На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Нарушения осанки в дошкольном возрасте, их выявление

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 20.10.2012. Сдан: 2012. Страниц: 4. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
 
факультет «Психология образования»
 
 
 
 
Реферат
 
По предмету:               «Основы педиатрии и гигиены детей раннего
и дошкольного возраста»
 
На тему:              «Нарушения осанки в дошкольном возрасте,
их выявление».
 
 
 
Студентки: II курса №9 группы
заочного отделения
Лебедевой М. В.
Проверил: Ф.И.О. преподавателя
Доцент Дробинская А. О.
 
 
 
 
 
 
 
Москва, 2011 г.
Содержание
Стр.
Введение              3
1. Особенности формирования навыка правильной осанки
у дошкольников              5
2. Осанка и причины ее нарушения              7
Заключение              13
Список литературы              14
 
 
 

Введение
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это обусловлено, прежде всего, наличием большого числа дошкольников с различными отклонениями в состоянии здоровья. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. В связи с этим возрастает значение организации работы профилактической и коррекционной направленности непосредственно в условиях ДОУ, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, имеется возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий.
Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка. Позвоночник взрослого человека имеет небольшие изгибы: в шейном и поясничном отделе — вперед, в грудном и крестцовом — назад. Они образуются постепенно по мере роста организма, особенно, после того, как ребенок научится стоять и ходить. Эти изгибы имеют положительное значение для организма, так как смягчают резкие вертикальные нагрузки на позвоночник (при прыжках, падении и др.); они называются физиологическими изгибами.
В отечественной и зарубежной литературе опубликовано много научных трудов по вопросу профилактики и лечения отклонения опорно-двигательного аппарата с помощью физических упражнений.
Так И. Д. Ловейко, ориентируется на метод движения, как наиболее мощное терапевтическое средство в комплексном лечении деформации позвоночника и нижних конечностей. Главным и действенным средством профилактики дефектов является физическое воспитание ребенка. Поэтому уже в раннем детстве физическое воспитание должно войти составным компонентом в его воспитании. Определяющую роль в оздоровлении детей дошкольного возраста играет проведение закаливающих мероприятий.
Развивая данную мысль, Е. Н. Вавилова уточняет, что главным средством предупреждений нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения, которые, вызывают активную работу мышц-разгибателей спины и мышц живота. Однако физическое воспитание не единственный фактор, который влияет на осанку. Зависит осанка также и от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степени развития и симметричности мышечной системы.
Предупредить возникновение неправильной осанки легче, чем проводить работу по ее исправлению. Поэтому большое значение в процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый гигиенический режим дня (свежий воздух в помещении, нормальная освещенность, подбор стула по росту каждого ребенка, чередование движений и покоя, полноценное питание, закаливание).
В данной работе мы изучим теоретические основы формирования навыка правильной осанки у детей дошкольного возраста и рассмотреть виды нарушений осанки.
 
 
 
 

1. Особенности формирования навыка правильной осанки
у дошкольников
Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения. Правильная осанка является одной из обязательных черт гармонически развитого человека, внешним выражением его телесной красоты и здоровья.
При осмотре человека, имеющего правильную осанку, определяется вертикальное положение головы, подбородок слегка приподнят, шейно-плечевые углы, образованные боковой поверхностью шеи и надплечьем, одинаковы, плечи расположены на одном уровне, слегка опущены и разведены, грудная клетка симметрична относительно средней линии. Точно также при правильной осанке симметричен живот, лопатки прижаты к туловищу на равном расстоянии от позвоночного столба, нижние углы лопаток расположены на одной горизонтальной линии.
При осмотре сбоку правильная осанка характеризуется несколько приподнятой грудной клеткой и подтянутым животом, прямыми нижними конечностями, а также умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночного столба. Благодаря физиологическим изгибам увеличивается его устойчивость и подвижность, а также проявляются рессорные свойства, предохраняющие головной и спиной мозг от сотрясений (В. П. Правосудов, с. 351).
Как же определить осанку ребенка дошкольного возраста? Сделать это можно следующим образом: поставить малыша спиной к себе на возвышение так, чтобы лопатки находились на уровне ваших глаз (ребенок в трусах, без майки). Поговорить с ним для того, чтобы снять первоначально возникшее у него напряжение и увидеть естественную картину состояния позвоночника. Посмотреть спереди, как расположены у него плечи: составляют ли они одну прямую горизонтальную линию или одно несколько выше другого, развернуты или сведены; сзади увидеть, не отстают ли лопатки, симметричны ли надплечья
(Е. Н. Вавилова, с. 15).
А можно сделать так: сантиметровой лентой измеряется расстояние от 7 шейного позвонка (наиболее выступающего) до нижнего угла левой, а затем правой лопаток (ребенок во время измерений должен быть раздет до пояса и стоять в непринужденной позе). При нормальной осанке эти расстояния равны. Оценить осанку ребенка поможет и так называемый плечевой индекс (измерить сантиметровой лентой ширину плеч со стороны груди, затем плечевую дугу).
 
