На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Предстартовые состояния спортсменов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?4
 
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА (г. Казань)
Психологический факультет
Кафедра психологии развития и психофизиологии
 
«Допустить к защите» Заведующий кафедрой
____________________
к.психол.н., доцент
Климанова Наталья Георгиевна
«___» _______________              2011 г.
 
 
Предстартовые состояния спортсменов.
Бакалаврская квалификационная (дипломная) работа
направление 030300.62 «Психология»
Выполнил:             
студент 371 гр.дневного отделения
Колочков Олег Владиславович
Научный руководитель:             
к.психол.н., старший преподаватель
Кислицына Анна Сергеевна
 
 
 
 
 
 
 
Казань – 2011


Содержание
 
Введение…………………………………………………………………….3
I Предстартовые эмоциональные состояния. Тревога………………………………………………………………………..….5
1.1 Эмоциональные состояния спортсменов………………...............................................................................5
1.2 Механизмы возникновения предстартового эмоционального возбуждения…………………………………………………………………….10
1.3.Факторы, влияющие на выраженность предстартового эмоционального возбуждения………………………………………………….11
 
1.4.Состояние тревоги……………………………………………….…...14
 
 
II Экспериментальное исследование уровня тревожности спортсменов перед стартом………………………………………….……………………………....18
2.1                  Организация и методы исследования…………….………..........18
2.2Анализ и интерпретация результатов…………………….………….18
2.3 Формирующий эксперимент………………………………………….22
2.4 Контрольный эксперимент……………………………………………23
2.5 Анализ результатов исследования констатирующего и контрольных этапов………………………………………………....…………………….…….24
Заключение…………………………………………………….………….26
Список использованной литературы………………………..…………..28
Приложения …………………………………………………….…………31
 
 
 
 
 
Введение
Актуальность исследования.
Предстартовые состояния эмоционального возбуждения часто возникают за-долго до соревнований и могут истощить нервную систему спортсмена, дезорга-низовать его деятельность. В связи с этим требуется проведение мероприятий, направленных на уменьшение психической напряженности.
Проблема многих команд заключается в том что с ними не проводится никаких занятий, тренингов и т.п. что бы понизить уровень предстартовой тревожности. Если этому не придавать этому внимания то спортсмен выступающий на соревнованиях может показать результат хуже чем на тренировках или же на соревнованиях менее для него значимых.
Теоретическая значимость работы обусловлена проведенным  анализом состояния эмоционального возбуждения и уровня тревожности спортсменов перед стартом. Показано, что предстартовой тревожности нужно уделять не меньше внимание, чем и самой спортивной деятельности.
Практическая значимость работы находит отражение в разработанной и внедренной системе научно-методических рекомендаций, предназначенных тренерам, командным психологам, для снижения уровня тревожности перед стартом соревнования (уменьшение психической напряженности.)
Объект исследования: эмоциональная сфера спортсменов
Предмет исследования: эмоциональная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
          Цель данной работы – выявить наиболее эффективные способы снижения уровня тревожности спортсменов перед соревнованием.

Гипотеза: психологическая помощь в процессе соревновательной деятельности будет эффективнее если:

1.                  Изучить состояния уровня тревожности спортсменов перед стартом.

2.                  разработать и использовать комплекс упражнений для снятия тревожности перед стартом соревнований.

Задачи исследования:

1. изучить психологические особенности спортсменов, выступающих на соревнованиях;

2. Проанализировать средства и методы для снижения спортивной тревожности перед стартом.

3. Подобрать и апробировать методики, направленные на снижение уровня тревожности у спортсменов.

В бакалаврской работе применялись следующие методы:
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования;
2. эксперимент;
3. наблюдение;

Анализ  и обработка полученных материалов осуществлялась с помощью математических методов статистической обработки результатов: Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ, возможно факторный анализ.

Структура данной работы включает: введение, две главы, заключение, а также приложение и список изученной и использованной научной литературы.
 

I.                    Предстартовые эмоциональные состояния. Особенности тревоги.
 
1.1.           Особенности эмоциональных состояний спортсменов.
 
