастет. Здесь угрозе подвергаются жизнь и здоровье многих людей, их личное имущество, материально-культурные ценности государственных и негосударственных предприятий и организаций.
- во-вторых, специфика обстановки в которой происходят массовые мероприятия, требует применения своеобразных мер охраны порядка и безопасности.
В таких условиях органами внутренних дел и местной администрацией применяются усиленные меры охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, которые выражаются с сосредоточении наличных, а в соответствующих случаях и приданных сил и средств на определенной территории в определенное время. Решения об усиленных мерах охраны общественного порядка и безопасности принимают исходя из оценки конкретно складывающейся обстановки начальники соответствующих органов внутренних дел.
Усиленные меры охраны общественного порядка в особых условиях могут выражаться в следующем:
- увеличение плотности нарядов;
- активное проведение профилактических мероприятий (операций), рейдов по выявлению и изъятию антиобщественных элементов;
- усиление охраны помещений органов государственной и исполнительной власти, учреждений Центрального банка, радио и телецентров и других объектов;
- проведение дополнительных мероприятий по борьбе с преступностью (организация заслонов на транспортных магистралях, КПП на автомагистралях, создание специализированных поисковых групп, общегородские операции под кодовыми наименованиями и др.);
- по решениям местных исполнительных органов власти введение ограничений в движение транспорта и пешеходов, введение пропускной системы на объекты или для въезда на определенную территорию, проведение досмотра, установление карантина [10].
Эти режимные ограничения отражаются в реализации некоторых субъективных прав и свобод (например, свободы передвижения), однако они носят временный характер и при отсутствии необходимости к их применению немедленно отменяются.
Федеральный закон от 19.06.2004 г. №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» определяет условия и порядок организации и проведения массовых мероприятий, права и обязанности их организаторов, участников, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Закон также устанавливает основания и порядок приостановления и прекращения массовых мероприятий. Одним из основных принципов проведения мероприятия в соответствии с Федеральным законом является законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, упомянутого Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Данным законом нормативно урегулированы обязанности организатора публичного мероприятия. В частности, он обязан:
- подать в орган исполнительной власти субъекта или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в установленном порядке (см. Приложение 3);
- обеспечивать соблюдение условий проведения мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;
- требовать от участников мероприятия соблюдения общественного порядка;
- обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок при проведении мероприятия, а в случаях, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;
- приостанавливать мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий.
Закон запрещает проводить массовые мероприятия в следующих местах:
- территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами (см. Приложение 3 – обращение прокуратуры к начальнику УВД с требованием о недопущении акций протеста), к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;
- путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
- пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов[11].
Законом не предусмотрено согласование проведения мероприятия с органами внутренних дел. В то же время, определено то, что по предложению органа исполнительной власти субъекта или органа местного самоуправления начальник органа внутренних дел, в обслуживании которого находится территория, на которой планируется проведение публичного мероприятия, обязан назначить уполномоченного представителя органа внутренних дел в целях оказания организатору публичного мероприятия содействия в обеспечении общественного порядка и безопасности граждан[12].
Основные задачи ОВД при приведении массовых мероприятий:
- обеспечение наиболее благоприятных условий для их проведения;
- предупреждение и пресечение возможных преступлений, нарушений общественного порядка и безопасности;
- оказание содействия государственным и общественным организациям в проведении массовых мероприятий;
- осуществление надзора за строгим соблюдением гражданами и должностными лицами правил поведения;
- поддержания общественного порядка на территории, где не проводится массовое мероприятие.
Организационно-правовая основа деятельности сотрудников ОВД (в том числе и при приведении массовых мероприятий) нормативно закреплены в: Конституции РФ, Законе РФ «О милиции», Положении о службе в ОВД РФ.
Сотрудники милиции имеют право:
- применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на милицию обязанностей[13].
- применять специальные средства для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции, для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления, для задержания лица, застигнутого при совершении преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться, для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи и организаций [14].
В этих случаях могут применяться резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы и бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебные собаки, электрошоковые устройства.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях также содержит ряд положений, которые необходимо знать и умело применять сотрудникам органов внутренних дел при обеспечении общественного порядка во время проведения массовых мероприятий:
Так, граждане несут ответственность за неповиновение законному требованию сотрудника милиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей. Указанные противоправные действия со стороны граждан влекут наложение на них административного штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток[15].
Существует ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования:
- нарушение установленного порядка организации собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда;
- нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования - влечет наложение административного штрафа на организаторов в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на участников - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда;
- организация либо проведение несанкционированного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов или радиоактивных веществ, а равно активное участие в таких акциях, если это осложнило выполнение персоналом указанных объектов служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до двадцати мин. размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток[16].
Умышленное создание помех в дорожном движении участниками указанных мероприятий влечет ответственность, предусмотренную статьей 12.33 КоАП РФ, а нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах – по статье 20.1 КоАП РФ как мелкое хулиганство.
Организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 20.18 КоАП РФ, если это не несет уголовной ответственности, предусмотренной статьей 267 Уголовного кодекса РФ.
В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, уполномоченный сотрудник ОВД вправе применять такие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как доставление и административное задержание.
Лицо, в отношении которого ведется административное расследование, может быть задержано на срок не более 48 часов (при совершении правонарушения, предусматривающего административный арест).
