На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Лекции Происхождение и развитие психики в филогенезе

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 6. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Происхождение и развитие психики в филогенезе

 
Проблема развития психики имеет три аспекта изучения:
?         возникновение и развитие психики в животном мире;
?         возникновение и развитие человеческого   сознания;
?         развитие психики в онтогенезе человека, т. е. начиная от рождения и до конца жизни.
Движущая сила всякого развития — борьба внутренних противоречий, борьба между старым и новым, между отживающим и нарождающимся. Именно в этом источник развития психики. Психическое развитие есть всегда возникновение чего-то нового, переход к которому носит скачкообразный характер, оно неизменно включает в себя перерывы постепенности.
Развитие психики в животном мире тесно связано с возникновением и развитием нервной системы, особенно   головного мозга. Нервная система у низших животных существует в разнообразных формах: сетчатой, кольцевой, радиальной и т. д.
Благодаря нервной системе организм начинает функционировать как единое целое.
 
А.Н. Леонтьев выделяет три стадии развития психики животных.
Согласно современной точке зрения (К.Э. Фабри), в пределах каждой стадии могут быть различные уровни: низший, высший, наивысший.
На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные свойства предметов внешнего мира.
На стадии предметного восприятия деятельность животного определяется воздействием уже не отдельных свойств предметов, а вещами в целом. Отражение действительности осуществляется в виде целостных образов.
Стадия интеллекта характеризуется еще более сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. Существенной для этой стадии является способность решать двухфазные задачи, требующие предварительных подготовительных действий для своего решения.
Особенности психики животных обнаруживаются в их поведении. Выделяют врожденные и приобретенные в процессе жизни формы поведения животных.
Сложные акты поведения, направленные на удовлетворение биологических потребностей и основанные на безусловных рефлексах, называются инстинктами.
Различают инстинкты питания, самосохранения, размножения и др.
Для инстинктов характерно их относительное постоянство, однотипность проявления у животных одного и того же вида.
Индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнениях способы поведения животных называются навыками.
Образование навыков зависит от уровня развития нервной системы и психики животных. Чем выше стоит животное по уровню развития, тем легче и быстрее образуются у него навыки, тем сложнее по своему характеру они могут быть.
Интеллектуальное поведение животных характеризуется «изобретением» ими новых способов решения задачи, использованием внешних предметов как орудий, обходом препятствий, решением двухфазных задач, явлением инсайта (внезапное нахождение решения) и т.д.
Интеллектуальный характер носят прежде всего действия человекообразных обезьян. Интеллектуальные действия животных, в отличие от человеческих, не вытекают из знания объективных законов и не осознаются ими, не обобщаются и не передаются «человеческими» способами (через речь, орудия и продукты труда).
Интеллектуальные действия даже высших обезьян крайне элементарны по своему характеру и не выходят за пределы круга задач, возникающих в естественных условиях их жизни.
Особенностью поведения высших обезьян является их подражательность (например, обезьяна может «подметать» пол, «тушить» огонь и т. д.). Но обезьяны подражают не результату действия, а самому действию. Подражание результату действий у обезьян  не доказано.
Интеллектуальное поведение является вершиной психического развития животных. Для него характерен перенос усвоенного в новые ситуации, но отсутствует обобщение способа решения в абстракции.
Все развитие психики животных подчинено биологическим законам (наследственность, естественный отбор). Интеллект обезьян при всей его кажущейся сложности ограничен. Он всецело определяется образом жизни и чисто биологическими закономерностями. Обезьяна не способна понимать причинно-следственные связи. Она способна решать лишь те задачи, которые встречаются в естественных условиях ее жизни.
Интеллект обезьян качественно отличен от мышления человека. Обезьяна решает совершенно конкретные задачи, связанные с непосредственно действующими на нее раздражителями. Осознать бессмысленность своих действий она не может. Например, целесообразно применив однажды лестницу для того, чтобы достать приманку, подвешенную к потолку у стенки, обезьяна затем пытается использовать ту же лестницу  и для того, чтобы достать приманку, Подвешенную к потолку посреди помещения.
Развитие психики животных обусловлено чисто биологическими законами. Именно биологическая обусловленность делает психику животных, даже в высших ее проявлениях, Качественно отличной от сознания человека, которое с самого начала носит общественный характер (3).