Выделяют три вида эмоциональных состояний спортсменов: боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия.
Состояние боевой готовности (воодушевления) характеризуется оптимальной степенью нервного и эмоционального возбуждения и наиболее благоприятно для выполнения соревновательной деятельности. Спортсмен ощущает подъем сил, энергии и активности, у него возникает своеобразное вдохновение. Он уверен в успехе, с нетерпение ожидает старта, намерен с полной отдачей сил и до конца бороться за достижение цели. У него обострено восприятие, особенно специализированное(“чувство воды”, ”чувство льда”, ”чувство мяча”), внимание сконцентрировано на предстоящей деятельности, мышление осуществляется быстро, характеризуется критичностью и гибкостью. Спортсмен обладает высокой помехоустойчивостью к неблагоприятным факторам (критическим замечаниям тренера, судейским ошибкам, негативной реакцией зрителей, провокациями соперников и т.д.).К старту он готовится тщательно и организованно, ясно помнит что ему надо учесть и использовать в своем выступлении. Это состояние наиболее благоприятно для успешного выступления спортсмена.
Однако состояние боевой готовности имеет и свои “изъяны”. Выявлено что в этом состоянии наряду с усилением процесса возбуждения может наблюдаться снижением произвольного контроля над действиями и увеличением инертности возбудительного процесса, что можно связать с возникновением у спортсмена сильной рабочей доминанты. В некоторых видах спорта эти сдвиги не желательны, например для стрелков оптимально отсутствие предстартового возбуждения, по крайней мере его явных признаков.[1]
Предстартовая лихорадка появляется при большом желании достичь успеха, сопровождаемое сильным эмоциональным возбуждением, в эмоциональной сфере наблюдается неустойчивость переживаний (одни переживания быстро сменяются другими, противоположными по характеру), что в поведение приводит к капризности, упрямству и грубости в отношениях с товарищами и с тренерами, к снижению самокритичности. Страдает память, внимание рассеяно (спортсмен не может сосредоточится, отвлекается на ненужные детали), восприятие и представление отрывочны, понижается гибкость и логичность мышления, сон нарушен (медленное засыпание, сон с мучительными сновидениями). Внешний вид такого спортсмена сразу позволяет определить его сильное волнение: руки и ноги дрожат, на ощупь холодные, черты лица заостряются, на щеках появляется лихорадочный пятнистый румянец. Спортсмен проявляет суетливость, торопливость, неадекватно реагирует на обычные раздражители. Ухудшается способность к расслаблению, нарушается координация движений.
Свои возможности спортсмены, находящиеся в состоянии предстартовой лихорадки, часто переоценивают, а возможности соперника недооценивают, то есть появляется самоуверенность. Бывают также случаи проявления страха.
Все эти признаки стартовой лихорадки сопровождаются изменением физиологических показателей. Спортсмен теряет аппетит; пульс, дыхание и артериальное давление повышены и неустойчивы; наблюдается потливость; иногда отмечается пересыхание полости рта, расстройство желудочно-кишечного тракта.
Для спортсменов возбудимого типа порог перехода в состояние предстартовой лихорадки значительно выше, чем для спортсменов тормозного типа. Тот уровень возбуждения, который для лиц тормозного типа будет близок к состоянию “лихорадки”, для лиц возбудимого типа может являться обычным предстартовым состоянием. Следовательно, при оценке степени эмоционально возбуждения перед  стартом должны учитываться индивидуальные особенности спортсмена.
Способствует устранению предстартовой лихорадки более интенсивная, чем обычно, разминка с помощью физических упражнений, а так же воздействием авторитета тренера, особенно для начинающих спортсменов.
Во время юношеских соревнований по боксу паренек, впервые выступавший в соревнованиях, был очень взволнован, буквально не находил себе места. Заметив это, тренер подошел к нему, рассказал что то веселое, отвлек от угнетающих мыслей, убедил своего воспитанника в том, что нет никаких оснований тревожится, выступление пройдет хорошо. В результате юный спортсмен успокоился, предстартовая лихорадка исчезла.
В ряде видом спортивной деятельности (например, в спринтерском беге) состояние стартовой лихорадки может даже способствовать успешным выступлениям в соревнованиях. Вот что, например, говорила по этому поводу известная польская бегунья, экс-рекордсменка мира в беге на 100 и 200 м. И. Киршештейн (Шевиньская): “Предстартовая лихорадка непрерывно усиливается вплоть до того момента, когда я встаю на стартовые колодки, и исчезает лишь с выстрелом стартера” .[2] Стартовая лихорадка не мешала спортсменке показывать выдающиеся результаты, поскольку была для нее не случайным, а характерным состоянием. Для других же спортсменов предстартовая лихорадка негативно сказывается на выступлении на соревнованиях.