Одновременно, целесообразно учитывать то, что член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Кроме того, член Совета Федерации или депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.[17]
При совершении правонарушений, связанных с проведением массовых мероприятий, для правильной их квалификации необходимо устанавливать: когда, в каком месте совершено правонарушение, в каких действиях оно выразилось, кто присутствовал при этом; сопровождались ли эти действия применением насилия к гражданам, уничтожением или повреждением имущества; совершены ли эти действия одним лицом или группой лиц; оказывалось ли сопротивление представителям власти, иным лицам, исполняющим обязанности по охране общественного порядка; каковы последствия противоправных действий; характер материального ущерба.
Сотрудники ОВД принимают меры предупреждения и пресечения указанных правонарушений, по существу аналогичные тем, которые применяются для обеспечения охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении любых массовых мероприятий. Выбор тактических приемов и методов обеспечения правопорядка, а равно мер предупреждения и пресечения определяется специфическими характеристиками конкретного мероприятия [18].
Таким образом, одним из основных требований, предъявляемых к проведению массовых мероприятий, является обеспечение безопасности граждан, поддержание надежного общественного порядка в местах, где они проводятся. Главным субъектом, ответственным за организацию общественного порядка и предупреждения массовых беспорядков при проведении массовых мероприятий, являются органы внутренних дел. Именно на них возложены задачи по обеспечению безопасности при проведении конкретного массового мероприятия, организации взаимодействия со всеми государственными органами и общественными организациями, участвующими в охране общественного порядка при проведении массового мероприятия, контроль за обстановкой предупреждение и пресечение преступлений со стороны участников и зрителей, а также привлечение виновных к ответственности.
Итак, классификация массовых мероприятий по их сходным признакам и особенностям дает исходную информацию при планировании действий ОВД. Все вышеперечисленные факторы учитываются руководителями ОВД при организации охраны общественного порядка в рассматриваемых условиях и в конечном счете обуславливают выбор приемов и методов деятельности милиции, включая конкретные меры воздействия на поведение участников и зрителей массовых мероприятий с целью приведения его в соответствие с требованиями правовых и иных социальных норм.
 
1.2 Организация управления и взаимодействия между силами, привлекаемыми к обеспечению массовых мероприятий
 
В соответствии с действующими нормативными актами МВД России для обеспечения общественного порядка при проведении массовых мероприятий могут использоваться следующие силы:
- наряды патрульно-постовой службы милиции;
- подразделения ГИБДД;
- подразделения вневедомственной охраны;
- подразделения криминальной милиции;
- служба участковых уполномоченных милиции (на этапе проведения предупредительно-профилактических мероприятий);
- подразделения по делам несовершеннолетних (во время спортивно-массовых мероприятий организуется взаимодействие с органами внутренних дел на транспорте для контроля за перемещением болельщиков);
- органы внутренних дел на транспорте;
- подразделения ОМОН (для обеспечения силового решения задач);
- курсанты (слушатели) учебных заведений системы МВД России (в зависимости от ситуации);
- подразделения внутренних войск МВД России;
- представители частных охранных предприятий;
- общественные формирования правоохранительной направленности.
Основными видами нарядов, обеспечивающих общественный порядок при проведении массовых мероприятий являются: пост, патруль, патрульная группа и милицейская цепочка.
При проведении массовых мероприятий применяются цепочки, группы сопровождения, посты наблюдения, резерв, заграждения, группы патрулирования, ограничения движения транспорта, разъяснения законов, обеспечения связи, оцепления (блокирования), фиксации правонарушений и другие.
Каждую группу возглавляет старший, назначаемый заблаговременно уполномоченным представителем ОВД.
Цепочка - выставляется для оцепления территории, на которой проводится массовое мероприятие, с целью недопущения посторонних лиц, а также для построения направляющих коридоров, обеспечивающих организованное продвижение участников мероприятий, зрителей или разграничительных квадратов (прямоугольников) в местах размещения участников мероприятий и зрителей.
В состав цепочек могут входить работники милиции, военнослужащие, представители общественности.
Цепочки подразделяются на редкие, когда личный состав располагается с интервалом более 2-х м, нормальные - при интервале 1-2 м, усиленные - при интервале менее 1 м, многорядные - в два и более рядов.
Пост наблюдения - обеспечивает своевременную информацию о ходе проведения массового мероприятия и изменениях обстановки. Он устанавливается в пункте, обеспечивающем хороший обзор территории, и оснащается необходимыми техническими средствами.
Резерв - предназначается для решения задач охраны общественного порядка в случаях осложнений обстановки во время проведения массовых мероприятий. Резерв должен располагаться в местах, откуда он может быстро ввестись в действие.
В состав резерва, находящегося в распоряжении начальника оперативного штаба, может выделяться до 20 % всех привлекаемых к охране общественного порядка сил и средств.
Резервы, находящиеся в распоряжении начальников секторов, участков или направлений, составляют 10-15 % сил и средств, используемых на службе в данном секторе, участке или направлении. Задействованные резервы немедленно восполняются за счет высвобождения сил и средств с менее важных участков и направлений.
Группа патрулирования - формируется из личного состава органов внутренних дел, для осуществления охраны общественного порядка на прилегающей к району проведения массовых мероприятий территории.
Группа ограничения движения транспорта - формируется из работников дорожно-патрульной службы ГИБДД и организует движение транспорта, пешеходов в обход зоны блокирования, а также обеспечивает беспрепятственный проезд к месту проведения специальных мероприятий автотранспорта органов внутренних дел и аварийно-спасательных служб.
Группа ведения переговоров - формируется из числа наиболее подготовленных сотрудников органов внутренних дел. Основной задачей этой группы является проведение разъяснительной работы среди участников массовых мероприятий.