Проблема возникновения психики в эволюции (Леонтьев)

 
А. Н.Леонтьев – книга «Проблемы развития психики», первое издание которой вышло в 1959 г. и которая была удостоена в 1963 г. Ленинской премии.
В ней он прежде всего подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики. А. Н.Леонть­ев выделяет четыре следующие позиции.
1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознан­ность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).
2.  Панпсихизм (учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникнове­ния снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).
3.  Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой по­зиции придерживался Аристотель).
4.  Нейропсихизм (согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).
Первую позицию А.Н.Леонтьев критиковал как очень узкую, вторую — как слишком широкую. Третья позиция не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой, и субъектом, обладающим таковой. Ней­ропсихизм недостаточен потому, что он постулирует жесткую связь между появлением психики и появлением нервной системы, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.
 
По его мнению, объективный признак психики — это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическим стимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организ­ма, однако — при объективной связи с биотическим фактором — может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире.
Биотическим стимулом называется такой внешний фактор ок­ружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме.
 
Пример биотического стимула — свет для хлорофиллового растения. Без энергии света в соответствующих органах растения не вырабатыва­ются из неорганических веществ органические. Для других живых существ этот же свет может быть абиотическим стимулом, потому что обмен ве­ществ в их организмах прямо от этого фактора не зависит. Тем не менее они реагируют на этот нейтральный для жизнедеятельности организма стимул из внешней среды, поскольку в индивидуальной деятельности данных субъектов этот стимул приобрел для них «сигнальное значение», или «биологический смысл».
 
По А. Н.Леонтьеву, появление реакции на биологически нейт­ральный стимул, выступающий для субъекта в его сигнальном значении, означает возникновение чувствительности — собствен­но психического отражения реальности. Способность организмов реагировать на биотические стимулы называется раздражимостью (она является допсихической или непсихической формой отраже­ния мира организмом).
Психика возникает тогда, когда допсихических форм отраже­ния становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в изменяющемся мире. Возникновение психики в ходе эволюции связано с переходом жизни первичных организмов из жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной (предметно рас­члененной) среде.
Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому орга­низму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических ка­честв. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).
Таким образом, возникновение психики в эволюции было тес­но связано с появлением объективной связи в предмете биоти­ческих и абиотических свойств. Однако это необходимое, но не­достаточное условие появления психического отражения мира субъектом. Последнее появляется только тогда, когда эта связь окажется выделенной самим субъектом, когда субъект в своей индивидуальной деятельности обнаружит смысл абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора. Таким обра­зом, психика связана с деятельностью субъекта изначально.
В школе А. Н.Леонтьева пришли к выводу, что исследова­ние строения деятельности может служить прямым и адекватным методом исследования форм психического отражения действитель­ности. Строение деятельности усложняется по мере развития животного мира, соответственно развивается и психическое отраже­ние мира субъектом, усложняется образ мира этого субъекта.
Возникновение психики в эволюции живых существ трудно переоценить. С ее появлением стал возможен новый механизм приспособления животных к окружающим условиям: не за счет наследственных и ненаследственных изменений морфологической организации (строения тела и его органов), а посредством изме­нения поведения, регулируемого психикой как его функциональ­ным органом.
В своих исследованиях А. Н.Леонтьев выделяет три основные ста­дии психического развития животных в филогенезе:
1) элементар­ной сенсорной психики,
2) перцептивной психики,
3) интеллекта.

Теория эволюции живых организмов.  Ж. Б. Ламарк (1744-1829)

1.  Движущей силой развития органического мира является врожденное стремление живых организмов к прогрессивному развитию различных функций.
2.  Новые признаки у живых организмов формируются при­жизненно, в процессах приспособления к меняющимся условиям среды.
3.  Сформированные в онтогенезе у родительских организ­мов  морфологические,   физиологические,   поведенче­ские признаки закрепляются и передаются по наследству потомкам.
4.  Приобретая различные признаки, разные особи одного и того же вида животных постепенно дифференцируются в новые виды (8).

Теория эволюции живых организмов путем естественного отбора.  Ч. Дарвин (1809—1882)

1.  Принцип наследственности: существуют высокие кор­реляции в степени сходства по различным признакам у родительских организмов и их потомства.
2.  Принцип изменчивости: в любой популяции организмов существует межиндивидуальная изменчивость по анато­мическим особенностям, физиологии и поведению.
3.  Принцип отбора: каждое поколение живых организмов оставляет потомство, по численности превосходящее популяцию родительских организмов. При этом только некоторые вариантные формы организмов в каждом поколении выживают и оставляют потомство чаще, чем другие формы.
4. Объяснение (принцип борьбы за существование): при­чина того, что некоторые формы организмов в любой по­пуляции выживают и имеют возможность оставить по­томство, заключается в том, что ресурсов для выживания в среде обитания недостаточно и некоторые формы жи­вотных в популяции превосходят другие в средствах и возможностях их получения (8).