Вот еще одно интервью с выдающейся спортсменкой пловчихой Г.Степановой: “Я в Мюнхене ( на Олимпийских играх. – Е.И ) за неделю до старта место себе не находила. Было огромное желание победить - не могу передать, как я этого хотела. А вылилось это в психологический сбой, 150 метров плыла прекрасно, а потом не выдержала, зачастила. Я на этом и раньше “горела”, и вот опять”.
В данном случае нужно учесть два обстоятельства. Во – первых, “предстартовая лихорадка ” возникла у спортсменки за долго до старта, что привело к истощению нервной энергии, во – вторых, и дистанция на соревнованиях по плаванию была не спринтерская.
К.И.Бесков, тренер сборной СССР по футболу, рассказывал: “Перед важной игрой с Италией спартаковцу Г.Хусаинову за неделю было объявлено ,что он будет играть в этом матче. Спортсмен с сильно развитым чувством ответственности, Г.Хусаинов, постоянно думая о матче , “перегорел”. Перед матчем он находился в состояние апатии, был скован, не похож на себя, в результате играл плохо”.[4]
Предстартовая апатия. Частично длительное эмоциональное возбуждение спортсмена переходит в торможение (говорят: “спортсмен перегорел”). Однако апатия может появится и при перетренированности спортсмена, а также когда деятельность не представляет для него интереса. Апатия сопровождается общей вялостью, сонливостью, снижением быстроты движений и ухудшением координации, ослаблением внимания и процессов восприятия, ослаблением волевых процессов; неуверенностью в своих силах, страхом перед соперником, малой помехоустойчивостью, ослаблением внимания, притуплением остроты восприятия, снижением памяти, ухудшением координации привычных действий, неспособностью “собраться” к моменту старта, урежением и неравномерностью пульса.
Однако развивающееся во время апатии торможения касается не всей нервной системы. Сначала тормозят наименее устойчивые нервно – психические функции, прежде всего мотивационный уровень, в то время как другие (например, двигательный) еще остаются возбужденными или даже усиливают свое возбуждение.[5]
В исследование Нугиевой Зуй Фата и О.В.Дашкевич, проведенным на стрелках, выявлена закономерность. В тех случаях когда стрелки показывали на соревнованиях лучший результат, максимальное кровяное давление не изменялось, а минимальное даже снижалось; частота сердечных сокращений повышалась до оптимального уровня (на 15 %), амплитуда тремора руки возрастала на 10%,а его частота – на 6%. В условиях соревнований, на которых стрелки стреляли плохо, показатели их эмоционального возбуждения были значительно выше: максимальное кровяное давление увеличилось на 11%, частота сердечных сокращений – на 35, амплитуда тремора – на 30, а его частота – на 14%.[6]
Следует, однако, учитывать, что у стрелков высокого класса даже относительно высокий уровень эмоционального возбуждения (при пульсе 120уд./мин и выше) может не приводить к снижению результатов. Наоборот, результаты стрельбы ухудшаются у них при снижение частоты сердечных сокращений до уровня состояния покоя.[7]
Л.Д.Гиссен с соавторами сопоставил(на протяжение шести дней перед соревнованиями) у гребцов уровень ситуативного возбуждения(по внешнему балансу) и биоэнергетического показателя(константы скорости потребления кислорода тканями) с успешностью выступления. Выявилось три типа динамики. При первом типе и уровне возбуждения, и биоэнергетический показатель неуклонно выросли. Спортсмен с такой динамикой оказались потребителями. Второй тип динамики характеризовался неуклонным возрастанием уровня возбуждения, однако биоэнергитический показатель после начального повышения перед самым соревнованием снижался. Спортсмены с такой динамикой выступили хуже. Наконец, при третьем типе динамики начальное возрастание уровня возбуждения и биоэнергетического показателя сменялось их снижением. В этом случае результаты выступления гребцов были наихудшими.[8]
Эти данные показывают, что при диагностике состояния готовности к соревнованиям важно учитывать не только уровень эмоционального возбуждения, но и физиологические (биоэнергетические) параметры.
Очевидно, связь эффективности соревновательной деятельности с предстартовым состоянием зависит и от вида спортивной деятельности, и от индивиду-ально-психологических особенностей спортсменов. Например, одна биатлонистка рассказывала, что когда она испытывает перед стартом вялость, то гонка получается у нее лучше, чем когда у нее бодрое состояние.
При многодневных соревнованиях предстартовое состояние может зависеть от успешности предыдущего выступления. После неудачного выступления на-блюдается либо перевозбуждение, либо апатия. После успешного выступления отмечается оптимальное состояние боевой готовности.
Самый большой процент успешных выступлений на соревнованиях стайеров наблюдается в состоянии боевой готовности (более чем в двух третях случаев), значительно меньший (в одной трети случаев) — при состояниях лихорадки и апатии.[9]
 