Группа обеспечения связи - формируется из сотрудников подразделений связи и специальной техники, а также личного состава, имеющего навыки работы со средствами связи. Она призвана обеспечить надежное управление силами и средствами. Порядок использования связи и режим работы радиосредств определяются руководителем оперативного штаба.
Группа оцепления (блокирования) - формируется из личного состава подразделений патрульно-постовой службы, участковых инспекторов милиции, учебных заведений, а также частей и подразделений внутренних войск (в случае их привлечения). Группа осуществляет оцепление (блокирование) соответствующего района местности с целью ограничения доступа граждан, направления на фильтрационный пункт лиц, активно пытающихся проникнуть в район оцепления (блокирования), задержания правонарушителей, прекращения проезда в район мероприятия постороннего транспорта. В необходимых местах создаются КПП для организованного пропуска граждан, транспорта, выявления (задержания) организаторов и активных участников противоправных действий.
Группа документирования - формируется из сотрудников подразделений криминальной милиции, оснащается средствами визуального наблюдения, фотографирования, видео- и звуковой записи. Обеспечивает документирование противоправных действий на месте происшествия, проверку доставленных правонарушителей. [19].
Для обеспечения общественного порядка и безопасности во время проведения массового мероприятия привлекается лишь реально необходимое количество сил и средств. Наряды вводятся в действие по мере развертывания проводимого мероприятия, а по миновании надобности немедленно снимаются и переводятся в резерв
Организация управления силами, участвующими в охране общественного порядка при проведении крупных массовых мероприятий, включает в себя создание оперативного штаба, пунктов управления подразделениями, разработку планирующих документов, подготовку личного состава к службе и организацию взаимодействия с другими структурами и ведомствами.
Под организацией взаимодействия между службами и подразделениями ОВД необходимо подразумевать совместную, согласованную по месту, времени и цели деятельность служб и подразделений, направленную на наиболее оптимальное использование имеющихся возможностей в охране общественного порядка и общественной безопасности на обслуживаемых объектах[20].
Так как все вышеперечисленные силы имеют свою внутриведомственную подчиненность и свои непосредственные задачи, то для организации единого управления и взаимодействия между ними, а также осуществления четкого контроля за их предстоящей деятельностью в период проведения массового мероприятия, создается специальный орган, который будет впоследствии координировать всю предстоящую работу. В зависимости от масштабов проводимых мероприятий и организационно-подготовительных работ таким органом могут быть оперативный штаб или группа под руководством начальника ОВД или его заместителя, в который включаются представители различных министерств и ведомств, привлеченных на данное мероприятие и непосредственно заинтересованных в обеспечении общественного порядка.
Для решения всего объема задач управленческой деятельности при проведении массовых мероприятий на оперативный штаб ОВД возлагаются следующие функции:
- введение в действие плана, сбора и приведение в готовность личного состава, участвующего в обеспечении общественного порядка при проведении массового мероприятия;
- развертывание пунктов управления и организация связи;
- информирование личного состава об обстановке, объявление решения, постановка задач к выполнению намеченных мероприятий, порядок, маршруты и время выдвижения сил и средств к местам несения службы;
- контроль за исполнением отданных распоряжений, оказание помощи в выполнении поставленных задач и поддержание взаимодействия;
- разбор выполнения поставленных задач и подведение итогов несения службы.
Оперативный штаб руководство подразделениями и нарядами осуществляет с одного или нескольких (при необходимости) пунктов управления, которые размещаются в месте, откуда наиболее удобно визуально наблюдать за обстановкой и действиями нарядов на основных участках несения службы а также осуществлять непосредственное руководство ими. В свою очередь, пункт управления может быть подвижным (на базе специального транспортного средства) либо неподвижным. В последнее время широко используются подвижные пункты управления для контроля за обстановкой, складывающейся на территории, прилегающей к месту проведения массового мероприятия.
Вся поступающая на пункт управления и исходящая по каналам проводной и радиосвязи информация фиксируется в журналах и записывается на магнитные носители информации, что позволяет по окончании мероприятия провести детальный разбор действий оперативного штаба, вскрыть допущенные недостатки по руководству силами и принять меры к недопущению их впредь.
Оперативный штаб в своей деятельности использует следующие основные формы взаимодействия между подразделениями, задействованных в обеспечении проведения массовых мероприятий:
- взаимный обмен информацией - предоставление сотрудникам подразделений взаимодействующих структур необходимых им сведений.
- совместное обсуждение имеющейся информации для принятия решения на оперативных совещаниях с участием представителей заинтересованных служб и ведомств. При этом оцениваются достоверность и достаточность полученных сведений для выработки конкретного решения, намечаются пути их использования при проведении необходимых действий. На основе выводов такого обсуждения организуется и совершенствуется дальнейшее взаимодействие соответствующих сил и средств.
- выполнение отдельных мероприятии по запросу какой-либо службы в случае, когда необходимо предпринять меры, реализация которых является исключительной компетенцией определенного субъекта взаимодействия.
- согласованное планирование мероприятий. Оно осуществляется двумя основными способами. Первый - самостоятельное составление службами планов взаимодействия, в которых намечаемые виды работы согласованы по целям, месту, времени, выделяемым силам и средствам. Второй - подготовка единого совместного плана, утверждаемого начальником ОВД. Способ, вид планирования избираются руководителями взаимодействующих служб, исходя из реальной обстановки и поставленных перед ними целей. Здесь учитываются значимость и полнота исходной информации, сложность решаемых задач, возможности маневра силами, средствами и другие факторы. Так, единый совместный план составляется, как правило, при проведении особо важных массовых мероприятий.