Плечевой индекс =
ширина плеч
х 100%.
плечевая дуга
 
Если плечевой индекс равен 90–100%, у ребенка правильная осанка. Меньшая величина индекса свидетельствует о ее нарушении (В. М. Краснова,
c. 28).
Позвоночный столб новорожденного ребенка имеет только одну кривизну — крестцово-копчиковый изгиб. Остальные изгибы начинают формироваться позднее. Это связано с определенными этапами в развитии ребенка и обусловлено развитием и функционированием мышц. Так, шейный изгиб позвоночника появляется после того, как ребенок начинает держать голову, т.е. под влиянием работы мышц спины и шеи. У ребенка, начинающего сидеть (6–7 месяцев), образуется грудной изгиб позвоночника. Поясничный изгиб образуется под воздействием мышц, обеспечивающих сохранение вертикального положения туловища и конечностей во время стояния и ходьбы.
Осанка человека рано принимает характер навыка и может определяться уже в дошкольном возрасте. Вначале она неустойчива, так как в период роста организму ребенка свойственна неравномерность в развитии костного, суставно-связочного аппаратов и мышечной системы. Это несоответствие постепенно уменьшается, и к окончанию роста осанка стабилизируется.
 
 
 
2. Осанка и причины ее нарушения
Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата у детей представлены в виде деформаций осанки и стоп. Нарушения осанки отмечаются в двух плоскостях: сагиттальной (вид сбоку) и фронтальной (вид спереди).
В сагиттальной плоскости выделяют 5 видов нарушения осанки, вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов позвоночника.
При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину (кифоз) и кругловогнутую спину.
Для сутуловатости (см. рис. 1) характерно увеличение грудного кифоза при одновременном уменьшении (сглаживании) поясничного лордоза. Голова наклонена вперед. Плечи сведены вперед, лопатки выступают, ягодицы уплощены.
Для круглой спины (см. рис. 2) характерно увеличение грудного кифоза с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда второе название — «тотальный кифоз». Голова часто наклонена вперед. Ноги согнуты в коленях. Отмечается западание грудной клетки и уплощение ягодиц. Мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.
Для кругловогнутой спины (см. рис. 3) характерно увеличение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза выше физиологиче­ской нормы. Голова и верхний плечевой пояс наклонены впе­ред. Живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внут­ренних органов (висцероптоз). Колени максимально разогнуты, может наблюдаться рекурвация коленных суставов. Мыш­цы задней поверхности бедер и ягодичные мышцы растянуты и истончены.
При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.
 

Рис. 1. Состояние мышц, позвоночника и таза при сутуловатости

Рис. 2. Состояние мышц, позвоночника и таза при круглой спине

Рис. 3. Состояние мышц, позвоночника и таза при кругловогнутой спине

Рис. 4. Состояние мышц, позвоночника и таза при плоской спине
Для плоской спины (см. рис. 4) характерно сглаживание всех физиологических изгибов, в большей степени грудного кифоза. Грудная клетка уплощена, лопатки отстают от грудной клетки («крыловидные» лопатки). Наклон таза уменьшен. Мышцы туловища гипотоничны. Данный вид нарушения осанки является следствием функциональной неполноценности мышц и имеет наиболее неблагоприятный прогноз, так как при плоской спине чаще всего развивается и быстро прогрессирует сколиоз.
Для плосковогнутой спины (см. рис. 5) характерно уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Грудная клетка узкая, мышцы живота ослаблены. Угол наклона таза увеличен, при этом отмечается отставание ягодиц кзади и отвисание живота книзу.
Вялая осанка, диагностированная врачом-ортопедом, свидетельствует о появлении начальных признаков нарушения осанки. Для вялой осанки характерны увеличение шейного лордоза и грудного кифоза, слегка опущенная вперед голова, сдвинутые плечи, запавшая грудная клетка, свисающий живот и отстающие лопатки. Ноги могут быть согнутыми в коленных суставах. Причины формирования вялой осанки кроются в слабо развитой мышечной системе ребенка. Такое развитие мышц не позволяет ребенку долго находиться в одном положении, он вынужден часто его менять.
Характерные черты нормальной осанки детей (см рис. 6).