1.2.Механизмы возникновения предстартового эмоционального возбуждения.
У спортсменов, длительное время занимающихся спортом, образуется система условно-рефлекторных связей, которая при известных условиях (мысль, разго-вор о предстоящей деятельности, привычная обстановка) активизируется незави-симо от воли и желания спортсмена, подготавливая организм к предстоящей дви-гательной деятельности. Предрабочие сдвиги могут возникать задолго до этой деятельности, когда спортсмен в них еще не нуждается, поэтому условные реф-лексы на рабочую обстановку или на представление о будущей деятельности «срабатывают вхолостую». Однако, возникая непосредственно перед соревнова-нием, они играют большую приспособительную роль.
Механизмы состояний, возникающих перед деятельностью, включают поми-мо условно-рефлекторной и психическую составляющую (эмоциональные и во-левые процессы). Поэтому состояния, возникающие перед деятельностью, харак-теризуются не только изменениями вегетативных функций (повышением пульса, ритмом дыхания, обменом веществ), но и отражаются на проявлении двигатель-ных качеств, технике движений, поведении спортсмена, его речи и т. д.
 
1.3.факторы, влияющие на выраженность предстартового эмоцио-нального возбуждения.
Уровень притязаний спортсмена. Именно он, а не официальный ранг пред-стоящих соревнований определяет качество и степень возникающих реакций. Если уровень притязаний высок (например, спортсмен хочет попасть в сборную команду города, страны), то предстартовое волнение будет выражено сильнее. Важно, однако, чтобы уровень притязаний был адекватным имеющимся возмож-ностям, то есть не превышал их, но был бы и не ниже, что наблюдается у лиц с эмоциональной неустойчивостью. Эмоционально стабильные спортсмены оце-нивают свои возможности выше среднего уровня.
Обстановка соревнования. Торжественность и праздничность соревнования, присутствие многочисленных зрителей усиливают предстартовое волнение спорт-смена, вызывают бодрость, воодушевление.
Наличие сильных конкурентов. Сильные соперники ожесточают спортивную борьбу, уменьшают уверенность спортсмена в успехе, а это вызывает дополни-тельные волнения. Однако если разрыв в уровне мастерства между спортсменом и другими участниками соревнований велик, то у него будет меньшее предстар-товое эмоциональное возбуждение.
Личные или командные соревнования. Предсоревновательное волнение у мно-гих спортсменов выражено сильнее, если спортсмен выступает за команду.
Вид спорта. Предстартовые сдвиги у представителей разных видов спорта не одинаковы, хотя имеются и общие для всех моменты. В видах спорта, которые требуют от спортсмена хорошего концентрирования и моментального напряже-ния (прыжок в высоту и гимнастические упражнения на снарядах), показатели концентрации внимания значительно выше, чем перед плаванием или гонкой на лыжах. Показатели переключения внимания были более высокими у лыжников.
Опыт спортсмена тоже обусловливает особенности предстартового волнения. Польский психолог В. Навроцка нашла, что у большей части из 800 опрошенных спортсменов предстартовое волнение уменьшалось в ходе спортивной карьеры и только у незначительной части увеличивалось. Однако оценка степени пред-стартового волнения опытных и неопытных спортсменов должна происходить с учетом выбираемого показателя. У опытных спортсменов по сравнению с не-опытными при предстартовом волнении наблюдается меньшая частота сердеч-ных сокращений, но более высокие показатели тремора, вариативности двига-тельного темпа и концентрации внимания. Это свидетельствует о необходимости дифференцированного подхода в выборе показателей при оценке предстартовых изменений с учетом уровня подготовленности спортсменов.
Выявлено, например, что у одних спортсменов более выражены изменения со стороны сердечно - сосудистой системы (эти спортсмены чаще имеют сильную нервную систему) и в меньшей степени — со стороны двигательной системы, у других сдвиги больше касаются двигательной системы и в меньшей степени— вегетативной системы (эти реакции характерны для спортсменов со слабой нерв-ной системой). Очевидно, эти различия связаны с тем, что ограничение мышеч-ных проявлений эмоций (за счет волевой регуляции) делает более выраженным их вегетативный компонент.