- содействие в совместной работе другим службам трех основных его видах, связанных с оказанием помощи: при информационном обеспечении; при выделении дополнительных сил и средств; при создании необходимых условий для проведения какого-либо мероприятия.
- организация отдельных совместных действий. При этом взаимодействующими службами вырабатывается общая тактика осуществления конкретных мер, уточняются способы обмена информацией.
- создание специальных групп для решения определенных задач. Их функционирование рассчитано на более или менее продолжительное время и не ограничивается проведением отдельного мероприятия, например, распространено формирование групп: следственно-оперативных, закрепляемых за конкретными объектами массового мероприятия; по применению специальных средств; по изъятию оружия и т.д.
Таким образом, начальник ОВД (заместитель начальника ОВД), как руководитель оперативного штаба, является основным субъектом организации комплексного использования сил и средств. Именно он определяет и уточняет задачи, которые предстоит решать каждой службе или подразделению, участвующим в обслуживании массового мероприятия. Он осуществляет единое руководство указанными группами, координирует их деятельность, вносит изменения в расстановку нарядов, маневрирует силами при осложнении оперативной обстановки, при необходимости вводит в действие резервы, дает указания об установлении и снятии предусмотренных ограничений движения транспорта и пешеходов.
 
1.3 Особенности охраны общественного порядка в случае проведения несанкционированных митингов, а также при возникновении массовых беспорядков
 
Проведение общественно-политических массовых мероприятий без уведомления органов местного самоуправления, а также с нарушением установленного порядка проведения является несанкционированным[21]. При поступлении сообщения о несанкционированном массовом мероприятии (митинге, пикетировании) органами внутренних дел проводятся следующие мероприятия:
Начальник дежурной смены ОВД – оперативный дежурный:
- выясняет время, место и различные обстоятельства проведения мероприятия (примерное количество лиц, участвующих в массовых мероприятиях, их пол, возраст, наличие у них оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств; установочные данные организаторов массовых мероприятий (если имеются), их приметы);
- направляет на место проведения массового мероприятия для выяснения обстановки, задержания организаторов и активных участников мероприятия ближайшие наряды милиции, ГНР, участкового уполномоченного милиции на чьем административном участке проходит данное мероприятие;
- докладывает о проведении несанкционированного мероприятия начальнику органа внутренних дел и в дежурную часть вышестоящего ОВД;[22]
- сообщает о мероприятии в прокурору, в территориальный орган ФСБ, соседние ОВД, руководителям соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления; организует выезд на место происшествия СОГ в составе: следователя прокуратуры, эксперта-криминалиста, сотрудника СКМ;
- поддерживает постоянную связь с СОГ, сотрудниками (руководителями) ОВД, находящимися на месте проведения мероприятия, с целью получения уточненных данных о мероприятии, об активных участниках и организаторах и других сведений, необходимых для принятия дополнительных мер по пресечению несанкционированного публичного мероприятия; о принятых мерах докладывает начальнику органа внутренних дел, в дежурную часть вышестоящего ОВД и далее действовать по их указанию.
Начальник ОВД: направляет для обеспечения своевременной информацией о проводимом мероприятии, документировании противоправных действий, выявлении организаторов мероприятия следственно-оперативную группу и сотрудников других служб и подразделений ОВД;
- направляет патрульно-постовые наряды милиции, задействованные в системе единой дислокации для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, регулирования дорожного движения и усиления охраны особо важных объектов, расположенных в месте непосредственного проведения несанкционированного мероприятия;
- оценивает первичную информацию, уточняет место проведение, количество и состав участников, требования выдвигаемые представителями мероприятия и отдает предварительное распоряжение о приведении в готовность сил и средств (см. Приложение 3 - копия распоряжения начальника УВД г.Благовещенска «О мерах по обеспечению общественного порядка в период проведения концерта»);
- докладывает об обстановке и принятом решении вышестоящему руководителю (МВД, ГУВД, УВД), органы государственной власти и управления, территориальные органы ФСБ, информирует прокурора;
- по вопросу удовлетворения требований митингующих организует встречу с уполномоченным представителем органа местного самоуправления (организации, предприятия и т.д.) к кому данные требования адресованы; выезжает на место проведения мероприятий в составе рекогносцировочной группы и производит рекогносцировку; уточняет решения и ставит задачи исполнителям, осуществляет контроль за выполнением поставленных задач.
Заместитель начальника ОВД – начальник милиции общественной безопасности (далее – МОБ): организует сбор, обработку и анализ информации об оперативной обстановке; разрабатывает и организует выполнение мероприятий по обеспечению общественного порядка на период полной нормализации обстановки; управляет силами и средствами, прибывшими для обеспечения общественного порядка к месту, где проводится мероприятие.
Заместитель начальника ОВД - начальник службы криминальной милиции (далее – СКМ): организует сбор, обработку и анализ информации об оперативной обстановке; документирование противоправных действий с использованием специальной и криминалистической техники, фото-, киноаппаратуры и аппаратуры звуко- и видеозаписи; совместно со следственными органами организует работу фильтрационных пунктов.
Заместитель начальника ОВД - начальник следственного отдела: непосредственно руководит работой следственно-оперативной группы (далее - СОГ); организует проведение разбирательства с задержанными лицами с целью выявления непосредственных участников организации несанкционированного мероприятия;
- организует процессуальное оформление сведений о действиях задержанных лиц; принимает решение по отношению к задержанным и собранным материалам (о задержании или освобождении задержанных, о составлении протоколов об административных правонарушениях, о проведении дознания).