Современная «синтетическая теория эволюции»

Сложи­лась на основе классического дарвинизма, дополненного данными теоретической генетики, биохимии, биологиче­ской экологии и других наук. В настоящее время выявлено достаточно много законов, которые дополняют и конкрети­зируют основные положения классической теории эволю­ции Ч. Дарвина.
•  Эволюция протекает на уровне популяций, а не на уровне одной особи и может обеспечиваться: а) процессами преадаптации (накопления мутаций); б) дрейфом генов.
•  Эволюция протекает с разной скоростью: а) в различные геохронологические периоды, б) у разных видов (таксоно­мических групп) животных.
•  В процессе эволюции виды живых организмов: а) чаще возникают на основе относительно мало специализиро­ванных групп животных; б) чаще вымирают в силу высо­кой (узкой) специализированное.
•  Эволюция может протекать в направлении: а) морфологи­ческого и функционального усложнения, б) морфологиче­ского и функционального упрощения животных (8).

Формы приспособления животных к среде обитания. А. Н. Северцов (1866—1936)

1. Приспособленность обеспечивается соответствием строения и функций органов животного той среде, где оно обитает.
2.  Скорость изменения организма должна быть не ниже скорости изменения окружающей среды (экологической ниши).
3.  Изменения признаков у организмов в процессе приспо­собления могут быть наследственными и ненаследствен­ными (приобретенными).
4.  Способы адаптации организмов зависят от скорости из­менения различных факторов окружающей среды:
•  приспособление к медленным изменениям среды обеспе­чивается:  а)  наследственным  изменением  морфологии (анатомического строения) живого организма; б) наследственным изменением поведения (двигательные функци­ональные возможности животного, рефлексы, инстинк­ты);
•  приспособление к быстрым (ситуативным) изменениям среды обеспечивается: а) функциональным (прижизнен­ным) изменением строения путем упражнения органов; б) функциональными изменениями поведения (научение).
5.  Чем выше организация вида, тем больше изменчивость реализуется не за счет морфологических, а за счет функ­циональных изменений.
6.  Для существования живого организма в быстро меняю­щихся условиях окружающей среды необходимо эволю­ционное возникновение предпосылок для прижизнен­ного формирования индивидуальных особенностей по­ведения — научения (8).
 
Альтернативные гипотезы о появлении психики, кото­рые выдвигались в истории развития взглядов на психиче­ские явления:
•  религиозно-мистическое происхождение психики. Пси­хика есть особая нематериальная субстанция;
•  появление психики связано с появлением человека и чело­веческого сознания. Психика — это внутренний мир, это присущая только человеку способность к сознательному рефлексивному самоанализу и самоотчету (Р. Декарт);
•  существует всеобщая одухотворенность природных явле­ний, которая в различной степени выраженности присут­ствует у любого явления. Психика — это особое свойство (атрибут) всех материальных явлений (Б. Спиноза);
•  психика есть атрибут только живой материи;
•  психика присуща только организмам, имеющим нервную систему.
Все гипотезы о первичных формах психических явлений не могут быть признаны удовлетворительными с позиций современных естественно-научных теорий и имеющихся фактических данных (8).

Основные этапы развития психики

 
Основные этапы развития психики и форм поведения в животном мире

1.        сенсорная (визуальная) писхика (структура деятельности: Д (деятельность) > М (мотив), отражение: О (объект) >мотив, объект отражается как удовлетворение потребности) 
2.        перцептивная (Д:О1, О2,…Оn >  М; отражение : Объект – Условие (определения условия)
3.        интеллектуальная  (Д:О1, О2,…Оn (1 фаза – обретение средства)  > средство + О1 О2…Оn >М (2 фаза – использование средства); отражение: Объект  - средство, действие внешнеопосредованное. Интеллектуальное поведение.
4.        заканчивается биогенез (сознание)
Д1: О1, О2,…Оn  > цель 1 ………           Мотив
 
Д2: О1, О2,…Оn  > цель 2 ……...
 