Но и вегетативные показатели изменяются у разных людей по-разному, в свя-зи с чем введено понятие «индивидуальный реактивный стереотип», то есть пред-расположенность реагировать определенным образом на стрессовые ситуации. Так, один спортсмен может постоянно реагировать повышением кровяного давле-ния без изменения частоты сердечных сокращений, другой среагирует учащени-ем пульса и снижением кровяного давления, у третьего не обнаружатся измене-ния этих показателей, но показатели кожно-гальванической реакции (КГР) будут повышены.
Возрастные особенности. У юных спортсменов (14 — 18 лет) предстартовое по-вышение пульса, артериального давления и мышечной силы выражено больше, чем у взрослых.
Индивидуальные особенности спортсменов. Эмоционально возбудимые спорт-смены демонстрируют большее предстартовое эмоциональное возбуждение, чем эмоционально невозбудимые. Поскольку эмоциональная возбудимость у женщин выше, чем у мужчин, есть основания ожидать, что предстартовое эмоциональное возбуждение у спортсменок будет выше, чем у спортсменов. Данные, полученные на гимнастах и гимнастках, подтверждают это.[10]
Время возникновения предстартового возбуждения тоже зависит от многих фак-торов: специфики деятельности, мотивации, стажа в данном виде деятельности, пола и даже от развития интеллекта. Выраженное предстартовое возбуждение у квалифицированных спортсменов точнее приурочено к началу работы, чем у но-вичков.
Раннее предстартовое волнение возникает чаще у женщин, чем у мужчин, у юных спортсменов, чем у взрослых, у спортсменов с более высоким образовани-ем, чем у спортсменов, имеющих среднее и восьмилетнее образование. Последнее связано с тем, что с развитием интеллекта повышается способность к прогности-ческому анализу предстоящей деятельности, а это сопровождается появлением эмоций.[11]
Очевидно, что слишком рано возникающее предстартовое возбуждение приво-дит к быстрой истощаемости нервного потенциала, снижает психическую готов-ность к предстоящей деятельности. Например выявлено, что у боксеров, проиг-равших бои, предстартовое волнение более ярко развивалось уже в день первого взвешивания, когда до боя оставались 1 — 2 дня. У победителей предстартовое воз-буждение развивалось более своевременно (в основном перед боем). Конечно, раннее появление предстартового напряжения может возникать и вследствие того, что спортсмены плохо тренированы и чувствуют себя неуверенно. Неуверенность приводит к раннему напряжению, а раннее напряжение — к «перегоранию» и про-игрышу.[12]
По данным А.Д.Ганюшкина, 30,8% спортсменов начинают испытывать предстартовое волнение за 1 -2 часа до старта, 33,5 – утром в день соревнований, 20,1 – за день до соревнований, 10 – за 2 – 3 дня до соревнований, 6% - за неделю до соревнований.
Для некоторых видов спортивной деятельности оптимальным является воз-никновение эмоционального возбуждения за один-два часа до соревнований.
1.4.Состояние тревоги. Одним из наиболее распространенных видов предстарто-вой напряженности является тревога (тревожное ожидание). Она возникает то-гда, когда человек ожидает событие, которое его интересует (значимо для него), но исход которого (приятный или неприятный) ему неизвестен. Тревогу как со-стояние следует отличать от тревожности как устойчивой характеристики (свой-ства) человека .
Усугубляет состояние тревоги чувство неуверенности спортсмена в степени готовности к предстоящей деятельности или в том, какую оценку дадут другие люди результату его деятельности (когда вынесение этой оценки откладывается на некоторое время).
Причиной неуверенности могут быть:
1) недостаток сведений, необходимых для принятия решения или прогноза успеха или неуспеха; при любой твердой оценке ситуации неуверенности не может быть и, следовательно, нет основы для состояния тревожности;
2) борьба мотивов, например хотения и долженствования;
3) недостаточное закрепление навыков;
4) преклонение перед сильным соперником, боязнь его;
5) частые поражения, которые терпит спортсмен, или проигрыш важного со-ревнования;