Заместитель начальника ОВД – начальник отдела кадров: организует проведение разъяснительной работы среди участников несанкционированного мероприятия; обеспечивает соблюдение законности и дисциплины среди личного состава ОВД в период выполнения задач по обеспечению общественного порядка несанкционированного мероприятия.
В случае возникновения массовых беспорядков органы внутренних дел руководствуются приказом МВД России от 10.09.2002 года № 870 дсп «О совершенствовании подготовки ОВД и внутренних войск МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах». Вводится в действие оперативный план действий органов внутренних дел при ЧО, проводится специальная операция под условным наименованием «Вулкан» по пресечению массовых беспорядков[23].
Руководство подобной специальной операцией организуется, как правило, со вспомогательного пункта управления (далее - ВПУ). Чаще всего, он оборудуется в заранее определенных планами действий помещениях и зданиях, обычно на уровне второго-третьего этажа. Место размещения и особенности организации ВПУ в операции «Вулкан» должны обеспечивать возможность руководителю операции своевременно и наиболее полно оценивать оперативную обстановку, управлять силами и средствами, практически отслеживать действия групп боевого порядка. ВПУ должен находиться на рубеже блокирования или за его пределами, принимаются все необходимые меры по его охране и обеспечению безопасности силами группы охраны.
Блокирование осуществляется группой блокирования (далее - ГБ). Если проводилось первичное блокирование или операция проводится на фоне мероприятий по обеспечению охраны общественного порядка - в этом случае группы оцепления и первичного блокирования района беспорядков поэтапно заменяются ГБ. ГБ в этой операции экипирована щитами, касками, защитными жилетами и щитками, резиновыми палками, специальными средствами (далее - СС) типа «Черемуха» и, при необходимости - средствами защиты органов дыхания (противогазами). Сначала блокирование производится на удалении до 50 метров от примерной границы толпы[24].
Целесообразно, при организации блокирования, использовать между участниками беспорядков и ГБ инженерные заграждения и преграды в виде заборов, изгородей, скамеек, автотранспорта, естественных насаждений и т.д. В последующем блокирование сжимается и дистанция может сокращаться вплотную, т.к. при проведении активных действий боевого порядка толпа неизбежно будет стремиться к перемещениям и прорывам через рубеж блокирования. Блокирование осуществляется, по возможности используя архитектурные и инженерные особенности местности (глухие заборы, стены зданий и т. д.). ГБ, как правило, образует двойное кольцо блокирования. Первое (наружное) кольцо осуществляет физическое удержание толпы посредством образования забора из щитов. Второе кольцо - поддерживает устойчивость первого, применяет, при необходимости, СС и резиновые палки. Весь рубеж блокирования делится, обычно, на сектора блокирования с определением старших каждого сектора. В каждом секторе блокирования выделяется свой резерв. В каждом секторе определяются основные и резервные промежутки для выхода толпы и определяется порядок их применения. В местах основных промежутков формируются фильтрационные пункты (далее - ФП). За фронтом ГБ на удалении, в среднем до 20-30 метров, оборудуются (обычно в секторах блокирования вероятного прорыва толпы) инженерные препятствия и заграждения из автотехники, переносных заборов и т. д. При оказании большого давления на ГБ старший сектора блокирования по команде руководителя специальной операции организованно отводит сектор или его часть на подготовленный рубеж, не нарушая общую систему блокирования. Основные проходы (на сектор один - два) в рубеже блокирования обозначаются указателями за фронтом ГБ или нанесенными стрелками на некоторых щитах сотрудников ГБ на расстоянии до 15-20 метров от прохода с обеих сторон. Основной проход усиливается за счет сотрудников второго кольца ГБ. Пропуск через него осуществляется при выдавливании толпы и при настойчивом желании граждан выйти из зоны беспорядков. Основной проход (и резервные промежутки) могут открываться на ширину, требуемую для пропуска наиболее активной толпы на данном направлении (на ширину до 10-15 метров), при этом сотрудники первого кольца стыка, прочно удерживая друг друга одной рукой за ремень, раскрываются внутрь на требуемую ширину, образуя из щитов скользящую поверхность. Второе кольцо, при этом, особо усиливает точки изгиба рубежа блокирования и конечные фланги ГБ. По мере спада давления активной части толпы, силами ГБ резервные промежутки смыкаются. Старший сектора блокирования обычно находится с резервом ГБ в районе основного прохода[25].
Одновременно с проведением блокирования в районах основных проходов в боевых порядках ГБ формируются фильтрационные пункты (далее – ФП), предназначенные для выявления и задержания преступников, зачинщиков и активных участников беспорядков, проведения разбирательств и первичных следственно-оперативных действий. ФП включает в себя группы охраны (прикрытия), конвоирования, в некоторых случаях - оперативную группу. В состав ФП входят сотрудники следственных подразделений, дознания, оперативные работники. Всего в состав ФП могут назначаться до 20 сотрудников. ФП - это не точечная группа. Она оборудует направление выхода граждан через основные проходы из зоны беспорядков. Для прохода обычно выбираются архитектурно удобные участки (ограниченные домами и заборами улочки, аллеи парков и т.д.) на глубину до 50 метров. ФП организует выполнение своей задачи путем изъятия, в ходе постепенного пропуска граждан из блокированного района по оборудованному коридору, наиболее активных членов беспорядков, подозрительных лиц, и лиц по оперативным данным и проведением с ними, по мере необходимости, первичных следственно-оперативных действий. Для этого, в удобных местах, непосредственно у оборудованных коридоров, подготавливается одно-два места сбора изъятых граждан. В этих местах, охраняемых группой конвоирования, осуществляются первичные СОД. Группой охраны (прикрытия) осуществляется оцепление коридора и меры по физической охране сотрудников ФП. Сотрудниками ФП во взаимодействии с группой охраны (прикрытия) осуществляется изъятие вышеперечисленной категории граждан и передача группе конвоирования для направления на пункты временного сбора. Изъятые лица, по решению старшего ФП, после проведенной с ними работы отпускаются или, периодически, группой конвоирования направляются в пункты общего сбора задержанных для их последующего вывода в ИВС или СИЗО[26].