Стадии развития психики:
 
Тип среды/содержание отражения
Форма отражения
Форма поведения
Элементарная сенсорная (все беспозвоночные, простейшие, инфузории, черви, ракообразные, рыбы)
Предметная среда/отражение свойств (тесная связь с биотическими ф-рами)
Ощущение (раздражимость)
Инстинкт (б/у рефлекс), условные рефлексы лабильны.
Живые организмы  реагируют лишь на непосредственное воздействие, н: механическое  прикосновение, несущие угрозу целостности организма или на биотические раздражители (растения раегируют на освещенность, содержание микроэлементов)

Перцептивная (высшие позвоночные – птицы, млекопитающие)

Среда отношений между предметами/отражение предметов в целом (способность к различению формы!)
Чувственный образ и образная память (чувствительность)
Навык (усл.рефлекс), операция (зависимость способа достижения от условий)
Интеллектуальная психика (антропоиды + высшие млекопитающие)
Отношения между предметами
Целостные предметные ситуации;  способность к переносу в другие ситуации; функциональные понятия
Интеллект (мышление в действии):
1) двухфазность 2) функц. использование орудий 3) инсайтное поведение
Стадия элементарной сенсорной психики
Отражение отдельных свойств среды в силу их связи с жизненно важными воздействиями. Инстинкт – жесткая последовательность элементарных движений, каждое из которых возникает в ответ на воздействие определенного свойства среды. Имеет врожденную основу, но достраивается при жизни – это некая предрасположенность, которая дооопределяется в первые часы жизни (импринтинг). Это квинтессенция видового опыта. В инстинкте жестко задан результат, а не путь его достижения, это адаптивное, целенаправленное поведение. В этологии – облигатное научение.
Генетически передается предрасположенность к инст. поведению, но содержание инстинкта меняется.
Эксперимент с сомиком: сомик не различает приманку и перегородку – нет операций. Но: обнаружено, что землеройки могут поступать также в сходной ситуации. Возможен переход на более низкую модель отражения.
1)       низший уровень  - простейшие. Строение: ядро, пищеварит и выделит вакуоли, протоплазматическая нить. Нет преследования пищи. Промежуточная форма между допсих и псих (кинезы – ортокинез и плинекинез, клинотаксис, термотаксис, тигмотаксис – прикосновение, реутотаксис – ориентация в потоке воды). Нет активного поиска и избегания раздражителя, низкая пластичность, низкие адаптивные возможности – сторожевая функция психики. Низшая форма научения (неаассоциативное) – привыкание (вибрации для инфузории). Надо отличать от утомления (у растений). Для проверки – изменить х-р раздражителя. Слитность чуствительности и раздражимости. Зачатки ассоциативного научения.
2)       высший – кишечнополостные, высшие черви, брюхоногие моллюски (улитки). Появление органов и тканей, нс. Симметричные органы чувств, нервная система – четчатая, кольцевая, лестница + цефализация. Ф-ии нс: координация работы органов, обеспечение поведения, быстрота реакции. Развитое таксисное поведение (научение в Т-лабиринте – 120 проб). Тропизм – особенность растения менять положение по отн к биотическим факторам
Таксис – направленность на абиотический фактор, не может осуществляться без психики.
Активный поиск положительных раздражителей. Точная локализация объекта в пространстве. Первые ассоциативные связи между биот и абиот факторам, но медленно формируются и быстро разрушаются). У червей – ассоциативное научение (сокращение при воздействии света), сохраняется несколько дней.
Агрессивное поведение, брачные игры, конструктивная деятельность.
 
1.        Перцептивная стадия
1)       низший уровень – членистоногие, насекомые, головоногие моллюски. Сложная мускулатура и нс, фасеточное зрение Специализация органов чувств. Ориентация на отдельные свойства среды, сложная локомоция, появления манипулятивной активности. Различение форм (эксперимент со стрекозами). Замечают изменение обстановки и проявляют к ним исследовательское поведение. Появление мнемотаксисов – передвижение по индивидуально выученным ориентирам (научение). Территориальное поведение, ритуалы, бескорыстное любопытство. Групповое поведение (сигнальные действия), научение – пищедобывание и избегание. 2 вида научения: облигатное (видовое) и факультативное. Членистоногие: преобладание облигатного. Подражание без научения – аллеломиметическое поведение. Выработка ассоциативных связей (краб).
2)       высший – птицы, рыбы, млекопитающие + все позвоночные (по Фабри). Целостные образы – в пространстве и во сремени (экстраполяция, поиск обходных путей). Манипулирование, общение, научение. Пластичность, перенос навыка. Рыбы: семейно-групповой образ жизни. Способность к подражанию и специальному научению (рыба нажимает рычаг головой в скиннеровской камере). Различение геометрических форм, но трудность переделки навыков, не решают задачу на экстраполяцию. Птицы: игра, сложное исследовательское поведение.
Млекопитающие – иерархии, традиции, орудийная деят-ть. Тенденция к увеличению детства.
Навык – это форма индивидуально изменчивого опыта, формируется при жизни. Операция – составная часть навыка, конкретный способ поведения. Операции – могут возникать только на перцептивной стадии, т.к. необходимо различать предметы (цель и условия).
 