6) вынужденная смена игрового амплуа.
Частными причинами являются новизна обстановки, задания, неясность и не-определенность цели и задачи.
На очень ответственных соревнованиях, заявляет заслуженный мастер спорта М., а иногда и перед ними, он начинал так нервничать, что приходилось отказываться от выступления. Всякие попытки силой воли заставить себя не нервничать, даже не думать о соревнованиях, отвлечься чем – либо посторонним, взять себя в руки не давали никаких результатов.[13]
Играют роль и особенности личности, например неадекватная заниженная самооценка, приводящая к стойкой неуверенности в себе, которая свойственна спортсменам, уходящим от борьбы, пасующим перед трудностями. Неуверен-ность часто возникает у лиц легко внушаемых, с навязчивыми мыслями; такие спортсмены верят в приметы, ритуалы, что связано с их эмоциональной неустой-чивостью и закреплением в эмоциональной памяти неадекватного положитель-ного опыта.[14]
Характерно, что если неуверенность приводит к тревоге, то и устойчивая тре-вожность, становящаяся свойством личности, приводит к более легкому появле-нию неуверенности, к постоянным сомнениям.
Чувство сомнения сопровождается замедлением двигательных реакций, рас-стройством кожно-гальванических реакций, нарушением дыхательного цикла (задержкой дыхания на вдохе), уменьшением объема и частоты дыхательных движений.
Выявить тревожного спортсмена не всегда легкая задача. Спортсмен редко скажет прямо тренеру, что он боится. Ведь так не должен поступать мужчина, и потому даже самые встревоженные и обеспокоенные спортсмены, вероятнее всего, открыто не выскажут своих страхов, поскольку побояться признать свою слабость. Однако поведение спортсмена может свидетельствовать о том, что он встревожен. Например, известно, что встревоженный человек охотнее обсуждает свои слабости и недостатки, чем нетревожный. Тревожный часто проявляется в поведении, которое можно было бы назвать чрезмерной чувствительностью к раздражению. Спортсмен, который входит в незнакомый зал или на чужое поле и начинает при этом жаловаться на что – то (слишком крутой вираж у дорожки, не то освещение, перекладина не как у нас), тем самым косвенно говорит тренеру, что он в той или иной мере встревожен.[15]
При неуверенности в благополучном исходе деятельности предстартовые сдвиги, отражающие величину эмоционального возбуждения, выражены гораздо больше, чем при уверенности в успехе. Более высокая тревога неуверенных име-ет, однако, и положительное следствие: у них больше, чем у уверенных, выражена мобилизация на достижение успеха в предстоящей деятельности. Поэтому нельзя неуверенность безоговорочно причислять к факторам, мешающим дости-жению успеха. Все зависит от той степени выраженности состояния тревоги, ко-торая развивается у данного спортсмена. Степень же тревоги определяется как степенью значимости успеха для спортсмена, так и его личностными особенно-стями (например, чаще всего высокая тревога сопутствует спортсменам, имеющим высокий нейротизм). Во многих случаях для преодоления неуверенности требу-ется проявить решительность.
Некоторые зарубежные психологи связывают тревогу с переживанием страха. Считается, например, что тревога — это форма невротической реакции, которая заключает в себе условный страх. Различают тревогу «связанную», вызываемую определенными внешними объектами, и «разлитую», вызываемую внутренними стимулами и сохраняющуюся длительное время. Некоторые спортсмены умело скрывают свою тревогу перед стартом. В этом случае выявить ее может помочь объективное психологическое обследование спортсмена.
Вратарь олимпийской сборной команды СССР Р. Урушадзе в беседе говорил, что никогда не волнуется перед матчами, и его поведение перед играми всегда подтверждало это. Но перед отборной встречей с командой ГДР в Москве, когда решался вопрос об участии советской команды в финальных играх Олимпиады в Токио, вратарь сыграл неожиданно слабо и допустил ряд грубых ошибок. Результаты корректурной пробы перед игрой показали неудовлетворительное состояние у спортсмена функции внимания.[16]
 