Оцепление района проведения операции осуществляется группой оцепления (далее - ГО) также одновременно с блокированием, как правило, комбинированным способом. Глубина района оцепления может колебаться от 50 до 100 метров, а в некоторых случаях и больше. Между ГБ и ГО создается буферная зона, внутри которой функционируют ФП. Все граждане, оказавшиеся внутри буферной зоны, а также выходящие через основные и резервные проходы из зоны беспорядков (за исключением лиц, изымаемых ФП) - силами резервов ГО и, частично ГБ, выводятся (вытесняются) за рубеж оцепления и рассеиваются. Пропуск граждан через рубежи оцепления осуществляется только из буферной зоны. При необходимости в ГО могут формироваться контрольно-пропускным пунктом (далее – КПП). ГО вооружается, помимо средств защиты и СС, штатным оружием.
В этот же период формируются в районах сосредоточения группы рассредоточения (далее - ГР), изъятия (далее - ГИ), применения специальных средств (далее - ГПСС).
Осуществляются попытки наладить контакт с зачинщиками или организаторами беспорядков через громкоговорители представителями местной администрации, руководителями силовых структур и т.д.
Все силовые действия проводятся в блокированной зоне. Условно, период организации силовых действий можно разделить на два этапа - рассредоточение (разделение толпы на несколько частей для обеспечения контроля за ситуацией) и рассеивание (вытеснение рассредоточенных частей толпы через подготовленные основные и резервные проходы ГБ через буферную зону).
Оценивая оперативную обстановку руководителем специальной операции принимается решение о направлениях и способах рассредоточения толпы, количестве создаваемых контролируемых участков - исходя из этого, рассчитывается количественный состав групп, количество секторов блокирования, места и количество подготовки основных и резервных проходов и т.д.
На основе решения подготавливаются ГР. ГР представляет собой, на самом деле, группировку нескольких групп боевого порядка, выполняющих единую общую задачу. Старший ГР является старшим всей группировки. В ее состав входят собственно ГР, группа блокирования, ГПСС. Кроме этого в боевых порядках ГР могут действовать ГИ и группа конвоирования[27].
Боевой порядок группы рассредоточения представляет собой клин с углом вперед. Целесообразно в качестве опорной вершины клина использовать подготовленный грузовой автомобиль или БТР. В этом случае группа расходится от машины с обеих сторон двухшереножным клином, образуя из щитов «скользящую» поверхность. Если передовая машина не применяется, то вершина клина образуется передовой группой, численностью до 10 человек, образующих вершину из пяти щитов. Первая шеренга группы рассредоточения плотно удерживает друг друга одной рукой за ремни, обеспечивая, тем самым, жесткую связь. Вторая шеренга экипируется резиновыми палками и СС. Ее задача - обеспечивать прогибочную устойчивость первой, основной шеренги и, при необходимости, применяя ПР и СС, ослаблять давление на боевой порядок на данном участке. Длина правого и левого флангов клина группы рассредоточения может быть от 10 до 20 метров.
Как правило, действия ГР проводятся на фоне применения различных СС. Применение СС должно ослаблять давление на ГР, создавать свободные зоны и пространства. Виды применяемых СС и способы их применения определяются в зависимости от плотности толпы. Если толпа относительно редкая и имеются обширные свободные участки внутри блокируемой зоны, то можно применять практически все СС, исходя из требований ситуации. В случаях, когда толпа достаточно плотно блокирована, применение СС может спровоцировать резкие давления на противоположный рубеж блокирования и привести к массовым, неконтролируемым прорывам. В этих случаях более целесообразно применять водометы. ГСС располагается непосредственно за боевым порядком ГР, в пешем порядке или на специальных автомобилях в готовности к применению СС по указанию старшего ГР и самостоятельно. Исходя из тактики применения СС сотрудники ГР экипируются средствами защиты органов дыхания.
ГБ и ГР действуют на стыках флангов клина группы рассредоточения, постепенно по мере продвижения ГР вглубь толпы, выстраивая свой боевой порядок подобно группе рассредоточения и продолжая ее действия. Общая ширина клина не должна превышать 10-15 метров. Если клин будет постоянно расширяться - это приведет к созданию избыточного давления на противоположный сектор ГБ и, в итоге, к его прорыву. ГР должна продвигаться вглубь толпы не вытесняя, а раздвигая ее части, не давая в дальнейшем воссоединяться. Это основная задача ГБ ГР. Ширина клина и коридора рассредоточения должна лишь позволять группам ГР выполнять свои задачи. При достижении группой рассредоточения конечного рубежа ГБ ГР заканчивает блокирование разделенных частей и удерживает коридор шириной 10-15 м.