2.        Стадия интеллекта (Фабри не выделяет)
1)       наличие орудийного и двухфазного поведения
2)       инсайт – проигрывание ситуации в воображении
Келер: интеллектуальный акт совершается внезапно (в отличие от навыка). 2 фазы: подготовка и реализация. Обходное движение: от приманки. Затем к приманке.
Функциональное использование орудий, наличие ситуативных, функциональных понятий (представление о достижении результата). Интеллект животных всегда связан с конкретной ситуацией.
Но: неспособность к созданию орудий с помощью других орудий и их хранению.
Длительный период детства, стадия социализации.
Критерии интеллектуального поведения по Фабри:
1.        развитая манипулятивная активность – высшая орудийная деят-ть.
2.        легкость переноса решения в несходные ситуации (интеллект основан на прошлом опыте)
3.        развитое наглядно-действенное мышление, т.е. переход от наблюдаемых к скрытым св-вам предметов
4.        способность усматривать пространственно-временные связи (но не причинно-следственные), изменения в ситуации, удержание внимания
5.        способность к научению – улучшение разультата. (Чужой реферат)
 
Стадии (уровни) эволюционного раз­вития психических функций у животных организмов.
В зависимости от строения деятельности, характера пси­хического отражения (психической ориентировки) и спо­собности к научению выделяются три основные стадии в фи­логенетическом развитии психики у животных организмов:
•  стадия элементарной сенсорной психики — организация врожденного,  видотипичного поведения животного на основе ориентировки в отдельных свойствах предметов и явлений при отсутствии способности к научению;
•  стадия перцептивной психики — организация поведения животного на основе: а) ориентировки в целостных пред­метах и явлениях и б) ориентировки в условиях, определя­ющих способ выполнения действий. Приобретение разно­образных навыков;
•  стадия интеллекта — организация поведения животного на основе ориентировки в межпредметных связях и отноше­ниях, что обеспечивает решение нестандартных ситуатив­ных задач: операции (способы действий) отделяются от ис­ходной деятельности и переносятся в другие ситуации, в другие деятельности и на другие предметы;
•  высший уровень развития психической ориентировки — сознание человека.
Стадии эволюционного развития психики получили теоретическую и эмпирическую конкретизацию в работах К. Э. Фабри (8).
 
1.Стадия элементарной сенсорной психики чаще всего на­блюдается у животных, имеющих сетевидную и ганглионарную анатомо-морфологическую организацию нервной сис­темы. Ориентировка поведения реализуется на основе отра­жения отдельных свойств внешнего мира. Поведение ориентируется на раздражители определенной модальности, которые находятся в связи с биологически значимыми для животного компонентами среды. Значительно преобладают врожденные формы поведения.
Научение проявляется:
а) в угасании реакции на повторяющийся внешний раздражиель;
б) во временном распространении врожденных двига­тельных реакций на ограниченный диапазон новых внешних раздражителей (привыкание, сенсибилизации).
При этом можно выделить:
а) низший уровень сенсор­ной психики: простейшие, губки, кишечно-полостные, в поведении которых наблюдаются лишь изменения скоро­сти и направления передвижения с целью избежать небла­гоприятных условий существования;
б) высший уровень: черви, многие членистоногие, брюхоногие моллюски, иг­локожие, в поведении которых появляется поиск благопри­ятных условий существования на основе сложных таксисов.
2. Стадия перцептивной психики наблюдается у животных, имеющих более сложную структурную организацию нерв­ной системы: дифференцированные и усложненные голов­ные ганглии (у членистоногих) или отделы переднего мозга (у позвоночных). Ориентировка поведения реализуется на основе не отдельных внешних раздражителей, а на основе комплекса одновременно воздействующих раздражителей различной модальности, которые синтезируются в целост­ный образ объекта (перцепция). Ориентировка начинает распространяться не только на предметы потребности, но и на условия, в которых такие предметы располагаются. Поэ­тому поведение разделяется на операции, которые обеспечи­вают: а) взаимодействия с предметными условиями среды (например, обход или перемещение предмета); б) взаимо­действия с предметом потребности. Наблюдается разнооб­разие навыков, которые приобретаются на протяжении жиз­ни путем упражнения. В поведении становится возможным классическое и оперантное обусловливание, что проявляет­ся в форме научения на основе развития функций памяти как в двигательной (навыки), так и в перцептивной сферах (опознавание объектов и ситуаций).
При этом можно выделить:
а) низший уровень перцеп­тивной психики: высшие членистоногие, головоногие мол­люски, часть позвоночных (земноводные, пресмыкающие­ся);
б) высший уровень перцептивной психики (птицы, мле­копитающие).
3. Стадия интеллектуальной психики характеризует живот­ных, которые имеют относительно высокое развитие коры головного мозга. Ориентировка поведения осуществляется на основе активного отражения и исследования межпред­метных связей и отношений в непосредственно восприни­маемом поле жизнедеятельности. Благодаря таким формам ориентировочно-исследовательских операций становится возможным: а) решение задач без «проб и ошибок» («инсайт»), путем ситуативного «одномоментного» установле­ния («усмотрения») межпредметных отношений и связей; б) решение многофазных задач (у некоторых видов живот­ных инструментальных задач) на основе разделения дейст­вий животного во времени на подготовительную фазу и ис­полнительную фазу. Наблюдается широкий перенос навы­ков, способов выполнения действий (операций) в новые ситуации. При решении задачи животные начинают поль­зоваться не одним стереотипным способом, а используют разные способы из ранее накопленного опыта (8).