II.                 Экспериментальное исследование уровня тревожности спортсменов перед стартом
 
2.1 Организация и методы исследования
 
В нашей работе, в качестве исследуемого свойства у спортсменов перед стартом соревнований выступает тревожность. Контрольной выборкой выступили спортсмены – юноши спортивного клуба  “Чайка ” в возрасте 19 – 23 лет, в количестве 20 человек. В качестве экспериментальной группы выступили спортсмены того же клуба в возрасте 19 – 23 лет, в количестве 20 человек. Всего было обследовано 40 спортсменов.
В качестве диагностических методик выступили:
1)     самооценка уровня тревожности Спилберга – Ханина (см. приложение
2)     методика измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова). (см. приложение 2)
Полученные данные были обработаны с помощью методов математической статистики. Среди них использовались: статистическое сравнение показателей по t – критерию Стъюдента; корреляционное сравнение матриц; дивергентный анализ.
 
2.2                Анализ и интерпретация результатов
 
Первым этапом обработки нашего исследования был количественный анализ. Нашей целью было выявить уровень тревожности у спортсменов на тренировке. Это было сделано с целью выявить уровень тревожности в комфортной обстановке на тренировке. Полученные данные экспериментальной и контрольной групп, продемонстрированы в таблице №1.
 
 
Таблица №1
Результаты опросника «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера, в комфортной обстановке на тренировке
 
группа
Уровень тревожности
Высокий
Средний
Низкий
Экспериментальная
3%
22%
75%
Контрольная группа
5%
29%
66%
 
Полученные данные позволяют сделать вывод, о том что, доминирующим показателем выступает низкий уровень тревожности спортсменов в комфортной обстановке на тренировке.
Эти данные можно подтвердить методикой измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова), направленной на диагностику личностных особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанные с соревновательной деятельностью. Результаты методики показаны в таблице №2.
 
Таблица №2
Результаты исследования по методике «Шкала тревожности» Д. Тейлора (адаптированная В.Г. Норакидзе) , в комфортной обстановке на тренировке
 
Группа
испытуемых
Уровень тревожности
Очень
высокий
Высокий
Средний
(с тенденцией
к высокому)
Средний
(с тенденцией
к низкому)
Низкий
Экспериментальная группа
0%
13%
28%
56%
3%
Контрольная группа
0%
3%
25%
52%
20%

 
Полученные данные свидетельствует о том что большинство спортсменов обеих групп чувствует себя комфортно, и не испытывают напряжения в связи с наступающими соревнованиями.
Вторым этапом нашего исследования являлось выявления уровня тревожности у спортсменов обеих групп за 4 часа до соревнований.
  Полученные данные при статистическом сравнении позволили выявить некоторые различия между показателями исследуемых выборок уже за  4 часа до соревнований. Так, при сравнении  количественных показателей по методике направленной на диагностику самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина у спортсменов получились следующие данные  (см. таб. №3).
 
 
Таблица №3
Опросник «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера.
 