При необходимости за ГР может работать группа изъятия. Изымаются лица перед фронтом, как группы рассредоточения, так и группы блокирования и немедленно передаются группе конвоирования для вывода их за пределы зоны блокирования в заранее подготовленные пункты сбора изъятых. Изъятие может производиться обычно перед фронтом групп из глубины толпы до 10 метров. Для изъятия из толпы формируется группа изъятия, численностью 10-12 человек. Первые «номера», экипированные защитными щитами и ПР - обеспечивают прикрытие, образуя подобие коробки. Ее движение вперед обеспечивают два передних таранных «номера», обратно - двое задних. Двигается «коробка» вперед-назад без разворота. Вторые «номера» - «номера» непосредственного захвата (два - три человека). Двигаются внутри «коробки» без щитов. Наметив объект изъятия, ГИ внезапно, рывком, выходит через ГР (ГБ), достигает объект и первыми «номерами» обхватывает захватываемое лицо, оттесняя стоящих рядом и окружая его. В этот момент вторые «номера» захватывают объект, и на руках, под прикрытием первых «номеров» обратным движением уходят за ГР[28].
В интересах всей ГР создается один резерв. Обычно резерв концентрируется в районе входа ГР в толпу. Основной его задачей, помимо оказания помощи всем группам ГР, является недопущение смыкания толпы.
Рассредоточение может проводиться последовательно - когда одной группой обеспечивается поэтапное рассечение толпы на, определенные решением начальника специальной операции, контролируемые участки, или параллельно - когда рассечение проводится несколькими (обычно не более двух) ГР.
Окончанием периода силовых действий является окончание формирования контролируемых участков, их блокирование, надежная изоляция и переформирование ГР в группы изъятия, вытеснения и резервы.
Параллельно с рассредоточением или после окончательного образования контролируемых участков осуществляется вытеснение толпы через основные проходы (ФП), а также резервные стыки в буферную зону. Формируемые из ГР группы вытеснения и изъятия определяют направления вытеснения толпы и ее скорость. Направления вытеснения не должны допускать воссоединения толпы и ее частей в буферной зоне и на территории, прилегающей к оцепленному району. В ходе вытеснения осуществляется задержание зачинщиков и наиболее активных членов беспорядков. За пределами зоны оцепления патрульными группами продолжается рассеивание вытесненной толпы и задержание наиболее активных нарушителей общественного порядка. Для проведения этой работы, для каждого контролируемого участка и каждого направления могут формироваться группировки вытеснения, включающие в себя группы вытеснения, изъятия, ГСС, блокирования, ФП, оцепления, патрульные группы и т.д.[29]
За первый и второй периоды проведения специальной операции через ГБ и ФП может вытесняется, в среднем, до 30% толпы. Это необходимо учитывать при планировании рассредоточения, определения мест и количества основных и резервных проходов, ФП, скорости и направлений вытеснения.
После окончания вытеснения толпы из блокируемой зоны и, в последующем из буферной - снимаются ГБ и все силовые группы и собираются в определенном месте (местах) внутри района проведения операции. Продолжают свою работу только ГО и патрульные группы и группы регулирования дорожного движения. Задержанные и изъятые лица, если они ранее не выводились из района проведения операции в ИВС И СИЗО, концентрируются в пункте (пунктах) сбора и организуется их направление в ИВС и СИЗО для проведения дальнейшей работы. Внутри оцепленного района проводятся необходимые следственно-оперативные действия, а также технические и ремонтно-восстановительные работы, для проведения которых может выделяться часть сил и средств. В этот период основное усилие сосредоточивается на обеспечении общественного порядка в районах за пределами зоны оцепления. Из числа сил и средств, участвующих в специальной операции формируются патрульные группы для перекрытия районов ответственности, определяемых руководителем оперативного штаба. После усиления нарядов охраны общественного порядка и окончания основных следственно-оперативных действий в зоне проведения операции, а также исходя из оперативной обстановки принимается решение о снятии оцепления[30].
Принципиальная схема проведения подобной операции, разработанная отделом организации охраны общественного порядка УВД г. Благовещенска представлена в Приложении 4.
Подводя общий итог первой главы, необходимо отметить, что все перечисленные и рассмотренные нами условия, в которых осуществляется охрана общественного порядка при проведении массовых мероприятий, могут быть охарактеризованы как особые и, соответственно, деятельность органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий характеризуется рядом специфических особенностей. Несмотря на то, что проведение большинства подобных акций, как правило, носит организационный характер, тем не менее, их проведение связано с изменением режима организации дорожного движения, а также усилением других охранных мер. Поэтому, я считаю, что деятельность ОВД по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий необходимо рассматривать как деятельность в особых условиях.
 

Глава 2 Организация органами внутренних дел Амурской области охраны общественного порядка при проведении массовых мероприятий
 
2.1 Этапы управленческой деятельности ОВД по организации и планированию мероприятий, направленных на охрану общественного порядка при проведении массовых мероприятий
 
В последнее время все большую остроту для ОВД Амурской области приобретают проблемы обеспечения правопорядка и безопасности во время проведения различных культурно-зрелищных, спортивно-массовых мероприятий. На поведение отдельных групп граждан, посещающих подобные мероприятия, влияют факторы и условия анонимности в толпе, что снижает степень ответственности за совершенные ими правонарушения.