Основные отличия психики человека от психики животных.

Формирование и развитие человеческой психики и со­знания подчиняются не биологическим законам эволюции, а законам общественно-исторического развития.
• У животных предмет деятельности и биологический мотив всегда совпадают; у человека, в силу социальной организации совместной деятельности, мотив и предмет деятельно­сти разделяются.
• Развитие потребностей (и мотивов) у животных происхо­дит через расширение круга используемых предметов, имеющих биологическое значение в природной среде оби­тания; у человека — через производство новых предметов в социальной деятельности.
Эти фундаментальные различия, лежащие в основе фор­мирования и развития психики животных и человека, конк­ретизируются во множестве психологических теорий, разра­ботанных в рамках деятельностного подхода к анализу и объя­снению психических явлений (8).

Возникновение и развитие психики. Критерии психического.

Каждое понятие имеет объем и содержание. Содержание = критерий. Объем = принадлежность.
Антропопсихизм: только человек обладает психикой; может дать отчет о своих психических состояниях.
Панпсихизм: любая материя; нет.
Биопсихизм: живая материя; сводятся к особенностям жизнедеятельности организма.
Нейропсихизм: существа, имеющие НС; наличие телесной специальной структуры (НС), которая объективно связана с психическими процессами.
А. Н. Леонтьев: предложил функциональный критерий (принцип единства психики и жизнедеятельности). Психика необходима для жизнедеятельность - возникновение нервной системы.
В гетерогенной среде субъекту необходим активный поиск важных для жизни веществ - субъект должен психически отражать актуальные потребности своего организма - побуждение к поиску - необходимость отражать внешнюю среду, важные для жизни объекты. Реагирование - раздражимость - способность организма реагировать на внешние воздействия. Это свойство всего живого. Субъекту еще необходимо реагировать на признаки важных для жизни предметов, которые сами по себе диагностически нейтральны - ощущать объект - чувствительность - способность субъекта реагировать на биологически нейтральные (абиотические) свойства среды, которые объективно связаны с биологически значимыми (биотическими) свойствами и как бы указывают на них (частный случай раздражимости).
3 компонента психики: познавательный, эмоциональный, моторный.
У. Мак-Даугалл. Характеристики инстинкта: 1) избирательность восприятия, 2) эмоциональный импульс, 3) готовность к действию.
П. Я. Гальперин: теория формирования способностей, умений - “поэтапное формирование умственных действий”. Животному необходимо приспосабливаться к среде и ее изменениям - ориентировочная деятельность. Необходима активная психическая ориентировка, когда нет соответствия потребностей и условий внешней среды. В привычной среде все действия происходят автоматически. Условия среды изменяются - необходимо заранее примерить параметры своего действия - необходима психическая ориентировка, образ данных условий и своего действия в мире. Психическая ориентировка - фактор успешного поведения. Объективный признак психики: она существует там, где наличных механизмов поведения недостаточно, где нужно наметить действие заново и приспособить его к конкретным условиям.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.