группа
Уровень тревожности
Высокий
Средний
Низкий
Экспериментальная
62%
31%
7%
Контрольная группа
67%
24%
10%
 
 
При рассмотрении степени тревожности у спортсменов, наблюдаются высокий уровень тревожности у обеих групп, экспериментальная (61,5%) и контрольная (65,5%). Очевидно, что спортсменам за день до соревнований более свойственна тревожность среднего и высокого уровня, при доминировании высокого. Это объясняется жесткими требованиями тренера, высокой значимостью соревнований и неуверенностью некоторых членов команды. Показатели низких уровней – малы. Различия между выборками невелика.
Полученные результаты первой методики, проведенной со спортсменами, подтверждается результатами 2-ой методики измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова), направленной на диагностику личностных особенностей испытуемого, уровень и характер тревожности, связанные с соревновательной деятельностью. После проведения методики были получены следующие данные (см. таб. №4).
 
 
 
 
Таблица №4
Результаты исследования по методике «Шкала тревожности» Д. Тейлора (адаптированная В.Г. Норакидзе)
 
Группа
испытуемых
Уровень тревожности
Очень
высокий
Высокий
Средний
(с тенденцией
к высокому)
Средний
(с тенденцией
к низкому)
Низкий
Экспериментальная группа
3%
76%
14%
4%
3%
Контрольная группа
0%
72%
21%
7%
0%

 
Как видно из результатов исследования по данной методике, у спортсменов непосредственно за 4 часа до соревнований высокий уровень тревожности у контрольной группы (72%) и экспериментальной (76%).Это говорит об эмоциональном напряжении спортсменов перед соревнованиями.
Полученные данные дают нам основания для проведения коррекционных мероприятий цель которых снизить уровень тревожности спортсменов перед стартом соревнований. Коррекционное мероприятие будет проводится только над экспериментальной группой спортсменов. Это делается с целью продемонстрировать положительное влияние этих мероприятий на уровень тревожности.
 
2.3 Формирующий эксперимент
За 7 часов до соревнований был проведен набор упражнений:
 
1 Техника "Распускание панцирей"

2 Упражнение "Зажим"

3 Медитативная релаксация

 
Анализ проведенного занятия:
 
1 Техника "Распускание панцирей"
 
Цель: Привести в работоспособное состояние определенную группу мышц.
 
В начале спортсмены экспериментальной группы вели себя достаточно сковано, отказывались выполнять поставленные задания. На наш взгляд такое поведение спортсменов вполне нормально. Время от времени подшучивали друг над другом, тем самым не осознано показывая свое тревожное состояние перед соревнованиями.
 
2 Упражнение "Зажим"
 
Цель упражнения: снятие психофизиологических "зажимов" и формирование приемов релаксации.
 
 
Если по началу спортсмены подшучивали и смеялись, к следующему заданию они подошли более уверенно и открыто, при обсуждение данного упражнения многие спортсмены заметили некую легкость и понижение эмоционального напряжения, после выполнения данного упражнения.
 
 

3 Медитативная релаксация

 
Цель упражнения в расслабление всех мышц человека для снятия негатива или же чувства тревоги.
 
В конце двух упражнений спортсмены стали более позитивно и доверительнее настроены, релаксация пошла им на пользу многие из спортсменов перестали держать себя в напряжение и хотели по быстрее начала соревнований.
2.4 Контрольный эксперимент
 
Анализ результатов контрольного исследования по методики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина за 4 часа до соревнований показал, результаты в таблице №5.
 
Таблица №5
 
Результат методики самооценки уровня тревожности Спилберга – Ханина за 4 часа до соревновательной деятельности.
 
группа
Уровень тревожности
Высокий
Средний
Низкий
Экспериментальная
7%
22%
71%
Контрольная группа
67%
29%
4%
 
Таким образом мы видим тенденцию к снижению тревожности у спортсменов экспериментальной группы, в отличие от спортсменов контрольной группы у которых результаты остались практически неизменными.
 
Анализ результатов исследования по методики измерения уровня тревожности Тейлора (адаптация Т. А. Немчинова),результаты показаны в Таблице №6
 
 
Таблице №6
Результаты исследования по методике «Шкала тревожности» Д. Тейлора (адаптированная В.Г. Норакидзе)
 

и т.д.................


Группа
испытуемых
Уровень тревожности
Очень
высокий
Высокий

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.