 

Рис. 2 – Диаграмма удельного веса преступлений, совершенных в общественных местах на территории Амурской области в 2005 году

Особенно ярко это проявляется в манере поведения подростков, со стороны которых правонарушения часто носят групповой характер и негативно влияют на состояние общественного порядка. Учитывая данные обстоятельства, необходимо отметить, что организация и планирование таких мероприятий является наиболее ответственным этапом в реализации мер по охране общественного порядка и безопасности. Успешное выполнение органами внутренних дел в ходе массового мероприятия задач обеспечивается своевременным и точным выполнением намеченного плана или принятого начальником ОВД решения.
Содержание управленческой деятельности ОВД по организации и обеспечению общественного порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий образует комплекс организационных и правовых мер, объединенных в единый цикл стадий (этапов) в зависимости от последовательности их осуществления.
Подготовительный этап начинается с момента получения информации о готовящемся массовом мероприятии и получении задачи на охрану общественного порядка и включает в себя следующие элементы: уяснение задачи, определение способов ее выполнения, анализ оперативной обстановки, выработку управленческого решения на охрану общественного порядка.
В этот период реализуется функция планирования выбранной тактики совместных действий подразделений органов внутренних дел и других взаимодействующих структур по обеспечению общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Существуют различные подходы к понятию тактики охраны общественного порядка и общественной безопасности. Так, Ф.Е. Колонтаевский определяет тактику охраны общественного порядка как совокупность форм и методов (способов и приемов) деятельности аппаратов и подразделений охраны общественного порядка по его обеспечению и борьбе с преступностью[31]. Опыт убедительно показывает, что выбор тактически неграмотных действий, как правило, влечет за собой такие негативные последствия, как ранение или гибель работников милиции, а также другие чрезвычайные происшествия.
В процессе уяснения задачи (например, на обеспечение спортивно-массового мероприятия) уточняется место, время, программа проведения массового мероприятия, место и время его проведения, информация о количестве зрителей и иных участников, маршрутах их движения, расположении торговых точек, предприятий общественного питания, стоянок автотранспорта, погодных условиях, а также выясняются другие обстоятельства, характеризующие само мероприятие.
При анализе оперативной обстановки выясняется: какая категория зрителей будет присутствовать; места возможного совершения правонарушений; состояние подъездных путей; противопожарное состояние объекта; сколько и какая техника будет использоваться при перевозке участников, зрителей.
Эти данные позволяют определить способ обеспечения общественного порядка и безопасности, произвести расчет сил и средств и т.д.
Подготовительная работа по обеспечению общественного порядка и безопасности проводится отделом ООП МОБ УВД г. Благовещенска после получения уведомления (см. Приложение 3) о проведении массового мероприятия. Она включает в себя:
- уточнение программы, места, времени и порядка проведения мероприятия, возможного количества и состава его участников, наличия или отсутствие факторов, требующих запрещения на его проведение;
- проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.
Для подготовки управленческого решения на организацию охраны общественного порядка создается группа из работников службы охраны общественного порядка, ГИБДД, уголовного розыска и связи. Представители этих служб впоследствии (при необходимости) могут быть включены в состав оперативного штаба ОВД по управлению силами и средствами, участвующими в охране общественного порядка и безопасности. От того, насколько управленческие решения, принимаемые руководителями во всех звеньях и на всех уровнях управления органов внутренних дел, соответствуют складывающейся оперативной обстановке, в значительной мере зависит успех правоохранительной деятельности в обеспечение общественного порядка. Цена ошибочных и неэффективных решений, тем более принимаемых ответственными субъектами органов государственной власти, в частности руководителями органов и подразделений внутренних дел всех уровней и рангов в настоящее время резко возрастает[32].
В результате всестороннего изучения и оценки информации, связанной с проводимым мероприятием, у группы по разработке решения складывается замысел, включающий следующие элементы:
- способ охраны общественного порядка;
- оцепляемая территория;
- характер режимных мероприятий;
- места сосредоточения основных сил и резерва;
- порядок маневра и оперативного управления нарядами.
Замысел предопределяет содержание решения на охрану общественного порядка и обеспечение безопасности при проведении массового мероприятия и предусматривает:
- способы выполнения поставленной задачи;
- зону оцепления, время развертывание подразделений службы охраны общественного порядка, введение ограниченного движения транспорта и пешеходов и восстановление движения после окончания мероприятия;
- разграничение оцепляемой территории на зоны, сектора, участки;
- определение видов нарядов, их состав и особые обязанности;
- расчет потребности сотрудников ОВД, а также технических и специальных средств;
- порядок подготовки личного состава к несению службы;
- организацию управления подразделениями и нарядами, схему связи (см. Приложение 5);
- основные варианты действий нарядов при осложнении обстановки, порядок использования резерва, маневра силами;
- порядок взаимодействия с органами службы безопасности, командованием войсковых частей, учебных заведений, с руководителями государственных органов, учреждений и предприятий, обеспечивающих проведение спортивного мероприятия.
Затем, на основе необходимых данных готовится приказ о мерах по осуществлению охраны общественного порядка и безопасности и план мероприятий по охране общественного порядка на предстоящем мероприятии. В приказе отражаются следующие вопросы: дата и время планируемого мероприятия, состав оперативного штаба, необходимость составления плана мероприятий по охране общественного порядка с указанием ответственного за его исполнение лица, создание резерва на случай осложнения оперативной обстановки, с указанием места его дислокации и т.д. Во исполнение данного приказа и принятого ранее решения, разрабатывается план охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия (см. Приложение 7).
В практике обеспечения общественного порядка и безопасности при массовых спортивных мероприятиях органами внутренних дел Амурской области применяются типовые планы, что сокращает время на разработку новых, но это не исключает необходимости принятия решения по каждому
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.