Рис. 5. Состояние мышц, позвоночника и таза при плосковогнутой спине
 

Рис. 6. Правильная осанка ребенка в трех проекциях
1 — прямое положение головы и позвоночника; 2 — вертикальное расположение остистых отростков; 3 — горизонтальный уровень надплечий и углов лопаток; 4 — равные треугольники талии; 5 — горизонтальный уровень гребней подвздошных костей; 6 — симметричное положение ягодичных складок; 7 — правильные физиологические изгибы; 8 — одинаковая длина нижних конечностей и правильное положение стоп; 9 — голова немного наклонена вперед; 10 — линия грудной клетки плавно переходит в линию живота, который выступает на 1–2 см; 11 — изгибы позвоночника выражены слабо, угол наклона таза невелик и составляет и у мальчиков, и у девочек 22–25°.
 
Искривление позвоночного столба во фронтальной плоскости, как уже говорилось, известно как сколиоз. В 95% случаев он развивается вследствие рахита, разной длины ног, неправильной позы за столом, что приводит к растяжению мышц на одной стороне и укорочению на другой. Чем раньше формируется сколиоз, тем хуже исход: он сопровождается значительными изменениями опорно-двигательного аппарата, органов грудной клетки, брюшной полости и тазовых органов. (Дети, больные сколиозом III и IV степени, посещают специализированные учреждения.)
Причин неправильной осанки и ее дефектов много:
?   гиподинамия и, как следствие, недостаточное развитие мышц спины, живота, бедер, шеи, груди, удерживающих позвоночник в нужном положении;
?   ходьба с опущенной головой, сидение с опущенными плечами и согнутой спиной;
?   несоответствующая росту ребенка мебель;
?   неудобная одежда;
?   неправильные позы и привычки детей (например, опора при стоянии на одну ногу, чтение и рисование лежа в постели на боку);
?   однообразные движения (отталкивание одной и той же ногой при езде на самокате, при прыжках во время игр; ношение какого-либо груза в одной и той же руке);
?   неудовлетворительный общий режим жизни ребенка (пассивный отдых, отсутствие прогулок на открытом воздухе, недостаточный сон, нерациональный режим питания);
?   частые инфекционные и острые респираторные заболевания, ослабляющие организм и ухудшающие физическое развитие.
Работу по формированию правильной осанки и коррекции ее нарушений должны вести не только врачи. Ведь дефекты осанки, кифозы, лордозы, сколиозы и плоскостопие могут развиваться еще в грудном возрасте, когда в костной системе ребенка имеется большое количество неокостеневшей хрящевой ткани. Они возникают в результате того, что слишком рано детей начинают сажать, ставить на ножки или учить ходить. Недостаточно развитые мышцы испытывают большую статическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата. (Е. А. Лебедева, Е. В. Русакова, с. 20).
Помнить о хорошей осанке следует и в спортивных упражнениях детей, указывает Е. Н. Вавилова. Так, при игре в настольный теннис, бадминтон участвует одна рука, возможен перекос плечевого пояса. Катание на самокате зачастую выполняется толчком одной ногой, что также может привести к искривлению позвоночника. При длительном использовании велосипеда, плохом подборе его размера может появиться сутулость спины, перекашивается таз, грудная клетка сжимается. Чрезмерные прыжки в классики, через скакалку дают большую нагрузку на позвоночник, своды стоп, особенно если подскоки выполняются тяжело (у ребенка плохая координация движений). Совершенно необходимо соблюдать регламент и правила при занятиях спортивными упражнениями, целесообразно сочетать разные их виды.
Выводы:
Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести со всеми детьми, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. Необходимые упражнения по коррекции и профилактике плоскостопия включаются в утреннюю гимнастику, занятия, подвижные игры. Во время занятий необходимо правильно организовывать рабочее место ребенка (освещение, правильно подобранные стул и стол и др.), следить за симметричным положением тела, выполнять физкультминутки.
Постель ребенка должна быть жесткой, ровной, устойчивой, с невысокой плоской подушкой.
Основным средством формирования правильной осанки и коррекции ее нарушений являются занятия физическими упражнениями. Немаловажное значение имеет индивидуальная работа с детьми.
Раннее выявление и коррекция нарушений принесет более заметные успехи, чем запоздалое лечение в более позднем возрасте.

Заключение
В ходе проведенной работы по теме «Нарушения осанки в дошкольном возрасте, их выявление» был произведен анализ литературы, где были представлены основные теоретические и методические положения по данной теме. По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Осанка – привычное положение тела ребенка, развивается в процессе ин­дивидуального становления на основе наследственных факторов под воздейст­вием воспитания. Зависит от состояния костного скелета, суставно-связочного аппарата, степе­ни развития и симметричности мышечной системы.
2. Дефекты осанки условно можно разделить следующим образом: нарушения осанки во фронтальной (вертикальной), сагиттальной (гориз
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.